Перспективные подходы к развитию интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Трикозенко
И.
В. Перспективные подходы к развитию интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S13. – С.
136–140. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14675.htm.
Аннотация. В работе с одаренными детьми основополагающим представляется индивидуальный подход, создание информативной, креативной, технически- и психологически-комфортной образовательной среды. Внимание к внутреннему миру ребенка, умение «видеть» его возможности обеспечивают эффективность деятельности педагога.
Текст статьи
Трикозенко Ирина Витальевна,кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова», г.Тамбовtrikirina@yandex.ru
Перспективные подходы к развитию интеллектуального и творческогопотенциала одаренных детей
Аннотация.В работе с одаренными детьми основополагающим представляется индивидуальный подход, созданиеинформативной, креативной, техническии психологическикомфортной образовательной среды. Внимание к внутреннему миру ребенка, умение «видеть» его возможности обеспечивают эффективность деятельности педагога.Ключевые слова:ускорение, обогащение, междисциплинарное обучение, творческий подход.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний. Для ее выполнения необходима мобилизация ученых и педагогов по подготовке личности, способной интегрировать в современном высокотехнологичном мире знания и информацию, ибо главным двигателем прогресса на современном этапе развития общества признается комплексный подход «наука–технология–инновация», а современный специалист, работающий в той или иной сфере деятельности, должен обладать ценными знаниями и способностью их применять.Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы развития таких детей определяются «уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной и психомоторной деятельности».Потенциальная одаренность –это лишь своеобразное «обещание на будущее». Определенные психические возможности ребенка («хороший потенциал») позволяют опытному педагогу или психологупрогнозировать будущие высокие достижения в какомлибо виде деятельности. Способности ребенка еще не сформированы в должной мере, а его достижения на данном этапе развития не только не являются исключительными, но могут даже отставать от нормативных. Для развития потенциальных возможностей требуются благоприятные условия и помощь со стороны взрослых, в противном случае, потенциал останется нереализованным. На необходимость выделения потенциальной одаренности указывали многие исследователи. Процесс раскрытия потенциала может занимать длительный период. К.Г. Юнг отмечал, что такую «латентную»одаренность чрезвычайно сложно распознать, а попытки сделать это лишь на основании отдельных признаков часто приводят к серьезным ошибкам.Выдающийся отечественный генетик В. П. Эфроимсон предлагал дифференцировать «потенциальных», «развившихся» и «реализовавшихся» гениев. Согласно его данным, частота появления потенциальных гениев у разных народов приблизительно одинакова и оценивается соотношением 1:1000. По мнению Эфроимсона, даже в наш век, когда среднее (и очень часто высшее) образование становится повсеместным, успеха на этом тернистом пути удается достичь лишь одному человеку из десяти миллионов.Выявление потенциальной одаренности (особенноранних форм) представляет собой очень сложную задачу, поскольку речь идет еще о несформировавшейся системе способностей. Для ее решения необходимы новые методы выявления, обучения и развития одаренных детей. Заметить явную одаренностьнетрудно, поскольку она сама «бросается в глаза». Высокие достижения ребенка, как правило, в этих случаях очевидны для окружающих. Он можетдемонстрировать их даже в неблагоприятных условиях. Скрытую форму одаренности сложно выявить даже опытному специалисту в области психологической диагностики способностей. Ее проявления в деятельности ребенка нетипичны, слабо выражены, замаскированы. Вследствие этого резко увеличивается число ошибочных заключений об одаренности ребенка, а, следовательно, и ошибочных прогнозов относительно его дальнейшей судьбы. В «гадком утенке»трудно разглядеть будущего «прекрасного лебедя».Многие исследователи отмечают,что значительное число выдающихся людей в детстве не демонстрировали «типичных признаков одаренности».Американский психолог Д. Рензулли предложил такое определение одаренности: «Одаренность —результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости». А.Шведел и Р. Стернберг полагают, что «одаренность взрослого человека связана с опытом раннего детства, и предлагают концепцию одаренности как постепенно возникающего свойства, тем самыми теоретически, и практически «расширяя»понятие «одаренный ребенок». Одаренность А. Шведел и Р. Стернберг понимают как «качество, которое возникает, как правило, постепенно в контексте «человексреда».Одаренные дети испытывают в школе дискриминацию изза частичного отсутствиядифференцированного обучения, изза ориентации школы на среднего ученика, изза излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний.Оценивая эффективность учебной программы для детей с выдающимися способностями, американские ученые обращают внимание на наличие следующих стратегий обучения:1.Ускоренное формирование базовых навыков посредством реорганизации основной учебной программы в соответствии с более высоким уровнем знаний и развития одаренных учащихся («ускорение»).2.Включение учащихся в активную учебную деятельность по разработке и решению проблеми в исследовательскую работу («обогащение»).3.Обеспечение учащихся возможностью налаживать связи внутри предлагаемой системы знаний посредством концентрации на ключевых вопросах, идеях и темах («междисциплинарное обучение»).Вопросы темпа обучения являются предметом давних, до сих пор не утихающих споров как среди ученыхпсихологов, так и среди педагогов иродителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся.Другие считают, что установка на ускорение –односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитывается их потребность в общении со сверстниками, эмоциональное развитие.Следует отметить, что ускорение возможно в первую очередь с изменением скорости обучения, а не содержания того, чему учат. Каковы психологические предпосылки обращения к ускорению? Одной из бросающихся в глаза особенностей интеллектуально одаренных детей является их раннее речевое развитие. В силу разных причин эти дети понимают большее количество слов и больше сообщений. Отсюда быстрота в схватывании сущности смысла, характерная для них. Как следствие, такие учащиеся способны усваивать учебную программу с высокой скоростью. Имеются основания считать, что когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию.Считается, что ускорение –наилучшая стратегия обучения детей с одаренностью к иностранным языкам. Существует несколько организационных форм ускорения: ранее поступление в коллектив; занятия в старшей группе; радикальное ускорение. Исследователи, изучавшие эффективность форм ускорения на всех возрастных этапах, единодушны в том, что оптимальный результат достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения.Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению, которое начали практиковать несколько раньше. Передовые педагоги были озабочены развитием ребенка как целостной личности и поэтому считали, что обогащение без установки на ускорение как на самоцель дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные способности на соответствующем уровне. Такое представление об обогащении сохраняется у большинства современных специалистов.В некоторых случаях обогащение дифференцируют на «горизонтальное» и «вертикальное». Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранной сферы деятельности и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам (большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно). Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний, и развитие инструментария получения знаний.Важное значение имеет обогащение, ориентирующее на развитие самих умственных процессов учащихся. Здесь находят свое отражение основные психологические подходы к применению интеллекта и познавательной деятельности. Принято считать, что одни факторы интеллекта характеризуют выполняемые умственные операции: запоминание, оценочные операции, и другие особенности материала образного, символического, третьи –получаемый продукт или результат мышления, классификация, определение последствий. Эта «трехмерная» модель вдохновила на разработку соответствующих методов обучения. Психологи очень много внимания уделяют процессу решения задач –проблемному обучению. Когда речь идет о решении задач, имеют в виду общий подход к развитию умений рассуждать, что включает умения: выявить проблему, проанализировать различные варианты ее решения, оценить достоинствокаждого варианта, обобщить все найденное. Развитие этих умений связано как с исследовательским умениями, так ис умениями критически мыслить.Умения решения задач могут даваться и вне конкретных дисциплин, вводиться как бы в чистом виде. Такое усвоение общего отношения к задаче предполагает и особую подготовку к переносу выработанных умений на конкретные ситуации и учебные предметы. Когнитивная психология, объясняющая человеческое познание через процессы обработки информации, аналогичные компьютерным, вселила надежду на развитее новых сторон мышления.Учебные программы, рассчитанные на развитие познавательных процессов, включают разные виды игровой активности (шахматы, математические и логические игры, моделирование жизненных ситуаций с привлечением компьютерных игр). Обогащение обучения может быть специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник, как мозговой штурм во всех вариантах, синектика. Занятия, ориентированныена развитие личностных характеристик творцов, могут включать упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию. Особое значение придается корректирующим, развивающим и интегративным программам.Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе одаренных детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе. Признанный авторитет в вопросах образования, Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это учитель,вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету; учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения; учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень. Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко. Исследования говорят, что подготовленные учителя значимо отличаются от тех, кто не прошел соответствующего обучения. Они используют методы, более подходящие для одаренных, они больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процесс.Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска. Замечаютли учащиеся отличия между прошедшими и не прошедшими специальную подготовку педагогами? Исследования, проведенные в общеобразовательных учреждениях, фиксируют, что совершенно однозначно одаренные дети оценивают атмосферу в классе у подготовленных учителейкак более благоприятную. Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки, недирективности. Это определяется такими особенностями представлений и взглядов учителя:представления о других (окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы, они дружелюбны, имеют хорошие намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать). Им присуще стремление к творчеству, они являются источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных. Представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделен и отчужден от них, я компетентен в решении стоящих проблем, я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия. Цель учителя –помочь проявлению и развитию способностей ученика,оказать ему поддержку и помощь.По мнению исследователей, поведение учителя для одаренных детей в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристиками: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы, создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе, предоставляет учащимся обратную связь, использует различные стратегии обучения, уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности, поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня, проявляет уважение к индивидуальности ученика.Наиболее эффективными методами выявления одаренности являются метод наблюдения, специальные психологодиагностические тренинги, экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, проведение пробных уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметноориентированные занятия, экспертное оценивание продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов) профессионалами, организация различных интеллектуальных конкурсов и предметных олимпиад, конференций,спортивных соревнований, творческих конкурсов, смотров, проведение психодиагностических методик в зависимости от задачи конкретного случая одаренности. Применение любой изперечисленных методик представляется максимально продуктивным при условии активного использования технологии личностно ориентированного обучения.
Ссылки на источники1.Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом //http://www.eidos.ru/journal/2007/01159.htm.2.Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. –М., 1997. –402 с.3.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. –М., 2000. –320 с.4.
Штерн В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. –СПб., 1997. –124 с.
Irina Trikozenko,candidat ess lettres,teacher Municipal Educational Institution «Education Centre № 13»the name of thehero of theSoviet Union N.Kuznetsov, Tambovtrikirina@yandex.ruPerspective approaches to the development ofintellectual and creative potential oftalented childrenAbstract.In work with talented childrenthe main thing is an individual approach, creation of informative, technically and psychologically comfortable educational environment. Attention to the inner world of the child, the ability to «see»his or her possibilities provide efficiency of pedagogical activity.Key words:acceleration enrichment, interdisciplinary learning, creativity.
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Перспективные подходы к развитию интеллектуального и творческогопотенциала одаренных детей
Аннотация.В работе с одаренными детьми основополагающим представляется индивидуальный подход, созданиеинформативной, креативной, техническии психологическикомфортной образовательной среды. Внимание к внутреннему миру ребенка, умение «видеть» его возможности обеспечивают эффективность деятельности педагога.Ключевые слова:ускорение, обогащение, междисциплинарное обучение, творческий подход.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний. Для ее выполнения необходима мобилизация ученых и педагогов по подготовке личности, способной интегрировать в современном высокотехнологичном мире знания и информацию, ибо главным двигателем прогресса на современном этапе развития общества признается комплексный подход «наука–технология–инновация», а современный специалист, работающий в той или иной сфере деятельности, должен обладать ценными знаниями и способностью их применять.Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы развития таких детей определяются «уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной и психомоторной деятельности».Потенциальная одаренность –это лишь своеобразное «обещание на будущее». Определенные психические возможности ребенка («хороший потенциал») позволяют опытному педагогу или психологупрогнозировать будущие высокие достижения в какомлибо виде деятельности. Способности ребенка еще не сформированы в должной мере, а его достижения на данном этапе развития не только не являются исключительными, но могут даже отставать от нормативных. Для развития потенциальных возможностей требуются благоприятные условия и помощь со стороны взрослых, в противном случае, потенциал останется нереализованным. На необходимость выделения потенциальной одаренности указывали многие исследователи. Процесс раскрытия потенциала может занимать длительный период. К.Г. Юнг отмечал, что такую «латентную»одаренность чрезвычайно сложно распознать, а попытки сделать это лишь на основании отдельных признаков часто приводят к серьезным ошибкам.Выдающийся отечественный генетик В. П. Эфроимсон предлагал дифференцировать «потенциальных», «развившихся» и «реализовавшихся» гениев. Согласно его данным, частота появления потенциальных гениев у разных народов приблизительно одинакова и оценивается соотношением 1:1000. По мнению Эфроимсона, даже в наш век, когда среднее (и очень часто высшее) образование становится повсеместным, успеха на этом тернистом пути удается достичь лишь одному человеку из десяти миллионов.Выявление потенциальной одаренности (особенноранних форм) представляет собой очень сложную задачу, поскольку речь идет еще о несформировавшейся системе способностей. Для ее решения необходимы новые методы выявления, обучения и развития одаренных детей. Заметить явную одаренностьнетрудно, поскольку она сама «бросается в глаза». Высокие достижения ребенка, как правило, в этих случаях очевидны для окружающих. Он можетдемонстрировать их даже в неблагоприятных условиях. Скрытую форму одаренности сложно выявить даже опытному специалисту в области психологической диагностики способностей. Ее проявления в деятельности ребенка нетипичны, слабо выражены, замаскированы. Вследствие этого резко увеличивается число ошибочных заключений об одаренности ребенка, а, следовательно, и ошибочных прогнозов относительно его дальнейшей судьбы. В «гадком утенке»трудно разглядеть будущего «прекрасного лебедя».Многие исследователи отмечают,что значительное число выдающихся людей в детстве не демонстрировали «типичных признаков одаренности».Американский психолог Д. Рензулли предложил такое определение одаренности: «Одаренность —результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости». А.Шведел и Р. Стернберг полагают, что «одаренность взрослого человека связана с опытом раннего детства, и предлагают концепцию одаренности как постепенно возникающего свойства, тем самыми теоретически, и практически «расширяя»понятие «одаренный ребенок». Одаренность А. Шведел и Р. Стернберг понимают как «качество, которое возникает, как правило, постепенно в контексте «человексреда».Одаренные дети испытывают в школе дискриминацию изза частичного отсутствиядифференцированного обучения, изза ориентации школы на среднего ученика, изза излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний.Оценивая эффективность учебной программы для детей с выдающимися способностями, американские ученые обращают внимание на наличие следующих стратегий обучения:1.Ускоренное формирование базовых навыков посредством реорганизации основной учебной программы в соответствии с более высоким уровнем знаний и развития одаренных учащихся («ускорение»).2.Включение учащихся в активную учебную деятельность по разработке и решению проблеми в исследовательскую работу («обогащение»).3.Обеспечение учащихся возможностью налаживать связи внутри предлагаемой системы знаний посредством концентрации на ключевых вопросах, идеях и темах («междисциплинарное обучение»).Вопросы темпа обучения являются предметом давних, до сих пор не утихающих споров как среди ученыхпсихологов, так и среди педагогов иродителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся.Другие считают, что установка на ускорение –односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитывается их потребность в общении со сверстниками, эмоциональное развитие.Следует отметить, что ускорение возможно в первую очередь с изменением скорости обучения, а не содержания того, чему учат. Каковы психологические предпосылки обращения к ускорению? Одной из бросающихся в глаза особенностей интеллектуально одаренных детей является их раннее речевое развитие. В силу разных причин эти дети понимают большее количество слов и больше сообщений. Отсюда быстрота в схватывании сущности смысла, характерная для них. Как следствие, такие учащиеся способны усваивать учебную программу с высокой скоростью. Имеются основания считать, что когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию.Считается, что ускорение –наилучшая стратегия обучения детей с одаренностью к иностранным языкам. Существует несколько организационных форм ускорения: ранее поступление в коллектив; занятия в старшей группе; радикальное ускорение. Исследователи, изучавшие эффективность форм ускорения на всех возрастных этапах, единодушны в том, что оптимальный результат достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения.Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению, которое начали практиковать несколько раньше. Передовые педагоги были озабочены развитием ребенка как целостной личности и поэтому считали, что обогащение без установки на ускорение как на самоцель дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные способности на соответствующем уровне. Такое представление об обогащении сохраняется у большинства современных специалистов.В некоторых случаях обогащение дифференцируют на «горизонтальное» и «вертикальное». Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранной сферы деятельности и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам (большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно). Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний, и развитие инструментария получения знаний.Важное значение имеет обогащение, ориентирующее на развитие самих умственных процессов учащихся. Здесь находят свое отражение основные психологические подходы к применению интеллекта и познавательной деятельности. Принято считать, что одни факторы интеллекта характеризуют выполняемые умственные операции: запоминание, оценочные операции, и другие особенности материала образного, символического, третьи –получаемый продукт или результат мышления, классификация, определение последствий. Эта «трехмерная» модель вдохновила на разработку соответствующих методов обучения. Психологи очень много внимания уделяют процессу решения задач –проблемному обучению. Когда речь идет о решении задач, имеют в виду общий подход к развитию умений рассуждать, что включает умения: выявить проблему, проанализировать различные варианты ее решения, оценить достоинствокаждого варианта, обобщить все найденное. Развитие этих умений связано как с исследовательским умениями, так ис умениями критически мыслить.Умения решения задач могут даваться и вне конкретных дисциплин, вводиться как бы в чистом виде. Такое усвоение общего отношения к задаче предполагает и особую подготовку к переносу выработанных умений на конкретные ситуации и учебные предметы. Когнитивная психология, объясняющая человеческое познание через процессы обработки информации, аналогичные компьютерным, вселила надежду на развитее новых сторон мышления.Учебные программы, рассчитанные на развитие познавательных процессов, включают разные виды игровой активности (шахматы, математические и логические игры, моделирование жизненных ситуаций с привлечением компьютерных игр). Обогащение обучения может быть специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник, как мозговой штурм во всех вариантах, синектика. Занятия, ориентированныена развитие личностных характеристик творцов, могут включать упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию. Особое значение придается корректирующим, развивающим и интегративным программам.Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе одаренных детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе. Признанный авторитет в вопросах образования, Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это учитель,вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету; учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения; учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень. Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко. Исследования говорят, что подготовленные учителя значимо отличаются от тех, кто не прошел соответствующего обучения. Они используют методы, более подходящие для одаренных, они больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процесс.Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска. Замечаютли учащиеся отличия между прошедшими и не прошедшими специальную подготовку педагогами? Исследования, проведенные в общеобразовательных учреждениях, фиксируют, что совершенно однозначно одаренные дети оценивают атмосферу в классе у подготовленных учителейкак более благоприятную. Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки, недирективности. Это определяется такими особенностями представлений и взглядов учителя:представления о других (окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы, они дружелюбны, имеют хорошие намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать). Им присуще стремление к творчеству, они являются источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных. Представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделен и отчужден от них, я компетентен в решении стоящих проблем, я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия. Цель учителя –помочь проявлению и развитию способностей ученика,оказать ему поддержку и помощь.По мнению исследователей, поведение учителя для одаренных детей в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристиками: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы, создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе, предоставляет учащимся обратную связь, использует различные стратегии обучения, уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности, поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня, проявляет уважение к индивидуальности ученика.Наиболее эффективными методами выявления одаренности являются метод наблюдения, специальные психологодиагностические тренинги, экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, проведение пробных уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметноориентированные занятия, экспертное оценивание продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов) профессионалами, организация различных интеллектуальных конкурсов и предметных олимпиад, конференций,спортивных соревнований, творческих конкурсов, смотров, проведение психодиагностических методик в зависимости от задачи конкретного случая одаренности. Применение любой изперечисленных методик представляется максимально продуктивным при условии активного использования технологии личностно ориентированного обучения.
Ссылки на источники1.Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом //http://www.eidos.ru/journal/2007/01159.htm.2.Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. –М., 1997. –402 с.3.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. –М., 2000. –320 с.4.
Штерн В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. –СПб., 1997. –124 с.
Irina Trikozenko,candidat ess lettres,teacher Municipal Educational Institution «Education Centre № 13»the name of thehero of theSoviet Union N.Kuznetsov, Tambovtrikirina@yandex.ruPerspective approaches to the development ofintellectual and creative potential oftalented childrenAbstract.In work with talented childrenthe main thing is an individual approach, creation of informative, technically and psychologically comfortable educational environment. Attention to the inner world of the child, the ability to «see»his or her possibilities provide efficiency of pedagogical activity.Key words:acceleration enrichment, interdisciplinary learning, creativity.
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»