Формирование у учащихся информационной компетентности на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Цепенникова О. А. Формирование у учащихся информационной компетентности на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S19. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14746.htm.
Аннотация. В данной статье представлен опыт работы учителя и отражены некоторые методологические особенности по формированию информационной компетентности у учащихся на уроках русского языка и литературы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Цепенникова Ольга Анатольевна,учитель русского языка и литературы,МАОУ «Гимназия № 2», г. Пермьolga.cep@mail.ru

Формирование у учащихся информационной компетентности на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)

Аннотация.В данной статье представлен опыт работы учителя и отражены некоторые методологические особенности по формированию информационной компетентности у учащихся на уроках русского языка и литературы.Ключевые слова:информационная компетентность, русский язык и литература, содержание информационной компетентности, самостоятельное решение поставленной проблемы, достоверные источники информации.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Система образования в Российской Федерации претерпевает изменения. С 2012 г. основная школа переходит на федеральные государственные стандарты общего образования 2 поколения, в основе которых лежит принцип компетентностного подхода в обучении, позволяющий ученику ориентироваться в различных ситуациях учебной, личной, общественной жизни.Одной из ключевых компетентностей, несомненно, является информационная компетентность. Наше общество постепенно становится информационным. Поэтому современному человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, умение точно, корректно, с пользой использовать предоставляемые информационные возможности. Сегодня информационная среда имеет также ресурсы, которые пользователю не только предоставляют информацию, но и позволяют оценивать свои знания, а также стимулируют процессы, завершающиеся получением новых знаний. Итак, от поиска информации –к получению знаний. Так я определяю для себя цель работы с ИКТ на уроках русского языка и литературы. Данная технология помогает учителю поновому подойти к преподаванию русского языка и литературы в школе, позволяет развивать и совершенствовать умения учащихся «работать с различными источниками информации, находить её, анализировать, использовать всамостоятельной деятельности»[1].Обратимся к предмету «Литература», который в современных условиях обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебном предмете.Традиционный урок по биографии писателяв старшей школе несколько лет назад совершенно изменился в моей педагогической практике. Чтобы пробудить у учеников интерес к личности писателя, развивать познавательную активность и умение работать с дополнительной информацией, вырабатывать навыки самостоятельно анализировать, отбирать главное, мною за неделю до такого урока даётся задание: найти, используя ресурсы Интернета, материалы по биографии писателя, выбрать важное в его жизни и творчестве. Отобранное отформатировать, создать текст и представить его в печатном виде, вклеив в тетрадь. Материал о биографии и творчестве писателя, необходимо сопроводить перечнем важных, на взгляд учащегося, исторических событий, пришедшихся на годы жизни изучаемого автора. Подобный перечень можно составить, находя необходимую информацию в Интернете. Связь жизни и творчества писателя с историей страны даёт учащемуся «понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, способствует выявлению заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей»[2].Свои работы учащиеся представляют на уроке –диалоге, посвящённом жизненному и творческому пути писателя, с помощью устных ответов на вопросы учителя, друг друга, с мини –сообщениями обобщающего характера, конечно, учатся вести диалог и с педагогом, ис одноклассниками, постоянно обращаясь к тому информационному материалу, который самостоятельно нашли и подготовили к занятию.Урок сопровождается презентацией о личности писателя и завершается тем, что учащиеся делают пометки в информационном материале, выделяя вехи жизненного и творческого путихудожника слова.Таким образом, «содержание информационной компетентности полностью сохраняется:поиск информации;обработка информации;представление информации;передача информации» [3].Каждый ученик 9–11хклассов создаёт собственную базу данных о писателях и хранит текстовые файлы с биографическим материалом в папках–накопителях в своём компьютере.Формирование информационной деятельности учащихся 5–8хклассов связано с изучением отдельных литературных произведений, в которых отражены приметы своего времени, быт и поведение людей ушедших эпох, которые понятны нам, взрослым и образованным людям, но совершенно не известны ученикам XXвека. И мне важно, чтобы этот ученик, анализируя текст, в котором есть исторические «загадки» или малопонятные «явления» в жизни героев, с течением времени приобрёл умение самостоятельно находить и анализировать информацию, позволяющую такие «загадки» и «явления» раскрыть.В школьных произведениях много тайн, завесу над которыми можно приподнять с помощью самостоятельного поиска информации из различных источников. Например, перед изучением повести А.С.Пушкина «Выстрел» прошу найти информацию о дуэли, в «Песне о купце Калашникове» Лермонтова –об опричниках и опричнине, в «Бежине луге» Тургенева –что такое ночное, в «Коне с розовой гривой» Астафьева –что такое колхоз и т.п.С помощью таких заданий у учащихся формируется опыт самостоятельного решения поставленных проблем и в дальнейшем позволит им самим принимать решения на основе полученного опыта.Приучая учеников работать с необходимой информацией из различных источников, прошу их обязательно указывать на то, откуда эта информация, будь то книга или информационный ресурс в Интернете.По русскому языку навыки информационного поиска также формируются с 5гокласса. При помощи реальных объектов и информационных технологий ученик самостоятельно ищет, анализирует и отбирает необходимую информацию, организовывает, преобразовывает,сохраняет и передает её. В 5мклассе часто даются задания, для выполнениякоторых необходимо привлечь справочники и словари. При изучении темы «Фразеологизмы» и «Этимология слова» учащиеся могут обратиться к различным источникам информации, чтобы узнатьо происхождении фразеологизмов и слов. Для формирования информационной грамотности при работе со справочниками и словарями важно привить ученикам необходимость работы с качественными информационными ресурсами, будь то бумажные носители или Интернет. Учащимся представлен аппарат ориентиров для поиска информации, расшифрованы сокращения, встречающиеся в словарях.Фамилии составителей словарей и справочников и адреса справочноинформационных порталов, предложенные пятиклассникам, помогут привить ученикам понимание, что поиск научной информации предназначен для эффективного решения научной поисковой задачи.В 6мклассе подобная работа продолжается при изучении темы «Притяжательные прилагательные». Все ученики получают задание объяснить происхождение своей фамилии. Как правило, большая часть класса обращается к ресурсам Интернета, уже знаяо достоверных источниках информации. В будущем, решая творческие задачи и занимаясь самообразованием, каждый из них сформирует собственный набор достоверных онлайновых источников.Изучение русского языка в среднем и старшем звене сегодня невозможно без обращения к ресурсам Интернета. Не только поиск научной информации, но и онлайнтестирование, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах открывают перед современным учеником широкие возможности по приобретению знаний и формированию личности ученика.Итак, использование информационных технологий универсальных (базовых), мультимедиатехнологий, сетевых технологий на уроках русского языка и литературы позволяют решить задачу формирования информационной компетентности учащихся.

Ссылки на источники1.Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5–9 классы: проект. –М.:Просвещение, 2010.–С. 7. (Стандарты второго поколения).2.Там же. –С. 8.3.КрасноваГ. М. Использование возможностей MS PowerPoint проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе // Вестник Московского городского педагогического университета.–2008.–№5 (15).–С. 91. (Информатика и информатизация образования).

Olga Tcepennikova,teacher of Russian and Literature, Gymnasia 2, Permolga.cep@mail.ruDesigned to offer students information competenceon the lessons of Russian language and literature (from experience)Abstract.This article presents the teacher’s experience and reflects some methodological features of the development of information competence of pupils at lessons of Russian language and literature.Key words:informational competence, Russian language and literature, the content of information competence, independent solution of the problem, reliable sources of information.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»Утемовым В. В., кандидатом педагогических наук