Формирование социальной толерантности у школьников полиэтнических регионов
Выпуск:
ART 14724
УДК
316.342
:
373.1
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Денщикова
Т.
Ю.,
Петрова
М.
А.,
Звягинцев
А.
Е. Формирование социальной толерантности у школьников полиэтнических регионов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S18. – С.
6–10. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14724.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования толерантных отношений в среде школьников-подростков, обучающихся в многонациональных классах. Авторы предлагают конкретные мероприятия (деловые игры, заочные походы, этнические экскурсии и др.), которые способствуют установлению дружеских связей между представителями разных культур.
Ключевые слова:
толерантность, интолерантность, культуроцентризм, стереотипы и предрассудки, подростковая субкультура, ксенофобия
Текст статьи
Денщикова Татьяна Юрьевна,кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методикибезопасности жизнедеятельностиФГАОУ ВПО «СевероКавказский государственный университет», г. СтавропольDenschykova@mail.ru
Петрова Мария Алексеевна,студентка ФГАОУ ВПО «СевероКавказский государственный университет», г.Ставропольzhiznbezop@yandex.ru
Звягинцев Антон Евгеньевич,студент ФГАОУ ВПО «СевероКавказский государственный университет», г.Ставропольzhiznbezop@yandex.ru
Формирование социальной толерантности у школьников полиэтнических регионов
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования толерантных отношений в среде школьниковподростков, обучающихся в многонациональных классах. Авторы предлагают конкретные мероприятия (деловые игры, заочные походы, этнические экскурсии и др.), которые способствуют установлению дружеских связей между представителями разных культур.Ключевые слова: толерантность, интолерантность, культуроцентризм, стереотипы ипредрассудки, подростковая субкультура, ксенофобия.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Минувший XX век коренным образом изменил облик современного мира. Сегодня мы наблюдаем интеграцию национальных государств, экономик, культур. Возрастающая мобильность населения превращает многие страны в поликультурные сообщества, а движение за социальное равенство приводит к признанию прав все большего числа разнообразных социокультурных групп.Вместе с этим распространяются идеи нивелирования культурных различий, проекции на весь мир эталонных (как правило, европейских) ценностей и образа жизни. Что, по сути, означает «вестернизацию» национальных культур в ущерб их «ценностному самостоянию». Другой крайностью является распространение идей изоляционизма, национализма и культурной исключительности. Наиболее радикальные их проявленияфашизм и нацизмтакже рождены XX веком. В ближайшем будущем культурные различия вообще могут стать главным источником враждебности между людьми.Школьные программы часто оказываются перегруженными. Возникает потребность разработки таких методик, применение которых было бы возможным в рамках обычной школьной программы, на уроках и внеклассных занятиях со школьниками.Итак, здесь мы сталкиваемся уже с научной проблемой, суть которой в противоречии между необходимостью формирования толерантности у школьников и недостаточной разработанностью в науке вопроса о педагогических условиях этого процесса формирования толерантности [1].Толерантность необходимо рассматривать как ценность и социальную норму гражданского общества, проявляющуюся в праве всех субъектов общества быть разными; в обеспечении гармонии между различными социальными группами данного общества; в уважениии готовности к сотрудничеству с людьми, отличающимися по своим убеждениям, внешности, образу жизни; в отказе от навязывания стереотипов и в признании многообразия мира.Школа является частью общества. И ей присущи как все положительные, так и отрицательные тенденции в развитии. Поэтому реализация учебновоспитательного процесса должна осуществляться в тесной и неразрывной связи с формированием толерантности, как основы гражданского общества.Для выполнения поставленной цели в школе должен строиться процесссоциализации ребенка через разработку и практическое воплощение модели толерантного воспитания личности, которой присущи терпимость, понимание и принятие другого, необходимые для осознания подростком своей роли и значимости в социуме. Через всестороннее развитие социальных взаимодействий расширяется представления подростка о социальных явлениях, накапливается опыт взаимодействия с представителями различных социумов. Современная школа позволяет сформировать социальные компетенции подростков через реализациюмеханизмов социального партнерства, моделирование социоигровых ситуаций и стимулирование социальных инициатив. Совокупность социальных и педагогических технологий в современной школе является залогом формирования гармонично развитой личности, залогом формирования у подростка социальных компетенций, необходимых для безболезненного вхождения во взрослую жизнь. Именно школа берет на себя роль просветителя и наставника для ребенка в области морали, права, толерантности.Чтобы описать методику формирования толерантности, мы определили, что «толерантность»это ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур. Признаниеэто способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей,взглядов, образа жизни, осознание его права быть иным. Принятиеэто положительное отношение к его инаковости. Пониманиеэто способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения. Толерантность связана с внутренним ощущением человеком собственной свободы, позволяющим ему ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроениям толпы, массовой ксенофобии и предрассудкам, а также с преодолением собственного эгоцентризма и, как его разновидности,культуроцентризма, проявляющегося в стремлении полагать свои взгляды, ценности, образ жизни единственно верными и правильными. Толерантность при этом не следует понимать как равнодушие и всепрощение. Толерантность можно считать сущностным, родовым человеческим качеством. Но это не значит, что процесс формирования толерантностипроцесс самопроизвольный. Он нуждается в создании благоприятных условий.Исходным основным условием формирования толерантности у школьниковподростков является организация встреч школьников с иными культурами в специально подготовленной, педагогизированной среде, привлекательной и ценной для подростка. Таким образом, мы «перемещаем» контакты школьника с другой культурой из стихийной среды в некое ограниченное педагогическими рамкамипространство, внутри которого можно целенаправленно создавать необходимые условия для успешного в плане воспитания протекания этих встреч. Организовать встречи школьников с представителями другихкультур можно двумя различными, относительно самостоятельными, но взаимодополняющими путями:1.Это может быть организация непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур, осуществляемых во время туристскокраеведческих экскурсий. Что они дают? Вопервых, такие встречи в естественных условиях (организовать их в пределах школы довольно сложно), «лицом к лицу» в значительной мере способствуют преодолению ребенком предрассудков в отношении представителей других культур, а обсуждение этих встреч, соотнесение своих переживаний, впечатлений, мнений с мнениямисверстников способствует становлению собственной позиции подростка в сфере межкультурных отношений. В таких встречах формируется и собственная культурная идентичность подростка, что также важно для формирования толерантности. Вовторых, возникающие в таких экспедициях ситуации переживания ребенком повышенного физического, нравственного, эмоционального напряжения способны вызвать существенные изменения в личности подростка «приглушить» проявления его эгоцентризма, препятствующего формированию толерантности, актуализировать его сущностные духовные качества, лучшие человеческие черты, которые в обычных условиях жизни могли быть либо скрыты, либо отодвинуты на второй план. Втретьих, использование педагогом потенциала самодеятельных туристских путешествий и заочных экскурсий для конструктивного разрешения возникающих в процессе социализации подростков противоречий и сглаживания многих негативных проявлений подросткового возраста позволяет решить вопрос о воспитании толерантности у так называемых проблемных подростков, которые в школе часто оказываются вне педагогических событий.2.Встречи школьников с иными культурами могут быть смоделированы педагогом в специальных игровых ситуациях, где уже сами подростки берут на себя роли представителей различных культур и, стараясь удерживать свою новую культурную позицию (что, конечно, требует от них серьезной подготовки к игре), вступают в «межкультурный» диалог. Такие игры привлекательны для подростков, так как отражают мир взрослых и моделируют свойственные ему отношения, восполняя тем самым недоступные им стороны человеческой жизнедеятельности [2].Подобные игры можно организовать в рамках обычных школьных предметов, например: Основы безопасности жизнедеятельности. В выборе тем игровых занятий и времени их проведения педагог может опираться на учебные программы, тем самым, встраивая их в учебный процесс.Здесь учащиеся могут познакомиться с культурным многообразием мира, выявить наиболее очевидные культурные различия, увидеть возникающие вследствие этих различий межкультурные конфликты. Разворачивающиеся в ходе таких игр диалоги позволяют подростку посмотреть на привычную реальность глазами другого, увидеть оценку того или иного явления с позиций другой культуры.Однако приобретение ценного опыта поликультурного видения мира бывает затруднительным для тех школьников, в которых сильно развиты стереотипы, ксенофобия, культуроцентризм, особенно проявляющиеся при отсутствии непосредственного контакта с представителями других культур. Поэтому нужно создавать и иные условия формирования толерантности у подростков. Сами по себе встречи с иной культурой не обязательно дают воспитательный эффект. Но они могут служить базой, на которой будет разворачивается реализация трех последующих основных условий.Вторым основным условием формирования толерантности у школьниковподростков является проблематизация отношения подростка к представителям иных культур. Проблематизацияздесьэто искусственно создаваемая для подростков проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий в их отношении к иным культурам, позволяющая им обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки, культуроцентризм, которые ранее, быть может, и не осознавались ими.Ее цельусомнение кажущихся очевидностей. В отношении иных культур подростки часто высказывают кажущиеся им, на первый взгляд, само собой разумеющимися мнения, оценки, которые могут носить дискриминационный характер, быть унизительными и оскорбительными для других людей. Эта несправедливость иногда попросту не проблематизирована в сознании подростка. Наблюдается даже противоречие между декларируемой школьником приверженностью гуманистическим принципам и его реальными интолерантными установками. Проблематизация открывает перед ним возможность переопределения своего отношения. Таким образом, данный прием выполняет и еще одну функцию: способствует дальнейшему свободному (в том числе и от прежних стереотипов) определению подростком своей позиции в сфере межкультурных отношений. Благоприятные условия для этого складываются в группе сверстниковв ходе соотнесения различных точек зрения, в ходе проблемных дискуссий.Третье основное условиеорганизация проблемных дискуссий. Речь здесь уже идет не об игровом диалоге ролей, а о межличностном общении по той или иной проблеме поликультурного общества. Оно позволяет подростку соотнести собственное отношение к иным культурам с мнениями товарищей. Иногдаспособствует коррекции этих отношений, так как мнение сверстников, очень весомое для детей подросткового возраста, может стать источником изменения их собственных взглядов.Педагогу необходимо создать в группе атмосферу взаимопринятия и уважения всех точек зрения, задающую своеобразный образец поведения подростка в ситуации разнообразия взглядов, которого он может придерживаться и за пределами школы. В ходе таких дискуссий подростком приобретается опыт учета иных точек зрения, что активизирует развитие механизма децентрации, способствующего преодолению препятствующего формированию толерантности эгоцентризма.Четвертое основное условиеорганизация процесса рефлексии подростками своего отношения к представителям иных культур. Формирующаяся в дискуссиях со сверстниками, в организуемых педагогом проблематизирующих ситуациях, в межкультурных диалогах позиция подростка в отношении представителей иных культур должна быть отрефлексирована им. Рефлексия позволяет подростку прояснить для самого себя собственное отношение к другому, помогает обрести, как заметил Б.З.Вульфов, личностный смысл справедливости. Она открывает перспективу сделать собственную позицию предметом дальнейшего осознанного и целенаправленного преобразования, то есть заняться самовоспитанием.Дополнительным условием формирования толерантности у подростков является оказание помощи школьникам в овладении ими умениями критически мыслить, вести диалог, анализировать свою и чужие точки зрения. Это позволит им быть активными участниками во встречах с иными культурами, разрешении проблемных ситуаций, дискуссиях, рефлексии. Ведь «информационнооперационная бедность личности затрудняет формирование ценностной системы человека». Без этого условия осуществление описанных выше педагогических шагов будет затруднено.Формирование толерантности у школьниковподростков обусловлено также особенностями позиции педагога. Позицияэто устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Основные характеристики позиции педагога как воспитателя подробно проанализированы в исследовании А.И. Григорьевой. Для нас же важно отметить те ее особенности, которые определяют специфику воспитания подростков и позволяют сделать этот процесс эффективным.В процессе исследования мы выделили следующие основные особенности педагогической позиции: это демонстрация своего отношения к подростку как к взрослому, толерантное отношение к подростковой субкультуре, признание свободы ценностного самоопределения подростков. Такая позиция означает отказ от противопоставления жизни взрослых и подростков, при котором взрослая жизнь представляется более значимой, достойной большего внимания и уважения. Она предполагает знание педагогом самобытной подростковой культуры с ее ценностями, идеалами, спецификой языка; уважительное отношение к ней; умение взглянуть на мир с точки зрения подростка; способность интерпретировать его поступки. Она подразумевает поддержку стремления подростка к свободному определению своей позиции в сфере межкультурных отношений. В процессе экспериментальном классе былпроведен ряд игр, моделирующих межкультурные встречи. Как показало наше исследование, наиболее интересными из них были:игра «Законы для Хрисламоленда», моделирующая переговоры представителей христианского и мусульманского населения вымышленной страны «Хрисламоленд»здесь обсуждались проблемы, которые могут возникать в подобном государстве, а также способы решения этих проблем.игра «Встреча миров» позволила смоделировать встречу жителей Старого и Нового света в «эпоху великих географических открытий» и развернуть межкультурный диалог, отражающий различие взглядов европейцев и местных жителей на эти открытия;игра «Социальное «дно»моделировала встречу с представителями маргинальных слоев общества, инициировала диалог о проблемах жизни и выживания таких людей в России;игра «Презентация субкультур», моделировала встречу представителей различных молодежных субкультур;игра «Слушается дело о кавказской войне», моделировала переговоры российской и чеченской сторон в конфликтах XIX и XX вв.Сценарий игр составлялся таким образом, чтобы вывести участвующие в них стороны на обсуждение какоголибо спорного вопроса, способного обнажить культурные противоречия, усилить ощущение детьми инаковости целей, ценностей, мнений представителей разных культур и инициировать поиск школьниками путей координации или (если это необходимо) примирения этих различных позиций.В качестве приемов, проблематизирующих отношение подростков к иным культурам, выявляющих возможные противоречия в них, показывающих школьнику его собственные стереотипы и предрассудки, мы использовали такие игровые процедуры как:«Кто есть кто?», помогающую подростку обнаружить возможную свою склонность к использованию социальных стереотипов;«Чья религия истинна?», позволяющую подросткам увидеть противоречие между декларируемым ими принципом равенства различных взглядов и собственными же установками на доминирование, презумпцию своей правоты;«План Ост», способствующую выявлению противоречия между заявляемой подростками позицией неприятия фашизма и, возможно, свойственными комуто из них взглядами, близкими по сути этой только что отрицаемой идеологии.Реализуя модель педагогических условий формирования толерантности на практике, мы также организовали в подростковых классах ряд проблемных дискуссий(их содержание зависело от возраста подростков), во время которых школьниками обсуждались как проблемы межкультурных отношений, так и проблемы их собственной культурной идентичности, прав человека, плюрализма мнений, демократической власти. Определение подростком своей позиции по этим вопросам влияет и на развитие его отношения к представителям иных культур: к их правам, к их возможности пропагандировать свои ценности, к их равноправному с представителями доминирующей культуры участию во власти. Вот некоторые темы дискуссий, которые так же, как и игровые занятия, встраивались в учебный процесс: «Есть ли такое право: быть не таким, как все?»; «Понятие «национальная принадлежность» в современном мире»; «Маргиналы и люмпены: общественное отношение и государственная политика»; «Существует ли фашизм в современной России?»; «Военный противник: проблема отношений»; «Для кого написан учебник истории Отечества?»Анализ ряда таких дискуссий позволил нам отметить одно важное обстоятельство. А именно, позитивную роль присутствия в детской группе ребят, представляющих культурные меньшинства. Включаясь в дискуссию, они привносят в нее свой собственный жизненный опыт, что помогает остальным школьникам внимательнее присматриваться к проблемам межкультурных отношений.Организация процесса рефлексии подростками своего отношения к представителям иных культур осуществлялась как через устные, так и через письменные формы. Это могут быть инициируемые вопросами педагога свободные высказывания подростков по итогам какойлибо произошедшей встречи или какоголибо занятия, отражающие их впечатления, переживания, мнения или выступления по предложенному педагогом шаблону. Это может быть и написание небольших сочиненийразмышлений, выступающих в качестве подведения итогов тех или иных занятий.В ходе исследования было выявлено, что можно активизировать процесс рефлексии, предлагая школьникам мотивировать сделанный ими выбор в какойлибо искусственно созданной проблемной ситуации, как, например, это предусматривает разработанная нами игровая процедура «Избирательная кампания».Решая задачу оказания помощи подросткам в овладении ими умениями вести диалог, критически мыслить, анализировать свою и чужие точки зрения, нами организовывались специальные тренинги, способствующие развитию этих умений («Как сказать нет», «Консенсус», «Рекламная диета», «Размышляя о себе самом»). Высокий уровень интолерантности выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Это проявляется в склонности человека характеризовать культурные отличия как девиантность, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям, в желании «очистить» от них пространство собственного бытия. Это проявляется в нежелании даже попытаться взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Это осознанная, отрефлексированная позиция.Невысокий уровень интолерантности характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости человек пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что...»). Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие вопиющие проявления интолерантности как фашизм, геноцид, сегрегация, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных». Такого рода интолерантность проявляется не только в непринятии других культур, но и в непонимании их, рассмотрении их сквозь призму только собственных культурных установок.Невысокий уровень толерантности определяется признанием и принятием культурного плюрализма, уважением к самым разнообразным социокультурным группам, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками. Это признание иных культур, признание права людей на иной образ жизни и свободное выражение своих взглядов. Это принятие иных культур, положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации, способность находить в иной культуре нечто полезное и ценное для себя самого. Это понимание других культур, умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов, стремление рассматривать иные культуры сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур [3].Мы поставилицель выяснить, является ли толерантность качеством, сформированным у современных школьниковподростков. Анкетирование учащихся этих школ (в нем приняли участие 58 человек) показало, что даже в городских российских школах примерно каждому четвертому из опрошенных подростков свойственны личное неприязненное отношение к тем или иным культурам, склонность к культуроцентризму, ксенофобии, навешиванию на людей других культур ярлыков «недостойных» и «опасных», а иногда и демонстративное презрение к ним.