Экзистенциально-ориентированное образование (на примере изучения иностранного языка)

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Новакова О. В., Василенко А. П. Экзистенциально-ориентированное образование (на примере изучения иностранного языка) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S21. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14758.htm.
Аннотация. В данной статье с экзистенциальной точки зрения рассматриваются такие вопросы образования, как передача знаний, процесс познания; анализируется модель процесса обучения иностранному языку, обеспечивающего становление смысла изучения иностранного языка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Новакова Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет»,г.Волгоградnow55@mail.ru

Василенко Анастасия Петровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет»,г.Волгоградnow55@mail.ru

Экзистенциальноориентированное образование (на примере изучения иностранного языка)

Аннотация.В данной статье с экзистенциальной точки зрения рассматриваются такие вопросы образования, как передача знаний, процесс познания; анализируется модель процесса обучения иностранному языку, обеспечивающего становление смысла изучения иностранного языка.Ключевые слова:экзистенциальноориентированное образование, процесс познания, самореализация, смыслообразующая функция, педагогическая поддержка.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Можномногоговоритьоразличительныххарактеристикахтрадиционногоиинновационногообразования.Носовершенновнеэтихразличийлежитобразованиеэкзистенциальное,образование,обучающеетворчествусобственнойжизни,позволяющеечеловекустатьсвободнымисильным.

Современное образование нуждается не только в формальных и сущностных основаниях. Необходимы основания экзистенциальные (экзистенция –жизнь в момент ее обновления, возникновения; жизнь как процесс; конкретная жизнь, порождающая живое существо). Экзистенциальные основания позволяют понять смысл, знание, действительность в терминах «моей жизни», позволяют присутствовать в «здесь бытии». Экзистенциальное образование возникает лишь из согласованности установок и ориентации на самое важное –проживаемую жизнь [1].

Анализ сущности коммуникативных процессов, в том числе процессов передачи знаний, указывает на их принципиальную нелинейность. Знания не передаются от одного человека к другому так, как это происходит с материальными объектами, процесс познания –сугубо индивидуален.Человек всегда склонен следовать традиционным взглядам, традиционному пониманию того или иного вопроса. При таком подходе продукты прошлых культур усваиваются в виде накопления знаний, раскладывания по полочкам различных концепций и теорий так, что в результате основной деятельностью становится запоминание, а основным органом изучения –память, своего рода камера хранения культурного багажа. Задача научить мыслить заслоняется задачей дать знание. В результате учащийся имеет в голове множество концепций и точек зрения, кроме своей собственной. Ставится вопрос о том, как изменить метод образования, чтобы образованность стала означать умение мыслить, умение созидать, творить новое, а не просто знание того, что создано другими. Подлинное образование дает возможность человеку видеть в любом изучаемом предмете, в любой научной концепции ответы на вопросы, которые стоят перед самим этим человеком.

Естественнонаучный метод познания –это движение от явления к сущности, научный тезис которого: истинно то, что объективно. Действительность познается конкретными науками. Подлинное же познание–это не объяснение уже существующего, а открытие тех возможностей, которые заложены в существующем, но еще не реализованы. Научить мыслить значит научиться ставить вопрос, а не давать ответ. Творчество –иррациональный процесс, имеющий основу не в разуме человека, а в его экзистенции. Творческий акт субъективен, объяснение –объективно. Творческий акт исходит из возможного, объяснение –из действительного, основа творчества –субъект, основа объяснения –объект.Наряду с поступательной («вертикальной») моделью познавательного процесса (от чувственноэмпирического, через теоретическое мышление к практике), экзистенциалисты считают возможной дополнительную, «фронтальную» модель познавательного процесса. Схематично ее можно представить так, что чувственноэмоциональное и теоретическое с двух сторон охватывают исследуемый объект, а центр этого «фронта познания» замыкается на экзистенциальных (присущих только человеку) способностях интуиции, продуктивного воображения, символического и языкового сознания. При этом чувственноэмпирическое рассматривается в его способности расширяться до практики, которая творит мир человека, а теоретическое–в его способности расширяться до творчества духа, которое самого человека делает целым миром [2].«Фронтальная»модель исходит из практики и духа как эквивалентных, хотя и разноориентированных состояний активности человека. Ведь активность человека не исчерпывается материальной деятельностью, она имеет также духовную размерность, ибо дух не менее активен и продуктивен, нежели практика. С позиции человеческой духовности познание важно не только с практической, утилитарной стороны. Оно ориентировано также на экзистенциональные проблемы: возвышение над конечностью бытия, приобщение к бессмертным ценностям духа, подключение субъекта к вечно живой эстафете духовных свершений.Из экзистенциальной гносеологии вытекает требование ориентироваться не на объем и содержание учебных материалов, а на то, что они суть для индивида, т.к. школьные предметы являются орудиями реализации субъективности. Процесс обучения, следовательно, выступает как средство самореализации личности.

Перед экзистенциальноориентированным образованием ставятся следующие задачи:способствовать самореализации ученика; сохранению внутренней свободы, выработке способности сопротивляться внешнему миру; решению конфликтов, возникающих между человеком и обществом, между объективными и субъективными нормами, его идеалами и действительностью, между его обязанностями и личной свободой; преодолению жизненных трудностей, препятствий, устранению внутренних противоречий человека, примирению его с теми условиями, в которых он живет; раскрытию и развитию личностных качеств человека в сопротивлении внешним воздействиям, в противодействии массовости;формировать у ученика экзистенциальное мышление, навыки самосознания и осмысления своего положения и назначения в обществе и в общей картине мира; неидеологизированное мышление, терпимое, нравственное, чистое, стремящееся к раскрытию истины. Неидеологизированное мышление, тесно связанное с утверждением силы разума, связывает свободу и ответственность, предполагает открытость познавательных возможностей, свободу выбора и решения;воспитывать конструктивно мыслящую личность, допускающую множественность истин и считающую множественность истин естественным явлением, личность, уважающую позиции другого, занимающуюся критикой с целью выявления истины [3].

В процессе профессиональной подготовки студенты относятся к изучению неспециальных предметов, как правило, формально. Чаще всего иностранный языкдля студентов является ценностью, но потенциальной, «знаемой», а не побуждающей к его реальному освоению. Иностранный язык воспринимается многими студентами как общеобразовательный предмет, не влияющий на их личностную самореализацию и социальный статус.

Смысл изучения иностранного языка –субъективное отражение в сознании будущих педагогов объективной значимости данной сферы образования для их профессиональноличностного становления. Смысл осознаваем и вербализируем и отражает индивидуальный контекст целей и ценностей языкового образования, является продуктом понимания значимости иностранного языка и планирования связанных с ним жизненных перспектив, сознательного выбора ценностей поликультурного образования. Сущностными характеристиками смысла изучения иностранного языка являются: контекстуальность –отнесение предмета к более широкому контексту, целостной жизненной ситуации субъекта;интенциональность –направленность чувственного сознания индивида на его отношения с Другим, на процесси результат своей деятельности относительно других людей; субъектность –способность к субъективной интерпретации своего бытия, самоопределения в социокультурной среде; осознаваемость смыслоопределения –проявление личностной позиции в процессе выбора и обоснования смысла.

Критериями сформированности личностнотворческого смысла изучения иностранного языка у будущих педагогов являются: субъективное понимание значимости изучения иностранного языка; эмоциональноположительное переживание ситуации изучения иностранного языка; проявление волевого усилия и удовлетворенность от преодоления трудностей в этой области; сформированность индивидуального подхода к изучению иностранного языка; «проникновение» смысла изучения иностранного языка в различные сферы самореализации личности; устойчивость смысловой позиции, степень «присвоения» смысла. Соответственно, уровни сформированности смысла изучения иностранного языка: низкий –понимание всеобщей значимости иностранного языка в современном мире при собственном пассивном или формальном отношении к его изучению; средний –осознание наряду с универсальной ценностью языка его значимости для собственного утверждения в социуме и реальные пробы его самостоятельного изучения, проявление «положительноаморфного» отношения к языку; высокий –принятие, обоснование, собственная интерпретация значимости и реальное проявление дополнительных усилий при изучении иностранного языка как составной части своей жизненной и активнопознавательной позиции в образовании; высший –планированиеи реальное осуществление языкового самообразования как неотъемлемого компонента личностного и карьерного роста. По сути, это–уровень ценностносмыслового отношения, проявляющийся в том, что значимость языка представлена в структуре целостной смысловой сферы студента, т.е. владение языком становится важнейшим инструментом самоутверждения не только в профессиональной, но и в широком спектре направлений жизнедеятельности. Язык на этом уровне –предмет увлечения, интереса, каждодневных занятий, самосовершенствования [4].

Студенты плохо осознают, что может дать сам процесс овладения иностранным языком им лично. Для большинства студентов осознание значимости изучения иностранного языка не обладает достаточной «энергетикой» для поддержаниянапряженной работы по изучению иностранного языка с целью его использования в профессиональной и личной жизни.

Одной из причин такого отношения к процессу изучения иностранного языка в вузе является нежелание преодолевать трудности, связанные с усвоением иностранного языка.Категория смысла позволяет с современных позиций подойти к проблеме ценностносмысловой целостности субъекта образования. Смыслообразующей функцией обладает индивидуально переживаемая жизненная ситуация. Смысл проявляется в индивидуальной окраске деятельности, в отражении внутреннего мира субъекта. Модель процесса обучения иностранному языку, обеспечивающего становление смысла изучения иностранного языкаописывает психологические механизмы смыслообразования в сфере освоения иностранного языка (идентификация, интериоризация, интернализация) и логику (этапы) становления смысла изучения иностранного языка в процессе овладения данной области культуры. В качестве психологических механизмов становления смысла изучения иностранного языка были выделены: идентификация (принятие смыслового опыта людей, успешных в усвоении иностранного языка, образцов их познавательной деятельности, включение в образовательную ситуацию жизненного контекста студента –потребности в самоактуализации, профессиональных планов и притязаний); интериоризация (расширение своего смыслового мира за счет других смысловых миров, как других личностей, так и произведений культуры); интернализация (расширение опыта использования языка в целях профессионального и личностного развития; переживание успеха в ситуациях создания иноязычного текста и коммуникативного творчества; диалог о смысле изучения иностранного языка) [5].

Процесс обучения иностранному языку, обеспечивающий становление смысла изучения иностранного языка у будущих педагогов осуществляется поэтапно и включает: этап активизации рефлексии, критического отношенияк имеющимся смыслам изучения иностранного языка; этап педагогической поддержки актуализации личностнотворческого смысла изучения иностранного языка; этап стимулированиясамореализации через языковые коммуникации в творческом процессе изучения иностранного языка.Рассмотрим каждый этап процесса обучения иностранному языку, обеспечивающего становлении смысла изучения иностранного языка: реконструкция имеющихся смыслов изучения иностранного языка в контексте собственных жизненных планов студента. Ведущим средством на данном этапе выступает личностноразвивающая ситуация реконструкции смыслов, актуализирующая психологический механизм идентификации, характеризующийся восприятием студентами себя как представителей профессии, успешных в области изучения иностранного языка. В ходе данного этапа активизируется познавательный интерес к изучению иностранного языка путем изменения традиционных формучебного взаимодействия и осознания студентами значимости предметного материала в практической деятельности, создается благоприятный климат, позволяющий реализовать позицию субъекта собственного образования.Критический анализ имеющихся смыслов обеспечивается созданием «ситуации успеха», вкоторой самостоятельный выбор задания способствует осознанию студентом достигнутого и, соответственно, рефлексии новых возможностей, рефлексивное сочинение способствует вербализации смысла иностранного языка вконкретных жизненных ситуациях;

обеспечение актуализации личностнотворческого смысла изучения иностранного языка направленное на поддержку интеграции смысла изучения иностранного языка в другие сферы жизнедеятельности студентов. Ведущимсредством на данном этапе выступает ситуация актуализации личностнотворческого смысла изучения иностранного языка, основанная на интериоризации опыта работы на иностранном языке в различных сферах жизнедеятельности. Условия актуализации смысла изучения иностранного языка создаются с помощью: Интернеткоммуникации, заданий для развития критического мышления, «занятиясамоуправления», работа в микрогруппах «Станции» с подключением дополнительного мотива–соревнования; использование аутентичного текста как «вызов» к дискуссии, к смысловым исканиям личности. Технологиии содержание данного этапа способствуют проявлениюволевого усилия и удовлетворенности от преодоления трудностей в процессе изучения иностранного языка. У студентов проявляется способность отдавать себе отчет в том, что есть владение иностранным языком для развивающейся личности в контексте социального статуса и профессионального становления. Изменения в эмоциональноволевом аспекте проявляется в организованности, увлеченностии проявлении желания,устойчивого интересак содержанию ипроцессу овладения иностранным языком;

реализация смысла как регулятора деятельности, движущей силы для определения студентом индивидуального пути изучения иностранного языка связан с самообразовательной активностью в контексте изучения иностранного языка, возможностьюсамореализации через языковые коммуникации. На данном этапе основным средством выступает ситуация самореализации в творческом процессе изучения иностранного языка, актуализирующая активное восприятие окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых на определенном смысловом уровне норм и ценностей в своей деятельности. Повышение эффективности иноязычной подготовки студентов заключается в направленности на их осознанноеосмысленное овладение иностранным языком, предусматривает овладение специальными,лингвистическими и социокультурными знаниями, речевыми умениями и практическими навыками, необходимыми для дальнейшей профессиональной деятельности, и обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий, включающего: реализацию педагогической поддержки взаимодействия участников образовательного процесса и взаимного включения в среду общения, в которой возможен диалог о смысле и роли иностранного языка в жизни современного человека; активизацию рефлексивных процессов, в результате которых смыслы включаются в саморегуляцию деятельности и поведения личности; стимулирование субъектности студентов как системного качества личности, способствующего реализации самопобуждаемой и самооранизуемой деятельности по изучению иностранного языка; насыщение содержания предмета иностранный язык актуальными и значимыми вопросами современной молодежи.

Ссылки на источники1.Лукьянов О.В. Введение в зкзистенциальное образование/ Сибирь. Философия. Образование. Институт повышения квалификации. –Новокузнецк, Научнопублицистический альманах. –2002.–Вып. 6. –С.72–80.2.Колин К. Новая методология в теории познания// Вестник высшей школы. –2000. –№ 11. –С.39.3.Воробьев Н.Е., Новакова О.В. Педагогика экзистенциализма как одно из направлений развития педагогической мысли в Германии: монография. –Волгоград: ВГАФК, 2002. –141с.4.Новакова А.П. Педагогическая поддержка становления смысла изучения иностранного языка у студентов неязыковых факультетов// Изв. Волгогр. гос.пед.унта. Сер: Педагогические науки. –2010. –№4(48). –С.52–56.5.Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. –2е, испр. –М.: Смысл, 2003. –487с.

Olga Novakova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Foreign Languages Department, Volgograd State SocialPedagogical University, Volgogradnow55@mail.ruAnastasiya Vasilenko,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,Foreign Languages Department, Volgograd State SocialPedagogical University, Volgogradnow55@mail.ruExistentiallyOriented Education(based onlearning a foreign language) Abstract.This article from an existential point of view focusesonsuch issuesof education as knowledge transfer,the process of cognition; is analyzed themodel of the processof learning a foreignlanguage,providingthe formationof meaningof the foreign language study.Key words:existentialoriented education, the process of cognition, selfrealization, the semanticfunction, pedagogical support.

Рекомендованок публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»