Формирование профессиональных компетенций курсантов и слушателей посредством применения активных и интерактивных методов обучения в вузах системы МЧС России
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ермолаева
Ж.
Е.,
Герасимова
И.
Н. Формирование профессиональных компетенций курсантов и слушателей посредством применения активных и интерактивных методов обучения в вузах системы МЧС России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 10 (октябрь). – С.
166–170. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14294.htm.
Аннотация. Статья посвящена особенностям формирования профессиональных компетенций обучающихся в вузах системы МЧС. Раскрыты психолого-педагогические особенности и особенности процесса обучения курсантов, находящихся на казарменном положении. Дана характеристика использования интерактивных методов обучения на примере дисциплины «Химия».
Ключевые слова:
профессиональные компетенции, инфографика, интеллект-карта, активные и интерактивные методы обучения
Текст статьи
Ермолаева Жаннетта Евгеньевна,кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи ФГБОУ ВПО «Академия государственной противопожарной службы МЧС России», г. Москваzhannetta13@gmail.com
Герасимова Ирина Николаевна,подполковник внутренней службы, старший преподаватель кафедры экологической безопасности ФГБОУ ВПО «Академия государственной противопожарной службы МЧС России», г. Москваmeegera@mail.ru
Формирование профессиональных компетенций курсантов и слушателей посредством применения активных и интерактивных методов обучения в вузах системы МЧС России
Аннотация.Статья посвящена особенностям формирования профессиональных компетенций обучающихся в вузах системы МЧС.Раскрыты психологопедагогические особенности и особенности процесса обучения курсантов, находящихся на казарменном положении. Дана характеристика использования интерактивных методов обучения на примере дисциплины «Химия».Ключевые слова: профессиональные компетенции, активные и интерактивные методы обучения, интеллекткарта, инфографика.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Познание это отражение действительности в процессе восхождения от живого созерцания к абстрактному мышлениюи от него к практике.
В.И.Ленин
Цель современного профессионального образованияподготовить специалистов, обладающих определенным набором умений,навыков и академических знаний (то есть набором компетенций), позволяющих быстро,качественно и результативно решать профессиональные задачи.Достижение данной цели зачастую зависит от ряда факторов:1)материальнотехнического обеспечения учебного процесса;2)базовогоуровняподготовки обучающихся, их индивидуальныхособенностей, в том числеуровняразвития личности, способностик восприятию и переработке информации, способностик нестандартным решениям поставленных задач;3)профессиональныхи личностныхкачествпреподавателей.Многие вузы пользуются новинками технических средств обучения, интерактивными установками, классами, центрами с конференцсвязью, интернетресурсами, призванными быстро, качественно и доступно обеспечить процесс обучения, а также наполнить его зрительной образностью, сделать его динамичным.Что касается базового уровня подготовки обучающихся, то, к сожалению, следует отметить, что за последние годы с популяризацией такой формы итоговой аттестации,как ЕГЭ и ГИА (плохо это или хорошо, в целях политкорректности рассуждать на эту тему не будем, поскольку есть как противники, так и сторонники данной системы),четко прослеживается смещение равновесия от творческого подхода к решению задач в сторону шаблонного, так называемого решения по стандарту или алгоритму, что,в принципе,закономерно с точки зрения возрастной физиологии как результат«тестового мышления». При этом,возможно,и повышается процент обладателей среднешкольного минимума знаний, но фактически полностью теряются навыки испособности мыслить творчески, нестандартно, а ведь это всегда и было отличительной особенностью хорошего специалиста. С позиций всего вышесказанного напреподавателя возлагается задача формирования всесторонне и гармонично развитой личности с качествами специалиста, обладающего способностями творческого мышления и навыками нестандартного подхода к проблемным ситуациям. Попробуем определить роль и место инноваций впроцессеобучения в настоящее время на примере преподавания дисциплины «Химия».
