Формирование патриотического сознания у студентов в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык»

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Корнилова Т. Н. Формирование патриотического сознания у студентов в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S1. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14504.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу патриотического воспитания обучающихся вуза в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык». Воспитательная деятельность на кафедре создает условия для всестороннего творческого развития личности. Развитие общекультурных компетенций у студентов в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» оказывает воздействие на формирование у студентов патриотического сознания.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Корнилова Татьяна Николаевна, старший преподаватель, кафедра иностранных языков и прикладной лингвистики ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет П.А.Столыпина», г. Омскtulpe@inbox.ru

Формирование патриотического сознания у студентов в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык»

Аннотация.Статья посвящена вопросу патриотического воспитания обучающихся вуза в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык». Воспитательная деятельность на кафедре создает условия для всестороннего творческого развития личности. Развитие общекультурных компетенций у студентов в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» оказывает воздействие на формирование у студентов патриотического сознания. Ключевые слова: патриотическое воспитание, иностранный язык, внеаудиторная деятельность, общекультурные компетенции.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Происходящие в российском обществе системные, кардинальные социальнополитические и экономические преобразования требуют высокообразованных, компетентных, патриотичных, обладающих активной гражданской позицией специалистов. Прогресс любой нации основанна приоритете духовнонравственных ценностей и патриотизма [1].Россия является многонациональным государством. Социальный заказ государства на воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, нашел отражение в ряде документов: «Национальной доктрине образования России», «Концепции модернизации российского образования на предстоящее десятилетие», «Государственной программе патриотического воспитания граждан России». В данных нормативных документах особое внимание уделяется усилению воспитательной составляющей образовательного процесса, повышению социального и культурного потенциала обучающихся, формированию общечеловеческих ценностей у молодого поколения. «Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной, она должна доходить до сердца. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины», –говорил Д.А.Медведев во время работы в приемной Президента России 9 апреля 2009 года [2].Патриотизм –сложное социокультурное явление, патриотическое воспитание –важное направление государственной молодежной политики. Патриот(греч. Рatriotes –земляк, соотечественник) –тот, кто любит свое отечество, верен своему народу; тот, кто предан какомулибо делу [3].

Возрождение патриотизма –воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить себя в интересах общества, в укреплении и его совершенствовании. Патриотическое воспитание включает социальный, духовный, нравственный, культурный, исторический компоненты. В многонациональной средецель воспитания –развитие культуры толерантности как одной из важнейших компетенций студента. Обучение и воспитание –это единый неразрывный педагогический процесс. Обучение –это не только передача и усвоение знаний, умений и навыков, а важнейшее средство формирования личности с определенными моральными, этическими и, прежде всего, гражданскими качествами.Успех формирования патриотических качеств у студентов в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» определяется следующими условиями: научное обеспечение целенаправленного подхода к решению проблемы патриотического воспитания, выделение в образовательной программе специальных тем, вопросов, проблем, ситуаций, оказывающих эффективное воздействие на формирование у студентов патриотического сознания, привлечение каждого студента к участию в различного рода творческой деятельности.Как и любая дисциплина цикла ГСЭ ВПО, иностранный язык в неязыковом вузе должен обеспечить развитие общекультурных компетенций –качеств, характеризующих социальную зрелость студента. У студентов формируется понимание природы разнообразия ценностных установок, эстетических и этических норм культур, что становится базой для приобретения навыков владения приемами профессионального общения, умения выстраивать межличностные и деловые коммуникации с учетом национальной специфики и особенностей национального этикета [4].Дисциплина «Иностранный язык» нацелена на формирование у выпускника следующих общекультурных компетенций:владение культурой мышления, способностью к восприятию информации, обобщению, анализу, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК1);умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК2);владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК8);быть способным к использованию знаний иностранного языка в профессиональной и межличностной коммуникации; обладать способностью следовать легитимным этническим и правовым нормам; обладать толерантностью и способностью к социальной адаптации (ОК9);владение одним из иностранных языков на уровне, достаточном для профессионального общения (ОК10);владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность (ОК14);владение одним из иностранных языков на уровне не ниже чтения и перевода специальной литературы (ОК15);способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимое знание второго языка (ОК17).Подобные знания и навыки являются показателем степени личностной зрелости специалиста любой области, способного обеспечить эффективное межкультурное и межконфессиональное общение, открытого к диалогу, как способу разрешения возможных конфликтов и противоречий. Уважение, терпимость становятся практическими принципами профессиональной деятельности в современной мультикультурной реальности, укорененными в сфере мировоззренческих идеалов и норм образовательной среды университета. По нашему мнению, именно развитие общекультурных компетенций каждого человека способствует решению задачи, поставленной Комиссией ЮНЕСКО по образованию: «Научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления» [5]. Особенность патриотического воспитания студентов в процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык» определяет необходимость построения учебного процесса на основе нового дидактического инструментария, что предполагает включение в работу со студентами различных технологий:внедрение активных форм и методов организации семинарских занятий, ориентированных на интеграцию материала из других учебных дисциплин;подготовка соответствующего методического обеспечения для самостоятельной проработки студентами материала патриотической направленности (культурологического, исследовательского, художественного);изменение соотношения аудиторной исамостоятельной работы студентов в сторону увеличения последней.

Принимая во внимание, что любовь к своему Отечеству начинается с любви к малой Родине, необходимо уделять особое внимание в формировании и развитии патриотических чувств и патриотического сознания социокультурной среде конкретного региона. История и традиции региона, как средство патриотического воспитания, способствуют формированию взглядов, убеждений и мировоззрения, развивает чувство привязанности к родной земле.Без воспитания чувства патриотизма, гордости за достижения отечественной науки, культуры, техники, образования и спорта невозможно сохранить память и сберечь культурноисторическое наследие наших предков, нашего народа, формировать патриотическое сознание студенческой молодежи.Принимая во внимание вышесказанное, мы включили в образовательную программу дисциплины «Иностранный язык» такие темы патриотической направленности, как «Моя Альмаматер», «Город, в котором я учусь», «Моя малая Родина», «Выдающиеся личности прошлого и настоящего», «Страны изучаемого языка» и др. В рамках изучения иностранного языка студенты познают историю не только своей страны, но и других стран с их достопримечательностями, достижениями, народными традициями и нравами. Пропаганда культурного многообразия, этнокультурных ценностей, толерантных отношений ведет к укреплению дружбы народов, воспитанию чувства интернационализма, уважению различных культур и традиций. Развитие общекультурных компетенций студентов происходит посредством таких форм и методов работы, которые обеспечивают деятельностный, интерактивный и личностноразвивающий характер обучения иностранному языку. Воспитательная деятельность на кафедре создает условия для всестороннего творческого развития личности, формирования локальной гуманитарной среды, приобщения студентов к национальноэтническим традициям и ценностям, национальнокультурной самоидентификации личности [6].Внеаудиторная работа в жизни студенческой молодежи занимает особое место и активно влияет на профессиональное становление будущего специалиста: развивает самостоятельность и ответственность за принимаемые решения, умение работать в команде, раскрывает творческий потенциал студента. Благодаря внеаудиторным мероприятиям, студенты имеют возможность расширять свой кругозор путем поиска новой информации через Интернет, в средствах массовой информации, в библиотеках и т.д. Студенты не только самостоятельно разрабатывают проекты, пишут сценарии, но и организуют мероприятия.В рамках изучения иностранного языка студенты познают историю не только своей страны, но и других стран с их достопримечательностями, достижениями, народными традициями и нравами. Пропаганда культурного многообразия, этнокультурных ценностей, толерантных отношений ведет к укреплению дружбы народов, воспитанию чувства интернационализма, уважению различных культур и традиций. Студенты предложены следующие темы для изучения: «Студенческие международные контакты», «Язык как средство межкультурного общения», «Общее и различное в странах и национальных культурах», «История, современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства в России и стране изучаемого языка» и др.Мы используем различные виды внеаудиторной деятельности: конференции, фестивали, конкурсы, праздники и т.д. –применяя коллективные, групповые и индивидуальные формы работы. Ежегодно кафедра организует конкурс народного творчества «Superstar» в рамках празднования международного Дня Языков (1 октября), театрализованное мероприятие «Halloween» ко Дню всех Святых (31 октября), театрализованное мероприятие «Рождественский и Новогодний Фестиваль Народов Мира» (конец декабря), «Католическая и православная пасха» (март), конкурс «Лучший переводчик» в рамках проведения декады «Иностранных языков» (апрель), научноисследовательскую конференцию (апрель). При организации внеаудиторной работы на кафедре также учитывается факт компактного проживания в омском регионе этнических немцев, что дает возможность студентам более глубоко познакомиться с историей и культурой немецкого народа. Наши студенты выезжают на экскурсии в немецкие поселения Азовского района, посещают немецкую кирху и участвуют в городских, региональных и международных мероприятиях в рамках различных национальных и тематических программ. Особое значение в развитии общекультурных компетенций играетнаучноисследовательская работа. На кафедре иностранных языков и прикладной лингвистики организована научноисследовательская работа по двум направлениям: «Этнокультурные исследования» и «Актуальные вопросы современного языкознания». Научноисследовательская работа студентов, взятая в единстве всех ее граней и сторон, выполняет комплекс важнейших образовательных, воспитательных, научных и культурных задач. Главный результат студенческой научноисследовательской работы –ее вклад в становление целостной и творчески активной личности студента, повышение уровня его мировоззренческой и профессиональной готовности. Этот вид деятельности также имеет большое воспитательное значение: учит будущего специалиста выделять главное в работе, соизмерять личные и производственные интересы, способствует его социализации.Совместное научное творчество преподавателей и студентов –эффективный путь развития способностей, раскрытия талантов, становления характера исследователя, воспитания инициативы, развитие высоких деловых и моральных качеств, содействие формированию гармонической личности, приобретение студентами опыта общественной и организационной работы в творческом коллективе, потребности и навыков постоянного самообразования в будущем. Таким образом, развитие общекультурных компетенций у студентов в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» оказывает воздействие на формирование у студентов патриотического сознания.

Ссылки на источники1.Фунтикова С. П. Деятельность библиотек по патриотическому воспитанию: современныеподходы// Вестник МГУКИ. –2007. –№3. –С. 244–249.2.Медведев Д. А. Видеоконференция в приемной Президента России, 9 апреля 2009 года. –URL: http:// http://www.kremlin.ru/transcripts/37123.Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов. 35 тысяч слов. –М.: «Мартин», 2006. –704 с.4.Ежова Т.В. Формирование общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза. –URL:http://www.dissercat.com5.Делор Ж.Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссиипо образованию для XXI века. –URL: http://www.ifap.ru6.Паспорт и программа формирования общекультурной компетенции. –URL: http://www. umu.vspu.ac.ru

Tatyana Kornilova, senior lecturer at the chair of foreign languages and applied linguistics, Omsk State Agrarian University named after P.A.Stolypin, OmskDevelopment of students’ patriotic consciousness in the course “Foreign Language”Abstract. The article focuses on patriotic upbringing of high school students at studyingthe discipline “Foreign Language”. Educational activities at the department contribute greatly to the development of comprehensive creative abilities. Development of general cultural skills in students in the course of the discipline “Foreign Language”facilitates the formation of students' patriotism. Keywords: patriotic upbringing, foreign language, outofclass activity, cultural skills. References:1–6 –RussianSources.

Рекомендовано к публикации:Зыряновой М.Н., кандидатом филологических наук;Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»