Педагогические условия проектирования регионального портала по развитию логического мышления и логической рефлексии учащихся
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Морозова
Е.
В. Педагогические условия проектирования регионального портала по развитию логического мышления и логической рефлексии учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 11 (ноябрь). – С.
141–145. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14325.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме проектирования локального информационно-образовательного пространства для развития логического мышления и логической рефлексии учащихся в процессе обучения. Успешность использования регионального портала в образовательном процессе определяется его структурно-содержательной основой и учебно-методическим обеспечением, с помощью которых возможны реализация педагогического потенциала портала в процессе обучения школьников и развитие у них логики мышления.
Похожие статьи
Текст статьи
Морозова Елена Валентиновна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных и образовательных технологий ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленскelena_morozova1972@mail.ru
Педагогические условия проектирования регионального портала по развитию логического мышления и логической рефлексии учащихся
Аннотация.Статья посвящена проблеме проектирования локального информационнообразовательного пространства для развития логического мышления и логической рефлексии учащихся в процессе обучения. Успешность использования регионального портала в образовательном процессе определяетсяего структурносодержательной основой и учебнометодическим обеспечением, с помощью которыхвозможныреализацияпедагогического потенциала портала в процессе обучения школьников и развитиеу них логики мышления. Ключевые слова:логическое мышление, логическая рефлексия, региональный образовательный портал.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В качестве одного из способов модернизации российского образования выступает внедрение современных информационнокоммуникационных технологий в образовательный процесс. Информация и знания сегодня становятся ключевыми факторами долговременного устойчивого развития общества вусловиях конкурентной среды.Общество нуждается в радикальном изменении способов обработки информации, но эти изменения «тормозятся» низким уровнем логической культуры основной части граждан нашего общества. Низкий уровень логического развития и снижение интеллектуального потенциала населения России вызывают серьезную озабоченность не только представителей педагогической науки, но и общественности в целом.Современному школьнику необходимо умение эффективно и корректно вести различные диалоги, уметь критически воспринимать аргументацию оппонентов во всевозможных спорах, уметь находить свои нужные аргументы, культурно и логически грамотно опровергать ложные или недоказанные тезисы, встречающиеся в полемике, дискуссиях, диспутах и других формах диалога. Однаков процессе обучения логические принципы, лежащие в основе научного знания, как правило, специально не доводятся до сознания учащихся, а стихийно они осознаются немногими из них. Поэтому учащиеся, изучившие целый ряд научных дисциплин, весьма часто обнаруживают недостатки практического владения мыслительными операциями и логическими приемами мышления.На уроках учитель поройсталкивается с неумением детей сравнивать, обобщать, анализировать, систематизировать информацию, находить общее в отдельных частныхпримерах, выявлять истинность суждений, выводить следствия из заданных условий, подмечать закономерности, строить индуктивные умозаключения, находить логические ошибки в рассуждениях. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ и АдминистрациейСмоленской области научного проекта №141667011.
Считается, что на современном этапе педагогического освоения новых технологий обучения все большее значение приобретает необходимость специального изучения и практического решения проблемы формирования не только логической культуры школьников, но и готовности школьников к развитию логического мышления и рефлексии [1].Обучение должно быть организовано так, чтобы оно стимулировало самостоятельное мышление школьника, вызывало потребность в развитии мыслительных операций и совершенствовании логических форм мышления.Следует отметить, что проведение целенаправленной работы по развитию логического мышления школьников требует расширения психологической подготовки как учителя, так и учащихся, поскольку они теперь в большей мере должны быть ориентированы на систематическое и целенаправленное логическое развитие школьника, а не просто на углубление и пополнение знаний по предмету.Таким образом, возникает потребность проектирования информационной образовательной системы по курсу логики, которая будет способствовать решению следующих задач.1.Предоставить школьникам необходимые знания осути мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации); готовые правила использования мыслительных операций и логических форм мышления (так называемые правилаориентиры).2.Предоставить учащимся научные знания и практические навыки по основным темам логики:а)формам мышления (понятиям, суждениям, умозаключениям);б)законам (принципам) правильного мышления (закон тождества, законпротиворечия, закон исключенного третьего, закондостаточного основания);в)сформировать у школьников практические навыки аргументации, доказательства и опровержения, показать встречающиеся в этом процессе правила и логические ошибки, различные «уловки», применяемые в ходе полемики, дискуссий, диспутов и других форм диалога;г)показать применение логики научного познания (факт, гипотеза, теория и другие ее аспекты).3.Выработать у школьников умения и навыки решения логических задач; научить их иллюстрировать различные виды понятий, суждений, умозаключений новыми примерами, найденными в художественной, научной, учебнойлитературе. Предложить учащимся оптимальное сочетание традиционной формальной логики и элементов символической (математической) логики.Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью разрешения следующих противоречий:между сравнительно высоким уровнем требований к логическому развитию учащихся при изучении дисциплин школьного курса и низким уровнем готовности школьников к развитию логического мышления и рефлексии;между широкими возможностями формировать логическое развитие учащихся на уроках математики (например, с помощью решения математических задач) и недостаточной разработкой методических аспектов, обеспечивающих развитие логического мышления;между сравнительно высоким уровнем развития информационных технологий и недостаточной разработанностью подходов к проектированию информационного образовательного пространства с целью логического развития школьников.Так как современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационнокоммуникационных технологий(ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет, нам необходимо определить, каким образом новые технологии могут способствовать наиболее успешному развитию логического мышления и рефлексии школьников [2].Анализ научных и методических публикаций, опыта практической работы учреждений образования в области использования современных информационных технологий убеждает, что именно информационнообразовательный портал сегодня становится массовым информационнопрограммным продуктом. Возможности информационных образовательных ресурсов, актуализирующихся на базе информационного портала, создают условия для развития инновационных методов обучения и воспитания, в том числе и для логического саморазвития школьников [3].Но,позитивно оценивая теоретический и практический опыт в области информатизации образования, повышения качества образовательного процесса средствами информационных технологий, можно отметить также, что проблема выявления и реализации педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование информационных технологий, не получила теоретической и практической завершенности в современных условиях. Российская система образования в настоящее время оказалась не готовой в полной мере к полноценному использованию педагогического потенциала информационных порталов. Реализация педагогических возможностей информационных порталов в образовательном процессе скорее носит иллюстративноэпизодический, а не систематический и целенаправленный характер, а положительный результат при этом чаще всегозависит от заинтересованности и интуиции педагога, а не какихлибо научнообоснованных педагогических подходов.Портал как информационная среда включается в единое информационное пространство Интернетаи как единое информационное пространство складываетсяиз следующих главных компонентов: информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации; организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частностисбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации; средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программнотехнические средства и организационнонормативные документы [4].При проектировании образовательного пространства необходимо учитывать:ряд положений теории личностно ориентированного обучения и дистанционного обучения;значительное возрастание роли самостоятельной работы учащихся; адаптивность учебных программ;создание индивидуальных тестов и последовательности обучающих задач и теоретических положений на основе выявления и описания интеллектуальной деятельности учащихся; проведение педагогического мониторинга в процессе обучения, основная цель которого–осуществление систематического контроля за процессом логического развития школьников, полноценного обеспечения исследовательскопедагогических задач развития логического мышления и логической рефлексии учащихся.Под педагогическим мониторингом по проблеме логического саморазвития учащихся мы понимаем форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации в процессе использования специально разработанного образовательного пространства (портала), обеспечивающего непрерывное слежение за состоянием и прогнозированием развития логического мышления и логической рефлексии учащихся [5].Мы будем рассматривать процесс проектирования образовательного пространства на примере создания портала по развитию логического мышления и логической рефлексии учащихся, включающего в себя индивидуальные страницы пользователей и представляющего, соответственно, информационную среду каждого из них.Рассмотрим ключевые методы и основные этапы проектирования регионального портала по развитию логического мышления и рефлексии учащихся.В качестве ключевых методов проектирования выделим следующие:1)теоретические методы;2)метод имитационного моделирования;3)методы математического моделирования;4)педагогический эксперимент.Проектирование регионального портала по развитию логического мышления и рефлексии учащихся может проходить следующие этапы:1)Констатирующий этап–происходит выявление проблемы развития логического мышления и логической рефлексии учащихся на основе педагогического опыта и диагностирования.2)Аналитический этап–проводится сравнительный анализ различных педагогических и психологических теорий логического развития учащихся и сравнительный анализ действующих сайтов по курсу логики.3)Поисковый этап–на этом этапе осуществляется проведение очного обучения, выявление особенностей и проблем развития не только логической культуры учащегося, но и готовности школьника к развитию логического мышления и рефлексии.4)Этап первичногомоделирования.5)Обучающий этап–происходит апробация первичной модели.6)Корректирующий этап–осуществляется построение окончательной модели портала с учетом предыдущих этапов.7)Конструирование портала и его апробация.Основными критериями для анализа структуры и содержания информационнообразовательного портала в процессе исследования были определены следующие:функциональность –рассматривается как многообразие сервисов, видов, форм и технологий представления информации для решения образовательной задачи;
содержательность–уровень отражения ценностных установок окружающего социума;
доступность–выбор компонентов, интегрирование технологий, программных продуктов и технических средств для донесения информации до всех групп пользователей с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей;интерактивность–возможность организации интерактивного взаимодействия с пользователями на разных уровнях доступа. При определении педагогических условий необходимо учитывать закономерности развития личности, индивидуальные образовательные запросы ученика, учитывать организацию деятельности, направленную на саморазвитие личности, а также обеспечивать целостность процесса формирования творческой направленности. Сформулируем педагогические условия эффективности проектирования портала по развитию логического мышления и рефлексии.1)Создание интерактивности, предполагающей наличие двусторонних связей между проектируемой системой и обучающимся, поскольку если обратной связи нет или же если она формальна, то создание индивидуального информационнообразовательного пространства школьника невозможно.Соответственно, элементы интерактивности –это все функции портала (то есть программные модули), которые обеспечивают взаимодействие конкретного человека с образовательным порталом или другими людьмипосредством этих модулей.Обеспечить интерактивность портала можно посредством адаптивности.Адаптивность –одно из основных требований к системе образования взрослых; обозначает способность к гибкой переориентации содержания, форми методов обучения, создает большие возможности для оперативного перепрофилирования и переподготовки кадров для работы в рыночных структурах и ориентации образовательных услуг на индивидуальные запросы личности [6].2)Наличие в структуре портала материалов,способствующих формированию содержательного (теоретическая подготовленность), операционного (практическая подготовленность) и мотивационного (личностная направленность) компонентов готовности школьников к развитию логического мышления и рефлексии.3)Присутствие административной части: регистрация пользователей, ограничение доступа, поиск информации на портале, средства экспорта/импорта информации, тестирование, сбор обратной связи (мнения пользователей о сайте).При выполнении вышеперечисленных условий создается индивидуальное локальное информационное образовательное пространство каждого пользователя [7].При разработке образовательного портала адаптивной структуры для развития логического мышления в нем предполагается выделение следующих разделов:Главнаястраница, содержащая регистрацию, которая обязательна для прохождения тестирования, решениязадач открытого типа, добавлениясвоих задач и решений.Диагностические методики, включающие оценку уровня развития логического мышления школьника, определение степени развития логической рефлексии учащегося, выявление уровня готовности школьника к логическому саморазвитию. Индивидуальная карта логического развития ученика, которая заполняется на основе проведенных диагностических методик, с ее помощью выстраивается индивидуальная траектория развития ребёнка.Теоретический материал, изучение которого возможно в двух режимах: классическом (Классическая логика, Математическая логика) и адаптивном (режим Учебника –в нем невозможно перейти к главе, которая базируется на неусвоенном материале).Задачи с открытыми ответами(в данный раздел войдут задачи, единственно верного ответа на которые не существует, при их решении нужно проявить креативность, творческий подход, в то же время при логичном обосновании ответа; на эти задачи дается общая методика оценки ответа).Словарь основных терминов.Дневник, в котором будет отражена «успеваемость» учащегося (овладениемыслительными операциями, времяи процентрешения заданий, индикаторфакта обращения к теории во время решения, количествопопыток прохождения (запусков) заданий, количествовсех заданий, к которым приступал).Список рекомендуемой литературыс возможностью сортировки по классу и по алфавиту, если класс неизвестен или если книга не имеет привязки к конкретному классу (возрастной категории).Материалы для учителя (конспекты уроков по логике, открытые мероприятия с использованием логических задач и игр). Кроме того, необходимо предусмотреть создание тестаопросникас определением уровня эргономичности портала и возможностью внесения предложений по оптимизации его работы.В настоящее время портал находится на стадии разработки, поскольку требует соблюдения многих критериев, среди которых основными являются адаптивность обучения, общедоступность и удобство интерфейса.
Ссылки на источники1.Морозова Е.В. Проблемы формирования готовности школьников к развитию рефлексии логического мышления // Концепт –2013. –№ 11 (ноябрь).–ART13238.–0,5 п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2013/13238 htm.2.Максимова Н.А. Развитие логического мышления учащихся с использованием информационных технологий // Современные проблемы науки и образования. –2014. –№ 5. –URL: www.scienceeducation.ru/11914637.3.Максимова Н. А. Проблемы проектирования региональных образовательных порталов // Фундаментальные исследования. –2014. –№ 9 (часть 6). –С. 1343–1346. –URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10004335.4.Тоискин В.С., Красильников В.В. Антропологический аспект проектирования информационного пространства единого педагогического комплекса: монография. –Ставрополь: СГПИ, 2008. –164 с.5.Морозова Е. В. Разработка системы педагогического мониторинга развития логического мышления и логической рефлексии школьников // Концепт. –2014. –№ 10 (октябрь). –ART 14293. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14293.htm6.Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика.–М.: НМЦ СПО, 1999.–C. 12.7.Максимова Н. А. Структура региональных образовательных порталов // Концепт. –2014. –№ 11 (ноябрь). –ART 14300. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14300.htm.
Elena Morozova,Candidate of Pedagogic Sciences,AssociateProfessor at the chair of Information and Educational Technologies, Smolensk State University, Smolenskelena_morozova1972@mail.ruPedagogical conditions of a regional portal designing forstudents’ logical thinking and logical reflection development Abstract. The paper deals with the problem of designing the local informationand educational space for the development of students’ logical thinking and logical reflection during the educationalprocess. The successful use of regional portal in the educational process is determined by its structural basis and educational support, which determine the possibility of implementing pedagogical potential of the portal in the educational process and students’ logic thinkingdevelopment.Keywords: logical thinking, logical reflection, regional educational portal.References1.Morozova, E. V. (2013) “Problemy formirovanija gotovnosti shkol'nikov k razvitiju refleksii logicheskogo myshlenija”, Koncept, № 11 (nojabr'), ART 13238, 0,5 p. l. Available at: http://ekoncept.ru/2013/13238htm (inRussian).2.Maksimova, N. A. (2014) “Razvitielogicheskogomyshlenijauchashhihsjasispol'zovanieminformacionnyhtehnologij”,Sovremennyeproblemynaukiiobrazovanija, № 5. Available at: www.scienceeducation.ru/11914637(in Russian).Maksimova,N. A. (2014) “Problemy proektirovanija regional'nyh obrazovatel'nyh portalov”,Fundamental'nye issledovanija,№ 9 (chast' 6),pp.1343–1346. Available at: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10004335 (in Russian).4.Toiskin,V. S. &Krasil'nikov, V. V. (2008) Antropologicheskij aspekt proektirovanija informacionnogo prostranstva edinogo pedagogicheskogo kompleksa: monografija, SGPI, Stavropol',164 p.(in Russian).5.Morozova,E. V. (2014) “Razrabotka sistemy pedagogicheskogo monitoringa razvitija logicheskogo myshlenija i logicheskoj refleksii shkol'nikov”,Koncept,№ 10 (oktjabr'),ART 14293. Available at: http://ekoncept.ru/2014/14293.htm (in Russian).6.Vishnjakova,S. M. (1999) Professional'noe obrazovanie: slovar'. Kljuchevye ponjatija, terminy, aktual'naja leksika,NMC SPO, Moscow,p. 12(in Russian).7.Maksimova,N. A. (2014) “Struktura regional'nyh obrazovatel'nyh portalov”,Koncept,№ 11 (nojabr'),ART 14300. Available at: http://ekoncept.ru/2014/14300.htm (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Педагогические условия проектирования регионального портала по развитию логического мышления и логической рефлексии учащихся
Аннотация.Статья посвящена проблеме проектирования локального информационнообразовательного пространства для развития логического мышления и логической рефлексии учащихся в процессе обучения. Успешность использования регионального портала в образовательном процессе определяетсяего структурносодержательной основой и учебнометодическим обеспечением, с помощью которыхвозможныреализацияпедагогического потенциала портала в процессе обучения школьников и развитиеу них логики мышления. Ключевые слова:логическое мышление, логическая рефлексия, региональный образовательный портал.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В качестве одного из способов модернизации российского образования выступает внедрение современных информационнокоммуникационных технологий в образовательный процесс. Информация и знания сегодня становятся ключевыми факторами долговременного устойчивого развития общества вусловиях конкурентной среды.Общество нуждается в радикальном изменении способов обработки информации, но эти изменения «тормозятся» низким уровнем логической культуры основной части граждан нашего общества. Низкий уровень логического развития и снижение интеллектуального потенциала населения России вызывают серьезную озабоченность не только представителей педагогической науки, но и общественности в целом.Современному школьнику необходимо умение эффективно и корректно вести различные диалоги, уметь критически воспринимать аргументацию оппонентов во всевозможных спорах, уметь находить свои нужные аргументы, культурно и логически грамотно опровергать ложные или недоказанные тезисы, встречающиеся в полемике, дискуссиях, диспутах и других формах диалога. Однаков процессе обучения логические принципы, лежащие в основе научного знания, как правило, специально не доводятся до сознания учащихся, а стихийно они осознаются немногими из них. Поэтому учащиеся, изучившие целый ряд научных дисциплин, весьма часто обнаруживают недостатки практического владения мыслительными операциями и логическими приемами мышления.На уроках учитель поройсталкивается с неумением детей сравнивать, обобщать, анализировать, систематизировать информацию, находить общее в отдельных частныхпримерах, выявлять истинность суждений, выводить следствия из заданных условий, подмечать закономерности, строить индуктивные умозаключения, находить логические ошибки в рассуждениях. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ и АдминистрациейСмоленской области научного проекта №141667011.
Считается, что на современном этапе педагогического освоения новых технологий обучения все большее значение приобретает необходимость специального изучения и практического решения проблемы формирования не только логической культуры школьников, но и готовности школьников к развитию логического мышления и рефлексии [1].Обучение должно быть организовано так, чтобы оно стимулировало самостоятельное мышление школьника, вызывало потребность в развитии мыслительных операций и совершенствовании логических форм мышления.Следует отметить, что проведение целенаправленной работы по развитию логического мышления школьников требует расширения психологической подготовки как учителя, так и учащихся, поскольку они теперь в большей мере должны быть ориентированы на систематическое и целенаправленное логическое развитие школьника, а не просто на углубление и пополнение знаний по предмету.Таким образом, возникает потребность проектирования информационной образовательной системы по курсу логики, которая будет способствовать решению следующих задач.1.Предоставить школьникам необходимые знания осути мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации); готовые правила использования мыслительных операций и логических форм мышления (так называемые правилаориентиры).2.Предоставить учащимся научные знания и практические навыки по основным темам логики:а)формам мышления (понятиям, суждениям, умозаключениям);б)законам (принципам) правильного мышления (закон тождества, законпротиворечия, закон исключенного третьего, закондостаточного основания);в)сформировать у школьников практические навыки аргументации, доказательства и опровержения, показать встречающиеся в этом процессе правила и логические ошибки, различные «уловки», применяемые в ходе полемики, дискуссий, диспутов и других форм диалога;г)показать применение логики научного познания (факт, гипотеза, теория и другие ее аспекты).3.Выработать у школьников умения и навыки решения логических задач; научить их иллюстрировать различные виды понятий, суждений, умозаключений новыми примерами, найденными в художественной, научной, учебнойлитературе. Предложить учащимся оптимальное сочетание традиционной формальной логики и элементов символической (математической) логики.Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью разрешения следующих противоречий:между сравнительно высоким уровнем требований к логическому развитию учащихся при изучении дисциплин школьного курса и низким уровнем готовности школьников к развитию логического мышления и рефлексии;между широкими возможностями формировать логическое развитие учащихся на уроках математики (например, с помощью решения математических задач) и недостаточной разработкой методических аспектов, обеспечивающих развитие логического мышления;между сравнительно высоким уровнем развития информационных технологий и недостаточной разработанностью подходов к проектированию информационного образовательного пространства с целью логического развития школьников.Так как современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационнокоммуникационных технологий(ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет, нам необходимо определить, каким образом новые технологии могут способствовать наиболее успешному развитию логического мышления и рефлексии школьников [2].Анализ научных и методических публикаций, опыта практической работы учреждений образования в области использования современных информационных технологий убеждает, что именно информационнообразовательный портал сегодня становится массовым информационнопрограммным продуктом. Возможности информационных образовательных ресурсов, актуализирующихся на базе информационного портала, создают условия для развития инновационных методов обучения и воспитания, в том числе и для логического саморазвития школьников [3].Но,позитивно оценивая теоретический и практический опыт в области информатизации образования, повышения качества образовательного процесса средствами информационных технологий, можно отметить также, что проблема выявления и реализации педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование информационных технологий, не получила теоретической и практической завершенности в современных условиях. Российская система образования в настоящее время оказалась не готовой в полной мере к полноценному использованию педагогического потенциала информационных порталов. Реализация педагогических возможностей информационных порталов в образовательном процессе скорее носит иллюстративноэпизодический, а не систематический и целенаправленный характер, а положительный результат при этом чаще всегозависит от заинтересованности и интуиции педагога, а не какихлибо научнообоснованных педагогических подходов.Портал как информационная среда включается в единое информационное пространство Интернетаи как единое информационное пространство складываетсяиз следующих главных компонентов: информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации; организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частностисбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации; средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программнотехнические средства и организационнонормативные документы [4].При проектировании образовательного пространства необходимо учитывать:ряд положений теории личностно ориентированного обучения и дистанционного обучения;значительное возрастание роли самостоятельной работы учащихся; адаптивность учебных программ;создание индивидуальных тестов и последовательности обучающих задач и теоретических положений на основе выявления и описания интеллектуальной деятельности учащихся; проведение педагогического мониторинга в процессе обучения, основная цель которого–осуществление систематического контроля за процессом логического развития школьников, полноценного обеспечения исследовательскопедагогических задач развития логического мышления и логической рефлексии учащихся.Под педагогическим мониторингом по проблеме логического саморазвития учащихся мы понимаем форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации в процессе использования специально разработанного образовательного пространства (портала), обеспечивающего непрерывное слежение за состоянием и прогнозированием развития логического мышления и логической рефлексии учащихся [5].Мы будем рассматривать процесс проектирования образовательного пространства на примере создания портала по развитию логического мышления и логической рефлексии учащихся, включающего в себя индивидуальные страницы пользователей и представляющего, соответственно, информационную среду каждого из них.Рассмотрим ключевые методы и основные этапы проектирования регионального портала по развитию логического мышления и рефлексии учащихся.В качестве ключевых методов проектирования выделим следующие:1)теоретические методы;2)метод имитационного моделирования;3)методы математического моделирования;4)педагогический эксперимент.Проектирование регионального портала по развитию логического мышления и рефлексии учащихся может проходить следующие этапы:1)Констатирующий этап–происходит выявление проблемы развития логического мышления и логической рефлексии учащихся на основе педагогического опыта и диагностирования.2)Аналитический этап–проводится сравнительный анализ различных педагогических и психологических теорий логического развития учащихся и сравнительный анализ действующих сайтов по курсу логики.3)Поисковый этап–на этом этапе осуществляется проведение очного обучения, выявление особенностей и проблем развития не только логической культуры учащегося, но и готовности школьника к развитию логического мышления и рефлексии.4)Этап первичногомоделирования.5)Обучающий этап–происходит апробация первичной модели.6)Корректирующий этап–осуществляется построение окончательной модели портала с учетом предыдущих этапов.7)Конструирование портала и его апробация.Основными критериями для анализа структуры и содержания информационнообразовательного портала в процессе исследования были определены следующие:функциональность –рассматривается как многообразие сервисов, видов, форм и технологий представления информации для решения образовательной задачи;
содержательность–уровень отражения ценностных установок окружающего социума;
доступность–выбор компонентов, интегрирование технологий, программных продуктов и технических средств для донесения информации до всех групп пользователей с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей;интерактивность–возможность организации интерактивного взаимодействия с пользователями на разных уровнях доступа. При определении педагогических условий необходимо учитывать закономерности развития личности, индивидуальные образовательные запросы ученика, учитывать организацию деятельности, направленную на саморазвитие личности, а также обеспечивать целостность процесса формирования творческой направленности. Сформулируем педагогические условия эффективности проектирования портала по развитию логического мышления и рефлексии.1)Создание интерактивности, предполагающей наличие двусторонних связей между проектируемой системой и обучающимся, поскольку если обратной связи нет или же если она формальна, то создание индивидуального информационнообразовательного пространства школьника невозможно.Соответственно, элементы интерактивности –это все функции портала (то есть программные модули), которые обеспечивают взаимодействие конкретного человека с образовательным порталом или другими людьмипосредством этих модулей.Обеспечить интерактивность портала можно посредством адаптивности.Адаптивность –одно из основных требований к системе образования взрослых; обозначает способность к гибкой переориентации содержания, форми методов обучения, создает большие возможности для оперативного перепрофилирования и переподготовки кадров для работы в рыночных структурах и ориентации образовательных услуг на индивидуальные запросы личности [6].2)Наличие в структуре портала материалов,способствующих формированию содержательного (теоретическая подготовленность), операционного (практическая подготовленность) и мотивационного (личностная направленность) компонентов готовности школьников к развитию логического мышления и рефлексии.3)Присутствие административной части: регистрация пользователей, ограничение доступа, поиск информации на портале, средства экспорта/импорта информации, тестирование, сбор обратной связи (мнения пользователей о сайте).При выполнении вышеперечисленных условий создается индивидуальное локальное информационное образовательное пространство каждого пользователя [7].При разработке образовательного портала адаптивной структуры для развития логического мышления в нем предполагается выделение следующих разделов:Главнаястраница, содержащая регистрацию, которая обязательна для прохождения тестирования, решениязадач открытого типа, добавлениясвоих задач и решений.Диагностические методики, включающие оценку уровня развития логического мышления школьника, определение степени развития логической рефлексии учащегося, выявление уровня готовности школьника к логическому саморазвитию. Индивидуальная карта логического развития ученика, которая заполняется на основе проведенных диагностических методик, с ее помощью выстраивается индивидуальная траектория развития ребёнка.Теоретический материал, изучение которого возможно в двух режимах: классическом (Классическая логика, Математическая логика) и адаптивном (режим Учебника –в нем невозможно перейти к главе, которая базируется на неусвоенном материале).Задачи с открытыми ответами(в данный раздел войдут задачи, единственно верного ответа на которые не существует, при их решении нужно проявить креативность, творческий подход, в то же время при логичном обосновании ответа; на эти задачи дается общая методика оценки ответа).Словарь основных терминов.Дневник, в котором будет отражена «успеваемость» учащегося (овладениемыслительными операциями, времяи процентрешения заданий, индикаторфакта обращения к теории во время решения, количествопопыток прохождения (запусков) заданий, количествовсех заданий, к которым приступал).Список рекомендуемой литературыс возможностью сортировки по классу и по алфавиту, если класс неизвестен или если книга не имеет привязки к конкретному классу (возрастной категории).Материалы для учителя (конспекты уроков по логике, открытые мероприятия с использованием логических задач и игр). Кроме того, необходимо предусмотреть создание тестаопросникас определением уровня эргономичности портала и возможностью внесения предложений по оптимизации его работы.В настоящее время портал находится на стадии разработки, поскольку требует соблюдения многих критериев, среди которых основными являются адаптивность обучения, общедоступность и удобство интерфейса.
Ссылки на источники1.Морозова Е.В. Проблемы формирования готовности школьников к развитию рефлексии логического мышления // Концепт –2013. –№ 11 (ноябрь).–ART13238.–0,5 п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2013/13238 htm.2.Максимова Н.А. Развитие логического мышления учащихся с использованием информационных технологий // Современные проблемы науки и образования. –2014. –№ 5. –URL: www.scienceeducation.ru/11914637.3.Максимова Н. А. Проблемы проектирования региональных образовательных порталов // Фундаментальные исследования. –2014. –№ 9 (часть 6). –С. 1343–1346. –URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10004335.4.Тоискин В.С., Красильников В.В. Антропологический аспект проектирования информационного пространства единого педагогического комплекса: монография. –Ставрополь: СГПИ, 2008. –164 с.5.Морозова Е. В. Разработка системы педагогического мониторинга развития логического мышления и логической рефлексии школьников // Концепт. –2014. –№ 10 (октябрь). –ART 14293. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14293.htm6.Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика.–М.: НМЦ СПО, 1999.–C. 12.7.Максимова Н. А. Структура региональных образовательных порталов // Концепт. –2014. –№ 11 (ноябрь). –ART 14300. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14300.htm.
Elena Morozova,Candidate of Pedagogic Sciences,AssociateProfessor at the chair of Information and Educational Technologies, Smolensk State University, Smolenskelena_morozova1972@mail.ruPedagogical conditions of a regional portal designing forstudents’ logical thinking and logical reflection development Abstract. The paper deals with the problem of designing the local informationand educational space for the development of students’ logical thinking and logical reflection during the educationalprocess. The successful use of regional portal in the educational process is determined by its structural basis and educational support, which determine the possibility of implementing pedagogical potential of the portal in the educational process and students’ logic thinkingdevelopment.Keywords: logical thinking, logical reflection, regional educational portal.References1.Morozova, E. V. (2013) “Problemy formirovanija gotovnosti shkol'nikov k razvitiju refleksii logicheskogo myshlenija”, Koncept, № 11 (nojabr'), ART 13238, 0,5 p. l. Available at: http://ekoncept.ru/2013/13238htm (inRussian).2.Maksimova, N. A. (2014) “Razvitielogicheskogomyshlenijauchashhihsjasispol'zovanieminformacionnyhtehnologij”,Sovremennyeproblemynaukiiobrazovanija, № 5. Available at: www.scienceeducation.ru/11914637(in Russian).Maksimova,N. A. (2014) “Problemy proektirovanija regional'nyh obrazovatel'nyh portalov”,Fundamental'nye issledovanija,№ 9 (chast' 6),pp.1343–1346. Available at: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10004335 (in Russian).4.Toiskin,V. S. &Krasil'nikov, V. V. (2008) Antropologicheskij aspekt proektirovanija informacionnogo prostranstva edinogo pedagogicheskogo kompleksa: monografija, SGPI, Stavropol',164 p.(in Russian).5.Morozova,E. V. (2014) “Razrabotka sistemy pedagogicheskogo monitoringa razvitija logicheskogo myshlenija i logicheskoj refleksii shkol'nikov”,Koncept,№ 10 (oktjabr'),ART 14293. Available at: http://ekoncept.ru/2014/14293.htm (in Russian).6.Vishnjakova,S. M. (1999) Professional'noe obrazovanie: slovar'. Kljuchevye ponjatija, terminy, aktual'naja leksika,NMC SPO, Moscow,p. 12(in Russian).7.Maksimova,N. A. (2014) “Struktura regional'nyh obrazovatel'nyh portalov”,Koncept,№ 11 (nojabr'),ART 14300. Available at: http://ekoncept.ru/2014/14300.htm (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»