Значение психологической подготовки в формировании готовности к эффективным действиям в экстремальных ситуациях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Елисеева Н. В., Иналова Е. А., Кирпиченко Е. В. Значение психологической подготовки в формировании готовности к эффективным действиям в экстремальных ситуациях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S18. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14725.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам психологической подготовки к эффективным действиям в экстремальных ситуациях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Елисеева Наталья Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставропольamria82@mail.ru

Иналова Екатерина Анатольевна,студентка Института образования и социальных наукФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г.Ставропольzhiznbezop@yandex.ru

Кирпиченко Евгения Владимировна,студентка Института образования и социальных наукФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г.Ставропольzhiznbezop@yandex.ru

Значение психологической подготовки в формировании готовности к эффективным действиям в экстремальных ситуациях

Аннотация. Статья посвящена вопросам психологической подготовки к эффективным действиям в экстремальных ситуациях. Ключевые слова:экстремальные ситуации, готовность к эффективным действиям в экстремальных ситуациях, психологическая готовность.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Одним из ключевых показателей готовности к эффективным действиям в экстремальных ситуациях является психологическая подготовленность.В процессе жизнедеятельности каждого могут возникать экстремальные ситуации, порождающие значительные трудности и в то же время, требующие от человека быстрых, точных и безошибочных действий. Часто люди оказываются психологически неподготовленными к действию в экстремальных ситуациях, хотя психологическая устойчивость в опасных ситуациях является решающим фактором выживания. В минуту опасности на людей действуют психотравмирующие обстоятельства –комплекс сверхсильных раздражений, нарушающих нормальную психическую деятельность. При этом важную роль играют все категории психической деятельности. Насколько адекватно происходит отражение действительности в сознании через ощущение и восприятие, возобновление этого отражения в памяти, обобщение и переработку свойств действительности через воображение и мышление, настолько адекватно и принятие решения. Осознание ситуации и адекватность поведения при неожиданной угрозе для жизни резко снижаются и зависят от врожденных особенностей личности, ее установок, типа нервной системы и ряда других психобиологических показателей. В опасных ситуациях у человека возникает эмоциональное напряжение, т.е.стресс. Существует прямая зависимость между стрессом и работоспособностью, возможностью борьбы с опасностью.Однако реально подготовитьчеловека к адекватному поведению в случае возникновения непредвиденных ситуаций, связанных с угрозой для жизни, сформировать стрессоустойчивость, психологические качества, позволяющие адекватно оценивать обстановку, принимать быстрые и правильные решения и не терять самообладания в опасных ситуациях, владеть собственными эмоциями. Решение данной задачи лежит в области применения в процессе подготовки человека к безопасному функционированию в техносфере соответствующего набора технологий, содержание которых в достаточной степени разработано современной психологией [1].Ситуация всегда личностно опосредована, а поведение личности имеет ситуативные признаки. Поведение и реакции человека не задаются однозначно объективными характеристиками ситуации, не являются фатально обусловленными ими, не навязывают человеку послушнопассивную роль. Последнее слово, по мнению И.В.Муравова [2], принадлежит комплексу присущих конкретной личности и устойчиво сформированных у нее свойств, качеств, привычек, знаний, умений, навыков, подготовленности к жизни, деятельности и встрече с экстремальными ситуациями и факторами. Вся совокупность этих психологопедагогических феноменов определяет подготовленность личности к встрече с различными объективными и субъективными трудностям и к преодолению их, ее неподатливость, упругость, устойчивость к их возможным негативным воздействиям. Поэтому экстремальность –показатель особого состояния системы «человек в ситуации» (а не просто окружающей обстановки), изменяющийся в определенном диапазоне в зависимости от степени подготовленности и выбора поведения самим человеком [3].