Совершенствование активных форм организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов в аграрном вузе (из опыта работы)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бальтанова Г. Ж., Иванова Р. П. Совершенствование активных форм организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов в аграрном вузе (из опыта работы) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S22. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14765.htm.
Аннотация. В статье представлен опыт работы кафедры экономической теории и права по организации аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов, исходя из концепции нового стандарта высшего образования, которая нацеливает преподавателей на совершенствование форм организации учебного процесса в высшем учебном заведении.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
БальтановаГульмираЖумабековна,старший преподаватель кафедры экономической теории и праваФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омскgulmira.baltanova@mail.ru

Иванова Раиса Петровна,старший преподаватель кафедры экономической теории и праваФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омскraisaivanova@mail.ru

Совершенствованиеактивных форм организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов ваграрном вузе (из опыта работы)

Аннотация. В статье представлен опыт работы кафедры экономической теории и права по организации аудиторной и внеаудиторной деятельностистудентов,исходя из концепции нового стандарта высшего образования, которая нацеливает преподавателейнасовершенствование форм организации учебного процесса в высшем учебном заведении.Ключевые слова:рабочая тетрадь, реферат, эссе, учебнометодический комплекс, работа в малых группах, круглые столы, недели знаний, деловая игра, индивидуальное задание.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современный учебный процесс в высшем учебном заведении по своей структуре делится на две части: аудиторную, включающую в себя лекции и семинарские занятия, и внеаудиторную самостоятельную работу студентов, которая складывается из разных организационных форм, к которым относятся: подготовка к занятиям,заполнение рабочей тетради, самостоятельное изучение тем изучаемого курса, написание рефератов и эссе, выполнение индивидуальных занятий и т.п.Кроме этого, деление на эти составляющие с каждым годом становится все болееощутимым. На сегодня эта пропорция составляет около 40%–аудиторные занятия, 60%–самостоятельная работа. В дальнейшем этот разрыв будет растив сторону увеличения второй части.Формальное внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, позаимствованных в мировой практике, не приносит ощутимых эффектов, а наоборот вызывает явное неприятие. Из этого следует, что проблемами инноваций должны,прежде всего, заниматься квалифицированные кадры и уже потом апробировать их в реальном образовательном процессе.Только в этом случае возможно построить определенную модель будущего –в том числе и модель современного (модернизированного) образования –в отличие от кустарноинтуитивных выдумок, перестроек, реформ и т.д. Образование должно быть взято как нечто целое, автономное в своем многообразии и связи с другими сферами экономики, культуры, политики. Именно таким образом могут быть раскрыты объективное состояние образования, нормы его функционирования, целеполагания, организации и управления. Это и есть реальныйподход к образованию как многофакторной системе культурного, то есть человеческого мира. Важно при этом не потерять и отдельно взятого человека, на которого и направлена вся инновационная деятельность в образовательном процессе, личности будущего гражданина, специалиста с высшим образованием.Отсюда возникает объективная необходимостьинтенсификации учебного процесса в плане разработки новых форм организации аудиторной и внеаудиторнойсамостоятельной работы студентов в вузе. Материальной базой для этого является использование компьютерной техники и учебнометодических материалов, разработанных преподавателями кафедр, читальные залы библиотеки, системы интернетресурсов.В рамках семинарских занятий по экономической теории и правоведению преподавателями применяются следующие формы активизации учебного процесса:

деловая игра;

работа в малых группах;

проведение круглых столов;

работа с нормативным материалом;

анализ статистических данных;

экскурсии на предприятия АПК;

посещение судебных процессов;

экономические обзоры по темам.Рассмотрим некоторые из них. Интенсификация работы на семинарском занятии также требует применения новых форм и методов обучения, таких как работа в малых группах. Работа в малых группах предполагает командное выполнение заданий, которое вырабатывает партнерские отношения между членами команды.

Благодаря слаженному внутрикомандному взаимодействию, общему командному интеллектувыполнение заданийстановится успешным.Главным условием командной работы является партнерство, так как работа командой имеет такие достоинства:

возможность объединения различных знаний и навыков для решения проблем;

повышение ценности личного вклада каждого члена команды;

возможность для членов команды учиться друг у друга;

взаимная поддержка и взаимовыручка;

возможность для членов команды вдохновлять и мотивировать друг друга;

создание определенной степени независимости.

Однако, работа в малых группах единой командой имеет и некоторые недостатки, которые снижают эффективность выполнения предлагаемого задания. К проблемам командной работы относятся:

споры между участниками группы;

конкуренция и ревность;

господство коалиции;

члены команды не признают лидера;

лидер не в состоянии управлять командой: некоторые участники мешаютили не действуют сообща;

личная антипатия;

ослабление заинтересованности.На практике в процессе изучения и расчета экономических показателей на основе конкретных данных отдельных аграрных предприятий в курсе агробизнеса работа в малой группе командой помогает провести экономический анализ состояния данного предприятия и сделать определенные выводы о его конкурентоспособности, степени платежеспособности, перспектив развития или возможного банкротства на ближайшую перспективу. Распределение обязанностей между членами команды ускоряет процесс выполнения задания, при этом обязательно наиболее подготовленные студенты играютроль лидеров, а другие выполняют предложенные им подсобные операции, например, набирать цифры на калькуляторе или записывать полученные ответы в определенные графы таблицы. Лидеры группы поясняют полученные результаты, что делает материал более понятным для остальных членов команды. В ходе обсуждения всем становится ясно, что командная работапозволяет нерадивым студентам включиться активно в процесс изучениядисциплины с целью освоения материала и в итоге успешно сдать зачет.Большое значение в современных условиях образовательного процесса при изучениигуманитарных и социальноэкономических дисциплин имеет связь теории с практикой, где бы студенты могли получить реальное подтверждениеосновных положений осваиваемых наук на примере работыконкретныхпредприятий АПК (экономическая теория, основы агробизнеса), или какихто юридических действий, например, судебных заседаний по трудовому и семейному праву (правоведение, трудовой кодекс). При этом студенты самостоятельно могут оценивать конкретную ситуацию в томили ином случае, выявлять слабые и сильные стороны практических действий.Так,в курсе «Основы агробизнеса» организуется экскурсия на страусиную ферму, что для сельского хозяйства Омской области является пока еще единичным явлением в плане организации малого предпринимательства, где студенты знакомятся с фермерским хозяйством, его структурой, организацией производства страусиного мяса, выращиванием страусов для последующего их разведения другими сельскими предпринимателями. Кроме этого, интерес вызывает и финансовая составляющая фермерского хозяйства: издержки по производству мяса страусов, прибыль, рентабельность, ценовая политика и т.п. Все эти вопросы затем обсуждаются в ходе семинарских занятий в рамках аудиторий. Исходя из этого, студентам можно предложить написать экономическое резюме, сделать свой прогноз развития данной формыпредпринимательской деятельности на ближайшую перспективу в рамках агропромышленного комплекса применительно Омской области.При изучении фондового рынка в курсе экономической теории преподавателями нашей кафедры организуется посещение клуба «Форекс», гдестудентам предлагается сначала прослушать историю становления фондового рынка в России, а затем дают наиболее полнуюинформацию современной организации куплипродажи ценных бумаг через систему интернет, а потом и самим попытаться поиграть на фондовой бирже с целью зарабатывания дополнительных денег. Специалисты фондовой биржи приводят конкретные примеры людей в современном мире, которые, освоив азы фондовых сделок, получают большие дополнительные доходы к своему бюджету. Практика организации фондового рынка дает возможностьрасширить экономический интерес будущих специалистов к ценным бумагам и применить свои знаниядля улучшения своего благосостояния в реальной жизни.

Работа в малых группах широко применяется на практических занятиях по курсу«Правоведение», «Трудовой кодекс». Академическая группа студентов делится на 4–5 подгрупп. Каждой подгруппе предлагается решение конкретных жизненных ситуаций с использованием нормативных правовых актов. Решение задачи должно быть составлено в виде мотивированного ответа со ссылками на конкретные статьи нормативного правового акта.В результате работы с законом«в живую» студенты намного лучше усваивают материал, нежели когда они слышат «сухие» примеры статей из УК РФ, ТК РФ, СК РФ и т.д.

В подгруппу нельзя включать студентов, взаимно отвергающих друг друга. Необходимо научить взаимодействию студентов внутри группы.

Задания для подгрупп могут быть одинаковые или дифференцированные. Дифференцированные задания вносят новые элементы в работу. При защите работы происходит обмен информацией, повышается работоспособность.Преподаватель при групповой работе является консультантом.

По истечению отпущенного времени один из студентов подгруппыдолжен выйти к доске, прочитать вслух задание, над которымработал его коллектив, и дать ответ. При этом остальные студенты осмысливают ответ на данный вопрос и могут исправить или дополнить отвечающего студента, сделать замечание, задать вопрос.

