Лингвистические и психолого-педагогические подходы к изучению текста в начальной школе
Выпуск:
ART 14711
УДК
373.3
:
81..
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жажева
С.
А. Лингвистические и психолого-педагогические подходы к изучению текста в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S16. – С.
41–45. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14711.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о лингвистических и психолого-педагогических подходах к изучению текста в начальной школе.
Ключевые слова:
модернизация образования, компетентность, образовательный процесс, текст, лингвистика
Похожие статьи
Текст статьи
Жажева Саида Аслановна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка иметодики преподавания ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкопsaya999@rambler.ru
Лингвистические и психологопедагогические подходы к изучению текста в начальной школе
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о лингвистических и психологопедагогических подходах к изучению текста в начальной школе.Ключевые слова: модернизация образования, текст, лингвистика, компетентность, образовательный процесс.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность.Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Проблема развития связной речи учащихся приобретает в современной методике все большую актуальность.Первостепенная роль личности в созидании новой социокультурной среды ориентирует общеобразовательный процесс и методики обучения на их максимальную креативность. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» только человек, способный к гибкому, конструктивному мышлению и поведению, может создавать общественно значимые ценности. В этих условиях русский язык, являясь способом самореализации личности во внешнем мире, становится звеном, объединяющим многие компоненты обучения и воспитания школьников[4].В настоящее же время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативноречевую направленность. Это обусловлено одной из ведущих задач обучения родному языку –подготовкой учащихся к полноценному речевому общению в устной и письменной форме.Полноценное общение возможно в том случае, если в качестве средства общения между субъектами речевойдеятельности выступает текст.Изучение закономерностей, связанных с семантической и структурной организацией текстов выросло в последние десятилетия в отдельную отрасль лингвистики.Теория текста сложилась как научная дисциплина во второй половине XXвека на пересечении ряда наук –информатики, психологии, лингвистики, риторики и др. несмотря на общие междисциплинарные пересечения, в настоящее время теория текста обладает собственным онтологическим статусом.Текст изучается такой языковедческой наукой, как лингвистика текста –дисциплина, которая ставит своей задачей выявление общих закономерностей, касающихся текста в целом. При этом текст понимается как языковая дисциплина.О.И. Москальская пишет: «За три десятилетия современная лингвистика текста прошла несколько этапов развития, и в ней произошла значительная эволюция как самого понятия «текст», так и подхода к тексту» [2].I этап развития современной лингвистики текста –40–50е гг. Понятие «текст» в это время развивается в рамках теории синтаксиса как учение о сложных синтаксических целых, то есть с позиций собственно лингвистического подхода. Исследования эти чаще всего ведутся на материале художественной речи с учётом индивидуального стиля писателя и нередко связываются с задачами развития культуры речи, а также с традиционными чисто практическими нуждами, разрешение которых было просто невозможно без выхода за пределы предложения, в частности, с практическим изучением пунктуации целого текста, с обучением младших школьников связной речи посредством сочинений, изложений.Одновременно идея выхода «за пределы предложения», однако без последовательной ориентации на членение текста, разрабатывается и за рубежом.II этап –60–70е гг. Лингвистика текста выделяется в самостоятельную лингвистическую дисциплину. Стремительное её развитие, характерное для второй половины 60–70х гг., связано уже с целым комплексом изменений в лингвистических ценностях, задачах и позитивных программных установках, а также с возникновением ряда новых теоретических идей и проблем и с необходимостью их разрешения. Текст уже рассматривается как единица знаковой системы языка.III этап –конец 70–80х гг. Внимание исследователей переключается на целый текст, который превращается в интродисциплинарный объект изучения. Это определяет новое понимание текста и новый подход к нему.Особенностью IIIэтапа развития лингвистики текста является то, что в её составе чётко выделились две единицы, два объекта исследования: 1) микротекст (например, сложное синтаксическое целое) и 2) макротекст (законченное речевое произведение). С каждой из названных единиц связан соответствующий круг проблем и соответствующий понятийный аппарат.Трудности изучения текста связаны, с одной стороны, с многообразием типов текстов, с другой стороны, с тем, что очевидные элементы грамматической и даже лексикограмматической организации могут отсутствовать и связь между предложениями –компонентами текста нередко осуществляется только на смысловой основе.Наиболее актуальными проблемами современной лингвистики текста являются следующие: проблема изучения структурносемантической и коммуникативносмысловой организации целого текста, проблема установления его формальных и содержательных грамматических категорий, проблема определения статуса текста в дихотомии языка.Если на первом этапе своего развития лингвистика текста не выходила за пределы «связного текста», то есть синтаксической единицы, состоящей из ряда структурно и семантически объединённых предложений, то в последнее двадцатилетие её внимание привлечено к тексту в широком смысле –к целому произведению определённого жанра и определённого функционального стиля. Иначе говоря, объект лингвистики текста значительно расширился в результате того общего изменения ориентации языкознания, которое связано с возрастающим интересом к проблемам функциональной лингвистики.Прежде чем проанализировать особенности текста как основы для обучения порождению устного речевого высказывания представляется важным рассмотреть понятие текста, предлагаемое в научной литературе разными авторами.Отсутствие общего и однозначного подхода к понятию «текст» в настоящее время приводит к тому, что под текстом понимается как одно предложение, так и некоторая их совокупность, образующая целостные единства внутри более сложного целого, а также само это целое. Текстом может быть также вся совокупность высказываний, представляющая собой открытую систему, не имеющую границ.В словаре даётся следующее определение понятия «текст»: «Текст (от лат. Textus –ткань, сплетение, соединение) –объединённая смысловой последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность»[3].Наиболее полным можно считать определение И.Р. Гальперина: «Текст –это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую направленность и прагматическую установку. Текст –это некий снятый момент процесса, в котором все динстиктивные признаки объекта обозначаются с большей или меньшей степенью отчётливости» [1].Анализ изученной литературы свидетельствует о том, что понятие текста различными учеными рассматривается поразному.Следует отметить, что у каждого учёного, занимающегося исследованием текста, своё представление о данном понятии, и каждый даёт своё определение, в котором стремится найти место текста в системе языка и речи и вычленить собственные текстовые категории, присущие только этой единице.Различие в определениях исходит из понимания исследователями места текста в системе языка и речи. Но в определениях есть и сходства:
текст рассматривается как речетворческое произведение;
как продукт речи;
продуцирование и осмысление теста происходит в процессе коммуникации;
cлужит для достижения целей сообщения;
текст реализуется в письменной форме;
это законченное, завершённое произведение;
имеет собственную внутреннюю структуру, определённое строение;
обладает средствами связности его частей, которые не позволяют ему распадаться на отдельные предложения.Современное толкование понятия «текст» даёт возможность показать учащимся при анализе конкретного текста закономерности построения всех типов текстов и вести обучение связной речи на основе обобщённого понятия текста, что позволяет формировать речевые умения сознательным путём.Формирование умения структурировать текст на основе взаимосвязи всех его категориальных признаков, осознание роли каждого субъекта коммуникации являются для начальной школы проблемой, требующей специальной разработки.Выделяют следующие методические требования к текстам:
образцовость языка, художественность текста, богатство содержания;актуальность тематики;
наличие в тексте изучаемых языковых форм, средств, разнообразие жанров и стилей;
богатство лексики, развивающий характер: каждый текст, поэтический или прозаический, должен поднимать ученика на ступеньку выше в развитии.При отборе текстов важно обращать внимание на их воспитательный, развивающий и культуроведческий потенциал, мотивационную способность, а также на проблемный характер содержания текстов, то есть, может ли он являться источником дополнительной информации, образцом, стимулом для порождения собственного высказывания, помогать учащемуся наиболее полно и адекватно реализовать свое коммуникативное намерение. Для учащихся школ будет интересен тот текст, который содержит новую проблемную информацию, открывает «окно» в мир иной культуры, затрагивает его чувства и эмоции и т.д.Ученики должны уметь подбирать тексты: как по личным ценностным ориентациям, так и по изучаемым темам: например, при изучении времён глагола, для показа роли местоимений, роли союзов и предлогов, для показа переносных значений слов, для демонстрации связей внутри компонента текста.Итак, говоря о тексте как объекте науки, нельзя не отметить его многоплановости. Текст представляет собой единство системного и индивидуального. Системность текста –это его моделирование по законам языка, а его индивидуальность –это реализуемая в речи бесконечная вариативность материальной формы, которая особенно ярко проявляется в художественном тексте. Все характеристики устной речи противопоставлены характеристикам текста. Текст –не спонтанная речь; он лишь имплицитно рассчитан на слуховое восприятие; он не только линеен, он не только движение, процесс –он также стабилен. Текст как факт речевого факта системен. Текст представляет собой некое завершенное сообщение, обладающее своим содержанием, организованное по абстрактной модели одной из существующих в литературном языке форм сообщений (функционального стиля, его разновидностей и жанров) и характеризуемое своими дистинктивными признаками.
Ссылки на источники1.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.–М.,2001.2.Москальская О.И.Лингвистика текста: учеб. пособие для пед. интов. –М.,1986.3.Ожегов С.И. Словарь русского языка // Определение понятия «текст». –М., 1984.4.Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартначальногообщегообразования. –М.: Просвещение, 2011.
Saida Zhazheva, Сandidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Russian language and methods of teaching,Adyghe State University, Maikop
saya999@rambler.ruLinguistic and psychologicalpedagogical approachesto study the text in primary schoolAbstract.This article discusses the linguistic and psychologicalpedagogical approaches to the study of the text in primary school.Keywords:modernization of education,text linguistics, competence,educational process.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Лингвистические и психологопедагогические подходы к изучению текста в начальной школе
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о лингвистических и психологопедагогических подходах к изучению текста в начальной школе.Ключевые слова: модернизация образования, текст, лингвистика, компетентность, образовательный процесс.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность.Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Проблема развития связной речи учащихся приобретает в современной методике все большую актуальность.Первостепенная роль личности в созидании новой социокультурной среды ориентирует общеобразовательный процесс и методики обучения на их максимальную креативность. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» только человек, способный к гибкому, конструктивному мышлению и поведению, может создавать общественно значимые ценности. В этих условиях русский язык, являясь способом самореализации личности во внешнем мире, становится звеном, объединяющим многие компоненты обучения и воспитания школьников[4].В настоящее же время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативноречевую направленность. Это обусловлено одной из ведущих задач обучения родному языку –подготовкой учащихся к полноценному речевому общению в устной и письменной форме.Полноценное общение возможно в том случае, если в качестве средства общения между субъектами речевойдеятельности выступает текст.Изучение закономерностей, связанных с семантической и структурной организацией текстов выросло в последние десятилетия в отдельную отрасль лингвистики.Теория текста сложилась как научная дисциплина во второй половине XXвека на пересечении ряда наук –информатики, психологии, лингвистики, риторики и др. несмотря на общие междисциплинарные пересечения, в настоящее время теория текста обладает собственным онтологическим статусом.Текст изучается такой языковедческой наукой, как лингвистика текста –дисциплина, которая ставит своей задачей выявление общих закономерностей, касающихся текста в целом. При этом текст понимается как языковая дисциплина.О.И. Москальская пишет: «За три десятилетия современная лингвистика текста прошла несколько этапов развития, и в ней произошла значительная эволюция как самого понятия «текст», так и подхода к тексту» [2].I этап развития современной лингвистики текста –40–50е гг. Понятие «текст» в это время развивается в рамках теории синтаксиса как учение о сложных синтаксических целых, то есть с позиций собственно лингвистического подхода. Исследования эти чаще всего ведутся на материале художественной речи с учётом индивидуального стиля писателя и нередко связываются с задачами развития культуры речи, а также с традиционными чисто практическими нуждами, разрешение которых было просто невозможно без выхода за пределы предложения, в частности, с практическим изучением пунктуации целого текста, с обучением младших школьников связной речи посредством сочинений, изложений.Одновременно идея выхода «за пределы предложения», однако без последовательной ориентации на членение текста, разрабатывается и за рубежом.II этап –60–70е гг. Лингвистика текста выделяется в самостоятельную лингвистическую дисциплину. Стремительное её развитие, характерное для второй половины 60–70х гг., связано уже с целым комплексом изменений в лингвистических ценностях, задачах и позитивных программных установках, а также с возникновением ряда новых теоретических идей и проблем и с необходимостью их разрешения. Текст уже рассматривается как единица знаковой системы языка.III этап –конец 70–80х гг. Внимание исследователей переключается на целый текст, который превращается в интродисциплинарный объект изучения. Это определяет новое понимание текста и новый подход к нему.Особенностью IIIэтапа развития лингвистики текста является то, что в её составе чётко выделились две единицы, два объекта исследования: 1) микротекст (например, сложное синтаксическое целое) и 2) макротекст (законченное речевое произведение). С каждой из названных единиц связан соответствующий круг проблем и соответствующий понятийный аппарат.Трудности изучения текста связаны, с одной стороны, с многообразием типов текстов, с другой стороны, с тем, что очевидные элементы грамматической и даже лексикограмматической организации могут отсутствовать и связь между предложениями –компонентами текста нередко осуществляется только на смысловой основе.Наиболее актуальными проблемами современной лингвистики текста являются следующие: проблема изучения структурносемантической и коммуникативносмысловой организации целого текста, проблема установления его формальных и содержательных грамматических категорий, проблема определения статуса текста в дихотомии языка.Если на первом этапе своего развития лингвистика текста не выходила за пределы «связного текста», то есть синтаксической единицы, состоящей из ряда структурно и семантически объединённых предложений, то в последнее двадцатилетие её внимание привлечено к тексту в широком смысле –к целому произведению определённого жанра и определённого функционального стиля. Иначе говоря, объект лингвистики текста значительно расширился в результате того общего изменения ориентации языкознания, которое связано с возрастающим интересом к проблемам функциональной лингвистики.Прежде чем проанализировать особенности текста как основы для обучения порождению устного речевого высказывания представляется важным рассмотреть понятие текста, предлагаемое в научной литературе разными авторами.Отсутствие общего и однозначного подхода к понятию «текст» в настоящее время приводит к тому, что под текстом понимается как одно предложение, так и некоторая их совокупность, образующая целостные единства внутри более сложного целого, а также само это целое. Текстом может быть также вся совокупность высказываний, представляющая собой открытую систему, не имеющую границ.В словаре даётся следующее определение понятия «текст»: «Текст (от лат. Textus –ткань, сплетение, соединение) –объединённая смысловой последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность»[3].Наиболее полным можно считать определение И.Р. Гальперина: «Текст –это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую направленность и прагматическую установку. Текст –это некий снятый момент процесса, в котором все динстиктивные признаки объекта обозначаются с большей или меньшей степенью отчётливости» [1].Анализ изученной литературы свидетельствует о том, что понятие текста различными учеными рассматривается поразному.Следует отметить, что у каждого учёного, занимающегося исследованием текста, своё представление о данном понятии, и каждый даёт своё определение, в котором стремится найти место текста в системе языка и речи и вычленить собственные текстовые категории, присущие только этой единице.Различие в определениях исходит из понимания исследователями места текста в системе языка и речи. Но в определениях есть и сходства:
текст рассматривается как речетворческое произведение;
как продукт речи;
продуцирование и осмысление теста происходит в процессе коммуникации;
cлужит для достижения целей сообщения;
текст реализуется в письменной форме;
это законченное, завершённое произведение;
имеет собственную внутреннюю структуру, определённое строение;
обладает средствами связности его частей, которые не позволяют ему распадаться на отдельные предложения.Современное толкование понятия «текст» даёт возможность показать учащимся при анализе конкретного текста закономерности построения всех типов текстов и вести обучение связной речи на основе обобщённого понятия текста, что позволяет формировать речевые умения сознательным путём.Формирование умения структурировать текст на основе взаимосвязи всех его категориальных признаков, осознание роли каждого субъекта коммуникации являются для начальной школы проблемой, требующей специальной разработки.Выделяют следующие методические требования к текстам:
образцовость языка, художественность текста, богатство содержания;актуальность тематики;
наличие в тексте изучаемых языковых форм, средств, разнообразие жанров и стилей;
богатство лексики, развивающий характер: каждый текст, поэтический или прозаический, должен поднимать ученика на ступеньку выше в развитии.При отборе текстов важно обращать внимание на их воспитательный, развивающий и культуроведческий потенциал, мотивационную способность, а также на проблемный характер содержания текстов, то есть, может ли он являться источником дополнительной информации, образцом, стимулом для порождения собственного высказывания, помогать учащемуся наиболее полно и адекватно реализовать свое коммуникативное намерение. Для учащихся школ будет интересен тот текст, который содержит новую проблемную информацию, открывает «окно» в мир иной культуры, затрагивает его чувства и эмоции и т.д.Ученики должны уметь подбирать тексты: как по личным ценностным ориентациям, так и по изучаемым темам: например, при изучении времён глагола, для показа роли местоимений, роли союзов и предлогов, для показа переносных значений слов, для демонстрации связей внутри компонента текста.Итак, говоря о тексте как объекте науки, нельзя не отметить его многоплановости. Текст представляет собой единство системного и индивидуального. Системность текста –это его моделирование по законам языка, а его индивидуальность –это реализуемая в речи бесконечная вариативность материальной формы, которая особенно ярко проявляется в художественном тексте. Все характеристики устной речи противопоставлены характеристикам текста. Текст –не спонтанная речь; он лишь имплицитно рассчитан на слуховое восприятие; он не только линеен, он не только движение, процесс –он также стабилен. Текст как факт речевого факта системен. Текст представляет собой некое завершенное сообщение, обладающее своим содержанием, организованное по абстрактной модели одной из существующих в литературном языке форм сообщений (функционального стиля, его разновидностей и жанров) и характеризуемое своими дистинктивными признаками.
Ссылки на источники1.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.–М.,2001.2.Москальская О.И.Лингвистика текста: учеб. пособие для пед. интов. –М.,1986.3.Ожегов С.И. Словарь русского языка // Определение понятия «текст». –М., 1984.4.Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартначальногообщегообразования. –М.: Просвещение, 2011.
Saida Zhazheva, Сandidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Russian language and methods of teaching,Adyghe State University, Maikop
saya999@rambler.ruLinguistic and psychologicalpedagogical approachesto study the text in primary schoolAbstract.This article discusses the linguistic and psychologicalpedagogical approaches to the study of the text in primary school.Keywords:modernization of education,text linguistics, competence,educational process.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»