Подготовка будущего учителя к организации мониторинга образовательных потребностей учащихся в условиях индивидуализации образования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Улановская
К.
А. Подготовка будущего учителя к организации мониторинга образовательных потребностей учащихся в условиях индивидуализации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 12 (декабрь). – С.
121–125. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14357.htm.
Аннотация. В статье дано определение понятия «мониторинг образовательных потребностей учащихся», показана его специфика в условиях индивидуализации образования. Представлен авторский опыт подготовки будущих учителей к мониторингу образовательных потребностей учащихся при проектировании для них индивидуальных образовательных траекторий.
Ключевые слова:
мониторинг, индивидуальная образовательная траектория, индивидуализация образования, образовательные потребности
Текст статьи
Улановская Ксения Алексеевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО ©Волгоградский государственный социальнопедагогический университетª, г. Волгоградk.ulanovskaya@yandex.ru
Подготовка будущего учителя к организации мониторинга образовательных потребностей учащихся в условиях индивидуализации образования
Аннотация.В статье даноопределение понятия ©мониторинг образовательных потребностей учащихсяª, показана его специфика в условиях индивидуализации образования. Представлен авторский опыт подготовки будущих учителей к мониторингу образовательных потребностей учащихся при проектированиидля них индивидуальных образовательных траекторий.Ключевые слова: мониторинг, образовательные потребности, индивидуализация образования, индивидуальная образовательная траектория.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современное образование характеризуются гибкостью, вариативностью и индивидуализированностью. Индивидуализация образования представляет собой возможность ученика совместно с учителем формировать образовательные цели и задачи, осмысленно отбирать содержание образования и нести за это ответственность. Средством индивидуализации образования является индивидуальная образовательная траектория. Поэтому в ФГОС основного общего образования говорится о том, что каждый учащийся имеет право на обучение по индивидуальной образовательной траектории. При этом одним из требований к основной образовательной программе является обеспечение оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся. В соответствии с ФГОС ВПО по направлению ©Педагогическое образованиеªбудущий учитель должен уметь изучать образовательные потребности учащихся и проектировать на их основе индивидуальные образовательные траектории [1]. В профессиональном стандарте педагога также говорится о компетентности учителя в области работы с детьми,имеющими различные образовательные потребности. Вместе с теманализ результатов опроса руководителей образовательных учреждений г. Волгограда и Волгоградской области, в которых работают выпускники Волгоградского государственного социальнопедагогического университета, показал, что молодые педагоги испытывают затруднения с анализом деятельности учащихся, их достижений, причин успехов и неудач.В современной школе педагогами применяются различные виды образовательного мониторинга (мониторинг качества знаний учащихся, мониторинг личностных качеств, мониторинг остаточных знаний и др.). Однако результаты опроса учащихся показали, что в образовательном процессе не учитываются их образовательные потребности. Поэтому задачей данной статьи является обоснование специфики подготовки будущего учителя к организации мониторинга образовательных потребностей учащихся в условиях индивидуализации образования.Мониторинг образовательных потребностей учащихся является одной из составляющих готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся, которая понимается как способность будущего учителя к созданию таких условий, в которых будут сформированы недостающие необходимые знания, умения и навыки учащихся на основе их индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и интересов [2]. Категория мониторинга в образовании определяется исследователями как комплексная система измерения образовательного процесса и его результатов [3], непрерывное научно обоснованное диагностикопрогностическоеотслеживание результатов учебной деятельности [4], система получения и анализа сведений о качестве образования [5], непрерывное наблюдение за состоянием педагогической системы и прогнозирование ее развития [6]. По мнению Е.И. Сахарчук, целью мониторинга является своевременное принятие управленческих решений для улучшения качества образования [7]. Следовательно, мониторинг в образовательном процессе представляет собой систему получения, анализа и использования информации о различных его сторонах с целью своевременного внесения изменений для улучшения качества образовательного процесса и его результатов.В педагогике потребность определяется как источник активности и развития личности, выражающийся в испытываемой человеком нуждев чемто [8]. Образовательные потребности означают нужду человека в образовании для реализации собственного потенциала и развития. Поэтому одной из целей современного образования является удовлетворение образовательных потребностей обучающихся.О.П. Меркулова под образовательными потребностями понимает противоречия, отраженные в субъективном опыте учащегося, которые могут быть разрешены в условиях взаимодействия с образовательной системой [9].