Взаимодействие структурных компонентов системы «человек в ситуации» характеризуется причинноследственными зависимостями:в любой ситуации человек проявляет себя как личность, целостно, в главных своих особенностях, а отдельные его реакции на частные обстоятельства и детали обстановки подчиняются им;направление, формы и содержание активности человека являются функцией непрерывного процесса его взаимодействия с окружением;человек в ситуации выступает в качестве активного, целенаправленно действующего субъекта. В его силах в определенной степени менять ситуацию объективно и психологически своей активностью, поведением;психические состояния, реакции и действия человека в ситуации не являются прямым, однозначным отражением объективных особенностей ситуации; они опосредованы особенностями данного человека –его качествами, мотивами, подготовленностью, опытностью;психологическая динамика системы «человек в ситуации» протекает как личностнообстановочное взаимодействие, как единство личностных и поведенческих структурных компонентов [4].А. Стивеллутверждает, психологическая включенность человека в ситуацию связана с рядом психологических явлений:пониманием с оценкой: человеком ситуации и ее отдельных факторов;оценкой значимости ситуации и отношения к ней;мотивацией активности в ситуации;мобилизованностью;адекватностью решений, поведения и действий, в которых обнаруживается степень подготовленности к успешной деятельности в ситуации;психическим состоянием человека;активным проявлением личностью саморегуляции своей психической деятельности [5].Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них. В настоящее время установлено, что воздействие экстремальной ситуации может иметь три формы проявления [6].Первая форма поведения находит свое выражение в так называемых импульсивных, преждевременных и несвоевременных действиях. Дезорганизация поведения может выражаться в утрате ранее выработанных навыков, в неиспользовании прошлого опыта, в торопливости и в сумбурности поведения.Вторая форма поведения, как правило, характеризуется замедленностью действий вплоть до психического ступора (оцепенения).Третья форма поведения выражается в целесообразной активности, четком восприятии и осмысливании появившихся осложнений, правильной их оценке, повышении самоконтроля, совершении адекватных ситуации действий.Как правило, экстремальная ситуация порождается объективными причинами, но ее экстремальность в значительной степени определяется субъективными составляющими. Так, объективной угрозы может и не быть, но человек или группа людей ошибочно воспринимают сложившуюся ситуацию как экстремальную. Чаще всего это происходит изза неподготовленности или искаженного восприятия окружающей действительности. Могут, однако, существовать и реальные объективные факторы угрозы, но человек не знает об их существовании и не осознает возникшей экстремальной ситуации. Человек может осознать экстремальность ситуации, но оценивать ее как незначимую, что само по себе ужеявляется трагической ошибкой; которая может привести к непредсказуемым последствиям. Оказавшись в экстремальной ситуации и не находя выхода из создавшегося положения, потеряв веру в возможность ее разрешения, человек может уйти от реальности посредством активизации механизмов психологической зашиты. Ситуация может быть объективно экстремальной, но наличие знаний и опыта позволяет преодолевать ее без значительноймобилизации своих ресурсов [7; 8].Таким образом, человек реагирует на экстремальную ситуацию взависимости от того, как он ее воспринимает и оценивает ее значение.А.А. Айдаралиев, А.А. Максимов считают, что поведение человека в экстремальных ситуациях может быть успешным при обязательном наличии у него определенных личных достоинств, обеспечивающих: устойчивость перед лицом экстремальных испытаний; успешное поведение, адекватное целям деятельности и спецификеэкстремальных ситуаций; личную безопасность [9].Весь комплекс личных достоинств (свойств, качеств, знаний, навыков и др.) Я.Я. Белик представляет двумя взаимосвязанными группами: экстремальными способностями и экстремальной подготовленностью.Роль способностей в успехе человека, занимающегося какойто деятельностью, тем больше, чем выше ее особые требования к наличию у него определенных свойств, качеств, общих умений. Деятельность в экстремальных условиях относится к тем, которые предъявляют самые высокие и своеобразные требования к человеку, а поэтому важно оценивать его особенности с позиций этих требований и говорить о наличии или отсутствии у него экстремальных способностей. Экстремальные способности человека –это высокая степень соответствия его индивидуальных особенностей требованиям поведения и действий в экстремальных ситуациях, выступающая в качестве важной посылки успеха в них и обеспечения своей безопасности. На основе их изучения и оценки можно прогнозировать его поведение при попадании в экстремальные ситуации. Есть общие экстремальные способности и специальные. Оценка первых позволяет делать усредненный прогноз поведения во всяких экстремальных обстоятельствах жизни, а вторые –только в особых, наиболее сложных, профессионально обусловленных (например, спасательных, хирургических, военных, морских, при пожарах, катастрофах и др.). Экстремальные способности, особенно общие, как индивидуальные особенности человека, –достаточно устойчивая его характеристика. Однако они все же поддаются развитию при упорных и компетентных усилиях.Вероятность разнообразного и сильного психологического воздействия экстремальных ситуации на человека и негативных последствий его подчеркивает важность специальной подготовленности к встрече с психологическими трудностями и преодолению их. Эта подготовленность обязательно должна соответствовать специфике экстремальных ситуаций, более того –именно тех, которые ожидаемы и к преодолению трудностей которых должен быть готов данный человек.Специальные экстремальнопсихологические знания –не абстрактное знание человеком положений психологической науки, а понимание психологических особенностей тех ситуаций, действий, условий успеха, к которым надо быть ему готовым. Нужно твердое знание и предвидение особенностей (трудностей) решения возникающих в жизни задач. Это «работающие», практические психологические знания, служащие основой понимания и осмысленного преодоления возможных психологических трудностей; они снижают интенсивность эмоциональных реакций, превращая трудности в ожидаемые.Экстремальнопсихологические навыки и умения –особый компонент, обеспечивающий высокую практическую умелость в преодолении психологических трудностей и решении психологических задач. Существует несколько групп таких навыков и умений.Навыки и умения учета психологических аспектов выполняемых различных действий.Большинство действий, которые направлены на других людей, имеют психологический аспект. К примеру, простейшее и встречающееся на каждом шагу любого человека действие –общение. Нередко в ходе его приходится сталкиваться с психологическими трудностями, например нежеланием собеседника общаться, неприязнью, непониманием, сопротивлением, конфликтным поведением, грубостью. Не понимая, какое психологическое впечатление производят наши слова, тон, психическое состояние, внешний вид, поведение на собеседника, мы нередко сами создаем психологические барьеры, либо усиливаем их. Особенно важно это в экстремальных ситуациях, где достижение высокого результата затруднено.Навыки и умения целенаправленного психологического «усиления» различных методов, ориентированных на других людей. Есть методы наблюдения, разъяснения, убеждения, воздействия, примера, одобрения, поощрения, принуждения, критики, наказания и др. Психологическими, т.е.психологически эффективными и психологически воздейственными на других методы делаются только тогда, когда применяющий обладает психологической установкой и психологической умелостью. Так, в упоминавшемся примере с общением оно делается психологичным, когда инициатор его ставит перед собой психологическую задачу (например, изменить настроение собеседника, добиться изменения отношений к чемуто, активизироватьнадситуативное мышление или какойто мотив и пр.) и отбирает для этого психологически эффективные приемы. Навыки и умения выполнения психологических действий. Каждому посовременному образованному человеку, полезно уметь:усматривать психологический аспект в жизненных ситуациях и действиях, понять, верно оценить его, принять решение и наметить план реализации;составлять психологический портрет лиц и групп, представляющих жизненный интерес;осуществлять визуальную психодиагностику —обнаруживать и оценивать внешние признаки психических состояний и особенностей собеседника, партнера по действиям;вести психологически грамотно наблюдение;устанавливать психологический контакт с людьми;предупреждать и преодолевать конфликты во взаимоотношениях;оказывать психологическое воздействие;вести психологическую борьбу («борьбу нервов») и др.Техникопсихологические навыки и умения связаны с использованием психологических средств: речевых, неречевых, поведенческих. Это навыки и умения правильно подбирать слова и строить фразы, произносить их с уместной эмоциональной окраской, придавать с помощью мимики соответствующее выражение лицу, а позе и походке –нужную выразительность и др.Специально (экстремально) развитые психологические качества (частные или специальныеэкстремальные способности). Для успеха в разных типах экстремальных ситуаций нужны не только устойчивость, но и другие качества: специально развитые ощущения (повышенная чувствительность к экстремально важным признакам, звукам, запахам и др., которые необходимо своевременно обнаруживать и правильно диагностировать); специально развитые восприятия (зрительные, слуховые, обонятельные и т.д.); специальная наблюдательность, внимательность, память, представления(развитая способность хорошо представлять в уме план местности, микрорайона, предстоящие действия, мысленно проигрывать их и др.), мышление, бдительность, готовность к неожиданному и др. При специальной экстремальной подготовке следует оценить, какие именно качества для данной категории обучающихсяследует специально развивать.Специальная психологическая устойчивость –компонент специальной психологической подготовленности, заметно укрепляющий экстремальную устойчивость личности. Она повышается, когда у человека есть опыт восприятий обстановочных факторов психогенного риска. Все, что может вызвать у человека, готовящегося к определенным экстремальным ситуациям, повышенные психологические нагрузки и негативные реакции, он должен увидеть, услышать, ощутить в первый раз не тогда, когда грянет беда, а раньше, в учебной обстановке, причем многократно. По мере накопления опыта человек перестает обостренно реагировать на них, эмоции приглушаются, становятся не такими трудными и перестают негативно отражаться на поведении.Устойчивость человека повышается по мере накопления им опыта преодоления и познавательных, физических, волевых трудностей опятьтаки характерных для того типа экстремальных ситуаций, к которым он готовится, и иных, схожих с ними. Человек не от природы смел или труслив; он делается таким при жизни. Целенаправленными усилиями можно воспитать в человеке смелость, если обстоятельства жизни и деятельности стихийно их не выработали.Особый элемент –умение владеть собой в экстремальных ситуациях. Смелость, мужество –не отсутствие страха, аспособность человека не дать страху овладеть сознанием. Это достигается силой ума, активизацией позитивных мотивов, усилиями воли, применением специальных приемов самоуправления. Они обеспечивают доминирование в сознании разума, долга, ответственности, совести и отодвигают страх на периферию психической деятельности, приглушают, подавляют, тормозят его притязания на господство. Существует множество обучающих технологий, позволяющих формировать умение владеть собой и доводить его до больших, почти чудодейственных высот. Они и закладывают базу под это умение. Применение таких технологий должно распространяться на жизненные ситуации, где они могут проявиться наилучшим образом.Психологическая подготовленность является одним из важных, неотъемлемых компонентов готовности человека к эффективным действиям в экстремальных ситуациях. Ведь даже самый высокий уровень развития мотивационных установок, теоретических знаний, практических умений и навыков не сможет обеспечить без данного компонента эффективные и адекватные действия человека в условиях возникновения экстремальной ситуации.

Ссылки на источники1.Елисеева Н. В. Значение психологической подготовленности школьников к действиям в экстремальных ситуациях // Безопасность. Технологии. Управление: материалы 2й междунар.конф. –Тольятти: Издво ТГУ, 2007.–С. 51–54. 2.Муравов И. В. Возможности организма человека. –М.: Знание, 1988. –96 с. 3.Шаловаленко В. С. Экстремальная ситуация как обучающая система // ОБЖ. Основы безопасности жизни. –2012. –№7. –С. 14–19. 4.Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика. –М.: ЮНТИДАНА, 2002. –607 с. 5.Смирнов Б. А., Долгополова Е. В. Психология деятельностив экстремальных ситуациях. –Харьков: Издво «Гуманитарный центр», 2007. –276 с. 6.Белик Я. Я. Психическая саморегуляция в экстремальных условиях деятельности. –М., 1988. –С. 45. 7.Квасова А. Г. Безопасность жизнедеятельности (Психология безопасности). –Кемерово, 2009. –55 с. 8.Малкин В. Р. Средства психической саморегуляции как фактор стабилизации деятельности в экстремальныхусловиях: дис… канд. пед. наук. –М., 1985. –144 c. 9.Сапронов В., МишинБ. Новая образовательная область ОБЖ // Народное образование. –2011. –№ 7. –С. 19.

Natalia Eliseeva,Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor at the chair of theory and methods of life safety FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", Stavropol amria82@mail.ruCatherine Inalovа,student FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", Stavropolzhiznbezop@yandex.ruEugene Kirpichenko,student FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", Stavropolzhiznbezop@yandex.ruMeaning of psychological training in theformation of readiness to act effectively in emergency situationsAbstract.Paper refers to the psychological preparation for effective action in extreme situations.Keywords: extreme situation, the willingness to act effectively in emergency situations,psychological readiness.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»