Дистанционная стажировка как элемент электронного обучения в системе повышения квалификации Свердловской области
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Анянова
И.
В. Дистанционная стажировка как элемент электронного обучения в системе повышения квалификации Свердловской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 11 (ноябрь). – С.
136–140. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14324.htm.
Аннотация. Среди образовательных технологий обучения, применяемых для организации дополнительных профессиональных программ, стажировок в системе повышения квалификации, выделяют электронное обучение, которое предполагает организацию образовательной деятельности с использованием средств ИКТ и электронного контента. В эту категорию относят: технологии доставки материала (размещение на сайтах, электронная почта, использование контента, уже размещенного кем-то в сети Интернет) и организацию взаимодействия (skype, icq, социальные сети, форумы).
Текст статьи
Анянова Ирина Викторовна,доцент кафедры педагогики и психологии, заместитель директора Нижнетагильского филиала ГАОУ ДПОСвердловской области ©Институт развития образованияª, г. Нижний Тагилanynovairina@mail.ru
Дистанционная стажировка как элемент электронного обучения в системе повышения квалификации Свердловской области
Аннотация. Среди образовательных технологий обучения,применяемыхдля организации дополнительных профессиональных программ, стажировок в системе повышения квалификации,выделяютэлектронное обучение, которое предполагает организацию образовательной деятельности с использованием средств ИКТ и электронного контента. В эту категорию относят: технологии доставки материала (размещение на сайтах, электронная почта, использование контента, уже размещенного кемто в сети Интернет) и организациювзаимодействия (skype, icq, социальные сети, форумы).Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционная стажировка, тьютор.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Обобщение современныхподходов к организации системы повышения квалификации позволяет констатировать, что отличительными особенностями процесса повышения квалификации кадров в системе образования становятся: непрерывность, многоуровневость, открытость, развивающий характер личностноориентированного обучения, сочетание формального, неформального и информального подходов, преобладание интерактивных форм работы.Профессиональное развитие педагогов в условиях инноваций А.Г. Асмолов рассматривает с позиции системнодеятельностногоподхода. Данный методологический подход для системы повышения квалификации понимаетсякак системная, целенаправленная деятельность субъектов методического взаимодействия (стажера, тьютора, преподавателя, ведущего консультанта), реализующих проекты профессионального развития и саморазвития педагогов. Все чаще звучит мнение, что более адекватным средством и средой непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих работников может стать интерактивная сетевая профессиональная деятельность, интегрирующая возможности формального, неформального образования и самообразования, опосредованного современными информационнокоммуникационными технологиями [1].Среди образовательных технологий обучения,используемых для организации дополнительных профессиональных программ, стажировок в системе повышения квалификации Свердловской области, все большую актуальность получают интерактивные формы обучения, которые направлены на формирование у педагогов и руководителей нового уровня профессиональной и управленческойкомпетентности. К интерактивным формам повышения квалификации, которые успешно практикуютсяИнститутом развития образования Свердловской области, можно отнести следующие позиции [2]:организация активной групповой и парной работы при проведении сетевых занятий с использованием ДОТ дистанционных образовательных технологий (в электронных курсах СДО, тренингах, мастерских);визуализацияиспользование приемов и инструментов инфографики для организации в сети ©мозговых атакªс цельюпредставления, обобщения и осмысления информации;сетевые профессиональные объединения ведущих консультантов, тьюторов и стажеров;областной депозитарий стажировочных инновационных практик в СДО ИРО Elearning Server 4G.Система повышения квалификации педагогических и руководящих кадров Свердловской области совершенствовалась в рамках деятельности стажировочной площадки ИРО по теме ©Введение ФГОС общего образования как фактор модернизации системы образования Свердловской областиª.Стажировочная площадка это место порождения новых образовательных технологий и укладов, соответствующих современным требованиям. Это пространство профессиональной пробы в новом, становящемся образовании, соответствующем требованиямФедерального государственного образовательного стандарта. В рамках стажировочной площадки в течение трех лет реализовывалась модель непрерывного, персонифицированного повышения квалификации и педагогических и руководящих кадров, включающая:развитие новых форм и технологий (модульный принцип разработки и реализации электронных курсов с использованием дистанционных образовательных технологий, стажировок (очных и дистанционных) в инновационных образовательных учреждениях базовых площадках ИРО);сетевой принцип обучения (кооперация ресурсов и использование потенциала ведущих консультантов, тьюторов, педагоговпрактиков, инновационных и базовых образовательных учреждений, учреждений высшего профессионального образования, в том числе в СДО ИРО Elearning Server 4G);информатизацию системы образования и создание ИКТнасыщенной среды(использование в образовательном процессе телекоммуникационного и интерактивного оборудования, программноаппаратных комплексов, внедрение комплексной информационноаналитической системы);новую модель мониторинга качества дополнительного профессионального образования (оценивание результативности обучения непосредственно после его завершения; анализ отсроченных результатов обучения посредством социологических исследований и экспертных опросов; анализ достижений обучающихся).Эффективное повышение квалификации педагоговстажеров обеспечивается при реализации следующих организационных условий:обеспечениеактивной самообразовательной позиции каждого стажера в системе дополнительного профессионального образования с учетом его профессиональных интересов и склонностей на основе модульных программ обучения и использования депозитария стажировочных практик;использованиетьюторских технологий сопровождения повышения квалификации стажеров со стороны специалистов системы повышения квалификации и носителей инновационного опыта на всех этапах стажировки (проектировочном, реализационном и рефлексивном);развитиесети базовых площадок как ресурсных центров инноватики, включающей нормативноправовую базу их деятельности, и обеспечениенеобходимыми ресурсами (кадровыми, научнометодическими, информационными), позволяющими осуществлять адресную стажировку в очной или дистанционной форме [3]. В Институте развития образования Свердловской области разработаны и успешно реализуются дополнительные профессиональные программы, в том числе с интерактивным образовательным контентом.Электронный курс дистанционного обучения представляет собой систематизированный, интерактивный учебный контент, размещенный в системе дистанционного обучения ГАОУ ДПО СО ©ИРОª ElearningServer4Gи предусматривающий взаимодействие между всеми субъектами и объектами учебного процесса, ориентированное на достижение цели обучения(диагностичной).Электронный курс дистанционного обучения рассматривается как средство электронного обучения и реализации дополнительных профессиональных программ сиспользованием дистанционных образовательных технологий.Электронное обучениеэто организация образовательной деятельности с использованием средств ИКТ и электронного контента. В эту категорию относят: технологии доставки материала (размещение на сайтах, электронная почта, использование контента, уже размещенного кемто в сети Интернет) и организациювзаимодействия (skype, icq, социальные сети, форумы)[4]. Образовательная технология предполагает наличие отлаженного электронного курса дистанционного обучения, обеспечивающего, с одной стороны, системное обучение слушателей, с другой полную или частичную автоматизацию процесса обучения и контроля. При этом в курсе, помимо интерактивного контента, должно быть продумано и реализовано взаимодействие участников учебного процесса: тьютора (преподавателя) и обучаемых; обучаемых между собой; обучаемыхи средств автоматизации курса.Методы обучения:дистанционные образовательные технологии, индивидуальноеинтерактивное консультированиес элементами дифференцированного обучения. Электронный курс дистанционного обучения представляет собой систематизированный набор учебных материалов, размещенных в системе дистанционного обучения ГАОУ ДПО СО ©ИРОª ElearningServer4G, обеспечивающий подготовку обучающихся в рамках разделов дополнительной профессиональной программы. Данный набор включает:электронные интерактивные документы. Под интерактивными документами понимаются электронные ресурсы, обеспечивающие онлайнобщение и взаимодействие с пользователем. К ним относятся так называемыеинтерактивные лекции, тренажеры и/или комплексные приложения, включающие полностью или частично все перечисленные компоненты;организационные аспекты взаимодействия педагога и обучающихся (начиная от ситуации ©подготовить… и отправить файл преподавателюª до ©обсудить в форуме…ª);систематический контроль результатов учебной деятельности обучающихся на разных уровнях: самоконтроль, взаимоконтроль, входной текущий контроль, итоговый контроль. Согласно Требованиям к электронным курсам дистанционного обученияГАОУ ДПО СО ©Институт развития образованияª, карта курса для слушателястажера включает: перечень изучаемых тем, цели обучения по каждой теме, планируемые и ожидаемые результаты обучения, стажировки, инструменты обучения. Особое внимание при конструировании персонифицированной картыкурса слушатель уделяет выбору дистанционных стажировок из электронного депозитария, размещенного в системе дистанционного обучения ElearningServer4G(далее СДО).Стажировка понимается намикак специально организованная форма повышения квалификации, которая является оперативным и эффективным средством совершенствования профессионального мастерства педагогических и руководящих работников. Стажировкаэто практикоориентированная образовательная деятельность по приобретению нового профессионального опыта работы (эффективных практик) в системе повышения квалификации. Стажировка основана на системнодеятельностном подходе: выстраивается как движение от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается выстроенный проект педагогической деятельности по реализации новой практики; движение от цели к результату совершает сам стажер в процессе теоретической, практической, аналитической, проектной деятельности, осознавая этапы продвижения и свой индивидуальный прогресс; осуществляется через современные образовательные технологии, при использовании которых видна субъектная роль каждого стажера. Работая с областным депозитарием стажировочных практик, выбирая базовую площадку и программу дистанционной стажировки, стажеру необходимо иметь четкое представление о передовом опыте. Передовой опыт один из самых доступных практике источниковновых идей, подходов и технологий. Стажеру необходимо знать отличительные черты передового опыта: актуальность, потенциальнуюполезность и инновационный потенциал распространяемого опыта, степень превосходства идей, заложенных в опыте, по сравнению с темиидеями, с которыми знаком стажер; перспективность и надежность распространяемого опыта, подтверждение эффективности распространяемого опыта результатами его массовой апробации на практике. Программа дистанционной стажировки это обоснованная модель образовательной деятельности стажера по освоению им передового опыта практической деятельности, определяющая цели обучения стажеров и требуемую для их достижения структуру учебных задач, с указанием времени, организационных форм и методов включения стажеров в процесс их решения, оценки и контроля полученных результатов.Функции программы дистанционной стажировки состоят в том, чтобы за определенное время обеспечить с помощью воспроизведения указанного в ней способа достижение запланированных результатов, а также послужить основой для планирования и осуществления контроля и коррекции процесса обучения стажера.Целью программы дистанционной стажировки является способность стажера решать практические задачи, полученная на основе освоения им практических способов решения различных классов частных практических задач. Цель программы должна быть сформулирована конкретно и быть реалистичной с точки зрения возможности ее достижения на основе способа, который предложен в программе, а также времени, отведенного на ее реализацию.В ходе дистанционной стажировки каждому участнику обеспечивается возможность: освоить инновационный опыт педагогов, работающих по ФГОС общего образования, непосредственно включаясь в образовательный процесс базовой площадки в СДО ElearningServer4G(режим вебинаров, онлайнзанятий непосредственно в конкретном классе через конференцсвязь, система форумов и чатов);проанализировать результаты освоения обучающимися основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность (работа с документами базовой площадки, размещенными в СДО Elearning Server 4, анализ видеозанятий базовой площадки);разработать собственный проект учебного занятия, используя элементы интерактивного конструкта, составленного тьюторами базовой площадкии размещенного в СДО Elearning Server 4G;обсудить проект учебного занятия с другими стажерами через сетевое взаимодействие (открытые сетевые документы с лентой интерактивного комментария, форумы в СДО Elearning Server 4G);дистанционно реализовать проект разработанного учебного занятия на базовой площадке в конкретном классе под руководством тьютора (режим конференцсвязи);принять участие в обсуждениях, обозначить свою позицию по реализации ФГОС общего образования на основе изученного на стажировке и своего опыта (сетевые объединения в СДО Elearning Server 4G).Для организации стажировки используются видеозаписи уроков, взаимодействие с базовой площадкой через сетевой ресурс курса.В ходе апробации и реализации курсов в электронном обучении специалистами ИРО используются количественные и качественные методы оценки: анкетирование слушателей, супервизия преподавателей, тьюторов, ведущих консультантов за динамикой работы сетевых групп и индивидуальным продвижением стажеров, наблюдения, проводимыев СДО сторонними наблюдателями (руководителями базовых площадок), ©камеральныйª анализ содержанияучебного материала, сервисов взаимодействия (форумов, блогов), интервью. При обучениив СДО ElearningServer4Gстажеру необходимо ответить на следующие вопросы:Насколькоэффективно использовались ИКТ, удобны ли предложенные технологии для работы в рамках данного курса?Соответствовал ли выбранный метод обучения содержанию, целям и задачам курса, насколько эффективными были электронные учебные модули, дискуссии, сетевая совместная деятельность?Насколько комфортной была атмосфера дистанционного курса, как это повлияло на процесс обучения?Как организовано взаимодействие тьютора со стажерами, насколько эффективно данное общение?Каково качество учебного контента?Каково качество практических заданий, как реализован в курсе системнодеятельностный подход?Как организована поддержка стажеров (наличие справочных материалов, их доступность, новости, объявления, рассылки, сообщения, помощь, инструкции)?Насколько эффективно работал тьютор, ведущий консультант (его участие в групповых дискуссиях, в организации и управлении учебным процессом, его открытость к общению со стажерами вСДО ElearningServer4G)?Какая форма обучения более ©выгоднаª для стажера с точки зрения трудоемкости, временных и финансовых затрат?По оценкам кафедры информационных технологий ИРО, результативность курса зависит не столько от качества материала и системы оценивания, сколько от его интерактивности, в частности от организации взаимодействия со стажерами. В курсах СДО ElearningServer4Gэто реализовано через систему информационных ресурсов, размещенных в плане занятий, задания, тесты, опросы, новостную ленту, сообщения, блог, форумы.Ссылки на источники1.Киселева А.А. Непрерывное повышение квалификации педагога в персональной образовательной среде: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Кузбасская государственная педагогическая академия.Новокузнецк, 2012.23 с.2.ТимофееваС. В. Организационнопедагогические условия повышения квалификации руководителей ОУ в процессе стажировки на базе центров инновационного опыта (на примере Чувашской Республики) // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. №6. С. 111116.3.Урсова О.В. Интерактивные формы дистанционного повышения квалификации. Псков,2013. 13 с.4.Юдина И.А. Проектирование развивающей среды на основе информационного взаимодействия в условиях неформального дополнительного образования педагогов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / ГОУ ВПО ©Дальневосточный федеральный университетª. Владивосток, 2012. 25 с.
Irina Anyanova,Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology,deputy director, Nizhny Tagil branch of Institute of Education Development, Nizhny Tagilanynovairna@mail.ru Distance training as an element of elearning training system in the Sverdlovsk RegionAbstract. Elearning, which involves organization of educational activities with the use of information computer technologies and econtent, is one ofthe educational learning technologies used for the organization of additional professional programsand internships in professional development. This category includes technologies for delivering information (websites, email, use of content, that someone has placed in the Internet) and the organization of interaction (skype, icq, social networks, forums).Key words:distance learning, remote training, tutor.References1.Kiseleva, A. A. (2012) Nepreryvnoe povyshenie kvalifikacii pedagoga v personal'noj obrazovatel'noj srede: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.08, Kuzbasskaja gosudarstvennaja pedagogicheskaja akademija, Novokuzneck, 23 p. (in Russian).2.Timofeeva, S. V. (2010) “Organizacionnopedagogicheskie uslovija povyshenija kvalifikacii rukovoditelej OU v processe stazhirovki na baze centrov innovacionnogo opyta (na primere Chuvashskoj Respubliki)”, Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki, № 6, pp. 111116 (in Russian).3.Ursova, O. V. (2013) Interaktivnye formy distancionnogo povyshenija kvalifikacii,Pskov, 13 p. (in Russian).4.Judina, I. A. (2012) Proektirovanie razvivajushhej sredy na osnove informacionnogo vzaimodejstvija v uslovijah neformal'nogo dopolnitel'nogo obrazovanija pedagogov: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.08, GOU VPO “Dal'nevostochnyj federal'nyj universitet”, Vladivostok, 25 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Долинером Л. И., доктором педагогических наук,Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª
Дистанционная стажировка как элемент электронного обучения в системе повышения квалификации Свердловской области
Аннотация. Среди образовательных технологий обучения,применяемыхдля организации дополнительных профессиональных программ, стажировок в системе повышения квалификации,выделяютэлектронное обучение, которое предполагает организацию образовательной деятельности с использованием средств ИКТ и электронного контента. В эту категорию относят: технологии доставки материала (размещение на сайтах, электронная почта, использование контента, уже размещенного кемто в сети Интернет) и организациювзаимодействия (skype, icq, социальные сети, форумы).Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционная стажировка, тьютор.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Обобщение современныхподходов к организации системы повышения квалификации позволяет констатировать, что отличительными особенностями процесса повышения квалификации кадров в системе образования становятся: непрерывность, многоуровневость, открытость, развивающий характер личностноориентированного обучения, сочетание формального, неформального и информального подходов, преобладание интерактивных форм работы.Профессиональное развитие педагогов в условиях инноваций А.Г. Асмолов рассматривает с позиции системнодеятельностногоподхода. Данный методологический подход для системы повышения квалификации понимаетсякак системная, целенаправленная деятельность субъектов методического взаимодействия (стажера, тьютора, преподавателя, ведущего консультанта), реализующих проекты профессионального развития и саморазвития педагогов. Все чаще звучит мнение, что более адекватным средством и средой непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих работников может стать интерактивная сетевая профессиональная деятельность, интегрирующая возможности формального, неформального образования и самообразования, опосредованного современными информационнокоммуникационными технологиями [1].Среди образовательных технологий обучения,используемых для организации дополнительных профессиональных программ, стажировок в системе повышения квалификации Свердловской области, все большую актуальность получают интерактивные формы обучения, которые направлены на формирование у педагогов и руководителей нового уровня профессиональной и управленческойкомпетентности. К интерактивным формам повышения квалификации, которые успешно практикуютсяИнститутом развития образования Свердловской области, можно отнести следующие позиции [2]:организация активной групповой и парной работы при проведении сетевых занятий с использованием ДОТ дистанционных образовательных технологий (в электронных курсах СДО, тренингах, мастерских);визуализацияиспользование приемов и инструментов инфографики для организации в сети ©мозговых атакªс цельюпредставления, обобщения и осмысления информации;сетевые профессиональные объединения ведущих консультантов, тьюторов и стажеров;областной депозитарий стажировочных инновационных практик в СДО ИРО Elearning Server 4G.Система повышения квалификации педагогических и руководящих кадров Свердловской области совершенствовалась в рамках деятельности стажировочной площадки ИРО по теме ©Введение ФГОС общего образования как фактор модернизации системы образования Свердловской областиª.Стажировочная площадка это место порождения новых образовательных технологий и укладов, соответствующих современным требованиям. Это пространство профессиональной пробы в новом, становящемся образовании, соответствующем требованиямФедерального государственного образовательного стандарта. В рамках стажировочной площадки в течение трех лет реализовывалась модель непрерывного, персонифицированного повышения квалификации и педагогических и руководящих кадров, включающая:развитие новых форм и технологий (модульный принцип разработки и реализации электронных курсов с использованием дистанционных образовательных технологий, стажировок (очных и дистанционных) в инновационных образовательных учреждениях базовых площадках ИРО);сетевой принцип обучения (кооперация ресурсов и использование потенциала ведущих консультантов, тьюторов, педагоговпрактиков, инновационных и базовых образовательных учреждений, учреждений высшего профессионального образования, в том числе в СДО ИРО Elearning Server 4G);информатизацию системы образования и создание ИКТнасыщенной среды(использование в образовательном процессе телекоммуникационного и интерактивного оборудования, программноаппаратных комплексов, внедрение комплексной информационноаналитической системы);новую модель мониторинга качества дополнительного профессионального образования (оценивание результативности обучения непосредственно после его завершения; анализ отсроченных результатов обучения посредством социологических исследований и экспертных опросов; анализ достижений обучающихся).Эффективное повышение квалификации педагоговстажеров обеспечивается при реализации следующих организационных условий:обеспечениеактивной самообразовательной позиции каждого стажера в системе дополнительного профессионального образования с учетом его профессиональных интересов и склонностей на основе модульных программ обучения и использования депозитария стажировочных практик;использованиетьюторских технологий сопровождения повышения квалификации стажеров со стороны специалистов системы повышения квалификации и носителей инновационного опыта на всех этапах стажировки (проектировочном, реализационном и рефлексивном);развитиесети базовых площадок как ресурсных центров инноватики, включающей нормативноправовую базу их деятельности, и обеспечениенеобходимыми ресурсами (кадровыми, научнометодическими, информационными), позволяющими осуществлять адресную стажировку в очной или дистанционной форме [3]. В Институте развития образования Свердловской области разработаны и успешно реализуются дополнительные профессиональные программы, в том числе с интерактивным образовательным контентом.Электронный курс дистанционного обучения представляет собой систематизированный, интерактивный учебный контент, размещенный в системе дистанционного обучения ГАОУ ДПО СО ©ИРОª ElearningServer4Gи предусматривающий взаимодействие между всеми субъектами и объектами учебного процесса, ориентированное на достижение цели обучения(диагностичной).Электронный курс дистанционного обучения рассматривается как средство электронного обучения и реализации дополнительных профессиональных программ сиспользованием дистанционных образовательных технологий.Электронное обучениеэто организация образовательной деятельности с использованием средств ИКТ и электронного контента. В эту категорию относят: технологии доставки материала (размещение на сайтах, электронная почта, использование контента, уже размещенного кемто в сети Интернет) и организациювзаимодействия (skype, icq, социальные сети, форумы)[4]. Образовательная технология предполагает наличие отлаженного электронного курса дистанционного обучения, обеспечивающего, с одной стороны, системное обучение слушателей, с другой полную или частичную автоматизацию процесса обучения и контроля. При этом в курсе, помимо интерактивного контента, должно быть продумано и реализовано взаимодействие участников учебного процесса: тьютора (преподавателя) и обучаемых; обучаемых между собой; обучаемыхи средств автоматизации курса.Методы обучения:дистанционные образовательные технологии, индивидуальноеинтерактивное консультированиес элементами дифференцированного обучения. Электронный курс дистанционного обучения представляет собой систематизированный набор учебных материалов, размещенных в системе дистанционного обучения ГАОУ ДПО СО ©ИРОª ElearningServer4G, обеспечивающий подготовку обучающихся в рамках разделов дополнительной профессиональной программы. Данный набор включает:электронные интерактивные документы. Под интерактивными документами понимаются электронные ресурсы, обеспечивающие онлайнобщение и взаимодействие с пользователем. К ним относятся так называемыеинтерактивные лекции, тренажеры и/или комплексные приложения, включающие полностью или частично все перечисленные компоненты;организационные аспекты взаимодействия педагога и обучающихся (начиная от ситуации ©подготовить… и отправить файл преподавателюª до ©обсудить в форуме…ª);систематический контроль результатов учебной деятельности обучающихся на разных уровнях: самоконтроль, взаимоконтроль, входной текущий контроль, итоговый контроль. Согласно Требованиям к электронным курсам дистанционного обученияГАОУ ДПО СО ©Институт развития образованияª, карта курса для слушателястажера включает: перечень изучаемых тем, цели обучения по каждой теме, планируемые и ожидаемые результаты обучения, стажировки, инструменты обучения. Особое внимание при конструировании персонифицированной картыкурса слушатель уделяет выбору дистанционных стажировок из электронного депозитария, размещенного в системе дистанционного обучения ElearningServer4G(далее СДО).Стажировка понимается намикак специально организованная форма повышения квалификации, которая является оперативным и эффективным средством совершенствования профессионального мастерства педагогических и руководящих работников. Стажировкаэто практикоориентированная образовательная деятельность по приобретению нового профессионального опыта работы (эффективных практик) в системе повышения квалификации. Стажировка основана на системнодеятельностном подходе: выстраивается как движение от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается выстроенный проект педагогической деятельности по реализации новой практики; движение от цели к результату совершает сам стажер в процессе теоретической, практической, аналитической, проектной деятельности, осознавая этапы продвижения и свой индивидуальный прогресс; осуществляется через современные образовательные технологии, при использовании которых видна субъектная роль каждого стажера. Работая с областным депозитарием стажировочных практик, выбирая базовую площадку и программу дистанционной стажировки, стажеру необходимо иметь четкое представление о передовом опыте. Передовой опыт один из самых доступных практике источниковновых идей, подходов и технологий. Стажеру необходимо знать отличительные черты передового опыта: актуальность, потенциальнуюполезность и инновационный потенциал распространяемого опыта, степень превосходства идей, заложенных в опыте, по сравнению с темиидеями, с которыми знаком стажер; перспективность и надежность распространяемого опыта, подтверждение эффективности распространяемого опыта результатами его массовой апробации на практике. Программа дистанционной стажировки это обоснованная модель образовательной деятельности стажера по освоению им передового опыта практической деятельности, определяющая цели обучения стажеров и требуемую для их достижения структуру учебных задач, с указанием времени, организационных форм и методов включения стажеров в процесс их решения, оценки и контроля полученных результатов.Функции программы дистанционной стажировки состоят в том, чтобы за определенное время обеспечить с помощью воспроизведения указанного в ней способа достижение запланированных результатов, а также послужить основой для планирования и осуществления контроля и коррекции процесса обучения стажера.Целью программы дистанционной стажировки является способность стажера решать практические задачи, полученная на основе освоения им практических способов решения различных классов частных практических задач. Цель программы должна быть сформулирована конкретно и быть реалистичной с точки зрения возможности ее достижения на основе способа, который предложен в программе, а также времени, отведенного на ее реализацию.В ходе дистанционной стажировки каждому участнику обеспечивается возможность: освоить инновационный опыт педагогов, работающих по ФГОС общего образования, непосредственно включаясь в образовательный процесс базовой площадки в СДО ElearningServer4G(режим вебинаров, онлайнзанятий непосредственно в конкретном классе через конференцсвязь, система форумов и чатов);проанализировать результаты освоения обучающимися основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность (работа с документами базовой площадки, размещенными в СДО Elearning Server 4, анализ видеозанятий базовой площадки);разработать собственный проект учебного занятия, используя элементы интерактивного конструкта, составленного тьюторами базовой площадкии размещенного в СДО Elearning Server 4G;обсудить проект учебного занятия с другими стажерами через сетевое взаимодействие (открытые сетевые документы с лентой интерактивного комментария, форумы в СДО Elearning Server 4G);дистанционно реализовать проект разработанного учебного занятия на базовой площадке в конкретном классе под руководством тьютора (режим конференцсвязи);принять участие в обсуждениях, обозначить свою позицию по реализации ФГОС общего образования на основе изученного на стажировке и своего опыта (сетевые объединения в СДО Elearning Server 4G).Для организации стажировки используются видеозаписи уроков, взаимодействие с базовой площадкой через сетевой ресурс курса.В ходе апробации и реализации курсов в электронном обучении специалистами ИРО используются количественные и качественные методы оценки: анкетирование слушателей, супервизия преподавателей, тьюторов, ведущих консультантов за динамикой работы сетевых групп и индивидуальным продвижением стажеров, наблюдения, проводимыев СДО сторонними наблюдателями (руководителями базовых площадок), ©камеральныйª анализ содержанияучебного материала, сервисов взаимодействия (форумов, блогов), интервью. При обучениив СДО ElearningServer4Gстажеру необходимо ответить на следующие вопросы:Насколькоэффективно использовались ИКТ, удобны ли предложенные технологии для работы в рамках данного курса?Соответствовал ли выбранный метод обучения содержанию, целям и задачам курса, насколько эффективными были электронные учебные модули, дискуссии, сетевая совместная деятельность?Насколько комфортной была атмосфера дистанционного курса, как это повлияло на процесс обучения?Как организовано взаимодействие тьютора со стажерами, насколько эффективно данное общение?Каково качество учебного контента?Каково качество практических заданий, как реализован в курсе системнодеятельностный подход?Как организована поддержка стажеров (наличие справочных материалов, их доступность, новости, объявления, рассылки, сообщения, помощь, инструкции)?Насколько эффективно работал тьютор, ведущий консультант (его участие в групповых дискуссиях, в организации и управлении учебным процессом, его открытость к общению со стажерами вСДО ElearningServer4G)?Какая форма обучения более ©выгоднаª для стажера с точки зрения трудоемкости, временных и финансовых затрат?По оценкам кафедры информационных технологий ИРО, результативность курса зависит не столько от качества материала и системы оценивания, сколько от его интерактивности, в частности от организации взаимодействия со стажерами. В курсах СДО ElearningServer4Gэто реализовано через систему информационных ресурсов, размещенных в плане занятий, задания, тесты, опросы, новостную ленту, сообщения, блог, форумы.Ссылки на источники1.Киселева А.А. Непрерывное повышение квалификации педагога в персональной образовательной среде: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Кузбасская государственная педагогическая академия.Новокузнецк, 2012.23 с.2.ТимофееваС. В. Организационнопедагогические условия повышения квалификации руководителей ОУ в процессе стажировки на базе центров инновационного опыта (на примере Чувашской Республики) // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. №6. С. 111116.3.Урсова О.В. Интерактивные формы дистанционного повышения квалификации. Псков,2013. 13 с.4.Юдина И.А. Проектирование развивающей среды на основе информационного взаимодействия в условиях неформального дополнительного образования педагогов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / ГОУ ВПО ©Дальневосточный федеральный университетª. Владивосток, 2012. 25 с.
Irina Anyanova,Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology,deputy director, Nizhny Tagil branch of Institute of Education Development, Nizhny Tagilanynovairna@mail.ru Distance training as an element of elearning training system in the Sverdlovsk RegionAbstract. Elearning, which involves organization of educational activities with the use of information computer technologies and econtent, is one ofthe educational learning technologies used for the organization of additional professional programsand internships in professional development. This category includes technologies for delivering information (websites, email, use of content, that someone has placed in the Internet) and the organization of interaction (skype, icq, social networks, forums).Key words:distance learning, remote training, tutor.References1.Kiseleva, A. A. (2012) Nepreryvnoe povyshenie kvalifikacii pedagoga v personal'noj obrazovatel'noj srede: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.08, Kuzbasskaja gosudarstvennaja pedagogicheskaja akademija, Novokuzneck, 23 p. (in Russian).2.Timofeeva, S. V. (2010) “Organizacionnopedagogicheskie uslovija povyshenija kvalifikacii rukovoditelej OU v processe stazhirovki na baze centrov innovacionnogo opyta (na primere Chuvashskoj Respubliki)”, Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki, № 6, pp. 111116 (in Russian).3.Ursova, O. V. (2013) Interaktivnye formy distancionnogo povyshenija kvalifikacii,Pskov, 13 p. (in Russian).4.Judina, I. A. (2012) Proektirovanie razvivajushhej sredy na osnove informacionnogo vzaimodejstvija v uslovijah neformal'nogo dopolnitel'nogo obrazovanija pedagogov: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.08, GOU VPO “Dal'nevostochnyj federal'nyj universitet”, Vladivostok, 25 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Долинером Л. И., доктором педагогических наук,Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª