Система упражнений с грамматической направленностью при работе над безличным предложением на начальном и среднем этапах обучения русскому языку
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Архипова
Л.
В. Система упражнений с грамматической направленностью при работе над безличным предложением на начальном и среднем этапах обучения русскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S13. – С.
1–5. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14648.htm.
Аннотация. В статье представлена система подготовительных тренировочных упражнений – от имитации до построения собственных высказываний – при работе над безличными предложениями в иностранной аудитории на начальном этапе обучения. Описанная система упражнений способствует формированию грамматических навыков, необходимых для достижения автоматизации употребления безличных конструкций в речи.
Ключевые слова:
модель, безличное предложение, грамматический навык, задание, имитативные упражнения, подстановочные упражнения, репродуктивные упражнения, ситуативные упражнения, трансформационные упражнения, языковые и речевые упражнения
Текст статьи
Архипова Любовь Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии ФГБОУВПО©Тамбовский государственный технический университетª, г. Тамбовpchelkatmb@mail.ru
Система упражнений с грамматическойнаправленностью при работе надбезличным предложением на начальном и среднем этапах обучения русскомуязыку
Аннотация. В статье представлена система подготовительных тренировочных упражнений от имитации до построения собственных высказываний при работе над безличными предложениями в иностранной аудитории на начальном этапе обучения. Описанная система упражнений способствует формированию грамматических навыков, необходимых для достижения автоматизации употребления безличных конструкций в речи.Ключевые слова:безличное предложение, грамматический навык, задание, имитативные упражнения, модель, подстановочные упражнения, репродуктивные упражнения, ситуативные упражнения, трансформационные упражнения, языковые и речевые упражнения.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Усвоение структуры предложения в овладении русским языком иностранными учащимися играет решающую роль, поскольку язык реализует свою коммуникативную функцию в речи, он создает речь. Поэтому первая и важнейшая задача при обучении иностранному языку ©заключается в том, чтобы научить учащегося строить предложение по грамматическим правилам данного языка, в частности русского языкаª [10, с.174]. Иностранные учащиеся должны понять, что предложения строятся не так, как этого хочется говорящему,а по моделям, сложившимся в языке в результате его длительного развития,и что каждое предложение несет определенный смысл. Работа над грамматическим материалом, как считают методисты, должна проходить четыре этапа [5, с.188]:введение речевых образцов, наполненных конкретным грамматическим материалом, теоретические пояснения, объяснение семантики и ситуацииупотребления;формирование грамматических навыков путем автоматизации грамматических действий;включение грамматических навыков в основные виды речевой деятельности;развитие речевых умений.Этап формирования речевых грамматическихнавыков самый важный, так как именно с ним связана автоматизация грамматических действий. Конечной целью всей проводимой на уроке работы является выход учащегося в акт реальной коммуникации. На обобщающем занятии по безличным предложениям учащийся должен овладеть умением конструировать все виды предложений данного типа и пользоваться каждым из них в конкретной ситуации общения. Этого достичьневозможнобез предварительной выработки грамматических навыков использования изучаемых конструкций. Грамматические навыки являются неотъемлемыми компонентами речевой деятельности. Грамматический навык это ©автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи. Владение грамматическим навыком означает способность производить речевое действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в конкретной ситуации общения, и осуществлять правильное оформление речевой единицы с соблюдением норм языкаª [6]. Цель практической работы по созданию грамматических навыков формирование умения строить неограниченное количество осмысленных и грамматически правильно оформленных коммуникативных единиц с заданным смыслом, достижениеавтоматизации их употребления.Как известно, грамматические навыки учащегося подразделяются на языковые и речевые (коммуникативные). Под языковыми грамматическими навыками понимают навыки по образованию отдельных грамматических форм и структур в соответствии с лингвистическими правилами с учетом парадигматических отношений, т.е. вне коммуникации. Под речевыми грамматическими навыками понимают автоматизированное употребление грамматических явлений в речи, в основе которого лежат стереотипные речевые связи и способность проявления их в разных видах деятельности [8, с.124]. Они взаимообусловлены и взаимосвязаны. Искажение смысла высказывания, а порой и его потеря, свидетельствует об отсутствии выработки языковых навыков у студента.Основным фактором, обусловливающим успех обучения речевой деятельности, являются упражнения, только в них развиваются и совершенствуются речевые навыки. Поэтому задача преподавателя организовать систему тренировочных упражнений, различных по своим целям, степени сложности,и расположить их в определенной последовательности, что обеспечит не только постепенное усложнение действий с языковым материалом, но и увеличение степени самостоятельности учащегося [2, с.122]. Иными словами, в системе упражнений должны наличествовать задания от простой имитации до создания самостоятельных высказываний на заданную тему. Недостаточное внимание к грамматическому аспекту при изучении безличных предложений ведет к загрязнению речи учащихся, их многочисленным ошибкам при самостоятельном построении высказываний с использованием данного типа конструкций и, следовательно, затрудняет нормальное общение на русском языке.Тренировочная (подготовительная) работа по освоению конструкций безличных предложений начинается после ознакомления студентов с их основными моделями и особенностями функционирования в речи [подробнее см. 1, с.3334]. Выбор синтаксических структур определяет последовательность введения и закрепления той или иной модели предложения.Основой построения системы упражненийс грамматической направленностью должны стать стадии становления речевых навыков стадия имитации модели, интенсивного повторения речевого образца, генерализация модели, объединения нового со старым [7, с. 87].Остановимся на выделяемых в методике видах подготовительных упражнений [3, с.2529] и представим некоторые их образцы, которые можно использовать при работе над безличным предложением.Имитативныеупражнениязаключают в себе действие по аналогии,в нихисключен элемент самостоятельного творчества, новый материал учащийся находит ©в готовом видеª. В то же время они имеют коммуникативную направленность и не носят сугубо формальный характер.Упражнения данного вида играют важную роль в становлении процесса говорения, поскольку помогают осмыслить и запомнить новый материал. Именно поэтому преподаватель должен начинать тренировку каждой конструкции с большого количества имитативных упражнений.Они не вызывают затруднений у студентов, создают атмосферу общения, ощущения ©свободногоª владения новой формой.Эти упражнения могут быть представлены следующим видами заданий:Задание: Выразите свое согласие.1. Летом в нашем парке очень красиво? 2. Сегодня на улице тихо? 3. Вчера на улице было ветрено? 4. На улице жарко? 5. Сегодня свежо утром? 5. В общежитии шумно? 6. В вашей комнате светло? 7. Летом в России жарко? 8. Зимой в России холодно?1. Вам интересно учиться? 2. Вам интересно слушать рассказы о России? 3. Вам трудно было привыкать к самостоятельности? 4. Вам радостно будет увидеть ваших старых друзей? 5. Вам трудно изучать русский язык? 6. Вам трудно рассказывать тексты по физике? 7. Вам скучно? 8. Вам весело? 9. Ваминтересно? 10. Вам плохо? 11. Вам больно?Задание: Скажите, что вы испытываете то же самое состояние, что и ваш собеседник.Модель:Мне интересно учиться. Мне тоже интересно учиться.1. Мне скучно без дел. 2. Ему тяжело говорить об этом. 3. Мне душно здесь. 4. Ей легко учиться на подготовительном факультете. 5. Луису приятно вспоминать свою студенческую жизнь. 6. Марте было скучно на вечеринке. 7. Анне хорошо тут. 8. Нам очень жарко.Задание:Уточните информацию.Модель:Сегодня прохладно. Как сегодня? Прохладно?1. Сегодня солнечно. 2. Сегодня туманно. 3. Сегодня дождливо. 4. Вчера было ветрено. 5. Вчера было тепло. 6. Завтра будет жарко. 7. Завтра будет холодно. 8. Завтра будет пасмурно. Подстановочныеупражнения увеличивают способность к репродукции на основе аналогии.Это упражнения с модификацией подставляемого элемента,т.е. на подстановку другой лексической единицы, но употребляемой в той же форме. По предлагаемому образцу учащиеся должны включить в тренируемую конструкцию на месте пропуска другую лексическую единицу. Чтобы задание не носило чисто механический характер, можно предложить студентам выбрать нужный вариант из нескольких предложенных (по принципу тестов). У этих упражненийзаданиямогут быть следующего типа: Задание: Вставьте вместо точек слова, данные в скобках. 1. Город Москва очень … . В городе Москве очень … (красивый красиво). 2. Эта улица … . На улице … (тихая тихо). 3. Ганс … рассказчик. Мне здесь просто … (замечательный замечательно). 4. Сегодня … день. Вчера тоже было … (пасмурный пасмурно). 5. Какая … аудитория. В аудитории … (шумная шумно). 6. Мне … учиться. У меня будет … профессия (интересная интересно). 7. Лето в России … . Летом в России … (жаркое жарко). 8. Утро сегодня … . Сегодня утром … (свежее свежо).Задание: Вставьте вместо точек отрицательные местоимения и наречия.1.Почему ты стоишь и не открываешь дверь?Мне … открыть дверь: я потерял свои ключи.2.Почему вы стоите?Мне … сесть: все места заняты.3.Сейчас мне … вас везти: сын уехал на машине к приятелю.
Через час он вернется, и тогда пожалуйста.4.Скажи, на концерте было много народу?Очень много. … было сидеть.5.Пересядьте, пожалуйста, куданибудь на другое место.С удовольствием, но, кажется, пересесть …, все места заняты.6.
Как! Он не сдал последний экзамен?
Тут … удивляться. Он долго болел.7.
Вы посмотрели новый фильм. Этот фильм смешной?
Нет, там … смеяться.Задание. Дополните предложения, используя конструкции со словами должен, нужно, пришлосьи данныев скобках слова (для обозначения действующего лица).Модель:Я забыл в аудитории телефон, и … вернуться (я). Я забыл в аудитории телефон, имне пришлось вернуться.1. … много работать, чтобы хорошо сдать экзамен (ты). 2. … отдохнуть, вы очень много работаете (вы). 3. … позвонить ему сегодня, завтра он уже уедет (ты). 4. Мы уезжаем сегодня вечером, в понедельник … в Воронеже (мы). 5. К сожалению, …отказаться от поездки в Киев (я). 6. … взять такси, хотя собиралась ехать на автобусе (она). 7. На улице шел дождь, и … вернуться назад, чтобы взять зонт (я). 8. Завтра у нас контрольная работа, и вечером … повторять весь пройденных материал.Трансформационные упражнения предполагают изменение конструкции в зависимости от изменившегося коммуникативного задания или ситуации. При этом изменение подсказывается учащемуся, а упражнение выполняется с опорой на речевой образец. Упражнения данного вида способствуют правильному выбору конструкций и форм слова, формируют перенос знаний и навыков в новые ситуации общения.Задание. Согласитесь с вашим собеседником. Модель:Погода сегодня солнечная. Да, сегодня солнечно.1. Погода сегодня дождливая . 2. Погода сегодня ветреная . 3. Погода сегодня прохладная. 4. Сегодня тёплая погода. 5. Сегодняжаркий день. 6. Сегодня морозное утро. 7. Сегодня холодный вечер.Задание. Трансформируйте сложные предложения в простые по образцу.Модель:1. У меня нет времени, чтобы играть в компьютерные игры. Мне некогда играть в компьютерные игры. 2. У меня не было времени, чтобы играть в компьютерные игры.Мне некогда было играть в компьютерные игры. 3. У меня не будет времени, чтобы играть в компьютерные игры. Мне некогда будет играть в компьютерные игры.1. У меня нет времени, чтобы убрать в комнате. 2. У меня нет времени, чтобы приготовить ужин. 3. У меня нет времени, чтобы сейчас говорить по телефону. 4. У меня нет времени, чтобы отнести вещи в химчистку. 5. У меня нет времени, чтобы погулять в парке. 6. У меня нет времени, чтобы сходить в магазин.Задание.Измените предложения по образцу.Модель:Андрей всегда играет один, онни с кем не играет. Андрею не скем играть: все ребята старше его.1.Виктор пока никому не рассказывал о футбольном матче:отец еще не вернулся с работы, а брат все время сидит в Интернете.2.Марина ни с кем не танцует, ей скучно,потому что она пришла на вечер одна.3.Я ничего не читаю уже несколько дней,поэтому я пойду сегодня в библиотеку.4.Туристы очень устали, ноони ни о чем не жалели. …,потому что поездка была очень интересная.Задание. Замените личные предложения безличными. Объясните, как изменится смысл предложения.а)1. Он ни к кому не ходил. 2. Мы никуда не поедем на каникулах. 3. Она ни с кем не говорила об этом. 4. Я ни от кого не получаю подарков. 5. Он ничего не делает. 6. Я ничего не сказала. 7. Никто не пошел за продуктами. 8. Я ни о чем с ним не говорил.б)1. Ирина завтра не будет на лекции. 2. Марсель не был вчера на математике? 3. Вчера я не был в университете. 4. Завтра Николай Петрович не будет на работе. 5. Вчера наша группа не была на концерте. 6. Мария и Марта не были на вечеринке. 7. Мои друзья не будут на встрече с писателем.Задание.Измените предложения так, чтобы они выражали:а)нежелание совершить действие;б) ненужность совершения действия;в) отсутствие необходимости его совершения.Модель:а) Вероника хочет пойти в парк. Вероникене хочется идтив парк.б)Имеет смысл закончить работу сегодня. Не стоит заканчиватьработу сегодня.в) Вам нужно купить учебник. Вамне нужно покупатьучебник.а)1. Они хотят взять с собой видеокамеру. 2. Виктор решил посоветоваться с другом. 3. Марина собиралась позвонить вам утром. 4. Марсель решил сегодня пойти на концерт. 5. Они хотят встретиться с вами. 6. Он хочет отдохнуть. 6. Сестра собирается съездить в Москву.б)1. Мне кажется, вам имеет смысл прочитать эту статью. 2. Вероятно, имеет смысл студентам сходить на открытие выставки. Я думаю, тебе стоит поехать отдохнуть. 4. Помоему, ребенка следует показать врачу. 5. Вам следует заняться плаванием. 6. Нам кажется, имеет смысл эксперимент повторить.в)1. Вам нужно выступить с докладом на конференции. 2. Вам нужно доложить обо всем декану. 3. Ей надо подготовить к концерту художественный номер. 4. Ему надо пересдать экзамен по физике. 5. Завтра нам надо рано встать. 6.Мне нужно к уроку истории законспектировать одну статью.Репродуктивные упражнения близки к речевым. Онинаправлены на продуцирование высказываний с использованием тренируемой формы, иначе говоря, это изолированное и самостоятельное употребление усвоенноймодели. Вопросноответные задания это элементарный вид таких упражнений. В своих ответах на вопросы студенты обязательнодолжныиспользовать изучаемые безличные конструкции. Основой данного вида упражнений может служить и небольшой текст или диалог, прочитанный или прослушанный несколько раз.Задание. Попросите у вашего товарища нужную вам вещь. Объясните, почему вы это делаете.Модель:Анри, можно взять твою ручку? Мне надо записать телефон.Вам нужны:словарь, дисконтная карта, телефон, калькулятор, тетрадь, конспект лекции по химии, справочник, карта.Задание.Напишите, кому можно подарить эти вещи. Объясните, почему вы так думаете.Модель: Хуан новый музыкальный дискПомоему, Хуану можно подарить новый музыкальный диск, потому что он любит слушать музыку.Кармен коробка конфет; бабушка теплые носки; сестра ноутбук; братмобильный телефон; Карлос русскоиспанский словарь; Отец зимние перчатки; другкинокамера; преподаватель цветы.Задание.Ответьте на вопросы по образцу.Модель:Вы уже обедали?Нет, надо (нужно, стоит) пойти пообедать.1. В киоске продается новый англорусский словарь. Вы уже купили? 2. Расписание изменилось. Вы уже узнали новое? 3. Оказывается, Виктора положили в больницу. Вы уже были у него? 4. Завтра Николай уезжает в командировку. Вы уже сходили к нему? 5.Завтра в клубе состоится показ нового фильма ©Сталинградª. Ты уже смотрел этот фильм? 6. Недалеко от музыкального института стоит памятник Рахманинову. Вы уже видели его?Задание.Ответьте на вопросы, используя отрицательные местоимения.а)Модель:Ктонибудьуберет коридор? Боюсь, что коридор убирать некому, потому что уборщица заболела.1.Сегодня Вика возвращается из дома отдыха. Ктонибудь встретит ее?2.Ктонибудь пойдет сегодня к Игорю в больницу?3.Марта, ты очень хорошо написала сочинение. Тебе ктонибудь помогал?4.У нас закончился хлеб. Может быть, ктонибудь сходит в магазин?б)Модель:Вера, поговори очемнибудьс девочкой, ей скучно.Мнене о чемс ней говорить, потому что я ее совсем не знаю.1.
Вы уже когонибудь пригласили на концерт?2.
Вы придете? А с кем вы оставите ребенка?3.
Вы поедете куданибудь отдыхать летом?4.Вы можете предложить мне чтонибудь почитать?Задание.Посоветуйте, что нужно сделать этим людям, если:
1. Андрей плохо себя чувствует. 2. Виктор хочет посмотреть новый номер ©Вокруг светаª. 4. Мария плохо написала контрольную работу. 5.Франк не знает, когда будет зачёт по химии. 6.Томас хочет поздравить свою девушку с днём рожденья. 7. Марина хочет поехать в Испанию,но она не знает испанского языка. 8. Ваш сосед потерял ключи. 9. Ваш знакомый хочет поехать за границу.Задание. Напишите, что они вынуждены сделать в следующих ситуациях.1.Они опоздали на поезд, и ... .2.Я опаздывала на самолет, и ... . 3.У нас сломался телевизор, ... . 4.К вечеру у ребенка поднялась температура, ... . 5.По дороге на дачу наша машина сломалась, ... . 6.Вероника плохо сдала последний экзамен, ... . 7.Мария забыла в аудитории свой телефон, ... .Комбинационные упражнения [Иевлева 2008:27] предполагают конструирование нового текста. Исходным материалом для создания нового текста может служить диалог или монологическая речь. Выполняя задание преподавателя, студент должен заново создавать текст, используя в нем изучаемое языковое явление. При работе с диалогами необходимо вспомнить и повторить способы замены прямой речикосвенной.Задание.Передайте содержание услышанного разговора в форме монолога.(Разговаривают 2 друга.)Ты приготовил рассказ о своем родном городе? Нет, у меня вчера совсем не было свободного времени. Что мне делать теперь, я не знаю. Придется пропускать занятие.
Система упражнений с грамматическойнаправленностью при работе надбезличным предложением на начальном и среднем этапах обучения русскомуязыку
Аннотация. В статье представлена система подготовительных тренировочных упражнений от имитации до построения собственных высказываний при работе над безличными предложениями в иностранной аудитории на начальном этапе обучения. Описанная система упражнений способствует формированию грамматических навыков, необходимых для достижения автоматизации употребления безличных конструкций в речи.Ключевые слова:безличное предложение, грамматический навык, задание, имитативные упражнения, модель, подстановочные упражнения, репродуктивные упражнения, ситуативные упражнения, трансформационные упражнения, языковые и речевые упражнения.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Усвоение структуры предложения в овладении русским языком иностранными учащимися играет решающую роль, поскольку язык реализует свою коммуникативную функцию в речи, он создает речь. Поэтому первая и важнейшая задача при обучении иностранному языку ©заключается в том, чтобы научить учащегося строить предложение по грамматическим правилам данного языка, в частности русского языкаª [10, с.174]. Иностранные учащиеся должны понять, что предложения строятся не так, как этого хочется говорящему,а по моделям, сложившимся в языке в результате его длительного развития,и что каждое предложение несет определенный смысл. Работа над грамматическим материалом, как считают методисты, должна проходить четыре этапа [5, с.188]:введение речевых образцов, наполненных конкретным грамматическим материалом, теоретические пояснения, объяснение семантики и ситуацииупотребления;формирование грамматических навыков путем автоматизации грамматических действий;включение грамматических навыков в основные виды речевой деятельности;развитие речевых умений.Этап формирования речевых грамматическихнавыков самый важный, так как именно с ним связана автоматизация грамматических действий. Конечной целью всей проводимой на уроке работы является выход учащегося в акт реальной коммуникации. На обобщающем занятии по безличным предложениям учащийся должен овладеть умением конструировать все виды предложений данного типа и пользоваться каждым из них в конкретной ситуации общения. Этого достичьневозможнобез предварительной выработки грамматических навыков использования изучаемых конструкций. Грамматические навыки являются неотъемлемыми компонентами речевой деятельности. Грамматический навык это ©автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи. Владение грамматическим навыком означает способность производить речевое действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в конкретной ситуации общения, и осуществлять правильное оформление речевой единицы с соблюдением норм языкаª [6]. Цель практической работы по созданию грамматических навыков формирование умения строить неограниченное количество осмысленных и грамматически правильно оформленных коммуникативных единиц с заданным смыслом, достижениеавтоматизации их употребления.Как известно, грамматические навыки учащегося подразделяются на языковые и речевые (коммуникативные). Под языковыми грамматическими навыками понимают навыки по образованию отдельных грамматических форм и структур в соответствии с лингвистическими правилами с учетом парадигматических отношений, т.е. вне коммуникации. Под речевыми грамматическими навыками понимают автоматизированное употребление грамматических явлений в речи, в основе которого лежат стереотипные речевые связи и способность проявления их в разных видах деятельности [8, с.124]. Они взаимообусловлены и взаимосвязаны. Искажение смысла высказывания, а порой и его потеря, свидетельствует об отсутствии выработки языковых навыков у студента.Основным фактором, обусловливающим успех обучения речевой деятельности, являются упражнения, только в них развиваются и совершенствуются речевые навыки. Поэтому задача преподавателя организовать систему тренировочных упражнений, различных по своим целям, степени сложности,и расположить их в определенной последовательности, что обеспечит не только постепенное усложнение действий с языковым материалом, но и увеличение степени самостоятельности учащегося [2, с.122]. Иными словами, в системе упражнений должны наличествовать задания от простой имитации до создания самостоятельных высказываний на заданную тему. Недостаточное внимание к грамматическому аспекту при изучении безличных предложений ведет к загрязнению речи учащихся, их многочисленным ошибкам при самостоятельном построении высказываний с использованием данного типа конструкций и, следовательно, затрудняет нормальное общение на русском языке.Тренировочная (подготовительная) работа по освоению конструкций безличных предложений начинается после ознакомления студентов с их основными моделями и особенностями функционирования в речи [подробнее см. 1, с.3334]. Выбор синтаксических структур определяет последовательность введения и закрепления той или иной модели предложения.Основой построения системы упражненийс грамматической направленностью должны стать стадии становления речевых навыков стадия имитации модели, интенсивного повторения речевого образца, генерализация модели, объединения нового со старым [7, с. 87].Остановимся на выделяемых в методике видах подготовительных упражнений [3, с.2529] и представим некоторые их образцы, которые можно использовать при работе над безличным предложением.Имитативныеупражнениязаключают в себе действие по аналогии,в нихисключен элемент самостоятельного творчества, новый материал учащийся находит ©в готовом видеª. В то же время они имеют коммуникативную направленность и не носят сугубо формальный характер.Упражнения данного вида играют важную роль в становлении процесса говорения, поскольку помогают осмыслить и запомнить новый материал. Именно поэтому преподаватель должен начинать тренировку каждой конструкции с большого количества имитативных упражнений.Они не вызывают затруднений у студентов, создают атмосферу общения, ощущения ©свободногоª владения новой формой.Эти упражнения могут быть представлены следующим видами заданий:Задание: Выразите свое согласие.1. Летом в нашем парке очень красиво? 2. Сегодня на улице тихо? 3. Вчера на улице было ветрено? 4. На улице жарко? 5. Сегодня свежо утром? 5. В общежитии шумно? 6. В вашей комнате светло? 7. Летом в России жарко? 8. Зимой в России холодно?1. Вам интересно учиться? 2. Вам интересно слушать рассказы о России? 3. Вам трудно было привыкать к самостоятельности? 4. Вам радостно будет увидеть ваших старых друзей? 5. Вам трудно изучать русский язык? 6. Вам трудно рассказывать тексты по физике? 7. Вам скучно? 8. Вам весело? 9. Ваминтересно? 10. Вам плохо? 11. Вам больно?Задание: Скажите, что вы испытываете то же самое состояние, что и ваш собеседник.Модель:Мне интересно учиться. Мне тоже интересно учиться.1. Мне скучно без дел. 2. Ему тяжело говорить об этом. 3. Мне душно здесь. 4. Ей легко учиться на подготовительном факультете. 5. Луису приятно вспоминать свою студенческую жизнь. 6. Марте было скучно на вечеринке. 7. Анне хорошо тут. 8. Нам очень жарко.Задание:Уточните информацию.Модель:Сегодня прохладно. Как сегодня? Прохладно?1. Сегодня солнечно. 2. Сегодня туманно. 3. Сегодня дождливо. 4. Вчера было ветрено. 5. Вчера было тепло. 6. Завтра будет жарко. 7. Завтра будет холодно. 8. Завтра будет пасмурно. Подстановочныеупражнения увеличивают способность к репродукции на основе аналогии.Это упражнения с модификацией подставляемого элемента,т.е. на подстановку другой лексической единицы, но употребляемой в той же форме. По предлагаемому образцу учащиеся должны включить в тренируемую конструкцию на месте пропуска другую лексическую единицу. Чтобы задание не носило чисто механический характер, можно предложить студентам выбрать нужный вариант из нескольких предложенных (по принципу тестов). У этих упражненийзаданиямогут быть следующего типа: Задание: Вставьте вместо точек слова, данные в скобках. 1. Город Москва очень … . В городе Москве очень … (красивый красиво). 2. Эта улица … . На улице … (тихая тихо). 3. Ганс … рассказчик. Мне здесь просто … (замечательный замечательно). 4. Сегодня … день. Вчера тоже было … (пасмурный пасмурно). 5. Какая … аудитория. В аудитории … (шумная шумно). 6. Мне … учиться. У меня будет … профессия (интересная интересно). 7. Лето в России … . Летом в России … (жаркое жарко). 8. Утро сегодня … . Сегодня утром … (свежее свежо).Задание: Вставьте вместо точек отрицательные местоимения и наречия.1.Почему ты стоишь и не открываешь дверь?Мне … открыть дверь: я потерял свои ключи.2.Почему вы стоите?Мне … сесть: все места заняты.3.Сейчас мне … вас везти: сын уехал на машине к приятелю.
Через час он вернется, и тогда пожалуйста.4.Скажи, на концерте было много народу?Очень много. … было сидеть.5.Пересядьте, пожалуйста, куданибудь на другое место.С удовольствием, но, кажется, пересесть …, все места заняты.6.
Как! Он не сдал последний экзамен?
Тут … удивляться. Он долго болел.7.
Вы посмотрели новый фильм. Этот фильм смешной?
Нет, там … смеяться.Задание. Дополните предложения, используя конструкции со словами должен, нужно, пришлосьи данныев скобках слова (для обозначения действующего лица).Модель:Я забыл в аудитории телефон, и … вернуться (я). Я забыл в аудитории телефон, имне пришлось вернуться.1. … много работать, чтобы хорошо сдать экзамен (ты). 2. … отдохнуть, вы очень много работаете (вы). 3. … позвонить ему сегодня, завтра он уже уедет (ты). 4. Мы уезжаем сегодня вечером, в понедельник … в Воронеже (мы). 5. К сожалению, …отказаться от поездки в Киев (я). 6. … взять такси, хотя собиралась ехать на автобусе (она). 7. На улице шел дождь, и … вернуться назад, чтобы взять зонт (я). 8. Завтра у нас контрольная работа, и вечером … повторять весь пройденных материал.Трансформационные упражнения предполагают изменение конструкции в зависимости от изменившегося коммуникативного задания или ситуации. При этом изменение подсказывается учащемуся, а упражнение выполняется с опорой на речевой образец. Упражнения данного вида способствуют правильному выбору конструкций и форм слова, формируют перенос знаний и навыков в новые ситуации общения.Задание. Согласитесь с вашим собеседником. Модель:Погода сегодня солнечная. Да, сегодня солнечно.1. Погода сегодня дождливая . 2. Погода сегодня ветреная . 3. Погода сегодня прохладная. 4. Сегодня тёплая погода. 5. Сегодняжаркий день. 6. Сегодня морозное утро. 7. Сегодня холодный вечер.Задание. Трансформируйте сложные предложения в простые по образцу.Модель:1. У меня нет времени, чтобы играть в компьютерные игры. Мне некогда играть в компьютерные игры. 2. У меня не было времени, чтобы играть в компьютерные игры.Мне некогда было играть в компьютерные игры. 3. У меня не будет времени, чтобы играть в компьютерные игры. Мне некогда будет играть в компьютерные игры.1. У меня нет времени, чтобы убрать в комнате. 2. У меня нет времени, чтобы приготовить ужин. 3. У меня нет времени, чтобы сейчас говорить по телефону. 4. У меня нет времени, чтобы отнести вещи в химчистку. 5. У меня нет времени, чтобы погулять в парке. 6. У меня нет времени, чтобы сходить в магазин.Задание.Измените предложения по образцу.Модель:Андрей всегда играет один, онни с кем не играет. Андрею не скем играть: все ребята старше его.1.Виктор пока никому не рассказывал о футбольном матче:отец еще не вернулся с работы, а брат все время сидит в Интернете.2.Марина ни с кем не танцует, ей скучно,потому что она пришла на вечер одна.3.Я ничего не читаю уже несколько дней,поэтому я пойду сегодня в библиотеку.4.Туристы очень устали, ноони ни о чем не жалели. …,потому что поездка была очень интересная.Задание. Замените личные предложения безличными. Объясните, как изменится смысл предложения.а)1. Он ни к кому не ходил. 2. Мы никуда не поедем на каникулах. 3. Она ни с кем не говорила об этом. 4. Я ни от кого не получаю подарков. 5. Он ничего не делает. 6. Я ничего не сказала. 7. Никто не пошел за продуктами. 8. Я ни о чем с ним не говорил.б)1. Ирина завтра не будет на лекции. 2. Марсель не был вчера на математике? 3. Вчера я не был в университете. 4. Завтра Николай Петрович не будет на работе. 5. Вчера наша группа не была на концерте. 6. Мария и Марта не были на вечеринке. 7. Мои друзья не будут на встрече с писателем.Задание.Измените предложения так, чтобы они выражали:а)нежелание совершить действие;б) ненужность совершения действия;в) отсутствие необходимости его совершения.Модель:а) Вероника хочет пойти в парк. Вероникене хочется идтив парк.б)Имеет смысл закончить работу сегодня. Не стоит заканчиватьработу сегодня.в) Вам нужно купить учебник. Вамне нужно покупатьучебник.а)1. Они хотят взять с собой видеокамеру. 2. Виктор решил посоветоваться с другом. 3. Марина собиралась позвонить вам утром. 4. Марсель решил сегодня пойти на концерт. 5. Они хотят встретиться с вами. 6. Он хочет отдохнуть. 6. Сестра собирается съездить в Москву.б)1. Мне кажется, вам имеет смысл прочитать эту статью. 2. Вероятно, имеет смысл студентам сходить на открытие выставки. Я думаю, тебе стоит поехать отдохнуть. 4. Помоему, ребенка следует показать врачу. 5. Вам следует заняться плаванием. 6. Нам кажется, имеет смысл эксперимент повторить.в)1. Вам нужно выступить с докладом на конференции. 2. Вам нужно доложить обо всем декану. 3. Ей надо подготовить к концерту художественный номер. 4. Ему надо пересдать экзамен по физике. 5. Завтра нам надо рано встать. 6.Мне нужно к уроку истории законспектировать одну статью.Репродуктивные упражнения близки к речевым. Онинаправлены на продуцирование высказываний с использованием тренируемой формы, иначе говоря, это изолированное и самостоятельное употребление усвоенноймодели. Вопросноответные задания это элементарный вид таких упражнений. В своих ответах на вопросы студенты обязательнодолжныиспользовать изучаемые безличные конструкции. Основой данного вида упражнений может служить и небольшой текст или диалог, прочитанный или прослушанный несколько раз.Задание. Попросите у вашего товарища нужную вам вещь. Объясните, почему вы это делаете.Модель:Анри, можно взять твою ручку? Мне надо записать телефон.Вам нужны:словарь, дисконтная карта, телефон, калькулятор, тетрадь, конспект лекции по химии, справочник, карта.Задание.Напишите, кому можно подарить эти вещи. Объясните, почему вы так думаете.Модель: Хуан новый музыкальный дискПомоему, Хуану можно подарить новый музыкальный диск, потому что он любит слушать музыку.Кармен коробка конфет; бабушка теплые носки; сестра ноутбук; братмобильный телефон; Карлос русскоиспанский словарь; Отец зимние перчатки; другкинокамера; преподаватель цветы.Задание.Ответьте на вопросы по образцу.Модель:Вы уже обедали?Нет, надо (нужно, стоит) пойти пообедать.1. В киоске продается новый англорусский словарь. Вы уже купили? 2. Расписание изменилось. Вы уже узнали новое? 3. Оказывается, Виктора положили в больницу. Вы уже были у него? 4. Завтра Николай уезжает в командировку. Вы уже сходили к нему? 5.Завтра в клубе состоится показ нового фильма ©Сталинградª. Ты уже смотрел этот фильм? 6. Недалеко от музыкального института стоит памятник Рахманинову. Вы уже видели его?Задание.Ответьте на вопросы, используя отрицательные местоимения.а)Модель:Ктонибудьуберет коридор? Боюсь, что коридор убирать некому, потому что уборщица заболела.1.Сегодня Вика возвращается из дома отдыха. Ктонибудь встретит ее?2.Ктонибудь пойдет сегодня к Игорю в больницу?3.Марта, ты очень хорошо написала сочинение. Тебе ктонибудь помогал?4.У нас закончился хлеб. Может быть, ктонибудь сходит в магазин?б)Модель:Вера, поговори очемнибудьс девочкой, ей скучно.Мнене о чемс ней говорить, потому что я ее совсем не знаю.1.
Вы уже когонибудь пригласили на концерт?2.
Вы придете? А с кем вы оставите ребенка?3.
Вы поедете куданибудь отдыхать летом?4.Вы можете предложить мне чтонибудь почитать?Задание.Посоветуйте, что нужно сделать этим людям, если:
1. Андрей плохо себя чувствует. 2. Виктор хочет посмотреть новый номер ©Вокруг светаª. 4. Мария плохо написала контрольную работу. 5.Франк не знает, когда будет зачёт по химии. 6.Томас хочет поздравить свою девушку с днём рожденья. 7. Марина хочет поехать в Испанию,но она не знает испанского языка. 8. Ваш сосед потерял ключи. 9. Ваш знакомый хочет поехать за границу.Задание. Напишите, что они вынуждены сделать в следующих ситуациях.1.Они опоздали на поезд, и ... .2.Я опаздывала на самолет, и ... . 3.У нас сломался телевизор, ... . 4.К вечеру у ребенка поднялась температура, ... . 5.По дороге на дачу наша машина сломалась, ... . 6.Вероника плохо сдала последний экзамен, ... . 7.Мария забыла в аудитории свой телефон, ... .Комбинационные упражнения [Иевлева 2008:27] предполагают конструирование нового текста. Исходным материалом для создания нового текста может служить диалог или монологическая речь. Выполняя задание преподавателя, студент должен заново создавать текст, используя в нем изучаемое языковое явление. При работе с диалогами необходимо вспомнить и повторить способы замены прямой речикосвенной.Задание.Передайте содержание услышанного разговора в форме монолога.(Разговаривают 2 друга.)Ты приготовил рассказ о своем родном городе? Нет, у меня вчера совсем не было свободного времени. Что мне делать теперь, я не знаю. Придется пропускать занятие.