Практика организации электронных учебно-методических материалов по изобразительному искусству и черчению в единый информационный ресурс – веб-сайт «ПРОСТОГРАФ»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дружинина С. К. Практика организации электронных учебно-методических материалов по изобразительному искусству и черчению в единый информационный ресурс – веб-сайт «ПРОСТОГРАФ» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S19. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14738.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме систематизации учебно-методических материалов учителя и их размещения в сети Интернет. Основное содержание статьи составляет описание последовательности создания личного сайта учителя-предметника. Автор статьи обобщает свой практический опыт подготовки текстовых, графических и мультимедийных материалов для размещения на сайте. Работа имеет междисциплинарный характер и предназначена для учителей любых специальностей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дружинина Светлана Кимовна,учитель ИЗО и черчения МОУ «Гимназия №2»,г. Пермьsved45@mail.ru

Практикаорганизацииэлектронных учебнометодических материалов

по изобразительному искусству и черчению в единый информационный ресурс–вебсайт«ПРОСТОГРАФ»

Аннотация.Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме систематизации учебнометодических материалов учителя и их размещения в сети Интернет. Основное содержание статьи составляет описание последовательности создания личного сайта учителяпредметника. Автор статьи обобщает свойпрактический опыт подготовки текстовых, графических и мультимедийных материаловдля размещения на сайте. Работа имеет междисциплинарный характер и предназначена для учителей любых специальностей.Ключевые слова:вебсайт учителя, методические материалы, презентации, изобразительное искусство, черчение, технологии, внекласснаяработа.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современный период развития цивилизованного обществаназывают этапом информатизации. Одно из приоритетных направлений информатизации общества является информатизация образования. Это перспективное направление в образовании направлено на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса.

Основа информационнойдеятельности–виртуальносенсорная деятельность человека стала на сегодня неотъемлемой частью учения, саморазвития человека. Информационноучебная деятельность учащихся основана на введении в процесс обученияинтерактивныхкомпьютерных систем. К ним относятся: мультимедийные технологии, подключающие комплексное восприятие информации; телекоммуникации, позволяющие расширить социальные границы, в рамках которых осуществляется развитие детей; искусственный интеллект, поднимающий уровень обучения до сознательного исследования.

Для эффективной организации учебновоспитательного процесса необходимо добиваться оптимального сочетания классических и информационнотехнологических приемов и методов обучения, выбираемых с учетом развития пространственных представлений, способностей к аналитикосинтетической деятельности и других индивидуальнопсихологических особенностей школьников.ЦОР создают возможность такого сочетания.Материалы, разработанные компьютерными фирмами, содержат интересный и познавательный материал,они богато иллюстрированы.Но, не смотря на эти преимущества, использовать их на уроках не целесообразно, так как методикаприменения разработана слабо (я использую готовые разработки фрагментарно или во внеурочной деятельности). Презентации, созданные учителем, позволяют решать учебные задачи в соответствии с поставленными на уроке целями.Поэтому учителя самостоятельно создают ЦОР, тратя на это много времени и сил. Часто можно увидеть у разных учителей презентации на одну и ту же учебную тему (причем разного качества). Материалы зачастую не систематизированы, единичны.В 2006–2008 годах в ходе реализации национального приоритетного проекта «Образование»я училась на курсах ПРИПИТ «Сайтостроение». Именно тогда пришла идея создать собственный сайт и организовать свои наработки в единую копилкуУММ. С помощью программы «Конструктор школьных сайтов» такая копилка была созданаи я назвала её «ПРОСТОГРАФ». Основу УМКсоставилиЦОРы, позволяющие сделать рисовальную, конструкторскую, текстовую, компьютернуюграфику простой для объяснения учителю и доступной для понимания ученику. Сайт создавался на локальной станции (компьютере), а затем размещалсяна платформе Narod.ru. При этом было необходимо сохранять копию сайта на компьютере. Также к недостаткам можно отнести ограниченное количество шаблонов,и аннулирование сайта при отсутствии обращений в течение 2 месяцев. Именно по этой причине мой первый сайт прекратил своё существование.Вебсайт сегодняэто наиболее удобный инструмент для представления любых продуктов деятельности и в любой форме, в том числе в мультимедийной. Теперь учитель может представить свое творчество и себя самого в многочисленных электронных форматах, используя,простые конструкторы сайтов с бесплатным хостингом.

Создание сайта учителя для учителейЦельСоздание персонального учительского сайта следует начинать с целей, которые определяются тематикой и целевой аудиторией. Мой сайт «ПРОСТОГРАФ»предназначен для учителей изобразительного искусства, черчения и технологии. Основная цель создания сайта–хранение и трансляцияметодических материалов, которыми я пользуюсь в своей работе, чтопривлекает к себе единомышленников, и создает предпосылки для налаживания большого числа профессиональных контактов, обмена опытом. Сайт дает возможность представлять свой опыт работы в более доступной форме.

