Основные проблемы профессиональной подготовки будущих учителей истории к этнокультурной деятельности на Юге Украины
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бегунова
Ю.
В. Основные проблемы профессиональной подготовки будущих учителей истории к этнокультурной деятельности на Юге Украины // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 11 (ноябрь). – С.
121–125. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14321.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы подготовки будущих учителей истории к этнокультурной деятельности на Юге Украины.
Ключевые слова:
профессиональная подготовка, этнокультура, подготовка будущих учителей истории, этнокультурная деятельность
Текст статьи
Бегунова Юлия Владимировна,аспирант кафедры педагогики Южноукраинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского, г. Одесса, Украинаbegunova1989@mail.ru
Основные проблемы профессиональной подготовки будущих учителей истории к этнокультурной деятельности на Юге Украины
Аннотация.В статье рассматриваются проблемы подготовки будущих учителей истории к этнокультурной деятельности на Юге Украины.Ключевые слова:профессиональная подготовка, подготовка будущих учителей истории, этнокультура, этнокультурная деятельность.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Учитель истории создатель духовного мира юной личности, его прямой и главный долг готовить всесторонне развитых, высокообразованных людей на принципах демократизации, гуманизации учебновоспитательного процесса, органического сочетания в нем национального и общечеловеческого начал, формированияу молодежи прочных исторических знаний, воспитаниячестности, человечности, доброты и милосердия.Именно современный учитель истории призван с методологически правильных позиций четко определить национальный компонент содержания обучения и воспитания, найти пути приобщения учащихся к культуре и истории своего народа, к осознанию его этнической уникальности и одновременной принадлежности к братской семье народов всего мира. Характерно, что в условиях духовного возрождения Украины ярко прослеживаются попытки найти соотношение между этими элементами, поиски реальных путей их взаимосвязи и взаимообогащения при внедрении предметов, связанных как с изучением истории Украины, так и сосвещением истории и культуры исторического прошлого в пределах отдельного региона, государства, всего мира. Отметим, что проблему подготовки будущих учителей истории к этнокультурной деятельности мы рассматриваем в этом исследовании как часть общей профессиональной подготовки учителейистории к профессиональнопедагогической деятельности. Исследуя проблему общей подготовки будущих учителей истории, мы учитывалиидеи, мнения и результаты исследований известных ученыхпедагогов, организаторов и практиков высшей школы А.А.Абдулиной [1],Е.П.Белозерцева[2], С.У.Гончаренко [3], И.А.Зязюна [4], В.К.Майбороды [5], М.Г.Стельмаховича[6]идр.Подготовка учителя истории, как утверждает В. И. Курилов,это единство образовательной, развивающей и воспитательной целей.Данная цель включает в себя:дать знания определенный объем общих фактов, информации; научить анализировать, совместно работать, решать проблемы, сравнивать, находить, оценивать, исследовать и использовать результаты; воспитывать характерные черты терпимость (толерантность) к другим взглядам, уважение к прошлому, уважение друг к другу, критическое мышление [7]. Отметим, что глобальной целью подготовки будущих учителей истории является создание условий для формирования и развития личности, способной играть активную и творческую роль в жизни ближайшего окружения, государства и народа, а также всей человеческой общности. В ходе нашего исследования мы обратили внимание и на цели обучения истории. С.В.Кульчицкий на первое место среди целей обучения истории ставит воспитание учащихся в духе уважения и любви к своей Родине и народу [8]. М.М.Шимановский считает главной задачей исторического образования формированиегражданина независимой Украины, который способен жить в плюралистическом обществе, обществе многих идеологий [9]. Ю.С.Войцеховский главной целью исторического образования выбирает формирование уважительного и деятельного отношения к цивилизационному наследиючеловечества, в частности в области духовной и материальной культуры; личнойэмоциональной связи с наследием предыдущих поколений; доброжелательного, толерантного отношения к другим культурам и народам [10]. Как считает Л. Г. Яновская, становится очевидным, что непосредственно историческое образование прежде формирует личность ученика, готовит его жить в меняющемся мире информационного общества, учит современным формам общения, развивает способность усваивать информацию, принимать эффективные решения [11].Важно отметить, что выпускник исторического факультета педагогического вуза должен быть подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа, в том числе и в условиях поликультурного ученического состава. Мы согласны с мнением Е. Е. Вяземского и А. Ю. Стреловой, которые утверждают, что работа будущего учителя истории должна быть направлена на воспитание чувства патриотизма, гражданства, формированиенационального сознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своего государства и всего мира [12]. Так,по глубокому убеждению А. Ю. Стреловой, одной из ведущих целей подготовки будущих учителей истории является воспитание, направленное на формирование ценностей личности [13]. По мнению А. Ю. Головатенко,основной целью подготовки учителя истории является введение личности в культурную среду, созданную его соотечественниками и всем человечеством, и формированиеумений, полезных в социальном общении и общественном поведении [14]. Как следствие, появляется необходимость в учителепрофессионале, который способен с учетом меняющихся социальноэкономических условий и общей ситуации в системе образования выбрать лучшие варианты организации педагогического процесса, прогнозировать его результаты, своевременно ориентироваться в обстановке, адаптироваться к современным условиям, предвидеть и опережать сложные ситуации. Именно на формирование этих качеств будущего учителя истории должна быть направлена деятельность в педагогических высших учебных заведениях. По мнению Л. Г. Яновской,среди профессионально важных качеств будущих учителей истории главное место занимает его профессиональная устойчивость, которая содержит в себе следующие признаки:
уверенность в себе;
Педагогическая,идейная и познавательная направленность;
умение регулировать свое эмоциональное состояние,владеть голосом,мимикой,жестами;
наличие волевых качеств;
скорость реакции на поведение класса и отдельных учащихся;
отсутствие эмоциональной напряженности,страха перед детьми;
коммуникативная компетентность;
нормальная утомляемость;
умение принимать правильные решения в нестандартных ситуациях;
знания и умения учителя истории (специальные,педагогические,психологические);
наличие потребности в самообразовании [15]. Вполне уместны и глубоко обоснованны, на наш взгляд, мысли С.И.Гончаренко и Ю. И. Малеваного о том, что школа неотделима от национальной почвы и корней своего народа, формирует и хранит национальную культуру, а потому организация, формы и методы обучения и воспитания молодого поколения должны строиться с учетом тысячелетней истории, исконной традиции народа на основе национальной культуры, обогащениялучшими достижениями общечеловеческой культуры[16]. Характерно, что в концепции вышеупомянутых авторов ярко прослеживаются попыткинайти соотношение между национальной и международной основой образования в Украине, поиски реальных путей взаимообогащения всех наций, народностей и национальных групп, проживающих на территории Украины. Мы считаем, чтоэто является важным фактором в становлении и развитии системы профессиональнопедагогической подготовки будущих учителей истории в условиях культурнонационального возрождения Современное общество испытывает потребность в образованных учителях истории с высоким уровнем внутренней культуры.Педагогические учебные заведения призваны осуществлять подготовку учительской смены, исходя именно из этих требований. Вузовское профессиональнопедагогическое образование обязано в основном сформировать личность будущего учителя истории, вооружить его необходимыми знаниями, умениями и навыками. Исторический подход позволяет глубже понять закономерности развития подготовки учителей истории, его состояния на современном этапе и направлений дальнейшего совершенствования. А для этого очень важно изучить и обобщить опыт функционирования и развития системы подготовки учителей истории наУкраине в разные исторические периоды, выявить не только общие тенденции, но и характерные особенности, присущие Украине как многонациональному государству,чтобы, учитывая их вбудущем, можно было точнее прогнозировать ее развитие.А. И. Гуренко подчеркивает, что Украина исторически сложилась и существует как многонациональное государство. Это всегда отражалось на ее социальноэкономической, политической и культурной жизни. Поэтому на первый план образовательной, кадровой и молодежной политики регионов выходят проблемы сохранения и развития достижений народов, населяющих Украину, а также поиск эффективных путей взаимодействия различных этнокультур, особенно в контексте сближениялюдей разных национальностей и предотвращения межэтнических конфликтов, которые имеют место на фоне политическойжизни нашего государства. Значительную роль в решении данной проблемы играет именно образование. В образовательном пространстве человек углубляется в этническую культуру своего народа, познает национальную самобытность региона, а через них мировуюобщечеловеческую культуру. Проводником культурного наследия этносов, наций, сообществ является педагог, который призван привлекать будущее поколение к различным культурным ценностям, традициям, быть носителем собственной этнонациональной культуры и вдохновителем этнического самосознания ребенка [17]. И особеннуюроль в этом играет будущий учитель истории. Так,по мнению А. А. Горчаковой, в современных условиях усиливаются интеграционные процессы жизнедеятельности многонационального общества, расширяются межнациональные и международные контакты, происходят активные международные обмены. Сегодня на карте мира практически не осталось моноэтнических и монокультурных государств. Учебные заведения становятся многонациональными. Количество городов,многонациональных коллективов в условиях миграции населениярастет, наблюдается смешение наций. Многонациональный, поликультурный состав учащихся влияет на организацию системы образования, на отношения между участниками учебновоспитательного процесса, поэтому руководители учебных заведений должны знать об особенностях своей деятельности в условиях полиэтнического состава учащихся[18]. О.А.Сакалюк отмечает, что ситуация поликультурного образовательного и профессионального пространства, а также состояние культурного разнообразия всех регионов Украины требуют качественной подготовки специалистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в поликультурной среде [19]. Как заметила исследователь А. И. Гуренко, что на современном этапе отсутствует целостная методика направленного обучения будущих педагогов при условии знания и использования этнокультурных традиций национальных меньшинств в учебновоспитательной работе, а также не определены функции педагога в осуществлении обучения и воспитания детей на основе этнокультуры. Недооценка учебновоспитательных возможностей этнокультуры национальных меньшинств и неполное использование в вузовской подготовкезначительно обедняет содержание профессиональной подготовки выпускников педагогического университета [20]. Как отмечает О. А.Сакалюк, украинское общество этнически и культурно неоднородно Украина принадлежит к числу наиболее полиэтнических стран. Исходя из полиэтничности населения, учитывая традиции мирного сосуществования на своей территории различных в этническом, культурном, языковом отношении групп, Украина взяла курс на формирование поликультурного общества[21]. Исследователь Л. А. Гончаренко придерживается мнения, что современное украинское общество является поликультурным, поскольку оно объединяет людей разных национальностей со всеми формами их взаимодействия и взаимовлияния [22]. Поэтомумы считаем, что будущий учитель истории на Юге Украиныдолжен быть готов к работе в таком этнически, культурно и религиозно разнообразном социуме. По словам А. И. Гуренко, воспитание дружбы народов, веротерпимости, толерантности наряду с наличием соответствующих правовых актов, определяющих права и обязанности граждан государства, является одной из важных задач всех звеньев образования, в том числе и высшего [23]. Наша научноисследовательская работа осуществлялась в регионе Юга Украины, который сформировался довольно поздно и охватывает нынешние Одесскую, Николаевскую, Херсонскую, Запорожскую, Днепропетровскую области, часть Донецкой и Кировоградской областей. Особенностью национального состава населения Южного региона является его многонациональность,так как люди, которые населяют территорию Юга Украины, принадлежат к разным этносам. По данным переписи 2001 г.,только на территории Одесской области проживает украинцев 1453460 чел.; русских 489 814 чел.; болгар 142390 чел.; молдаван 117 155чел.; гагаузов 26043 чел.; евреев 13143 чел.; белорусов 12634чел.; армян 7007 чел.; цыган 3596 чел.; поляков 3213 чел.; немцев 2760чел.; грузин 2638 чел.; азербайджанцев 2573 чел.; татар 2604 чел.; греков1994 чел. [24]Итак, можем констатировать, что будущий учитель истории должен воспитывать у подрастающего поколения толерантность, терпимость к другим людям; показать, что наряду с украинским живут и другие этносы, которые играют не менее важную роль в жизни украинского общества.Таким образом, мы согласны с мнением А. А. Горчаковой, что в южном регионе Украины большинство коллективов учебных заведений по составу являются многонациональными, полиэтническими. Исследователь отмечает, что многонациональные коллективы отличаются от мононациональных групп своей социальной организацией[16]. Таким образом, одной из окончательно не разработанных проблем современного отечественного профессионального образования является подготовка будущих учителей истории к этнокультурной деятельности в полиэтнической среде, какойявляется Юг Украины. Это особенно важно в товремя, когда этнокультурная проблематика выходит на широкие горизонты интересов ученых, когда наблюдается стремление сообществ познать свои корни, особенности своего бытия, чтобы верно моделировать будущее, не повторяя ошибок прошлого. Чтобы достойно войти в мировое сообщество, нужно познать свое ©Яª, понять себе подобных, научиться сравнивать себя с представителями других этносов, видеть и в них такую же неповторимость и уникальность.