Место дисциплины в процессе обучения. Общая и специальная химияизучается курсантами, слушателями и студентами на Iкурсе обучения в течение двух семестров. В процессе обучения проводятся лекционные, практические, лабораторные занятия. Промежуточная аттестация в виде академических рубежных контролей, дифференцированного зачета,и итоговая аттестацияэкзамен. Кроме того,для контроля знаний предусмотрены контрольные работы по ряду тем. Предмет относится к общеобразовательным дисциплинам, но является промежуточным звеном между базовым школьным курсом химии и профессиональными курсами, требующими специальных знаний умений и навыков: теория горения и взрывов, экология, пожароопасные технологические процессы, пожарная тактика и т.д.Одним словом,нашей задачей является трансформация разноуровневых, зачастую бессистемных школьных знаний в систематизированные знания, умения и навыки, необходимые для изучения специальных предметов, из которых впоследствии будут сформированы профессиональные компетенции.Характеристика обучаемых:курсанты (в большинстве своем юноши, есть также несколько взводов девушек) в возрасте 1725 лет сбазовым средним образованием. Срок обучения 45 лет.Особенности процесса обучения. Обучение курсантов характеризуется рядом особенностей, связанных с нахождением на казарменном положении.1.Строго регламентированный режим дня.2.Ограниченный, по сравнению состудентами гражданских вузов,доступ к дополнительным источникам информации (в том числе интернетресурсам).3.Регламентированный распорядком объем времени на подготовку к занятиям.Возрастные физиологические и психологические особенности обучающихсяв процессе усвоения информации и формирования личности:1.Для данного периода развития характерна доминанта первой сигнальной системы над второй, что влияет напроцессвосприятия информации.
2.Существенные изменения происходят в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение«уходит в сферу фантазии». Л.С. Выготский [1] отмечает, что фантазия у подростка уходит в интимную сферу, которую он всяческим образом скрывает от окружающих и от самого себя.Огромную роль в становлении личности в данный период играетразвитие рефлексии (обращение внимания подростка на себя самого, свою личность, ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки, на свое знание или на свое собственное состояние), врезультате чего становится возможным более глубокое и широкое понимание других людей и себя самого.Существенные изменения касаются мотивации. Теперь на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, планами на будущую жизнь. Возникают мотивы на основе поставленной цели или сознательно принятого намерения. 4.Еще одно из новообразований данного периода развития это интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении чтото знать и уметь понастоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности. Учение приобретает личный смысл и превращается в самообразование. В таких случаях содержание учебной деятельности выходит за пределы предлагаемой программы. И все же хорошим стимулом к учебе является признание сверстников.5.В конце переходного периода важным новообразованием является самоопределение, то есть осознание себя в качестве члена общества, в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает, когда подросток стоит перед выбором будущей профессии.В итоге к концу подросткового периодаломаются и перестраиваются все прежние отношения подростка к миру и к самому себе. Развиваются процессы самосознания и самоопределения, которые приводят к той жизненной позиции, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь.Исходя из условий обучения и возрастных особенностей обучаемых,следует, что основное время, отводимое на получение информации и формирование знаний умений и навыков,классногрупповое занятие. Для повышения продуктивности занятия необходимо с максимальной отдачей использовать время, отводимоена занятие,учитывая при этом возрастные психологические и физиологические особенности обучающихся.Так, например, доминанта первой сигнальной системы ведет к наилучшему восприятию зрительных образов по сравнению с речевой информацией. На этом этапе,как никогда, справедлива поговорка «Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать», то естьнеобходимо добавлять в процесс обучения зрительные образы передачи информации статичную, видео, интерактивную инфографику, различного рода блоксхемы, интеллекткарты,кластеры, таблицы [2; 3]. Однаконе следует увлекаться табличными данными.Ни для кого не секрет, что табличный вариант изложения хорош лишь тогда, когда осознан тем, кто заполняет таблицу. В противном случаеон воспринимается как безликий графический объект (вотличие от диаграмм и графиков). Поэтому, предостерегая начинающих коллег, хочется посоветовать:если вы все же решили вставитьв презентацию занятия табличные данные, запаситесь терпением и очень подробно проанализируйте её с обучающимися.Иначе ваш труд превратится в напрасно потерянное время. Презентациядовольно часто встречающееся явление (с некоторых пор даже обязательное), используемое в современной педагогике.Стандартный пакет Microsoft Officeобладает целым рядом полезных «инструментов»,позволяющих даже начинающим преподавателям создать красочную и содержательную «шпаргалку» в помощь себе и обучающимся. К сожалению, материал, размещаемый в презентациях, так и остается набором символов. В связи с этимприведем несколько методических рекомендаций:1.Не пытайтесь полностью заменить себя презентацией. Это лишь инструмент наглядной подачи информации. Основой процесса обучения является непосредственное общение преподавателей с обучающимися.Не стоит вкладывать в презентацию всесвои знания по данной теме. Вопервых, первоначально усвоится лишь 30% хорошо изложенной информации (остальное во время проработок и закреплений). Вовторых,превышение объема закономерно приведет к увеличению темпа занятия и к быстрой потере интереса со стороны обучающихся. У лекторов со стажем это называется потерей аудитории.К тому жеоставляйте курсантам возможность для самостоятельного формирования выводов, ведь именно они и будут основой хороших академических знаний.3.«Удержать аудиторию» помогает динамика изложения. Монотонные действия, будь то пролистывание слайдов или изложение содержания лекции без частой смены событийности, приводят к неизбежной «потере аудитории».Меняйте стили изложения, добавляйте наглядности/визуализации, красноречивые или образные примеры, и выпочувствуете отдачу.
4.Не переусердствуйте с маркированными списками, структурами и схемами. Информация должна быть понятной и нескучной.
Широкое использование новейших средств технического обучения позволяет оптимизировать учебный процесс, но это лишь одно из направленийинструментарий педагогики.Например, интернетресурс http://www.xumuk.ru,применяемый совместно с интерактивной доской, позволяет усовершенствовать процесс обучения и стимулироватьпознавательную активность обучающихся. Обычная мультимедийная установка является хорошим подспорьем при необходимости демонстрации химического экспериментав условиях невозможности его проведения в заданных условиях. Это часто используется преподавателями при проведении лекционных, практических и лабораторных занятий.Стимулируя познавательную активность курсантов и слушателей, важностроить педагогический процесс так, чтобы обучающиеся имели возможность продуктивной умственной деятельности, а не просто воспроизводили на практическом занятии (семинаре) то, что они услышали на лекции или списали из книги (в современных условиях скопировали в электронный конспект). Запоминание лекционной информации или сведений, почерпнутых в специальной литературе, в данной ситуации перестаёт быть самостоятельной деятельностью, но переходит в разряд действий, необходимых для решения учебнопрофессиональных задач. Для того чтобы на занятиях включалось именно продуктивное мышление, педагог должен ставить перед обучающимися проблемы, сходные с реальными профессиональными, задавать вопросы открытого типа, то есть имеющие множество вариантов правильного ответа. Последнее способствует стимуляции дивергентного мышления, которое, по мнению Дж. Гилфорда [4], является основой креативных способностей. Приближение обсуждаемых на занятиях проблем к реальным (позиционное мышление) даёт возможность моделирования и проработки ситуаций, с которыми обучаемому придется столкнуться после окончания вуза [5]. Кроме того, жизненные ситуации, в отличие от теоретических схем, неоднозначны и многоплановы, поэтому их анализ заставляет обучаемого посмотреть на проблему под разными углами,с разных точек зрения, что развивает гибкость мышления.Как уже говорилось ранее, в ситуации применения интерактивных методов обучения происходит именно взаимодействие преподавателя и обучающегося и обучающихся между собой, то есть субъекты образовательного процесса воздействуют друг на друга. Воздействие личности активного, творческого ученика на учителя приводит, в частности, к повышению креативной продуктивности педагога, которая выражается не только в выработке новых идей по поводу процесса преподавания, но и в активизации его научного творчества. П.Л. Капица [6], отмечая полезность педагогической деятельности для учёных, говорит, что те ученые наиболее плодотворно ведут свои исследования, которые имеют учеников и вместе с ними работают. Позвольте курсантам поучаствовать в процессе создания учебного пособия по предмету или терминологического словаря; создайте научную проблему (кейсметод) и попытайте найти все возможные пути её решения. Кейсметод (Case study)это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, бытовых, производственных, профессиональных или иных проблемных ситуаций (от англ. case «случай»). При работе с кейсом обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией. В кейсметоде происходит формирование проблемы и путей её решения на основе пакета материалов (кейса) с разнообразным описанием ситуации из различных источников. Такой кейс одновременно является и заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий. Перед преподавателем стоит задача грамотно выбрать тип кейса («мертвый»,или исчерпывающий,«живой»,или недостаточный) и разработать его, опираясь на временную, разъяснительную и сюжетную структуру. 1.Временная составляющая кейса: курсанты должны четко представлять, в какой временной последовательности происходят изложенные события. 2.Сюжетная структуракейса. Чтобы кейсматериал действительно смог увлечь обучающихся, необходимо наличие четкой сюжетной линии. В тексте кейса должна разыграться драма, способная приковать к себе внимание. Столкновение идей или людей лучшая гарантия успеха кейса при его дальнейшем использовании в учебной аудитории.
3.Разъяснительная структура кейса. Изложенная в кейсе ситуация должна быть понятна читателю до мельчайших подробностей (не должно оставаться неразобранных терминов и понятий). Необходимо помнить, что восприятие материала автором кейса и обучающимся, читающим текст кейса, не одинаково.
Правила работы с кейсами:1.Формирование групп: от 3 до 6 человек.2.Дисциплина: для поддержания дисциплины в аудитории используйте прием «молчаливой дискуссии». Данная форма может использоваться перед началом обычной дискуссиидля того, чтобы выявить разные взгляды, мнения и чувства, вызываемые какимлибо понятием. Позволяет вовлечь в работу всех курсантов, обеспечивает независимость суждений.Члены каждой группы усаживаются вокруг своего стола, на котором лежит большой лист бумаги. Преподаватель пишет на доске какоето понятие и просит написать на листе свои ассоциации, вообще все, что приходит в голову, когда думаешь о предложенной теме. Главное правило: говорить нельзя, нужно молчать. После тогокак записаны свои мысли, можно посмотреть, что делают соседи. Можно давать письменные ответы на вопросы других. Между словами можно рисовать связи, задавать вопросы письменно, предлагать встречные аргументы.3.Соблюдение временного регламента: В отведенный период времени каждая подгруппа должна подготовиться к общему обсуждению, то есть к концептуальному представлению своего варианта решения задачи.4.Предложите курсантам оформить результаты исследования в виде таблицы.Использование интерактивных методов обучения, повышение творческой активности обучаемых влечет за собой еще одно последствие невозможность жесткой структурированности, полного программирования учебного занятия. Педагогическая ситуация становится до известных пределов непредсказуемой, как непредсказуем результат любого творческого акта. Таким образом, длянестандартного подхода к решению профессиональных задач полезно привить обучающимся навыкиформирования логических связей, помогающих в эффективности поиска оптимального решения. Этому, в частности,способствует позиционное мышление и применение таких методов,как интеллекткарта, кейсметод и инфографика,на занятиях.
Ссылки на источники1.Выготский А.С. Педология подростка // Собр. соч.: в6 т. Т. 4.М.,1983.462 с.2.Герасимова И.Н., Ермолаева Ж.Е. Интеллекткарта как метод формирования понятийнотерминологического аппарата обучающихся в высшей школе// Пожары и ЧС. М., 2014. №2. С. 5865. 3.Ермолаева Ж. Е., Герасимова И. Н. Применение интерактивных методов обучения на этапе итогового контроля знаний, умений и навыков курсантов и слушателей при изучении дисциплин «Риторика» и «Экология» // Концепт. 2014. № 06 (июнь). ART 14152.URL: http://ekoncept.ru/2014/14152.htm. Гос. рег. Эл №ФС 7749965. ISSN 2304120X(дата обращения: 22.10.2014).4.Ермолаева Ж. Е., Герасимова И. Н. Применение интерактивных методов обучения на этапе итоговогоконтроля …5.Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. 14 с.
6.Капица П.Л. Эксперимент,теория, практика. М., 1974. 288 с.
ZhannettaErmolaeva, CandidateofPhilologicalSciences,Associate ProfessoratthechairoftheRussian language and standard of speech, Academy of public fire service of the Russian Emergency Ministry, MoscowZhannetta13@gmail.comIrina Gerasimova, Lieutenantcolonelofinternalservice,seniorlectureratthechair ofecological safety, Academy of public fire service of the Russian Emergency Ministry, Moscowmeegera@mail.ruFormation of professional competence of cadets and students through the use of active and interactive methods of teaching in higher education institutions of the Russian Emergencies MinistryAbstract.This paper is devoted to the peculiarities of the formation of the professional competencies of students in the universities of the MOE. Revealed psychopedagogical features and characteristics of the learning of students who are in the barracks. The characteristic of the use of interactive teaching methods on the example of discipline "Chemistry".Keywords:professional competence, active and interactive teaching methods, Mind maps, infographics.References1.Vygotskij, A. S. (1983) “Pedologija podrostka”, Sobr. soch.: v 6 vol.,vol. 4, 462 p. (in Russian).2.Gerasimova, I. N. & Ermolaeva, Zh. E. (2014) “Intellektkarta kak metod formirovanija ponjatijnoterminologicheskogo apparata obuchajushhihsja v vysshej shkole”, Pozhary i ChS, № 2, Moscow, pp. 5865 (in Russian). 3.Ermolaeva, Zh. E. & Gerasimova, I. N. (2014) “Primenenieinteraktivnyhmetodovobuchenijanajetapeitogovogokontroljaznanij, umenijinavykovkursantovislushatelejpriizucheniidisciplin‘Ritorika’ i‘Jekologija’”, Koncept, № 06 (ijun'), ART14152. Available at: http://ekoncept.ru/2014/14152.htm, Gos. reg. Jel № FS 7749965, ISSN 2304120X (data obrashhenija: 22.10.2014) (in Russian).4.Ermolaeva, Zh. E. & Gerasimova, I. N. (2014) Op. cit.5.Gilford, Dzh. (1965) “Tri storony intellekta”, Psihologija myshlenija, Progress, Moscow, 14 p. (in Russian).6.Kapica, P. L. (1974) Jeksperiment, teorija, praktika, Moscow, 288 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Герасимова Ирина Николаевна,подполковник внутренней службы, старший преподаватель кафедры экологической безопасности ФГБОУ ВПО «Академия государственной противопожарной службы МЧС России», г. Москваmeegera@mail.ru
Формирование профессиональных компетенций курсантов и слушателей посредством применения активных и интерактивных методов обучения в вузах системы МЧС России
Аннотация.Статья посвящена особенностям формирования профессиональных компетенций обучающихся в вузах системы МЧС.Раскрыты психологопедагогические особенности и особенности процесса обучения курсантов, находящихся на казарменном положении. Дана характеристика использования интерактивных методов обучения на примере дисциплины «Химия».Ключевые слова: профессиональные компетенции, активные и интерактивные методы обучения, интеллекткарта, инфографика.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Познание это отражение действительности в процессе восхождения от живого созерцания к абстрактному мышлениюи от него к практике.
В.И.Ленин
Цель современного профессионального образованияподготовить специалистов, обладающих определенным набором умений,навыков и академических знаний (то есть набором компетенций), позволяющих быстро,качественно и результативно решать профессиональные задачи.Достижение данной цели зачастую зависит от ряда факторов:1)материальнотехнического обеспечения учебного процесса;2)базовогоуровняподготовки обучающихся, их индивидуальныхособенностей, в том числеуровняразвития личности, способностик восприятию и переработке информации, способностик нестандартным решениям поставленных задач;3)профессиональныхи личностныхкачествпреподавателей.Многие вузы пользуются новинками технических средств обучения, интерактивными установками, классами, центрами с конференцсвязью, интернетресурсами, призванными быстро, качественно и доступно обеспечить процесс обучения, а также наполнить его зрительной образностью, сделать его динамичным.Что касается базового уровня подготовки обучающихся, то, к сожалению, следует отметить, что за последние годы с популяризацией такой формы итоговой аттестации,как ЕГЭ и ГИА (плохо это или хорошо, в целях политкорректности рассуждать на эту тему не будем, поскольку есть как противники, так и сторонники данной системы),четко прослеживается смещение равновесия от творческого подхода к решению задач в сторону шаблонного, так называемого решения по стандарту или алгоритму, что,в принципе,закономерно с точки зрения возрастной физиологии как результат«тестового мышления». При этом,возможно,и повышается процент обладателей среднешкольного минимума знаний, но фактически полностью теряются навыки испособности мыслить творчески, нестандартно, а ведь это всегда и было отличительной особенностью хорошего специалиста. С позиций всего вышесказанного напреподавателя возлагается задача формирования всесторонне и гармонично развитой личности с качествами специалиста, обладающего способностями творческого мышления и навыками нестандартного подхода к проблемным ситуациям. Попробуем определить роль и место инноваций впроцессеобучения в настоящее время на примере преподавания дисциплины «Химия».
Место дисциплины в процессе обучения. Общая и специальная химияизучается курсантами, слушателями и студентами на Iкурсе обучения в течение двух семестров. В процессе обучения проводятся лекционные, практические, лабораторные занятия. Промежуточная аттестация в виде академических рубежных контролей, дифференцированного зачета,и итоговая аттестацияэкзамен. Кроме того,для контроля знаний предусмотрены контрольные работы по ряду тем. Предмет относится к общеобразовательным дисциплинам, но является промежуточным звеном между базовым школьным курсом химии и профессиональными курсами, требующими специальных знаний умений и навыков: теория горения и взрывов, экология, пожароопасные технологические процессы, пожарная тактика и т.д.Одним словом,нашей задачей является трансформация разноуровневых, зачастую бессистемных школьных знаний в систематизированные знания, умения и навыки, необходимые для изучения специальных предметов, из которых впоследствии будут сформированы профессиональные компетенции.Характеристика обучаемых:курсанты (в большинстве своем юноши, есть также несколько взводов девушек) в возрасте 1725 лет сбазовым средним образованием. Срок обучения 45 лет.Особенности процесса обучения. Обучение курсантов характеризуется рядом особенностей, связанных с нахождением на казарменном положении.1.Строго регламентированный режим дня.2.Ограниченный, по сравнению состудентами гражданских вузов,доступ к дополнительным источникам информации (в том числе интернетресурсам).3.Регламентированный распорядком объем времени на подготовку к занятиям.Возрастные физиологические и психологические особенности обучающихсяв процессе усвоения информации и формирования личности:1.Для данного периода развития характерна доминанта первой сигнальной системы над второй, что влияет напроцессвосприятия информации.
2.Существенные изменения происходят в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение«уходит в сферу фантазии». Л.С. Выготский [1] отмечает, что фантазия у подростка уходит в интимную сферу, которую он всяческим образом скрывает от окружающих и от самого себя.Огромную роль в становлении личности в данный период играетразвитие рефлексии (обращение внимания подростка на себя самого, свою личность, ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки, на свое знание или на свое собственное состояние), врезультате чего становится возможным более глубокое и широкое понимание других людей и себя самого.Существенные изменения касаются мотивации. Теперь на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, планами на будущую жизнь. Возникают мотивы на основе поставленной цели или сознательно принятого намерения. 4.Еще одно из новообразований данного периода развития это интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении чтото знать и уметь понастоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности. Учение приобретает личный смысл и превращается в самообразование. В таких случаях содержание учебной деятельности выходит за пределы предлагаемой программы. И все же хорошим стимулом к учебе является признание сверстников.5.В конце переходного периода важным новообразованием является самоопределение, то есть осознание себя в качестве члена общества, в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает, когда подросток стоит перед выбором будущей профессии.В итоге к концу подросткового периодаломаются и перестраиваются все прежние отношения подростка к миру и к самому себе. Развиваются процессы самосознания и самоопределения, которые приводят к той жизненной позиции, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь.Исходя из условий обучения и возрастных особенностей обучаемых,следует, что основное время, отводимое на получение информации и формирование знаний умений и навыков,классногрупповое занятие. Для повышения продуктивности занятия необходимо с максимальной отдачей использовать время, отводимоена занятие,учитывая при этом возрастные психологические и физиологические особенности обучающихся.Так, например, доминанта первой сигнальной системы ведет к наилучшему восприятию зрительных образов по сравнению с речевой информацией. На этом этапе,как никогда, справедлива поговорка «Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать», то естьнеобходимо добавлять в процесс обучения зрительные образы передачи информации статичную, видео, интерактивную инфографику, различного рода блоксхемы, интеллекткарты,кластеры, таблицы [2; 3]. Однаконе следует увлекаться табличными данными.Ни для кого не секрет, что табличный вариант изложения хорош лишь тогда, когда осознан тем, кто заполняет таблицу. В противном случаеон воспринимается как безликий графический объект (вотличие от диаграмм и графиков). Поэтому, предостерегая начинающих коллег, хочется посоветовать:если вы все же решили вставитьв презентацию занятия табличные данные, запаситесь терпением и очень подробно проанализируйте её с обучающимися.Иначе ваш труд превратится в напрасно потерянное время. Презентациядовольно часто встречающееся явление (с некоторых пор даже обязательное), используемое в современной педагогике.Стандартный пакет Microsoft Officeобладает целым рядом полезных «инструментов»,позволяющих даже начинающим преподавателям создать красочную и содержательную «шпаргалку» в помощь себе и обучающимся. К сожалению, материал, размещаемый в презентациях, так и остается набором символов. В связи с этимприведем несколько методических рекомендаций:1.Не пытайтесь полностью заменить себя презентацией. Это лишь инструмент наглядной подачи информации. Основой процесса обучения является непосредственное общение преподавателей с обучающимися.Не стоит вкладывать в презентацию всесвои знания по данной теме. Вопервых, первоначально усвоится лишь 30% хорошо изложенной информации (остальное во время проработок и закреплений). Вовторых,превышение объема закономерно приведет к увеличению темпа занятия и к быстрой потере интереса со стороны обучающихся. У лекторов со стажем это называется потерей аудитории.К тому жеоставляйте курсантам возможность для самостоятельного формирования выводов, ведь именно они и будут основой хороших академических знаний.3.«Удержать аудиторию» помогает динамика изложения. Монотонные действия, будь то пролистывание слайдов или изложение содержания лекции без частой смены событийности, приводят к неизбежной «потере аудитории».Меняйте стили изложения, добавляйте наглядности/визуализации, красноречивые или образные примеры, и выпочувствуете отдачу.
4.Не переусердствуйте с маркированными списками, структурами и схемами. Информация должна быть понятной и нескучной.
Широкое использование новейших средств технического обучения позволяет оптимизировать учебный процесс, но это лишь одно из направленийинструментарий педагогики.Например, интернетресурс http://www.xumuk.ru,применяемый совместно с интерактивной доской, позволяет усовершенствовать процесс обучения и стимулироватьпознавательную активность обучающихся. Обычная мультимедийная установка является хорошим подспорьем при необходимости демонстрации химического экспериментав условиях невозможности его проведения в заданных условиях. Это часто используется преподавателями при проведении лекционных, практических и лабораторных занятий.Стимулируя познавательную активность курсантов и слушателей, важностроить педагогический процесс так, чтобы обучающиеся имели возможность продуктивной умственной деятельности, а не просто воспроизводили на практическом занятии (семинаре) то, что они услышали на лекции или списали из книги (в современных условиях скопировали в электронный конспект). Запоминание лекционной информации или сведений, почерпнутых в специальной литературе, в данной ситуации перестаёт быть самостоятельной деятельностью, но переходит в разряд действий, необходимых для решения учебнопрофессиональных задач. Для того чтобы на занятиях включалось именно продуктивное мышление, педагог должен ставить перед обучающимися проблемы, сходные с реальными профессиональными, задавать вопросы открытого типа, то есть имеющие множество вариантов правильного ответа. Последнее способствует стимуляции дивергентного мышления, которое, по мнению Дж. Гилфорда [4], является основой креативных способностей. Приближение обсуждаемых на занятиях проблем к реальным (позиционное мышление) даёт возможность моделирования и проработки ситуаций, с которыми обучаемому придется столкнуться после окончания вуза [5]. Кроме того, жизненные ситуации, в отличие от теоретических схем, неоднозначны и многоплановы, поэтому их анализ заставляет обучаемого посмотреть на проблему под разными углами,с разных точек зрения, что развивает гибкость мышления.Как уже говорилось ранее, в ситуации применения интерактивных методов обучения происходит именно взаимодействие преподавателя и обучающегося и обучающихся между собой, то есть субъекты образовательного процесса воздействуют друг на друга. Воздействие личности активного, творческого ученика на учителя приводит, в частности, к повышению креативной продуктивности педагога, которая выражается не только в выработке новых идей по поводу процесса преподавания, но и в активизации его научного творчества. П.Л. Капица [6], отмечая полезность педагогической деятельности для учёных, говорит, что те ученые наиболее плодотворно ведут свои исследования, которые имеют учеников и вместе с ними работают. Позвольте курсантам поучаствовать в процессе создания учебного пособия по предмету или терминологического словаря; создайте научную проблему (кейсметод) и попытайте найти все возможные пути её решения. Кейсметод (Case study)это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, бытовых, производственных, профессиональных или иных проблемных ситуаций (от англ. case «случай»). При работе с кейсом обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией. В кейсметоде происходит формирование проблемы и путей её решения на основе пакета материалов (кейса) с разнообразным описанием ситуации из различных источников. Такой кейс одновременно является и заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий. Перед преподавателем стоит задача грамотно выбрать тип кейса («мертвый»,или исчерпывающий,«живой»,или недостаточный) и разработать его, опираясь на временную, разъяснительную и сюжетную структуру. 1.Временная составляющая кейса: курсанты должны четко представлять, в какой временной последовательности происходят изложенные события. 2.Сюжетная структуракейса. Чтобы кейсматериал действительно смог увлечь обучающихся, необходимо наличие четкой сюжетной линии. В тексте кейса должна разыграться драма, способная приковать к себе внимание. Столкновение идей или людей лучшая гарантия успеха кейса при его дальнейшем использовании в учебной аудитории.
3.Разъяснительная структура кейса. Изложенная в кейсе ситуация должна быть понятна читателю до мельчайших подробностей (не должно оставаться неразобранных терминов и понятий). Необходимо помнить, что восприятие материала автором кейса и обучающимся, читающим текст кейса, не одинаково.
Правила работы с кейсами:1.Формирование групп: от 3 до 6 человек.2.Дисциплина: для поддержания дисциплины в аудитории используйте прием «молчаливой дискуссии». Данная форма может использоваться перед началом обычной дискуссиидля того, чтобы выявить разные взгляды, мнения и чувства, вызываемые какимлибо понятием. Позволяет вовлечь в работу всех курсантов, обеспечивает независимость суждений.Члены каждой группы усаживаются вокруг своего стола, на котором лежит большой лист бумаги. Преподаватель пишет на доске какоето понятие и просит написать на листе свои ассоциации, вообще все, что приходит в голову, когда думаешь о предложенной теме. Главное правило: говорить нельзя, нужно молчать. После тогокак записаны свои мысли, можно посмотреть, что делают соседи. Можно давать письменные ответы на вопросы других. Между словами можно рисовать связи, задавать вопросы письменно, предлагать встречные аргументы.3.Соблюдение временного регламента: В отведенный период времени каждая подгруппа должна подготовиться к общему обсуждению, то есть к концептуальному представлению своего варианта решения задачи.4.Предложите курсантам оформить результаты исследования в виде таблицы.Использование интерактивных методов обучения, повышение творческой активности обучаемых влечет за собой еще одно последствие невозможность жесткой структурированности, полного программирования учебного занятия. Педагогическая ситуация становится до известных пределов непредсказуемой, как непредсказуем результат любого творческого акта. Таким образом, длянестандартного подхода к решению профессиональных задач полезно привить обучающимся навыкиформирования логических связей, помогающих в эффективности поиска оптимального решения. Этому, в частности,способствует позиционное мышление и применение таких методов,как интеллекткарта, кейсметод и инфографика,на занятиях.
Ссылки на источники1.Выготский А.С. Педология подростка // Собр. соч.: в6 т. Т. 4.М.,1983.462 с.2.Герасимова И.Н., Ермолаева Ж.Е. Интеллекткарта как метод формирования понятийнотерминологического аппарата обучающихся в высшей школе// Пожары и ЧС. М., 2014. №2. С. 5865. 3.Ермолаева Ж. Е., Герасимова И. Н. Применение интерактивных методов обучения на этапе итогового контроля знаний, умений и навыков курсантов и слушателей при изучении дисциплин «Риторика» и «Экология» // Концепт. 2014. № 06 (июнь). ART 14152.URL: http://ekoncept.ru/2014/14152.htm. Гос. рег. Эл №ФС 7749965. ISSN 2304120X(дата обращения: 22.10.2014).4.Ермолаева Ж. Е., Герасимова И. Н. Применение интерактивных методов обучения на этапе итоговогоконтроля …5.Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. 14 с.
6.Капица П.Л. Эксперимент,теория, практика. М., 1974. 288 с.
ZhannettaErmolaeva, CandidateofPhilologicalSciences,Associate ProfessoratthechairoftheRussian language and standard of speech, Academy of public fire service of the Russian Emergency Ministry, MoscowZhannetta13@gmail.comIrina Gerasimova, Lieutenantcolonelofinternalservice,seniorlectureratthechair ofecological safety, Academy of public fire service of the Russian Emergency Ministry, Moscowmeegera@mail.ruFormation of professional competence of cadets and students through the use of active and interactive methods of teaching in higher education institutions of the Russian Emergencies MinistryAbstract.This paper is devoted to the peculiarities of the formation of the professional competencies of students in the universities of the MOE. Revealed psychopedagogical features and characteristics of the learning of students who are in the barracks. The characteristic of the use of interactive teaching methods on the example of discipline "Chemistry".Keywords:professional competence, active and interactive teaching methods, Mind maps, infographics.References1.Vygotskij, A. S. (1983) “Pedologija podrostka”, Sobr. soch.: v 6 vol.,vol. 4, 462 p. (in Russian).2.Gerasimova, I. N. & Ermolaeva, Zh. E. (2014) “Intellektkarta kak metod formirovanija ponjatijnoterminologicheskogo apparata obuchajushhihsja v vysshej shkole”, Pozhary i ChS, № 2, Moscow, pp. 5865 (in Russian). 3.Ermolaeva, Zh. E. & Gerasimova, I. N. (2014) “Primenenieinteraktivnyhmetodovobuchenijanajetapeitogovogokontroljaznanij, umenijinavykovkursantovislushatelejpriizucheniidisciplin‘Ritorika’ i‘Jekologija’”, Koncept, № 06 (ijun'), ART14152. Available at: http://ekoncept.ru/2014/14152.htm, Gos. reg. Jel № FS 7749965, ISSN 2304120X (data obrashhenija: 22.10.2014) (in Russian).4.Ermolaeva, Zh. E. & Gerasimova, I. N. (2014) Op. cit.5.Gilford, Dzh. (1965) “Tri storony intellekta”, Psihologija myshlenija, Progress, Moscow, 14 p. (in Russian).6.Kapica, P. L. (1974) Jeksperiment, teorija, praktika, Moscow, 288 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»