Внеаудиторная работа студентов по иностранному языку как способ формирования общекультурных компетенций

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саитова Н. А. Внеаудиторная работа студентов по иностранному языку как способ формирования общекультурных компетенций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S1. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14508.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования у студентов общекультурных компетенций при изучении иностранного языка во внеаудиторное время. Автор предлагает использовать такую форму самостоятельной интерактивной работы, как прослушивание подкастов, написание реферата, а также проектную технологию.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Саитова Наталья Алексеевна,старший преподаватель кафедры иностранных языков и прикладной лингвистики ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина», г.Омскlachance@inbox.ru

Внеаудиторная работа студентов по иностранному языку как способ формирования общекультурных компетенций

Аннотация.Статья посвящена вопросам формирования у студентов общекультурных компетенций при изучении иностранного языка во внеаудиторное время. Автор предлагает использовать такую форму самостоятельной интерактивной работы, как прослушивание подкастов, написание реферата, а также проектную технологию.Ключевые слова:внеаудиторнаяработа, общекультурные компетенции, иностранный язык, подкаст, проектная технология, реферат.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Новые образовательные стандарты, осуществляя компетентностный подход к образованию, предлагают проводить контроль уровня сформированности у студентов базовых компетенций. «Под базовыми компетенциями понимаются те компетенции, которые указаны в базовых частях циклов содержания ООП в ФГОС ВПОпо укрупненным группам специальностей и направлений подготовки ВПО» [1].Повышение качества подготовки будущих специалистов является одной из важнейших проблем,которую должна решить высшая школа сегодня.Получать знания по предметам программы и овладевать моделями, технологиями, средствами делового общения на уровне практических умений и навыков ‬вот требования, стоящие перед сегодняшними студентами.

В аграрном вузе иностранный язык относится к базовым дисциплинам и должен сформировать у студентов общекультурные компетенции (ОК4, ОК5, ОК7, ОК8, ОК9, ОК10, ОК13, ОК14, ОК15, ОК17, ОК18, ОК20) в зависимости от направления бакалавриата. Суть всех компетенций сводится к овладению иностранным языком не ниже разговорного. В результате освоения студент должен знать как минимум один из иностранных языков на уровне не ниже разговорного для обеспечения деловых коммуникаций; уметь читать и переводить (со словарем) иностранную деловую и научную литературу; владеть навыками межличностного общения на иностранном языке, а также в профессиональной сфере [2]. Для формирования данных компетенций необходимо использовать и аудиторную работу, но также повысить долю самостоятельной работы в силу отсутствия нужного количества кредитных единиц, предоставленных для изучения языка. Нам представляется совершенно очевидным несоответствие требований и сложившейся ситуации по отдельным направлениям бакалавриата. Так, например, на направлении подготовки 080100.62 иностранный язык изучается лишь один семестр, а сетка часов направления подготовки 080200.62 рассчитана на изучение языка во втором и в пятом семестре. Столь длительное прерывание языкового обучения приведет к тому, что даже те студенты, которые начали овладевать нужными компетенциями, до третьего курса забудут приобретенные умения и знания. Но даже на тех направлениях, где сетка часов предоставляет преподавателю встречаться со студентами два раза в неделю, обучение без самостоятельной внеаудиторной работы студентов близко к провалу. Поэтому преподаватель должен скрупулезно продумать и скомпоновать внеаудиторную работу студентов. Повышение значимости самостоятельной работы студентов предполагает превращение процесса обучения из монолога в активный диалог. Студенты в качестве активных участников учебного процесса приобретают умения и навыки субъектсубъектных отношений, развивают способности, формируют компетенции.Организационные формы самостоятельной работы студентов в ходе обучения иностранному языку выбираются с учетом личностного интереса и возможностей участия студентов в социальнокоммуникативных ситуациях путем последовательности и комбинации различных форм взаимодействия: индивидуальная работа, парная работа, разделение учебной группы на две команды, вся группа. Кроме этого следует отметить следующие приемы, повышающие действенность самостоятельной работы студентов: обязательная взаимосвязь теории и практики, мотивация самостоятельной деятельности студентов через демонстрацию важности овладения учебным материалом длябудущей профессиональной деятельности, разнообразие характера заданий для самостоятельной работы студентов, проведение обязательного контроля данного вида деятельности, использование новых технологий (поиск информации в Интернете, работа с электронным учебником или обучающей программой, вебквесты, подкасты и т.д.).Мы хотим подробнее остановиться на возможности формирования у студентов общекультурных компетенций посредством аудирования во внеаудиторное время, видом деятельности, ранее казавшимся недоступным.Процесс, при котором иноязычная речь воспринимается, не только слушается, но и слышится, понимается и интерпретируется воспринимаемая на слух информация, способенсформировать определенные навыки, непосредственно сформулированные в предъявляемых государством стандартах высшего профессионального образования. Мы относим к таким навыкам не только умение запоминать речевой материал, выделять в потоке информации главное, развивая у студентов слуховую память и слуховую реакцию, но и формируем у учащихся умение анализировать информацию, полученную из иностранного источника правильно сформулировав задания к прослушанному фрагменту. Аудирование помогает сформировать у студентов такие компетенции как овладение нормами речевого этикета, типичными для ситуаций повседневного и профессионального общения, узнать профессиональную лексику, чтобы правильно ее использовать в предстоящей профессиональной деятельности. Через аудирование можно узнать традиции и обычаи в странах изучаемого языка.Аудирование как вид коммуникации в наши дни перестало представлять трудность вообще. Целый ряд сайтов на своих страницах содержит так называемые подкасты, которые содержат звучащую речь носителей языка, сопровождаемую видео. Подкасты можно отнести к средствам асинхронной коммуникации,т.е. к средствам, которые позволяют общаться с задержкой во времени (сайты, электронная почта, форумы, блоги, вики …). «Среди блогов выделяют особый тип аудиоблогов, так называемые подкасты, т.е. отдельный звуковой файл, либо регулярно обновляемая серия таких файлов, публикуемых по одному адресу в Интернете» [3]. Подкастинг (podcasting) ‬производное слово iPod(название плеера) и broadcasting(широковещание) ‬способ размещения аудио или видеофайлов в сети Интернет, обычно в формате MP3 для звуковых файлов и Flashдля видеофайлов, при котором данные медиапотоки анонсируются особым образом, позволяющим пользователям сети Интернет производить автоматизированную загрузку новых выпусков аудио и видеофайлов на персональные компьютеры, а затем на MP3плейеры или айпорты [4]. Использование подкастов при внеаудиторном обучении иностранному языку дает студентам возможность совершенствовать навыки аудирования и чтения; позволяет студентам слушать речь носителей языка; получать информацию и углублять знания по интересующей теме, стимулировать обсуждение тем на изучаемом языке. У подкастов имеется целый ряд преимуществ перед обычным прослушиванием CDдисков в аудитории. Подкаст монологичен, диалогичен, мультилогичен. В большинстве случаев он загружен бесплатно на страницах СМИ, что является бесспорным преимуществом для его использования студентами. Обучающиеся получают возможность работать с аутентичным материалом (прерывание предложений, языковая корректировка, фонетические различия, диалектическая окраска, радиошумовые помехи); учатся самостоятельно абонироваться на подкаст и слушать; слушают тексты в любое для них удобное время так часто, как им хотелось бы. Студенты получают возможность в комфортной для них обстановке без присутствия преподавателя слушать и видеть фильмы, новую интересную информацию, информацию о странах и людях.Роль преподавателя сводится к тому, чтобыотобрать и подготовить текст для определенного уровня обучения;подготовить задания к тексту в зависимости от степени сложности текста (чем сложнее текст, тем четче должны быть сформулированы задания);при выборе текста обращать внимание на языковой уровень (новичкам рекомендованы мультилогичные тексты);указать адрес сайта с нужным текстом;предоставить лист со сформулированными к тексту заданиями, которые должен выполнить студент вне аудитории;проверить правильность выполнения заданий;информировать обучающегося о результатах.Во внеаудиторной работе при обучении иностранному языку можно использовать проектные технологии. В игровом проектировании происходит смещение значимости разного вида упражнений в сторону мыслительной деятельности студентов, которая напрямую связана с определенным владением языковыми средствами, интеллектуальным уровнем, социальными и коммуникативными умениями. Студенты должны уметь работать с информацией, с текстом, делать анализ, обобщать, формулировать выводы, находить верные решения и прогнозировать последствия. Будущему специалисту необходимо также умение вести дискуссию и излагать свою точку зрения. Следовательно, технология игрового проектирования требует от студентов значительной самостоятельной подготовительной работы.Организация проектной деятельности имеет целью обеспечение обратной связи, выступающей в качестве реакции на результат деятельности автора проекта. Корректно организованная обратная связь при реализации проектных заданий очень важна, так как она содействует формированию позитивной устойчивой мотивации деятельности обучающихся.Среди разнообразных видов самостоятельной работы мы выделяем такой вид, как написание реферата. Он предполагает максимальную активность учащегося. От студента требуется умение правильно организовать свою работу. Оно проявляется также в переработке и сознательном стремлении применять и совершенствовать полученные знания в повседневной и профессиональной деятельности. Среди общекультурных компетенций обозначена компетенция формирования умения анализировать информацию, полученную из иностранного источника. Соответственно доклад на определенную тему, включая обзор соответствующей литературы, и призван стать способом формирования такого умения. В цикле гуманитарных дисциплин написание рефератов применяется в качестве фиксированного вида внеаудиторной работы студентов. К бесспорным достоинствам реферата можно отнести установленные единые требования к написанию, оформлению и его защите. Несомненным преимуществом можно считать удобство в хранении и возможности использования в будущем. Так, например, студентавтор может использовать реферат как основу для подготовки научноисследовательской работы, а преподаватель как демонстрационный материал. Мы считаем, что работа над рефератом предполагает самостоятельное ознакомление автора с большим количеством источников, необходимых для решения поставленной задачи. Работая с источниками, студент приобретает и развивает навыки поиска и оценки информации. Он учится пользоваться библиотечными и сетевыми ресурсами.В течение учебного года под руководством преподавателей кафедры иностранных языков и прикладной лингвистики студенты Омского государственного аграрного университета выполняют достаточное для учебного процесса количество реферативных работ, предусмотренных учебной программой. Тематика рефератов соотнесена с тематикой учебных модулей. Согласно требованиям учебной программы по иностранному языку преподавателями кафедры сформулированы четыре основных модуля, а именно «Будни студента», «Высшее образование», «Страна и люди», «Современное сельское хозяйство». В заключение каждого модуля студентам предлагается подготовить и соответственно защитить предложенную для реферата тему. Первый модуль предполагает защиту реферата по теме «Проблемы молодежи, вчера и сегодня». Второй ставит студентов перед необходимостью освятить тему «Функционирующие программы по обмену студентов». В качестве таких программ предлагается рассмотреть успешно действующие в нашем городе программы обмена DAAD, GI, ErasmusMundus. Модуль «Страна и люди» призывает студентов сосредоточиться на теме «Самые привлекательные для туризма города России и Германии». Бесспорной для изучения студентамиаграрного университета является тема для реферата «Знаменитые немецкие и русские ученыеаграрии», в результате выполнения которой можно подвести итоги первого года обучения по направлению бакалавриат. Наличие у сегодняшних студентов современных средств информации и техники позволяет сопроводить заданную реферативную тему PowerPointпрезентацией, делающую реферат, несомненно, еще более информативным. Студент имеет возможность не только проявить освоенные им умения работать с разнообразными источниками, но и творчески подойти к поставленной перед ним задаче. Внеаудиторная работа студентов должна быть направлена на то, чтобы студенты неязыкового вуза овладели необходимым набором базовых иноязычных лексикограмматических конструкций, умели распознавать и использовать их для решения коммуникативных задач. Все это способствует формированию (требования ФГОС ВПО) общекультурных компетенций, предусматривающих знание особенностей функциональных стилей, чтение литературы по специальности, владение приемами реферирования и аннотирования текста.Не стоит забывать и о важности междисциплинарных связей, так как овладение определенными ОК требует учитывать взаимосвязь иностранного языка и специальных дисциплин, которые соответствуют определенным направлениям бакалавриата.Выпускник вуза должен владеть обширным багажом знаний, в том числе и иностранным языком для полноценного выполнения своих обязанностей в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, становится реальной подготовка специалиста, владеющего общекультурными компетенциями, если будут иметь место согласованность системы общеобразовательных и профессиональных стандартов, сбалансированность предоставленных кредитных единиц, преемственность и непрерывность обучения иностранному языку, правильное осуществление аудиторной и внеаудиторной работы студентов.

Ссылки на источники1.Гитман М.Б., Данилов А.Н., Столбов В.Ю. Об одном подходе к контролю уровня сформированности базовых компетенций выпускников вуза//Высшее образование в России. ‬2012. ‬№ 4. ‬С.13‬19.2.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. 3.КрасноваТ.И.Использование подкастинга в преподавании иностранного языка//Сборник статей IVМеждународной научнопрактической конференции. Ч.I/ под ред. С.А.Песоцкой, В.В.Максимовой.‬Томск: Томский политехнический университет, 2008. ‬С.143.4.Информационное сообщество РК г. Сыктывкар. ‬URL: http://kitkriroipk.ucoz.ru/publ/6104.

Natalja Saitova,senior lecturer, chair of foreign languages and applied linguistics, Omsk State Agrarian University named after P.A.Stolypin, Omsk.Students' extracurricular activity in the process of the foreign language study as the method of general cultural competences formationAbstract.The article is devoted to the problems of students‱ general cultural competences formation during foreign language learning for extracurricular period. The author suggests using such form of independent interactive work as listening the podcasts, writing synop

sis and designed technology.Key words:extracurricular, general cultural competences, foreign language, podcasts, synopsis.References:1‬4 ‬RussianSources.

Рекомендовано к публикации:Новиковой Е.В., кандидатом филологическихнаук, доцентом;Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»