Обзор моделей мониторинга качества составляющих педагогической системы в украинских вузах
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Красильникова
А.
В. Обзор моделей мониторинга качества составляющих педагогической системы в украинских вузах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 11 (ноябрь). – С.
161–165. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14329.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены существующие виды моделей мониторинга качества в отечественных вузах. Автором предложена классификация моделей качества по различным признакам: по концептуальной основе; направленности; статусу субъектов; масштабу охвата объектов мониторинга и т. д. Проведенный анализ свидетельствует, что подавляющее большинство моделей мониторинга качества, которые проектируют ученые для внедрения в отечественные вузы, носит монофункциональный характер и нацелено на ограниченное количество объектов мониторинга. В то же время наибольшую сложность и практический интерес для вузов представляют полифункциональные модели, в которых мониторинг носит комплексный характер и охватывает ключевые составляющие педагогической системы.
Ключевые слова:
мониторинг качества, модель мониторинга качества, классификация моделей мониторинга качества в вузах, классификационные признаки моделей мониторинга качества
Текст статьи
Красильникова Анна Владимировна,кандидат технических наук, доцент, заведующая учебнометодическим отделом Хмельницкого национального университета, г. Хмельницкий, Украинаkrasil@ukr. net
Обзормоделей мониторинга качества составляющих педагогической системы в украинских вузах
Аннотация. В статье рассмотрены существующие виды моделей мониторинга качества в отечественных вузах. Автором предложена классификация моделей качества по различным признакам: по концептуальной основе; направленности; статусусубъектов; масштабу охвата объектов мониторинга и т. д. Проведенный анализ свидетельствует, чтоподавляющее большинство моделей мониторинга качества, которыепроектируют ученые для внедрения в отечественныевузы, носит монофункциональный характер и нацеленона ограниченное количество объектовмониторинга. В то же времянаибольшую сложность и практический интерес для вузов представляют полифункциональные модели, в которых мониторинг носит комплексный характер и охватывает ключевыесоставляющие педагогической системы. Ключевыеслова: мониторинг качества, модель мониторинга качества, классификация моделей мониторинга качества в вузах, классификационные признаки моделей мониторинга качества. Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Управление образованием, в частности егокачеством, сложный, многоаспектный процесс, который требует постоянной координации деятельности субъектов на всех его уровнях: государственном, региональном и институциональном (высшего учебного заведения). В наше время наибольшая ответственность за итоги образовательной деятельности возлагается на вузы, где фактически и формируется качество высшего образования. Инициировать работу отечественных вузов по созданию внутренних систем мониторинга качества подготовки специалистов Министерство образования и науки (МОН) Украины пыталось несколько раз. Впервые о необходимости создания таких систем говорилось в министерских рекомендациях вузамIIIIV уровней аккредитации по внедрению принципов Болонской декларации в 2005/2006 учебном году. Однако упомянутые рекомендации носили декларативный характер, поэтому не были реализованы в части разработки систем мониторинга. Возврат МОН Украины к проблеме совершенствования механизма внутреннего оценивания учебных достижений студентов и внедрения системы менеджмента качества (СМК) высшего образования в вузах состоялся в 2007 г. В преамбуле приказа Министерства отмечалось, что разработка единых критериев гарантии качества подготовки специалистов в вузе в рамках Болонского процесса требует внедрения новых процедур и механизмов оценки и контроля учебных достижений студентов. Этим приказом руководителям вузов ІІІIV уровней аккредитации вменялось [1]:разработать и внедрить систему менеджмента качества высшего образования; ввести систему рейтинговой оценки деятельности научнопедагогических кадров;постоянно проводить мониторинг уровня знаний, умений, навыков и компетенций по всем циклам нормативных дисциплин. Уже через два года, в апреле 2009 г., вопрос о применении мониторинга качества образовательных услуг в вузах ІІІІV уровней аккредитации рассматривался на Коллегии МОН Украины. В частности, критической оценке подверглось состояние разработки и внедрения новых подходов к внутреннему и внешнему мониторингу качества высшего образования. Министерство рекомендовало всем украинским вузам ввести систему внутреннего мониторинга качества образовательных услуг с учетом оценок студентови применять его результаты для совершенствования учебновоспитательного процесса [2]. К письму МОН Украины прилагался проект Типового положения о центре мониторинга качества образовательных услуг в вузах ІІІІV уровней аккредитации, окончательный текст которого так и не был утвержден. Все указанные документы так и не актуализировали процесс созданиясистем мониторинга качества наинституциональном уровне. Поэтому на протяжении длительного временив украинских вузах создавались собственные системы мониторинга, опыт разработки и внедрения которых требует изучения и обобщения. Зарубежный опыт сравнительного анализа моделей мониторинга в образовании мы находим в трудахДж. Д. Вилмса,А. А. Митиной [3;4]. Однакоработы, посвященные систематизации моделей мониторинга качества, используемыхв украинских вузах, в педагогической литературе не встречаются. Цельнашего исследования анализ существующих моделей мониторинга качества, проектируемых или функционирующих в отечественных вузах, систематизация их по различным признакам и выявление наиболее актуальных для практического использования в условиях вуза. Такие ведущие украинские вузы, как Национальный технический университет ©Киевский политехнический институт», Национальный медицинский университет им.А. А. Богомольца, Тернопольский государственный медицинский университет им.И. Я. Горбачевского, Национальный педагогический университет им. М. П. Драгоманова, частный университет ©Крок», Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, Киевский национальный университет технологий и дизайна, Хмельницкий национальный университет и многиедругие,самостоятельно создали собственные системы менеджмента и ввели внутренние системы мониторинга качества профессиональной подготовки специалистов. Мы убеждены, что реальные изменения в сфере мониторинга качества высшего образования на институциональном уровне состоятся с реализацией нового закона ©О высшем образовании», пятый раздел которого обязывает вузы, в рамках вновь созданных систем внутреннего обеспечения качества, осуществлять мониторинг результатов высшего образования и образовательной деятельности вуза [5]. На институциональном уровне система мониторинга проявляется в оценивании учебным заведением участников учебновоспитательного процесса относительно качества образования, достижения ими поставленной цели в овладении требований государственного стандарта соответствующего уровня образования, корректировке стратегии развития с социальными, педагогическими, экономическими и другими показателями. Внутреннимкомпонентомобразования, на которыйнаправлен мониторинг, является, прежде всего, качество: основных условий образовательного процесса (результаты образования, управления образовательным процессом, научнометодическая работа, кадровое обеспечение, материальнофинансовое обеспечение и т. д.);реализации образовательного процесса (содержание образовательного процесса, обучения, преподавания и т. д.);результатов образовательного процесса (знания, умения, владения процедурами творческой деятельности, воспитанность, развитие личности). Научные исследования проблемы создания систем внутреннего мониторинга качества высшего образования на институциональном уровне проводятся украинскими учеными в разных направлениях, одним из которых является рассмотрение их в рамках СМК вуза, созданных на базе стандартов ISO 9000 (Л. Н. Виткин, С. М. Лаптев, Т. В. Фиников, С. М. Поддубная). Разработанная коллективом авторов [6] СМК внедрена в частном университете ©Крок». В отдельных регионах, в частностив Одесской области, решение о внедрении систем управления качеством образования на базе международного стандарта ISO 9001:2000 принято Советом ректоров вузов региона. На общегосударственном уровне первая попытка официального признания значенияСМК в высшем образовании состоялась в 2009 г., когда Кабинетом министров Украины (КМУ) утверждался проект нового Типового положения об аккредитации вузов. В документе отмечалось, что при проведении аккредитационной экспертизы экспертная комиссия осуществляет анализ соответствия деятельности учебного заведения Лицензионным условиям предоставления образовательных услуг в сфере высшего образования, оценку качества подготовки студентов по направлению подготовки (специальности) и эффективностивнутренней системы управления качеством образования [7]. Однако в официальной редакции вышеупомянутого положения идея оценивания внутренней СМК при аккредитации вузов не нашла отражения. В этом контексте интересным представляется опыт Министерстваобразвания и науки Российской Федерации, котороестимулировалосоздание внутренних систем мониторинга качества в вузахв составе СМК соответствующим приказом еще в 1999г.[8]При этом в помощь российским вузам была разработана типовая модель СМКобразовательного учреждения [9], основанная на требованиях процессного подхода, принятого в стандарте ISO 9001: 2008, которая отвечала Европейским стандартам и рекомендациям обеспечения качества высшего образования [10]. В Украине только в новом проекте Государственных требований к аккредитации направлений подготовки, специальностей (2014) внутренняя система обеспечения качества высшего образования признана одним из обязательных критериев качества деятельности вуза, на основании которых принимается решение о его государственной аккредитации [11]. На реализацию плана мероприятий по разработке, внедрению и функционированию СМК на отечественных предприятиях, в учреждениях и организациях в течение 20132016 гг.нацеливает Распоряжение КМУ [12]. С этой же целью осуществляется постоянный научный поиск оптимальной конфигурации модели интегрированной системы управления качеством продукции (услуг), которую исследователь Г.И.Химичева предлагает строить, например, на основе выбора структурных составляющих интегрированной системы управления, базирующейсяна использовании трехуровневой иерархической схемы и процедуры оценки нормативных составляющих международных стандартов качества серии ISO [13]. Однако, по нашему мнению, значительные сроки разработки и большой объем нормативной документации, высокая стоимость процедур сертификации СМК на базе стандартов ISO сдерживают широкое внедрение такой модели управления и мониторинга качества в отечественных вузах. Поэтому отечественные учебные заведения создают собственные системы мониторинга качества, которыеобычно базируются на устоявшихся иерархических схемах управления высшим образованием, советской модели сбора образовательной информации в сочетании с современными методами менеджмента качества на основе принципов TQM, европейскими моделями делового совершенства и другими инновациями. Кроме этого при создании моделей мониторинга используют такие научные подходы: процессный, компетентностный, системнодеяльностный, синергетический, средовой илиих сочетание[14]. Классификациясуществующих моделей качествапо различным признакам вукраинских вузахприведена на рисунке ниже. Что касается уровней мониторинга, исследователь И. В. Соколова предложила комплексную 2уровневую систему мониторинга качества профессиональной подготовки специалистов ©факультеткафедра»[15]; И. П. Анненкова, О. Н. Николенко, Н.А. Чайкина, Е. М. Хриков 3уровневую систему ©университетфакультет (институт)кафедра» [1618]. Кроме этого И. П. Анненкова отмечает целесообразность использования на кафедральном уровне педагогического и профессиографического, на факультетском профессиографического и образовательного, на университетском образовательного мониторинга. Наибольшее количество исследований посвящено мониторингу составляющих педагогической системы вуза: учебных достижений студентов Н. М. Байдацкая; результатов профессиональной подготовки будущих специалистов И. Е. Булах, А.П.Волосовец, Ю. В. Вороненко, О. С. Туржанская; учебного процесса В. О. Зинченко, С. Г. Костогрыз, М. Е. Скиба, В. В. Вербець, Л. Е. Серкова; учебных достижений студентов, преподавания и методического обеспечения учебного процесса Т.А. Хоруженко; воспитательной системы А. О. Денисенко; различных направлений учебной, воспитательной, научной, общественной работы О. АОстроверх и др. В исследованиях С. С. Кретович предложена модель системы мониторинга развития вуза, а Л. П. Коробович модель мониторинга результативности учебновоспитательного процесса заведения. Исследователи В. М. Приходько, С. Г. Костогриз, М. Е. Скиба и другиесчитают, что мониторинг качества образования должен одновременно касаться таких составляющих, какресурсы учебного заведения, образовательный процесс и результаты образовательной деятельности. Заслуживаетвнимания принципиально иной подход, высказанный в работе российского дидакта Н. А. Селезневой [19], в которой автор считаетцелесообразным переход от практики оценивания критериев качества отдельных аспектов деятельности до общего критерия качества СМК вуза. Подобный подход встречаем в исследованиях украинскихученых в виде трехуровневой системы мониторинга СМК вуза[20]:
первый уровень (мониторинг СМК);
второй уровень (мониторинг качества подготовки студентов);
третий уровень (мониторинг ключевых процессов вуза). Исследователь Г. И. Химичева предлагает строить модель мониторинга на основе выбора структурных составляющихинтегрированной системы, базирующейся на использовании трехуровневой иерархической схемы и процедуры оценки нормативных составляющих международных стандартов качества серии ISO [21]. Классификация моделей мониторинга качества по различным признакам на институциональном уровне
Особого внимания заслуживает исследование В. Б. Толубко, С. В. Ленкова, И.В.Пампушки, А. В. Малюги [22], в котором авторы анализируют возможные варианты моделей мониторинга качества образования вуза на базе теории автоматизированных систем управления. Таким образом, проведенный анализ показывает, что на институциональном уровне отечественнымивузамииспользуются разнообразные модели мониторинга качества, подавляющее большинство которых носит монофункциональный характер и нацеленына ограниченное количество объектов мониторинга. Одновременно наибольшую сложность и практический интерес для вузов представляют полифункциональные модели, в которых мониторинг носит комплексный характер и охватывает ключевые составляющие образовательной системы. Изучение действующих моделей мониторинга позволяет упорядочить накопленный отечественный опыт, определить классификационные признаки и критерии, систематизировать модели. Выполненные исследования могут быть полезнытем вузам, которые, в рамках автономии, начинают создание индивидуальной по конфигурации и содержанию модели мониторинга в составе внутренней СМК.
Ссылки на источники1.Про удосконалення механізмів зовнішнього та внутрішнього оцінювання навчальних досягнень студентів. Наказ МОН України від 29. 10. 2007р. №948. URL: http://academy. ks. ua/zno/doc/6. pdf(дата звернення 08. 12. 2013 року). 2.Щодо запровадження моніторингу якості освітніх послуг у вищих навчальних закладах ІІІІVрівнів акредитації. Лист МОНУ від 02. 11. 2009 р. №1/9756. 3.ВилмсДж. Д. Мониторинг деятельности школы. Руководство для преподавателей. Л.: ФалмерПресс, 1992. 197с. 4.Митина О. А. Сравнительный обзор систем мониторинга в образовании // Школьные технологии.2002.№ 4. С. 6975. 5.Закон України ©Про вищу освіту»від 01. 07. 2014року№ 1556VII. URL: http://vnz. org. ua/zakonodavstvo/111zakonukrayinyprovyschuosvitu. (дата звернення 12. 08. 2014р.). 6.Побудова систем управління якістю вищих навчальних закладів: посіб. для студ. вищ. навч. закл. : у 2 кн. / Л. М. Віткін, С. М. Лаптєв, Т. В. Фініков, С. М. Піддубна. К.:Таксон, 2009. 564 с. 7.СліпачукС. Б. Тенденції впровадження систем управління якістю у ВНЗ України // ВосточноЕвропейский журнал передових технологий. 2010. №2. Т.6. URL:http://cyberleninka. ru/article/n/tendentsiyivprovadzhennyasistemupravlinnyayakistyuuvnzukrayini(дата звернення 01. 09. 2014року). 8.О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 12 ноября 1999года №864. URL: http://www. dvfu. ru/umu/MO_RF/orders/attest/p864_99. htm. (дата звернення 15. 12. 2013 року). 9.Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов (проект). СПб.:ЛЭТИ, 2005. С. 28. 10.Стандарти і рекомендації щодо забезпечення якості в Європейському просторі вищої освіти. К.:Ленвіт, 2006. 35 с. 11.Про затвердження Державних вимог до акредитації напряму підготовки, спеціальності та вищого навчального закладу. Проект МОН України. URL: mon. gov. ua›img/zstored…вимогидоакредитації…docx(дата звернення 29. 10. 2014 р.). 12.Про затвердження плану заходів щодо розроблення, впровадження і функціонування систем управління якістю, екологічного управління та інших систем управління. Розпорядження Кабінету Міністрів України від 19 червня 2013 року №492р. URL: http://zakon4. rada. gov. ua/laws/show/4922013%D1%80. (дата звернення 01. 09. 2014року). 13.ХімічеваГ. І. Наукові основи проектування інтегрованих систем управління якістю продукції (послуг) на базі міжнародних стандартів: автореф. дис.. …дратехн. наук. К.:КНУТД, 2007. 42с. 14.СоколоваИ. И.,ИлюшинЛ. С.,ДаутоваО. Б. Актуальные проблемы разработки мониторинга качества педагогического образования // Человек и образование. 2011. №4(29). С. 1519. СоколоваІ. В. Професійна підготовка майбутнього вчителяфілолога за 2ма спеціальностями:монографія / за ред. С. О. Сисоєвої // МОН України. АПН України. Інт пед. освіти і освіти дорослих. Маріуполь;Д. : АРТ ПРЕС, 2008. 400с. 16.ЧайкінаН. О., Ніколенко
О. М. Організація внутрішнього моніторингу якості професійної підготовки фахівців в умовах кредитномодульної системи навчання: науковометодичний посібник. Полтава: Видавництво Полтавського педагогічного університету, 2010. 110с. 17.АннєнковаІ. П. Моніторинг якості освіти у ВНЗ. URL: http://www. annkovapmontoringjakostosvtiuvnz. html(дата звернення 5. 10. 2012) заголовок з екрану. 18.ХриковЄ. М. Теоретикометодологічні засади моніторингу якості професійної підготовки: профорієнтація в Україні. URL: http://prof. osvita. org. ua/uk/career/articles/2. html(дата звернення 5. 10. 2012 р.). 19.СелезневаН. А. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекциядоклад. М.: Исслед. центр проблем качва подгки спецстов, 2002. С. 3132. 20.Побудова систем управління якістю вищих навчальних закладів …21.ХімічеваГ. І. Указ. соч.
22.ТолубкоВ. Б.,ЛєнковС. В.,ПампухаІ. В.,МалюгаА. В. Концептуальна модель моніторингу якості освіти ВНЗ за принципом комбінованого управління // Збірник наукових праць Військового інституту Київського національного університету імені Тараса Шевченка. К.:ВІКНУ, 2012. С. 613.
Anna Krasilnikova,
Candidate of Engineering Sciences,Associate Professor, head of scientificmethodological department, Hmelnitsky National University, Ukrainekrasil@ukr. netOverview of modelsofquality monitoring components of pedagogical system in Ukrainian universitiesAbstract. The paper deals withthe existing types of models quality monitoring in native higher educational institutions. The author proposes a classification of models according to different characteristics: the conceptual framework; focus; the status of the subjects; the coverage of the monitored objects, etc. It is proved that the vast majority of models quality monitoring, which scientists design for implementation in domestic universities, is monofunctional in nature and focus on one object monitoring. At the same time, the greatest complexity and practical interest for universities are polyfunctional model in which monitoring is comprehensive and covers the key components of the educational system. Keywords: qualitymonitoring, model of quality monitoring, classification of quality monitoring models inuniversities, signs classification monitoring models. References1.Pro udoskonalennja mehanіzmіv zovnіshn'ogo ta vnutrіshn'ogo ocіnjuvannja navchal'nih dosjagnen' studentіv. Nakaz MON Ukraїni vіd 29. 10. 2007 r. № 948.Availableat: http://academy. ks. ua/zno/doc/6. pdf (data zvernennja 08. 12. 2013 roku)(in Ukrainian). 2.Shhodo zaprovadzhennja monіtoringu jakostі osvіtnіh poslug u vishhih navchal'nih zakladah ІІІІV rіvnіv akreditacії. List MONU vіd 02. 11. 2009 r. № 1/9756(inUkrainian). 3.Vilms,Dzh. D. (1992) Monitoring dejatel'nosti shkoly. Rukovodstvo dlja prepodavatelej, FalmerPress, London, 197 p. (in Russian).4.Mitina,O. A. (2002) “Sravnitel'nyj obzor sistem monitoringa v obrazovanii”,Shkol'nye tehnologii, № 4, pp. 6975(in Russian). 5.Zakon Ukraїni “Pro vishhu osvіtu”vіd 01. 07. 2014 roku № 1556VII. Available at: http://vnz. org. ua/zakonodavstvo/111zakonukrayinyprovyschuosvitu. (data zvernennja 12. 08. 2014 r.)(in Ukrainian). 6.Vіtkіn, L. M.,Laptєv, S. M.,Fіnіkov, T. V.& Pіddubna,S. M. 2009() Pobudova sistem upravlіnnja jakіstju vishhih navchal'nih zakladіv: posіb. dlja stud. vishh. navch. zakl. : u 2kn., Takson, Kiev,564 p.(inUkrainian).7.Slіpachuk,S. B.(2010) “Tendencії vprovadzhennja sistem upravlіnnja jakіstju u VNZ Ukraїni”,VostochnoEvropejskij zhurnal peredovih tehnologij,№ 2,vol. 6. Available at: http://cyberleninka. ru/article/n/tendentsiyivprovadzhennyasistemupravlinnyayakistyuuvnzukrayini (data zvernennja 01. 09. 2014 roku)(in Ukrainian). 8.O kompleksnoj ocenke dejatel'nosti vysshego uchebnogo zavedenija. Prikaz Ministerstva obrazovanija Rossijskoj Federacii ot 12 nojabrja 1999 goda № 864. Available at: http://www. dvfu. ru/umu/MO_RF/orders/attest/p864_99. htm. (data zvernennja 15. 12. 2013 roku)(in Russian). 9.(2005) Prakticheskie rekomendacii po vyboru tipovoj modeli sistemy upravlenija kachestvom obrazovanija dlja vuzov i ssuzov (proekt),LJeTI, St. Peterburg,p. 28(inRussian). Standarti і rekomendacії shhodo zabezpechennja jakostі v Єvropejs'komu prostorі vishhoї osvіti,Lenvіt, Kiev,35 p.(inUkrainian).11.Pro zatverdzhennja Derzhavnih vimog do akreditacії naprjamu pіdgotovki, specіal'nostі ta vishhogo navchal'nogo zakladu. Proekt MON Ukraїni. Available at: mon. gov. ua›img/zstored…vimogi do akreditacії…docx (data zvernennja 29. 10. 2014 r.)(in Ukrainian). 12.Pro zatverdzhennja planu zahodіv shhodo rozroblennja, vprovadzhennja і funkcіonuvannja sistem upravlіnnja jakіstju, ekologіchnogo upravlіnnja ta іnshih sistem upravlіnnja. Rozporjadzhennja Kabіnetu Mіnіstrіv Ukraїni vіd 19 chervnja 2013 roku № 492r. Available at: http://zakon4. rada. gov. ua/laws/show/4922013%D1%80. (data zvernennja 01. 09. 2014 roku)(in Ukrainian). 13.Hіmіcheva,G. І. (2007) Naukovі osnovi proektuvannja іntegrovanih sistem upravlіnnja jakіstju produkcії (poslug) na bazі mіzhnarodnih standartіv: avtoref. dis.. … dra tehn. nauk, KNUTD, Kiev, 42 p.(in Ukrainian).
14.Sokolova,I. I., Iljushin,L. S.&Dautova,O. B. (2011) “Aktual'nye problemy razrabotki monitoringa kachestva pedagogicheskogo obrazovanija”,Chelovek i obrazovanie, № 4(29), pp. 1519(in Russian). 15.Sokolova,І. V. & Sisoєva,S. O. (ed.) (2008) Profesіjna pіdgotovka majbutn'ogo vchiteljafіlologa za 2ma specіal'nostjami: monografіja/ MON Ukraїni. APN Ukraїni. Іnt ped. osvіti іosvіti doroslih, ART PRES, Marіupol';400 p. (in Ukrainian).16.Chajkіna,N. O.&Nіkolenko, O. M. (2010) Organіzacіja vnutrіshn'ogo monіtoringu jakostі profesіjnoї pіdgotovki fahіvcіv v umovah kreditnomodul'noї sistemi navchannja: naukovometodichnij posіbnik,Vidavnictvo Poltavs'kogo pedagogіchnogo unіversitetu, Poltava,110 p.(inUkrainian).17.Annєnkova,І. P. Monіtoring jakostі osvіti u VNZ. Available at: http://www. annkovapmontoringjakostosvtiuvnz. html (data zvernennja 5. 10. 2012) zagolovok z ekranu(in Ukrainian). 18.Hrikov,Є. M. Teoretikometodologіchnі zasadi monіtoringu jakostі profesіjnoї pіdgotovki: proforієntacіja v Ukraїnі. Available at: http://prof. osvita. org. ua/uk/career/articles/2. html (data zvernennja 5. 10. 2012r.)(in Ukrainian). 19.Selezneva,N. A. (2002) Kachestvo vysshego obrazovanija kak ob#ekt sistemnogo issledovanija: lekcijadoklad,Issled. centr problem kachva podgki specstov, Moscow,pp.3132(inUkrainian). 20.Pobudova sistem upravlіnnja jakіstju vishhih navchal'nih zakladіv …21.Hіmіcheva G. І. Op. cit. 22.Tolubko,V. B., Lєnkov,S. V., Pampuha,І. V.&Maljuga,A. V. (2012) “Konceptual'na model' monіtoringu jakostіosvіti VNZ za principom kombіnovanogoupravlіnnja”,Zbіrnik naukovih prac' Vіjs'kovogo іnstitutu Kiїvs'kogo nacіonal'nogo unіversitetu іmenіTarasa Shevchenka, VІKNU, Kiev, pp.613(in Ukrainian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концепт»
Обзормоделей мониторинга качества составляющих педагогической системы в украинских вузах
Аннотация. В статье рассмотрены существующие виды моделей мониторинга качества в отечественных вузах. Автором предложена классификация моделей качества по различным признакам: по концептуальной основе; направленности; статусусубъектов; масштабу охвата объектов мониторинга и т. д. Проведенный анализ свидетельствует, чтоподавляющее большинство моделей мониторинга качества, которыепроектируют ученые для внедрения в отечественныевузы, носит монофункциональный характер и нацеленона ограниченное количество объектовмониторинга. В то же времянаибольшую сложность и практический интерес для вузов представляют полифункциональные модели, в которых мониторинг носит комплексный характер и охватывает ключевыесоставляющие педагогической системы. Ключевыеслова: мониторинг качества, модель мониторинга качества, классификация моделей мониторинга качества в вузах, классификационные признаки моделей мониторинга качества. Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Управление образованием, в частности егокачеством, сложный, многоаспектный процесс, который требует постоянной координации деятельности субъектов на всех его уровнях: государственном, региональном и институциональном (высшего учебного заведения). В наше время наибольшая ответственность за итоги образовательной деятельности возлагается на вузы, где фактически и формируется качество высшего образования. Инициировать работу отечественных вузов по созданию внутренних систем мониторинга качества подготовки специалистов Министерство образования и науки (МОН) Украины пыталось несколько раз. Впервые о необходимости создания таких систем говорилось в министерских рекомендациях вузамIIIIV уровней аккредитации по внедрению принципов Болонской декларации в 2005/2006 учебном году. Однако упомянутые рекомендации носили декларативный характер, поэтому не были реализованы в части разработки систем мониторинга. Возврат МОН Украины к проблеме совершенствования механизма внутреннего оценивания учебных достижений студентов и внедрения системы менеджмента качества (СМК) высшего образования в вузах состоялся в 2007 г. В преамбуле приказа Министерства отмечалось, что разработка единых критериев гарантии качества подготовки специалистов в вузе в рамках Болонского процесса требует внедрения новых процедур и механизмов оценки и контроля учебных достижений студентов. Этим приказом руководителям вузов ІІІIV уровней аккредитации вменялось [1]:разработать и внедрить систему менеджмента качества высшего образования; ввести систему рейтинговой оценки деятельности научнопедагогических кадров;постоянно проводить мониторинг уровня знаний, умений, навыков и компетенций по всем циклам нормативных дисциплин. Уже через два года, в апреле 2009 г., вопрос о применении мониторинга качества образовательных услуг в вузах ІІІІV уровней аккредитации рассматривался на Коллегии МОН Украины. В частности, критической оценке подверглось состояние разработки и внедрения новых подходов к внутреннему и внешнему мониторингу качества высшего образования. Министерство рекомендовало всем украинским вузам ввести систему внутреннего мониторинга качества образовательных услуг с учетом оценок студентови применять его результаты для совершенствования учебновоспитательного процесса [2]. К письму МОН Украины прилагался проект Типового положения о центре мониторинга качества образовательных услуг в вузах ІІІІV уровней аккредитации, окончательный текст которого так и не был утвержден. Все указанные документы так и не актуализировали процесс созданиясистем мониторинга качества наинституциональном уровне. Поэтому на протяжении длительного временив украинских вузах создавались собственные системы мониторинга, опыт разработки и внедрения которых требует изучения и обобщения. Зарубежный опыт сравнительного анализа моделей мониторинга в образовании мы находим в трудахДж. Д. Вилмса,А. А. Митиной [3;4]. Однакоработы, посвященные систематизации моделей мониторинга качества, используемыхв украинских вузах, в педагогической литературе не встречаются. Цельнашего исследования анализ существующих моделей мониторинга качества, проектируемых или функционирующих в отечественных вузах, систематизация их по различным признакам и выявление наиболее актуальных для практического использования в условиях вуза. Такие ведущие украинские вузы, как Национальный технический университет ©Киевский политехнический институт», Национальный медицинский университет им.А. А. Богомольца, Тернопольский государственный медицинский университет им.И. Я. Горбачевского, Национальный педагогический университет им. М. П. Драгоманова, частный университет ©Крок», Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, Киевский национальный университет технологий и дизайна, Хмельницкий национальный университет и многиедругие,самостоятельно создали собственные системы менеджмента и ввели внутренние системы мониторинга качества профессиональной подготовки специалистов. Мы убеждены, что реальные изменения в сфере мониторинга качества высшего образования на институциональном уровне состоятся с реализацией нового закона ©О высшем образовании», пятый раздел которого обязывает вузы, в рамках вновь созданных систем внутреннего обеспечения качества, осуществлять мониторинг результатов высшего образования и образовательной деятельности вуза [5]. На институциональном уровне система мониторинга проявляется в оценивании учебным заведением участников учебновоспитательного процесса относительно качества образования, достижения ими поставленной цели в овладении требований государственного стандарта соответствующего уровня образования, корректировке стратегии развития с социальными, педагогическими, экономическими и другими показателями. Внутреннимкомпонентомобразования, на которыйнаправлен мониторинг, является, прежде всего, качество: основных условий образовательного процесса (результаты образования, управления образовательным процессом, научнометодическая работа, кадровое обеспечение, материальнофинансовое обеспечение и т. д.);реализации образовательного процесса (содержание образовательного процесса, обучения, преподавания и т. д.);результатов образовательного процесса (знания, умения, владения процедурами творческой деятельности, воспитанность, развитие личности). Научные исследования проблемы создания систем внутреннего мониторинга качества высшего образования на институциональном уровне проводятся украинскими учеными в разных направлениях, одним из которых является рассмотрение их в рамках СМК вуза, созданных на базе стандартов ISO 9000 (Л. Н. Виткин, С. М. Лаптев, Т. В. Фиников, С. М. Поддубная). Разработанная коллективом авторов [6] СМК внедрена в частном университете ©Крок». В отдельных регионах, в частностив Одесской области, решение о внедрении систем управления качеством образования на базе международного стандарта ISO 9001:2000 принято Советом ректоров вузов региона. На общегосударственном уровне первая попытка официального признания значенияСМК в высшем образовании состоялась в 2009 г., когда Кабинетом министров Украины (КМУ) утверждался проект нового Типового положения об аккредитации вузов. В документе отмечалось, что при проведении аккредитационной экспертизы экспертная комиссия осуществляет анализ соответствия деятельности учебного заведения Лицензионным условиям предоставления образовательных услуг в сфере высшего образования, оценку качества подготовки студентов по направлению подготовки (специальности) и эффективностивнутренней системы управления качеством образования [7]. Однако в официальной редакции вышеупомянутого положения идея оценивания внутренней СМК при аккредитации вузов не нашла отражения. В этом контексте интересным представляется опыт Министерстваобразвания и науки Российской Федерации, котороестимулировалосоздание внутренних систем мониторинга качества в вузахв составе СМК соответствующим приказом еще в 1999г.[8]При этом в помощь российским вузам была разработана типовая модель СМКобразовательного учреждения [9], основанная на требованиях процессного подхода, принятого в стандарте ISO 9001: 2008, которая отвечала Европейским стандартам и рекомендациям обеспечения качества высшего образования [10]. В Украине только в новом проекте Государственных требований к аккредитации направлений подготовки, специальностей (2014) внутренняя система обеспечения качества высшего образования признана одним из обязательных критериев качества деятельности вуза, на основании которых принимается решение о его государственной аккредитации [11]. На реализацию плана мероприятий по разработке, внедрению и функционированию СМК на отечественных предприятиях, в учреждениях и организациях в течение 20132016 гг.нацеливает Распоряжение КМУ [12]. С этой же целью осуществляется постоянный научный поиск оптимальной конфигурации модели интегрированной системы управления качеством продукции (услуг), которую исследователь Г.И.Химичева предлагает строить, например, на основе выбора структурных составляющих интегрированной системы управления, базирующейсяна использовании трехуровневой иерархической схемы и процедуры оценки нормативных составляющих международных стандартов качества серии ISO [13]. Однако, по нашему мнению, значительные сроки разработки и большой объем нормативной документации, высокая стоимость процедур сертификации СМК на базе стандартов ISO сдерживают широкое внедрение такой модели управления и мониторинга качества в отечественных вузах. Поэтому отечественные учебные заведения создают собственные системы мониторинга качества, которыеобычно базируются на устоявшихся иерархических схемах управления высшим образованием, советской модели сбора образовательной информации в сочетании с современными методами менеджмента качества на основе принципов TQM, европейскими моделями делового совершенства и другими инновациями. Кроме этого при создании моделей мониторинга используют такие научные подходы: процессный, компетентностный, системнодеяльностный, синергетический, средовой илиих сочетание[14]. Классификациясуществующих моделей качествапо различным признакам вукраинских вузахприведена на рисунке ниже. Что касается уровней мониторинга, исследователь И. В. Соколова предложила комплексную 2уровневую систему мониторинга качества профессиональной подготовки специалистов ©факультеткафедра»[15]; И. П. Анненкова, О. Н. Николенко, Н.А. Чайкина, Е. М. Хриков 3уровневую систему ©университетфакультет (институт)кафедра» [1618]. Кроме этого И. П. Анненкова отмечает целесообразность использования на кафедральном уровне педагогического и профессиографического, на факультетском профессиографического и образовательного, на университетском образовательного мониторинга. Наибольшее количество исследований посвящено мониторингу составляющих педагогической системы вуза: учебных достижений студентов Н. М. Байдацкая; результатов профессиональной подготовки будущих специалистов И. Е. Булах, А.П.Волосовец, Ю. В. Вороненко, О. С. Туржанская; учебного процесса В. О. Зинченко, С. Г. Костогрыз, М. Е. Скиба, В. В. Вербець, Л. Е. Серкова; учебных достижений студентов, преподавания и методического обеспечения учебного процесса Т.А. Хоруженко; воспитательной системы А. О. Денисенко; различных направлений учебной, воспитательной, научной, общественной работы О. АОстроверх и др. В исследованиях С. С. Кретович предложена модель системы мониторинга развития вуза, а Л. П. Коробович модель мониторинга результативности учебновоспитательного процесса заведения. Исследователи В. М. Приходько, С. Г. Костогриз, М. Е. Скиба и другиесчитают, что мониторинг качества образования должен одновременно касаться таких составляющих, какресурсы учебного заведения, образовательный процесс и результаты образовательной деятельности. Заслуживаетвнимания принципиально иной подход, высказанный в работе российского дидакта Н. А. Селезневой [19], в которой автор считаетцелесообразным переход от практики оценивания критериев качества отдельных аспектов деятельности до общего критерия качества СМК вуза. Подобный подход встречаем в исследованиях украинскихученых в виде трехуровневой системы мониторинга СМК вуза[20]:
первый уровень (мониторинг СМК);
второй уровень (мониторинг качества подготовки студентов);
третий уровень (мониторинг ключевых процессов вуза). Исследователь Г. И. Химичева предлагает строить модель мониторинга на основе выбора структурных составляющихинтегрированной системы, базирующейся на использовании трехуровневой иерархической схемы и процедуры оценки нормативных составляющих международных стандартов качества серии ISO [21]. Классификация моделей мониторинга качества по различным признакам на институциональном уровне
Особого внимания заслуживает исследование В. Б. Толубко, С. В. Ленкова, И.В.Пампушки, А. В. Малюги [22], в котором авторы анализируют возможные варианты моделей мониторинга качества образования вуза на базе теории автоматизированных систем управления. Таким образом, проведенный анализ показывает, что на институциональном уровне отечественнымивузамииспользуются разнообразные модели мониторинга качества, подавляющее большинство которых носит монофункциональный характер и нацеленына ограниченное количество объектов мониторинга. Одновременно наибольшую сложность и практический интерес для вузов представляют полифункциональные модели, в которых мониторинг носит комплексный характер и охватывает ключевые составляющие образовательной системы. Изучение действующих моделей мониторинга позволяет упорядочить накопленный отечественный опыт, определить классификационные признаки и критерии, систематизировать модели. Выполненные исследования могут быть полезнытем вузам, которые, в рамках автономии, начинают создание индивидуальной по конфигурации и содержанию модели мониторинга в составе внутренней СМК.
Ссылки на источники1.Про удосконалення механізмів зовнішнього та внутрішнього оцінювання навчальних досягнень студентів. Наказ МОН України від 29. 10. 2007р. №948. URL: http://academy. ks. ua/zno/doc/6. pdf(дата звернення 08. 12. 2013 року). 2.Щодо запровадження моніторингу якості освітніх послуг у вищих навчальних закладах ІІІІVрівнів акредитації. Лист МОНУ від 02. 11. 2009 р. №1/9756. 3.ВилмсДж. Д. Мониторинг деятельности школы. Руководство для преподавателей. Л.: ФалмерПресс, 1992. 197с. 4.Митина О. А. Сравнительный обзор систем мониторинга в образовании // Школьные технологии.2002.№ 4. С. 6975. 5.Закон України ©Про вищу освіту»від 01. 07. 2014року№ 1556VII. URL: http://vnz. org. ua/zakonodavstvo/111zakonukrayinyprovyschuosvitu. (дата звернення 12. 08. 2014р.). 6.Побудова систем управління якістю вищих навчальних закладів: посіб. для студ. вищ. навч. закл. : у 2 кн. / Л. М. Віткін, С. М. Лаптєв, Т. В. Фініков, С. М. Піддубна. К.:Таксон, 2009. 564 с. 7.СліпачукС. Б. Тенденції впровадження систем управління якістю у ВНЗ України // ВосточноЕвропейский журнал передових технологий. 2010. №2. Т.6. URL:http://cyberleninka. ru/article/n/tendentsiyivprovadzhennyasistemupravlinnyayakistyuuvnzukrayini(дата звернення 01. 09. 2014року). 8.О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 12 ноября 1999года №864. URL: http://www. dvfu. ru/umu/MO_RF/orders/attest/p864_99. htm. (дата звернення 15. 12. 2013 року). 9.Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов (проект). СПб.:ЛЭТИ, 2005. С. 28. 10.Стандарти і рекомендації щодо забезпечення якості в Європейському просторі вищої освіти. К.:Ленвіт, 2006. 35 с. 11.Про затвердження Державних вимог до акредитації напряму підготовки, спеціальності та вищого навчального закладу. Проект МОН України. URL: mon. gov. ua›img/zstored…вимогидоакредитації…docx(дата звернення 29. 10. 2014 р.). 12.Про затвердження плану заходів щодо розроблення, впровадження і функціонування систем управління якістю, екологічного управління та інших систем управління. Розпорядження Кабінету Міністрів України від 19 червня 2013 року №492р. URL: http://zakon4. rada. gov. ua/laws/show/4922013%D1%80. (дата звернення 01. 09. 2014року). 13.ХімічеваГ. І. Наукові основи проектування інтегрованих систем управління якістю продукції (послуг) на базі міжнародних стандартів: автореф. дис.. …дратехн. наук. К.:КНУТД, 2007. 42с. 14.СоколоваИ. И.,ИлюшинЛ. С.,ДаутоваО. Б. Актуальные проблемы разработки мониторинга качества педагогического образования // Человек и образование. 2011. №4(29). С. 1519. СоколоваІ. В. Професійна підготовка майбутнього вчителяфілолога за 2ма спеціальностями:монографія / за ред. С. О. Сисоєвої // МОН України. АПН України. Інт пед. освіти і освіти дорослих. Маріуполь;Д. : АРТ ПРЕС, 2008. 400с. 16.ЧайкінаН. О., Ніколенко
О. М. Організація внутрішнього моніторингу якості професійної підготовки фахівців в умовах кредитномодульної системи навчання: науковометодичний посібник. Полтава: Видавництво Полтавського педагогічного університету, 2010. 110с. 17.АннєнковаІ. П. Моніторинг якості освіти у ВНЗ. URL: http://www. annkovapmontoringjakostosvtiuvnz. html(дата звернення 5. 10. 2012) заголовок з екрану. 18.ХриковЄ. М. Теоретикометодологічні засади моніторингу якості професійної підготовки: профорієнтація в Україні. URL: http://prof. osvita. org. ua/uk/career/articles/2. html(дата звернення 5. 10. 2012 р.). 19.СелезневаН. А. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекциядоклад. М.: Исслед. центр проблем качва подгки спецстов, 2002. С. 3132. 20.Побудова систем управління якістю вищих навчальних закладів …21.ХімічеваГ. І. Указ. соч.
22.ТолубкоВ. Б.,ЛєнковС. В.,ПампухаІ. В.,МалюгаА. В. Концептуальна модель моніторингу якості освіти ВНЗ за принципом комбінованого управління // Збірник наукових праць Військового інституту Київського національного університету імені Тараса Шевченка. К.:ВІКНУ, 2012. С. 613.
Anna Krasilnikova,
Candidate of Engineering Sciences,Associate Professor, head of scientificmethodological department, Hmelnitsky National University, Ukrainekrasil@ukr. netOverview of modelsofquality monitoring components of pedagogical system in Ukrainian universitiesAbstract. The paper deals withthe existing types of models quality monitoring in native higher educational institutions. The author proposes a classification of models according to different characteristics: the conceptual framework; focus; the status of the subjects; the coverage of the monitored objects, etc. It is proved that the vast majority of models quality monitoring, which scientists design for implementation in domestic universities, is monofunctional in nature and focus on one object monitoring. At the same time, the greatest complexity and practical interest for universities are polyfunctional model in which monitoring is comprehensive and covers the key components of the educational system. Keywords: qualitymonitoring, model of quality monitoring, classification of quality monitoring models inuniversities, signs classification monitoring models. References1.Pro udoskonalennja mehanіzmіv zovnіshn'ogo ta vnutrіshn'ogo ocіnjuvannja navchal'nih dosjagnen' studentіv. Nakaz MON Ukraїni vіd 29. 10. 2007 r. № 948.Availableat: http://academy. ks. ua/zno/doc/6. pdf (data zvernennja 08. 12. 2013 roku)(in Ukrainian). 2.Shhodo zaprovadzhennja monіtoringu jakostі osvіtnіh poslug u vishhih navchal'nih zakladah ІІІІV rіvnіv akreditacії. List MONU vіd 02. 11. 2009 r. № 1/9756(inUkrainian). 3.Vilms,Dzh. D. (1992) Monitoring dejatel'nosti shkoly. Rukovodstvo dlja prepodavatelej, FalmerPress, London, 197 p. (in Russian).4.Mitina,O. A. (2002) “Sravnitel'nyj obzor sistem monitoringa v obrazovanii”,Shkol'nye tehnologii, № 4, pp. 6975(in Russian). 5.Zakon Ukraїni “Pro vishhu osvіtu”vіd 01. 07. 2014 roku № 1556VII. Available at: http://vnz. org. ua/zakonodavstvo/111zakonukrayinyprovyschuosvitu. (data zvernennja 12. 08. 2014 r.)(in Ukrainian). 6.Vіtkіn, L. M.,Laptєv, S. M.,Fіnіkov, T. V.& Pіddubna,S. M. 2009() Pobudova sistem upravlіnnja jakіstju vishhih navchal'nih zakladіv: posіb. dlja stud. vishh. navch. zakl. : u 2kn., Takson, Kiev,564 p.(inUkrainian).7.Slіpachuk,S. B.(2010) “Tendencії vprovadzhennja sistem upravlіnnja jakіstju u VNZ Ukraїni”,VostochnoEvropejskij zhurnal peredovih tehnologij,№ 2,vol. 6. Available at: http://cyberleninka. ru/article/n/tendentsiyivprovadzhennyasistemupravlinnyayakistyuuvnzukrayini (data zvernennja 01. 09. 2014 roku)(in Ukrainian). 8.O kompleksnoj ocenke dejatel'nosti vysshego uchebnogo zavedenija. Prikaz Ministerstva obrazovanija Rossijskoj Federacii ot 12 nojabrja 1999 goda № 864. Available at: http://www. dvfu. ru/umu/MO_RF/orders/attest/p864_99. htm. (data zvernennja 15. 12. 2013 roku)(in Russian). 9.(2005) Prakticheskie rekomendacii po vyboru tipovoj modeli sistemy upravlenija kachestvom obrazovanija dlja vuzov i ssuzov (proekt),LJeTI, St. Peterburg,p. 28(inRussian). Standarti і rekomendacії shhodo zabezpechennja jakostі v Єvropejs'komu prostorі vishhoї osvіti,Lenvіt, Kiev,35 p.(inUkrainian).11.Pro zatverdzhennja Derzhavnih vimog do akreditacії naprjamu pіdgotovki, specіal'nostі ta vishhogo navchal'nogo zakladu. Proekt MON Ukraїni. Available at: mon. gov. ua›img/zstored…vimogi do akreditacії…docx (data zvernennja 29. 10. 2014 r.)(in Ukrainian). 12.Pro zatverdzhennja planu zahodіv shhodo rozroblennja, vprovadzhennja і funkcіonuvannja sistem upravlіnnja jakіstju, ekologіchnogo upravlіnnja ta іnshih sistem upravlіnnja. Rozporjadzhennja Kabіnetu Mіnіstrіv Ukraїni vіd 19 chervnja 2013 roku № 492r. Available at: http://zakon4. rada. gov. ua/laws/show/4922013%D1%80. (data zvernennja 01. 09. 2014 roku)(in Ukrainian). 13.Hіmіcheva,G. І. (2007) Naukovі osnovi proektuvannja іntegrovanih sistem upravlіnnja jakіstju produkcії (poslug) na bazі mіzhnarodnih standartіv: avtoref. dis.. … dra tehn. nauk, KNUTD, Kiev, 42 p.(in Ukrainian).
14.Sokolova,I. I., Iljushin,L. S.&Dautova,O. B. (2011) “Aktual'nye problemy razrabotki monitoringa kachestva pedagogicheskogo obrazovanija”,Chelovek i obrazovanie, № 4(29), pp. 1519(in Russian). 15.Sokolova,І. V. & Sisoєva,S. O. (ed.) (2008) Profesіjna pіdgotovka majbutn'ogo vchiteljafіlologa za 2ma specіal'nostjami: monografіja/ MON Ukraїni. APN Ukraїni. Іnt ped. osvіti іosvіti doroslih, ART PRES, Marіupol';400 p. (in Ukrainian).16.Chajkіna,N. O.&Nіkolenko, O. M. (2010) Organіzacіja vnutrіshn'ogo monіtoringu jakostі profesіjnoї pіdgotovki fahіvcіv v umovah kreditnomodul'noї sistemi navchannja: naukovometodichnij posіbnik,Vidavnictvo Poltavs'kogo pedagogіchnogo unіversitetu, Poltava,110 p.(inUkrainian).17.Annєnkova,І. P. Monіtoring jakostі osvіti u VNZ. Available at: http://www. annkovapmontoringjakostosvtiuvnz. html (data zvernennja 5. 10. 2012) zagolovok z ekranu(in Ukrainian). 18.Hrikov,Є. M. Teoretikometodologіchnі zasadi monіtoringu jakostі profesіjnoї pіdgotovki: proforієntacіja v Ukraїnі. Available at: http://prof. osvita. org. ua/uk/career/articles/2. html (data zvernennja 5. 10. 2012r.)(in Ukrainian). 19.Selezneva,N. A. (2002) Kachestvo vysshego obrazovanija kak ob#ekt sistemnogo issledovanija: lekcijadoklad,Issled. centr problem kachva podgki specstov, Moscow,pp.3132(inUkrainian). 20.Pobudova sistem upravlіnnja jakіstju vishhih navchal'nih zakladіv …21.Hіmіcheva G. І. Op. cit. 22.Tolubko,V. B., Lєnkov,S. V., Pampuha,І. V.&Maljuga,A. V. (2012) “Konceptual'na model' monіtoringu jakostіosvіti VNZ za principom kombіnovanogoupravlіnnja”,Zbіrnik naukovih prac' Vіjs'kovogo іnstitutu Kiїvs'kogo nacіonal'nogo unіversitetu іmenіTarasa Shevchenka, VІKNU, Kiev, pp.613(in Ukrainian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концепт»