Ссылки на источники1.Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1984. 208с.2.Белозерцев Е. П. Подготовкаучителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. 205 с.3.Гончаренко С. У.,Мальований Ю. І. Пропринципові положення концепції національної середньої загальноосвітньої школи // Радянська школа. 1991. № 5. С. 311.4.Зязюн І. А. Формування особистості радянського вчителя. К.: Вища школа, 1989. 44 с.5.Майборода В. К. Вища педагогічна освіта в Україні: історія, досвід, уроки (19171985). К.: Либідь,1992.196 с.6.Стельмахович М. Г. Народна педагогіка. К.: Знання, 1985. 312 с.7.Курилів В.І. Методика викладання історії: [навч. посіб.] Львів; Торонто: Світ, 2003. С. 13.8.Кульчицький С. В. Концепція історичної освіти в загальноосвітній школі // Матеріали Всеукраїнської науковопрактичної конференції ©Стандарти загальної середньої освіти. Проблеми, пошуки, перспективиª. 2526 червня 1996. К.:ІЗМН, 1996. С. 86.9.Шиманевський М. М. Історична освіта як одна із основ формування соціально рольової позиції громадянина незалежної України // Матеріали Всеукраїнської науковопрактичної конференції ©Стандарти загальної середньої освіти. Проблеми, пошуки, перспективиª. 2526 червня 1996. С. 88.10.Войцехівський Ю. С. До проблеми дидактичного обґрунтування змісту шкільного навчання історії: узагальнення досвіду країн Центральної і Східної Європи // Матеріали Всеукраїнської науковопрактичної конференції ©Стандарти загальної середньої освіти. Проблеми, пошуки, перспективиª. 2526 червня 1996. С. 89.11.Яновська Л. Г. Формування професійної усталеності майбутніх учителів історії у процесі навчання у вищих навчальних закладах: дис. … канд. пед. наук: спец. 13.00.04 ©Теорія і методика професійної освітиª. −Одеса, 2004. С. 4.12.Вяземский Е. Е.,Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы преподавательского мастерства: [практ. пособие]. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С. 126.13.Стрелова О. Ю. Воспитание историей как формирование ценностей личности // Преподавание истории в общеобразовательной школе. 2003.№ 7. С. 66.14.Головатенко А. Ю.Учебники истории: сегодня и завтра // История. 1997. № 7. С.1.15.Яновська Л. Г. Указ. соч. С. 42.16.ГончаренкоС. У., МальованийЮ. І. Указ. соч.С. 5.17.ГуренкоО. І. Формування етнокультурної компетентності студентів педагогічного університету в умовах полі етнічного середовища: автореф. дис. на здобуття наук.ступеня канд. пед. наук: спец: 13.00.04 ©Теорія та методика професійноїосвітиª. Харків, 2005. С. 1.18.Горчакова О. А. Особливості діяльності керівника в навчальному закладі з поліетнічним складом учнів. URL:http://intellectinvest.org.ua/pedagog_editions_emagazine_pedagogical_science_vypuski_n1_2010_st_7/Сакалюк О. О. Формування готовності менеджерів освіти до професійної діяльності в полікультурному навчальному середовищі: дис. … канд. пед. наук: спец. 13.00.04 ©Теорія і методика професійної освітиª. Одеса, 2012. С. 4.20.ГуренкоО. І. Указ. соч. С. 12.21.Сакалюк О. О. Указ. соч. С. 4950.22.ГуренкоО. І. Указ. соч. С. 8.23.Гончаренко Л. А. Полікультурна освіченість педагога: Теорія і практика: [монографія] / за ред. В. В. Кузьменко. Херсон: РІПО, 2009. С. 2930.
24.Всеукраїнський перепис населення 2001: [статистичний збірник] / за ред.Т.В.Стоянова. Одеса: Гол.упр. статистики в Одеській області, 2004. Ч.1. 171 с. 25.Горчакова О. А.Указ. соч.