Во многомтакая ситуация объясняется внешними факторами. Это и отсутствие в стране устоявшихся традиций плюрализма и уважения прав других, и развившееся в массовом сознании чувство «национального унижения», связанное с распадом СССР, поражением в холодной войне, финансовой зависимостью от других стран, следствием чего является рост националистических настроений и популярность экстремистских идей, в том числе и среди молодежи. Анализ психологопедагогической литературы и обращение к собственному опыту работы с подростками позволили нам охарактеризовать и негативно сказывающиеся на формировании толерантности особенности подросткового возраста, а также определить причины их возникновения. Это повышенная конфликтность, агрессивность, эгоизм, инфантилизм, низкие коммуникативные способности некоторых подростков, являющиеся следствием не разрешаемых вовремя противоречиймежду потребностью подростка в ощущении собственной автономии и реальной его зависимостью от взрослых, между потребностью в утверждении себя как взрослой личности и недостаточностью благоприятных для этого условий.На пилотном этапе эксперимента, мы выяснили национальный состав классов, который приведён в табл.1. В начале эксперимента результаты анкетирования оказались следующими.Высокий уровень интолерантности не был отмечен ни в одной из групп. Невысокий уровень интолерантности продемонстрировали как контрольная, так и экспериментальная группа, соответственно 27,7% и 29,2%. Невысокий уровень толерантного отношения к представителям иных культур был характерен для подростков в контрольной57,5% в экспериментальной группе54,9%. С высоким уровнем толерантности на начальном этапе эксперимента было выявлено 13,3% учащихся в экспериментальной группе, и 14,6%учащихся в контрольной группе.Таблица 1Национальный состав в классах
Декларируемаянациональность9 «А»,%,экспериментальная группа9 «Б», %,контрольная группаРусские47,746,8Армяне23,527,6Украинцы, белорусы23,220,7Греки1,040,5КарачаевцыМенее 10,5Азербайджанцы1,040,2ЕвреиМенее 10,2ЧеркесыМенее 10,1Другие национальностиМенее 12,2
Как видим, показатели в экспериментальных и контрольной группах примерно одинаковы. Чуть большее разнообразие мнений, которые продемонстрировали в анкетах школьники экспериментальной группы по сравнению со школьниками контрольной группы. Учащиеся контрольной и экспериментальной групп, выделили наиболее актуальные межэтнические противоречия,которые зафиксированы в табл.2.Таблица 2Наиболее актуальные межэтнические противоречия
Актуальные проблемы9 «А», %9 «Б», %1.Экономические (занятость населения,достойная зарплата и т.п.)58,7954,72.Социальные (защита малоимущих граждан, выплата пенсий и т.п.)8,7312,63.Политические (конфликты в борьбе за власть)11,4612,54.Религиозные (межконфессиональные и внутрицерковные противоречия)1,360,95.Национальные (противоречия между основными этническими группами)11,1913,96.Культурные (изучение родного языка, сохранение культурных традиций и т.п.)7,504,97.ДругиеМенее 10,5Итого100100
Как видно из табл.2, учащиеся почти одинаково разделились в вопросе наиболее актуальных межэтнических противоречий, которые в значительной мере сказываются на формирование этнической толерантности, как всего общества, так и в среде подростков.В качестве одного из индикаторов мы ввели в анкету вопрос об их отношении к такому явлению как национализм. Тем самым мы хотели проверить корреляции с другими параметрами анкеты, в частности со шкалой социальной и этнической дистанции. Мы допускаем, что молодежь может не иметь четких представлений о сути национализма, а дать связное определение «национализма» смогли бы единицы, поэтому в этом вопросе нас интересовало не определение или проявление, а в большей степени оценочные характеристики, сформированные под влиянием эмоционального опыта, рассуждений, увиденного и услышанного когдато.Общие ответы на второй вопрос «Вы считаете, религиозный экстремизм это явление…»распределились следующим образом (табл. 3):Таблица 3Отношение к религиозному экстремизму
Вариант ответа9 «А», %9 «Б», %1.Однозначно положительное12,416,52.Скорее положительное, чем отрицательное11,3211,33.И положительное, и отрицательное одновременно38,3336,74.Скорее отрицательное, чем положительное15,8219,45.Однозначно отрицательное22,1026,1Итого100100
Это предварительное исследование показало, что проблема формирования толерантности в полиэтническом регионе (СКФО, Ставропольский край, г. Ставрополь) стоит остро.По завершении эксперимента результаты анкетирования выглядели следующим образом. В экспериментальной группепроявления интолерантности подростков не были отмечены вообще. В контрольной группеневысокий уровень интолерантности сохранился у 23,3%. Увеличилось число школьников в экспериментальной группе, продемонстрировавших высокий уровень развития толерантного отношения к другим людям41,6%. Результаты диагностики представлены в табл.4.Таблица 4
Динамика сформированности толерантности у школьниковподростков в экспериментальной и контрольной группах (увеличение («плюс») или уменьшение («минус») количества школьников в %
Уровни толерантностиЭкспериментальная группаКонтрольная группаВысокий уровень интолерантностиНе зафиксирован3,6%Невысокий уровень интолерантности25,7%4,5%Невысокий уровень толерантности5,7%+2,9%
По сравнению с незначительными сдвигами в формировании толерантности у подростков в контрольной группе в экспериментальных группах мы наблюдаем существенные положительные изменения. Относительно более высокие показатели в контрольной группе можно объяснить тем, что процесс воспитания толерантности подростков этой группы осуществлялся не только на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, но и на внеурочных занятиях, на специально организованных классныхчасах, воспитывающее значение которых мы анализируем в данной работе.Зафиксированную при помощи анкет положительную динамику подтверждают и наблюдения за школьниками экспериментальных групп. В первые месяцы проведения эксперимента нами наблюдались частыепроявления среди подростков ксенофобии, социокультурных предрассудков и даже расизма. Тем не менее, постепенно мы стали отмечать (к сожалению, далеко не у всех) повышение их интереса к другим культурам. Наблюдалось увеличение числа детей, старавшихся в ролевых играх отстаивать позиции представителей иных культур, стремящихся защищать права дискриминируемыхменьшинств, утверждать принципы культурного плюрализма. В оценках других культур уменьшалось число случаев апелляции подростков к общепринятому мнению. Реже ощущалось стремление рассматривать чужие культуры с чувством превосходства, проявление агрессивности по отношению к другим. У многих отмечалась повышенная восприимчивость к проблемам культурной дискриминации, нарушениям прав человека на расовой, национальной, религиозной почве. Наблюдался рост способности школьников критически рефлексировать собственное отношение к другому.
Ссылкина источники1.АсмоловА. Г. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. 2013. № 3. С. 7883.
2.КолосоваЛ. В., КуликоваТ. Б. Толерантность как культура XXI века// Век толерантности.2013.№ 7.С. 48. 3.Денщикова Т. Ю.,Иванов В. М., Козлова О. И.Толерантность и её оценка в разных студенческих средах//Вестник СГУ. Ставрополь:Издво СГУ,2009. № 62(3). 211 с.
Tatiana Denschykova,Candidate of Biological Sciences, professor of department FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University",StavropolDenschykova@mail.ruMaria Petrova,studentFSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University",Stavropolzhiznbezop@yandex.ruAnton Zvyagintsev,studentFSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University",, Stavropolzhiznbezop@yandex.ruThe formation of social tolerance among schoolchildren multiethnic regionsAbstract.The article is devoted to the problems of formation of tolerant relations in the environment of adolescent students studying in multinational classes. The authors offer specific activities (business games, parttime tours, ethnic tours and other), which contribute to the establishment of friendly relations between representatives of different cultures.Keywords:tolerance, intolerance, cultural centrism, stereotypes and prejudices, teenage subculture, xenophobia.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Петрова Мария Алексеевна,студентка ФГАОУ ВПО «СевероКавказский государственный университет», г.Ставропольzhiznbezop@yandex.ru
Звягинцев Антон Евгеньевич,студент ФГАОУ ВПО «СевероКавказский государственный университет», г.Ставропольzhiznbezop@yandex.ru
Формирование социальной толерантности у школьников полиэтнических регионов
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования толерантных отношений в среде школьниковподростков, обучающихся в многонациональных классах. Авторы предлагают конкретные мероприятия (деловые игры, заочные походы, этнические экскурсии и др.), которые способствуют установлению дружеских связей между представителями разных культур.Ключевые слова: толерантность, интолерантность, культуроцентризм, стереотипы ипредрассудки, подростковая субкультура, ксенофобия.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Минувший XX век коренным образом изменил облик современного мира. Сегодня мы наблюдаем интеграцию национальных государств, экономик, культур. Возрастающая мобильность населения превращает многие страны в поликультурные сообщества, а движение за социальное равенство приводит к признанию прав все большего числа разнообразных социокультурных групп.Вместе с этим распространяются идеи нивелирования культурных различий, проекции на весь мир эталонных (как правило, европейских) ценностей и образа жизни. Что, по сути, означает «вестернизацию» национальных культур в ущерб их «ценностному самостоянию». Другой крайностью является распространение идей изоляционизма, национализма и культурной исключительности. Наиболее радикальные их проявленияфашизм и нацизмтакже рождены XX веком. В ближайшем будущем культурные различия вообще могут стать главным источником враждебности между людьми.Школьные программы часто оказываются перегруженными. Возникает потребность разработки таких методик, применение которых было бы возможным в рамках обычной школьной программы, на уроках и внеклассных занятиях со школьниками.Итак, здесь мы сталкиваемся уже с научной проблемой, суть которой в противоречии между необходимостью формирования толерантности у школьников и недостаточной разработанностью в науке вопроса о педагогических условиях этого процесса формирования толерантности [1].Толерантность необходимо рассматривать как ценность и социальную норму гражданского общества, проявляющуюся в праве всех субъектов общества быть разными; в обеспечении гармонии между различными социальными группами данного общества; в уважениии готовности к сотрудничеству с людьми, отличающимися по своим убеждениям, внешности, образу жизни; в отказе от навязывания стереотипов и в признании многообразия мира.Школа является частью общества. И ей присущи как все положительные, так и отрицательные тенденции в развитии. Поэтому реализация учебновоспитательного процесса должна осуществляться в тесной и неразрывной связи с формированием толерантности, как основы гражданского общества.Для выполнения поставленной цели в школе должен строиться процесссоциализации ребенка через разработку и практическое воплощение модели толерантного воспитания личности, которой присущи терпимость, понимание и принятие другого, необходимые для осознания подростком своей роли и значимости в социуме. Через всестороннее развитие социальных взаимодействий расширяется представления подростка о социальных явлениях, накапливается опыт взаимодействия с представителями различных социумов. Современная школа позволяет сформировать социальные компетенции подростков через реализациюмеханизмов социального партнерства, моделирование социоигровых ситуаций и стимулирование социальных инициатив. Совокупность социальных и педагогических технологий в современной школе является залогом формирования гармонично развитой личности, залогом формирования у подростка социальных компетенций, необходимых для безболезненного вхождения во взрослую жизнь. Именно школа берет на себя роль просветителя и наставника для ребенка в области морали, права, толерантности.Чтобы описать методику формирования толерантности, мы определили, что «толерантность»это ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур. Признаниеэто способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей,взглядов, образа жизни, осознание его права быть иным. Принятиеэто положительное отношение к его инаковости. Пониманиеэто способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения. Толерантность связана с внутренним ощущением человеком собственной свободы, позволяющим ему ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроениям толпы, массовой ксенофобии и предрассудкам, а также с преодолением собственного эгоцентризма и, как его разновидности,культуроцентризма, проявляющегося в стремлении полагать свои взгляды, ценности, образ жизни единственно верными и правильными. Толерантность при этом не следует понимать как равнодушие и всепрощение. Толерантность можно считать сущностным, родовым человеческим качеством. Но это не значит, что процесс формирования толерантностипроцесс самопроизвольный. Он нуждается в создании благоприятных условий.Исходным основным условием формирования толерантности у школьниковподростков является организация встреч школьников с иными культурами в специально подготовленной, педагогизированной среде, привлекательной и ценной для подростка. Таким образом, мы «перемещаем» контакты школьника с другой культурой из стихийной среды в некое ограниченное педагогическими рамкамипространство, внутри которого можно целенаправленно создавать необходимые условия для успешного в плане воспитания протекания этих встреч. Организовать встречи школьников с представителями другихкультур можно двумя различными, относительно самостоятельными, но взаимодополняющими путями:1.Это может быть организация непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур, осуществляемых во время туристскокраеведческих экскурсий. Что они дают? Вопервых, такие встречи в естественных условиях (организовать их в пределах школы довольно сложно), «лицом к лицу» в значительной мере способствуют преодолению ребенком предрассудков в отношении представителей других культур, а обсуждение этих встреч, соотнесение своих переживаний, впечатлений, мнений с мнениямисверстников способствует становлению собственной позиции подростка в сфере межкультурных отношений. В таких встречах формируется и собственная культурная идентичность подростка, что также важно для формирования толерантности. Вовторых, возникающие в таких экспедициях ситуации переживания ребенком повышенного физического, нравственного, эмоционального напряжения способны вызвать существенные изменения в личности подростка «приглушить» проявления его эгоцентризма, препятствующего формированию толерантности, актуализировать его сущностные духовные качества, лучшие человеческие черты, которые в обычных условиях жизни могли быть либо скрыты, либо отодвинуты на второй план. Втретьих, использование педагогом потенциала самодеятельных туристских путешествий и заочных экскурсий для конструктивного разрешения возникающих в процессе социализации подростков противоречий и сглаживания многих негативных проявлений подросткового возраста позволяет решить вопрос о воспитании толерантности у так называемых проблемных подростков, которые в школе часто оказываются вне педагогических событий.2.Встречи школьников с иными культурами могут быть смоделированы педагогом в специальных игровых ситуациях, где уже сами подростки берут на себя роли представителей различных культур и, стараясь удерживать свою новую культурную позицию (что, конечно, требует от них серьезной подготовки к игре), вступают в «межкультурный» диалог. Такие игры привлекательны для подростков, так как отражают мир взрослых и моделируют свойственные ему отношения, восполняя тем самым недоступные им стороны человеческой жизнедеятельности [2].Подобные игры можно организовать в рамках обычных школьных предметов, например: Основы безопасности жизнедеятельности. В выборе тем игровых занятий и времени их проведения педагог может опираться на учебные программы, тем самым, встраивая их в учебный процесс.Здесь учащиеся могут познакомиться с культурным многообразием мира, выявить наиболее очевидные культурные различия, увидеть возникающие вследствие этих различий межкультурные конфликты. Разворачивающиеся в ходе таких игр диалоги позволяют подростку посмотреть на привычную реальность глазами другого, увидеть оценку того или иного явления с позиций другой культуры.Однако приобретение ценного опыта поликультурного видения мира бывает затруднительным для тех школьников, в которых сильно развиты стереотипы, ксенофобия, культуроцентризм, особенно проявляющиеся при отсутствии непосредственного контакта с представителями других культур. Поэтому нужно создавать и иные условия формирования толерантности у подростков. Сами по себе встречи с иной культурой не обязательно дают воспитательный эффект. Но они могут служить базой, на которой будет разворачивается реализация трех последующих основных условий.Вторым основным условием формирования толерантности у школьниковподростков является проблематизация отношения подростка к представителям иных культур. Проблематизацияздесьэто искусственно создаваемая для подростков проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий в их отношении к иным культурам, позволяющая им обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки, культуроцентризм, которые ранее, быть может, и не осознавались ими.Ее цельусомнение кажущихся очевидностей. В отношении иных культур подростки часто высказывают кажущиеся им, на первый взгляд, само собой разумеющимися мнения, оценки, которые могут носить дискриминационный характер, быть унизительными и оскорбительными для других людей. Эта несправедливость иногда попросту не проблематизирована в сознании подростка. Наблюдается даже противоречие между декларируемой школьником приверженностью гуманистическим принципам и его реальными интолерантными установками. Проблематизация открывает перед ним возможность переопределения своего отношения. Таким образом, данный прием выполняет и еще одну функцию: способствует дальнейшему свободному (в том числе и от прежних стереотипов) определению подростком своей позиции в сфере межкультурных отношений. Благоприятные условия для этого складываются в группе сверстниковв ходе соотнесения различных точек зрения, в ходе проблемных дискуссий.Третье основное условиеорганизация проблемных дискуссий. Речь здесь уже идет не об игровом диалоге ролей, а о межличностном общении по той или иной проблеме поликультурного общества. Оно позволяет подростку соотнести собственное отношение к иным культурам с мнениями товарищей. Иногдаспособствует коррекции этих отношений, так как мнение сверстников, очень весомое для детей подросткового возраста, может стать источником изменения их собственных взглядов.Педагогу необходимо создать в группе атмосферу взаимопринятия и уважения всех точек зрения, задающую своеобразный образец поведения подростка в ситуации разнообразия взглядов, которого он может придерживаться и за пределами школы. В ходе таких дискуссий подростком приобретается опыт учета иных точек зрения, что активизирует развитие механизма децентрации, способствующего преодолению препятствующего формированию толерантности эгоцентризма.Четвертое основное условиеорганизация процесса рефлексии подростками своего отношения к представителям иных культур. Формирующаяся в дискуссиях со сверстниками, в организуемых педагогом проблематизирующих ситуациях, в межкультурных диалогах позиция подростка в отношении представителей иных культур должна быть отрефлексирована им. Рефлексия позволяет подростку прояснить для самого себя собственное отношение к другому, помогает обрести, как заметил Б.З.Вульфов, личностный смысл справедливости. Она открывает перспективу сделать собственную позицию предметом дальнейшего осознанного и целенаправленного преобразования, то есть заняться самовоспитанием.Дополнительным условием формирования толерантности у подростков является оказание помощи школьникам в овладении ими умениями критически мыслить, вести диалог, анализировать свою и чужие точки зрения. Это позволит им быть активными участниками во встречах с иными культурами, разрешении проблемных ситуаций, дискуссиях, рефлексии. Ведь «информационнооперационная бедность личности затрудняет формирование ценностной системы человека». Без этого условия осуществление описанных выше педагогических шагов будет затруднено.Формирование толерантности у школьниковподростков обусловлено также особенностями позиции педагога. Позицияэто устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Основные характеристики позиции педагога как воспитателя подробно проанализированы в исследовании А.И. Григорьевой. Для нас же важно отметить те ее особенности, которые определяют специфику воспитания подростков и позволяют сделать этот процесс эффективным.В процессе исследования мы выделили следующие основные особенности педагогической позиции: это демонстрация своего отношения к подростку как к взрослому, толерантное отношение к подростковой субкультуре, признание свободы ценностного самоопределения подростков. Такая позиция означает отказ от противопоставления жизни взрослых и подростков, при котором взрослая жизнь представляется более значимой, достойной большего внимания и уважения. Она предполагает знание педагогом самобытной подростковой культуры с ее ценностями, идеалами, спецификой языка; уважительное отношение к ней; умение взглянуть на мир с точки зрения подростка; способность интерпретировать его поступки. Она подразумевает поддержку стремления подростка к свободному определению своей позиции в сфере межкультурных отношений. В процессе экспериментальном классе былпроведен ряд игр, моделирующих межкультурные встречи. Как показало наше исследование, наиболее интересными из них были:игра «Законы для Хрисламоленда», моделирующая переговоры представителей христианского и мусульманского населения вымышленной страны «Хрисламоленд»здесь обсуждались проблемы, которые могут возникать в подобном государстве, а также способы решения этих проблем.игра «Встреча миров» позволила смоделировать встречу жителей Старого и Нового света в «эпоху великих географических открытий» и развернуть межкультурный диалог, отражающий различие взглядов европейцев и местных жителей на эти открытия;игра «Социальное «дно»моделировала встречу с представителями маргинальных слоев общества, инициировала диалог о проблемах жизни и выживания таких людей в России;игра «Презентация субкультур», моделировала встречу представителей различных молодежных субкультур;игра «Слушается дело о кавказской войне», моделировала переговоры российской и чеченской сторон в конфликтах XIX и XX вв.Сценарий игр составлялся таким образом, чтобы вывести участвующие в них стороны на обсуждение какоголибо спорного вопроса, способного обнажить культурные противоречия, усилить ощущение детьми инаковости целей, ценностей, мнений представителей разных культур и инициировать поиск школьниками путей координации или (если это необходимо) примирения этих различных позиций.В качестве приемов, проблематизирующих отношение подростков к иным культурам, выявляющих возможные противоречия в них, показывающих школьнику его собственные стереотипы и предрассудки, мы использовали такие игровые процедуры как:«Кто есть кто?», помогающую подростку обнаружить возможную свою склонность к использованию социальных стереотипов;«Чья религия истинна?», позволяющую подросткам увидеть противоречие между декларируемым ими принципом равенства различных взглядов и собственными же установками на доминирование, презумпцию своей правоты;«План Ост», способствующую выявлению противоречия между заявляемой подростками позицией неприятия фашизма и, возможно, свойственными комуто из них взглядами, близкими по сути этой только что отрицаемой идеологии.Реализуя модель педагогических условий формирования толерантности на практике, мы также организовали в подростковых классах ряд проблемных дискуссий(их содержание зависело от возраста подростков), во время которых школьниками обсуждались как проблемы межкультурных отношений, так и проблемы их собственной культурной идентичности, прав человека, плюрализма мнений, демократической власти. Определение подростком своей позиции по этим вопросам влияет и на развитие его отношения к представителям иных культур: к их правам, к их возможности пропагандировать свои ценности, к их равноправному с представителями доминирующей культуры участию во власти. Вот некоторые темы дискуссий, которые так же, как и игровые занятия, встраивались в учебный процесс: «Есть ли такое право: быть не таким, как все?»; «Понятие «национальная принадлежность» в современном мире»; «Маргиналы и люмпены: общественное отношение и государственная политика»; «Существует ли фашизм в современной России?»; «Военный противник: проблема отношений»; «Для кого написан учебник истории Отечества?»Анализ ряда таких дискуссий позволил нам отметить одно важное обстоятельство. А именно, позитивную роль присутствия в детской группе ребят, представляющих культурные меньшинства. Включаясь в дискуссию, они привносят в нее свой собственный жизненный опыт, что помогает остальным школьникам внимательнее присматриваться к проблемам межкультурных отношений.Организация процесса рефлексии подростками своего отношения к представителям иных культур осуществлялась как через устные, так и через письменные формы. Это могут быть инициируемые вопросами педагога свободные высказывания подростков по итогам какойлибо произошедшей встречи или какоголибо занятия, отражающие их впечатления, переживания, мнения или выступления по предложенному педагогом шаблону. Это может быть и написание небольших сочиненийразмышлений, выступающих в качестве подведения итогов тех или иных занятий.В ходе исследования было выявлено, что можно активизировать процесс рефлексии, предлагая школьникам мотивировать сделанный ими выбор в какойлибо искусственно созданной проблемной ситуации, как, например, это предусматривает разработанная нами игровая процедура «Избирательная кампания».Решая задачу оказания помощи подросткам в овладении ими умениями вести диалог, критически мыслить, анализировать свою и чужие точки зрения, нами организовывались специальные тренинги, способствующие развитию этих умений («Как сказать нет», «Консенсус», «Рекламная диета», «Размышляя о себе самом»). Высокий уровень интолерантности выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Это проявляется в склонности человека характеризовать культурные отличия как девиантность, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям, в желании «очистить» от них пространство собственного бытия. Это проявляется в нежелании даже попытаться взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Это осознанная, отрефлексированная позиция.Невысокий уровень интолерантности характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости человек пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что...»). Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие вопиющие проявления интолерантности как фашизм, геноцид, сегрегация, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных». Такого рода интолерантность проявляется не только в непринятии других культур, но и в непонимании их, рассмотрении их сквозь призму только собственных культурных установок.Невысокий уровень толерантности определяется признанием и принятием культурного плюрализма, уважением к самым разнообразным социокультурным группам, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками. Это признание иных культур, признание права людей на иной образ жизни и свободное выражение своих взглядов. Это принятие иных культур, положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации, способность находить в иной культуре нечто полезное и ценное для себя самого. Это понимание других культур, умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов, стремление рассматривать иные культуры сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур [3].Мы поставилицель выяснить, является ли толерантность качеством, сформированным у современных школьниковподростков. Анкетирование учащихся этих школ (в нем приняли участие 58 человек) показало, что даже в городских российских школах примерно каждому четвертому из опрошенных подростков свойственны личное неприязненное отношение к тем или иным культурам, склонность к культуроцентризму, ксенофобии, навешиванию на людей других культур ярлыков «недостойных» и «опасных», а иногда и демонстративное презрение к ним.Во многомтакая ситуация объясняется внешними факторами. Это и отсутствие в стране устоявшихся традиций плюрализма и уважения прав других, и развившееся в массовом сознании чувство «национального унижения», связанное с распадом СССР, поражением в холодной войне, финансовой зависимостью от других стран, следствием чего является рост националистических настроений и популярность экстремистских идей, в том числе и среди молодежи. Анализ психологопедагогической литературы и обращение к собственному опыту работы с подростками позволили нам охарактеризовать и негативно сказывающиеся на формировании толерантности особенности подросткового возраста, а также определить причины их возникновения. Это повышенная конфликтность, агрессивность, эгоизм, инфантилизм, низкие коммуникативные способности некоторых подростков, являющиеся следствием не разрешаемых вовремя противоречиймежду потребностью подростка в ощущении собственной автономии и реальной его зависимостью от взрослых, между потребностью в утверждении себя как взрослой личности и недостаточностью благоприятных для этого условий.На пилотном этапе эксперимента, мы выяснили национальный состав классов, который приведён в табл.1. В начале эксперимента результаты анкетирования оказались следующими.Высокий уровень интолерантности не был отмечен ни в одной из групп. Невысокий уровень интолерантности продемонстрировали как контрольная, так и экспериментальная группа, соответственно 27,7% и 29,2%. Невысокий уровень толерантного отношения к представителям иных культур был характерен для подростков в контрольной57,5% в экспериментальной группе54,9%. С высоким уровнем толерантности на начальном этапе эксперимента было выявлено 13,3% учащихся в экспериментальной группе, и 14,6%учащихся в контрольной группе.Таблица 1Национальный состав в классах
