Социально-педагогические технологии организации досуговой деятельности в лагере для старшеклассников с ограниченными возможностями

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Астахова Н. И. Социально-педагогические технологии организации досуговой деятельности в лагере для старшеклассников с ограниченными возможностями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S23. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14778.htm.
Аннотация. Статья посвящена обобщению опыта организации досуговой деятельности в лагере для молодых людей с инвалидностью. Рассматриваются принципы организации досуга и основные социально-педагогические технологии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Астахова Наталья Ивановна,старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаулsunshine2705@mail.ru

Социальнопедагогические технологии организации досуговой деятельности в лагере для старшеклассников с ограниченными возможностями

Аннотация.Статья посвящена обобщению опыта организации досуговой деятельности в лагере для молодых людей с инвалидностью. Рассматриваются принципы организации досуга и основные социальнопедагогические технологии.Ключевые слова:инклюзивное образование, принципы организации досуга, социальнопедагогические технологии.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В условиях развития инклюзивного образования на всех уровнях особенно актуальной становится проблема социализации детей и молодых людей с ограниченными возможностями. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].Некоторые принципы инклюзивного образования поддержка в обучении детей с различными способностями улучшает качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей; все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;инклюзивное обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку; инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.В Алтайском крае разработана стратегия действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012–2017 годы. Она предусматривает меры, направленные на государственную поддержку детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.Стратегическими ориентирами в области образования детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья вАлтайском крае определены:обеспечение равного доступа детейинвалидови детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, соблюдение права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка;развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка и повышение квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детейинвалидов;обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционнопедагогической помощи в образовательных учреждениях;организация работы с одаренными детьми и молодежью из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;обеспечение равного доступа к услугам дополнительного образования независимо от места жительства, социальноэкономического положения и состояния здоровья;обеспечение участия детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в культурной, спортивной жизни и других массовых мероприятиях; разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей; обеспечение прав детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на профессиональную подготовку;организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьмиинвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования с использованием их научнопрактического потенциала [2].В течение шести лет на территории Алтайского края проводится Школа для абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья «Преодоление». Проект решает проблему подготовки молодых людей, имеющих инвалидность или ограниченные возможности здоровья, к продолжению образования по окончании средней школы. Инициатором проекта «Преодоление» был инвалидколясочник, председатель краевой организации инвалидов Валерий Николаевич Шарыпов. Школа работает в форме лагерной смены на базе Лицейской дачи Алтайского краевого педагогического лицея. На территории дачи создана безбарьерная архитектурная среда –построен пандус, сделаны удобные дорожки. В смене принимают участие обычно 20–25 учащихся с ограниченными возможностями, волонтёры –учащиеся АКПЛ, педагоги Лицея и Алтайской государственной педагогической академии.Школа реализует образовательную программу, углубляя и расширяя знания по основным предметам школьной программы, психологии и «Основам независимой жизни инвалидов».Важной составляющей жизнедеятельности лагеря является организованный досуг, который состоит во включении участников смены в разнообразную воспитывающую деятельность с целью совершенствования коммуникативных навыков, развития творческих и интеллектуальных способностей. Организованная досуговая деятельность способствует формированию навыков работы в творческих группах, командах, умения взаимодействовать с разными по возрасту и статусу людьми. Процесс организованного досуга является основным условием создания оптимального психоэмоционального настроя.Педагогический коллектив смены «Преодоление» организует досуг на основе научно принципов.Принцип добровольности. Участие в мероприятиях лагеря для ребят является добровольным. Педагоги приглашают к участию, предлагают разные формы –от активного участия в роли организатора до заинтересованного зрителя. Участники часто сами берут на себя активные роли. Некоторые ребята в силу психологических особенностей стеснительны, замкнуты. Создаваемая влагере атмосфера заботы и доброжелательности помогает преодолеть эти проблемы. Для таких ребят педагоги целенаправленно создают ситуацию успеха.Принцип организованности.Досуг –это та часть свободного времени, которую дети используют для самореализации и саморазвития. Весь день в лагере проходит в рамках организованной деятельности. Начиная с утренней зарядки, которая создает и физический подъем, и эмоциональный настрой на предстоящий день, и заканчивая вечерней «свечкой», на которой подводятся итоги дня. Время четко структурировано, однако есть промежутки, когда ребята могут заниматься произвольными делами, отдыхать, готовиться к мероприятиям. В это время педагоги организуют неформальные кружки по изготовлению поделок, проводят индивидуальные консультации. Для проведения мероприятий создаются творческие группы по взаимной симпатии. Каждое мероприятие четко продумывается по длительности и чередованию нагрузки с учетом особенностей детей.Принцип субъектности. Участниками смены являются старшеклассники и молодые люди до 30 лет. Это возраст становления личности как субъекта деятельности. В досуговой деятельности субъектность формируется и проявляется наиболее ярко. Каждый сам принимает решение, что и как ему делать, с кем и в какой форме взаимодействовать. Важно, что нет разделения на «инвалидов» и «здоровых», ученики коррекционной школы II типа (глухие) на равных участвуют во всех делах. Традиционные ежевечерние «свечки»–это момент рефлексии, когда каждый осмысливает произошедшее с ним за день и озвучивает свои впечатления. Принцип универсальности досуга.Предлагаемые участникам смены для абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья досуговые занятия удовлетворяют принципу универсальности –для каждого предусматривается дело по силам и по душе. Формыработы разнообразны и содержательны. Чередование видов деятельности –творческой, познавательной, ценностноориентационной и др. позволяет делать программу насыщенной и содержательной.Принцип гармонии.Полная адаптация в лагере и как можно более плотное включение в группу здоровых сверстников при внимательном наблюдении специалистов и оказании необходимой помощи является залогом нормального развития особенного ребенка. Общение со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие. В первые часы пребывания участников смены в лагерепроводитсякругосветка «Здравствуй, лагерь!». Её целью является знакомство участников смены с педагогами, территорией, основными требованиями к организации жизни в лагере. Она способствует установлению контактов между участниками смены. На каждой станции педагоги ознакомят с перспективами работы по конкретному направлению. Проводится мастеркласс по обучению фразам вежливости на языке жестов, что создает условия для более быстрого установления контакта с учащимися из коррекционной школы.Описанные выше принципы реализуются через конкретные социальнопедагогические технологии.Наиболее эффективными технологиями для установления межличностных контактов и создания эмоциональной атмосферы взаимной симпатии, доверия и поддержки являются игры. Важно, что в играх участвуют все, вне зависимости от вида инвалидности. Для участников смены, имеющих инвалидность по слуху, обязательно проводятся игры на тактильный контакт или с опорой на зрение. Традиционные «Парашютные игры» на деле показывают необходимость взаимопомощи и единства. Игра «Паутинка» позволяет ребятам самостоятельно сделать вывод о взаимосвязях и взаимозависимости в коллективе. В течение смены проходит много разнообразных игр, как специально организованных педагогами, так и спонтанных, по инициативе самих ребят. В процессе лагерной смены была проведена интеллектуальная игра «Моя Россия», которая была посвящена Дню независимости России. Участие приняли практически все, создав несколько смешанных команд. Благодаря зрелищности оформления и разнообразию вопросов был создан игровой дух дружеского соперничества и сопереживания.На смене «Преодоление» традиционно проводится игра «Тайный друг». Её цель–побудить участников игры к взаимной заботе, развивать творчество и умение делать приятное. Участники смены убеждаются в том, что «нематериальные» сюрпризы не менее приятны друзьям, учатся изготавливать сувениры в различных техниках и организовывать разные способы получения подарков. Игра проходит несколько дней. По ходу игры все делают друг другу сюрпризы, через «Почту от тайного друга» или в других формах. Педагоги наблюдают за ходом игры, подсказывают, как можно порадовать подопечного, наблюдают, чтобы не было ребят, которым никто не делает сюрпризов. В завершение игры происходит признание друзей, взаимные благодарности и подарки.Проводимые игродискотеки создают возможность углублять общение, налаживать дружеские связи и выказывать симпатии в процессе отдыха. Эмоциональная разрядка в конце дня имеет очень большое значение. Игры на взаимодействие типа «Ручеек» сближают всех, увеличивают взаимное довериеИспользуемые технологии торжественных ритуалов начала и конца смены в форме Первого и Последнего звонков создают эмоциональный настрой на творческую и деловую работу, способствуют подведению итогов смены. Чтобы раскрыть творческие способности участников лагеря, способствовать их развитию,установлению и развитию дружеских связей, успешно используется проверенная опытом технология коллективных творческих дел. Первое творческое дело смены–огонек знакомства. Каждая комната готовит творческую визитку. Для создания номеров ребята, живущие в комнате, ближе знакомятся друг с другом, оценивают свои возможности. Это дает начало дружбе и сотрудничеству. Педагоги ненавязчиво оказывают помощь в подготовке и устанавливают контакты с ребятами. Игровая программа «Сообразим на троих» развивает творческое взаимодействие между педагогами, волонтерами и участниками смены, имеющими инвалидность. Задания продумываются таким образом, чтобы их выполнение было посильно каждому.Самое яркое, эмоциональное, запоминающееся коллективное творческое дело смены «Городвеселых волшебников». Каждый из участников проявляет себя в качестве субъекта творческой деятельности. Все участники, волонтеры и педагоги произвольно объединившись в творческие группы, организовывают работу творческих площадок в форме городских учреждений. Например, «Интеллектуальное казино», «Фабрика сувениров», «Салон красоты» и др. Педагоги помогают в организации работы, активизируют участников, сами участвуют в работе учреждений в качестве клиентов. В конце игры абсолютно все жители Города проходят через «Коридор любви и объятий», когда каждый каждому говорит добрые слова или при помощи невербальных средств выражает теплые чувства.Закрытиесмены и подведение итогов работы организуется таким образом, чтобы вместо чувства расставания у каждого сформировалось желание продолжить дружеские связи после смены. Через награждение по различным номинациям показана уникальность каждой личности и признаны заслуги в успешном осуществлении программы смены. Заранее готовятся сертификаты, грамоты и благодарности, организуется «Забор пожеланий»–листы, на которых все пишут друг другу контакты, благодарности и пожелания. После окончания торжественного закрытия все желающие повязывают друг другу на запястье «благодарности»–разноцветные шерстяные ниточки. При правильной организации заключительного периода удается уберечь ребят от слишком острого эмоционального переживания прощания. Опрос участников смены показал, что все мероприятия были приняты с удовольствием и достигли запланированных целей. Многие отмечают эмоциональную насыщенность, возникшее чувство единства и близости друг с другом вне зависимости от наличия инвалидности.Социальнопедагогические технологии организации досуговой деятельности в лагере для молодых людей с инвалидностью подчиняются общим закономерностям организованного досуга. Сложность состоит в более глубоком учете личностных особенностей и физических возможностей. Однако, при грамотной организации и слаженной работе педагогического коллектива разрешаются все задачи и реализуются поставленные цели.

Ссылки на источники1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».–Новосибирск: Норматика, 2013. –128с.2.Багина Л.В.Об образовании детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае// Проблемы психологопедагогического, медицинского и социального сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всерос.науч.практ.конф.24 октября 2013г.–Барнаул: АлтГПА, 2013. –С. 14–15.

Natalia Astakhova,

senior teacher of the Department of pedagogy Federal state budgetary educational institution of higher professional education “Altai State Pedagogical Academy”, Barnaulsunshine2705@mail.ru

Socioeducational technologies of the organization of leisure activities in the camp for high school students with disabilitiesAbstract.The article is devoted to the generalizationof the experience of the organization of leisure activities in the camp for young people with disabilities. The article considers the principles of organization of leisure and basic sociopedagogical technologies.Key words:inclusive education, the principles of organization of leisure, sociopedagogical technologies.

Рекомендовано к публикации:

Шептенко П. А., кандидатом педагогических наук,профессором ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул