Развитие культуры речи студентов в системе современного образования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Миронова
Л.
Ю. Развитие культуры речи студентов в системе современного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S13. – С.
66–70. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14661.htm.
Аннотация. В статье, посвященной исследованию языковых проблем в области культуры речи студентов, раскрываются возможности эффективного обогащения речи, формирования ценностного отношения к языку в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла.
Текст статьи
Миронова Лариса Юрьевна,кандидат филологических наук,доцент филиала НОУ ВПО «Российскийновый университет», г. Тамбовlarushka.m@mail.ru
Развитие культуры речи студентов в системе современного образования
Аннотация.В статье, посвященной исследованию языковых проблем в области культуры речи студентов, раскрываются возможности эффективного обогащения речи, формирования ценностного отношенияк языку в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла.Ключевые слова:культура речи, система образования, средства обучения.Раздел:(05) филология; искусствоведение; культурология.
Из слов –если с ними бережно обращаться –можно выстроить мост через бездну непонимания и хаоса… Они [слова] заслуживают уважения. Отберите нужные, расставьте в нужном порядке –и в мире чтото изменится.Том Стоппард. Настоящее
Современные социальноэкономические преобразования, происходящие в нашей стране, никого не оставляют равнодушными. Проблемы языка давновышли за рамки философии и стали в ряд с общедуховными проблемамиобщества. Их решение –одно из условий духовного и нравственного возрождения России.Процессы, происходящие в современном русском языке, не раз становились предметом обсуждения ученых, литераторов, педагогов, публицистов. Не раз указывалось на то, что в современной русской устной и письменной речи проявляются тревожные тенденции, которые нужно преодолеть для того, чтобы сохранить русский язык во всем его разнообразии, богатстве и красоте. Необходимость поддержки русского языка была признана и на уровне высших органов государственного управления(Закон «О государственном языке Российской Федерации»[1], Постановление правительства РФ «Об утверждении федеральной целевой программы «Русский язык»[2]). Несколько лет назад при Президенте Российской Федерации был создан Совет по русскому языку, который разрабатывает практические рекомендации по оздоровлению культуры речи [3]. Кроме того, Правительством Российской Федерации была утверждена федеральная целевая программа«Русский язык» на 2011–2015 гг.В самом начале Программы подчеркнуто, что «актуальность федеральной целевой программы «Русский язык»на 2011 –2015 годы продиктована особой важностью поддержки российской культуры и русского языка. Это является ключевым фактором гармоничного развития человека, сохранения единства российского общества и служит необходимым потенциалом России для формирования положительного образа страны за рубежом».Все эти меры призваны повлиять на сложившуюся ситуацию повсеместного нарушения норм литературного языка и массовое снижение речевой культуры населения.Стержнем языковой политики, включая политику в области образования, является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национальнорусского и руссконационального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением Российской Федерации и поощряется изучение национальныхязыков населением ее республик. Должны быть созданы условия для гармоничного взаимодействия русского языка с другими языками Российской Федерации.Таким образом, задача развития культуры речи молодежиявляется чрезвычайно важной и актуальной. Ее значимость определяется целым рядом факторов:речевая деятельность занимает важное место в жизни современного человека, без нее немыслимы ни овладение профессиональными знаниями, ни общекультурное развитие. Хорошо говорить становится престижно, коммерсанты всех уровней озабочены формированием имиджа, в том числе и речевого. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг делового человека, а его речевые оплошности становятся мишенью для насмешек;
гуманизация и гуманитаризация современного образования предполагает развитие личности обучаемого, язык же является одним из главных инструментов этого развития;на современном этапе наблюдается тенденция к снижениюуровня культуры молодежи. Увлечение иноязычными заимствованиями, употребление сленга, «интернетовского»жаргона, основанного на сознательном искажении орфографии («медвед», «превед» и т.п.),в значительной степени определяют речевой портрет молодого россиянина начала ХХI века. Происходитснижение культуры речи в средствах массовой информации, в профессиональном и бытовом общении.В создавшихся условиях перед современной системой образования встает серьезная задача поиска эффективных средств обучения, чтобы выпускники образовательных учреждений получали не только навыки профессиональной деятельности, но и развивали своюкультуру, в том числе речевую, ведь в современных условиях рынка труданаиболее востребованными становятсяспециалисты, которые не только хорошо владеют своей специальностью, но и способны быстро адаптироваться и осваивать новые знания и навыки, обладают аналитическим мышлением и могут критически мыслить и грамотно выражать свои мысли.Правильность, выразительность и точность речи –необходимые атрибуты общей гуманитарной культуры. В прошлом в России они вырабатывались в процессе обучения и высоко ценились. Так,А.П. Чеховписал: «В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать... Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. «Цветами красноречия» был усыпан путь ко всякой карьере»[4].К хорошей речи предъявляется множество требований. Это требование простоты и ясности, логичности и точности, информативности и сжатости, богатства и разнообразия, благозвучия иинтонационной выразительности.Во времялекционных занятий от студента, как правило, не требуется никаких специальных навыков, кроме усвоения и запоминания материала. Семинары не всегда предполагают устную форму дискуссии, суть их зачастую сводится к ответам на изученные вопросы.Изза волнения,страха выступления будущий специалист может не проявлять инициативу ответить, и дажеесли его вызовет преподаватель, то такой студент будет говорить сбивчиво, тихо инеуверенно, независимо от количества знаний.На модульных контрольных работах и экзаменах практикуется тестовая форма отчетности, а изучение риторики носит факультативный, необязательныйхарактер. Таким образом, развитию навыков речевой коммуникабельностисовременная система высшего образования, как правило, не уделяет должного внимания.К сожалению, в настоящее времяв большинстве российских вузов программа не включаетиспециального курса по техникеили развитиюнавыков делового письма. Будущих специалистов не учатписать просто, логично, аргументированно и стилистически грамотно. Видимо, предполагается, что необходимые лингвистические знания были получены в школена уроках русского языка и литературы. Как показывает практика, этого не всегда оказываетсядостаточно.Возможно, комуто повезло –тем, укого были хорошие учителя в школе, или тем, кого навыкам письменной речи обучали родители. Некоторые обрели их, общаясь с научным руководителем при подготовке дипломной работы. Однако большинство выпускников не владеет систематическими, обобщенными знаниями в этой области.Результатом явилось языковое оскудение. Планка языковой культуры с годами опускается все ниже, хотя для любого человека чрезвычайно важно уметь писать ясно и четко,произносить речи доходчиво, грамотно, со знанием дела, выразительно, т. е. уметь убеждать.Для развития культуры речи студентов большие резервы содержат в себе дисциплины гуманитарного цикла.К ним относятся культурология, мировая художественная культура, эстетика, этика, искусствоведение, история мировых религий, искусство и литература, культура речи, музееведение и т.д. Данные дисциплины отличаются диалогичностью и обращенностью к художественному наследию.Дисциплины гуманитарного цикла предоставляют студентам возможность развитьспособность художественного, эстетического, нравственного освоения окружающего мира, перенять духовный опыт поколений. Они воспитывают активного, эстетически грамотного слушателя, зрителя, читателя, способного понять позицию автора художественного произведения, имеющего собственное суждение о произведении ижизненных явлениях,отраженных в нем. При этом студенты учатся выражать в слове свои впечатления. Полученные знания формируют ценностные ориентиры молодежи, ее мотивы,поступки, убеждения и мировоззрение, вкусы и идеалы, взгляды и эмоции.Таким образом,изучение дисциплин гуманитарного цикла способствует обогащению речи, формирует ценностное отношение к языку.Эффективное развитие культуры речи студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла может быть обеспечено при соблюдении комплекса педагогических условий:создание положительной мотивации студентов к развитиюкультуры речиреализуется с использованием методов самоанализа, самооценки,взаимоанализа и взаимооценки.Самоанализ и оценка собственной речи способствует развитию умений студента оценивать свою речь с точки зрения ее культуры. Данный метод может стать сильным мотивирующим фактором, с помощью которого возникает установка на самообразование в области культуры речи, формируются его цель изадачи. В то же время, для того, чтобы понять собственный опыт, необходимо всматриваться в опыт других и соотносить его с собственным;
вовлечение студентов в процесс дискуссионноаналитического общения.Большинство современных исследователей отмечают, что дискуссии стимулируют активность и самостоятельность суждений, инициативу, обогащают духовно, позволяют более глубоко вникнуть в моральноэтические и политические проблемы, способствуют развитию логики мышления икультуры речи.В процессе дискуссии студент учится точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. В такой работе обучаемый получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания;выработка у студентов навыков анализа текста и создания собственного речевого произведения.Текст играет важную роль в развитии культуры речи человека.Словарный запасдолжен накапливаться не только в процессе коротких обыденных разговоров, но и в процессе анализа и построения связного продуманного текста, в котором надо контролировать и отбор слов, и грамматические конструкции, ипредметносмысловыесвязи. В процессе работы над речью необходимо формировать критическое отношение к отбору и сочетанию слов, стремиться к поиску слов, адекватных замыслу высказывания. При восприятии текста следует добиваться понимания его общегосмысла и передачи его«путем перевода на свои слова»;расширение среды образцового речевого общения на основе разнообразия форм воспитательной работы во внеучебное время. Внеучебная деятельность по расширению среды речевого общения в системе образования представляет собой организованные и разнообразные виды, формы работы образовательного и воспитательного характера, проводимые со студентами после занятий. К основным видам внеаудиторной работы по организации речевого общения относятся сеть творческих кружков (художественного слова, театральный), клубы по интересам (литературная гостиная, клуб любителей поэзии), проведение конкурсов (ораторов, чтецов древнерусских текстов), праздников (День славянской письменности, Неделя русского языка), разнообразных тематических вечеров, студенческих конференций;пропаганда бережного отношения кязыку, обеспечение библиотек новыми словарями и учебниками по русскому языку и культуре речи.Реализация предложенного комплекса педагогических условий способствует развитию культуры речи студентов в целоми отдельных ее компонентов. Проводимыедиагностическое исследование среди студентов показывают прямую взаимосвязь между уровнем самооценки личности и культурой речи. Правильность и грамотность речи положительно влияют на личностную самооценку. Чем человек увереннее за свою речь, тем выше уровень его личностной самооценки.На наш взгляд, процесс развития культуры речи студентов наиболее успешно будет осуществляться, если в качестве методологической основы будут выбраны культурологический, коммуникативнодеятельностный итекстоцентрический подходы.Культурологический подход к образованию обоснован в работах многих отечественных исследователей (Е.В. Бондаревская, В.А. Доманский, А.С.Запесоцкий, Н.Б. Крылова, Д.С. Лихачев идр.) [5] Выбирая этот подход в качестве методологической базы, мы основываемся на том, что образование и культура –две стороны генетически единого процесса антропои социогенеза.Их гармоничное взаимодействие обеспечивает производство, распространение, передачу, усвоение и новое продуцированиезнаний и культурных ценностей.Не менее актуальным является коммуникативнодеятельностный подход.Учебный процесс осуществляется только при наличии целенаправленной и осмысленной коммуникации педагога и студентов, построенной на взаимном доверии и уважении друг к другу. При этом деятельность обучающего заключается в организации коммуникации, управлении дискуссией. В свете данного подхода преподаватель выбирает формы,ориентированные на диалоги, общение, игры, позволяющие развить коммуникативные возможности студентов, речевую инициативу, умения и навыки спонтанной речи. Основными формами работы при коммуникативнодеятельностном обучении становятся дискуссионные формы. При этом деятельность обучаемого включает различные виды слушания, выражение и защиту собственного мнения, понимание и конструктивную критику позиции другого, включение в совместный поиск решения задачи. Данный подход позволяет сформировать у студентов разнообразные умения и навыки: понять тему сообщения,логику развития мысли, извлечь нужную информацию и адекватно на неё отреагировать, проникнуть в смысл высказывания, умело вести диалог, построить монологическое высказывание, собрать и систематизировать материал, составить план, использовать различные типы речи, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание.Ещё одним подходом, обеспечивающим успешное развитие культуры речи студентов, является текстоцентрический (М.Т. Баранов, И.Р. Гальперин, Ю.Н. Караулов, Т.А. Ладыженская, Т.А. Лопатухина, Ю.М. Лотман, Л.И. Скворцов и др.)[6], который предполагает, что одним из основных средств организации образовательного процесса выступает текст –общенаучный, культурологический, художественный. Текст становится основной единицей обучения. В процессеразвития культуры речи текст используется как источник информации и образец для создания собственного речевого произведения. Целью использования текста является обучение умению анализировать данный и создавать новый текст. Созданный самим студентом текст является показателем его культуры речи. При работе с текстом развиваются умения, связанные с логическими операциями (умение обобщать, выделять главные и второстепенные признаки в описываемом явлении, определять границы темы и выявлять круг проблем, умение подбирать аргументы и доказательства, умение подбирать фактический и цитатный материал), а также речевое оформление композиционных и смысловых частей текста.Выбранные подходы позволяют сформулировать ряд принципов, которые могут быть положены в основу развития культуры речи у будущих специалистов.Основными принципами являются:принцип коммуникативной направленности и ситуативности. Данный принцип предполагает такую организацию обучения, когда студент постоянно вовлечен в процесс общения, процесс постоянного пользования языком. Ситуативность помогает воссоздавать коммуникативную реальность, сформировать устойчивый интерес к общению, что немаловажно при обучении;принцип риторизации всего процесса обучения. Данный принцип предполагает применение при обучениилюбому предмету методов и форм, активизирующих речь студентов, повышающих потребность в коммуникации и создающих условия для реализации данной потребности (дискуссия, учебный спор, защита научной работы и т.д.) [7].Люди поразному используют возможности, данные им языком. Они могут иметь больший или меньший словарный запас, говорить на жаргоне или диалекте. Но важно помнить и знать, что поведение человека, его культура, личность формируется и программируется теми словами, которые он употребляет. Вряд ли человеку, уважающему себя, свою семью, свой родной язык, свою профессию захочется вольно пользоваться языком, относиться к нему бездумно. Тот, кто умеет грамотно, убедительно, ясно и ярко говорить, имеет большую внутреннюю культуру, высокий интеллект и духовность. Знание родного языка, культура речи и культура человека в нравственно здоровом обществе расцениваются как элементы профессионального стандарта. Культура речи
это ключ к жизненному и профессиональному успеху, и, конечно, к осознанному личностному развитию, движению.У Владимира Солоухина есть цикл миниатюр «Камешки на ладони». В одном из наблюдений он пишет: «Можно исследовать химический состав, технологию производства, рецепты, тайны мастерства и все точно узнать:почему фарфоровая чашка звенит красиво и ярко, а просто глиняная издает глухой звук. Но мы никогда не узнаем –почему одни фразы, стихотворные строки, строфы бывают звонкими, а другие –глухими. Дело вовсе не в глухих согласных, шипящих, закрытых и открытых звуках. Каждое слово без исключения может звенеть, будучи поставленным на свое место. Слова одни и те же, но в одном случае из них получается фарфор, бронза, медь, а в другом –сырая клеклая глина. Один поет, а другойхрипит. Один чеканит, другой мямлит. Одна строка как бы светится изнутри, другая тускла и даже грязна. Одна похожа на драгоценный камень, другая –на комок замазки».Как сделать так, чтобывсе слова были на своем месте, а вся работа была похожа на драгоценный камень? Работать над ошибками, работать над стилем. Уважать своего читателя –писать не для себя, а для читателя. Прежде чем ставить последнюю точку, посмотреть натекст глазами вашего читателя. Высокий уровень речевой культуры –неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь –задача каждого. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постоянно обогащать свой словарный запас, учиться чувствовать собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.Со школьных лет всем памятны слова И.С.Тургенева, который называл«великий, могучий, правдивый и свободный» русский язык своей «поддержкой и опорой». Эти слова остаются актуальными до сих пор. Наша задача заключается в том, чтобы донести до подрастающего поколения значимость русского языка, ведь именно молодежь в дальнейшем станет хранителем этого национального богатства.
Ссылки на источники1.Федеральный закон Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации»от 1 июня 2005 г. –№ N 53–ФЗ // Российская газета.2.О федеральнойцелевой программе«Русский язык» на 20112015г.: Постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 г. –№ 492.3.О Совете по русскому языку при Правительстве Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2000 г. –№ 41.4.Чехов,А.П.Хорошая новость //Избранные произведения . В 2х т. М., 2009.5.Культура русской речи: энциклопедический словарьсправочник / под ред. Л.Ю.Иванова [и др.]. –М.: Флинта: Наука, 2003. –840 с.6.Леонтьев, Д.А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие (К обоснованию «педагогики сотрудничества») / Д.А. Леонтьев // Вестник высшей школы.–1989. –№ 11. –С. 44.7.Запесоцкий, А.С. Образование: Философия, культурология, политика/ А.С. Запесоцкий. –М.: Наука, 2003. –456 с.
LarisaMironova,candidate of philologicalSciences, associate Professor the of Russian New University branch, Tambovlarushka.m@mail.ruThe development of the culture of speech of students in the system of modern educationAbstract.The article is devoted to the study of language problems in the field of culture, language students, reveal the possibilities of effective enrichment speech, values formation attitude towards the language in the process of studying of disciplines of humanitarian cycle.Key words:speech culture, education system, training tools.
Рекомендованокпубликации:ГоревымП.М., кандидатомпедагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Развитие культуры речи студентов в системе современного образования
Аннотация.В статье, посвященной исследованию языковых проблем в области культуры речи студентов, раскрываются возможности эффективного обогащения речи, формирования ценностного отношенияк языку в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла.Ключевые слова:культура речи, система образования, средства обучения.Раздел:(05) филология; искусствоведение; культурология.
Из слов –если с ними бережно обращаться –можно выстроить мост через бездну непонимания и хаоса… Они [слова] заслуживают уважения. Отберите нужные, расставьте в нужном порядке –и в мире чтото изменится.Том Стоппард. Настоящее
Современные социальноэкономические преобразования, происходящие в нашей стране, никого не оставляют равнодушными. Проблемы языка давновышли за рамки философии и стали в ряд с общедуховными проблемамиобщества. Их решение –одно из условий духовного и нравственного возрождения России.Процессы, происходящие в современном русском языке, не раз становились предметом обсуждения ученых, литераторов, педагогов, публицистов. Не раз указывалось на то, что в современной русской устной и письменной речи проявляются тревожные тенденции, которые нужно преодолеть для того, чтобы сохранить русский язык во всем его разнообразии, богатстве и красоте. Необходимость поддержки русского языка была признана и на уровне высших органов государственного управления(Закон «О государственном языке Российской Федерации»[1], Постановление правительства РФ «Об утверждении федеральной целевой программы «Русский язык»[2]). Несколько лет назад при Президенте Российской Федерации был создан Совет по русскому языку, который разрабатывает практические рекомендации по оздоровлению культуры речи [3]. Кроме того, Правительством Российской Федерации была утверждена федеральная целевая программа«Русский язык» на 2011–2015 гг.В самом начале Программы подчеркнуто, что «актуальность федеральной целевой программы «Русский язык»на 2011 –2015 годы продиктована особой важностью поддержки российской культуры и русского языка. Это является ключевым фактором гармоничного развития человека, сохранения единства российского общества и служит необходимым потенциалом России для формирования положительного образа страны за рубежом».Все эти меры призваны повлиять на сложившуюся ситуацию повсеместного нарушения норм литературного языка и массовое снижение речевой культуры населения.Стержнем языковой политики, включая политику в области образования, является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национальнорусского и руссконационального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением Российской Федерации и поощряется изучение национальныхязыков населением ее республик. Должны быть созданы условия для гармоничного взаимодействия русского языка с другими языками Российской Федерации.Таким образом, задача развития культуры речи молодежиявляется чрезвычайно важной и актуальной. Ее значимость определяется целым рядом факторов:речевая деятельность занимает важное место в жизни современного человека, без нее немыслимы ни овладение профессиональными знаниями, ни общекультурное развитие. Хорошо говорить становится престижно, коммерсанты всех уровней озабочены формированием имиджа, в том числе и речевого. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг делового человека, а его речевые оплошности становятся мишенью для насмешек;
гуманизация и гуманитаризация современного образования предполагает развитие личности обучаемого, язык же является одним из главных инструментов этого развития;на современном этапе наблюдается тенденция к снижениюуровня культуры молодежи. Увлечение иноязычными заимствованиями, употребление сленга, «интернетовского»жаргона, основанного на сознательном искажении орфографии («медвед», «превед» и т.п.),в значительной степени определяют речевой портрет молодого россиянина начала ХХI века. Происходитснижение культуры речи в средствах массовой информации, в профессиональном и бытовом общении.В создавшихся условиях перед современной системой образования встает серьезная задача поиска эффективных средств обучения, чтобы выпускники образовательных учреждений получали не только навыки профессиональной деятельности, но и развивали своюкультуру, в том числе речевую, ведь в современных условиях рынка труданаиболее востребованными становятсяспециалисты, которые не только хорошо владеют своей специальностью, но и способны быстро адаптироваться и осваивать новые знания и навыки, обладают аналитическим мышлением и могут критически мыслить и грамотно выражать свои мысли.Правильность, выразительность и точность речи –необходимые атрибуты общей гуманитарной культуры. В прошлом в России они вырабатывались в процессе обучения и высоко ценились. Так,А.П. Чеховписал: «В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать... Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. «Цветами красноречия» был усыпан путь ко всякой карьере»[4].К хорошей речи предъявляется множество требований. Это требование простоты и ясности, логичности и точности, информативности и сжатости, богатства и разнообразия, благозвучия иинтонационной выразительности.Во времялекционных занятий от студента, как правило, не требуется никаких специальных навыков, кроме усвоения и запоминания материала. Семинары не всегда предполагают устную форму дискуссии, суть их зачастую сводится к ответам на изученные вопросы.Изза волнения,страха выступления будущий специалист может не проявлять инициативу ответить, и дажеесли его вызовет преподаватель, то такой студент будет говорить сбивчиво, тихо инеуверенно, независимо от количества знаний.На модульных контрольных работах и экзаменах практикуется тестовая форма отчетности, а изучение риторики носит факультативный, необязательныйхарактер. Таким образом, развитию навыков речевой коммуникабельностисовременная система высшего образования, как правило, не уделяет должного внимания.К сожалению, в настоящее времяв большинстве российских вузов программа не включаетиспециального курса по техникеили развитиюнавыков делового письма. Будущих специалистов не учатписать просто, логично, аргументированно и стилистически грамотно. Видимо, предполагается, что необходимые лингвистические знания были получены в школена уроках русского языка и литературы. Как показывает практика, этого не всегда оказываетсядостаточно.Возможно, комуто повезло –тем, укого были хорошие учителя в школе, или тем, кого навыкам письменной речи обучали родители. Некоторые обрели их, общаясь с научным руководителем при подготовке дипломной работы. Однако большинство выпускников не владеет систематическими, обобщенными знаниями в этой области.Результатом явилось языковое оскудение. Планка языковой культуры с годами опускается все ниже, хотя для любого человека чрезвычайно важно уметь писать ясно и четко,произносить речи доходчиво, грамотно, со знанием дела, выразительно, т. е. уметь убеждать.Для развития культуры речи студентов большие резервы содержат в себе дисциплины гуманитарного цикла.К ним относятся культурология, мировая художественная культура, эстетика, этика, искусствоведение, история мировых религий, искусство и литература, культура речи, музееведение и т.д. Данные дисциплины отличаются диалогичностью и обращенностью к художественному наследию.Дисциплины гуманитарного цикла предоставляют студентам возможность развитьспособность художественного, эстетического, нравственного освоения окружающего мира, перенять духовный опыт поколений. Они воспитывают активного, эстетически грамотного слушателя, зрителя, читателя, способного понять позицию автора художественного произведения, имеющего собственное суждение о произведении ижизненных явлениях,отраженных в нем. При этом студенты учатся выражать в слове свои впечатления. Полученные знания формируют ценностные ориентиры молодежи, ее мотивы,поступки, убеждения и мировоззрение, вкусы и идеалы, взгляды и эмоции.Таким образом,изучение дисциплин гуманитарного цикла способствует обогащению речи, формирует ценностное отношение к языку.Эффективное развитие культуры речи студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла может быть обеспечено при соблюдении комплекса педагогических условий:создание положительной мотивации студентов к развитиюкультуры речиреализуется с использованием методов самоанализа, самооценки,взаимоанализа и взаимооценки.Самоанализ и оценка собственной речи способствует развитию умений студента оценивать свою речь с точки зрения ее культуры. Данный метод может стать сильным мотивирующим фактором, с помощью которого возникает установка на самообразование в области культуры речи, формируются его цель изадачи. В то же время, для того, чтобы понять собственный опыт, необходимо всматриваться в опыт других и соотносить его с собственным;
вовлечение студентов в процесс дискуссионноаналитического общения.Большинство современных исследователей отмечают, что дискуссии стимулируют активность и самостоятельность суждений, инициативу, обогащают духовно, позволяют более глубоко вникнуть в моральноэтические и политические проблемы, способствуют развитию логики мышления икультуры речи.В процессе дискуссии студент учится точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. В такой работе обучаемый получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания;выработка у студентов навыков анализа текста и создания собственного речевого произведения.Текст играет важную роль в развитии культуры речи человека.Словарный запасдолжен накапливаться не только в процессе коротких обыденных разговоров, но и в процессе анализа и построения связного продуманного текста, в котором надо контролировать и отбор слов, и грамматические конструкции, ипредметносмысловыесвязи. В процессе работы над речью необходимо формировать критическое отношение к отбору и сочетанию слов, стремиться к поиску слов, адекватных замыслу высказывания. При восприятии текста следует добиваться понимания его общегосмысла и передачи его«путем перевода на свои слова»;расширение среды образцового речевого общения на основе разнообразия форм воспитательной работы во внеучебное время. Внеучебная деятельность по расширению среды речевого общения в системе образования представляет собой организованные и разнообразные виды, формы работы образовательного и воспитательного характера, проводимые со студентами после занятий. К основным видам внеаудиторной работы по организации речевого общения относятся сеть творческих кружков (художественного слова, театральный), клубы по интересам (литературная гостиная, клуб любителей поэзии), проведение конкурсов (ораторов, чтецов древнерусских текстов), праздников (День славянской письменности, Неделя русского языка), разнообразных тематических вечеров, студенческих конференций;пропаганда бережного отношения кязыку, обеспечение библиотек новыми словарями и учебниками по русскому языку и культуре речи.Реализация предложенного комплекса педагогических условий способствует развитию культуры речи студентов в целоми отдельных ее компонентов. Проводимыедиагностическое исследование среди студентов показывают прямую взаимосвязь между уровнем самооценки личности и культурой речи. Правильность и грамотность речи положительно влияют на личностную самооценку. Чем человек увереннее за свою речь, тем выше уровень его личностной самооценки.На наш взгляд, процесс развития культуры речи студентов наиболее успешно будет осуществляться, если в качестве методологической основы будут выбраны культурологический, коммуникативнодеятельностный итекстоцентрический подходы.Культурологический подход к образованию обоснован в работах многих отечественных исследователей (Е.В. Бондаревская, В.А. Доманский, А.С.Запесоцкий, Н.Б. Крылова, Д.С. Лихачев идр.) [5] Выбирая этот подход в качестве методологической базы, мы основываемся на том, что образование и культура –две стороны генетически единого процесса антропои социогенеза.Их гармоничное взаимодействие обеспечивает производство, распространение, передачу, усвоение и новое продуцированиезнаний и культурных ценностей.Не менее актуальным является коммуникативнодеятельностный подход.Учебный процесс осуществляется только при наличии целенаправленной и осмысленной коммуникации педагога и студентов, построенной на взаимном доверии и уважении друг к другу. При этом деятельность обучающего заключается в организации коммуникации, управлении дискуссией. В свете данного подхода преподаватель выбирает формы,ориентированные на диалоги, общение, игры, позволяющие развить коммуникативные возможности студентов, речевую инициативу, умения и навыки спонтанной речи. Основными формами работы при коммуникативнодеятельностном обучении становятся дискуссионные формы. При этом деятельность обучаемого включает различные виды слушания, выражение и защиту собственного мнения, понимание и конструктивную критику позиции другого, включение в совместный поиск решения задачи. Данный подход позволяет сформировать у студентов разнообразные умения и навыки: понять тему сообщения,логику развития мысли, извлечь нужную информацию и адекватно на неё отреагировать, проникнуть в смысл высказывания, умело вести диалог, построить монологическое высказывание, собрать и систематизировать материал, составить план, использовать различные типы речи, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание.Ещё одним подходом, обеспечивающим успешное развитие культуры речи студентов, является текстоцентрический (М.Т. Баранов, И.Р. Гальперин, Ю.Н. Караулов, Т.А. Ладыженская, Т.А. Лопатухина, Ю.М. Лотман, Л.И. Скворцов и др.)[6], который предполагает, что одним из основных средств организации образовательного процесса выступает текст –общенаучный, культурологический, художественный. Текст становится основной единицей обучения. В процессеразвития культуры речи текст используется как источник информации и образец для создания собственного речевого произведения. Целью использования текста является обучение умению анализировать данный и создавать новый текст. Созданный самим студентом текст является показателем его культуры речи. При работе с текстом развиваются умения, связанные с логическими операциями (умение обобщать, выделять главные и второстепенные признаки в описываемом явлении, определять границы темы и выявлять круг проблем, умение подбирать аргументы и доказательства, умение подбирать фактический и цитатный материал), а также речевое оформление композиционных и смысловых частей текста.Выбранные подходы позволяют сформулировать ряд принципов, которые могут быть положены в основу развития культуры речи у будущих специалистов.Основными принципами являются:принцип коммуникативной направленности и ситуативности. Данный принцип предполагает такую организацию обучения, когда студент постоянно вовлечен в процесс общения, процесс постоянного пользования языком. Ситуативность помогает воссоздавать коммуникативную реальность, сформировать устойчивый интерес к общению, что немаловажно при обучении;принцип риторизации всего процесса обучения. Данный принцип предполагает применение при обучениилюбому предмету методов и форм, активизирующих речь студентов, повышающих потребность в коммуникации и создающих условия для реализации данной потребности (дискуссия, учебный спор, защита научной работы и т.д.) [7].Люди поразному используют возможности, данные им языком. Они могут иметь больший или меньший словарный запас, говорить на жаргоне или диалекте. Но важно помнить и знать, что поведение человека, его культура, личность формируется и программируется теми словами, которые он употребляет. Вряд ли человеку, уважающему себя, свою семью, свой родной язык, свою профессию захочется вольно пользоваться языком, относиться к нему бездумно. Тот, кто умеет грамотно, убедительно, ясно и ярко говорить, имеет большую внутреннюю культуру, высокий интеллект и духовность. Знание родного языка, культура речи и культура человека в нравственно здоровом обществе расцениваются как элементы профессионального стандарта. Культура речи
это ключ к жизненному и профессиональному успеху, и, конечно, к осознанному личностному развитию, движению.У Владимира Солоухина есть цикл миниатюр «Камешки на ладони». В одном из наблюдений он пишет: «Можно исследовать химический состав, технологию производства, рецепты, тайны мастерства и все точно узнать:почему фарфоровая чашка звенит красиво и ярко, а просто глиняная издает глухой звук. Но мы никогда не узнаем –почему одни фразы, стихотворные строки, строфы бывают звонкими, а другие –глухими. Дело вовсе не в глухих согласных, шипящих, закрытых и открытых звуках. Каждое слово без исключения может звенеть, будучи поставленным на свое место. Слова одни и те же, но в одном случае из них получается фарфор, бронза, медь, а в другом –сырая клеклая глина. Один поет, а другойхрипит. Один чеканит, другой мямлит. Одна строка как бы светится изнутри, другая тускла и даже грязна. Одна похожа на драгоценный камень, другая –на комок замазки».Как сделать так, чтобывсе слова были на своем месте, а вся работа была похожа на драгоценный камень? Работать над ошибками, работать над стилем. Уважать своего читателя –писать не для себя, а для читателя. Прежде чем ставить последнюю точку, посмотреть натекст глазами вашего читателя. Высокий уровень речевой культуры –неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь –задача каждого. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постоянно обогащать свой словарный запас, учиться чувствовать собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.Со школьных лет всем памятны слова И.С.Тургенева, который называл«великий, могучий, правдивый и свободный» русский язык своей «поддержкой и опорой». Эти слова остаются актуальными до сих пор. Наша задача заключается в том, чтобы донести до подрастающего поколения значимость русского языка, ведь именно молодежь в дальнейшем станет хранителем этого национального богатства.
Ссылки на источники1.Федеральный закон Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации»от 1 июня 2005 г. –№ N 53–ФЗ // Российская газета.2.О федеральнойцелевой программе«Русский язык» на 20112015г.: Постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 г. –№ 492.3.О Совете по русскому языку при Правительстве Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2000 г. –№ 41.4.Чехов,А.П.Хорошая новость //Избранные произведения . В 2х т. М., 2009.5.Культура русской речи: энциклопедический словарьсправочник / под ред. Л.Ю.Иванова [и др.]. –М.: Флинта: Наука, 2003. –840 с.6.Леонтьев, Д.А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие (К обоснованию «педагогики сотрудничества») / Д.А. Леонтьев // Вестник высшей школы.–1989. –№ 11. –С. 44.7.Запесоцкий, А.С. Образование: Философия, культурология, политика/ А.С. Запесоцкий. –М.: Наука, 2003. –456 с.
LarisaMironova,candidate of philologicalSciences, associate Professor the of Russian New University branch, Tambovlarushka.m@mail.ruThe development of the culture of speech of students in the system of modern educationAbstract.The article is devoted to the study of language problems in the field of culture, language students, reveal the possibilities of effective enrichment speech, values formation attitude towards the language in the process of studying of disciplines of humanitarian cycle.Key words:speech culture, education system, training tools.
Рекомендованокпубликации:ГоревымП.М., кандидатомпедагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»