Формирование предметной информационной компетентности на уроках химии и во внеурочной учебной деятельности
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сафонова
С.
В. Формирование предметной информационной компетентности на уроках химии и во внеурочной учебной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S19. – С.
41–45. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14745.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования информационной компетентности на уроках химии и во внеурочной учебной деятельности с использованием интерактивных возможностей ЦОР (интерактивных заданий, моделей, таблиц, учебных игр и других).
Текст статьи
Сафонова Светлана Васильевна,учитель химии МАОУ «Гимназия № 2»,г. Пермьsafonova71@gmail.com
Формирование предметной информационной компетентности на уроках химии и во внеурочной учебной деятельности
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы формирования информационной компетентности на уроках химии и во внеурочной учебной деятельности с использованиеминтерактивных возможностейЦОР(интерактивных заданий, моделей, таблиц,учебных игр идругих).Ключевые слова:информационная компетентность, интерактивные задания, модели, таблицы,учебные игры.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Информационная компетентность обязательно нужна учащимся как в период предпрофильной подготовки, так и в дальнейшем обучении по выбранному профилю.Под информационной компетентностью понимается: 1.Выбор источника или источников информации (Интернет, цифровые образовательные ресурсы, СМИ, библиотеки, химические элементы и др.).2.Умение быстро и качественно организовать работу с информационными источниками.3.Получение информации.4.Анализ и переработка информации.5.Аргументированные выводы на их основе.6.Принятие осознанного решения и ответственность за него.7.Представление (презентация) результата. Информационная компетентность предполагает способность и готовность отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её.Результатом обучения должна стать сформированность минимального уровня компетентности, которого должны достигнуть учащиеся на этапе завершения обучения в школе.Деятельность по формированию предметной информационной компетентности тем более актуальна, что такое центральное понятие курса, как «информация», выходит за рамки учебного предмета «Химия» и является общеучебным.При проведении элективного курса «Информационные ресурсы по химии и работа с ними»использую интерактивные возможности ЦОР. Задача курса расширение практических умений и навыков учащихсяпри работе с различнымиисточниками информации, расширение и углубление предметных знаний по химии. Курс необходим для подготовки выпускников основной школы к жизни в информационном обществе, а также для развития личностных возможностей учащихся.Ученикина занятиях элективного курса знакомятся с некоторыми специальными компьютерными программами, популярными химическими сайтами, списком современных газет и журналов в области химии, многообразием мультимедийных дисков по химии, узнают, как быстро найти специальную литературу в той или иной области современной химии.Учащиеся узнают: приемы рационального поиска информации в Интернете, библиотеке, в СМИ, получения информации от специалистов, основные приемы интеллектуальной работы с книгой и текстом, технологию подготовки реферата.Формированию информационной компетентности способствует, например, использование в работе интерактивных заданий, моделей, таблиц,учебных игр.Назанятиях в компьютерном классе учащиеся при работе с диском «Виртуальная лаборатория. Химия. 811»(Марийский ГТУ) расширили не только теоретические знания о видах моделей(шаростержневых, масштабных, электронных и др.), но и научились с помощью программы«Конструктор молекул»создавать интерактивные моделиразличных веществ, т.е. получили возможностьпознакомиться с общенаучным методом познания моделированием. В интерактивной программе учащиесявыбирали, переливали или пересыпаливещества, собирали экспериментальные установки, проводили в них химические опыты.При изучении диска «Химия8» (Просвещение, 2002)с особым интересом познакомились с интерактивной периодической таблицейхимических элементов Д.И.Менделеева, которая дает возможность наглядно классифицировать химические элементы.Раздел «Химия на службе человека» (1С:Химия.Базовый курс.89 класс. МарГТУ, 2003)где рассматриваются химические явления, происходящие на кухне, в строительстве, при пользовании автомобилем, позволил учащимся приблизить получаемые сведения к реальности.При знакомстве с диском «Дракоша и занимательная химия» (Медио2000) ученики на занятиях элективного курса с удовольствием отрабатывали свои знания, играя в интерактивные игры«Химическиезнаки», «Химические формулы», тем более, что игры можно проводить в трёх скоростных режимах (лёгком, нормальном,сложном).Учащиесяоцениливозможность использования интерактивных подсказокво время прохождения экзамена (Уроки химии Кирилла и Мефодия. 1011 класс).Но мало знать, надо уметь применять теоретические знания для решения конкретных задач.Поэтому зачетнымиработами поэлективному курсу «Информационные ресурсы по химии и работа с ними» стали реферативные работы,презентации и выступления на научнопрактической конференции. Например, «Интерактивные модели в химии», «Химические и физические явления в природе», «Самое необыкновенное вещество на Земле», «Химическая машина времени» «Загадочные альдегиды» и другие.Применение электронных изданий в учебном процессе позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем, оказывает существенную помощь учителю при подготовке к уроку.
По химии выпущено довольно большое количество ЦОР. Но идеального электронного учебника пока еще нет. Поэтому в кабинете химии мною собрана большая учебная коллекция мультимедийных дисков, содержание которыхпостепенно изучаю и использую в своей работе. В материалах этих дисков встречаются и интерактивные задания. Один издисков называется «Интерактивные творческие задания по химии для 89 классов» (фирма «Новый диск»), задания которого использую на уроках для отработки химических понятий. Например: Закончить утверждение с помощью данных ключевых слов(простое вещество, сложное вещество, смесь):
Формирование предметной информационной компетентности на уроках химии и во внеурочной учебной деятельности
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы формирования информационной компетентности на уроках химии и во внеурочной учебной деятельности с использованиеминтерактивных возможностейЦОР(интерактивных заданий, моделей, таблиц,учебных игр идругих).Ключевые слова:информационная компетентность, интерактивные задания, модели, таблицы,учебные игры.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Информационная компетентность обязательно нужна учащимся как в период предпрофильной подготовки, так и в дальнейшем обучении по выбранному профилю.Под информационной компетентностью понимается: 1.Выбор источника или источников информации (Интернет, цифровые образовательные ресурсы, СМИ, библиотеки, химические элементы и др.).2.Умение быстро и качественно организовать работу с информационными источниками.3.Получение информации.4.Анализ и переработка информации.5.Аргументированные выводы на их основе.6.Принятие осознанного решения и ответственность за него.7.Представление (презентация) результата. Информационная компетентность предполагает способность и готовность отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её.Результатом обучения должна стать сформированность минимального уровня компетентности, которого должны достигнуть учащиеся на этапе завершения обучения в школе.Деятельность по формированию предметной информационной компетентности тем более актуальна, что такое центральное понятие курса, как «информация», выходит за рамки учебного предмета «Химия» и является общеучебным.При проведении элективного курса «Информационные ресурсы по химии и работа с ними»использую интерактивные возможности ЦОР. Задача курса расширение практических умений и навыков учащихсяпри работе с различнымиисточниками информации, расширение и углубление предметных знаний по химии. Курс необходим для подготовки выпускников основной школы к жизни в информационном обществе, а также для развития личностных возможностей учащихся.Ученикина занятиях элективного курса знакомятся с некоторыми специальными компьютерными программами, популярными химическими сайтами, списком современных газет и журналов в области химии, многообразием мультимедийных дисков по химии, узнают, как быстро найти специальную литературу в той или иной области современной химии.Учащиеся узнают: приемы рационального поиска информации в Интернете, библиотеке, в СМИ, получения информации от специалистов, основные приемы интеллектуальной работы с книгой и текстом, технологию подготовки реферата.Формированию информационной компетентности способствует, например, использование в работе интерактивных заданий, моделей, таблиц,учебных игр.Назанятиях в компьютерном классе учащиеся при работе с диском «Виртуальная лаборатория. Химия. 811»(Марийский ГТУ) расширили не только теоретические знания о видах моделей(шаростержневых, масштабных, электронных и др.), но и научились с помощью программы«Конструктор молекул»создавать интерактивные моделиразличных веществ, т.е. получили возможностьпознакомиться с общенаучным методом познания моделированием. В интерактивной программе учащиесявыбирали, переливали или пересыпаливещества, собирали экспериментальные установки, проводили в них химические опыты.При изучении диска «Химия8» (Просвещение, 2002)с особым интересом познакомились с интерактивной периодической таблицейхимических элементов Д.И.Менделеева, которая дает возможность наглядно классифицировать химические элементы.Раздел «Химия на службе человека» (1С:Химия.Базовый курс.89 класс. МарГТУ, 2003)где рассматриваются химические явления, происходящие на кухне, в строительстве, при пользовании автомобилем, позволил учащимся приблизить получаемые сведения к реальности.При знакомстве с диском «Дракоша и занимательная химия» (Медио2000) ученики на занятиях элективного курса с удовольствием отрабатывали свои знания, играя в интерактивные игры«Химическиезнаки», «Химические формулы», тем более, что игры можно проводить в трёх скоростных режимах (лёгком, нормальном,сложном).Учащиесяоцениливозможность использования интерактивных подсказокво время прохождения экзамена (Уроки химии Кирилла и Мефодия. 1011 класс).Но мало знать, надо уметь применять теоретические знания для решения конкретных задач.Поэтому зачетнымиработами поэлективному курсу «Информационные ресурсы по химии и работа с ними» стали реферативные работы,презентации и выступления на научнопрактической конференции. Например, «Интерактивные модели в химии», «Химические и физические явления в природе», «Самое необыкновенное вещество на Земле», «Химическая машина времени» «Загадочные альдегиды» и другие.Применение электронных изданий в учебном процессе позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем, оказывает существенную помощь учителю при подготовке к уроку.
По химии выпущено довольно большое количество ЦОР. Но идеального электронного учебника пока еще нет. Поэтому в кабинете химии мною собрана большая учебная коллекция мультимедийных дисков, содержание которыхпостепенно изучаю и использую в своей работе. В материалах этих дисков встречаются и интерактивные задания. Один издисков называется «Интерактивные творческие задания по химии для 89 классов» (фирма «Новый диск»), задания которого использую на уроках для отработки химических понятий. Например: Закончить утверждение с помощью данных ключевых слов(простое вещество, сложное вещество, смесь):