Менеджмент и его разновидности: общее и частное

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Холопова Л. А., Русаленко Д. А., Петров В. П. Менеджмент и его разновидности: общее и частное // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S9. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14613.htm.
Аннотация. Менеджмент – понятие многоплановое, поэтому классификация видов менеджмента, с одной стороны, предшествует анализу и выделению причин, существенных для классификации, с другой, основывается на разных сочетаниях данных причин для различных типов менеджмента. Это позволяет оценить вероятность как теоретического, так и практического развития конкретного вида менеджмента за счет развития определенных факторов, на которых он базируется, и определить организационную структуру.
Раздел: Экономика
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Русаленко Дмитрий Андреевич, cтудентЮргинского технологического института (филиала) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г.Юрга dmitry_rusalenko@mail.ru

Петров Виктор Павлович,cтудентЮргинского технологического института (филиала)ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г.Юрга victor_petrov@mail.ru

Холопова Любовь Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и автоматизированных систем управления Юргинского технологического института (филиала) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г.Юрга kholopova_53@mail.ru

Менеджмент и его разновидности: общее и частное

Аннотация. Менеджмент –понятие многоплановое, поэтомуклассификация видов менеджмента, с одной стороны, предшествует анализу и выделению причин, существенных для классификации, с другой, основывается на разных сочетаниях данных причин для различных типов менеджмента. Это позволяет оценить вероятность как теоретического, так и практического развития конкретного вида менеджмента за счет развития определенных факторов, на которых он базируется, и определить организационную структуру.Ключевые слова: менеджмент, классификация менеджмента, управление, полномочия, структура, уровни управления.Раздел:(04) экономика.

Менеджмент, как и многие общественные дисциплины, имеет много определений. Например, «управление –цель, люди, процессы и инструменты» (Питер Друкер). Или «управление –это практика, требующая сочетания изрядной доли ремесла (опыта)с некоторой частью искусства (интуиция) и определенным объемом науки (анализа)»(Генри Минцберг). Менеджмент представляет собой профессиональную деятельность по управлению организацией в условиях риска и неопределенности, когда руководству предоставляется значительная степень свободы в принятии стратегических и тактических решений.Менеджмент–интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими через постановку целей и разработку способов их достижения.Менеджмент –функции управления, то есть совокупность таких видов деятельности, как планирование, организация и координация, контроль и регулирование, мотивация, осуществление которых обеспечивает эффективное функционирование организации.Менеджмент–умение добиваться поставленных целей, направляя труд людей, работающих в организации и имеющих свои индивидуальные особенности, характеры, способности.Обобщая всё вышесказанное, можно отметить, что менеджмент на любом уровне –это сложная комплексная система. Для управления организацией менеджер должен постоянно заботиться о доле рынка, предвидеть требования заказчиков, обеспечивать точные сроки поставок, выпускать качественную продукцию, назначать цены с учётом условий конкуренции и всячески заботиться о поддержании репутации фирмы у потребителей, при этом внутри организации добиваться роста производительности труда путём совершенствования планирования, более эффективной организации и автоматизации производственных процессов и одновременно учитывать требования профсоюзов, сохранять конкурентные позиции на рынке, обеспечивать акционерам дивиденды на таком уровне, чтобы не терять их доверия, и оставлять фирме достаточный объём нераспределённой прибыли для обеспечения её роста. Немаловажной задачей управления является объединение, интеграция всех сторон и аспектов деятельности организации и участков, их частных целейдля достижения общей цели данной системы.Основное содержание менеджмента можно рассматривать в трех аспектах:менеджмент как часть науки об управлении в организационноэкономических системах локального уровня;менеджмент кaк коллектив менеджеров, организованный в виде структуры управления, выполняющий задачи линейного и функционального управления;менеджмент кaк вид профессиональной деятельности, требующий наличия не только специального высшего образования, но и, как правило, дополнительного послевузовского образования.Функция управлениявыражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления (рис. 1).

Рис. 1. Функция управления

Функции менеджмента определяют стабильный состав своеобразных видов деятельности управленческой работы, характеризующихся однородностью целей, действий или же объектов их приложения. Менеджмент тесно связан с оптимизацией использования компанией таких ее ресурсов, как персонал, оборудование, способы деятельности, материальные ресурсы и денежные средства. В соответствии с этим можно выделить: менеджмент персонала, оперативный менеджмент, финансовый менеджмент (рис. 2).

Рис. 2. Виды менеджмента

Становление современного менеджмента во многом обусловлено переменой характеристик финансовой среды. Для его первого этапа был необходим фактически безграничный объем потребительского спроса и слабое вмешательство государства в трудности бизнеса. На втором этапе началось насыщение спроса и перемена его структуры; государство всё больше проявило себя как активный участник финансовой жизни. В конце концов, на рубеже постиндустриального общества произошла трансформация рынка производителя в рынок покупателя, индивидуализация спроса и обострение международной конкуренции. В современных условиях менеджеры вынуждены считаться с требованиями социальноориентированного маркетинга и поддерживать тесные связи с общественностью.Стратегический менеджмент–вид управления, при котором высшее руководство переносит центр внимания на окружение фирмы с тем, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. Стратегический менеджмент предусматривает:определение ключевых позиций на перспективу в зависимости от приоритетности целей;выделение ресурсов организации под стратегические цели фирмы;создание центров руководства каждой стратегической целью;оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по мере достижения стратегических целей.В стратегическом менеджменте можно выделить следующие этапы: 1.В рамках стратегического планирования определяют долгосрочные перспективы развития предприятия и его главных подразделений.2.На этапе реализации планов разрабатывают мероприятия по осуществлению фирменной стратегии.3.В процессе контроля определяют основные проблемы в области стратегии компании. Маркетинговый менеджментпризван посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый процесс удовлетворениепотребностей клиентов организации и достижениеее целей.Предусматривает такие процессы и действия:изучение и сегментация рынка;разработка товаров;ценообразование;создание систем сбыта;распределение и сбытсозданной продукции;реклама.Производственный менеджментпредполагает, что руководители определенного уровня и соответствующие функциональные службы управляют процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов в готовую продукцию. Операции производственного менеджмента предполагают:управление разработкой и проектированием продукта;выбор технологического процесса, расстановкукадров, техники;управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов;управление запасами на складах, включающее в себя управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции;контроль качества.Финансовый менеджментвключает в себя:составление бюджета и финансового плана;

формирование денежных ресурсов;распределение денег между структурами, определяющими жизнедеятельность организации;

оценку финансового потенциала организации.Менеджментперсонала связан с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Его элементы:

подбор и расстановка кадров;

обучение и развитие кадров;

компенсация за выполненную работу;

создание условий на рабочем месте;

поддержка отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров.Инновационный менеджментпозволяет управлять исследованиями, разработками и развитием фирмы, в том числе:

развитием собственной научной, научнотехнической и экспериментальной базы;

проведением исследований самостоятельно и в кооперации с другими организациями;

оформлением заказов на проведение научных исследований или экспериментальных работ сторонней организацией;

приобретением лицензий на право производства товаров или услуг;

управлением новыми проектами, программами.

В связи с разнообразием видов менеджмента необходимы разнообразные организационные полномочия. Остановимся на них подробнее. Существует два вида организационных полномочий:линейные и штабные. Линейные полномочия передаются непосредственно от начальника к подчиненным, а от тех –своим подчиненным. Они дают право самостоятельно принимать решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями, если это не выходит за рамки, официально установленные высшим уровнем управления. Вообще, в этих рамках, называемых компетенцией, линейный руководитель может принимать любые решения, однако сложность современной жизни зачастую не позволяет это делать, и ему приходится ограничиваться ответом на вопросы «да» и «нет», а остальное поручить другим.Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления, предполагающую разделение власти, обязанностей и ответственности между руководством и подчиненными. Полномочия не существуют без ответственности, т.е. без обязанности выполнять поставленные задачи. Приэтом полномочия должны быть соразмерны ответственности и не должны быть большими, чем необходимо для решения задач. Приняв полномочия, подчиненные несут персональную ответственность перед руководством за их использование. Руководство,в свою очередь,единолично отвечает перед высшими инстанциями за все, что делают его подчиненные, и не имеет право, даже делегировав полномочия, от этой ответственности устраниться.В западных теориях управления делегирование линейных полномочий получило название скалярного процесса («скалярис» полатински означает «лестничный», «ступенчатый»), который основывается на принципе единоначалия. Все полномочия и ответственность подчиненный принимает из рук своего непосредственного линейного руководителя и только перед ним несет ответственность. Хорошо известное нам из учебника по истории Средних веков правило «Вассал моего вассала не мой вассал» сегодня продолжает действовать, а иначе в системе управления начнется хаос и неразбериха, поскольку подчиненные не будут знать, чьи распоряжения выполнять.В отличие от линейных,штабные полномочия имеют совещательный характер. Их появлениевызвано тем, что усложнение современных фирм, неустойчивость как внутренних, так и внешних условий их деятельности требуют комплексного подхода к управлению, и линейный руководитель уже не может «объять необъятное». Здесьто ему на помощь и приходят специалистыэксперты, образующие так называемый «штаб»или «аппарат», занимающийся подготовкой решений. Поэтому штабные полномочия дополняют линейные и не существуют отдельно от них.В идеале штабной персонал должен быть минимальным, но увеличение размеров фирмы, разнообразиепродукции, числа покупателей и поставщиков ведет к росту в геометрической прогрессии количества связей и объема необходимой информации, масштабов аналитической работы. В этих условиях штаб стремительно растет, гораздо быстрее, чем фирма в целом, в чем и заложен краеугольный камень бюрократизации системы управления.Нужно сказать, что между штабными и линейными руководителями складываютсядовольно непростые отношения. Коль фирма позволила себе роскошь –завести штаб, мнение его сотрудников линейные руководители должны учитывать. Но полностью полагаться на него нельзя, ибо штабные специалисты, как правило, плохо знают практику и зачастую дают оторванные от жизни рекомендации. Чтобы от этого уберечься, их нужно снабжать надежной информацией и регулярно устраивать «хождение в народ».Штабной аппарат весьма неоднороден, причем не только профессионально, но и функционально. Часть его составляют специалисты, приглашаемые на временной или постоянной основе для консультирования линейных руководителей по тем или иным узким проблемам.Другую часть составляет обслуживающий персонал –отдел кадров, машбюро. Особое место занимает так называемый личный персонал, хотя он и является, в сущности, разновидностью обслуживающего. Личный аппарат создается при руководителях высшего ранга и предназначен для повседневной помощи им. Состоит он из помощников и секретарей, которые, пользуясь близостью к «шефу», имеют огромную реальную власть.Диапазон полномочий штаба на практике может быть весьма значительным: от крайне ограниченных консультативных до таких общих, которые подчас трудно отличить от линейных. Это лишний раз подтверждает, что линейный или штабной характерподразделений зависит не столько от содержания деятельности, сколько от должностных связей. Какие же полномочия входят в этот диапазон?Прежде всего, наиболее распространенные рекомендательные, или консультативные, когда «штабники»при необходимости дают советы линейным руководителям, если те у них спрашивают, как лучше управлять фирмой или подразделением. Понятно, что в данном случае штабные специалисты во многом по своему положению напоминают бедных родственников, не имеющих права голоса.Однако полномочия аппарата могут быть расширены до «согласительных», когда линейное руководство должно обсуждать определенные ситуации со штабом и получать от него «добро» на дальнейшие шаги, будь то самостоятельные действия или обращение в вышестоящие инстанции. Линейный руководитель при этом, конечно, может и не внять доводам аппарата, но советоваться с ним обязан для того, чтобы лучше уяснить себе существо дела.Еще один вид штабных полномочий –параллельные. Их суть состоит в том, что штабной аппарат получает право контролировать решения линейных руководителей соответствующего уровня и при необходимости их опротестовывать. Это важно тогда, когда речь идет о реализации крупных проектов, связанных с затратой больших средств.Наиболее значительными полномочиями аппарата являются так называемые функциональные. Они состоят в том, что штаб получает от высшего руководства право осуществлять, разумеется,в пределах своей компетенции от его имени некоторые линейные полномочия без согласования со своим непосредственным начальством. В этом случае уже практически стирается грань между линейными и штабными обязанностями.Чтобы «штабники»«не зарывались» и сохранялся максимум единоначалия, функциональные полномочия, как правило, распространяются только на один «этаж» вниз и их сфера четко ограничивается вопросами «как», «когда» и реже «где», «что» и «кто» должен делать. Да и эти полномочия лучше использовать как можно реже, только там, где это действительно необходимо.И наконец, внутри самого штаба также существует делегирование полномочий, если он, конечно, разделен на несколько иерархических уровней. В основном это линейные полномочия,и они не зависят от отношений аппарата с другими подразделениями фирмы.По мнению Парсонса, каждая организация имеет три уровня управления:1)институциональный уровень –высший уровень управления, на котором осуществляется планирование на длительный период, начинают приниматься решения, имеющие очень важные для организации последствия, происходит реагирование на перемены, которые уже начались или ожидаются в ближайшем будущем и т. д. Еще одноотличительноесвойство этого уровня состоит в том, что именно на нем принимаются решения, касающиеся взаимодействия организации с ее внешней средой – конкурентами, государством, общественными объединениями ит. д. На этом уровне принимают решения менеджеры высшего звена (так называемые топменеджеры: директора, президенты, вицепрезиденты предприятий, ректоры университетов); 2)управленческий уровень –это следующий уровень, на котором осуществляется координирование действий различных работников и подразделений для достижения стоящих перед организацией целей. На этом уровне принимают решения менеджеры среднего звена (руководители автономных подразделений и отделов, директора филиалов, в университетах –деканы); 3)технический уровень управления –это уровень, на котором выполняются стандартные трудовые операции; этот уровень можно соотнести с повседневной работой, которая имеется в любой организации. Решения на этом уровне принимают менеджеры низового звена,а их деятельность изучается оперативным менеджментом. По признаку объекта различаютчастный и общий менеджмент.Общий менеджментзаключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев, к примерупланирование, мотивация, контроль.Частный (функциональный) менеджментсостоит в управлении определенными областями деятельности организации или ее звеньев, вчастности инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами.Другими словами,можно сделать вывод, что классификация менеджмента на типы и виды –это необходимая организация всех знаний и умений, достигнутых людьми в сфере менеджмента. Для одной ситуации необходим один вид менеджмента, а для иной ситуации –иной менеджмент. И дабы решить внезапно образовавшуюся проблему в предприятии или для расширения сферы деятельности фирмы, необходимо своевременно принять правильное решение, коему предшествует выбор вида менеджмента.

Dmitry Rusalenko, Student,Yurga Institute of Technology, branch of Tomsk Polytechnic University, Yurgadmitry_rusalenko@mail.ruVictor Petrov, Student,Yurga Institute of Technology, branch of Tomsk Polytechnic University, Yurgavictor_petrov@mail.ruLyubov Holopova,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of economics and automated control systems, Yurga Institute of Technology, branch of Tomsk Polytechnic University, Yurga kholopova_53@mail.ruManagement and its variations: general and privateAbstract.On the one hand, classification of types of management precedes the analysis and allocation of factors, important for classification, and on the other hand,itis based on various combinations of these factors for different types of management. It allows estimatingthe opportunity both theoreticaland practical development of concrete type of management due to development of certain factors, on which it is based.Key words:management, management classification, management, management purposes.

Рекомендованокпубликации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»