Гражданин и гражданственность

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Холопова Л. А., Самтакова А. А. Гражданин и гражданственность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S9. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14614.htm.
Аннотация. В статье дается анализ осмысления понятий «гражданин» и «гражданственность» в среде современной молодежи. Анализируются причины снижения гражданской активности среди студентов и школьников. Предлагаются действия, направленные на повышение уровня гражданской активности.
Раздел: Философия; социология; политология; правоведение; науковедение
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Самтакова Айдынай Аржановна, cтудентка Юргинского технологического института (филиала) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г.Юрга aydynay.kypchak@mail.ru

Холопова Любовь Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и автоматизированных систем управления Юргинского технологического института (филиала)ФГАОУВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г.Юрга kholopova_53@mail.ru

Гражданин и гражданственность

Аннотация.В статье дается анализ осмысления понятий «гражданин» и «гражданственность» в среде современной молодежи. Анализируются причины снижения гражданской активности среди студентов и школьников. Предлагаются действия, направленные на повышение уровня гражданской активности.Ключевые слова: гражданин, гражданственность, патриотизм, гражданское и патриотическое воспитание.

Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Развитие теории и практики гражданского образования всегда было тесно связано с осмыслением понятия «гражданин» и «гражданственность» и попытками наполнить их новым содержанием.Например, существовавшее в эпоху античности понятие «гражданин» как житель города, который приобрёл особый статус, некую совокупность прав и обязанностей, с развитием буржуазного общества все более наполнялось правовым содержанием. Параллельно переживала эволюцию и идея «гражданского общества». Гражданское общество оказывается тесносвязанным не с любым государством, а с определенным типом –правовым. В XIXв.гражданское общество из теоретической конструкции превращается в социальную реальность, формируется его современное понимание, идущее от Гегеля, впервые разграничившего государство и гражданскоеобщество, подчеркнувшего их нетождественность.В России все обстояло иначе. Смысл понятий «гражданин», «гражданственность», «гражданское воспитание»изменялся в ходе социальноисторического развития российского общества. Термины «гражданин» и «гражданское воспитание» до определенного момента имели другое значение, отличавшееся от основной современной интерпретации этого понятия. Тем не менее многие представители российской общественности конца XVIII–XIX вв. (А. Н. Радищев, А. Ф. Бестужев,Ф. М. Кречетов, В. В. Попугаев, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский и др.) указывали на необходимость патриотического воспитания юношества, которому практически не уделялось внимания. В частности, Е. Р. Дашкова во второй половине XVIII в., критикуя воспитательные традиции прошлого, отмечала: «Сие воспитание едва воспитанием называться может: ибо должность гражданина и право естественное юношеству было неизвестно» [1]. А в первой половине XIX в. В. В. Попугаев высказывал мысль о том, что главной целью просвещения должна заключаться в создании политической грамотности граждан [2]. Таким образом, очевидно, что проблема осмысления гражданственности была в дореволюционной России актуальной. Она рассматривалась российской интеллигенцией в контексте нравственного воспитания, в качестве одной из его важнейших задач.Свое влияние на развитие гражданского воспитания оказали представления о гражданственности лиц женского пола, отраженные в общественном мнении, которые сводились преимущественно к признанию социальной активности женщины, не выходящей за рамки ее статуса матери и жены. Разные статусы мужчины и женщины в дореволюционном российском обществе, ставшие причиной дифференциации идеала гражданина по половому принципу, обусловили разделение содержания гражданского воспитания для юношей и девушек [3].Еслиобратимся к истории XXв., то в современном русском языке используется одно и то же слово для определения принадлежности человека к населению государства как территориальной или иной общности и его правового статуса. Это слово «гражданство». В словаре Ожегова оно определено как «состояние в числе граждан государства, правовое положение гражданина»[4].До 1990х гг. целью гражданского образования считалось формирование гражданственности. Если обратиться к словарямразных лет, то можно обнаружить трактовки, сводящие гражданственность к правовому понятию «гражданин». Гражданский–присущий, свойственный гражданину, т.е. лицу, принадлежащему к постоянному населению данного государства, пользующемуся его защитой и наделённому совокупностью прав и обязанностей [5]. Гражданственность –понятие и степень образования, необходимые для становления гражданского общества [6]. В кратком педагогическом словаре пропагандиста (1988 г.) сущность гражданственностиусматривается всознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и гражданского долга, в разумном использовании своих гражданских прав, точном соблюдении Конституции СССР. Гражданственность характеризуется здесь как одно из ведущих идейнонравственных качеств личности [7]. Необходимостьгражданского образования всегда не вызывала сомнения. В послереволюционной и советской России формирование гражданственности остается попрежнему важнейшей задачей системы образования, так как именно гражданское образование в силу своей многосторонности способно обеспечить личную, профессиональную и социальную успешность индивидуума, помочь найти свое место в обществе и стать счастливым.Поэтому к определениюцели гражданского образования в настоящее время существуют различные подходы. Одни исследователи, напримерЛ. Грегуль, считают, что «главная задача гражданского образования –воспитание гражданского достоинства» [8]. Другиевидят цель гражданского образованияв развитии в условиях реального общества ценностей, знаний и навыков гражданственности как интегрального качества личности. Поэтому в понятие гражданственности они включают:понимание прав и свобод и умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан;личную ответственность за свой выбор и свое поведение, осознание необходимых юридических и моральных обязательств перед окружающими людьми, обществом и государством;действенное и критическое отношение к социальной реальности на основе свободного личного выбора, моральных убеждений, идеалов равноправия граждан и суверенитета народа по отношению к власти;способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями; осознание своей гражданской идентичности, принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому и языковому пространству, истории и культуре.При всей незавершенности становлениягражданского общества в Россиив русской культурной традиции сложилось свое понимание гражданственности, весьма актуальное и для современной практики. Гражданственность, на наш взгляд, –это совокупность убеждений и взглядов, которая предполагает, с одной стороны, высокую степень независимости и самостоятельности индивидуальных суждений об обществе, с другой –приоритет нерушимой социальной солидарности, коллективизма, выражающийся в активном участии человека в жизни общества. Личность немыслима вне общества, она часть коллективного целого, но это самостоятельная единица, способная осознавать свой моральный долг, ставить его во главу своих интересов, формулировать новые идеи. Учитывая эту структуру целеполагания гражданского образования,в современных условиях,помимо непосредственной цели формирования гражданственности конкретного учащегося, еще должна быть и стратегическая цель создания гражданского общества [9]. Учитываявышесказанное, мы провели исследование по осмыслению понятия«гражданин». В качестве респондентов была выбрана группа студентов в количестве 30 человек. Им была предложена анкета по осмыслению понятия «гражданин», вопросы которой были представлены в трех разделах: 1.«Наиболее значимые качества гражданина»: Уважение прав и свобод окружающих. Соблюдение Конституции РФ.Толерантность.Ответственность.Патриотизм.Честность.Социальная активность.Не знаю.2.«Праздники, важные для гражданина»:

Новый год.

9 Мая.

День Конституции, День единения России.

8 марта.

23 февраля. Рождество, Пасха.3.«Отношение к своей стране»: Готов приносить пользу своим трудом.

Защищать в случае опасности.

Беречь природу.

Считаю себя патриотом.Общие обработанные данныеприведены в таблице.

Осмысление понятия «гражданин»

ВопросыОтветыСтудентыКакие качества гражданина считаете наиболее значимыми?Уважение прав и свобод окружающих. Соблюдение Конституции РФ11Толерантность1Ответственность 3Патриотизм 8Честность 5Социальная активность2 Не знаю

Какие праздники самые важные для гражданина страны?Новый год69 Мая12День Конституции, День единения России28 Марта523 Февраля4Рождество, Пасха1Как вы относитесь к стране, в которой живёте?Готов приносить пользу своим трудом12Защищать в случае опасности1Беречь природу1Считаю себя патриотом16

Результаты по каждому разделу для большей наглядности представлены на диаграммах.

Рис. 1. Наиболее важные качества гражданина

На рис. 1, видно, что на вопрос«Какие качества гражданина считаете наиболее значимыми?»на первое место студенты поставили «Уважение прав и свобод окружающих. Соблюдение Конституции РФ» (11 чел.),далее следовал «Патриотизм» (8чел.) и«Честность» (8 чел.).

Рис. 2. Анализ самых важных праздников для гражданина страны

На вопрос«Какие праздники самые важные для гражданина страны?» большинство студентов назвали 9 мая, День Конституции (12 чел.).Уважение прав и свобод окружающих. ТолерантностьОтветственность Патриотизм ЧестностьСоциальная активностьне знаюстуденты11138520024681012Новый год9 МаяДень Конституции8 Марта23 ФевраляРождество, Пасхастуденты61212541051015

Рис.3. Как вы относитесь к стране, в которой живёте?

Отвечая на третий вопрос«Как вы относитесь к стране, в которой живёте?» (рис.3), студенты отметили: «Считаю себя патриотом»(16 чел.), «Готов приносить пользу своим трудом» (12 чел.), «Защищать в случае опасности» (1 чел.) и «Беречь природу» (1 чел.).Нам было интересно сравнить осмысление понятия «гражданин» студентами и школьниками. С этой целью мы обратились к данным, приведённым в монографии Л.А. Холоповой «Гражданское образование в учебновоспитательном процессе общеобразовательной школы», где показаны результаты деятельности по развитию гражданских качеств у школьников. Сравнив, мы увидели, что ценностное отношение у школьников к своей стране более осмысленное и конкретное, так как на первое место при ответе на вопрос«Как вы относитесь к стране, в которой живете?» они ответили: «Готов защищать в случае опасности», «Готов приносить пользу своим трудом». Большинство студентов считают себя патриотами, хотя один из них «готов защищать в случае опасности» свою страну и один –«беречь природу» [10]. В школе, где проходил описанный эксперимент, эта работа велась на протяжении десяти лет. Таким образом, процесс развития гражданских качеств длительный. В целомв этом направлении должна проводитьсягосударственная политика, предусматривающая процесс становления гражданина через развитие его гражданских качеств на всех ступенях образования. Приоритетным в такой политике должно стать повышение качества жизни каждого отдельного человека, который,испытывая гордость за процветающую державу,будет ценить её прошлое, радоваться победам современной России, как в случае с Олимпийским играми в Сочи, вносить свой созидательный вклад в её процветание, будет способен защитить страну в случае опасности.





Ссылки наисточники1.Дашкова Е. Р. О смысле слова «воспитание» // Антология педагогической мысли России XVIII в. / сост. И. А. Соловков. –М.: Педагогика, 1985. –С. 283. 2.Попугаев В. В. О просвещении народном и оного следствиях // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60х гг.) / сост. П. А. Лебедев. –М.: Педагогика, 1987. –С. 88.3.Доклад «Генезис гражданского воспитания в дореволюционной России». –URL: http://cyberleninka.ru/article/n/genezisgrazhdanskogovospitaniyavdorevolyutsionnoyrossii(дата обращения: 3. 06. 2014г.).4.Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. –М., 1992. –С.144.5.Доклад «Генезис гражданского воспитания в дореволюционной России».6.Доклад«Понятие гражданственности и ее развитие через волонтёрство». –URL: http://www.cloudwatcher.ru/analytics/6/view/53/(дата обращения: 3. 06. 2014г.).7.Холопова Л.А., Кучерявенко С.В. Гражданское образование в учебновоспитательном процессе школы и менеджмент: учеб.пособие. –Томск, 2012. –С.10.

8.ГрегульЛ.И.Региональный опыт. Вопреки всем трудностям. –URL: http//www.ug.ru9.Холопова Л.А., Кучерявенко С.В. Указ. соч. –С.69.10.Холопова Л.А. Гражданское образование в учебновоспитательном процессе общеобразовательной школы: монография. –Томск, 2011. –С. 84–85.

Aydynay Samtakova, Student,Yurga Institute of Technology, branch of Tomsk Polytechnic University, Yurgaaydynay.kypchak@mail.ruLyubov Holopova,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of economics and automated control systems, Yurga Institute of Technology, branch of Tomsk Polytechnic University, Yurga kholopova_53@mail.ruCitizen and civic consciousnessАbstract.The authors analyze the concepts «citizen»and «civic consciousness»in the environment of modern youth, the reasons of civil activity decrease among school and university students. The authors suggest thee actions, directed on increase the level of civil activity.Key words:citizen, civic consciousness, patriotism, civil and patriotic education.References1.Dashkova, E.R. (1985) “O smysle slova ‘vospitanie’”,in Solovkov,I.A. (ed.) Antologija pedagogicheskoj mysli Rossii XVIII v., Pedagogika, Moscow,p.283(in Russiаn). 2.Popugaev, V.V. (1987) “O prosveshhenii narodnom i onogo sledstvijah”, inLebedev, P.A. (ed.) Antologija pedagogicheskoj mysli Rossii pervoj poloviny XIX v. (do reform 60h gg.),Pedagogika, Moscow,p.88(in Russiаn).3.Doklad “Genezis grazhdanskogo vospitanija v dorevoljucionnoj Rossii”.Available at: http:,cyberleninka.ru/article/n/genezisgrazhdanskogovospitaniyavdorevolyutsionnoyrossii (data obrashhenija: 3. 06. 2014 g.)(in Russiаn).4.Ozhegov, S.I. & Shvedova, N.Ju. (1992) Tolkovyj slovar' russkogo jazyka,Moscow,p.144(in Russiаn).5.Doklad “Genezis grazhdanskogo vospitanija v dorevoljucionnoj Rossii”.6.Doklad “Ponjatie grazhdanstvennosti i ee razvitie cherez volontjorstvo”. Available at:http:,www.cloudwatcher.ru/analytics/6/view/53/(data obrashhenija: 3. 06. 2014 g.)(in Russiаn).7.Holopova, L.A. &Kucherjavenko, S.V. (2012) Grazhdanskoe obrazovanie v uchebnovospitatel'nom processe shkoly i menedzhment: ucheb. posobie,Tomsk, p.10(in Russiаn). 8.Gregul,L.I. Regional'nyj opyt. Vopreki vsem trudnostjam.Available at: http,www.ug.ru(in Russiаn).9.Holopova, L.A. &Kucherjavenko, S.V. (2012) Op. cit.,p.69.10.Holopova,L.A. (2011) Grazhdanskoe obrazovanie v uchebnovospitatel'nom processe obshheobrazovatel'noj shkoly: monografija,Tomsk, pp.84–85(in Russiаn).

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»