Экспериментальная проверка эффективности формирования проектировочной компетентности будущего инженера-педагога швейного профиля
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Билык
В.
В. Экспериментальная проверка эффективности формирования проектировочной компетентности будущего инженера-педагога швейного профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 10 (октябрь). – С.
171–175. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14295.htm.
Аннотация. В работе представлены критерии, показатели и уровни сформированности проектировочной компетентности, выделены педагогические условия ее формирования. Описана методика оценивания уровня сформированности проектировочной компетентности. Представлены результаты сравнительных исследований формирования у будущих инженеров-педагогов швейного профиля проектировочной компетентности в контрольной и экспериментальной группах.
Ключевые слова:
компетентность, педагогический эксперимент, проектировочная компетентность, методика оценивания компетентности, критерии компетентности, показатели компетентности, уровни компетентности.
Текст статьи
Билык Виктория Владимировна,аспирант Хмельницкой гуманитарнопедагогической академии, г. Хмельницкий, Украинаbilykvika@ya.ru
Экспериментальная проверка эффективности формирования проектировочной компетентности будущего инженерапедагога швейного профиля
Аннотация.В работе представлены критерии, показатели и уровни сформированности проектировочной компетентности, выделены педагогические условия ее формирования. Описана методика оценивания уровня сформированности проектировочной компетентности. Представлены результаты сравнительных исследований формирования у будущих инженеровпедагогов швейного профиля проектировочной компетентности в контрольной и экспериментальной группах.Ключевые слова:компетентность, проектировочная компетентность, методика оценивания компетентности, педагогический эксперимент, критерии компетентности, показатели компетентности, уровни компетентности.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В научных психологопедагогических исследованиях отечественных и зарубежных ученых широко описывается модернизация высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода. Формирование компетентностей у будущих специалистов является основной целью и результатом обучения в высшей школе. Специфика инженернопедагогической подготовки –в объединении педагогической и специальной составляющих дисциплин учебного плана, что,соответственно,проявляется в формировании блока педагогических и специальных компетентностей. Для профиля подготовки «Технология изделий легкой промышленности» нами выделены специальные компетентности,которые необходимо сформировать у будущих инженеровпедагогов: проектировочная, технологическая, техническая, предпринимательская. При этом проектировочная компетентность –базовая, таккак способность будущих специалистов проектировать одежду лежит в основе процесса изготовления швейных изделий. Исследование формирования проектировочной компетентности будущего инженерапедагога швейного профиля обусловило необходимость экспериментальной проверки эффективности разработанной модели формирования компетентности, которая реализует педагогические условия.Цель опытноэкспериментальной проверки заключается в признании эффективности выдвинутой гипотезы, что формирование проектировочной компетентности у будущих инженеровпедагогов швейного профиля достигнет большейэффективности, если в учебном процессе реализовать такую совокупность педагогических условий: структурированиесодержания,направленного на формирование проектировочной компетентности у будущих инженеровпедагогов швейного профиля; соблюдениеалгоритма формирования проектировочной компетентности у будущих инженеровпедагогов швейного профиля; технологияформирования проектировочной компетентности у будущих инженеровпедагогов швейного профиля; ориентацияпрофессиональной подготовки инженеровпедагогов швейного профиля на результаты обучения в виде дескрипторов уровней.
Направление и задачи опытноэкспериментальной проверки:1.Определить критерии и показатели оценки эффективности формирования у будущих инженеровпедагогов проектировочной компетентности.2.Установитьс помощью педагогического тестированияуровень базовых знаний студентов по проектировочной компетентности.3.Выбрать контрольные и экспериментальные группы студентов для проведения формирующего этапа эксперимента.4.Выполнить экспериментальную проверку эффективности разработанной модели формирования проектировочной компетентности у будущих инженеровпедагогов швейного профиля.5.Осуществить сравнительные исследования результатов обучения студентов в контрольных и экспериментальных группах.Для решения поставленных задач был выбран педагогический эксперимент, который проводился в два этапа: констатирующий и формирующий. Выбор этого метода объясняется тем, что запланировано сравнить результаты формирования проектировочной компетентности при традиционной подготовке студентов и при внедрении в учебный процесс модели формирования проектировочной компетентности в экспериментальных группах.