Важным структурным элементом такого занятияявляется закрепление изученного материала (10 мин).Преподаватель раздает задание в виде вариантов письменного опроса (не менее 3вариантов).Проведение круглых столов по актуальным проблемам современности дает возможность приобретения навыков общения между будущими специалистами, причем в дискуссиях могут участвовать студенты разных специальностей. Так в 2013году был проведен круглый стол по проблемам вступления России во Всемирную торговую организацию. Студенты говорили о плюсах и минусах данного мероприятия в контексте мирового опыта сотрудничества разных стран в области обмена товаров. Были подняты вопросы как экономического, так и юридического характера: можно ли в рамках ВТО использовать товарные знаки других стран; каким образом будут разрешаться конфликтные ситуации, возникающие на мировом рынке между торговыми фирмами разных стран; как будет проводиться таможенная политика по отношению к России; как эта ситуация отразится на состоянии российского предпринимательства и т.п.В связи с празднованием в этомгоду 20летнего юбилея принятия Конституции РФ в рамках изучения курса правоведения был проведен круглый стол на тему: «Права и свободы человека и гражданина»,в ходе которого студенты выступили с заранее подготовленными докладами, связанными с историей введения новой Конституции России после распада Советского Союза, так как многие статьи бывшего основного закона страны утратили свое значение. Кроме этого, было обращено внимание участников круглого стола на новые статьи, которые были внесены уже в ходе принятия нового основного закона. Особенно студентов интересовали правовые нормы, связанные с основными правами и свободами человека и гражданина. Большой интерес у участников круглого стола вызвал вопрос о конституционном праве на жизнь в связи с введением мораторияна применение смертной казни. Мнения студентов разделились,и каждая точка зрения аргументированно отстаивалась сприведением конкретных примеров из правоприменительной практики. В итогеданное мероприятие, проведенное вовне аудиторное время,способствовало расширению правового кругозора и повысило интерес к изучению дисциплины.Далее следует отметить такую форму внеаудиторной работы,ставшую уже традиционной, как проведение, в ходе изучения разных дисциплин цикла ГСЭД, недель знаний, которые проводятся в разных вариантах. Так неделя экономических знаний включает в себя: конкурс экономических газет по предложенной тематике (« Экономика сельского хозяйства Омской области», «Предпринимательство в сельском хозяйстве», «Реклама продуктов питания», «Экономика торговли» и т.д.применительно специфике факультета). Лучшие газеты вывешиваются на стендах для просмотра. Преподаватель оценивает газеты в баллах и учитывает при подведении итогов по рейтинговой системе по экономике. Кроме этого, в рамках недели организуется просмотр видео фильмов: «Сельский предприниматель» и «Фермер навсегда», посвященных российскому и американскому фермеру.

Неделя правовых знаний включает в себя также конкурс стенных газет по темам курса «Правоведение», например: «Конституция –основной закон государства», «Федеративное устройство РФ», «Судебная система РФ» и др. В рамках недели права проводятся: конкурс кроссвордов, презентаций, «мозговой штурм» и т.п.

Проведение недель знаний расширяет кругозор молодых людей, будущих специалистов, о той сфере народного хозяйства, в которой им придется работать, получить больше информации о той или иной проблеме в условиях рыночной экономики, состоянии законодательства, связанных с практикой взаимоотношений между субъектами рынка.Рабочая тетрадь по экономической теории и правоведению еще одна форма активизации внеаудиторной работы студентов, так как ее заполнение требует самостоятельного изучения тем, которые выносятся за пределы аудиторных часов учебного процесса.На наш взгляд, заполнение рабочих тетрадей по экономической теории и правоведению является основной доказательнойбазойработы студентов во вне учебное время, таккак заполнение ее требует обращение к обязательной идополнительной литературе по соответствующим дисциплинам.Рабочая тетрадь включает задачи и задания по экономике и праву, тесты, логические схемы и таблицы, заполнение которых расширяет экономический и правовой кругозор изучающих эти дисциплины студентов. Обязательное заполнение рабочей тетради дает возможность охватить этой формой100% аудитории, стимулировать обращениек дополнительным источникам, в том числе и к справочной литературе. Кроме того, каждый студент в конце семестра должен сдать преподавателю заполненный вариант рабочей тетради.Еще больший удельный вес самостоятельная работа занимает в учебном плане для студентов заочного отделения и для них нужны специфические формы изучения дисциплины в межсессионный период. Традиционной формой для них являютсяконтрольной работы, выполнение которых требует определенного времени и обычно обеспечиваетсяметодическими указаниями по их написанию, имеющиесяна любой кафедре. Мы пошли дальше и сделали «Учебнометодическийкомплекс по экономике и правоведению», куда вошли следующие составляющие: структура дисциплины, ее цели и задачи; планы семинарских занятий и литература к ним; тестовые задания и задачи; темы контрольных работ и методические указания по их выполнению, а также экзаменационные вопросы. Работа с этим комплексом обеспечивает плановость в изучении основных экономических и правовыхкатегорий и законов. Студентызаочники волейневолей вынуждены обращаться к учебникам и другим экономическими правовым источникам, в том числе к Интернетресурсам с тем, чтобы ответить на тот или иной вопрос или выполнить задание, сформулированные в этом комплексе.Еще одной формой образовательных технологий, призванных расширить теоретические знания по изучаемым дисциплинам и связать их с реальнойпрактикойрыночной экономики и современного законодательства России является выполнение индивидуальных заданий.Индивидуальные задания –это форма самостоятельной работы студентов, так как их выполнение происходит во внеаудиторное время и должно стимулировать их деятельность по сбору фактического местногоматериала, получение представления об изучаемом процессе в реальной жизни.Так, например, в ходе изучения экономической теории по теме «Собственность и ее формы» студентам предлагается выполнить индивидуальное задание «Плюсы и минусы основных форм собственности». Для выполнения этого задания студенты вынуждены обратиться к дополнительной литературе и сравнить функционирование разных форм собственности на практике ведения хозяйствана различных организационноправовых формах предприятий. Выполнение этого задания в будущем может помочь выбрать наиболее приемлемую форму предприятия, если встанет вопрос об организации своего бизнеса.Другое индивидуальное задание, которое получают студенты в курсе изучения экономики по теме «Занятость, безработица»–это расчет минимальной потребительскойкорзины по продуктам питания. Для выполнения этого задания студентам необходимо изучить реальный рынок продовольствия города Омска,выявить самые низкие цены и по заданным нормативам посчитать, во что это обойдется в месяц и в год. Это индивидуальное задание дает представление о составляющей величине прожиточного минимума, который складывается в стране в определенный период времени.В курсе правоведенияв разделе «Основы трудового права» студентам предлагается изучить соответствующие нормативные правовые акты и составить пример трудового договора. Выполнение этого задания является наиболее актуальным для студентов старших курсов в их будущей трудовой деятельности, так как защита своихправ предполагает правильно заполненные пункты, отражающие интересы работника, которые зачастую нарушает работодатель, считая приоритетным только проблемы бизнеса.В разделе «Основы семейного права» при выполнении индивидуального заданиястуденты изучают комплекс личных и имущественных прав супругов и на основании полученной информации имеют возможностьрешать задачипо конкретнымжитейским проблемам и ситуациям. Зачастую незнание правовой основы семейных отношений приводит вреальной жизни к конфликтам и даже к разрыву супружеских связей, от чего страдают, прежде всего, дети. Раздел имущества также вызывает много вопросов при разводе. В этом отношении юридически грамотные семейные пары быстрее придут к правильным и безболезненным решениям.Предложенный перечень активных форм организацииаудиторной и внеаудиторной работы предполагает мотивацию изучения студентами экономической теории и правоведенияв рамках ГСЭД, повышает их интерес к изучаемым дисциплинам, способствует выработке у будущих специалистов экономического и правового мышления, что в дальнейшем поможет им на практике принимать правильные решения.



GulmiraBaltanova, Senior lecturer in economics and lawof Omsk State AgrarianUniversity after P.A.Stolypin,Omskgulmira.baltanova @ mail.ruRaisaIvanova,Senior lecturer in economics and lawof Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin, Omskraisaivanova@mail.ruImproving active forms of organization classroom and extracurricular activities of students and the agricultural college (from experience)

Abstract. The article presents the experience of the Department of Economic Theory and Law on the organization of classroom work and vneauditoronoy students, based on the concept of a new standard ofhigher education, which aims at improving teachers forms of organization of the educational process in higher education.Key words: workbook, essay, essays, training complex, working in small groups, round tables, knowledge of the week, the game business,individual task.

Рекомендовано к публикации:

ГавриловойН.В.,кандидатомбиологических наук, доцентомкафедры истории и социальнопедагогических дисциплинФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им.П.А.Столыпина», г. Омск