Декларируемаянациональность9 «А»,%,экспериментальная группа9 «Б», %,контрольная группаРусские47,746,8Армяне23,527,6Украинцы, белорусы23,220,7Греки1,040,5КарачаевцыМенее 10,5Азербайджанцы1,040,2ЕвреиМенее 10,2ЧеркесыМенее 10,1Другие национальностиМенее 12,2
Как видим, показатели в экспериментальных и контрольной группах примерно одинаковы. Чуть большее разнообразие мнений, которые продемонстрировали в анкетах школьники экспериментальной группы по сравнению со школьниками контрольной группы. Учащиеся контрольной и экспериментальной групп, выделили наиболее актуальные межэтнические противоречия,которые зафиксированы в табл.2.Таблица 2Наиболее актуальные межэтнические противоречия
Актуальные проблемы9 «А», %9 «Б», %1.Экономические (занятость населения,достойная зарплата и т.п.)58,7954,72.Социальные (защита малоимущих граждан, выплата пенсий и т.п.)8,7312,63.Политические (конфликты в борьбе за власть)11,4612,54.Религиозные (межконфессиональные и внутрицерковные противоречия)1,360,95.Национальные (противоречия между основными этническими группами)11,1913,96.Культурные (изучение родного языка, сохранение культурных традиций и т.п.)7,504,97.ДругиеМенее 10,5Итого100100
Как видно из табл.2, учащиеся почти одинаково разделились в вопросе наиболее актуальных межэтнических противоречий, которые в значительной мере сказываются на формирование этнической толерантности, как всего общества, так и в среде подростков.В качестве одного из индикаторов мы ввели в анкету вопрос об их отношении к такому явлению как национализм. Тем самым мы хотели проверить корреляции с другими параметрами анкеты, в частности со шкалой социальной и этнической дистанции. Мы допускаем, что молодежь может не иметь четких представлений о сути национализма, а дать связное определение «национализма» смогли бы единицы, поэтому в этом вопросе нас интересовало не определение или проявление, а в большей степени оценочные характеристики, сформированные под влиянием эмоционального опыта, рассуждений, увиденного и услышанного когдато.Общие ответы на второй вопрос «Вы считаете, религиозный экстремизм это явление…»распределились следующим образом (табл. 3):Таблица 3Отношение к религиозному экстремизму
Вариант ответа9 «А», %9 «Б», %1.Однозначно положительное12,416,52.Скорее положительное, чем отрицательное11,3211,33.И положительное, и отрицательное одновременно38,3336,74.Скорее отрицательное, чем положительное15,8219,45.Однозначно отрицательное22,1026,1Итого100100
Это предварительное исследование показало, что проблема формирования толерантности в полиэтническом регионе (СКФО, Ставропольский край, г. Ставрополь) стоит остро.По завершении эксперимента результаты анкетирования выглядели следующим образом. В экспериментальной группепроявления интолерантности подростков не были отмечены вообще. В контрольной группеневысокий уровень интолерантности сохранился у 23,3%. Увеличилось число школьников в экспериментальной группе, продемонстрировавших высокий уровень развития толерантного отношения к другим людям41,6%. Результаты диагностики представлены в табл.4.Таблица 4
Динамика сформированности толерантности у школьниковподростков в экспериментальной и контрольной группах (увеличение («плюс») или уменьшение («минус») количества школьников в %
Уровни толерантностиЭкспериментальная группаКонтрольная группаВысокий уровень интолерантностиНе зафиксирован3,6%Невысокий уровень интолерантности25,7%4,5%Невысокий уровень толерантности5,7%+2,9%
По сравнению с незначительными сдвигами в формировании толерантности у подростков в контрольной группе в экспериментальных группах мы наблюдаем существенные положительные изменения. Относительно более высокие показатели в контрольной группе можно объяснить тем, что процесс воспитания толерантности подростков этой группы осуществлялся не только на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, но и на внеурочных занятиях, на специально организованных классныхчасах, воспитывающее значение которых мы анализируем в данной работе.Зафиксированную при помощи анкет положительную динамику подтверждают и наблюдения за школьниками экспериментальных групп. В первые месяцы проведения эксперимента нами наблюдались частыепроявления среди подростков ксенофобии, социокультурных предрассудков и даже расизма. Тем не менее, постепенно мы стали отмечать (к сожалению, далеко не у всех) повышение их интереса к другим культурам. Наблюдалось увеличение числа детей, старавшихся в ролевых играх отстаивать позиции представителей иных культур, стремящихся защищать права дискриминируемыхменьшинств, утверждать принципы культурного плюрализма. В оценках других культур уменьшалось число случаев апелляции подростков к общепринятому мнению. Реже ощущалось стремление рассматривать чужие культуры с чувством превосходства, проявление агрессивности по отношению к другим. У многих отмечалась повышенная восприимчивость к проблемам культурной дискриминации, нарушениям прав человека на расовой, национальной, религиозной почве. Наблюдался рост способности школьников критически рефлексировать собственное отношение к другому.
Ссылкина источники1.АсмоловА. Г. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. 2013. № 3. С. 7883.
2.КолосоваЛ. В., КуликоваТ. Б. Толерантность как культура XXI века// Век толерантности.2013.№ 7.С. 48. 3.Денщикова Т. Ю.,Иванов В. М., Козлова О. И.Толерантность и её оценка в разных студенческих средах//Вестник СГУ. Ставрополь:Издво СГУ,2009. № 62(3). 211 с.
Tatiana Denschykova,Candidate of Biological Sciences, professor of department FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University",StavropolDenschykova@mail.ruMaria Petrova,studentFSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University",Stavropolzhiznbezop@yandex.ruAnton Zvyagintsev,studentFSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University",, Stavropolzhiznbezop@yandex.ruThe formation of social tolerance among schoolchildren multiethnic regionsAbstract.The article is devoted to the problems of formation of tolerant relations in the environment of adolescent students studying in multinational classes. The authors offer specific activities (business games, parttime tours, ethnic tours and other), which contribute to the establishment of friendly relations between representatives of different cultures.Keywords:tolerance, intolerance, cultural centrism, stereotypes and prejudices, teenage subculture, xenophobia.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»