Содержание и структура

После определения целей необходимо проанализироватьсодержание и будущую структуру сайта.Следует проработать свой оригинальный материал и информацию из других источников, изучить интернетресурсы, посвящённые аналогичной теме. Анализ и проектирование структуры сайта помогает лучше расположить материалы, определить логику навигации по материалам сайта,создать удобную компоновку вебстраниц. При создании вебсайтов используют несколько типов базовых структур: последовательную (линейную); иерархическую (древовидную); структуру системы координат; структуру сети (паутина).

Создавая свой сайт«ПРОСТОГРАФ»,я постаралась сделать его содержаниенаиболее понятным. Поэтому я использовала смешанную структуру, представляющую собой комбинацию базовых структур (древовидной и линейной). На главной странице располагается оглавление сайта, которое позволяет перемещаться по его разделам, организованным в иерархическую структуру. А внутри разделов документы организованы в последовательную структуру.Сайт «ПРОСТОГРАФ»состоит из несколькихосновныхстраниц (разделов):главная страница с картой сайта; портфолио; презентации к урокам;внеурочная работа;методическая работа; дополнительные материалы. Рассмотрим кратко содержание сайта.

«Главная»страницавключает обращение к пользователям сайта, карту сайта скратким анонсом каждой страницы, общие сведения о разработчике сайта, контакты.«Карту сайта»япредставила в виде таблицы (см. ниже), где более подробно видна многоуровневая структура сайта с разбивкой на разделы и страницы. Далее дано краткое содержание каждого уровня. Именно с этой страницы пользователи начинают знакомство с сайтом. Здесь они видят всю структуру сайта,определяют полезность сайта для своей работы.

1йуровень структуры2йуровень структуры3й уровень структуры

1.Главная

2.Портфолио 2.1.Об авторе

3.

Презентации к урокам 3.1.ИЗО3.1.1. 4йкласс3.1.2. 5йкласс3.1.3. 6йкласс3.1.4. 7йкласс3.1.5. 8йкласс3.1.6. 9йкласс

3.2.Черчение3.2.1. 8йкласс3.2.2. 9йкласс

3.3.Технология3.3.1. 8йкласс4.Внеурочная работа

5.Методическая работа5.1.Программы

5.2.Методические материалы

6.Дополнительные материалы к урокам



Раздел «Портфолио»содержит сертификаты,грамоты, дипломы,полученные мной за последние 5 лет.

На станице «Об авторе»я рассказываю немного о себе.

В разделе «Презентации к урокам»рассказывается опрограммнометодическом обеспечении и цифровых образовательных ресурсах. На страницах «ИЗО», «Черчение», «Технология»расположены презентации по этим предметам, используемые мной в работе. Все презентации распределены по классам в соответствии с календарнотематическим планированием. По изобразительному искусству представлена 91 презентация: 4 класс10и тетрадь с печатной основой; 5йкласс –24; 6йкласс –14;7йкласс –21; 8йкласс –9;9йкласс –13. По черчению для 8гокласса –13 презентаций, для 9гокласса–3. Страница по технологии ориентирована на раздел программы «Компьютерные технологии»и представленасистемой «КОМПАС 3D»для школьников. Презентации подготовленыдля проведения уроков черчения с выполнением практических работ ручным способом ина компьютере.

Внеклассная работа является и досуговой деятельностью, и дополнительным образованием. В разделе «Внеурочная работа»представлено календарнотематическое планирование студии художественного творчества «Цветики».

Раздел «Методическая работа»содержит программы по изобразительному искусству для 5–8хклассов по ФГОС (автор В. С. Кузин)и календарнотематическое планирование на 105 часов (по 34 часа в каждом классе и 1 час резервного времени). В разделе «Дополнительные материалы к урокам»представлены интересные сведения о художниках и картинах, литературные произведения ожанрах и видах искусства. Эти данные хорошо использовать для уроков, внеклассных мероприятий, искусствоведческих игр.

ПроектированиеСледующим этапом работы надсайтом является проектирование.Оно не только определяет внешний вид страниц сайта, но и качество содержания, и удобство использования. Для создания своего нового вебсайта с прежним названием «ПРОСТОГРАФ»я использовала бесплатнуюсистему управления сайтом JIMDU.COM. Jimdo –это облачный сервис, поэтому создаватьсайтыи управлять ими можно прямо вбраузере, а знанияпрограммированияне требуются.Также сайт дает возможность использовать множество шаблонов, иметь большое дисковое пространство, интересные возможности формирования меню, удобную загрузку файлов WORD, EXCEL,PowerPoint с конспектами уроков для скачивания или сделанные личновидео или аудио уроками.У Jimdo есть мобильное приложение, что создаёт дополнительные возможности в доступе и поддержкесайта.

Для того чтобы сделать сайт, нужно зарегистрироваться и выбрать шаблон. Это позволяет сэкономить время, т.к. занимает не более 1–2 минут.После создания сайтаможно сразу приступить кформированию меню, добавить различные компоненты в соответствиис анализом содержания материала. Минус бесплатной площадки Jimdo –это наличие рекламы от сервиса, тем более не всегда тематика рекламы соответствует тематике вашего личного сайта.

РазработкаТолько после этих предварительных этапов можно приступить непосредственно кразработке: созданию текстов и иллюстраций, компоновке их на вебстраницах,организации гипертекстовых переходов и т.п.Чтение текста с экрана монитора происходит приблизительно на 25% медленнее, чем чтение печатного текста. Поэтому исследователи рекомендуют на вебстраницах размещать не более 50% текста, который может быть использован для передачи того же материала в печатном издании. Текст нужно хорошо структурировать, сделатьудобным для беглого ознакомления, т.е.разбить на части, разделы, параграфы и небольшие абзацы. Ключевые слова можно выделить цветом или начертанием. Желательно, где это возможно, текстоформить в виде списка или таблицы, которые воспринимаются и запоминаются намного легче. Образовательные материалывоспринимаются гораздо более эффективно, если текст дополнен качественными иллюстрациями.

Перед размещением в интернете изображения необходимо оптимизировать: откадрировать (выделить на изображении главное, а несущественные детали по краямобрезать), уменьшить размеры, оптимизироватькод (GIF и JPEG). Оптимизацию изображений удобно выполнить в Microsoft Office Picture Manager.Это офисное приложение предоставляет довольно гибкие возможности управления, редактирования и совместного использования рисунков. Picture Manager также помогает автоматически исправлять рисунки. Если необходима специфическая корректировка изображения, можно выбирать отдельные инструменты редактирования. Примечание: программа не отображается в списке программ Офиса. Однако, после установки всего офиса на компьютер, она появляется, в том числе, в контекстном меню. Программа работает с разными графическими файлами, но лучше использовать растровые рисунки, репродукции, фотографии. В основном, формата JPEG. Но можно перевести файл из одного формата в другой (к примеру, TIFF или BMP в JPEG).Оптимальный размер для вставки рисунка в презентацию max900x700 пикселей (точек от исходного большого размера рисунка).Можно задать стандартный размер, установив флажок на «Стандартные в ширину и длину», программа покажет возможные стандартные размеры рисунка для размещения в документе «крупный»1024x768, для размещенияв презентации «мелкий»800x600, для вебстраниц 448x336, для электронных сообщений 160x160. Все изображения, используемые в презентациях,я оптимизировала в этой программе, уменьшив их размер до 6070 КБ.

Анимационный демонстрационный материал лучше представлять с помощью программыMacromediaFlash. Элементы дизайна часто неоправданно насыщены анимацией,поэтому её использованиелучше ограничить небольшим количеством.Применение анимации оправдано в следующих целях:отображение переходных процессов;указание направления действия с привлечением внимания;при демонстрации примеров, опытов и экспериментов, когда происходят изменения во времени.Практическую ценность сайта определяют качество предоставляемой информации и легкость получения необходимых сведений.

Поддержка

Чтобы сделать материалы полезными для большего числа людей, необходимо зарегистрировать сайт в поисковых системах и каталогах. Для этого нужно сообщить название, адрес сайта, дать его краткое описание, указав набор ключевых слов. Таким образом, можно получить новых посетителей, единомышленников или оппонентов. Эта работа называетсяподдержкасайта. Для организации обратной связи с пользователями интернетресурса можно организовать гостевую книгу, в которой свои комментарии может оставить любой желающий. Обратная связь является немаловажной для развития сайта. Учитывая мнение коллег, использующих ваши материалы, сайт можно сделать гораздо более удобным и полезным. В этом вам помогут широкие интерактивные возможности современных интернеттехнологий.Например, создание нелинейных презентаций PREZI или различных упражнений по всем предметам на сайте LearningApps.org.

Итак, подведем итог.Мой сайт (см. рисунок), расположенный по адресу http://sved45.jimdo.com/,существует несколько месяцев.

Уже можно выделить ряд преимуществ:материал, выложенный на сайте всегда «под рукой», т.е.готов к использованию на уроке, достаточно подключиться к сети Internet;сайт открыт для всех пользователей Internet, а значит, что педагогическое сообществоимеет доступ к моим наработкам и может их оценить, оставить своё мнение;создание сайта позволило мне приобрести новые навыки: умение писать, опыт анализа методических материалов и их подготовки к размещению в интернете и др.

Постоянная работа над сайтом побуждает к самообразованию и самосовершенствованию. При новых целях образования я учусь поновому относиться к организации собственной педагогической деятельности и приёмам её трансляции. Это стимулирует профессиональное развитие, способствует самореализации и позволяет получить большее удовлетворение от работы.

Svetlana Druzhinina,teacher of Art and Design, Gymnasia 2, Permsved45@mail.ruThe Practice of Organization of Electronic Training and Methodological materials on fine Arts and Technical Drawing into a Single Information Resource–Website “PROTOGRAPH”Abstract.The article is devoted to the problem of systematization of teaching materials and their placement in the Internet. The main content of the article is the description of the creation of a personal site as a subject teacher. The author summarizes the practical experience of preparation of the texts, graphic and multimedia materials for posting on the website. Keywords: website teachers, teaching materials, presentations, visual arts, drawing, technologists, extracurricular work.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»Утемовым В. В., кандидатом педагогических наук