Следовательно, образовательные потребности являются основой для индивидуализации образования и представляют собой осознание учащимися потребности в познании нового с целью реализации собственного личностного потенциала. Поэтому при проектировании индивидуальных образовательных траекторий учащихсяучитель отражает в их проектах и индивидуальные образовательные потребности учащихся,и требования федеральных государственных образовательных стандартов. Образовательные потребности уникальны для каждого учащегося. Но образовательные потребности всех учащихся объединяет их динамичность. По мере освоения учащимися содержания образования одни образовательные потребности удовлетворяются, другие только возникают. Данное основание должно учитываться учителями при проектировании индивидуальных образовательных траекторий учащихся в условиях индивидуализации образования. Следовательно, мониторинг образовательных потребностей учащихся характеризуется непрерывностью. Поэтому будущий учитель должен овладеть навыками определения образовательных потребностей учащихся на каждом этапе индивидуализации образования.Таким образом, мониторинг образовательных потребностей учащихся состоит в системе непрерывного сбора, обработки информации об образовательных потребностях учащихся и внесении изменений в индивидуальную образовательную траекторию учащегося с целью реализации его личностного потенциала в условиях индивидуализации образования.В условиях индивидуализации образования начинать проектировать индивидуальную образовательную траекторию необходимо исходя из уровня начальной подготовки, индивидуальных особенностей учащихся, особенностей межличностных взаимодействий в классе. Данное положение характеризует такую особенность мониторинга образовательных потребностей учащихся, как прогнозирование вариантов направленности индивидуальных образовательныхтраекторий, темпы их реализации. В процессе совместного обсуждения учителем и учеником перспектив индивидуальной образовательной траектории у учащегося осуществляется определение его собственного видения пути в образовании [10]. Так создаётся проект индивидуальной образовательной траектории учащегося, в которой отражены его индивидуальные особенности, возможности, интересы, содержание, а также последовательность, темпы её реализации.В проектировании индивидуальных образовательных траекторий учащихся большее значение имеет осознание учащимся свободы выбора содержания образования [10]. Для этого учителем моделируются педагогические ситуации, в которых ученик может проявить свои качества, черты характера, особенности общения, способности принимать решения в нестандартных и стандартных ситуациях. В процессе наблюдения и бесед за учащимся учитель получает информацию о том, как у учащегося формируется ответственность за результаты, и разрешает ему действовать самостоятельно в процессе реализации фрагмента его индивидуальной образовательной траектории. При необходимости учитель консультирует и создаёт мотивационные ситуации для стимулирования активности учащегося, наблюдая за тем, как ученик взаимодействует с ним, а также определяет динамику продвижения учащегося по его индивидуальной образовательной траектории.Следовательно, в основе подготовки будущего учителя к мониторингу образовательных потребностей лежат уровень готовности к диагностике образовательных потребностей учащихся и признание субъектности учащегося в проектировании его индивидуальной образовательной траектории. Представим опыт подготовки будущих учителей к мониторингу образовательных потребностей учащихся на базе Волгоградского государственного социальнопедагогического университета.На первомэтапе студентам предлагается разработать диагностический инструментарий для определения образовательных потребностей учащихся. Цель первого этапа сформировать навыки отбора и разработки диагностического инструментария, направленного на определение интересов и образовательных потребностей учащегося, образовательного заказа семьи и готовности учителей к индивидуализации образования.Так,в рамках курса педагогики студентка второго курса Ольга И. организовала онлайнопрос в социальных сетях для учащихся, учителей и родителей с целью определения образовательных потребностей учащихся, образовательных запросов их родителей и готовности индивидуализировать образование у учителей. Опрос включал в себя вопросы: ©Назовите любимые предметы и кружки, которые хотели бы посещатьª, ©Готова ли современная школа к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся?ª, ©Готовы ли Вы, как учащийся/родители/учитель,к образовательному процессу на основании индивидуальных образовательных траекторий учащихся?ª. Поитогам онлайнопроса студентка выявила, что учащиеся, их родители и учителя испытывают потребность в проектировании и реализации индивидуальных образовательных траекторий. Учащиеся называли факультативы, на которые они хотели бы ходить, но их нет в школе;родители отмечают, что их дети не в полной мере удовлетворены теми занятиями, которые ведутся в школе; а сами учителя указывают, что индивидуализация образования является условием эффективности современного образования.Второйэтап подготовки к мониторингу образовательных потребностей учащихся направлен на формирование у будущих учителей умения постановки целей и задач индивидуальной образовательной траектории учащегося в соответствии с выявленными образовательными потребностями. Студентка ДаринаС. разработала анкету, в которую были включены такие вопросы: ©Твой любимый предмет в школе?ª, ©Любишь ли ты спортивные игры?ª, ©Хотел бы ты заниматься в театральном кружке?ª, ©Тебе нравится проводить опыты по химии или физике?ªи др. В ходе исследования в рамках подготовки курсовой работы ДаринаС. разработала проект индивидуальной образовательной траектории одного учащегося. В разработке его индивидуальной образовательной траектории студентка руководствовалась результатами анкетирования и беседы с учащимся. В своем исследовании студентка обосновала, что для проектирования индивидуальной образовательной траектории результатов анкетирования недостаточно, так какони не дают полной картины образовательных потребностей учащегося. Следовательно, у студентки сформировалось представление о том, что мониторинг образовательных потребностей характеризуется комплексностью и не может состоять только из одной методики.Целью третьегоэтапа стало формирование у будущего учителя навыка в разработке системы средств оценки учебных достижений учащихся в соответствии с выявленными образовательными потребностями и проектом индивидуальной образовательной траектории. В качестве таких средств были предложены кейсстади и портфолио. В рамках семинарского занятия по педагогике на тему ©Технологии оценки достижений учащихсяªстуденты получили задание: создать программу диагностики, которая позволит определить цель, задачи и замысел индивидуальной образовательной траектории учащегося,и оформить кейс с необходимой информацией для проектирования индивидуальной образовательной траектории учащегося. Таисия Т. разработала программу диагностики для ученика 6гокласса Дмитрия К. В разработанной программе диагностики Таисия Т. основной акцент сделала на выявление склонности учащегося к совершенствованию учебной деятельности, определении системы интересов, склонностей, потребностей, а также на характер взаимодействия учащегося с классным коллективом. В кейсе студентка описала интересы, способности ученика, а также факторы, влияющие на его обучение: семейные обстоятельства, культурный кругозор и пр. На основании данных, изложенных в кейсе, Таисия Т. предложила построить индивидуальную образовательную траекторию учащегося на трёх основных положениях: формирование потребности учащегося в совершенствовании учебной деятельности; выявление интересов, склонностей и образовательных потребностей; интеграция учащегося в групповые формы работы. Поэтому в кейсе студентка предложила систему диагностических методик, соответствующих представленным положениям, что позволяет констатировать системный подход к диагностической работе, а также стремление к всестороннему изучению образовательных потребностей, интересов и склонностей учащегося и включение его в групповые формы работы, что обусловлено особенностями семейного воспитания учащегося и характером взаимоотношений в классе. В рамках представленного семинарского занятия кейсстади мотивировало студентов к необходимости педагогической диагностики, о чем свидетельствуют различные её направления и обоснование её роли в проектировании индивидуальных образовательных траекторий учащихся в соответствии с кейсами. Опираясь на характеристики учеников, будущие учителя подбирали те диагностические методики, проведение которых даст всю необходимую информацию для детального проектирования индивидуальных образовательных траекторий. Кейсстади способствовало не просто обучению студентов поиску диагностических методик, а разработке собственных алгоритмов деятельности в области педагогической диагностики, что подтверждено результатами промежуточного тестирования (студенты успешно справились с заданием, суть которого состояла в разработке системы диагностического инструментария для конкретного ученика). К семинарскому занятию на тему©Технологии личностно ориентированного образования и организации взаимодействия и сотрудничества в обученииªстуденты получили задание разработать портфолио ©Я и педагогикаª. В соответствии с заданием данное портфолио включает в себя три раздела: ©Я будущий учительª, ©Без теории нет практикиª, ©Практикаоснова теорииª. В первом разделе студентам необходимо было представить четыре позиции: ©Я будущий учитель! Что я уже умею?ª(обоснование результатов самодиагностики); ©Я будущий учитель! Чему я еще хочу научиться?ª(проектирование программы профессионального развития); ©Я будущий учитель! Я хочу…ª(проектирование личностного развития); ©Я будущий учитель! Чтобы стать профессионалом своего дела, я должен…ª(разработка системы принципов реализации личностнопрофессионального развития).Наталья Г. в своём портфолио учебных достижений отметила, что на момент обучения на третьем курсе она может оценить себя как творческую и разностороннюю личность, открытую ко всему новому, необычному, нестандартному. Студентка отметила, что любит учиться, коммуникабельная, с высоким уровнем развития организаторских умений и готовая к непрерывному совершенствованию. Юлия О. в своём портфолио учебных достижений, оценив свои способности, отметила, что уже имеет опыт взаимодействия с детьми разных возрастных категорий. По мнению студентки, опыт является системообразующим фактором в профессиональной подготовке учителя. Намечая траекторию своего профессионального развития, студентка отметила, что ей необходимо сформировать чувство любви к детям, мотивы профессионального совершенствования, а также овладеть навыками работы с развитием детского коллектива. Линию личностного роста студентка представила через овладение личностными качествами учителя в процессе изучения педагогики. Поэтомуосновными принципами развития студентки, по её мнению, являются: непрерывное саморазвитие, ценностное отношение к детям и их мнению, развитие коммуникативных навыков, личностноориентированный подход во всем.Анализ портфолиобудущих учителей показал, что студенты осознали роль портфолио как одной из технологий оценки достижений учащихся и альтернативу балльной оценки. Работа над портфолио способствовала проведению студентами самоанализа, результатом чего стало представление их личностных качеств с позиции их роли в работе учителя, траектории их личностного роста и трудности, с которыми приходится сталкиваться в процессе профессиональной подготовки. Примечателен факт, что будущие учителя в портфолио отразили свои достоинства (как требует того портфолио) и, не называя недостатки, обозначили области, которые требуют совершенствования (профессиональная компетентность, мотивация, любовь к детям и пр.). Таким образом, процесс подготовки будущего учителя к мониторингу образовательныхпотребностей учащихся в условиях индивидуализации образования предполагает создание условий, в которых студенты получают возможность разрабатывать диагностический инструментарий для определения образовательных потребностей учащихся, определять цели, задачи и содержание индивидуальных образовательных траекторий, апробировать их элементы и вносить изменения на основании непрерывного анализа образовательных потребностей учащихся в процессе взаимодействия с ними.
Ссылки на источники1.Федеральный государственныйобразовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 ©Педагогическое образованиеª(квалификация (степень) ©бакалаврª), утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 788.2.Улановская К.А. Сущностные характеристики готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия ©Педагогические наукиª. 2012.№ 7(71). С. 3336.3.Чандра М.Ю. Системный мониторинг в управлении качеством образовательного процесса в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия ©Педагогические наукиª. 2008. № 6. С. 105110.4.Сергеева Е.В. Мониторинг учебных достижений студентов педагогического вуза в системе управления качеством подготовки специалистов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия ©Педагогические наукиª. 2010. Т.53. № 9. С. 7579. 5.Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Пед. ово России, 2001. 128 с.6.Пульбере А.И. Система мониторинга как средство управлениякачеством непрерывного технического образования: автореф. дис. … дра пед. наук: 13.00.08.Ростовн/Д., 2006.46 с.7.Сахарчук Е.И. Мониторинг качества подготовки специалистов в педагогическом вузе: опыт реализации // Интеграция образования. 2004.№ 1. С. 4347.8.Коджаспирова Е.Н., Коджаспиров А.Е. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ ©МарТª; Ростовн/Д.: Изд.центр ©МарТª, 2005. С. 259.9.Меркулова О.П. Сущность и динамика образовательных потребностей учащихся // Психология обучения.2013.№ 4.С. 43.10.Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. …драпед. наук: 13.00.01.Тюмень, 2006. С. 21.
KseniyaUlanovskaya,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Pedagogics, Volgograd State SocialPedagogical University, Volgogradk.ulanovskaya@yandex.ruProspective teacher‱s preparation for organization of monitoring of the educational needs of learners in the circumstances of education individualizationAbstract.A definition of the ©learners‱ educational needs monitoringªnotion is substantiated in the paper, and the subject‱s specificity is shown in the circumstances of education individualization. The author‱s experience of training of prospective teachers to monitor the educational needs of learnerswhile projecting for them individual educational trajectoriesis presented.Keywords: monitoring, educational needs, education individualization, individual educational trajectory.References1.Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 050100 “Pedagogicheskoe obrazovanie”(kvalifikacija (stepen') “bakalavr”), utv. Prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 22 dekabrja 2009 g. № 788(in Russian).2.Ulanovskaja,K. A. (2012) “Sushhnostnye harakteristiki gotovnosti budushhego uchitelja k proektirovaniju individual'nyh obrazovatel'nyh traektorij uchashhihsja”,Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Serija “Pedagogicheskie nauki”,№ 7(71),pp.3336(in Russian).3.Chandra,M. Ju. (2008) “Sistemnyj monitoring v upravlenii kachestvom obrazovatel'nogo processa v vuze”,Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Serija “Pedagogicheskie nauki”,№ 6,pp.105110(inRussian).4.Sergeeva,E. V. (2010) “Monitoring uchebnyh dostizhenij studentov pedagogicheskogo vuza v sisteme upravlenija kachestvom podgotovki specialistov”,Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Serija “Pedagogichskie nauki”,vol. 53,№ 9,pp.7579(in Russian). 5.Matros,D. Sh., Polev,D. M.&Mel'nikova,N. N. (2001) Upravlenie kachestvom obrazovanija na osnove novyh informacionnyh tehnologij i obrazovatel'nogo monitoringa, Ped. ovo Rossii, Moscow, 128 p.(in Russian).6.Pul'bere,A. I. (2006) Sistema monitoringa kak sredstvo upravlenija kachestvom nepreryvnogo tehnicheskogo obrazovanija: avtoref. dis. … dra ped. nauk: 13.00.08, Rostov n/D., 46 p.(in Russian).Saharchuk,E. I. (2004) “Monitoring kachestva podgotovki specialistov v pedagogicheskom vuze: opyt realizacii”, Integracija obrazovanija, № 1, pp. 4347(in Russian).8.Kodzhaspirova,E. N.&Kodzhaspirov,A. E. (2005) Slovar' po pedagogike, IKC “MarT”,Moscow, Rostov n/D., p. 259(in Russian).9.Merkulova,O. P. (2013) “Sushhnost' i dinamika obrazovatel'nyh potrebnostej uchashhihsja”, Psihologija obuchenija,№ 4, p. 43(in Russian).10.Aleksandrova,E. A. (2006) Pedagogicheskoe soprovozhdenie starsheklassnikov v processe razrabotki i realizacii individual'nyh obrazovatel'nyh traektorij: avtoref. … dra ped. nauk: 13.00.01,Tjumen', p. 21(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО ©Волгоградский государственный социальнопедагогический университетª, г. Волгоградk.ulanovskaya@yandex.ru
Подготовка будущего учителя к организации мониторинга образовательных потребностей учащихся в условиях индивидуализации образования
Аннотация.В статье даноопределение понятия ©мониторинг образовательных потребностей учащихсяª, показана его специфика в условиях индивидуализации образования. Представлен авторский опыт подготовки будущих учителей к мониторингу образовательных потребностей учащихся при проектированиидля них индивидуальных образовательных траекторий.Ключевые слова: мониторинг, образовательные потребности, индивидуализация образования, индивидуальная образовательная траектория.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современное образование характеризуются гибкостью, вариативностью и индивидуализированностью. Индивидуализация образования представляет собой возможность ученика совместно с учителем формировать образовательные цели и задачи, осмысленно отбирать содержание образования и нести за это ответственность. Средством индивидуализации образования является индивидуальная образовательная траектория. Поэтому в ФГОС основного общего образования говорится о том, что каждый учащийся имеет право на обучение по индивидуальной образовательной траектории. При этом одним из требований к основной образовательной программе является обеспечение оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся. В соответствии с ФГОС ВПО по направлению ©Педагогическое образованиеªбудущий учитель должен уметь изучать образовательные потребности учащихся и проектировать на их основе индивидуальные образовательные траектории [1]. В профессиональном стандарте педагога также говорится о компетентности учителя в области работы с детьми,имеющими различные образовательные потребности. Вместе с теманализ результатов опроса руководителей образовательных учреждений г. Волгограда и Волгоградской области, в которых работают выпускники Волгоградского государственного социальнопедагогического университета, показал, что молодые педагоги испытывают затруднения с анализом деятельности учащихся, их достижений, причин успехов и неудач.В современной школе педагогами применяются различные виды образовательного мониторинга (мониторинг качества знаний учащихся, мониторинг личностных качеств, мониторинг остаточных знаний и др.). Однако результаты опроса учащихся показали, что в образовательном процессе не учитываются их образовательные потребности. Поэтому задачей данной статьи является обоснование специфики подготовки будущего учителя к организации мониторинга образовательных потребностей учащихся в условиях индивидуализации образования.Мониторинг образовательных потребностей учащихся является одной из составляющих готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся, которая понимается как способность будущего учителя к созданию таких условий, в которых будут сформированы недостающие необходимые знания, умения и навыки учащихся на основе их индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и интересов [2]. Категория мониторинга в образовании определяется исследователями как комплексная система измерения образовательного процесса и его результатов [3], непрерывное научно обоснованное диагностикопрогностическоеотслеживание результатов учебной деятельности [4], система получения и анализа сведений о качестве образования [5], непрерывное наблюдение за состоянием педагогической системы и прогнозирование ее развития [6]. По мнению Е.И. Сахарчук, целью мониторинга является своевременное принятие управленческих решений для улучшения качества образования [7]. Следовательно, мониторинг в образовательном процессе представляет собой систему получения, анализа и использования информации о различных его сторонах с целью своевременного внесения изменений для улучшения качества образовательного процесса и его результатов.В педагогике потребность определяется как источник активности и развития личности, выражающийся в испытываемой человеком нуждев чемто [8]. Образовательные потребности означают нужду человека в образовании для реализации собственного потенциала и развития. Поэтому одной из целей современного образования является удовлетворение образовательных потребностей обучающихся.О.П. Меркулова под образовательными потребностями понимает противоречия, отраженные в субъективном опыте учащегося, которые могут быть разрешены в условиях взаимодействия с образовательной системой [9].Следовательно, образовательные потребности являются основой для индивидуализации образования и представляют собой осознание учащимися потребности в познании нового с целью реализации собственного личностного потенциала. Поэтому при проектировании индивидуальных образовательных траекторий учащихсяучитель отражает в их проектах и индивидуальные образовательные потребности учащихся,и требования федеральных государственных образовательных стандартов. Образовательные потребности уникальны для каждого учащегося. Но образовательные потребности всех учащихся объединяет их динамичность. По мере освоения учащимися содержания образования одни образовательные потребности удовлетворяются, другие только возникают. Данное основание должно учитываться учителями при проектировании индивидуальных образовательных траекторий учащихся в условиях индивидуализации образования. Следовательно, мониторинг образовательных потребностей учащихся характеризуется непрерывностью. Поэтому будущий учитель должен овладеть навыками определения образовательных потребностей учащихся на каждом этапе индивидуализации образования.Таким образом, мониторинг образовательных потребностей учащихся состоит в системе непрерывного сбора, обработки информации об образовательных потребностях учащихся и внесении изменений в индивидуальную образовательную траекторию учащегося с целью реализации его личностного потенциала в условиях индивидуализации образования.В условиях индивидуализации образования начинать проектировать индивидуальную образовательную траекторию необходимо исходя из уровня начальной подготовки, индивидуальных особенностей учащихся, особенностей межличностных взаимодействий в классе. Данное положение характеризует такую особенность мониторинга образовательных потребностей учащихся, как прогнозирование вариантов направленности индивидуальных образовательныхтраекторий, темпы их реализации. В процессе совместного обсуждения учителем и учеником перспектив индивидуальной образовательной траектории у учащегося осуществляется определение его собственного видения пути в образовании [10]. Так создаётся проект индивидуальной образовательной траектории учащегося, в которой отражены его индивидуальные особенности, возможности, интересы, содержание, а также последовательность, темпы её реализации.В проектировании индивидуальных образовательных траекторий учащихся большее значение имеет осознание учащимся свободы выбора содержания образования [10]. Для этого учителем моделируются педагогические ситуации, в которых ученик может проявить свои качества, черты характера, особенности общения, способности принимать решения в нестандартных и стандартных ситуациях. В процессе наблюдения и бесед за учащимся учитель получает информацию о том, как у учащегося формируется ответственность за результаты, и разрешает ему действовать самостоятельно в процессе реализации фрагмента его индивидуальной образовательной траектории. При необходимости учитель консультирует и создаёт мотивационные ситуации для стимулирования активности учащегося, наблюдая за тем, как ученик взаимодействует с ним, а также определяет динамику продвижения учащегося по его индивидуальной образовательной траектории.Следовательно, в основе подготовки будущего учителя к мониторингу образовательных потребностей лежат уровень готовности к диагностике образовательных потребностей учащихся и признание субъектности учащегося в проектировании его индивидуальной образовательной траектории. Представим опыт подготовки будущих учителей к мониторингу образовательных потребностей учащихся на базе Волгоградского государственного социальнопедагогического университета.На первомэтапе студентам предлагается разработать диагностический инструментарий для определения образовательных потребностей учащихся. Цель первого этапа сформировать навыки отбора и разработки диагностического инструментария, направленного на определение интересов и образовательных потребностей учащегося, образовательного заказа семьи и готовности учителей к индивидуализации образования.Так,в рамках курса педагогики студентка второго курса Ольга И. организовала онлайнопрос в социальных сетях для учащихся, учителей и родителей с целью определения образовательных потребностей учащихся, образовательных запросов их родителей и готовности индивидуализировать образование у учителей. Опрос включал в себя вопросы: ©Назовите любимые предметы и кружки, которые хотели бы посещатьª, ©Готова ли современная школа к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся?ª, ©Готовы ли Вы, как учащийся/родители/учитель,к образовательному процессу на основании индивидуальных образовательных траекторий учащихся?ª. Поитогам онлайнопроса студентка выявила, что учащиеся, их родители и учителя испытывают потребность в проектировании и реализации индивидуальных образовательных траекторий. Учащиеся называли факультативы, на которые они хотели бы ходить, но их нет в школе;родители отмечают, что их дети не в полной мере удовлетворены теми занятиями, которые ведутся в школе; а сами учителя указывают, что индивидуализация образования является условием эффективности современного образования.Второйэтап подготовки к мониторингу образовательных потребностей учащихся направлен на формирование у будущих учителей умения постановки целей и задач индивидуальной образовательной траектории учащегося в соответствии с выявленными образовательными потребностями. Студентка ДаринаС. разработала анкету, в которую были включены такие вопросы: ©Твой любимый предмет в школе?ª, ©Любишь ли ты спортивные игры?ª, ©Хотел бы ты заниматься в театральном кружке?ª, ©Тебе нравится проводить опыты по химии или физике?ªи др. В ходе исследования в рамках подготовки курсовой работы ДаринаС. разработала проект индивидуальной образовательной траектории одного учащегося. В разработке его индивидуальной образовательной траектории студентка руководствовалась результатами анкетирования и беседы с учащимся. В своем исследовании студентка обосновала, что для проектирования индивидуальной образовательной траектории результатов анкетирования недостаточно, так какони не дают полной картины образовательных потребностей учащегося. Следовательно, у студентки сформировалось представление о том, что мониторинг образовательных потребностей характеризуется комплексностью и не может состоять только из одной методики.Целью третьегоэтапа стало формирование у будущего учителя навыка в разработке системы средств оценки учебных достижений учащихся в соответствии с выявленными образовательными потребностями и проектом индивидуальной образовательной траектории. В качестве таких средств были предложены кейсстади и портфолио. В рамках семинарского занятия по педагогике на тему ©Технологии оценки достижений учащихсяªстуденты получили задание: создать программу диагностики, которая позволит определить цель, задачи и замысел индивидуальной образовательной траектории учащегося,и оформить кейс с необходимой информацией для проектирования индивидуальной образовательной траектории учащегося. Таисия Т. разработала программу диагностики для ученика 6гокласса Дмитрия К. В разработанной программе диагностики Таисия Т. основной акцент сделала на выявление склонности учащегося к совершенствованию учебной деятельности, определении системы интересов, склонностей, потребностей, а также на характер взаимодействия учащегося с классным коллективом. В кейсе студентка описала интересы, способности ученика, а также факторы, влияющие на его обучение: семейные обстоятельства, культурный кругозор и пр. На основании данных, изложенных в кейсе, Таисия Т. предложила построить индивидуальную образовательную траекторию учащегося на трёх основных положениях: формирование потребности учащегося в совершенствовании учебной деятельности; выявление интересов, склонностей и образовательных потребностей; интеграция учащегося в групповые формы работы. Поэтому в кейсе студентка предложила систему диагностических методик, соответствующих представленным положениям, что позволяет констатировать системный подход к диагностической работе, а также стремление к всестороннему изучению образовательных потребностей, интересов и склонностей учащегося и включение его в групповые формы работы, что обусловлено особенностями семейного воспитания учащегося и характером взаимоотношений в классе. В рамках представленного семинарского занятия кейсстади мотивировало студентов к необходимости педагогической диагностики, о чем свидетельствуют различные её направления и обоснование её роли в проектировании индивидуальных образовательных траекторий учащихся в соответствии с кейсами. Опираясь на характеристики учеников, будущие учителя подбирали те диагностические методики, проведение которых даст всю необходимую информацию для детального проектирования индивидуальных образовательных траекторий. Кейсстади способствовало не просто обучению студентов поиску диагностических методик, а разработке собственных алгоритмов деятельности в области педагогической диагностики, что подтверждено результатами промежуточного тестирования (студенты успешно справились с заданием, суть которого состояла в разработке системы диагностического инструментария для конкретного ученика). К семинарскому занятию на тему©Технологии личностно ориентированного образования и организации взаимодействия и сотрудничества в обученииªстуденты получили задание разработать портфолио ©Я и педагогикаª. В соответствии с заданием данное портфолио включает в себя три раздела: ©Я будущий учительª, ©Без теории нет практикиª, ©Практикаоснова теорииª. В первом разделе студентам необходимо было представить четыре позиции: ©Я будущий учитель! Что я уже умею?ª(обоснование результатов самодиагностики); ©Я будущий учитель! Чему я еще хочу научиться?ª(проектирование программы профессионального развития); ©Я будущий учитель! Я хочу…ª(проектирование личностного развития); ©Я будущий учитель! Чтобы стать профессионалом своего дела, я должен…ª(разработка системы принципов реализации личностнопрофессионального развития).Наталья Г. в своём портфолио учебных достижений отметила, что на момент обучения на третьем курсе она может оценить себя как творческую и разностороннюю личность, открытую ко всему новому, необычному, нестандартному. Студентка отметила, что любит учиться, коммуникабельная, с высоким уровнем развития организаторских умений и готовая к непрерывному совершенствованию. Юлия О. в своём портфолио учебных достижений, оценив свои способности, отметила, что уже имеет опыт взаимодействия с детьми разных возрастных категорий. По мнению студентки, опыт является системообразующим фактором в профессиональной подготовке учителя. Намечая траекторию своего профессионального развития, студентка отметила, что ей необходимо сформировать чувство любви к детям, мотивы профессионального совершенствования, а также овладеть навыками работы с развитием детского коллектива. Линию личностного роста студентка представила через овладение личностными качествами учителя в процессе изучения педагогики. Поэтомуосновными принципами развития студентки, по её мнению, являются: непрерывное саморазвитие, ценностное отношение к детям и их мнению, развитие коммуникативных навыков, личностноориентированный подход во всем.Анализ портфолиобудущих учителей показал, что студенты осознали роль портфолио как одной из технологий оценки достижений учащихся и альтернативу балльной оценки. Работа над портфолио способствовала проведению студентами самоанализа, результатом чего стало представление их личностных качеств с позиции их роли в работе учителя, траектории их личностного роста и трудности, с которыми приходится сталкиваться в процессе профессиональной подготовки. Примечателен факт, что будущие учителя в портфолио отразили свои достоинства (как требует того портфолио) и, не называя недостатки, обозначили области, которые требуют совершенствования (профессиональная компетентность, мотивация, любовь к детям и пр.). Таким образом, процесс подготовки будущего учителя к мониторингу образовательныхпотребностей учащихся в условиях индивидуализации образования предполагает создание условий, в которых студенты получают возможность разрабатывать диагностический инструментарий для определения образовательных потребностей учащихся, определять цели, задачи и содержание индивидуальных образовательных траекторий, апробировать их элементы и вносить изменения на основании непрерывного анализа образовательных потребностей учащихся в процессе взаимодействия с ними.
Ссылки на источники1.Федеральный государственныйобразовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 ©Педагогическое образованиеª(квалификация (степень) ©бакалаврª), утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 788.2.Улановская К.А. Сущностные характеристики готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия ©Педагогические наукиª. 2012.№ 7(71). С. 3336.3.Чандра М.Ю. Системный мониторинг в управлении качеством образовательного процесса в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия ©Педагогические наукиª. 2008. № 6. С. 105110.4.Сергеева Е.В. Мониторинг учебных достижений студентов педагогического вуза в системе управления качеством подготовки специалистов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия ©Педагогические наукиª. 2010. Т.53. № 9. С. 7579. 5.Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Пед. ово России, 2001. 128 с.6.Пульбере А.И. Система мониторинга как средство управлениякачеством непрерывного технического образования: автореф. дис. … дра пед. наук: 13.00.08.Ростовн/Д., 2006.46 с.7.Сахарчук Е.И. Мониторинг качества подготовки специалистов в педагогическом вузе: опыт реализации // Интеграция образования. 2004.№ 1. С. 4347.8.Коджаспирова Е.Н., Коджаспиров А.Е. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ ©МарТª; Ростовн/Д.: Изд.центр ©МарТª, 2005. С. 259.9.Меркулова О.П. Сущность и динамика образовательных потребностей учащихся // Психология обучения.2013.№ 4.С. 43.10.Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. …драпед. наук: 13.00.01.Тюмень, 2006. С. 21.
KseniyaUlanovskaya,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Pedagogics, Volgograd State SocialPedagogical University, Volgogradk.ulanovskaya@yandex.ruProspective teacher‱s preparation for organization of monitoring of the educational needs of learners in the circumstances of education individualizationAbstract.A definition of the ©learners‱ educational needs monitoringªnotion is substantiated in the paper, and the subject‱s specificity is shown in the circumstances of education individualization. The author‱s experience of training of prospective teachers to monitor the educational needs of learnerswhile projecting for them individual educational trajectoriesis presented.Keywords: monitoring, educational needs, education individualization, individual educational trajectory.References1.Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 050100 “Pedagogicheskoe obrazovanie”(kvalifikacija (stepen') “bakalavr”), utv. Prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 22 dekabrja 2009 g. № 788(in Russian).2.Ulanovskaja,K. A. (2012) “Sushhnostnye harakteristiki gotovnosti budushhego uchitelja k proektirovaniju individual'nyh obrazovatel'nyh traektorij uchashhihsja”,Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Serija “Pedagogicheskie nauki”,№ 7(71),pp.3336(in Russian).3.Chandra,M. Ju. (2008) “Sistemnyj monitoring v upravlenii kachestvom obrazovatel'nogo processa v vuze”,Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Serija “Pedagogicheskie nauki”,№ 6,pp.105110(inRussian).4.Sergeeva,E. V. (2010) “Monitoring uchebnyh dostizhenij studentov pedagogicheskogo vuza v sisteme upravlenija kachestvom podgotovki specialistov”,Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Serija “Pedagogichskie nauki”,vol. 53,№ 9,pp.7579(in Russian). 5.Matros,D. Sh., Polev,D. M.&Mel'nikova,N. N. (2001) Upravlenie kachestvom obrazovanija na osnove novyh informacionnyh tehnologij i obrazovatel'nogo monitoringa, Ped. ovo Rossii, Moscow, 128 p.(in Russian).6.Pul'bere,A. I. (2006) Sistema monitoringa kak sredstvo upravlenija kachestvom nepreryvnogo tehnicheskogo obrazovanija: avtoref. dis. … dra ped. nauk: 13.00.08, Rostov n/D., 46 p.(in Russian).Saharchuk,E. I. (2004) “Monitoring kachestva podgotovki specialistov v pedagogicheskom vuze: opyt realizacii”, Integracija obrazovanija, № 1, pp. 4347(in Russian).8.Kodzhaspirova,E. N.&Kodzhaspirov,A. E. (2005) Slovar' po pedagogike, IKC “MarT”,Moscow, Rostov n/D., p. 259(in Russian).9.Merkulova,O. P. (2013) “Sushhnost' i dinamika obrazovatel'nyh potrebnostej uchashhihsja”, Psihologija obuchenija,№ 4, p. 43(in Russian).10.Aleksandrova,E. A. (2006) Pedagogicheskoe soprovozhdenie starsheklassnikov v processe razrabotki i realizacii individual'nyh obrazovatel'nyh traektorij: avtoref. … dra ped. nauk: 13.00.01,Tjumen', p. 21(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª