Проблема разделения понятий «левшевства» и «леворукости» при обучении письму младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Щербашина И. В. Проблема разделения понятий «левшевства» и «леворукости» при обучении письму младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S16. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14703.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме разграничения понятий, используемых при обучению письму учащихся с индивидуальными особенностями развития.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Щербашина Инна Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкопinna_vladimir@mail.ru

Проблема разделения понятий «левшевства» и «леворукости»

при обучении письму младших школьников

Аннотация. Статья посвящена проблеме разграничения понятий, используемых при обучению письмуучащихся с индивидуальными особенностями развития.

Ключевые слова: левшевство, леворукость, происхождение левшевства и леворукости.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Школа является началом общественного бытия человека как субъекта деятельности. И поэтому важным фактором дальнейшего успешного обучения считается уровень готовности ребенка к нему. Готовность к школе определяется удовлетворением целого ряда требований. К ним относятся общее физическое развитие ребенка, владение достаточным объемом знаний, определенным уровнем развития речью, предпосылки овладения письмом. Дальнейшее развитие в процессе обучения письму заслуживает особого внимания, так как письмо относится ксамым сложным видам речевой деятельности. Методологической основой развития и модернизации российского образования во всех современных государственных концептуальных и программных документах об образовании признаются принципы гуманистической педагогики, согласно которой индивидуальноличностное развитие ребенка представляется главной ценностью образования. Важнейшей индивидуальной психофизиологической особенностью, на которую необходимо обращать внимание в процессе обучения письму, является выбор пишущей руки и прежде всего, при работе с леворукими учащимися. Уже в древние времена люди –левши вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение со стороны окружающих. Отношение к левшам в большинстве стран было, в основном, негативным. Считалось, что левши обладают более низкими интеллектуальными способностями, предрасположены к некоторым нервнопсихическим заболеваниям, имеют значительные трудности в плане социальной адаптации и т. д. Во многих странах мира само понятие «левый» является синонимом чегото негативного, лживого, неловкого. С.Спрингер и Г. Дейч приводят в качестве примера перевод понятия «левый» со многих европейских языков. Так, французское слово «gauche» обозначает кроме левый еще и еще и неуклюжий, а в международном словаре Вебстрера «леворукий» переводится так же, как и неумелый [1, с. 251].Однако в конце ХХ начале XXI века появляются исследования,отрицающие леворукость как недостаток. Следовательно, и изменилось отношение к левшам. Во многих странах уже долгое время существуют специальные орудия труда, технические средства, рассчитанные на использование их левой рукой. По данным научных исследований, большая часть человечества–праворукие и только 5–12%–леворукие. Зарубежные ученые отмечают, что количество леворуких возрастает: в 1928 г. среди взрослых было выявлено 3,3% леворуких женщин и 4,7% леворуких мужчин. В 1973 г. число леворуких женщин увеличилось до 8,8%, а мужчин до 10,4%, а в 1979–1988 гг. достигло 12,4% среди женщин и 13,9% среди мужчин. Цифры по количеству леворуких, которые представляют исследователи из разных стран, сильно различаются и варьируют от 5 до 30%.По данным отечественных авторов, количество леворуких людей не превышает 5,5%. По данным нейрофизиолога А.А.Айрапетянц, в 1987 г. выявлено 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек среди школьников 7–9 лет, в 14 лет их уже было 4,4% среди мальчиков и 4,1%–среди девочек, т.е. в средней школе остается ничтожно малое количество леворуких детей. Это следствие того, что в течение многих десятилетий леворуких детей в нашей стране переучивали. В последние годы число леворуких детей в начальной школе увеличилось до 15–23%, так как от практики переучивания практически отказались .

Несмотря на то чтов последние десятилетия обозначился кардинальный поворот к феномену леворукоcти в рамках различных подходов, нельзя назвать ни одного окончательно решенного вопроса, связанного с данным явлением. Начиная краткий обзор наиболее принципиальных положений, связанных с проблемой леворукости, следует отметить, что центральное место здесь занимает рассмотрение модели «правшество–левшество». Ученые, исследующие леворукость (М.М.Безруких, Н.Н. Брагина, В.Ю. Вильдавський, Т.П. Доброхотова, А.В. Семенович, В.Г. Степанов и др.), считают, что наиболее научно обоснованной является теория функциональной асимметрии полушарий мозга. Это означает, что функции обоих полушарий не равнозначны. Ответственность за разные виды деятельности между ними разделены. Более того, одно из полушарий является доминантным, а второе субдоминантным. В правшей левое полушарие является основным. Оно играет ведущую роль в выполнении психических функций, связанных с речью( оперировании словеснознаковой информацией,осуществлении мыслительных логических операций таких как чтение текстов, построение точных конструкций. Правое полушарие, доминантное для леворуких, отвечает за оперирование образами, различение музыкальных тонов и мелодий, распознавание сходства и различия сложных систем, управляет ориентацией в пространстве. Полушария различаются стратегией переработки информации. [2; 3;4] Также при исследовании данной проблемы необходимо обратить внимание на то, что в ряде современных исследований, посвященных леворукости [3; 5;6], часто используются два понятия:левшествои леворукость. Разграничение этих понятий необходимо, чтобы избежать терминологической путаницы. Термины «леворукость» и «левшество» следует различать. «Леворукость» и «левшество» в нейропсихологическом контексте не всегда являются синонимами. Остановимся более подробно на анализе взглядов ученых в определении понятия «левшества». Левшество как самостоятельная проблема является объектом внимания со стороны медицины, нейробиологии, психологии, другихнаучных дисциплин. Систематическое изучение левшества в связи с проблемой межполушарной асимметрии мозга началось во 2й половине ХХ столетия. В 1970е –2000е гг.стали появляться многочисленные публикации (в том числе и монографического плана) по проблеме левшества (М. М. Безруких; Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова; Э. Г. Симерницкая; С. Спрингер, Г. Дейч и др.).По мнению Н.Н. Брагина, «левшество –удивительное и загадочное явление в истории человеческой природы. Оно является отражением специфической, уникальной в своем роде функциональной организации нервной системы человека, прежде всего головного мозга» [7, с. 43]. Т.А. Доброхотова говорит о том, что левшество, в отличие от леворукости,–это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и дажечувствительности левой половины тела [8, с. 66].А Э.Г. Симерницкая утверждает, что левшество –левосторонняя асимметрия парных органов (преобладание левой части над правой). Левшество возможно в функционировании всех парных органов. Выделяется левшествомоторное (рук, ног) и сенсорное (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). Человеку присуще различное сочетание моторных и сенсорных асимметрий.

По словам А. В. Семенович [9, с. 56], «левшество» –это проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека. Иными словами левшество –это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Левшество может быть связано и с доминированием левого глаза, левого уха, левой ноги.В научных кругах широко дискутируется вопрос не только об определении левшества, но и о его происхождении.

В природе феномена левшества как единого и однородного явления не существует. Есть несколько его видов, принципиально отличных по своему происхождению и влияющих на происхождение леворукости и значительного увеличения левшей в последнее время.

Выделяются три основных направления, в рамках которых разрабатывается проблема возникновения данного феномена:«генетическое», «культурное» и«патологическое».Начиная с 1871 г., когда была установлена высокая частота семейного левшества среди испытуемых, обсуждается модель генетического детерминирования леворукости. К «генетическому» направлению непосредственно примыкают исследования, связанные с нахождением физиологических и морфологических индикаторов, соответствующих правшам и левшам. Важнейшим среди них является факт существенно большей величины мозолистого тела у левшей. Установлено, что у правшей больше развиты речевые зоны левого полушария, чем правого, в то время как у 75% левшей они примерно симметричны. У правшей имеет место больший размер внутренней сонной артерии слева, и давление в ней выше, чем в правой; у левшей картина обратная. Аналогичная морфологическая диссоциация наблюдается у правшей и левшей в отношении средней мозговой артерии.

Альтернативной генетической теории является теория, базирующиеся на признании детерминирующей роли культурных условий в формирования рукости. «Культурносоциальные» концепции, возникшие еще в прошлом веке, рассматривали левшество не как результат расположения внутренних органов, кровоснабжения или других физиологических факторов, а как следствие социального давления и тренировки.

Наряду с упомянутыми концепциями широко распространено представление о патологической обусловленности происхождения левшества. Эта позиция разделяется различными авторами частично или полностью. Согласно этой точке зрения, любое проявление леворукостиесть следствие родовой травмы. Подтверждением подобных взглядов считается факт значительного увеличения числа левшей среди близнецов, особенности внутриутробного развития которых предрасполагают к развитию церебральной недостаточности. Таким образом, изучение вопроса о происхождении левшества до настоящего времени протекает по трем основным направлениям, развивающихся в рамках принципиально различных парадигм. Обилие фактов, подчас противоречащих друг другу, показывает, что каждая из этих теорий требует дальнейшего обоснования и развития. Вместе с тем, очевидно, что основные положения перечисленных теорий не во всем противоречат друг другу, что составляет основу для дальнейшего междисциплинарного исследования, необходимость которого вытекает из совокупности нерешенных вопросов о происхождении и природе левшества.Исходя из мнения многих авторов, нет единого или схожих мнений и в определении леворукости.Так, Р.Лурия [10] и А. В. Семенович [9] считают, что леворукость –термин, отражающий предпочтение и активное использование левой руки, то есть внешнее явление того, что по каким –то причинам правое полушарие мозга взяло на себя временно или навсегда главную ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека. Леворукость может быть и временным признаком. Это бывает связано с задержкой формирования у ребенка межполушарных взаимодействий, и по мере наращивания функционального потенциала левого полушария может произойти «превращение» левши в правшу. Н.Н.Брагина обращает особое внимание, что леворукость —редкое проявление морфофункциональной асимметрии человека. Она бывает различных видов [7, с.56–59].Генетическаяобусловленная леворукость передается по наследству по законам, описанным Грегором Менделем в прошлом веке. Точно так же передаются по наследству такие признаки, как цвет глаз, волос, форма носа и многое другое. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в 10–12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. Патологическая леворукостьобусловлена тем, что в ее основе лежит какоето нарушение в деятельности левого полушария, так какдействия каждой руки регулирует главным образом противоположное полушарие: у праворуких людей–левое, а у леворуких–правое.

Врожденная леворукостьбывает наследственной или наступает вследствие того, что левое полушарие головного мозга, управляющее движениями правой руки, еще во внутриутробном периоде развивалось не вполне нормально. Компенсируя это отклонение, организм перекладывает функции левого полушария на правое.

Приобретенная леворукостьразвивается в следствии длительной, серьёзной травмы правой руки. Исследования показывают, что человек, получивший серьёзные травмы правой руки, станет левшой, даже после того, как его правая рука заживёт. Компенсаторная леворукостьвозникает как компенсация нарушений в развитии мозга ребенка, а причиной может быть патология беременности и родов, тяжелые черепномозговые травмы или серьезные заболевания в раннем возрасте. Известно, что детский организм очень пластичен, поэтому, если у ребенка появляется отклонения в функционировании левого полушария, то правое может компенсировать его функции, и таким образом становится доминирующим. В этом случае ведущей рукой является левая, так как действия каждой руки регулирует главным образом противоположное полушарие: в правшей–левое, у левшей–правая [7; 11;12].

Вынужденная леворукостьвозникает в результате серьезной травмы правой руки, произошедшей в период активного освоения работы руками. Вследствие этого ребенок начинает беречь травмированную правую руку и активно использовать левую.Наиболее частыми причинами такой леворукости являются травмы правой руки переломы, вывихи, растяжение связок), перенесенные в раннем детстве. В период активных движений руками, интенсивного формирования слаженности, точности изза травмы правой руки левая становится более активной. Нарушения нервномышечной регуляции и мышечного тонуса справа делают более удобными движения левой руки. Следовательно, левая рука более тренируется, лучше развивается и становится ведущей. Такие дети не являются леворукими по организации мозга, но наиболее активной у них будет левая рука. Так же этот вид леворукости может быть и результатом подражания родным или друзьям.

Скрытая леворукостьхарактеризуется тем, что лица, с такой леворукостью приучены с детства пользоваться правой рукой (есть, писать, работать), но при непривычной ситуации и действиях или в состоянии аффекта они пользуются левой [13, с. 17].

Отдельно следует рассматривать такой вид леворукости, какпсевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какоето из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей–левое полушарие). Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук.

Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей скрытой леворукости, т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функциицентральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать «психическими»левшами или «скрытыми»левшами, в том смысле, что их признаки леворукости не связаны с доминированием левой руки.Выделяются и другие виды леворукости. М. Безруких обращает внимание на существование социальнойлеворукости. Например, младший ребенок в семье, где практически все леворукие, тоже предпочитает действовать левой рукой, стремясь во что бы то ни стало походить на своих родных. Леворукость этого ребенка оказалась навязанной.

Из всего вышесказанного видно, что категория леворукости совсем не однородна и причины происхождения леворукости могут быть различными. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга. Проведенный анализ свидетельствует о том, что левшество и леворукость –понятия различные. Левшество–комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга. Леворукость–это предпочтение и активное использование левой руки, то есть внешнее проявление того, что по какимто причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений, в том числе и при письме. Таким образом,можно сделать вывод, что, с одной стороны, эти понятия сливаются и взаимозаменяемы, являются синонимичными, когда мы говорим о естественном (генетическом) левшестве и леворукости. То есть в тех случаях, когда доминирование (мануальное предпочтение) левой руки обусловлено генетически заданной, врожденной мозговой организацией человека. С другой стороны, они не синомимичны, когда леворукость носит вынужденный характер. Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза,ведущей ноги и ведущего уха.

Ссылки на источники1.Спрингер С., ДейчГ. Левый мозг, правый мозг: асимметрия мозга. 2е изд.–М., 2010. –288 с.2.Безруких М.В. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей.–2е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2001.–223с.3.Безруких М. В., ЕфимоваС. Хорошо ли быть левшой? // Семья и школа. –2009.–№9. –С.48.4.Беридзе А. Д., СоколоваЕ. Н. Обучение письму леворуких детей // Начальная школа. –2004.–№2. –С.7.5.БезрукихМ. В. Обучение письму леворуких детей // Начальная школа. –2007.–№ 10. –С. 76.6.БезрукихМ. В. Леворукий ребенок в школе и дома. –М.: ВЛАДОПРЕСС, 2005. –124 с.7.БертранП.М. Зеркальные люди. История левшей.–М.: Наука, 2008. –128 с.8.Семенович А.В. Эти невероятные левши: практ. пособиедля психологов и родителей.–М.: Генезис, 2007. –250 с.9.СеменовичА.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. –М.: МГУ, 2001.–349 с.10.ЛурияА. Р. Очерки психологии письма. –М., 2008. –167с.11.БертранП.М.Указ. соч.12.Бурлакова М. К. Одна из скрытых причин неуспеваемости в начальной школе // Семья и школа. –2003.–№9.–С.4–6.13.НемовР.С. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. училищ, студ.пед. интов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовкипед. кадров. –М.,2010.–640 с.

Inna Serbaguna,Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department ofRussian language and methods of teaching Adyghe State University, Maykop inna_vladimir@mail.ruThe problem of separating the concepts of “lipseste”and “lefthandedness”in teaching writing younger studentsAbstract.The article is devoted to the problem of delimitation of the concepts used in the writing of students and individual development. Keywords:lipseste, lefthandedness, the origin of lipseste and lefthandedness.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатомпедагогических наук, главным редакторомжурнала «Концепт»