Yuliya Begunova,PhD studentat the chair ofPedagogy,SouthUkrainianNationalPedagogicalUniversitynamedafterK.D.Ushinsky, Odessa, Ukrainebegunova1989@mail.ruThe main problems offuture teachers of history professional training to ethnic andculturalactivitiesin the South UkraineAbstract.The paper deals withthe problems of future teachers of history professional training to ethnic and cultural activities in the South Ukraine.Key words:professional training, training of future teachers of history, ethnoculture, ethnocultural activity.References1.Abdullina,O. A. (1984) Obshhepedagogicheskaja podgotovka uchitelja v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovanija,Prosveshhenie, Moscow,208 p.(in Russian).2.Belozercev,E. P.(1989)Podgotovkauchiteljavuslovijahperestrojki,Pedagogika, Moscow,205 p.(in Russian).3.Goncharenko,S. U.&Mal'ovanij,Ju. І. (1991) “Proprincipovіpolozhennja koncepcіїnacіonal'noїseredn'oїzagal'noosvіtn'oїshkoli”,Radjans'ka shkola,№ 5,pp.311(in Ukrainian).4.Zjazjun,І. A. (1989) Formuvannja osobistostіradjans'kogo vchitelja,Vishha shkola, Кiev,44 p.(in Ukrainian).5.Majboroda,V. K. (1992) Vishha pedagogіchna osvіta v Ukraїnі: іstorіja, dosvіd, uroki (19171985),Libіd',Кiev,196 p.(in Ukrainian).6.Stel'mahovich,M. G. (1985) Narodna pedagogіka,Znannja, Кiev,312 p.(in Ukrainian).7.Kurilіv,V. І.(2003)Metodika vikladannja іstorії:[navch. posіb.],L'vіv; Svіt, Toronto,p.13(in Ukrainian).8.Kul'chic'kij,S. V. (1996) “Koncepcіja іstorichnoїosvіti v zagal'noosvіtnіj shkolі”,in Materіali Vseukraїns'koїnaukovopraktichnoїkonferencії“Standarti zagal'noїseredn'oїosvіti. Problemi,poshuki, perspektivi”. 2526 chervnja 1996,ІZMN, Кiev,p.86(in Ukrainian).9.Shimanevs'kij,M. M. (1996) “Іstorichna osvіta jak odna іz osnov formuvannja socіal'no rol'ovoїpozicіїgromadjanina nezalezhnoїUkraїni”,in Materіali Vseukraїns'koїnaukovopraktichnoїkonferencії“Standarti zagal'noїseredn'oїosvіti. Problemi, poshuki, perspektivi”. 2526 chervnja 1996,p.88(in Ukrainian).10.Vojcehіvs'kij,Ju. S. (1996) “Do problemi didaktichnogo obґruntuvannja zmіstu shkіl'nogo navchannja іstorії:uzagal'nennja dosvіdu kraїn Central'noїіShіdnoїЄvropi”,in Materіali Vseukraїns'koїnaukovopraktichnoїkonferencії“Standarti zagal'noїseredn'oїosvіti. Problemi, poshuki, perspektivi”. 2526 chervnja 1996,p.89(in Ukrainian).11.Janovs'ka,L. G. (2004) Formuvannja profesіjnoїustalenostіmajbutnіh uchitelіv іstorіїu procesіnavchannja u vishhih navchal'nih zakladah: dis. … kand. ped. nauk: spec. 13.00.04 ©Teorіja і metodika profesіjnoї osvіtiª,Odesa, p.4(in Ukrainian).12.Vjazemskij, E. E. &Strelova,O. Ju. (2000) Metodicheskie rekomendacii uchitelju istorii. Osnovy prepodavatel'skogo masterstva: [prakt. posobie],Gumanit. izd. centrVLADOS, Moscow,p.126 (in Russian).13.Strelova,O. Ju. (2003) “Vospitanieistoriejkakformirovaniecennostejlichnosti”,Prepodavanie istorii v obshheobrazovatel'noj shkole,№ 7,p.66(in Russian).14.Golovatenko,A. Ju. (1997)“Uchebniki istorii: segodnja izavtra”,Istorija,№ 7,p.1(in Russian).15.Janovs'ka, L. G. (2004)Op. cit.,p.42.16.Goncharenko,S. U.&Mal'ovanij,Ju. І. (1991)Op. cit,p.5.17.Gurenko,O. І. (2005) Formuvannja etnokul'turnoїkompetentnostіstudentіv pedagogіchnogo unіversitetu v umovah polіetnіchnogo seredovishha: avtoref. dis. na zdobuttja nauk.stupenja kand. ped. nauk: spec: 13.00.04 “Teorіja ta metodika profesіjnoїosvіti”,Harkіv,p.1(in Ukrainian).Gorchakova,O. A. Osoblivostіdіjal'nostіkerіvnika v navchal'nomu zakladіz polіetnіchnim skladom uchnіv.Available at: http://intellectinvest.org.ua/pedagog_editions_emagazine_pedagogical_science_vypuski_n1_2010_st_7/(in Ukrainian).19.Sakaljuk,O. O. (2012) Formuvannja gotovnostіmenedzherіv osvіti do profesіjnoїdіjal'nostіv polіkul'turnomu navchal'nomu seredovishhі: dis. … kand. ped. nauk: spec. 13.00.04“Teorіja іmetodika profesіjnoїosvіti”,Odesa,p.4(in Ukrainian).20.Gurenko,O. І. (2005)Op. cit.,pp.12.21.Sakaljuk,O. O. (2012) Op. cit.,pp.4950.22.Gurenko,O. І. (2005) Op. cit.,p.8.23.Goncharenko,L. A.&Kuz'menko,V. V. (ed.) (2009) Polіkul'turna osvіchenіst' pedagoga: Teorіja іpraktika: [monografіja], RІPO, Herson,pp.2930(in Ukrainian). 24.Stojanov,T. V. (2004) Vseukraїns'kij perepis naselennja 2001: [statistichnij zbіrnik], Gol.upr. statistiki v Odes'kіj oblastі, Odesa,ch. 1,171 p.(in Ukrainian).
