Использование патриотического потенциала курса ОБЖ в школьной практике

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Макарова Е. В., Тимаков Е. А., Жилович А. А. Использование патриотического потенциала курса ОБЖ в школьной практике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S18. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14730.htm.
Аннотация. Статья посвящена формам и методам повышения эффективности использования патриотического потенциала курса ОБЖ среди учащихся 10–11 х классов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Макарова Елена Витальевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методикибезопасности жизнедеятельностиФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставропольdangdiamond@rambler.ru

Тимаков Егор Алексеевич,студент института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставропольzhiznbezop@yandex.ru

Жилович Алексей Александрович,студент института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставропольzhiznbezop@yandex.ru

Использование патриотического потенциала курса ОБЖ в школьной практике

Аннотация. Статья посвящена формам и методам повышения эффективности использования патриотического потенциала курса ОБЖ среди учащихся10–11хклассов.Ключевые слова: патриотизм, мировоззрение, долг, право, обязанность.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В последние годы в число моральнонравственных ценностей социума вновь вошли утратившие на время былую популярность ценности патриотизма, гражданского и воинского долга, Для значительной части молодых людей, хотя пока и не для всех, понятия «Родина», «Отечество», «государство», «государственная власть и закон»вновь обрели высокий жизнеутверждающий смысл. Этому в немалой степени способствуют события, происходящие в соседних с Российской Федерацией государствах, некогда бывших единым целым с Россией в составе СССР, а также изменившаяся сложная международная обстановка. Сегодня уже на школьной скамье у подрастающего поколения должноформироваться ясное и четкое представление о том, что быть гражданином России –не только широкие гражданские права и большие возможности для профессиональной, творческой, личностной самореализации, но и серьезные обязанности. Перед страной, народом, близкими. Патриотические идеалы быстрее и органичнее становятся доминантой общественной сознания в героическую эпоху, когда вокруг и на слуху немало примеров для подражания. Вместе с тем, велико значение системной работы в школе, где ключевое значение в реализации патриотического потенциала учащихся имеет курс ОБЖ.Еще в 1998 г. с учетом Концепции национальной безопасности Российской Федерации была разработана Концепция военнопатриотического воспитания молодёжи. Они положили начало процессу реформирования военнопатриотического воспитания в соответствии с новыми требованиями и задачами, заложив важнейшие теоретикометодологические основы данного процесса 1.Наблюдавшийся кризис в сфере воспитания, долгое отсутствие мировоззренческоидеологических основ и единых концептуальных положений в патриотическом воспитании не прошли бесследно и требуют осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы, использование межпредметных связей и усиление воспитательной роли уроков гуманитарного цикла в образовательном процессе.В настоящее время система военнопатриотического воспитания в образовательном учреждении включает в себя формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма у учащихся в целостном педагогическом процессе; массовую военнопатриотическую воспитательную работу, организуемую и осуществляемую на базе школы различными государственными и общественными органами и организациями. Она представляет собой неотъемлемую составную часть комплексной системы воспитания учащихся, хотя и обладает относительной самостоятельностью, так как выполняет специфические задачи. Оперирует частными технологическим компонентами (содержанием, принципами, методами, организационными формами и средствами), определяемыми необходимостью формирования у личности готовности к реализации функции защиты Отечества, а также имеет свой объект воздействия–учащихся общеобразовательной школы, как особую социальновозрастную группу.Ведущие формы военнопатриотического воспитания учащихся могут быть классифицированы на три основные группы: 1.Общепатриотического характера (беседы, диспуты, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими).

2.Специфические,характеризующиеся большей военной и военноприкладной направленностью (военнотехнические кружки, тактические учения, тактикостроевые занятия, военноспортивные игры, секции по военноприкладным видам спорта и т.п.).3.Комплексные, комбинированные и интегрированные формы,оптимально сочетающие как общее, так и специфическое в содержании военнопатриотического воспитания школьников (оборонноспортивные оздоровительные лагеря, учебнополевые сборы; патриотические и военнопатриотические, культурноисторические и военноисторические, военнотехнические и военноспортивные клубы и объединения различной направленности; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, походы и т.д.).Мероприятия по военнопрофессиональной ориентации учащихся должны быть тесно связаны с их военнопатриотическим воспитанием, входить в общую систему формирования у молодежи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Поэтому все проводимые в образовательном учреждении мероприятия по военнопатриотическому воспитанию молодежи будут способствовать формированию и военнопрофессиональной направленности учащихся. Необходимо использовать эти мероприятия (например, военноспортивные игры, дни призывника, дни памяти, проводы призывников на военную службу, показ молодежи воинского мастерства военнослужащих, посещения воинских частей и др.) и с целью военнопрофессиональной ориентации.Основными формами военнопрофессиональной ориентации учащихся являются: военнопрофессиональное просвещение, военнопрофессиональное воспитание и военнопрофессиональная консультация.Военнопрофессиональное просвещение предусматривает доведение до учащихся сведений о военных профессиях, воинских должностях и специальностях с целью формирования у них знаний о различных видах военнопрофессиональной деятельности, военнопрофессиональных интересов и стремления к осознанному, самостоятельному выбору военной профессии, воинской должности, специальности.Составными частями военнопрофессионального просвещения являются: военнопрофессиональная информация, военнопрофессиональная агитация и военнопрофессиональная пропаганда.Военнопрофессиональная информация направлена на ознакомление граждан с миром военных профессий, различными видами воинского труда, военноучетными специальностями, требованиями к индивидуальным качествам военного специалиста, особенностями подготовки, родственными гражданскими специальностями, возможностями духовного и физического развития граждан в процессе военной службы.Военнопрофессиональная агитация призвана ориентировать учащихся на овладениетеми военноучетными специальностями, в которых у Вооруженных Сил существует потребность. Ее задача –воздействуя на сознание и настроения молодежи с целью привлечения ее к активному овладению основами военной службы и военноучетными специальностями, вызвать интерес, сформировать положительное отношение к военной службе на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, к обучению в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям.Военнопрофессиональная пропаганда направлена на разъяснение и обоснование знаний, идей о святости долга по защите Отечества, почетности военной службы, жизненной необходимости личного участия в судьбе Родины, в обеспечении ее военной безопасности, безопасности своих родных и близких, на формирование осознанного стремления к прохождению военной службы и овладению военной специальностью.Военнопрофессиональная пропаганда направлена также на распространение знаний о содержании и методах военнопрофессиональной ориентации среди преподавателей образовательных учреждений, родителей, обобщение и внедрение в практику лучшего опыта работы с учащимися по формированию готовности к осознанному, обоснованному выбору военной профессии, воинской должности.Важной формой военнопрофессиональной ориентации является военнопрофессиональное воспитание –развитие профессиональных интересов и склонностей учащихся, достижение осознания ими своих способностей, формирование положительного отношения к военной службе по призыву, мотивов выбора военной профессии, а также получение начального военнопрофессионального опыта.Военнопрофессиональное воспитание является частью военнопатриотического воспитания молодых граждан и направлено на формирование у них осознанного отношения к военной службе как гражданской обязанности, закрепленного в сознании в виде убеждений, идеалов и социальных установок 2.Таким образом, военнопрофессиональное воспитание учащейся молодежи должно быть направлено:–на формирование мотивов исполнения воинской обязанности, самореализации в воинской деятельности (стремление стать военнослужащим, овладеть определенной военноучетной специальностью –воинской должностью), подражания или солидарности с товарищами, друзьями, желающими стать военнослужащими;–на доведение до сознания учащихся того факта, что военная служба –возможный этап профессионального совершенствования специалиста, возможность получения практического опыта и повышения квалификации в уже избранной гражданской профессии;