Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хапачева С. М., Дзеверук В. С. Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 12 (декабрь). – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14351.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос готовности детей к школьному обучению. Авторы особенно подробно раскрывают социально-психологическую готовность детей к школьному обучению в период перехода из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу. Социально-психологическая готовность детей к школьному обучению значительно повышает эффективность адаптации детей к школьному обучению.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хапачева Сара Муратовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологийФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкопsara.xapacheva@mail.ru

Дзеверук Валерия Сергеевна, студентка II курса факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкопsara.xapacheva@mail.ru

Социальнопсихологическая готовность детей к школе как значимыйкомпонент общепсихологической готовности ребенкак школьному обучению

Аннотация.В статье рассматривается вопрос готовности детей к школьному обучению. Авторыособенно подробно раскрывают социальнопсихологическуюготовность детей к школьному обучению в период перехода из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу. Социальнопсихологическаяготовность детей к школьному обучению значительно повышает эффективность адаптации детей к школьному обучению.Ключевые слова: психологопедагогическая готовность,социальная готовность, адаптация к школьному обучению, мотивация, индивидуальная особенность школьника, школьная готовность.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду эмоциональную и социальную готовность, включающие в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи. Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.Часто родители дошкольников, рассказывая детям о школе, стараются создать эмоционально однозначный образ, то есть говорят о школе только в позитивном или только негативном ключе. Родители полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к учебной деятельности, которое будет способствовать школьным успехам. В действительности же ученик, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточитьсвои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное–с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.Знание индивидуальных особенностей учащихся помогает учителю правильно реализовать принципы системы развивающего обучения: быстрый темп прохождения материала, высокий уровень трудности, ведущую роль теоретических знаний, развитие всех детей. Не зная ребенка, учитель не сможет определить тот подход, который обеспечит оптимальное развитие каждого ученика и формированиеего знаний, умений и навыков. Кроме того, определение готовности ребенка к школе позволяет предупредить некоторые трудности в обучении, значительно сгладить процесс адаптации к школе. К социальной готовности относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика и выполнять правила, установленные в коллективе. Социальная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями.Важнейшими показателями социальной готовности являются: желание ребенка учиться, получать новые знания, мотивация к началу учебной работы; умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые; умение считаться с другими, уступать и подчиняться им при необходимости;навык сотрудничества;старание довести начатую работу до конца; умение приспосабливаться и адаптироваться; способность самому решатьсвои простейшие проблемы, обслужить себя;элементы волевого поведения–поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия[1].Эти качества обеспечат ребенку безболезненную адаптацию к новой социальной среде и способствуют созданию благоприятных условий дляего дальнейшего обучения в школе.Ребенок долженбыть готов к социальной позиции школьника, без чегоему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Социальным навыкам, столь необходимым в школе,родители должны уделять особое внимание. Они могут научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу. Школьная готовность означает физическую,социальную, мотивационную и умственную готовность ребёнка к переходу от основной игровой деятельности к направленной деятельности более высокого уровня.Для достижения готовности к школе необходима соответствующая благоприятная среда и собственная активная деятельность ребёнка. Показателями такой готовности являются изменения в физическом,социальном и психическом развитии ребёнка.Основанового поведения –готовность к выполнению более серьёзных обязанностей по примеру родителей и отказ от чеголибо в пользу другого.Главным признаком изменений будет отношение к работе.Предпосылкой психической готовности к школе является способность ребёнка выполнять разнообразные задания под руководством взрослого.У ребёнка должна проявиться также умственная активность,в том числе познавательный интерес к решению задач.В качестве показателясоциального развития выступает появление волевого поведения.Ребёнок ставит перед собой цели и готов для их достижения приложить определённые усилия. В готовности к школе можно различать психофизический, духовный и социальный аспекты. К моменту поступления в школу ребёнок уже прошёл один из существенных этапов в своей жизни и/или, опираясь на семью и детский сад, получил основу для следующего этапа формирования своей личности. Готовность к школе формируют как врождённые задатки и способности, так и окружающая ребёнка среда, в которой он живёти развивается, а также люди, которые с ним общаются и направляют его развитие. Поэтому у детей, идущих в школу, могут быть очень разные физические и психические способности, особенности характера, а также знания и умения.Важныйпоказательсоциального аспекта школьной готовности –мотивация к обучению, что проявляется в желании ребёнка учиться, усваивать новые знания, эмоциональной предрасположенности к требованиям взрослых, заинтересованности в познании окружающей действительности. В его сфере мотиваций должны произойти значительные изменения и сдвиги. К концу дошкольного периода формируется субординация: один мотив становится ведущим (основным). При совместной деятельности и под влиянием сверстников определяется ведущий мотив–позитивная оценка сверстников и симпатия к ним. Стимулирует и соревновательный момент, желание показать свою находчивость, сообразительность и умение найти оригинальное решение. Это одна из причин того, почему желательно, чтобы ещё до школы все дети получили опыт коллективного общения, хотя бы начальное знание об умении учиться, о различии мотиваций, о сравнении себя с другими и самостоятельном использовании знаний для удовлетворения своих возможностей и потребностей. Важно также формирование самооценки.Успешность в учёбе часто зависит от умения ребёнка правильно видеть и оценивать себя, ставить посильные цели и задачи.Роль среды как фактора, воздействующего на развитие ребёнка, очень велика. Определены четыре системы взаимных воздействий, влияющих на развитие и роль человека в обществе. Это микросистема, мезосистема, экзосистема и макросистема.Развитие человека –это процесс, в течение которого ребёнок сначала узнаёт своих близких и свой дом, затем среду детского сада и только после этого общество в более широком плане. Микросистема –это ближайшее окружение ребёнка. Микросистема ребёнка раннего возраста связана с домом (семьёй) и детским садом, с возрастом этих систем прибавляется. Мезосистема представляет собой сеть между различными частями.Домашняя среда существенно влияет на отношения ребёнка и на то, как он справляется в детском саду. Экзосистема представляет собой жизненную среду взрослых, действующих вместе с ребёнком, в которой ребёнок непосредственно не участвует, но которая, тем не менее, существенно влияет на его развитие. Макросистема –это культурная и социальная среда общества с её социальными институциями, и эта система влияет на все другие системы.По мнению Л. Выготского, среда непосредственно влияет на развитие ребёнка. На него, несомненно, воздействуетвсё, что происходит в обществе: законы, статус и навыки родителей, время и социальноэкономическая ситуация в обществе. Дети, как и взрослые, закреплены в социальный контекст. Таким образом, поведение и развитие ребёнка можно понять, зная его среду обитания и социальноеокружение. Среда действует на детей разного возраста различным образом, так как сознательность ребёнка и умение истолковывать ситуации постоянно меняются в результате новогоопыта, получаемогоиз среды. В развитии каждого ребёнка Л.Выготский различает естественное развитие ребёнка (рост и созревание) и культурное развитие (усвоение культурных значений и инструментов)[2].Процесс социализации человека происходит на протяжении всей жизни. В период дошкольного детства роль «социального проводника» играет взрослый. Он передаёт ребёнку социальнонравственный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Сначалаэто определённая сумма знаний о социальнонравственных ценностях человеческого общества. На их основе у ребёнка формируются представления о социальном мире, нравственных качествах и нормах, которыми должен обладать человек, чтобы жить в обществе.Умственные способности и социальные навыки человека тесно взаимосвязаны. Врожденные биологические предпосылки реализуются в результате взаимодействия индивида и окружающей его среды. Социальное развитие ребенка должно обеспечить усвоение необходимых для общественного сосуществования социальных навыков и компетенций. Поэтому формирование социальных знаний и навыков, а также ценностных установок является одной из важнейших воспитательных задач. Семья –важнейший факторразвития ребёнка и та первичнаясреда, которая оказывает на ребёнка наибольшее влияние. Влияние сверстников и иной среды проявляется позже.Ребенок учится отличать собственный опыт и реакции от опыта и реакций других людей, учится понимать, что разные люди могут обладать разным опытом, иметь другие чувства и мысли. С развитием самосознания и Я ребенка он учится также ценить мнения и оценки других людей и считаться с ними. У него возникает представление о половых различиях, половой идентичности и типичном для разных полов поведении. В дошкольном возрасте важной воспитательной задачей является формирование просоциального поведения, т.е.первичных социальных навыков –оказание помощи, способность утешить, умение делиться. Маленькому ребенку еще трудно помочь другому, утешить его и поделиться с ним своими вещами, поскольку его мышление сосредоточено на себе, эгоцентрично. Развитие рефлексивных навыков позволяет ребенку различать и осознавать свои способности, умения и эмоции, управлять своим поведением. С общения со сверстниками начинается реальная интеграция ребенка в общество. Ребёнку в возрасте 6–7 лет нужно социальное признание, для него очень важно, что думают о нём другие люди, он переживает за себя. Самооценка ребёнка повышается, он хочет демонстрировать свои умения. Чувство защищённости ребёнка поддерживает наличие стабильности в повседневной жизни. Например, в определённое время ложиться спать, собираться за столом всей семьёй [3].Социализация –этоважное условиегармоничного развития ребёнка. Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребёнком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он познаёт не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя[4].Ребёнку нравится играть как в группе, так и одному. Нравится быть вместе с другими и делать чтото со сверстниками. В играх и занятиях ребёнок предпочитает детей своего пола, он защищает младших, помогает другим, а при необходимости и сам обращается за помощью. У семилетнего ребёнка уже сформировались дружеские отношения. Его радует принадлежность к группе, порой он даже пытается «купить» друзей, например,предлагает приятелю свою новую компьютерную игру и спрашивает: «Теперь ты будешь со мной дружить?»В этом возрасте возникает вопрос лидерства в группе. Не менее важным является общение и взаимодействие детей друг с другом. В обществе сверстников ребёнок чувствует себя среди равных. Благодаряэтому у него развиваются самостоятельность суждений, умение спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, инициировать получение новых знаний. Соответствующий уровень развития общения ребёнка со сверстниками, заложенный в дошкольном возрасте, позволяет ему адекватно действовать в школе. Коммуникативные способности позволяют ребёнку различать ситуации общения и на этой основе определять собственные цели и цели партнёров по общению, понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекватные способы поведения в конкретной ситуации и уметь преобразовывать её с целью оптимизации общения с окружающими.Базовое образование в дошкольныхдетских учреждениях предусмотренокак для детей с нормальным (соответствующим возрасту) развитием, так и для детей с особыми потребностями.Основой для организации учёбы и воспитания в каждом детском дошкольном учреждении является учебная программа детского дошкольного учреждения, которая исходит из рамочной учебной программы дошкольного образования. На основании рамочной учебной программы детское учреждение составляет свою программу и деятельностис учётом вида и своеобразия детского сада. В учебной программе определяются цели учебновоспитательной работы, организация учебновоспитательной работы в группах, режимы дня, работа с детьми с особыми потребностями. Важнуюи ответственнуюроль при создании среды роста играетперсоналдетского сада.В детском дошкольном учреждении командная работа может быть организована поразному. Каждый детский сад может согласовать свои принципы в рамках учебной программы/плана деятельности учреждения. В более широком плане составление учебной программы определённого детского учреждения рассматривается как командная работа–при составлении программы участвуют учителя, попечительский совет, руководство и т.д.Для выявления детей с особыми потребностями и планирования учебной программы/плана действия группы работникам группы следует в начале каждого учебного года после знакомства с детьми организовать специальное собрание.Индивидуальный план развития (ИПР) составляется по решению команды группы для тем детей, уровень развития которых в какихто областях существенно отличается от предполагаемого возрастного уровняи в связи с особыми потребностями которого необходимо вноситьбольше всего изменений в среду группы[5].ИПР всегда составляется как командная работа, в которой участвуют все работники детского сада, занимающиеся с детьми с особыми потребностями, а также их партнёры по сотрудничеству (социальный работник, семейный врач и т.д.). Основныепредпосылки к осуществлению ИПР: готовность,подготовка учителейи наличие сети специалистов в детском саду или в ближайшем окружении.В дошкольном возрасте местом и содержанием обучения является всё, что окружает ребёнка, то есть окружающая среда, в которой он живёт и развивается. От среды, в которой растёт ребёнок, зависит, какими у него будут ценностные ориентации, отношение к природе и взаимоотношения с окружающими людьми.Учёба и воспитательная деятельность рассматриваются как целое благодаря тематике, охватывающей жизнь ребёнкаи окружающую его среду. При планировании и организации учебновоспитательной деятельности интегрируют слушание, говорение, чтение, письмо и различные двигательные, музыкальные и художественные виды деятельности. Важными интегрируемыми видами деятельности считаются наблюдение, сравнение и моделирование. Сравнение происходит через систематизацию, группирование, перечисление и измерение. Моделирование в трёх проявлениях (теоретическое, игровое, художественное) интегрирует всевышеназванные виды деятельности. Цели учебновоспитательной деятельности направления «Я и среда» в детском саду заключаются в том, чтобы ребёнок:1)понимал и познавал окружающий мир целостно;2)сформировал представление о своём Я, своей роли и роли других людей в жизненной среде;3)ценил культурные традиции своего народа;4)дорожил собственным здоровьем и здоровьем других людей, старался вести здоровый и безопасный образ жизни;5)ценил стиль мышления, основанный на заботливом и бережном отношении к окружающей среде;6)замечал природныеявления и изменения в природе[6].В результате прохождения учебной программы ребенок: 1)умеет представиться, описать себя, свои качества;2)описывает свой дом, семью и семейные традиции;3)называет и описывает различные профессии;4)понимает, что все люди разные и что потребности у них разные;5)знает и называет государственные символы и традиции своегонарода[7].Игра является основной деятельностью ребёнка. В играх ребёнок достигает определённой социальной компетентности. Он вступаетв различные отношения с детьми по игре. В совместных играх дети учатся считаться с желаниями и интересами своих товарищей, ставить общие цели и действовать сообща. В процессе знакомства с окружающей средой можно использовать всевозможные игры, беседы, обсуждения, чтение рассказов, сказок (язык и игра взаимосвязаны), а также изучать картинки, смотретьслайдыи видеофильмы(углубляют и обогащают понимание окружающего мира). Знакомство с природой позволяет широко интегрировать различные виды деятельности и темы, поэтому с природой и природными средствами можно связать большую часть учебной деятельности.В заключениеможно сделать вывод о том, что дети, посещающие обычный детский сад,имеют желание учиться, а также социальную, интеллектуальную и физическую готовность к обучению в школе, так как педагоги проводят очень большую работу с детьми и их родителями, привлекаяспециалистов, создавая благоприятную среду для развитияребенка, повышая этимегосамооценку и самосознание.

Ссылки на источники1.БеловаЕ.С.Влияние внутрисемейных отношений на развитие одаренности в дошкольном возрасте// Психолог в детском саду.–2008.–№1. –С.27–32.2.ВыготскийЛ.С.Собрание сочинений: в6 т.–М., 1984. –321 с.

3.ВьюноваН.И., ГайдарК.М. Проблемы психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению // Психолог в детском саду. –2005.–№2. –С. 13–19.4.Добрина О. А. Готовность ребенка к школе как условие его успешной адаптации. –URL:http://psycafe.chat.ru/dobrina.htm (25.07. 2009). 5.Готовность к школе (2009). Министерство образования и науки. –URL:http://www.hm.ee/index.php?249216(08.08. 2009). 6.Добрина О.А.Указ. соч.7.Готовность к школе (2009).

Sarah Khapacheva,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chairt of Pedagogy and Pedagogical Techniques, Adyghe State University, Maikop

sara.xapacheva@mail.ruValery Jewery,

Student, Pedagogy and PsychologyDepartment,Adyghe State University, Maikopsara.xapacheva@mail.ruSocial and psychological readiness of children for schooleducationas a significant component of common psychologicalreadiness for schoolAbstract.The paperdiscusses the readiness of children for schooleducation. The authors detail social and psychological readiness of children for school in the period from preschool educationtoprimary schooleducation. Social andpsychological readiness of children for school significantly increases the efficiency of the adaptation of children to schooleducation.Keywords:psychopedagogical readiness, social readiness, adaptation to school learning, motivation, individual characteristic of a pupil, school readiness.References1.Belova,E. S. (2008) “Vlijanie vnutrisemejnyh otnoshenij na razvitie odarennosti v doshkol'nom vozraste”,Psiholog v detskom sadu,№ 1,pp.27–32(inRussian).2.Vygotskij,L. S.(1984)Sobranie sochinenij: v 6 t.,Moscow,321 p.(in Russian).3.V'junova,N. I.&Gajdar,K. M. (2005) “Problemy psihologicheskoj gotovnosti detej 6–7 let k shkol'nomu obucheniju”,Psiholog v detskom sadu,№ 2,pp.13–19(in Russian).4.Dobrina,O. A. Gotovnost' rebenka k shkole kak uslovie ego uspeshnoj adaptacii. Available at: http:,psycafe.chat.ru/dobrina.htm (25.07. 2009)(in Russian). 5.Gotovnost' k shkole (2009). Ministerstvo obrazovanija i nauki. Available at: http:,www.hm.ee/index.php?249216 (08.08. 2009)(in Russian). 6.Dobrina,O. A. Op. cit.7.Gotovnost' k shkole (2009).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»