25.Gorchakova,O. A.Op. cit.
Рекомендовано к публикации:
ЯновскойЛ.Г., кандидатом педагогических наук, Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª
Основные проблемы профессиональной подготовки будущих учителей истории к этнокультурной деятельности на Юге Украины
Аннотация.В статье рассматриваются проблемы подготовки будущих учителей истории к этнокультурной деятельности на Юге Украины.Ключевые слова:профессиональная подготовка, подготовка будущих учителей истории, этнокультура, этнокультурная деятельность.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Учитель истории создатель духовного мира юной личности, его прямой и главный долг готовить всесторонне развитых, высокообразованных людей на принципах демократизации, гуманизации учебновоспитательного процесса, органического сочетания в нем национального и общечеловеческого начал, формированияу молодежи прочных исторических знаний, воспитаниячестности, человечности, доброты и милосердия.Именно современный учитель истории призван с методологически правильных позиций четко определить национальный компонент содержания обучения и воспитания, найти пути приобщения учащихся к культуре и истории своего народа, к осознанию его этнической уникальности и одновременной принадлежности к братской семье народов всего мира. Характерно, что в условиях духовного возрождения Украины ярко прослеживаются попытки найти соотношение между этими элементами, поиски реальных путей их взаимосвязи и взаимообогащения при внедрении предметов, связанных как с изучением истории Украины, так и сосвещением истории и культуры исторического прошлого в пределах отдельного региона, государства, всего мира. Отметим, что проблему подготовки будущих учителей истории к этнокультурной деятельности мы рассматриваем в этом исследовании как часть общей профессиональной подготовки учителейистории к профессиональнопедагогической деятельности. Исследуя проблему общей подготовки будущих учителей истории, мы учитывалиидеи, мнения и результаты исследований известных ученыхпедагогов, организаторов и практиков высшей школы А.А.Абдулиной [1],Е.П.Белозерцева[2], С.У.Гончаренко [3], И.А.Зязюна [4], В.К.Майбороды [5], М.Г.Стельмаховича[6]идр.Подготовка учителя истории, как утверждает В. И. Курилов,это единство образовательной, развивающей и воспитательной целей.Данная цель включает в себя:дать знания определенный объем общих фактов, информации; научить анализировать, совместно работать, решать проблемы, сравнивать, находить, оценивать, исследовать и использовать результаты; воспитывать характерные черты терпимость (толерантность) к другим взглядам, уважение к прошлому, уважение друг к другу, критическое мышление [7]. Отметим, что глобальной целью подготовки будущих учителей истории является создание условий для формирования и развития личности, способной играть активную и творческую роль в жизни ближайшего окружения, государства и народа, а также всей человеческой общности. В ходе нашего исследования мы обратили внимание и на цели обучения истории. С.В.Кульчицкий на первое место среди целей обучения истории ставит воспитание учащихся в духе уважения и любви к своей Родине и народу [8]. М.М.Шимановский считает главной задачей исторического образования формированиегражданина независимой Украины, который способен жить в плюралистическом обществе, обществе многих идеологий [9]. Ю.С.Войцеховский главной целью исторического образования выбирает формирование уважительного и деятельного отношения к цивилизационному наследиючеловечества, в частности в области духовной и материальной культуры; личнойэмоциональной связи с наследием предыдущих поколений; доброжелательного, толерантного отношения к другим культурам и народам [10]. Как считает Л. Г. Яновская, становится очевидным, что непосредственно историческое образование прежде формирует личность ученика, готовит его жить в меняющемся мире информационного общества, учит современным формам общения, развивает способность усваивать информацию, принимать эффективные решения [11].Важно отметить, что выпускник исторического факультета педагогического вуза должен быть подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа, в том числе и в условиях поликультурного ученического состава. Мы согласны с мнением Е. Е. Вяземского и А. Ю. Стреловой, которые утверждают, что работа будущего учителя истории должна быть направлена на воспитание чувства патриотизма, гражданства, формированиенационального сознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своего государства и всего мира [12]. Так,по глубокому убеждению А. Ю. Стреловой, одной из ведущих целей подготовки будущих учителей истории является воспитание, направленное на формирование ценностей личности [13]. По мнению А. Ю. Головатенко,основной целью подготовки учителя истории является введение личности в культурную среду, созданную его соотечественниками и всем человечеством, и формированиеумений, полезных в социальном общении и общественном поведении [14]. Как следствие, появляется необходимость в учителепрофессионале, который способен с учетом меняющихся социальноэкономических условий и общей ситуации в системе образования выбрать лучшие варианты организации педагогического процесса, прогнозировать его результаты, своевременно ориентироваться в обстановке, адаптироваться к современным условиям, предвидеть и опережать сложные ситуации. Именно на формирование этих качеств будущего учителя истории должна быть направлена деятельность в педагогических высших учебных заведениях. По мнению Л. Г. Яновской,среди профессионально важных качеств будущих учителей истории главное место занимает его профессиональная устойчивость, которая содержит в себе следующие признаки:
уверенность в себе;
Педагогическая,идейная и познавательная направленность;
умение регулировать свое эмоциональное состояние,владеть голосом,мимикой,жестами;
наличие волевых качеств;
скорость реакции на поведение класса и отдельных учащихся;
отсутствие эмоциональной напряженности,страха перед детьми;
коммуникативная компетентность;
нормальная утомляемость;
умение принимать правильные решения в нестандартных ситуациях;
знания и умения учителя истории (специальные,педагогические,психологические);
наличие потребности в самообразовании [15]. Вполне уместны и глубоко обоснованны, на наш взгляд, мысли С.И.Гончаренко и Ю. И. Малеваного о том, что школа неотделима от национальной почвы и корней своего народа, формирует и хранит национальную культуру, а потому организация, формы и методы обучения и воспитания молодого поколения должны строиться с учетом тысячелетней истории, исконной традиции народа на основе национальной культуры, обогащениялучшими достижениями общечеловеческой культуры[16]. Характерно, что в концепции вышеупомянутых авторов ярко прослеживаются попыткинайти соотношение между национальной и международной основой образования в Украине, поиски реальных путей взаимообогащения всех наций, народностей и национальных групп, проживающих на территории Украины. Мы считаем, чтоэто является важным фактором в становлении и развитии системы профессиональнопедагогической подготовки будущих учителей истории в условиях культурнонационального возрождения Современное общество испытывает потребность в образованных учителях истории с высоким уровнем внутренней культуры.Педагогические учебные заведения призваны осуществлять подготовку учительской смены, исходя именно из этих требований. Вузовское профессиональнопедагогическое образование обязано в основном сформировать личность будущего учителя истории, вооружить его необходимыми знаниями, умениями и навыками. Исторический подход позволяет глубже понять закономерности развития подготовки учителей истории, его состояния на современном этапе и направлений дальнейшего совершенствования. А для этого очень важно изучить и обобщить опыт функционирования и развития системы подготовки учителей истории наУкраине в разные исторические периоды, выявить не только общие тенденции, но и характерные особенности, присущие Украине как многонациональному государству,чтобы, учитывая их вбудущем, можно было точнее прогнозировать ее развитие.А. И. Гуренко подчеркивает, что Украина исторически сложилась и существует как многонациональное государство. Это всегда отражалось на ее социальноэкономической, политической и культурной жизни. Поэтому на первый план образовательной, кадровой и молодежной политики регионов выходят проблемы сохранения и развития достижений народов, населяющих Украину, а также поиск эффективных путей взаимодействия различных этнокультур, особенно в контексте сближениялюдей разных национальностей и предотвращения межэтнических конфликтов, которые имеют место на фоне политическойжизни нашего государства. Значительную роль в решении данной проблемы играет именно образование. В образовательном пространстве человек углубляется в этническую культуру своего народа, познает национальную самобытность региона, а через них мировуюобщечеловеческую культуру. Проводником культурного наследия этносов, наций, сообществ является педагог, который призван привлекать будущее поколение к различным культурным ценностям, традициям, быть носителем собственной этнонациональной культуры и вдохновителем этнического самосознания ребенка [17]. И особеннуюроль в этом играет будущий учитель истории. Так,по мнению А. А. Горчаковой, в современных условиях усиливаются интеграционные процессы жизнедеятельности многонационального общества, расширяются межнациональные и международные контакты, происходят активные международные обмены. Сегодня на карте мира практически не осталось моноэтнических и монокультурных государств. Учебные заведения становятся многонациональными. Количество городов,многонациональных коллективов в условиях миграции населениярастет, наблюдается смешение наций. Многонациональный, поликультурный состав учащихся влияет на организацию системы образования, на отношения между участниками учебновоспитательного процесса, поэтому руководители учебных заведений должны знать об особенностях своей деятельности в условиях полиэтнического состава учащихся[18]. О.А.Сакалюк отмечает, что ситуация поликультурного образовательного и профессионального пространства, а также состояние культурного разнообразия всех регионов Украины требуют качественной подготовки специалистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в поликультурной среде [19]. Как заметила исследователь А. И. Гуренко, что на современном этапе отсутствует целостная методика направленного обучения будущих педагогов при условии знания и использования этнокультурных традиций национальных меньшинств в учебновоспитательной работе, а также не определены функции педагога в осуществлении обучения и воспитания детей на основе этнокультуры. Недооценка учебновоспитательных возможностей этнокультуры национальных меньшинств и неполное использование в вузовской подготовкезначительно обедняет содержание профессиональной подготовки выпускников педагогического университета [20]. Как отмечает О. А.Сакалюк, украинское общество этнически и культурно неоднородно Украина принадлежит к числу наиболее полиэтнических стран. Исходя из полиэтничности населения, учитывая традиции мирного сосуществования на своей территории различных в этническом, культурном, языковом отношении групп, Украина взяла курс на формирование поликультурного общества[21]. Исследователь Л. А. Гончаренко придерживается мнения, что современное украинское общество является поликультурным, поскольку оно объединяет людей разных национальностей со всеми формами их взаимодействия и взаимовлияния [22]. Поэтомумы считаем, что будущий учитель истории на Юге Украиныдолжен быть готов к работе в таком этнически, культурно и религиозно разнообразном социуме. По словам А. И. Гуренко, воспитание дружбы народов, веротерпимости, толерантности наряду с наличием соответствующих правовых актов, определяющих права и обязанности граждан государства, является одной из важных задач всех звеньев образования, в том числе и высшего [23]. Наша научноисследовательская работа осуществлялась в регионе Юга Украины, который сформировался довольно поздно и охватывает нынешние Одесскую, Николаевскую, Херсонскую, Запорожскую, Днепропетровскую области, часть Донецкой и Кировоградской областей. Особенностью национального состава населения Южного региона является его многонациональность,так как люди, которые населяют территорию Юга Украины, принадлежат к разным этносам. По данным переписи 2001 г.,только на территории Одесской области проживает украинцев 1453460 чел.; русских 489 814 чел.; болгар 142390 чел.; молдаван 117 155чел.; гагаузов 26043 чел.; евреев 13143 чел.; белорусов 12634чел.; армян 7007 чел.; цыган 3596 чел.; поляков 3213 чел.; немцев 2760чел.; грузин 2638 чел.; азербайджанцев 2573 чел.; татар 2604 чел.; греков1994 чел. [24]Итак, можем констатировать, что будущий учитель истории должен воспитывать у подрастающего поколения толерантность, терпимость к другим людям; показать, что наряду с украинским живут и другие этносы, которые играют не менее важную роль в жизни украинского общества.Таким образом, мы согласны с мнением А. А. Горчаковой, что в южном регионе Украины большинство коллективов учебных заведений по составу являются многонациональными, полиэтническими. Исследователь отмечает, что многонациональные коллективы отличаются от мононациональных групп своей социальной организацией[16]. Таким образом, одной из окончательно не разработанных проблем современного отечественного профессионального образования является подготовка будущих учителей истории к этнокультурной деятельности в полиэтнической среде, какойявляется Юг Украины. Это особенно важно в товремя, когда этнокультурная проблематика выходит на широкие горизонты интересов ученых, когда наблюдается стремление сообществ познать свои корни, особенности своего бытия, чтобы верно моделировать будущее, не повторяя ошибок прошлого. Чтобы достойно войти в мировое сообщество, нужно познать свое ©Яª, понять себе подобных, научиться сравнивать себя с представителями других этносов, видеть и в них такую же неповторимость и уникальность.
Ссылки на источники1.Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1984. 208с.2.Белозерцев Е. П. Подготовкаучителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. 205 с.3.Гончаренко С. У.,Мальований Ю. І. Пропринципові положення концепції національної середньої загальноосвітньої школи // Радянська школа. 1991. № 5. С. 311.4.Зязюн І. А. Формування особистості радянського вчителя. К.: Вища школа, 1989. 44 с.5.Майборода В. К. Вища педагогічна освіта в Україні: історія, досвід, уроки (19171985). К.: Либідь,1992.196 с.6.Стельмахович М. Г. Народна педагогіка. К.: Знання, 1985. 312 с.7.Курилів В.І. Методика викладання історії: [навч. посіб.] Львів; Торонто: Світ, 2003. С. 13.8.Кульчицький С. В. Концепція історичної освіти в загальноосвітній школі // Матеріали Всеукраїнської науковопрактичної конференції ©Стандарти загальної середньої освіти. Проблеми, пошуки, перспективиª. 2526 червня 1996. К.:ІЗМН, 1996. С. 86.9.Шиманевський М. М. Історична освіта як одна із основ формування соціально рольової позиції громадянина незалежної України // Матеріали Всеукраїнської науковопрактичної конференції ©Стандарти загальної середньої освіти. Проблеми, пошуки, перспективиª. 2526 червня 1996. С. 88.10.Войцехівський Ю. С. До проблеми дидактичного обґрунтування змісту шкільного навчання історії: узагальнення досвіду країн Центральної і Східної Європи // Матеріали Всеукраїнської науковопрактичної конференції ©Стандарти загальної середньої освіти. Проблеми, пошуки, перспективиª. 2526 червня 1996. С. 89.11.Яновська Л. Г. Формування професійної усталеності майбутніх учителів історії у процесі навчання у вищих навчальних закладах: дис. … канд. пед. наук: спец. 13.00.04 ©Теорія і методика професійної освітиª. −Одеса, 2004. С. 4.12.Вяземский Е. Е.,Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы преподавательского мастерства: [практ. пособие]. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С. 126.13.Стрелова О. Ю. Воспитание историей как формирование ценностей личности // Преподавание истории в общеобразовательной школе. 2003.№ 7. С. 66.14.Головатенко А. Ю.Учебники истории: сегодня и завтра // История. 1997. № 7. С.1.15.Яновська Л. Г. Указ. соч. С. 42.16.ГончаренкоС. У., МальованийЮ. І. Указ. соч.С. 5.17.ГуренкоО. І. Формування етнокультурної компетентності студентів педагогічного університету в умовах полі етнічного середовища: автореф. дис. на здобуття наук.ступеня канд. пед. наук: спец: 13.00.04 ©Теорія та методика професійноїосвітиª. Харків, 2005. С. 1.18.Горчакова О. А. Особливості діяльності керівника в навчальному закладі з поліетнічним складом учнів. URL:http://intellectinvest.org.ua/pedagog_editions_emagazine_pedagogical_science_vypuski_n1_2010_st_7/Сакалюк О. О. Формування готовності менеджерів освіти до професійної діяльності в полікультурному навчальному середовищі: дис. … канд. пед. наук: спец. 13.00.04 ©Теорія і методика професійної освітиª. Одеса, 2012. С. 4.20.ГуренкоО. І. Указ. соч. С. 12.21.Сакалюк О. О. Указ. соч. С. 4950.22.ГуренкоО. І. Указ. соч. С. 8.23.Гончаренко Л. А. Полікультурна освіченість педагога: Теорія і практика: [монографія] / за ред. В. В. Кузьменко. Херсон: РІПО, 2009. С. 2930.
24.Всеукраїнський перепис населення 2001: [статистичний збірник] / за ред.Т.В.Стоянова. Одеса: Гол.упр. статистики в Одеській області, 2004. Ч.1. 171 с. 25.Горчакова О. А.Указ. соч.
Yuliya Begunova,PhD studentat the chair ofPedagogy,SouthUkrainianNationalPedagogicalUniversitynamedafterK.D.Ushinsky, Odessa, Ukrainebegunova1989@mail.ruThe main problems offuture teachers of history professional training to ethnic andculturalactivitiesin the South UkraineAbstract.The paper deals withthe problems of future teachers of history professional training to ethnic and cultural activities in the South Ukraine.Key words:professional training, training of future teachers of history, ethnoculture, ethnocultural activity.References1.Abdullina,O. A. (1984) Obshhepedagogicheskaja podgotovka uchitelja v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovanija,Prosveshhenie, Moscow,208 p.(in Russian).2.Belozercev,E. P.(1989)Podgotovkauchiteljavuslovijahperestrojki,Pedagogika, Moscow,205 p.(in Russian).3.Goncharenko,S. U.&Mal'ovanij,Ju. І. (1991) “Proprincipovіpolozhennja koncepcіїnacіonal'noїseredn'oїzagal'noosvіtn'oїshkoli”,Radjans'ka shkola,№ 5,pp.311(in Ukrainian).4.Zjazjun,І. A. (1989) Formuvannja osobistostіradjans'kogo vchitelja,Vishha shkola, Кiev,44 p.(in Ukrainian).5.Majboroda,V. K. (1992) Vishha pedagogіchna osvіta v Ukraїnі: іstorіja, dosvіd, uroki (19171985),Libіd',Кiev,196 p.(in Ukrainian).6.Stel'mahovich,M. G. (1985) Narodna pedagogіka,Znannja, Кiev,312 p.(in Ukrainian).7.Kurilіv,V. І.(2003)Metodika vikladannja іstorії:[navch. posіb.],L'vіv; Svіt, Toronto,p.13(in Ukrainian).8.Kul'chic'kij,S. V. (1996) “Koncepcіja іstorichnoїosvіti v zagal'noosvіtnіj shkolі”,in Materіali Vseukraїns'koїnaukovopraktichnoїkonferencії“Standarti zagal'noїseredn'oїosvіti. Problemi,poshuki, perspektivi”. 2526 chervnja 1996,ІZMN, Кiev,p.86(in Ukrainian).9.Shimanevs'kij,M. M. (1996) “Іstorichna osvіta jak odna іz osnov formuvannja socіal'no rol'ovoїpozicіїgromadjanina nezalezhnoїUkraїni”,in Materіali Vseukraїns'koїnaukovopraktichnoїkonferencії“Standarti zagal'noїseredn'oїosvіti. Problemi, poshuki, perspektivi”. 2526 chervnja 1996,p.88(in Ukrainian).10.Vojcehіvs'kij,Ju. S. (1996) “Do problemi didaktichnogo obґruntuvannja zmіstu shkіl'nogo navchannja іstorії:uzagal'nennja dosvіdu kraїn Central'noїіShіdnoїЄvropi”,in Materіali Vseukraїns'koїnaukovopraktichnoїkonferencії“Standarti zagal'noїseredn'oїosvіti. Problemi, poshuki, perspektivi”. 2526 chervnja 1996,p.89(in Ukrainian).11.Janovs'ka,L. G. (2004) Formuvannja profesіjnoїustalenostіmajbutnіh uchitelіv іstorіїu procesіnavchannja u vishhih navchal'nih zakladah: dis. … kand. ped. nauk: spec. 13.00.04 ©Teorіja і metodika profesіjnoї osvіtiª,Odesa, p.4(in Ukrainian).12.Vjazemskij, E. E. &Strelova,O. Ju. (2000) Metodicheskie rekomendacii uchitelju istorii. Osnovy prepodavatel'skogo masterstva: [prakt. posobie],Gumanit. izd. centrVLADOS, Moscow,p.126 (in Russian).13.Strelova,O. Ju. (2003) “Vospitanieistoriejkakformirovaniecennostejlichnosti”,Prepodavanie istorii v obshheobrazovatel'noj shkole,№ 7,p.66(in Russian).14.Golovatenko,A. Ju. (1997)“Uchebniki istorii: segodnja izavtra”,Istorija,№ 7,p.1(in Russian).15.Janovs'ka, L. G. (2004)Op. cit.,p.42.16.Goncharenko,S. U.&Mal'ovanij,Ju. І. (1991)Op. cit,p.5.17.Gurenko,O. І. (2005) Formuvannja etnokul'turnoїkompetentnostіstudentіv pedagogіchnogo unіversitetu v umovah polіetnіchnogo seredovishha: avtoref. dis. na zdobuttja nauk.stupenja kand. ped. nauk: spec: 13.00.04 “Teorіja ta metodika profesіjnoїosvіti”,Harkіv,p.1(in Ukrainian).Gorchakova,O. A. Osoblivostіdіjal'nostіkerіvnika v navchal'nomu zakladіz polіetnіchnim skladom uchnіv.Available at: http://intellectinvest.org.ua/pedagog_editions_emagazine_pedagogical_science_vypuski_n1_2010_st_7/(in Ukrainian).19.Sakaljuk,O. O. (2012) Formuvannja gotovnostіmenedzherіv osvіti do profesіjnoїdіjal'nostіv polіkul'turnomu navchal'nomu seredovishhі: dis. … kand. ped. nauk: spec. 13.00.04“Teorіja іmetodika profesіjnoїosvіti”,Odesa,p.4(in Ukrainian).20.Gurenko,O. І. (2005)Op. cit.,pp.12.21.Sakaljuk,O. O. (2012) Op. cit.,pp.4950.22.Gurenko,O. І. (2005) Op. cit.,p.8.23.Goncharenko,L. A.&Kuz'menko,V. V. (ed.) (2009) Polіkul'turna osvіchenіst' pedagoga: Teorіja іpraktika: [monografіja], RІPO, Herson,pp.2930(in Ukrainian). 24.Stojanov,T. V. (2004) Vseukraїns'kij perepis naselennja 2001: [statistichnij zbіrnik], Gol.upr. statistiki v Odes'kіj oblastі, Odesa,ch. 1,171 p.(in Ukrainian).
25.Gorchakova,O. A.Op. cit.
Рекомендовано к публикации:
ЯновскойЛ.Г., кандидатом педагогических наук, Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª