Подготовка социального педагога к работе с обучающимися в условиях школы
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гиенко
Л.
Н.,
Шептенко
П.
А. Подготовка социального педагога к работе с обучающимися в условиях школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S23. – С.
6–10. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14777.htm.
Аннотация. Работа раскрывает особенности обучения студентов по направлению «Психо-логопедагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика». Указаны виды профессиональной деятельности, описаны профессиональные компетентности бакалавров, рассмотрены задачи, обозначены изучаемые дисциплины.
Ключевые слова:
компетентность, бакалавр, функции, студенты, новые государственные образовательные стандарты, социальная педагогика
Текст статьи
Гиенко Любовь Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедрыпедагогикиФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаулlyubov.gienko@mail.ru
Шептенко Полина Андреевна,кандидат педагогических наук, профессоркафедрыпедагогикиФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаулpsheptenko@yandex.ru
Подготовка социального педагога к работе с обучающимися в условиях школы
Аннотация.Работа раскрываетособенности обучения студентовпо направлению «Психологопедагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика». Указаны виды профессиональной деятельности, описаны профессиональные компетентности бакалавров, рассмотрены задачи, обозначены изучаемые дисциплины.Ключевые слова: новые государственные образовательные стандарты, бакалавр, социальная педагогика, студенты, компетентность, функции.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В настоящее время система высшего педагогического образования осуществляет переход на новые государственные образовательные стандарты.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 психологопедагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») обозначает объектами профессиональной деятельности: обучение; воспитание; индивидуальноличностное развитие обучающихся; здоровье обучающихся; психологопедагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида; социализация.Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности: психологопедагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования; психологопедагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании; социальнопедагогическая деятельность; образовательная деятельность в дошкольном образовании; образовательная деятельность на начальной ступени общего образования.Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научнопедагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей [1].Итогом обучения для бакалавра будет способность решать профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности, например, реализация на практике прав ребенка; создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация учащихся; участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении; повышение уровня социальной компетентности участников образовательного процесса; использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности; проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария; работа с педагогами с цельюорганизации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье; помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения; осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детейсирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая взаимодействие социальных институтов; организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства; организация социально полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов; выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов и др. [1]Особого внимания заслуживает область образовательной деятельности на начальной ступени общего образования. Подготовленным бакалавром осуществляется реализация в учебном процессе образовательных программ начальной школы с использованием современных психологопедагогических методов, ориентированных на формирование и развитие учебной деятельности обучающихся; создание оптимальных условий для адаптации обучающихся кначальному периоду учебной деятельности; интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся в процессе формирования учебной деятельности; взаимодействие с педагогами, администрацией учебного заведения и родителями в целях развития обучающихся с учетом возрастных норм; формирование у обучающихся учебнопознавательной мотивации и умения учиться как необходимого результата их подготовки к обучению в основной школе. Введение уровневого высшего профессионального образования по направлению «Психологопедагогическое образование» позволяет выстроить гибкие индивидуальноориентированные траектории обучения будущей профессиональной деятельности для каждого студента. Для всех видов профессиональной деятельности определены общекультурные и профессиональные компетенции.Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в социальнопедагогической деятельности:
готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите учащегося;
способен к выявлению интересов. трудностей. проблем. конфликтныхситуаций и отклонений в поведении учащихся;
умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки;
способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов;
готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства;
владеть методами социальной диагностики;
способен выступать посредником между обучающимися и различными социальными институтами [1].В современном российском обществе становится необходимым специально подготовленные кадры, способные к профессиональнограмотному решению задач адаптации, социализации и интеграции подрастающего поколения в общество.В системе высшего педагогического образования осуществляется переход на новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.Наше исследование проводилось на базе АлтГПА при подготовке социальных педагогов к профессиональной деятельности, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления, нуждающимся в социально педагогической помощи и поддержке.Особого внимания требует подготовка социальных педагогов к работе с обучающимися и их семьями в условиях школы, которая рассматривается нами как одно из условий успешности процессов адаптации социализации и интеграции детей в современный социум.В Алтайской государственной педагогической академии ведется подготовка социальных педагогов по направлению «Психологопедагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика».Рассмотрение требований современных стандартов к обязательному минимуму содержания образовательных программ в системе высшего профессионального образования социальных педагогов позволил установить, что в процессе подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности с обучающимися в условиях школы, студенты осваивают ряд дисциплин: Технология работы социального педагога в общеобразовательном учреждении», «Методика и технология работы социального педагога», «Технология работы с детьми с девиантным поведением», «Технология работы социального педагога с семьей группы риска», «Социальная компетентность подростков общеобразовательного учреждения».В учебных дисциплинах достаточно представлена целостная методика организации комплексной социальнопедагогической деятельности. При этом фактически слабо используются реальные ресурсы учебнопроизводственной практики и самостоятельной работы в процессе овладения студентами знаниями и специальными умениями, важными дляквалифицированной организации социальной помощи в разрешении проблем детей в данных условия. Подготовка социальных педагогов к работе собучающимися в условиях школы включает овладение ими определенными функциями:мотивационноценностная функция, которая отражает сформированные моральноценностные предпочтения. Она проявляется в социальной зрелости мыслей, мотивов, развитости личных жизненных ценностей и смыслов профессионального труда;профилактическая функция в своих целях её реализации ориентирована на оздоровление психологического климата, на коррекцию детскородительских отношений, снятие возможных проблем, улаживание возникших конфликтов и обострившихся разногласий;сигнальнооперационная функция включает умения и способности своевременно работать с поступающей информацией, исследовать проблемную ситуацию, адекватно диагностировать проблемы ребенка, объективно оценить варианты их решения, чтобы сформировать цельный план совокупных действий по успешной социализации ребенка и его семьи;интегративностабилизирующая функция реализуется и в процессе определения этапности успешной деятельности, и при объединении личных и профессиональных интересов разных специалистов, и в установлении стабильного общения, при интеграции форм и методов работы с детьми и др.; рефлексивная–это осознание наилучших способов конструктивного разрешения конфликтов, возможность самоизучения и оценки собственных качеств, знаний, умений, способностей [2]. Важным является выработка умения изучать психологическое и социальное здоровье семьи, используя посещение семей в процессе педагогического рейда, анкетирование, составление карты взаимодействия и др.Успешность деятельности социальных педагогов зависит от создания мотивирующих ситуаций для детей, степени вовлеченности родителей в процесс организации и интеграции воспитательных ресурсов микросоциума.Во время педагогической практики студенты выполняют задания по разработке и созданию моделей социальнопедагогической помощи обучающимся, а также использованию и усовершенствованию технологий взаимодействия с родителями с целью помощи и социальнопедагогической поддержки. Овладение социальными педагогами функциями осуществляется в процессе учебных занятий и педагогической практики. Например, в период практики студенты планируют свою социальнопедагогическую деятельность по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних и работу с семьями, находящимися в социально опасном положении; принимают участие в заседаниях совета профилактики,психологопедагогических консилиумах; осуществляют совместную работу с органами системы профилактики. Профилактическая деятельность основывается на принципах законности (приняты законы ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99г., Закон Алтайского края от 15.12.2002 г.№ 86ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае»), демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней. В основе деятельности лежит индивидуальный подход и принцип конфиденциальности, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.Студентыпрактиканты составляют социальный паспорт; проводят мониторинг семей (в зависимости от их категории); занимаются организацией профилактической работы с неблагополучными семьями, воспитывающими детей школьного возраста; проводится работа среди родительской общественности по вопросам воспитания детей и правовой охране детства (беседы, консультации, разъяснение действующего законодательства, оказание помощи в создании условий для обучения, воспитания детей в семье и школе; защита жилищных, имущественных и других прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей), оказывается помощь детям, находящимися в трудной жизненной ситуации.Основной подход к профилактике безнадзорности и правонарушений включает следующие мероприятия: акции, рейды, тематические вечера для учащихся, родительский всеобуч, экскурсии и др.
Активная включенность семьи в педагогический процесс способствует осознанию подростком себя частью общества. Он начинает осваивать новые общественно значимые позиции, делает попытки в самоопределении.Общение родителей с подростком является перспективным при учете потребностей в анализе поведения, стремление выделить разные точки зрения при оценке тех или иных поступков, поэтому при взаимодействии с подростком родителям следует не столько декларировать нормативные требования, сколько помогать анализировать возможные варианты поведения человека в ситуации социального взаимодействия.Важную роль играет позитивный опыт обучающихся в процессе социализации на уровне микросоциума. Трудно ожидать, что у детей сформируются нравственная устойчивость,ценность здорового образа жизни, когда тот, кто его воспитывает, провозглашая те или иные истины, на деле поступает вопреки им.Учитывая, что на поступках детей отрицательно сказываются противоречия между словом и делом родителей, взрослымрекомендуется быть более ответственными в своем поведении. Работа с родителями решает следующие задачи: улучшение внутрисемейных отношений; выбор оптимальной стратегии поведения в конкретных ситуациях; поиск воспитательных ресурсов в семье.С целью улучшения внутрисемейных отношений используется диагностика«Признаки гармоничной семьи», упражнения «Что я ожидаю от своего ребенка?», «Что яожидаю от своих родителей?». Родителям предлагаются памятки «Как поддержать ребенка», где даны рекомендации по реагированию на плохие поступки детей, например, «выражайте недовольство действиями ребенка, а не ребенком в целом»; «задавайте вопросы вместо приказаний»; «делайте так, чтобы ребенку было приятно исполнить то, что вы ему поручаете»; «умейте находить и раскрывать перед ребенком его сильные стороны»; «хвалите ребенка даже за скромный успех и будьте при этом искренними»; «дайте ребенку возможность «спасти себя, высказаться».С целью изучения структуры социальных взаимоотношений в семье предлагается упражнение «Семейная скульптура». Данное задание заключается в расстановке одним из представителей семьи остальных членов или персон, их символизирующих, таким образом, чтобы это отражало типичные формы взаимоотношений в семье. Иногда «скульптуру» просят придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы его поведение, затем последовательно их произнести.После создания «скульптуры» семья отвечает на вопросы:1.Придумайте название вашему произведению (вопрос «скульптору»раньше всех других вопросов).2.Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших родственников? (каждому члену семьи).3.Знали ли вы раньше, что «скульптор» воспринимает вас именно так, как онэто изобразил? (каждому члену семьи).4.Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в «скульптуре»? (всей семье).5.Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы увидеть? Данная технология работы с родителями, активизирует воспитательный потенциал семьи, способствует улучшению внутрисемейных отношений; определяет выбор оптимальной стратегии поведения в конкретных ситуациях при воспитании подростков. Расширяется контролируемое влияние социальной среды.В процессе практическихзанятий будущие социальные педагоги убеждаются в том, чтоони:
знают: особенности школы как открытой социальнопедагогической системы и тенденции ее развития на современном этапе, делопроизводство школьного социального педагога, виды социальнопедагогических технологий, востребованных в работе с учащимися, их родителями и ближайшим окружением, педагогическим коллективом, их структуру, специфику реализации на различных ступенях образования;умеют: применять теоретические знания о социальнопедагогических технологиях в практической деятельности с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом, в ближайшем окружении школы; самостоятельно проектировать социальнопедагогические технологии с учетом потребностей участников и ресурсов педагогического процесса; владеют навыками: планирования социальнопедагогической деятельности в школе; организации социальнопедагогического взаимодействия с использованием социальнопедагогических методов, технологий и средств деятельности школьного социального педагога.В процессе исследования мы пришли к выводу о том, что специально организованная подготовка будущих социальных педагогов к работе с обучающимися в условиях вуза и в реальной практике способствует обеспечению их успешной социализации и формированию активной социальной позиции родителей.
Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психологопедагогическое образование».–М.: МГППУ, 2011.–34с.2.МардахаевЛ.В. Социальная педагогика.Полный курс: учеб.–5е изд., перераб. и доп.–М.: Юрайт, 2011. –797с.3.Гиенко Л.Н.Социальный педагог в школе: документация, отчетность, архивирование: учеб.пособие / Алтайская государственная педагогическая академия, Учебнонаучноисследовательская лаборатория «Социальнопедагогические технологии». –Барнаул, 2014. –URL:http://abs.unialtai.ru/unibook/D_SP_OY2/exe.htm(дата обращения9.09.2014).
Lyubov Giyenko,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate ProfessorFederal state budgetary educational institution of higher professional education “Altai State Pedagogical Academy”, Barnaullyubov.gienko@mail.ruPolina Sheptenko,
Candidate of Pedagogical Sciences, ProfessorFederal state budgetary educational institution of higher professional education “Altai State Pedagogical Academy”, Barnaulpsheptenko@yandex.ruTraining of the social teacher for work with being trained in the conditions of schoolAbstract.Work opens features of training of students, in the direction "Psychology and Pedagogical Education", "Psychology and Social Pedagogics" profile. Types of professional activity are specified, described professional competence of bachelors. Tasks are considered. Studied disciplines are designated.Keywords:new state educational standards, bachelor, social pedagogics, students, competence, functions.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Шептенко Полина Андреевна,кандидат педагогических наук, профессоркафедрыпедагогикиФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаулpsheptenko@yandex.ru
Подготовка социального педагога к работе с обучающимися в условиях школы
Аннотация.Работа раскрываетособенности обучения студентовпо направлению «Психологопедагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика». Указаны виды профессиональной деятельности, описаны профессиональные компетентности бакалавров, рассмотрены задачи, обозначены изучаемые дисциплины.Ключевые слова: новые государственные образовательные стандарты, бакалавр, социальная педагогика, студенты, компетентность, функции.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В настоящее время система высшего педагогического образования осуществляет переход на новые государственные образовательные стандарты.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 психологопедагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») обозначает объектами профессиональной деятельности: обучение; воспитание; индивидуальноличностное развитие обучающихся; здоровье обучающихся; психологопедагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида; социализация.Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности: психологопедагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования; психологопедагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании; социальнопедагогическая деятельность; образовательная деятельность в дошкольном образовании; образовательная деятельность на начальной ступени общего образования.Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научнопедагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей [1].Итогом обучения для бакалавра будет способность решать профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности, например, реализация на практике прав ребенка; создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация учащихся; участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении; повышение уровня социальной компетентности участников образовательного процесса; использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности; проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария; работа с педагогами с цельюорганизации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье; помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения; осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детейсирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая взаимодействие социальных институтов; организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства; организация социально полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов; выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов и др. [1]Особого внимания заслуживает область образовательной деятельности на начальной ступени общего образования. Подготовленным бакалавром осуществляется реализация в учебном процессе образовательных программ начальной школы с использованием современных психологопедагогических методов, ориентированных на формирование и развитие учебной деятельности обучающихся; создание оптимальных условий для адаптации обучающихся кначальному периоду учебной деятельности; интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся в процессе формирования учебной деятельности; взаимодействие с педагогами, администрацией учебного заведения и родителями в целях развития обучающихся с учетом возрастных норм; формирование у обучающихся учебнопознавательной мотивации и умения учиться как необходимого результата их подготовки к обучению в основной школе. Введение уровневого высшего профессионального образования по направлению «Психологопедагогическое образование» позволяет выстроить гибкие индивидуальноориентированные траектории обучения будущей профессиональной деятельности для каждого студента. Для всех видов профессиональной деятельности определены общекультурные и профессиональные компетенции.Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в социальнопедагогической деятельности:
готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите учащегося;
способен к выявлению интересов. трудностей. проблем. конфликтныхситуаций и отклонений в поведении учащихся;
умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки;
способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов;
готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства;
владеть методами социальной диагностики;
способен выступать посредником между обучающимися и различными социальными институтами [1].В современном российском обществе становится необходимым специально подготовленные кадры, способные к профессиональнограмотному решению задач адаптации, социализации и интеграции подрастающего поколения в общество.В системе высшего педагогического образования осуществляется переход на новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.Наше исследование проводилось на базе АлтГПА при подготовке социальных педагогов к профессиональной деятельности, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления, нуждающимся в социально педагогической помощи и поддержке.Особого внимания требует подготовка социальных педагогов к работе с обучающимися и их семьями в условиях школы, которая рассматривается нами как одно из условий успешности процессов адаптации социализации и интеграции детей в современный социум.В Алтайской государственной педагогической академии ведется подготовка социальных педагогов по направлению «Психологопедагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика».Рассмотрение требований современных стандартов к обязательному минимуму содержания образовательных программ в системе высшего профессионального образования социальных педагогов позволил установить, что в процессе подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности с обучающимися в условиях школы, студенты осваивают ряд дисциплин: Технология работы социального педагога в общеобразовательном учреждении», «Методика и технология работы социального педагога», «Технология работы с детьми с девиантным поведением», «Технология работы социального педагога с семьей группы риска», «Социальная компетентность подростков общеобразовательного учреждения».В учебных дисциплинах достаточно представлена целостная методика организации комплексной социальнопедагогической деятельности. При этом фактически слабо используются реальные ресурсы учебнопроизводственной практики и самостоятельной работы в процессе овладения студентами знаниями и специальными умениями, важными дляквалифицированной организации социальной помощи в разрешении проблем детей в данных условия. Подготовка социальных педагогов к работе собучающимися в условиях школы включает овладение ими определенными функциями:мотивационноценностная функция, которая отражает сформированные моральноценностные предпочтения. Она проявляется в социальной зрелости мыслей, мотивов, развитости личных жизненных ценностей и смыслов профессионального труда;профилактическая функция в своих целях её реализации ориентирована на оздоровление психологического климата, на коррекцию детскородительских отношений, снятие возможных проблем, улаживание возникших конфликтов и обострившихся разногласий;сигнальнооперационная функция включает умения и способности своевременно работать с поступающей информацией, исследовать проблемную ситуацию, адекватно диагностировать проблемы ребенка, объективно оценить варианты их решения, чтобы сформировать цельный план совокупных действий по успешной социализации ребенка и его семьи;интегративностабилизирующая функция реализуется и в процессе определения этапности успешной деятельности, и при объединении личных и профессиональных интересов разных специалистов, и в установлении стабильного общения, при интеграции форм и методов работы с детьми и др.; рефлексивная–это осознание наилучших способов конструктивного разрешения конфликтов, возможность самоизучения и оценки собственных качеств, знаний, умений, способностей [2]. Важным является выработка умения изучать психологическое и социальное здоровье семьи, используя посещение семей в процессе педагогического рейда, анкетирование, составление карты взаимодействия и др.Успешность деятельности социальных педагогов зависит от создания мотивирующих ситуаций для детей, степени вовлеченности родителей в процесс организации и интеграции воспитательных ресурсов микросоциума.Во время педагогической практики студенты выполняют задания по разработке и созданию моделей социальнопедагогической помощи обучающимся, а также использованию и усовершенствованию технологий взаимодействия с родителями с целью помощи и социальнопедагогической поддержки. Овладение социальными педагогами функциями осуществляется в процессе учебных занятий и педагогической практики. Например, в период практики студенты планируют свою социальнопедагогическую деятельность по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних и работу с семьями, находящимися в социально опасном положении; принимают участие в заседаниях совета профилактики,психологопедагогических консилиумах; осуществляют совместную работу с органами системы профилактики. Профилактическая деятельность основывается на принципах законности (приняты законы ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99г., Закон Алтайского края от 15.12.2002 г.№ 86ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае»), демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней. В основе деятельности лежит индивидуальный подход и принцип конфиденциальности, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.Студентыпрактиканты составляют социальный паспорт; проводят мониторинг семей (в зависимости от их категории); занимаются организацией профилактической работы с неблагополучными семьями, воспитывающими детей школьного возраста; проводится работа среди родительской общественности по вопросам воспитания детей и правовой охране детства (беседы, консультации, разъяснение действующего законодательства, оказание помощи в создании условий для обучения, воспитания детей в семье и школе; защита жилищных, имущественных и других прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей), оказывается помощь детям, находящимися в трудной жизненной ситуации.Основной подход к профилактике безнадзорности и правонарушений включает следующие мероприятия: акции, рейды, тематические вечера для учащихся, родительский всеобуч, экскурсии и др.
Активная включенность семьи в педагогический процесс способствует осознанию подростком себя частью общества. Он начинает осваивать новые общественно значимые позиции, делает попытки в самоопределении.Общение родителей с подростком является перспективным при учете потребностей в анализе поведения, стремление выделить разные точки зрения при оценке тех или иных поступков, поэтому при взаимодействии с подростком родителям следует не столько декларировать нормативные требования, сколько помогать анализировать возможные варианты поведения человека в ситуации социального взаимодействия.Важную роль играет позитивный опыт обучающихся в процессе социализации на уровне микросоциума. Трудно ожидать, что у детей сформируются нравственная устойчивость,ценность здорового образа жизни, когда тот, кто его воспитывает, провозглашая те или иные истины, на деле поступает вопреки им.Учитывая, что на поступках детей отрицательно сказываются противоречия между словом и делом родителей, взрослымрекомендуется быть более ответственными в своем поведении. Работа с родителями решает следующие задачи: улучшение внутрисемейных отношений; выбор оптимальной стратегии поведения в конкретных ситуациях; поиск воспитательных ресурсов в семье.С целью улучшения внутрисемейных отношений используется диагностика«Признаки гармоничной семьи», упражнения «Что я ожидаю от своего ребенка?», «Что яожидаю от своих родителей?». Родителям предлагаются памятки «Как поддержать ребенка», где даны рекомендации по реагированию на плохие поступки детей, например, «выражайте недовольство действиями ребенка, а не ребенком в целом»; «задавайте вопросы вместо приказаний»; «делайте так, чтобы ребенку было приятно исполнить то, что вы ему поручаете»; «умейте находить и раскрывать перед ребенком его сильные стороны»; «хвалите ребенка даже за скромный успех и будьте при этом искренними»; «дайте ребенку возможность «спасти себя, высказаться».С целью изучения структуры социальных взаимоотношений в семье предлагается упражнение «Семейная скульптура». Данное задание заключается в расстановке одним из представителей семьи остальных членов или персон, их символизирующих, таким образом, чтобы это отражало типичные формы взаимоотношений в семье. Иногда «скульптуру» просят придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы его поведение, затем последовательно их произнести.После создания «скульптуры» семья отвечает на вопросы:1.Придумайте название вашему произведению (вопрос «скульптору»раньше всех других вопросов).2.Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших родственников? (каждому члену семьи).3.Знали ли вы раньше, что «скульптор» воспринимает вас именно так, как онэто изобразил? (каждому члену семьи).4.Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в «скульптуре»? (всей семье).5.Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы увидеть? Данная технология работы с родителями, активизирует воспитательный потенциал семьи, способствует улучшению внутрисемейных отношений; определяет выбор оптимальной стратегии поведения в конкретных ситуациях при воспитании подростков. Расширяется контролируемое влияние социальной среды.В процессе практическихзанятий будущие социальные педагоги убеждаются в том, чтоони:
знают: особенности школы как открытой социальнопедагогической системы и тенденции ее развития на современном этапе, делопроизводство школьного социального педагога, виды социальнопедагогических технологий, востребованных в работе с учащимися, их родителями и ближайшим окружением, педагогическим коллективом, их структуру, специфику реализации на различных ступенях образования;умеют: применять теоретические знания о социальнопедагогических технологиях в практической деятельности с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом, в ближайшем окружении школы; самостоятельно проектировать социальнопедагогические технологии с учетом потребностей участников и ресурсов педагогического процесса; владеют навыками: планирования социальнопедагогической деятельности в школе; организации социальнопедагогического взаимодействия с использованием социальнопедагогических методов, технологий и средств деятельности школьного социального педагога.В процессе исследования мы пришли к выводу о том, что специально организованная подготовка будущих социальных педагогов к работе с обучающимися в условиях вуза и в реальной практике способствует обеспечению их успешной социализации и формированию активной социальной позиции родителей.
Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психологопедагогическое образование».–М.: МГППУ, 2011.–34с.2.МардахаевЛ.В. Социальная педагогика.Полный курс: учеб.–5е изд., перераб. и доп.–М.: Юрайт, 2011. –797с.3.Гиенко Л.Н.Социальный педагог в школе: документация, отчетность, архивирование: учеб.пособие / Алтайская государственная педагогическая академия, Учебнонаучноисследовательская лаборатория «Социальнопедагогические технологии». –Барнаул, 2014. –URL:http://abs.unialtai.ru/unibook/D_SP_OY2/exe.htm(дата обращения9.09.2014).
Lyubov Giyenko,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate ProfessorFederal state budgetary educational institution of higher professional education “Altai State Pedagogical Academy”, Barnaullyubov.gienko@mail.ruPolina Sheptenko,
Candidate of Pedagogical Sciences, ProfessorFederal state budgetary educational institution of higher professional education “Altai State Pedagogical Academy”, Barnaulpsheptenko@yandex.ruTraining of the social teacher for work with being trained in the conditions of schoolAbstract.Work opens features of training of students, in the direction "Psychology and Pedagogical Education", "Psychology and Social Pedagogics" profile. Types of professional activity are specified, described professional competence of bachelors. Tasks are considered. Studied disciplines are designated.Keywords:new state educational standards, bachelor, social pedagogics, students, competence, functions.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»