Организационно-деятельностная игра как метод мониторинга подготовки менеджеров

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тетерева А. М., Асташова Е. А., Ревякина Ю. Н. Организационно-деятельностная игра как метод мониторинга подготовки менеджеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S22. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14774.htm.
Аннотация. В статье представлен опыт формирования конкурентных преимуществ менеджеров путем практико-ориентированного обучения и интенсификации учебного процесса в вузе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тетерева Альбина Михайловна,кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омскtetereva59@mail.ru

Асташова Екатерина Анатольевна,кандидат экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента и маркетингаФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омскastash@list.ru

Ревякина Юлия Николаевна,старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетингаФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омскpilula@list.ru

Организационнодеятельностная игра как метод мониторинга подготовки менеджеров

Аннотация.В статье представлен опыт формирования конкурентных преимуществ менеджеров путем практикоориентированного обучения и интенсификации учебного процесса в вузе.

Ключевые слова: активизация учебного процесса, комплексная проблема, эффективное решение, практическая значимость.

Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Состояние и уровень развития экономического пространства любой страны предопределяется комплексом факторов. Среди них в современных условиях все большее влияние приобретает инновационная составляющая: количество новых идей и частота их внедрения в менеджменте. Успешность же реализации бизнесинноваций напрямую зависит от квалификации специалиста, его умения иготовности решать сложные исследовательские, научные, организационноуправленческие задачи. Престиж и успешность вуза определяется уровнем квалификации его выпускников. Важной задачей системы высшего профессионального образования является формирование умений и навыков, способствующих качественной подготовке специалиста не только в стенах вуза, но и за его пределами,–в процессе всей его профессиональной трудовой деятельности [1].На кафедре менеджмента и маркетинга Института экономики и финансов ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина разработаны и применяются на практике методы, позволяющие активизировать учебный процесс, осуществлять мониторинг и оценку его качества. Организационнодеятельностная игра является одой из активных форм обучения,входит в число контрольнооценочных средств по дисциплинам профессионального цикла. В учебном плане подготовки менеджеров к числу таких дисциплин относятся маркетинг, стратегический,финансовый менеджмент, управление проектами и другие.Рассмотрим особенности проведения деловой игры по менеджменту, которая проводится на кафедре с 2001 г. В качестве темы деловой игры ежегодно обозначается имеющая практическую значимость комплексная проблема. Темы деловых игр за последние 7 лет, а также предлагаемые для решения проблемы, представлены втаблице.

Тематика деловых игр по менеджменту

Год проведения игрыТемаПроблемы для решения2014Выбор стратегии использования производственных инноваций в реинжиниринге бизнеспроцессов1.Обоснование необходимости процессного подхода в производственной и рыночной сферах: потери и приобретения.2.Выбор стратегии использования инноваций в реинжиниринге бизнеспроцессов на производстве и в рыночных отношениях.3.Компетенции выпускниковв сфере управления производственными и рыночными процессами в условиях вхождения России в ВТО2013Разработка бизнеспроекта в рамках целевой ведомственной программы «Начинающий фермер»1.Выбор и презентация бизнесидеи.2.Основы бизнеспланирования, менеджмента и программ Минсельхоза России.3.Выработка и принятие управленческих решений главой КФХ в соответствии с законодательством.4.Рекламный ролик о производимом продукте КФХ2012Выбор стратегии управления издержками в системе аграрного рынка1.Управление издержками в системеаграрного рынка.2.Причины возникновения непроизводительных потерь, нерациональных издержек.3.Выбор эффективной стратегии управления издержками в организациях АПК.4.Накопление необходимых компетенций для управления издержками будущими специалистами за время учебы в ОмГАУ2011Выбор гипотезы. Форсайтисследования: развитие человеческого капитала в АПК Омской области1.Форсайтисследование: содержание и преимущества.2.Тенденции в динамике человеческого капитала в сельском хозяйстве Омской области.3.Выбор сценариябудущего состояния человеческого капитала (2020 г.).4.Формирование компетенций у выпускников вуза в регулировании процессов развития человеческого капитала в АПК2010Создание механизма внедрения инноваций в развитие молочного скотоводства1.Проблемы развития молочного скотоводства в Омской области: инновации, технологии, кадры.2.Инновационный потенциал развития молочной отрасли в АПК региона.3.Инновационная инфраструктура внедрения инноваций в производство.4.Накоплениепотенциала специалистовпрофессионалов за время учебы в ОмГАУ2009Выбор стратегии реализации потенциала региона для коренных преобразований в сельском хозяйстве1.Резервы использования потенциала в сфере современного менеджмента в АПК.2.Потенциал в сфере НТП и инноваций.3.Системное видение перспектив развития.4.Накопление необходимого потенциала за время учебы в ОмГАУ2008Выбор стратегии инновационного менеджмента в АПК Омской области1.Качество инновационного менеджмента в АПК.2.Возможности предприятий и организационных инфраструктур в инновационном развитии.3.Накопление необходимого потенциала за время учебы в ОмГАУ

Следует учитывать, что институт экономики и финансов является основным учебным заведением агроэкономического профиля в регионе. Поэтому при выборе темы, целей и задач игры необходимо основываться на реально существующих производственных и научных проблемах Омской области. Этим объясняется выбор темы, этапность подготовки и проведения игры. Целью проведения деловой игры является развитие интеллектуального потенциала и навыков поиска обоснованных решений проблем аграрного сектора у студентов, опираясь на практический опыт сельскохозяйственных товаропроизводителей, теоретические знания, полученные в процессе проработки научной и специальной литературы, а также нормативных документов.

В процессе подготовки у студента формируется представление о функционировании предприятий в условиях рынка, он учится анализировать возможности и угрозы для деятельности предприятия; связывает внешнюю среду организации с внутренней, где особое внимание уделяется таким вопросам, как организационная структура и структура управления, бизнеспроцессы, технологические аспекты производства, система менеджмента качества изготавливаемой продукции, межличностные отношения и принятие эффективных управленческих решений в условиях ограниченности во времени и ресурсах. Данные вопросы актуальны как для студентов, так и для сельхозорганизаций. Задачи игры связаны сформированием у участников следующих общекультурных ипрофессиональных компетенций: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования; готовность к разработке процедур и методов контроля; способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды; способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций; способность оценивать условия и последствия принимаемых организационноуправленческих решений. Организационнодеятельностная игра проводится в конце семестра и является частью общей оценки успеваемости студента по предмету. Ее продолжительность варьируется от 2 до 4 академических часов в зависимости от количества командучастниц и производственных циклов, имитируемых в процессе игры. Методика игры может быть успешно адаптирована к преподаванию дисциплин, охватывающих вопросы, связанные с созданием, осуществлением текущей деятельности, а также реинжинирингом на предприятии. Практическим результатом участия студента в игре является формирование у него навыков работы в команде, выделение центров ответственности; постановка и достижение цели; получение конкретных результатов, оформленных в виде последовательности выполняемых шагов: от обозначения конкретной проблемы до ее решения. При этом происходит осмысление данной проблемы как с теоретической, так и с практической точки зрения. Подготовка к игре. За 2–3 месяца до даты проведения студентам выдается методика проведения игры и задание к ней, включающее тему игры. Процесс подготовки включает следующие этапы:1.Сбор, анализ информации, оценка полученных данных. Основными источниками являются материалы отчетов по практике, сведения, полученные в процессе наблюдения за деятельностью хозяйствующих субъектов, расположенных по месту жительства студента или его родителей. Выделение комплексных проблем, сдерживающих развитие предприятия. Каждая комплексная проблема состоит из нескольких более мелких, узконаправленных аспектов. Данные проблемы и выносятся на обсуждение в рамках заданной темы и выделяются в блок «Проблемыдля дискуссии». Так, в 2014 г. для дискуссии по теме «Выбор стратегии использования производственных инноваций в реинжиниринге бизнеспроцессов» были выделены следующие проблемы:обоснование необходимости процессного подхода в производственной и рыночной сферах: потери и приобретения;выбор стратегии использования инноваций в реинжиниринге бизнеспроцессов на производстве и в рыночных отношениях;компетенции выпускников в сфере управления производственными и рыночными процессами в условиях вхождения Россиив ВТО.3.Создание модели игры, включающей осмысление причин возникновения данных проблем, а также поиск способов их разрешения с оптимальным соотношением используемых временных, материальных и других видов ресурсов. 4.Подготовка презентации команды (конкурс «Визитка») и газеты, включая выбор названия команды, девиза и эмблемы.Подготовку к игре можно разбить на два основных блока: содержательный и организационный. Первым блоком занимаются командыучастницы: именно они представляют на суд членов жюри решение проблем для дискуссий. Однако не менее важно организовать работу по подготовке самой игры. Для этого отбирается отдельная группа студентов, состоящая из 4–5 человек, которые чувствуют желание и возможности попробовать себя в качестве менеджера. В подготовкеим помогают курирующие игру преподаватели. Студентыорганизаторы:разрабатывают сценарий к будущему видеофильму по игре, проводят сбор видеоматериалов, касающихся темы игры, подготовки команд, а затем производят съемку самой игры. Видеозапись повышает активность у участников, позволяет проводить мониторинг результатов по годам, отслеживать качество подготовки, анализировать, учитывать и устранять неточности подготовки прошлых лет;составляют «Книгу», резюмирующую всю информацию по игре. В ней отражаются: название игры, проблемы для дискуссии, руководитель игры и кураторы из числа преподавателей, хранители традиций и арбитры, организаторы (из числа студентов), командыучастницы, аналитическая часть по рассматриваемой теме. Книга дополняется иллюстрациями: графиками, схемами, фотографиями. Данный раздаточный материал выдается арбитрам игры, а также командам за 2–3 недели до игры. Арбитрами выступают опытные специалисты производства и органов управления, коммерческих структур, ученые ОмГАУ и научных учреждений.За годы проведения у игры уже появились так называемые «хранители традиций»–арбитры, посещающие игру на протяжении ряда лет;оформляют стенд, на котором отражаются основные моменты проведения игры;осуществляют фотосъемку игры.Оценка игры. Для оценки игры используется стандартный лист арбитра. В этом документе многогранная проблема выбора стратегии менеджмента в предприятиях суживается до рамок перечня проблем для дискуссии. В него вносятся отобранные вопросы, решение которых в совокупности составляет смысл решения проблемы выбора стратегии. Оценка ведется по пятибалльной шкале, в том числе оцениваются конкурс «Визитка» и газеты команд. При этом критериями оценки является полнота раскрытия проблем деловой игры. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов по всем оцениваемым критериям.Анализ хода дискуссии включает оценку способностей конкурирующих коллективов объяснить причины возникновения проблем и найти способы их решения. При этом решается практически значимая вполне конкретная проблема, связанная с менеджментом в предприятиях. Здесь особенно ценным является имеющийся и изученный студентами опыт хозяйств региона. Кроме того, студенты раскрывают существующие проблемы при обучении в институте экономики и финансов, вносят предложения по совершенствованию содержания и организации учебного процесса. Здесь же в игровой форме высказываются предложения академическим группам, деканату, кафедрам по совершенствованию их работы.Перед участниками команд стоят следующие задачи:дать краткий анализ поставленной проблемы;обосновать выбранные предложения;доказать практическую значимость и возможность реализации проектов.К участию в игре для дискуссии и обоснования предложений могут приглашаться специалисты и руководители предприятий различных организационноправовых форм, а также представители органов муниципального и государственного управления.Командапобедитель должна предложить лучшую в рамках дискуссии стратегию. По сути дела задача состоит в отборе конкурентоспособных концепций реформирования, учитывающих особенности социальноэкономических условий предприятий. Так, например, в 2014 г. деловая игра проводилась по теме «Выбор стратегии использования производственных инноваций в реинжиниринге бизнеспроцессов». В процессе творческой деятельности участников игры были достигнуты следующие результаты: Первое место–команда «Цветы эконома»–проиллюстрировали формы проявления функционального подхода в деятельности руководителей и специалистов, назвали потери, которые несут предприятия и аграрная экономика в целом. Доказали, что альтернативы процессному подходу нет.Второе место–команда «Кураж»–представили конкурентоспособный вариант действий по освоению методологии процессного подхода и переходу к практике управления бизнеспроцессами через формирование компетенций современного менеджмента.Третье место –команда «Союз финансистов»–представили в пошаговом режиме формирование сети бизнеспроцессов в банковской системе. Выполнили анализ существующей в Сбербанке практики работы в рамках бизнеспроцессов.Игра позволяет использовать потенциал студентов, преподавателей, работников органов управления для решения актуальных социальноэкономических проблем региона, изучения и оценки учебного процесса, совершенствования подготовки будущих специалистов и руководителей. Игровая форма дает возможность наглядно продемонстрировать общественное мнение о конкретных проблемах.В процессе игры выявляются недостатки в содержании программ отдельных дисциплин и учебного процесса в целом. Состоявшаяся в 2001г. деловая игра позволила констатировать, что студенты недостаточно активно владеют категориями современной экономической рыночной классики, медленно осваивается идеология формирования и развития российской экономики, программа преодоления кризисных явлений.В результате проведения игры корректируются программы отдельных дисциплин, разрабатываются мероприятия, формируется тематика диссертационных исследований и выпускных квалификационных работ, которые ориентированы на решение проблем сельского хозяйства врегионе и совершенствование подготовки специалистов, а также усиление связи образования с практикой.Рассмотренный подход к использованию потенциала обучающихся в решении проблем реформирования экономики предприятий можно применить в производственноэкономической учебе кадров сельскохозяйственных предприятий. По сути дела, еще на этапе учебы кадров можно «проиграть» основные идеи преобразования предприятия. Можно избежать потерь, которые зачастую возникают при экспериментировании на людях [2].При подготовке и проведении деловой игры можно выявить особенности участников:наличие тактического и стратегического мышления;скорость адаптации в новых условиях (включая экстремальные);способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующуюлинию поведения;способность прогнозировать развитие процессов;способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение;стиль руководства, ориентацию при принятии решений на игру «на себя» или «в интересах команды» и многое другое.Таким образом, можно заключить следующее:организационнодеятельностная игра является действенным инструментом активизации учебного процесса и познавательной деятельности будущих менеджеров;в процессе деловой игры обеспечивается целостное восприятие реально существующих проблем, развивается способность интеллектуальной коллективной работы, используется творческий потенциал студентов для решения конкретных прикладных задач;обеспечивается возможность мониторинга качества образовательной деятельности в вузе на уровне выпускающей кафедры, что позволяет своевременно корректировать параметры учебного процесса. Накопленный на кафедре менеджмента и маркетинга опыт проведения деловых игр заслуживает всестороннего изучения и распространения среди учебных подразделений ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина.

Ссылки на источники1.Стукач В.Ф. Конкурентоспособность специалистов сельского хозяйства: монография. –Омск: ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008. –184с. 2.Стукач В.Ф., Тетерева А.М. Экономическая подготовка конкурентоспособного специалиста аграрного профиля // Современные проблемы науки и образования. –2009. –№3 (март). –С. 97–101.





Albina Tetereva, PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Management and Marketingof Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,Omsktetereva59@mail.ruEkaterina Astashova, PhD in Economics, Head of Chair of Management and Marketingof Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,Omskastash@list.ruJulia Revyakina, Assistant Professor, Chair of Management and Marketingof Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,Omskpilula@list.ruBusiness game as a method for monitoring training managers Abstract. Experience in creating competitive advantages by managers practiceoriented teaching and learning process intensification in university.Keywords: еnhancing the learning process, a complex problem, an effective solution, the practical significance.

Рекомендовано к публикации:

Гавриловой Н. В., кандидатом биологических наук, доцентом кафедры истории и социальнопедагогических дисциплин ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им.П.А.Столыпина», г. Омск