Значение фразеологических единиц в раскрытии идейной тематики романа В. Максимова «Прощание из ниоткуда»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Самокрутова Л. В., Ильинский А. А. Значение фразеологических единиц в раскрытии идейной тематики романа В. Максимова «Прощание из ниоткуда» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S13. – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14669.htm.
Аннотация. В данной статье анализируются особенности когнитивного подхода в исследовании фразеологических единиц, позволяющие наиболее полно и эффективно рассмотреть внутренний механизм формирования определенных линий повествования, развития темы, составляющих сложную целостность художественного произведения. Прослеживается отражение особенностей мировоззрения писателя в языке его произведения, в частности в выборе фразеологических единиц, имеющих определенное функциональное назначение.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Самокрутова Людмила Вениаминовна,кандидат педагогических наук, профессор кафедрырусской филологии ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбовsoroka5@mail.ru

Ильинский Алексей Александрович,кандидат филологических наук, преподаватель русского языка и литературы,ТОГБОУ «Бизнесколледж», г. Тамбовfilolog1978@yandex.ru

Значение фразеологических единиц в раскрытии идейной тематики романа В. Максимова «Прощание из ниоткуда»

Аннотация.В данной статье анализируются особенности когнитивного подхода в исследовании фразеологических единиц, позволяющие наиболее полно и эффективно рассмотреть внутренний механизм формирования определенных линий повествования, развития темы, составляющих сложную целостность художественного произведения. Прослеживается отражение особенностей мировоззрения писателя в языке его произведения, в частности в выборе фразеологических единиц, имеющих определенное функциональное назначение.Ключевые слова:фразеологическая единица, фреймовые поля, когнитивный подход, концепт, фрейм,фреймовая семантика, концептуальный анализ,когнитивная функция.Раздел:(05) филология; искусствоведение; культурология.

Анализ идейнотематического содержания художественного текста неразрывно связан с рассмотрением действующих лиц произведения. В романе В. Максимова «Прощание из ниоткуда»1, с. 1система действующих лиц представлена в контексте ретроспекции повествования, что обусловливает специфику изучения языковой характеристики последних. Наиболее полно такое исследование можно провести в рамках когнитивного подхода, в частности при исследовании пропозициональной структуры фразеологических единиц (ФЕ) как способа концептуальной организации авторского знания и его выражения в образах действующих лиц.Когнитивный подход позволяет определить закономерности художественного мышления писателя посредством расшифровки закодированных в языковом знаке концептов знаний в контексте идейнотематических задач повествования. Исследование ментальных репрезентаций человеческого сознания, выраженных фразеологическими единицами, позволяет увидеть природу мышления писателя и в соответствии с ним особенность идейнотематического содержания произведения. Идейнотематическое содержание является организующим средством элементов языковой структуры литературного произведения. ФЕ –одно из главных языковых средств, позволяющих постигнуть закономерности создания структур идейнотематического содержания произведения. С точки зрения когнитивистики, фразеологизмы, участвующие в реализации идейнотематической концепции повествования, могут быть исследованы с помощью анализа фреймовой семантики ФЕ, участвующих в создании образов действующих лиц.Так, при характеристике персонажа со стороны других действующих лиц автор использует ФЕ «без царя в голове».