Оценивание проектировочной компетентности требует количественных оценок, поэтому возникла необходимость разработки параметров,которые бы удовлетворяли условиямобъективности, доступности и простоты определения. Была разработана система показателей и критериев сформированности проектировочной компетентности. В нашем исследовании выделены такие критерии компетентности: когнитивный, деятельностный и личностный. Каждый критерий имеет ряд показателей, описывающих его проявления. Выделение критериев и их показателей необходимо для установления уровня сформированности компетентности. Критерии и показатели проектировочной компетентности будущего инженерапедагога швейного профиля представлены в табл.1.Таблица 1Критерии и показатели проектировочной компетентности
Проектировочная компетентностьКритерии компетентностиПоказатели компетентностиСпособность проектировать одежду различного ассортимента с учетом типа производства и свойств пакета материалов
КогнитивныйЗнать особенности и этапы художественного проектирования одеждыЗнать методику подбора материалов для образца модели одеждыЗнать методику разработки рабочей конструкторской документации и требования к оформлению пакета конструкторской документацииДеятельностныйУметь разрабатывать художественный проект коллекции моделей одежды определенного ассортимента в эскизнойформе Уметьподбирать пакет материалов для образца спроектированной модели одежды
Уметь разрабатывать пакет технической документации на образец спроектированной модели одеждыЛичностныйОрганизованностьАналитическое мышление Пространственное мышлениеМатематические способностиПоказатель уровня сформированности знаний у будущих специалистов рассматривается согласно классификации, в которой выделяют три уровня [1]: ознакомительноориентировочный (ОО), понятийноаналитический (ПА), продуктивносинтетический (ПС). При этомжелаемый уровень сформированности знаний по проектированию швейных изделийкак составляющейпроектировочной компетентностирассматривается нами на уровнях ПА и ПС, так как уровень сформированности знаний ОО довольно низкий.Показатель уровня сформированности умений у будущих инженеровпедагогов рассматривается на трех уровнях [2]: с опорой на источник информации (ОИИ), самостоятельно (С), самостоятельно в автоматизированном режиме (СА). Желаемый уровень сформированности умений по проектированию швейных изделий рассматривается на уровнях ОИИ и С, так как уровень СА является достаточно высоким в выполнении задач по проектированию швейных изделий при наличии полученного студентами ограниченного опыта выполнения таких задач во время учебнопрофессиональной деятельности.Для тогочтобы профессиональноважные качества (ПВК)как составляющие проектировочной компетентности выполняли диагностическую функцию, они должны иметь количественную оценку уровня проявления. ПВК в нашем исследовании оцениваются по четырехбалльной шкале:5 баллов–профессиональноважное качество выражено на высоком уровне и проявляется во время выполнения задач по проектированию швейных изделий;4 балла–профессиональноважное качество хорошо выражено, но проявляется непостоянно во время выполнения заданий;3 балла–низкий уровень проявления профессиональноважного качества во время выполнения заданий;2 балла–профессиональноважное качество не сформировано, не проявляется в процессе выполнения студентами заданий.Нами выделено три уровня сформированности проектировочной компетентности: начальный, базовый и высокий.Начальный уровень–уровень сформированных знаний и умений –позволяет осуществлять репродуктивные действия при выполнении квазипрофессиональных задач по проектированию швейных изделий. Профессиональноважные качества ограничены в своем проявлениии не позволяют быстро и качественно выполнить ряд поставленных задач.Базовый уровень–уровень сформированных знаний и умений –позволяет выполнять действия, последовательность которых четко запланирована студентом в рамках поставленной задачи. Уровень сформированных профессиональноважных качеств позволяет качественно выполнить квазипрофессиональные задачи.Высокий уровень–уровень сформированных знаний и умений –позволяет синтезировать информацию для решения квазипрофессиональных задач. Уровень сформированных профессиональноважных качеств позволяет качественно и оперативно выполнять профессиональные задачи, осуществлять совершенствование и рационализацию квазипрофессиональной деятельности. Методика оценивания уровня сформированности проектировочной компетентности проводится по таким этапам:1.Определение весовых коэффициентов компонентов компетентности.2.Определение итоговогобалла сформированности компетентности.3.Определение уровня сформированности компетентности.Анализ научной литературы по вопросам соотношения знаний, умений и качеств личности в общей результативной оценке подготовки специалистов позволил выделить следующие весовые коэффициенты компонентов компетентности: когнитивный компонент (Кк)–0,2; деятельностный компонент (Кд)–0,5; личностный компонент (Ко)–0,3.Итоговый балл сформированности компетентности (Рк) определяем по формуле:Рк =ОкКк+ОдКд+Ко(Оо1+Оо2+ Оо3+ Оо4)/4, где Ок–количество баллов оценки когнитивного компонента;Од–количество баллов оценки деятельностного компонента;Ооn–количество баллов оценки личностного компонента по показателям: организованность (Оо1), аналитическое мышление (Оо2), пространственное мышление (Оо3), математические способности (Оо4).Максимально возможный итоговый балл сформированности компетентности (Рк) составляет 5,00,что соответствует коэффициенту 1. Минимальный пороговый уровень сформированности компетентности составляет 2,75 балла, что соответствует коэффициенту 0,55. Итоговый коэффициент уровня компетентности (Кр) определяем по формулеКр=100Рк/5.Определение буквенной оценки компетентности по шкале ECTS и уровень ее сформированностиопределяем согласно табл. 2.Таблица 2Определение уровня сформированности компетентности
Интервальная шкала(итоговый балл сформированности компетентности–Рк)Оценка ECTSСформированность компетентностиИтоговый коэффициентУровень компетентности4,75–5,00A0,95≥Кр≤1Высокий4,25–4,74B0,75≥Кр≤0,94Базовый3,75–4,24C3,25–3,74D0,55≥Кр≤0,74Начальный2,75–3,24E2,00–2,74FXКомпетентность не сформирована0,00–1,99F
Во время констатирующего этапа эксперимента осуществлялось изучение реального состояния подготовки будущих инженеровпедагогов швейного профиля по проектированию швейных изделий при традиционной теоретической и практической подготовке. Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне специальных знаний и умений по проектированию швейных изделий при традиционной подготовке студентов.Независимыми переменными исследования на констатирующем этапе эксперимента были содержание, формы, методы и средства традиционной подготовки студентов; зависимыми переменными–критерии и показатели проектировочной компетентности (табл. 1).Методика проведения констатирующего этапа педагогического эксперимента заключалась в требовании не нарушать существующий (действующий) учебный процесс подготовки будущих инженеровпедагогов швейного профиля по проектированию швейных изделий. По результатам овладения студентами теоретическим и практическим материалом определялась оценка уровня сформированности у студентов знаний, умений и ПВК. Сводные данные уровня сформированности компонентов проектировочной компетентности в контрольной группе на констатирующем этапе представлены в табл. 3.Таблица 3Результаты оценки показателей проектировочной компетентности при традиционной подготовке студентов на констатирующем этапе педагогического эксперимента
№ п/пКритерииКоличество студентовСредние значения показателяС низким уровнем(2 балла)Со средним уровнем(3 балла)С достаточным уровнем(4 балла)С высоким уровнем(5 баллов)1Когнитивный 9(10%)45(50%)20(22,22%)16(17,78%)3,482Деятельностный 8(8,89%)49(54,44%)22(24,44%)11(12,22%)3,403Личностный 15(16,67%)37(41,11%)28(31,11%)10(11,11%)3,3711(12,22%)41(45,56%)29(32,22%)9(10%)3,409(10%)38(42,22%)31(34,44%)12(13,33%)3,514(4,44%)46(51,11%)25(27,78%)15(16,67%)3,57
Анализ данных табл.3 показал, что средние значения показателей находятся в пределах 3,37–3,57, что свидетельствует о низкой эффективности традиционной подготовки студентов по проектированию швейных изделий. Это позволяет сделать предположение, что традиционные содержание, формы, методы и средства обучения недостаточно влияют на формирование проектировочной компетентности. На формирующем этапе педагогического эксперимента осуществлялась апробация структурированного содержания обучения, обеспечивающего формирование проектировочной компетентности согласно разработанному алгоритмуи технологии, дидактического обеспечения в виде учебнометодического комплекса дисциплин «Швейные материалы», «Художественное проектирование одежды», «Проектирование швейных изделий» и электронного учебнометодического комплекса дисциплин реализованного в среде «MOODLE». Диагностика сформированного уровня компетентности проводилась на двух этапах обучения студентов для демонстрации динамики ее формирования и доказательства действенности разработанной модели.Независимыми переменными на формирующем этапе педагогического эксперимента были:для контрольных групп: содержание и педагогический инструментарий традиционной подготовки студентов;для экспериментальных групп: содержание, технология и алгоритм формирования проектировочной компетентности.Зависимыми переменными являются критерии и показатели проектировочной компетентности и диагностический инструментарий.Надежность результатов экспериментального исследования обеспечивалась отбором и выравниванием контрольной и экспериментальной групп с целью определения начального уровня подготовки студентовпутем проведения входного тестирования. Тестирование выполнялось с помощью педагогических тестовых заданий трех уровней сложности с четко сформулированными вопросами и единственным возможным правильным вариантом ответов. Расчет среднего балла начального уровня подготовки студентов контрольной и экспериментальной групп представленв табл.4.Таблица 4Расчет среднего балла начального уровня подготовки
ОценкаКонтрольная группаЭкспериментальня группаБаллыКоличество оценокОбщее количество балловСреднее значениеКоличество оценокОбщее количество балловСреднее значение«2»12
12
«3»46138
48144
«4»31124
29116
«5»1890
1785
Итого953543,73953473,65
Проверку однородности контрольной и экспериментальной групп осуществляли с использованием tкритерия Стьюдента [3]. Определив tкритерий Стьюдента,сравнили его с табличным [4]. Табличное значение tкритерия больше,чем расчетное (tтабл (1,984) > tрасч (0,702)), это указывает на то, что нулевая гипотеза не отвергается и две выборки принадлежат к одной генеральной совокупности, а именно они однородны для уровня достоверности 0,05. Выбранныеконтрольная и экспериментальная группы являются однородными и условно равными.Проведение экспериментальных исследований предусматривает выполнение одинаковых для контрольных и экспериментальных групп заданий с целью проверки уровня сформированности проектировочной компетентности у будущих специалистов. При определении уровня сформированности проектировочной компетентности у будущих специалистовпроисходилооценивание каждого ее критерия. Оценка когнитивного критерия осуществлялась путем использования ситуативных тестов. Оценка деятельностного компонента даваласьпо результатам разработки студентами пакета технической документации на образец модели. Оценивание личностного компонента происходило путем экспертного оценивания.Неоднократное проведение диагностических срезовпри определении уровня сформированностикомпетентности демонстрирует динамику ее формирования, требует значительных усилий, хотя полученные результаты позволяют сделать этот процесс контролируемым и управляемым. Первый этап определения уровня сформированности компонентов компетентности проводился по завершенииизучения дисциплины «Проектирование швейных изделий». Второй этап–после прохождения студентами траектории формирования компетентности, которая заканчивается выполнением дипломной работы. Результаты сравнительных исследований показателей проектировочной компетентности в контрольных и экспериментальных группах приведены в табл.5.Таблица 5Результаты сравнительных исследований показателей проектировочной компетентности
№ п/пКритерииПрирост средних значений (%)Контрольные группыЭкспериментальные группы1йэтап2йэтап1йэтап2йэтап1Когнитивный3,164,67,769,202Деятельностный6,477,0611,1812,653Личностный Оо12,373,566,238,61Оо22,354,127,0610,0Оо33,133,998,5510,26Оо42,83,645,046,44
Итоговый балл сформированности проектировочной компетентности в контрольных и экспериментальных группах рассчитываем по формуле (2). Сравнительные результаты итогового балла сформированности проектировочной компетентности у будущих инженеровпедагогов представленыв табл.6.Таблица 6Результаты сравнительных исследований итогового балла сформированности проектировочной компетентности в контрольных и экспериментальных группах
Этап экспериментаИтоговый баллПрирост средних значений (%)Констатирующий 3,430Формирующий Контрольные группы1йэтап3,604,962йэтап3,635,83Экспериментальные группы1йэтап3,759,332йэтап3,8111,08
Руководствуясь результатами сравнительных исследований показателей проектировочной компетентности, определим средние показатели сформированности компетентности в контрольных и экспериментальных группах в динамике ее формирования. Динамика прироста среднего показателя сформированности проектировочной компетентности в контрольных группах составляет 4,96 на первом этапе и 5,83 на втором этапе диагностирования, в экспериментальных группах соответственно 9,33 и 11,08 (см. рисунок).
Прирост среднего показателя сформированности проектировочной компетентности в контрольных и экспериментальных группах
Анализ полученных результатов педагогического исследованияотносительно позитивной динамики формирования проектировочной компетентности в экспериментальных группах позволяет сделать вывод о целесообразности осуществления инженернопедагогической подготовки по проектированию швейных изделий согласно модели формирования проектировочной компетентности, реализующейпедагогические условия ее формирования. Доверительные интервалы показателей экспериментальных и контрольных групп не перекрываются, это свидетельствует о том, что эффективность и результативность использования предложенной модели формирования проектировочной компетентности существенно выше по сравнению с традиционной подготовкой студентов. Таким образом, проведенное исследование подтвердило правильность гипотезы.
Ссылки на источники1.Артюх С.Ф. и др. Педагогические аспекты преподавания инженерных дисциплин: пособие для преподавателей. –Харьков: УИПА, 2001. –С. 54.2.Там же. –С. 53.3.Образцов П.И. Методология и методы психологопедагогического исследования: курс лекций. –Орел, 2002.–291с.4.Годфруа Ж. Что такое философия: в 2т. Т.2 / подред. дра психол. наук Г.Г. Аракелова. –М.: «Мир», 1992. –446 с.
Viktoriya Bilyk,
PhD student, Khmel'nickiy HumanitarianPedagogical Academy, Ukraine bilykvika@ya.ruExperimental verification of forming design competence efficiency amongfuture engineerteacher of sewing profileAbstract.Criteria, indexes andlevels of formed ofdesign competence are presented in the articleandthe pedagogical terms of its forming are selected. The method of evaluation thelevel of design competence is described. The results of comparative researches of amongfuture engineersteachers of sewing profileare presented in control and experimental groups. Keywords:competence, design competence, method of evaluation of competence, pedagogical experiment, criteria of competence, indexes of competence, levels of competence.References
1.Artyukh,S.F. et al. (2001) Pedagogicheskie aspektu prepodavaniya inzhenernuh disсiplin. Posobie dlya prepodavatelej,UIPA,Khar'kov,210 p. (in Russian).2.Obraztsov,P.I. (2002) Metodologiya i metodu psihologopedagogicheskogo issledovaniya: kurs lekcij,Orjol,291 p. (in Russian).3.Godfrua,Zh.& Arakelov, G.G. (ed.) (1992) Chto takoe filosofiya: v 2vol.,vol. 2 Mir,Moscow,446 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Герниченко И. И., кандидатом педагогических наук;ГоревымП. М., кандидатомпедагогическихнаук, главнымредактором журнала «Концепт»
Экспериментальная проверка эффективности формирования проектировочной компетентности будущего инженерапедагога швейного профиля
Аннотация.В работе представлены критерии, показатели и уровни сформированности проектировочной компетентности, выделены педагогические условия ее формирования. Описана методика оценивания уровня сформированности проектировочной компетентности. Представлены результаты сравнительных исследований формирования у будущих инженеровпедагогов швейного профиля проектировочной компетентности в контрольной и экспериментальной группах.Ключевые слова:компетентность, проектировочная компетентность, методика оценивания компетентности, педагогический эксперимент, критерии компетентности, показатели компетентности, уровни компетентности.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В научных психологопедагогических исследованиях отечественных и зарубежных ученых широко описывается модернизация высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода. Формирование компетентностей у будущих специалистов является основной целью и результатом обучения в высшей школе. Специфика инженернопедагогической подготовки –в объединении педагогической и специальной составляющих дисциплин учебного плана, что,соответственно,проявляется в формировании блока педагогических и специальных компетентностей. Для профиля подготовки «Технология изделий легкой промышленности» нами выделены специальные компетентности,которые необходимо сформировать у будущих инженеровпедагогов: проектировочная, технологическая, техническая, предпринимательская. При этом проектировочная компетентность –базовая, таккак способность будущих специалистов проектировать одежду лежит в основе процесса изготовления швейных изделий. Исследование формирования проектировочной компетентности будущего инженерапедагога швейного профиля обусловило необходимость экспериментальной проверки эффективности разработанной модели формирования компетентности, которая реализует педагогические условия.Цель опытноэкспериментальной проверки заключается в признании эффективности выдвинутой гипотезы, что формирование проектировочной компетентности у будущих инженеровпедагогов швейного профиля достигнет большейэффективности, если в учебном процессе реализовать такую совокупность педагогических условий: структурированиесодержания,направленного на формирование проектировочной компетентности у будущих инженеровпедагогов швейного профиля; соблюдениеалгоритма формирования проектировочной компетентности у будущих инженеровпедагогов швейного профиля; технологияформирования проектировочной компетентности у будущих инженеровпедагогов швейного профиля; ориентацияпрофессиональной подготовки инженеровпедагогов швейного профиля на результаты обучения в виде дескрипторов уровней.
Направление и задачи опытноэкспериментальной проверки:1.Определить критерии и показатели оценки эффективности формирования у будущих инженеровпедагогов проектировочной компетентности.2.Установитьс помощью педагогического тестированияуровень базовых знаний студентов по проектировочной компетентности.3.Выбрать контрольные и экспериментальные группы студентов для проведения формирующего этапа эксперимента.4.Выполнить экспериментальную проверку эффективности разработанной модели формирования проектировочной компетентности у будущих инженеровпедагогов швейного профиля.5.Осуществить сравнительные исследования результатов обучения студентов в контрольных и экспериментальных группах.Для решения поставленных задач был выбран педагогический эксперимент, который проводился в два этапа: констатирующий и формирующий. Выбор этого метода объясняется тем, что запланировано сравнить результаты формирования проектировочной компетентности при традиционной подготовке студентов и при внедрении в учебный процесс модели формирования проектировочной компетентности в экспериментальных группах.Оценивание проектировочной компетентности требует количественных оценок, поэтому возникла необходимость разработки параметров,которые бы удовлетворяли условиямобъективности, доступности и простоты определения. Была разработана система показателей и критериев сформированности проектировочной компетентности. В нашем исследовании выделены такие критерии компетентности: когнитивный, деятельностный и личностный. Каждый критерий имеет ряд показателей, описывающих его проявления. Выделение критериев и их показателей необходимо для установления уровня сформированности компетентности. Критерии и показатели проектировочной компетентности будущего инженерапедагога швейного профиля представлены в табл.1.Таблица 1Критерии и показатели проектировочной компетентности
Проектировочная компетентностьКритерии компетентностиПоказатели компетентностиСпособность проектировать одежду различного ассортимента с учетом типа производства и свойств пакета материалов
КогнитивныйЗнать особенности и этапы художественного проектирования одеждыЗнать методику подбора материалов для образца модели одеждыЗнать методику разработки рабочей конструкторской документации и требования к оформлению пакета конструкторской документацииДеятельностныйУметь разрабатывать художественный проект коллекции моделей одежды определенного ассортимента в эскизнойформе Уметьподбирать пакет материалов для образца спроектированной модели одежды
Уметь разрабатывать пакет технической документации на образец спроектированной модели одеждыЛичностныйОрганизованностьАналитическое мышление Пространственное мышлениеМатематические способностиПоказатель уровня сформированности знаний у будущих специалистов рассматривается согласно классификации, в которой выделяют три уровня [1]: ознакомительноориентировочный (ОО), понятийноаналитический (ПА), продуктивносинтетический (ПС). При этомжелаемый уровень сформированности знаний по проектированию швейных изделийкак составляющейпроектировочной компетентностирассматривается нами на уровнях ПА и ПС, так как уровень сформированности знаний ОО довольно низкий.Показатель уровня сформированности умений у будущих инженеровпедагогов рассматривается на трех уровнях [2]: с опорой на источник информации (ОИИ), самостоятельно (С), самостоятельно в автоматизированном режиме (СА). Желаемый уровень сформированности умений по проектированию швейных изделий рассматривается на уровнях ОИИ и С, так как уровень СА является достаточно высоким в выполнении задач по проектированию швейных изделий при наличии полученного студентами ограниченного опыта выполнения таких задач во время учебнопрофессиональной деятельности.Для тогочтобы профессиональноважные качества (ПВК)как составляющие проектировочной компетентности выполняли диагностическую функцию, они должны иметь количественную оценку уровня проявления. ПВК в нашем исследовании оцениваются по четырехбалльной шкале:5 баллов–профессиональноважное качество выражено на высоком уровне и проявляется во время выполнения задач по проектированию швейных изделий;4 балла–профессиональноважное качество хорошо выражено, но проявляется непостоянно во время выполнения заданий;3 балла–низкий уровень проявления профессиональноважного качества во время выполнения заданий;2 балла–профессиональноважное качество не сформировано, не проявляется в процессе выполнения студентами заданий.Нами выделено три уровня сформированности проектировочной компетентности: начальный, базовый и высокий.Начальный уровень–уровень сформированных знаний и умений –позволяет осуществлять репродуктивные действия при выполнении квазипрофессиональных задач по проектированию швейных изделий. Профессиональноважные качества ограничены в своем проявлениии не позволяют быстро и качественно выполнить ряд поставленных задач.Базовый уровень–уровень сформированных знаний и умений –позволяет выполнять действия, последовательность которых четко запланирована студентом в рамках поставленной задачи. Уровень сформированных профессиональноважных качеств позволяет качественно выполнить квазипрофессиональные задачи.Высокий уровень–уровень сформированных знаний и умений –позволяет синтезировать информацию для решения квазипрофессиональных задач. Уровень сформированных профессиональноважных качеств позволяет качественно и оперативно выполнять профессиональные задачи, осуществлять совершенствование и рационализацию квазипрофессиональной деятельности. Методика оценивания уровня сформированности проектировочной компетентности проводится по таким этапам:1.Определение весовых коэффициентов компонентов компетентности.2.Определение итоговогобалла сформированности компетентности.3.Определение уровня сформированности компетентности.Анализ научной литературы по вопросам соотношения знаний, умений и качеств личности в общей результативной оценке подготовки специалистов позволил выделить следующие весовые коэффициенты компонентов компетентности: когнитивный компонент (Кк)–0,2; деятельностный компонент (Кд)–0,5; личностный компонент (Ко)–0,3.Итоговый балл сформированности компетентности (Рк) определяем по формуле:Рк =ОкКк+ОдКд+Ко(Оо1+Оо2+ Оо3+ Оо4)/4, где Ок–количество баллов оценки когнитивного компонента;Од–количество баллов оценки деятельностного компонента;Ооn–количество баллов оценки личностного компонента по показателям: организованность (Оо1), аналитическое мышление (Оо2), пространственное мышление (Оо3), математические способности (Оо4).Максимально возможный итоговый балл сформированности компетентности (Рк) составляет 5,00,что соответствует коэффициенту 1. Минимальный пороговый уровень сформированности компетентности составляет 2,75 балла, что соответствует коэффициенту 0,55. Итоговый коэффициент уровня компетентности (Кр) определяем по формулеКр=100Рк/5.Определение буквенной оценки компетентности по шкале ECTS и уровень ее сформированностиопределяем согласно табл. 2.Таблица 2Определение уровня сформированности компетентности
Интервальная шкала(итоговый балл сформированности компетентности–Рк)Оценка ECTSСформированность компетентностиИтоговый коэффициентУровень компетентности4,75–5,00A0,95≥Кр≤1Высокий4,25–4,74B0,75≥Кр≤0,94Базовый3,75–4,24C3,25–3,74D0,55≥Кр≤0,74Начальный2,75–3,24E2,00–2,74FXКомпетентность не сформирована0,00–1,99F
Во время констатирующего этапа эксперимента осуществлялось изучение реального состояния подготовки будущих инженеровпедагогов швейного профиля по проектированию швейных изделий при традиционной теоретической и практической подготовке. Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне специальных знаний и умений по проектированию швейных изделий при традиционной подготовке студентов.Независимыми переменными исследования на констатирующем этапе эксперимента были содержание, формы, методы и средства традиционной подготовки студентов; зависимыми переменными–критерии и показатели проектировочной компетентности (табл. 1).Методика проведения констатирующего этапа педагогического эксперимента заключалась в требовании не нарушать существующий (действующий) учебный процесс подготовки будущих инженеровпедагогов швейного профиля по проектированию швейных изделий. По результатам овладения студентами теоретическим и практическим материалом определялась оценка уровня сформированности у студентов знаний, умений и ПВК. Сводные данные уровня сформированности компонентов проектировочной компетентности в контрольной группе на констатирующем этапе представлены в табл. 3.Таблица 3Результаты оценки показателей проектировочной компетентности при традиционной подготовке студентов на констатирующем этапе педагогического эксперимента
№ п/пКритерииКоличество студентовСредние значения показателяС низким уровнем(2 балла)Со средним уровнем(3 балла)С достаточным уровнем(4 балла)С высоким уровнем(5 баллов)1Когнитивный 9(10%)45(50%)20(22,22%)16(17,78%)3,482Деятельностный 8(8,89%)49(54,44%)22(24,44%)11(12,22%)3,403Личностный 15(16,67%)37(41,11%)28(31,11%)10(11,11%)3,3711(12,22%)41(45,56%)29(32,22%)9(10%)3,409(10%)38(42,22%)31(34,44%)12(13,33%)3,514(4,44%)46(51,11%)25(27,78%)15(16,67%)3,57
Анализ данных табл.3 показал, что средние значения показателей находятся в пределах 3,37–3,57, что свидетельствует о низкой эффективности традиционной подготовки студентов по проектированию швейных изделий. Это позволяет сделать предположение, что традиционные содержание, формы, методы и средства обучения недостаточно влияют на формирование проектировочной компетентности. На формирующем этапе педагогического эксперимента осуществлялась апробация структурированного содержания обучения, обеспечивающего формирование проектировочной компетентности согласно разработанному алгоритмуи технологии, дидактического обеспечения в виде учебнометодического комплекса дисциплин «Швейные материалы», «Художественное проектирование одежды», «Проектирование швейных изделий» и электронного учебнометодического комплекса дисциплин реализованного в среде «MOODLE». Диагностика сформированного уровня компетентности проводилась на двух этапах обучения студентов для демонстрации динамики ее формирования и доказательства действенности разработанной модели.Независимыми переменными на формирующем этапе педагогического эксперимента были:для контрольных групп: содержание и педагогический инструментарий традиционной подготовки студентов;для экспериментальных групп: содержание, технология и алгоритм формирования проектировочной компетентности.Зависимыми переменными являются критерии и показатели проектировочной компетентности и диагностический инструментарий.Надежность результатов экспериментального исследования обеспечивалась отбором и выравниванием контрольной и экспериментальной групп с целью определения начального уровня подготовки студентовпутем проведения входного тестирования. Тестирование выполнялось с помощью педагогических тестовых заданий трех уровней сложности с четко сформулированными вопросами и единственным возможным правильным вариантом ответов. Расчет среднего балла начального уровня подготовки студентов контрольной и экспериментальной групп представленв табл.4.Таблица 4Расчет среднего балла начального уровня подготовки
ОценкаКонтрольная группаЭкспериментальня группаБаллыКоличество оценокОбщее количество балловСреднее значениеКоличество оценокОбщее количество балловСреднее значение«2»12
12
«3»46138
48144
«4»31124
29116
«5»1890
1785
Итого953543,73953473,65
Проверку однородности контрольной и экспериментальной групп осуществляли с использованием tкритерия Стьюдента [3]. Определив tкритерий Стьюдента,сравнили его с табличным [4]. Табличное значение tкритерия больше,чем расчетное (tтабл (1,984) > tрасч (0,702)), это указывает на то, что нулевая гипотеза не отвергается и две выборки принадлежат к одной генеральной совокупности, а именно они однородны для уровня достоверности 0,05. Выбранныеконтрольная и экспериментальная группы являются однородными и условно равными.Проведение экспериментальных исследований предусматривает выполнение одинаковых для контрольных и экспериментальных групп заданий с целью проверки уровня сформированности проектировочной компетентности у будущих специалистов. При определении уровня сформированности проектировочной компетентности у будущих специалистовпроисходилооценивание каждого ее критерия. Оценка когнитивного критерия осуществлялась путем использования ситуативных тестов. Оценка деятельностного компонента даваласьпо результатам разработки студентами пакета технической документации на образец модели. Оценивание личностного компонента происходило путем экспертного оценивания.Неоднократное проведение диагностических срезовпри определении уровня сформированностикомпетентности демонстрирует динамику ее формирования, требует значительных усилий, хотя полученные результаты позволяют сделать этот процесс контролируемым и управляемым. Первый этап определения уровня сформированности компонентов компетентности проводился по завершенииизучения дисциплины «Проектирование швейных изделий». Второй этап–после прохождения студентами траектории формирования компетентности, которая заканчивается выполнением дипломной работы. Результаты сравнительных исследований показателей проектировочной компетентности в контрольных и экспериментальных группах приведены в табл.5.Таблица 5Результаты сравнительных исследований показателей проектировочной компетентности
№ п/пКритерииПрирост средних значений (%)Контрольные группыЭкспериментальные группы1йэтап2йэтап1йэтап2йэтап1Когнитивный3,164,67,769,202Деятельностный6,477,0611,1812,653Личностный Оо12,373,566,238,61Оо22,354,127,0610,0Оо33,133,998,5510,26Оо42,83,645,046,44
Итоговый балл сформированности проектировочной компетентности в контрольных и экспериментальных группах рассчитываем по формуле (2). Сравнительные результаты итогового балла сформированности проектировочной компетентности у будущих инженеровпедагогов представленыв табл.6.Таблица 6Результаты сравнительных исследований итогового балла сформированности проектировочной компетентности в контрольных и экспериментальных группах
Этап экспериментаИтоговый баллПрирост средних значений (%)Констатирующий 3,430Формирующий Контрольные группы1йэтап3,604,962йэтап3,635,83Экспериментальные группы1йэтап3,759,332йэтап3,8111,08
Руководствуясь результатами сравнительных исследований показателей проектировочной компетентности, определим средние показатели сформированности компетентности в контрольных и экспериментальных группах в динамике ее формирования. Динамика прироста среднего показателя сформированности проектировочной компетентности в контрольных группах составляет 4,96 на первом этапе и 5,83 на втором этапе диагностирования, в экспериментальных группах соответственно 9,33 и 11,08 (см. рисунок).
Прирост среднего показателя сформированности проектировочной компетентности в контрольных и экспериментальных группах
Анализ полученных результатов педагогического исследованияотносительно позитивной динамики формирования проектировочной компетентности в экспериментальных группах позволяет сделать вывод о целесообразности осуществления инженернопедагогической подготовки по проектированию швейных изделий согласно модели формирования проектировочной компетентности, реализующейпедагогические условия ее формирования. Доверительные интервалы показателей экспериментальных и контрольных групп не перекрываются, это свидетельствует о том, что эффективность и результативность использования предложенной модели формирования проектировочной компетентности существенно выше по сравнению с традиционной подготовкой студентов. Таким образом, проведенное исследование подтвердило правильность гипотезы.
Ссылки на источники1.Артюх С.Ф. и др. Педагогические аспекты преподавания инженерных дисциплин: пособие для преподавателей. –Харьков: УИПА, 2001. –С. 54.2.Там же. –С. 53.3.Образцов П.И. Методология и методы психологопедагогического исследования: курс лекций. –Орел, 2002.–291с.4.Годфруа Ж. Что такое философия: в 2т. Т.2 / подред. дра психол. наук Г.Г. Аракелова. –М.: «Мир», 1992. –446 с.
Viktoriya Bilyk,
PhD student, Khmel'nickiy HumanitarianPedagogical Academy, Ukraine bilykvika@ya.ruExperimental verification of forming design competence efficiency amongfuture engineerteacher of sewing profileAbstract.Criteria, indexes andlevels of formed ofdesign competence are presented in the articleandthe pedagogical terms of its forming are selected. The method of evaluation thelevel of design competence is described. The results of comparative researches of amongfuture engineersteachers of sewing profileare presented in control and experimental groups. Keywords:competence, design competence, method of evaluation of competence, pedagogical experiment, criteria of competence, indexes of competence, levels of competence.References
1.Artyukh,S.F. et al. (2001) Pedagogicheskie aspektu prepodavaniya inzhenernuh disсiplin. Posobie dlya prepodavatelej,UIPA,Khar'kov,210 p. (in Russian).2.Obraztsov,P.I. (2002) Metodologiya i metodu psihologopedagogicheskogo issledovaniya: kurs lekcij,Orjol,291 p. (in Russian).3.Godfrua,Zh.& Arakelov, G.G. (ed.) (1992) Chto takoe filosofiya: v 2vol.,vol. 2 Mir,Moscow,446 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Герниченко И. И., кандидатом педагогических наук;ГоревымП. М., кандидатомпедагогическихнаук, главнымредактором журнала «Концепт»