Интегрированный подход к служебно-прикладной физической подготовке слушателей образовательных организаций МВД России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гусев А. А. Интегрированный подход к служебно-прикладной физической подготовке слушателей образовательных организаций МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S20. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14752.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам совершенствования физической подготовки сотрудников ОВД. Автор предлагает активно использовать интегрированный под-ход для моделирования и решения задач типовых ситуаций служебной деятельности сотрудников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гусев Андрей Анатольевич,кандидат педагогических наук, временно исполняющий обязанности начальника кафедры физической подготовки сотрудников органов внутренних дел ФГКОУДПО «Тюменскийинститут повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюменьtui_fis@mail.ru

Интегрированный подход к служебноприкладной физической подготовке слушателей образовательных организаций МВД России

Аннотация.Статья посвящена вопросам совершенствования физической подготовки сотрудников ОВД. Автор предлагает активно использовать интегрированный подход для моделирования и решения задач типовых ситуаций служебной деятельности сотрудников.Ключевые слова:МВД России, полиция, служебноприкладная физическая подготовка, интеграция, авторский интерактивный курс.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Развитие современной педагогики в области профессионального обучения сотрудников ОВД во многом сопряжено с решением задач междисциплинарного характера. Общая трансформация взглядов и подходов к профессиональному обучению направлена на исследование и активное внедрение интегративного обучения сотрудников. В настоящее время становиться очевидным, что традиционный учебный процесс, осуществляемый в рамках одной дисциплины приводит к фрагментарности знаний, оторванности умений и навыков от существующих реалий будущей служебной деятельности. Необходима взаимосвязь дисциплин, позволяющая обеспечить трансфер междисциплинарных знаний, умений и навыков. Только на основе интегративного подхода к обучению возможно успешно развивать общекультурные и профессиональные компетенции. Идеи интеграции в педагогической теории и практики известны еще с начала XX в. В 20е гг. активно развивается теория предметнокомплексного обучения на межпредметной основе белее известное нам как «Трудовая школа». Более полное научное обоснованиеинтеграция в педагогике получила только в 80–90х гг.В образовательных учреждениях МВД России физической подготовке сотрудников уделяется большое внимание. На учебнотренировочных занятиях по физической подготовке происходит развитие профессионально важных физических качеств и формирование двигательных навыков, необходимых сотруднику в его служебной деятельности [1]. В месте с теманализ уровня развития физических качеств и сформированности навыков боевых приемов борьбы сотрудников ОВД выявляет и некоторые проблемы в теории и методике физической подготовке сотрудников, среди которых:недостаточная профессиональноприкладная ориентация учебнотренировочного процесса физической подготовки;отрыв содержания тематических планов по физической подготовке от современной практики;отрыв содержания тематических планов по физической подготовке от специфики целей и задач служебной деятельности некоторых категорий обучаемых сотрудников ОВД;закрытость системы физической подготовки, изоляция от передового опыта подготовки силовых зарубежных структур.слабое использование интеграционных связей сопряженных учебных дисциплин.В целях повышения профессиональной подготовленности сотрудников ОВД или слушателей, курсантов образовательных учреждений МВД России, к действиям в ситуациях служебной деятельности, требующих применения физической силы и боевых приемов борьбы ведется постоянный поиск инновационных средств и методов обучения. Активно изучаются возможности интеграции различных «смежных» дисциплин. Оценка качества физической подготовки сотрудников ОВД или слушателей, курсантов образовательных учреждений МВД России в выражается в степени их готовности к самостоятельной служебной деятельности, в частности, к разрешению критических, нетипичных ситуаций, встречающихся при предотвращении различных противоправных действий злоумышленников. Высокий уровень физической подготовленности сотрудников обеспечивается в результате постоянной работы педагогов, направленной на повышение качества образовательного процесса, выявления инновационных подходов и технологий профессиональной подготовки будущих специалистов. Педагогический опыт преподавателей ТИПК МВД России свидетельствует о том, что эффективность профессиональной подготовки сотрудников ОВД или слушателей, курсантов образовательных учреждений МВД России в значительной степени зависит от целостного взаимодействия педагогов различных предметов. Умение на практике решать задачи по обезоруживанию и задержанию правонарушителей так же во многом зависит от правовой грамотности сотрудника, его физической, тактической, подготовленности. Огромное значение в данных критических ситуациях имеют сформированные навыки использования и применения специальных средств и средств связи, первой медицинской помощи. Для комплексной физической подготовки сотрудников ОВД или слушателей, курсантов образовательных учреждений МВД России необходимо задействовать, интегрировать знания, умения и навыки многих учебных дисциплин [2].В основе интегрированного обучения в образовательной области служебноприкладнойфизической подготовки лежит взаимодействие педагогов различных предметов по определенным темам. Интегрированное обучение направлено на развитие творческого мышления и находчивости сотрудников ОВД или слушателей, курсантов образовательных учреждений МВД России, на формирование умения обобщать, анализировать информацию и знания, полученные из различных источников, в решении конкретной задачи (проблемы).Исследуя возможность использования междисциплинарных связей необходимо установить вертикальные и горизонтальные связи каждой изучаемой дидактической единицы. Важно активно использовать спиральную структуру изложения материала, где изучаемое явление всесторонне на все более высоком уровне восприятия.Педагогическими условиями интегрированного обучения являются:

выход за рамки одного учебного предмета;перенос акцента в обучении с пассивного восприятия на творческое проявление профессиональнозначимых свойств личности слушателей в образовательной деятельности;использование в учебнотренировочных занятиях развивающих творческих заданий и тренингов;постоянный мониторинг практического опыта и взаимодействие с коллегами; использование активных методов обучения;ориентация учебнотренировочного процесса на климатогеографические особенности региона, его традиции и культуру;предметный характер освоения учебного материала;взаимодействие базового и дополнительного образования;системность во внедрении интегрированного обучения. Системное внедрение интегрированного обучения в физическую подготовку позволяет осуществлять развивающее обучение сотрудников ОВД. Интеграция дает возможность перестраивать, расширять и углублять содержание тематического плана, приводит к изменениям в методике работы и в общем, создает новые обучающие технологии. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат на занятии, как для слушателя или курсанта, так и для преподавателя. Основанием для интеграции могут служить совместные усилия преподавателей по формированию общекультурных и профессиональных компетенций сотрудников ОВД или слушателей, курсантов образовательных учреждений МВД России. Для создания интеграционных связей подбираются дисциплины у которых наблюдается общность изучаемых тем, сходство изучаемых объектов и явлений, единство ведущих идей различных дисциплин. Вместе с тем, задача преподавателей, формирующих интеграционные связи предметов, состоит в том, чтобы найти пути переработки некоторых разделов содержания и структуры своих учебных дисциплин для объединения их в общий блок занятий или даже в специальный интегративный курс.Интегративный курс служебноприкладной физической подготовки предполагает соединение двух или трех учебных предметов, взаимодополняющих друг друга, в единое целое. Вполне естественно, что интегративные курс, в первую очередь, направлен на интегрированное обучение со всеми вытекающими педагогическими условиями, перечисленными выше. Поскольку к настоящему времени достаточно полно разработанных и рекомендованных к внедрению в практику интегративных курсов служебноприкладной физической подготовки не существует, достаточно актуальным является исследование, направленное на разработку и внедрение в учебнотренировочный процесс авторских проектов данных курсов. Понятие «авторский интерактивный курс по физической подготовке» включает ряд положений: опора на новейшие достижения в педагогической науке в области теории и методики физической подготовки сотрудников ОВД или слушателей, курсантов образовательных учреждений МВД России; формулировка практикоориентированных целей и задач курса; написание пояснительной записки, в которой: раскрываются основные положения и направления развития сотрудника с опорой на ученыхпедагогов, работающих в сфере служебнобоевой подготовки сотрудников ОВД или слушателей, курсантов образовательных учреждений МВД России,дается описание особенностей обучения с учетом возрастных и служебных категорий сотрудников ОВД или слушателей, курсантов образовательных учреждений МВД России, на которых рассчитан данный курс; четкое обозначение изучаемых дидактических единиц;тематические занятия, опирающиеся на специфические цели и задачи будущей служебной деятельности конкретной категории обучения сотрудников ОВД или слушателей, курсантов образовательных учреждений МВД России; развивающие творческие задания для реализациивозможности использования активных методов обучения. развивающие творческие задания для самостоятельной подготовки сотрудников ОВД или слушателей, курсантов образовательных учреждений МВД России. Интегративные курсы разрабатываются совместно преподавателями физической подготовки, огневой подготовки, права, медицинской подготовки, тактики, специалистами в области применения и использования специальных средств и средств связи. В связи с этим выделим ряд тезисов. Вполне естественно, что в основе интегративного курса ведущим будет служебноприкладная физическая подготовка. Опираясь на этот предмет, выстраивается основной алгоритм органичного встраивания и задействования вышеупомянутых предметов. Интегративный курс –это достаточно новый взгляд на обучение, воспитание и развитие сотрудников ОВД или слушателей образовательных организаций МВД. В процессе его подготовки и использования происходит изменение педагогического мировоззрения преподавателя, изменение его сознания. Но не только, преподаватель нацелен на самообразование, самовоспитание и самосовершенствование. Сам процесс обучения ориентирован не только на формирование у них определенных знаний и навыков, но и на формирование умений ими эффективно пользоваться, т.е.формирование профессиональных компетенций. Для сотрудника ОВД или слушателя, курсанта образовательной организации МВД также очень важно пройти интегративный курс по физической подготовке. В данном учебнотренировочном процесс происходит его творческое развитие и появляется желание самостоятельно развивать в себе профессионально значимые компетенции, необходимые для успешного выполнения своих служебных обязанностей. В процессе обучения важен не осваиваемый предмет, а сотрудник ОВД или слушатель, курсант образовательных учреждений МВД России, которого обучают, развивают, воспитывают на своем предмете. Поэтому при разработке интегративного курса следует опираться на психические особенности обучающихся, их возраст, интересы, представления и предпочтения. В противном случае говорить о развивающем обучении не приходится.На любом учебном занятии, внеурочном мероприятии важен положительный эмоциональный климат, установка на сотворчество, как педагога и курсантов, так и курсантов между собой. Положительный эмоциональный настрой учебного занятия зависит, в первую очередь, от положительного настроя преподавателя. Важно с первых минут учебнотренировочного занятия увлечь обучаемых важностью и актуальностью рассматриваемых вопросов на занятии. Новый материал более эффективно и качественно усваивается, например, при внедрении технологии «мозгового штурма». Структуру интегрированного урока составляют три среды: интеллектуальная среда, предметная среда, среда общения и сотворчества. Одним из важных педагогических условий развивающего обучения, как было указано выше, является перенос акцента на творческую деятельность сотрудников ОВД или слушателей, курсантов образовательных учреждений МВД России. Для развития творческих способностей обучающихся, преподавателю на занятии следует таким образом вести процесс обучения, чтобы у сотрудников в процессе занятия были задействованы логическое и образное мышление, а предлагаемые задания должны содержать логическую информацию и ее творческую составляющую. Только в этом случае у обучающихся будет развиваться равноценно логическое и творческое мышление. Комплексный подход к обучению боевым приемам борьбы в процессе физической подготовке позволяет решить и проблемы обучения сотрудников юридически обоснованному применению физической силы. Например, предлагаемые в учебных пособиях приемы зачастую не имеют убедительной реальной практической ценности, выглядят формальными и не вызывают интереса у слушателей.Использование же боевых приемов борьбы по его прямому назначению (для решения практических задач типовых ситуаций служебной деятельности, усиливает практическую направленность как физической подготовки, огневой, юридической, тактикоспециальной подготовки. Таким образом, использование интегрированного обучения способствует устойчивому интересу учащихся к изучаемым предметам.В процессе интегрированного обучения может быть решена проблема несогласованности, разобщенности этапов формирования у учащихся навыков смежных учебных дисциплин. Практика показывает, что нередко встречаются случаи несогласованности изучаемых программ различных дисциплин. Одна и та же тема по разным предметам изучается в разное время. Эти противоречия легко снимаются в интегрированном обучении.Темы интегрированных уроков подбираютсятаким образом, что для их рассмотрения, реализации целей уроков необходимы быстрота ориентировки в новых условиях, умение видеть новое в известном, умение выходить за рамки привычного способа действий –это развивает гибкость мышления. Характерная черта интегрированных уроков –это поиск необычного способа решения поставленных проблем, что развивает оригинальность мышления. Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.Интегрированный урок –это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какойлибо пограничной проблемы, позволяющийдобиться целостного, синтезированного восприятия слушателями исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.В основе интегративного курса должны лежать не только задачи формирования умений и навыков по изучаемой теме, а направления развития слушателя как будущего специалиста. Опираясь на данные направления развития будущего профессионала, и выстраивается весь интегративный курс.Интегрированный подход к обучению слушателей в полной мере используется при разработке типовых ситуаций служебной деятельности сотрудников ОВД. В данных ситуациях отрабатываются варианты возможных правомерных действий сотрудников с применением физической силы, боевых приемов борьбы, специальных средств и оружия. На занятиях отрабатываются темы взаимодействия сотрудников при задержании правонарушителя, а также при защите от нападения, в том числе и группового. Практикум по отработке типовых ситуаций служебной деятельности является отдельной темой учебной программы и аккумулирует в себе профессионально востребованные и актуальные темы различных дисциплин, среди которых: физическая, огневая, тактикоспециальная, правовая подготовки. Для моделирования типовых ситуаций служебной деятельности сотрудников традиционно используются темы в которых рассматриваются следующие вопросы: 1.Защита другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья.

2.Пресечение попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средствомполиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции.Задержание лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ.4.Отражение группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;5.Пресечениепобега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега изпод конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц [3].Для реализации интегрированного подхода к обучению слушателей используются активные методы обучения, такие как деловая игра и кейсметод. Интегрированный подход опирается на природную предрасположенность каждого сотрудника ОВД или слушателя, курсанта образовательных учреждений МВД России понимать, чувствовать и проявлять свои способности.Воспитать профессионала возможно при условии наличия устойчивой потребности в творчестве, в стремлении совершенствовать себя, обучив мыслить, понимать и осознавать сложные критические ситуации, развивая способность индивидуализировать получаемую информацию и передавать ее другому человеку, взаимосвязывать явления между собой, находить общие моменты. Использование интегрированного подхода в служебноприкладной физической подготовки позволит оптимизировать процесс обучения сотрудников ОВД или слушателей, курсантов образовательных учреждений МВД России.

Ссылки на источники1.Троян Е.И. Структурирование программы обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД в центрах профессиональной подготовки// Психопедагогика в правоохранительных органах.–2010. –№1(40). –С. 71–73.2.Гуралев В.М., Сергиенко А.С. О некоторых аспектах формирования готовности сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях служебной деятельности // Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств: материалы междунар. науч.практ. конф. (9–10 июня 2011 г.). –Иркутск: ВосточноСибирский инт МВД России, 2011. –Т. II. –С. 104–110.3.О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3ФЗ: ред. от 2 июля 2013 г.// Собр. законодательства Рос. Федерации. –2011. –№ 7. –Ст. 900; Рос. газ. –2013. –10 июля.

Andrey Gusev,Candidate of Pedagogical Sciences, Acting Head of the department of physical training of police officers, Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia, Tyumentui_fis@mail.ruIntegrated approach to serviceapplied physical preparation of students of educational institutions the Russian Interior MinistryAbstract. The article is dedicatedto improving the physical training of law enforcement officers. The author proposes to make active use of an integrated approach for modeling and solving the problems of typical situations of staff performance.Key words:Russian Interior Ministry, police, service and applied physical training, integration, author interactive course.

Рекомендовано к публикации:Астафьевым Н. В., доктором педагогических наук, начальником кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюмень