Организация профессиональных образовательных сообществ педагогов в сети Интернет

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Геркушенко (Соколова) С. В., Геркушенко Г. Г., Соколов М. В. Организация профессиональных образовательных сообществ педагогов в сети Интернет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 146–150. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14326.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации образовательных сообществ профессиональной направленности в сети Интернет. Дается сущностная характеристика сообщества как формы организации взаимодействия педагогов. Описывается технология организации сетевого сообщества профессионалов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Геркушенко (Соколова) Светлана Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образованияФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г. Волгоградsvetlana@gerkushenko.ru

Геркушенко Георгий Геннадьевич,кандидат технических наук, доцент кафедры систем автоматизированного проектирования и поисковогоконструированияФГБОУ ВПО«Волгоградский государственный технический университет», г. Волгоградgeorgiy@gerkushenko.ru

Соколов Михаил Владимирович,соискатель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г. Волгоградmalohacker@list.ru

Организация профессиональных образовательных сообществ педагогов в сети Интернет

Аннотация.В статье рассматриваются вопросы организации образовательных сообществ профессиональной направленности в сети Интернет. Дается сущностная характеристика сообщества как формы организации взаимодействия педагогов. Описывается технология организации сетевого сообщества профессионалов. Ключевые слова: сообщество, профессиональное образовательное сообщество, сетевое образовательное сообщество.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

На современном этапе развития общества приоритетное значение в профессиональной жизни специалиста приобретают высокий уровень образования и культуры, профессиональная компетентность, открытость к восприятию инноваций, а также креативность, мобильность, готовность к непрерывной работе над собой. Данные характеристики актуальны как для молодого педагога, только пришедшего в профессию, так и для опытного специалиста, повышающего уровень своего профессионального мастерства. Таким образом, не вызывает сомнения тот факт, что в сложившихся социальных условиях особую актуальность приобретает проблема методического сопровождения профессионального саморазвития педагога. Огромным потенциалом для саморазвития педагога и повышения качества образования обладает феномен включенности специалиста в определенное профессиональноориентированное сообщество. Рассмотрим историкофилософский аспект данного феномена. Начало изучения феномена сообществ имеет место в западной социальной философии (Э. Дюркгейм, М. Вебер). С течением времени содержание понятия «сообщество» претерпело определенные изменения, а сам термин сейчасиспользуется в нескольких значениях [1]. Первоначально сообществом считалась группа людей, объединенных местом проживания. С этой точки зрения сообщество характеризуется чувством братства, Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Грант № 140612004.семьи, традиции, единства языка [2]. Однако в силу развития коммуникационных и транспортных технологий, индустриализации общества пространственные отношения перестали играть ключевую роль в образовании сообществ. В новых условиях характеристикой сообщества стало наличие между его членами общей цели, общей области интересов, родственной связи.Так,Э. Дюркгейм ведет речь о сообществе, основным условием существования которого является коллективное сознание–совокупность общих интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений.В исследованиях Р. Хаммана мы находим, что в контексте социальнофилософской проблематики «сообщество–это группа людей, участвующих в социальном взаимодействии с другими членами группы в едином пространственновременном промежутке» [3].Таким образом, в современной характеристике феномена сообществ определяющее значение имеют такие показатели, как общие цели, интересы и ценности их участников. Для целей профессионального саморазвития и повышения качества образовательного процесса возможно объединение специалистов в так называемые профессиональные образовательные сообщества. Для понимания специфики функционирования такого вида сообщества дадим общую характеристику описываемому явлению. В зарубежной литературе можно встретить следующее понимание феномена профессионального образовательного сообщества.Вопервых, профессиональное образовательное сообщество (ПОС) представляет собой группу специалистов, работающих вместе в одной и той же образовательной области и сотрудничающих в целях улучшения результатов обучения и воспитания, а также в целях максимального достижения образовательных стандартов [4].Вовторых, ПОС –команда или объединение нескольких команд обучающихся, сотрудничающих для достижения общей цели и взаимодействующих на основе принципа взаимной ответственности [5]. Втретьих, ПОС –это группа специалистов, нацеленная на непрерывное обучение, сфокусированная на достижениирезультата и опирающаяся на принцип коллегиальности [6].Таким образом, сущностной характеристикой такого вида сообщества, по мнению специалистов, является продуктивное взаимодействие профессионалов, сплоченных общей идеей в области профессиональной деятельности.Рассмотрим различия между образовательным сообществом и функционированием формализованных групп специалистов (см. таблицу).Сравнительная характеристика профессионального образовательного сообщества

Образовательное сообществоФормализованная группаГруппа профессионалов, работающих в команде. Нацелена на учет потребностей каждого ребенка на основе постоянного мониторинга

Профессионалы, формально объединенные в группу и сконцентрированные на внешней стороне профессиональной деятельности (содержание, тема и прочее)

Сообщество самостоятельно определяет цель своей деятельности и возможности для вхождения новых членов

Цели деятельности заданы извне, группа не имеет права принимать новых членов самостоятельноНацелено на инновационную деятельность –новые идеи и получение нового опытаГруппа нацелена на обмен имеющимся знанием и опытом

Сообщество самостоятельно выбирает лидеров по тем или иным областям и направлениям деятельностиЛидерназначаетсяизвне

ДействуетпринципразделеннойответственностиВся ответственность за деятельность группы возложена на одного человекаАктивное сотрудничество членов сообществаПассивность членов группыСовременные условия профессиональной педагогической деятельностиизобилуют ситуациями неопределенности и новизны образовательных средств, методов и технологий, что требует расширения пространства профессионального взаимодействия от общения коллег внутри одного учреждения, до регионального, всероссийского и даже международного уровня.В то же время развитие телекоммуникационных технологий привело к возникновению сетевых связей между педагогами образовательных учреждений, родителями, детьми, самопроизвольно формируются социальные объединения нового типа –сетевые сообщества. В современной образовательной практике активно развивается идея организации интернетсообществ для научнометодической поддержки и сопровождения педагогов и студентов. На сегодняшний день в России отсутствуют проекты с подобной функциональностью, однако отдельные идеи реализованы на следующих интернетсайтах: Методисты.Ру (отсутствует научноинформационный, консультационный компонент, сайт не ставит цели кластеризации организаций, практически отсутствует специфика дошкольного образования), Педагогический мир www.pedmir.ru (отсутствует ориентация на создание сообщества педагогов, нет консультационной, научнометодической и других функций), Образовательная система «Школа 2100»www.school2100.ru (один из крупнейших образовательных порталов с массой функционала, однако направлен на научноинформационную поддержку только одной образовательной программы, отсутствует функционал для студентов, к тому же в задачи портала не входит координация сообществ педагогов) [7].Таким образом, встает вопрос об организации специально спроектированного сетевого образовательного сообщества, целью которого будет создание эффективной среды для методического сопровождения профессионального саморазвития педагогов. Для успешного проектирования подобного сообщества очевиднойявляется разработкатехнологии его организации. В ходе исследования, проводимого на базе Волгоградского государственного социальнопедагогического университета, мы сформулировали технологию организации сетевого образовательного сообщества, состоящую из нескольких этапов. 1йэтап. Создание программной оболочки для сетевого сообщества

Оболочка строится как электронный сайт и предполагает несколько вариантов создания:1.Профессиональный. Данный вариант подходит для опытных специалистов в информационных технологиях, так как подразумевает самостоятельную разработку всех компонентов оболочки.2.Шаблонный. Подходит для опытных пользователей и подразумевает выбор готового решения для управления контентом. В ходе нашего исследования, направленного на поиск эффективной среды для сопровождения профессионального саморазвития педагогов, была построена технологическая вебплатформа, которая объединила в себе коммуникационные возможности социальных сетевых сервисов. Данная платформа создавалась на базе исследовательской лаборатории «Международный центр проблем детства и образования» в Волгоградском государственном социальнопедагогическом университете на факультете дошкольного и начального образования. Выбранная нами платформа предоставляет возможность пользователю создать свое «профессиональное виртуальное представительство»: прирегистрации пользователь получает возможность идентифицировать себя в сети, создать личную страницу с указанием персональной информации, разместить аватар, фотоальбомы, создавать группы и участвовать в них, вести личный электронный дневник –блог, обмениваться информацией с коллегами посредством личной переписки. В ходе работы над созданием программной оболочки мы пришли к выводу, что для эффективного функционирования профессионально ориентированного сетевого сообществацелесообразно создание особой среды саморазвития с акцентом на свободное и творческое взаимодействие ее субъектов. Выбранная нами платформа отвечала данному условию, так как включала такие социальные сетевые сервисы:самопрезентация и общение;социальные контейнеры, позволяющие делиться с людьми своими ресурсами, наработками, творческими работами;рекомендательные сервисы, позволяющие советовать и получать рекомендации, используя функции поиска;социальные базы данных, позволяющие пользователям совместно накапливать и создавать знания;социальные навигаторы, позволяющие пользователям сетевого сообщества ориентироваться в той или иной сфере за счет взаимодействия с носителями знания в необходимой области.2йэтап. Привлечение участников в сообществоРазвитие сетевых образовательных сообществ имеет своей целью создание особых условийвзаимодействия в сетевой компьютерной среде. В связи с этим привлечение новых членов в такое сообщество не связано с развитиемсоответствующих интернетресурсов, а осуществляется для организацииособой индивидуализированной образовательной среды, создания новых условийдля обучения и личностного роста педагога. Таким образом, применительно к организации образовательной деятельности в сетевых сообществах в контексте привлечения новых членов на первый план выдвигаются вопросы их адаптации в сетевой социальной среде, создания благоприятных условий для их погружения в сетевое сообщество и формирования особых отношений между участниками сетевого учебного взаимодействия. В ходе нашего исследования для привлечения участников в сообщество мы организовали ряд обучающих семинаров для педагогов системы дошкольного образования. Результатамисеминаров сталирегистрация педагогов на портале Международного центра проблем детства и образования и активное включение педагогов во взаимодействие в рамках социальной сети Центра. Педагоги создавали свои группы по профессиональным интересам, делились результатамипроектной деятельности и обсуждалиих в своих учреждениях, выкладывали текстовые и фотоматериалы.3йэтап. Проектирование и организация взаимодействия участников сообществаСоздание оболочки и привлечение участников еще не гарантируют эффективность функционирования сетевого образовательного сообщества, часто бывает необходима организация взаимодействия его участников. Важной задачей организации взаимодействия участников сетевых сообществ является обеспечение корректного понимания информации. Вступая в информационный контакт и используя символы, участники обмениваются сообщениями.Эффективность коммуникаций зависит от учета модератором ряда факторов, влияющих на восприятие в процессе обмена информацией, что позволяет своевременно устранить преграды для продуктивного общения. Одной из таких преград может стать конфликт между сферами компетенции, профессиональной позиции отправителя и получателя, когда участники сообщества могут поразному интерпретировать обсуждаемую информацию. Разница в имеющемся опыте участников,их мотивации, кругаинтересов часто является причиной избирательного восприятия информации. В этом случае воспринимается только часть сообщения, а информация, вступающая в противоречие с профессиональным и личностным опытом, либо полностью отторгается, либо искажается.Таким образом, принципиально важно знать о возможных барьерах коммуникаций, возникающих в сетевых сообществах:1.Искажение сообщений.В большинстве случаев преднамеренноеискажение информации происходит в случае, когда участник сообщества не согласен с сообщением и модифицирует его так, чтобы изменение смысла происходило в его интересах.2.Информационные перегрузки.Активный участник сообщества, занятый обработкой поступающей информации и необходимостью поддерживать информационный обмен, часто не имеет возможности эффективно реагировать на всю поступающую информацию и вынужден отсеивать ее, исходя из позиции личной ипрофессиональной значимости. Кроме того, в рамках функционирования сетевого сообщества актуальным является подбор оптимальных средств для обеспечения продуктивности взаимодействия в сети. В качестве одного из средств организации продуктивного взаимодействия участников сетевого профессионального сообщества мы предлагаем проектную деятельность, в частности медиапроекты, под которыми мы понимаемдеятельность, организованную на основе средств электронных медиа, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата [8]. Анализ педагогической литературы показывает, что общую структуру деятельности модератора проекта и участников сообщества по реализации образовательных проектов возможно представить по четырем обобщённым этапам: 1) подготовительный этап; 2) организация проектной деятельности (этап начальной разработки); 3) разработка проекта; 4) презентация результатов, обсуждение, рефлексия [9].Согласно представленной логике на подготовительном этапепроекта ведущая роль отводится модератору. На этом этапе необходимо определитьпроблематику проекта, уточнить цели и задачи организации проектной деятельности, наметить срокиреализации. При необходимости на этом этапе может проводиться предварительная подготовка участников проекта, что может быть связано с освоением компьютерного инструментария, необходимого в планируемом проекте, изучением возможностей использования ресурсов Интернета, осуществлениемкоммуникаций и др.Главной задачей этапаначальной разработки проектаявляется организация проектной деятельности участников сообщества, что подразумевает совместное обсуждение идей проекта, деление на подгруппы, определение единых правил и сроков размещения материалов, критериев их оценивания и др.Этап реализации проектовсопряжен с процессом интенсивного онлайнобщения участников сообщества. На данном этапе важно обеспечить техническую поддержку совместной деятельности коллективов, работающих над одним проектом. На данном этапе коллективам может потребоваться изготовление и размещение в сети коллажей, работа в блогах, работа с видеои фотоматериалами и прочее. Этап рефлексии проекта.В условиях сетевого сообщества имеются большие возможности для обсуждения результатов совместной деятельности. Специфика медиапроекта заключается в том, что обсуждение деятельности участников сообщества ведется параллельно с ее реализацией, то есть задолго до окончания проекта. Это происходит с помощью сервисов «оставить комментарий» и «оценить». Таким образом, участники имеют возможность непрерывно анализировать свою деятельность, внося своевременные коррективы в работу. Итак, деятельность в условиях сетевого профессионального образовательного сообщества стимулирует мотивацию профессионального саморазвития, а также является средством повышения квалификации педагогических кадров.

Ссылки на источники1.СмелзерН. Социология: Пер. с англ.–М.: Феникс, 1994. –688с.2.Howard Rheingold «A Slice of Life in my Virtual Community» in Global Networks / ed. L. M. Harasim. –Cambridge MA: MIT Press, 1993.–447 р.3.Robin B. Hamman. Computer Networks Linking Network Communities: A Study of the Effects of Computer Network Use UponPreexisting Communities, 1999. –URL: http://cybersoc.blogs.com/mphil.html.4.Goldenberg C. Successful school change: Creating settings to improve teaching and learning.–N. Y.:Teachers College Press, 2004.–224 р.5.Dufour R. et al.Learning by Doing: A Handbook for Professional Learning Communities at Work (Second Edition). –SolutionTreePress, 2010. –235 р.6.Ibid.7.Соколова С. В., Геркушенко Г. Г. Дидактические аспекты применения вебинаров для методического сопровождения профессиональной деятельности педагога дошкольного образования // Концепт. –2013. –Спецвыпуск № 8. –ART 13580. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13580.htm.8.Соколов М.В. Сетевой медиапроект как средство формирования готовности к профессиональному саморазвитию будущего педагога // Известия ВГСПУ. –2013. –№10. –С. 68–72.9.Колесникова И. А., ГорчаковаСибирскаяМ. П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. завед./ под ред. И.А. Колесниковой.–М.: Изд.центр«Академия», 2005. –288 с.

SvetlanaGerkushenko,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professorat the chair of Preschool Education, Volgograd State SocioPedagogical University, Volgogradsvetlana@gerkushenko.ru

Georgy Gerkushenko,

Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor at the chair of CAD, Volgograd State Technical University, Volgogradgeorgiy@gerkushenko.ruMichail Sokolov,

Researcher at the chair of Pedagogyt, Volgograd State SocioPedagogical University, Volgogradmalohacker@list.ru

Organization of webbased professional learning communitiesAbstract.The paper deals with the organization of the teachers’ professional learning communitiesin the Internet. The essential characteristics of the community as a form of interaction between the teachersand the technology of the designing a webbased professional learning communities are described. Keywords: community, professional learning community, network learning community.References1.Smelzer,N. (1994) Sociologija: Per. s angl.,Feniks, Moscow,688 p.(in Russian).2.Harasim, L. M. (ed.)(1993) Howard Rheingold “A Slice of Life in my Virtual Community” in Global Networks/ Cambridge MA,MIT Press, 447 p.(in English).3.Robin,B. Hamman. (1999) Computer Networks Linking Network Communities: A Study of the Effects of Computer Network Use Upon Preexisting Communities.Available at: http://cybersoc.blogs.com/mphil.html (in English).4.Goldenberg,C. (2004) Successful school change: Creating settings to improve teaching and learning,Teachers College Press, N. Y.,224 p.(in English).5.Dufour,R. et al. (2010) Learning by Doing: A Handbook for Professional Learning Communities at Work(Second Edition), Solution Tree Press, 235 p.(in English).6.Ibid.7.Sokolova,S. V. &Gerkushenko,G. G. (2013) “Didakticheskie aspekty primenenija vebinarov dlja metodicheskogo soprovozhdenija professional'noj dejatel'nosti pedagoga doshkol'nogo obrazovanija”,Koncept,specvypusk № 8,ART 13580.Available at: http://ekoncept.ru/2013/13580.htm. (in Russian).8.Sokolov,M. V. (2013) “Setevoj mediaproekt kak sredstvo formirovanija gotovnosti k professional'nomu samorazvitiju budushhego pedagoga”,Izvestija VGSPU,№ 10,pp. 68–72(in Russian).9.Kolesnikova,I. A. & GorchakovaSibirskaja,M. P. (2005) Pedagogicheskoe proektirovanie: ucheb. posobie dlja vyssh. ucheb. zaved.,Izd. centr “Akademija”, Moscow,288 p.(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»