Подготовка социального педагога к работе с обучающимися в условиях школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гиенко Л. Н., Шептенко П. А. Подготовка социального педагога к работе с обучающимися в условиях школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S23. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14777.htm.
Аннотация. Работа раскрывает особенности обучения студентов по направлению «Психо-логопедагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика». Указаны виды профессиональной деятельности, описаны профессиональные компетентности бакалавров, рассмотрены задачи, обозначены изучаемые дисциплины.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гиенко Любовь Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедрыпедагогикиФГБОУ ВПО «Алтай­ская государственная педагогическая академия», г. Барнаулlyubov.gienko@mail.ru

Шептенко Полина Андреевна,кандидат педагогических наук, профессоркафедрыпедагогикиФГБОУ ВПО «Ал­тайская государственная педагогическая академия», г. Барнаулpsheptenko@yandex.ru

Подготовка социального педагога к работе с обучающимися в условиях школы

Аннотация.Работа раскрываетособенности обучения студентовпо направле­нию «Психологопедагогическое образование», профилю «Психология и социаль­ная педагогика». Указаны виды профессиональной деятельности, описаны про­фессиональные компетентности бакалавров, рассмотрены задачи, обозначены изучаемые дисциплины.Ключевые слова: новые государственные образовательные стандарты, бака­лавр, социальная педагогика, студенты, компетентность, функции.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В настоящее время система высшего педагогического образования осуществ­ляет переход на новые государственные образовательные стандарты.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего професси­онального образования по направлению подготовки 050400 психологопедагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») обозначает объектами профессиональной деятельности: обучение; воспитание; индивидуальноличностное развитие обучающихся; здоровье обучающихся; психологопедагогическое и соци­альное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида; социализация.Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности: пси­хологопедагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования; психологопедагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образова­нии; социальнопедагогическая деятельность; образовательная деятельность в до­школьном образовании; образовательная деятельность на начальной ступени обще­го образования.Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном гото­вится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучаю­щимися, научнопедагогическими работниками высшего учебного заведения и объ­единениями работодателей [1].Итогом обучения для бакалавра будет способность решать профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности, например, реали­зация на практике прав ребенка; создание условий для полноценного обучения, вос­питания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация учащихся; участие в создании психологически комфорт­ной и безопасной образовательной среды в учреждении; повышение уровня соци­альной компетентности участников образовательного процесса; использование здо­ровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности; проведение пси­хологического (диагностического) обследования детей с использованием стандарти­зированного инструментария; работа с педагогами с цельюорганизации эффектив­ного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье; помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и про­фессионального самоопределения; осуществление комплекса мероприятий по со­циальной защите обучающихся из числа детейсирот и детей, оказавшихся в труд­ной жизненной ситуации, включая взаимодействие социальных институтов; органи­зация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в об­разовательном учреждении и по месту жительства; организация социально полез­ных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социаль­ных проектов; выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклоне­ний в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов и др. [1]Особого внимания заслуживает область образовательной деятельности на начальной ступени общего образования. Подготовленным бакалавром осуществля­ется реализация в учебном процессе образовательных программ начальной школы с использованием современных психологопедагогических методов, ориентирован­ных на формирование и развитие учебной деятельности обучающихся; создание оп­тимальных условий для адаптации обучающихся кначальному периоду учебной де­ятельности; интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся в процессе формирования учебной деятельности; взаимодействие с педагогами, ад­министрацией учебного заведения и родителями в целях развития обучающихся с учетом возрастных норм; формирование у обучающихся учебнопознавательной мо­тивации и умения учиться как необходимого результата их подготовки к обучению в основной школе. Введение уровневого высшего профессионального образования по направле­нию «Психологопедагогическое образование» позволяет выстроить гибкие индиви­дуальноориентированные траектории обучения будущей профессиональной дея­тельности для каждого студента. Для всех видов профессиональной деятельности определены общекультурные и профессиональные компетенции.Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в социальнопедагогической деятельности:­

готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите учащегося;­

способен к выявлению интересов. трудностей. проблем. конфликтныхси­туаций и отклонений в поведении учащихся;­

умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки;­

способен участвовать в разработке и реализации социально ценной дея­тельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов;­

готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства;­

владеть методами социальной диагностики;­

способен выступать посредником между обучающимися и различными со­циальными институтами [1].В современном российском обществе становится необходимым специально подготовленные кадры, способные к профессиональнограмотному решению задач адаптации, социализации и интеграции подрастающего поколения в общество.В системе высшего педагогического образования осуществляется переход на новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.Наше исследование проводилось на базе АлтГПА при подготовке социальных педагогов к профессиональной деятельности, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального ста­новления, нуждающимся в социально педагогической помощи и поддержке.Особого внимания требует подготовка социальных педагогов к работе с обуча­ющимися и их семьями в условиях школы, которая рассматривается нами как одно из условий успешности процессов адаптации социализации и интеграции детей в современный социум.В Алтайской государственной педагогической академии ведется подготовка со­циальных педагогов по направлению «Психологопедагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика».Рассмотрение требований современных стандартов к обязательному минимуму содержания образовательных программ в системе высшего профессионального об­разования социальных педагогов позволил установить, что в процессе подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности с обучающимися в условиях шко­лы, студенты осваивают ряд дисциплин: Технология работы социального педагога в общеобразовательном учреждении», «Методика и технология работы социального педагога», «Технология работы с детьми с девиантным поведением», «Технология работы социального педагога с семьей группы риска», «Социальная компетентность подростков общеобразовательного учреждения».В учебных дисциплинах достаточно представлена целостная методика органи­зации комплексной социальнопедагогической деятельности. При этом фактически слабо используются реальные ресурсы учебнопроизводственной практики и самостоятельной работы в процессе овладения сту­дентами знаниями и специальными умениями, важными дляквалифицированной ор­ганизации социальной помощи в разрешении проблем детей в данных условия. Подготовка социальных педагогов к работе собучающимися в условиях школы включает овладение ими определенными функциями:­мотивационноценностная функция, которая отражает сформированные моральноценностные предпочтения. Она проявляется в социальной зрелости мыс­лей, мотивов, развитости личных жизненных ценностей и смыслов профессиональ­ного труда;­профилактическая функция в своих целях её реализации ориентирована на оздоровление психологического климата, на коррекцию детскородительских отно­шений, снятие возможных проблем, улаживание возникших конфликтов и обострив­шихся разногласий;­сигнальнооперационная функция включает умения и способности свое­временно работать с поступающей информацией, исследовать проблемную ситуа­цию, адекватно диагностировать проблемы ребенка, объективно оценить варианты их решения, чтобы сформировать цельный план совокупных действий по успешной социализации ребенка и его семьи;­интегративностабилизирующая функция реализуется и в процессе опреде­ления этапности успешной деятельности, и при объединении личных и профессио­нальных интересов разных специалистов, и в установлении стабильного общения, при интеграции форм и методов работы с детьми и др.; ­рефлексивная–это осознание наилучших способов конструктивного раз­решения конфликтов, возможность самоизучения и оценки собственных качеств, знаний, умений, способностей [2]. Важным является выработка умения изучать психологическое и социальное здоровье семьи, используя посещение семей в процессе педагогического рейда, ан­кетирование, составление карты взаимодействия и др.Успешность деятельности социальных педагогов зависит от создания мотиви­рующих ситуаций для детей, степени вовлеченности родителей в процесс организа­ции и интеграции воспитательных ресурсов микросоциума.Во время педагогической практики студенты выполняют задания по разработке и созданию моделей социальнопедагогической помощи обучающимся, а также ис­пользованию и усовершенствованию технологий взаимодействия с родителями с целью помощи и социальнопедагогической поддержки. Овладение социальными педагогами функциями осуществляется в процессе учебных занятий и педагогической практики. Например, в период практики студенты планируют свою социальнопедагогическую деятельность по профилактике право­нарушений и безнадзорности несовершеннолетних и работу с семьями, находящи­мися в социально опасном положении; принимают участие в заседаниях совета профилактики,психологопедагогических консилиумах; осуществляют совместную работу с органами системы профилактики. Профилактическая деятельность основывается на принципах законности (при­няты законы ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и пра­вонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99г., Закон Алтайского края от 15.12.2002 г.№ 86ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае»), демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней. В основе дея­тельности лежит индивидуальный подход и принцип конфиденциальности, государ­ственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и обществен­ных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.Студентыпрактиканты составляют социальный паспорт; проводят мониторинг семей (в зависимости от их категории); занимаются организацией профилактической работы с неблагополучными семьями, воспитывающими детей школьного возраста; проводится работа среди родительской общественности по вопросам воспитания детей и правовой охране детства (беседы, консультации, разъяснение действующе­го законодательства, оказание помощи в создании условий для обучения, воспита­ния детей в семье и школе; защита жилищных, имущественных и других прав несо­вершеннолетних, оставшихся без попечения родителей), оказывается помощь де­тям, находящимися в трудной жизненной ситуации.Основной подход к профилактике безнадзорности и правонарушений включает следующие мероприятия: акции, рейды, тематические вечера для учащихся, роди­тельский всеобуч, экскурсии и др.

Активная включенность семьи в педагогический процесс способствует осозна­нию подростком себя частью общества. Он начинает осваивать новые общественно значимые позиции, делает попытки в самоопределении.Общение родителей с подростком является перспективным при учете потребно­стей в анализе поведения, стремление выделить разные точки зрения при оценке тех или иных поступков, поэтому при взаимодействии с подростком родителям следует не столько декларировать нормативные требования, сколько помогать анализировать возможные варианты поведения человека в ситуации социального взаимодействия.Важную роль играет позитивный опыт обучающихся в процессе социализации на уровне микросоциума. Трудно ожидать, что у детей сформируются нравственная устойчивость,ценность здорового образа жизни, когда тот, кто его воспитывает, про­возглашая те или иные истины, на деле поступает вопреки им.Учитывая, что на по­ступках детей отрицательно сказываются противоречия между словом и делом роди­телей, взрослымрекомендуется быть более ответственными в своем поведении. Работа с родителями решает следующие задачи: улучшение внутрисемейных отношений; выбор оптимальной стратегии поведения в конкретных ситуациях; поиск воспитательных ресурсов в семье.С целью улучшения внутрисемейных отношений используется диагностика«Признаки гармоничной семьи», упражнения «Что я ожидаю от своего ребенка?», «Что яожидаю от своих родителей?». Родителям предлагаются памятки «Как под­держать ребенка», где даны рекомендации по реагированию на плохие поступки де­тей, например, «выражайте недовольство действиями ребенка, а не ребенком в це­лом»; «задавайте вопросы вместо приказаний»; «делайте так, чтобы ребенку было приятно исполнить то, что вы ему поручаете»; «умейте находить и раскрывать перед ребенком его сильные стороны»; «хвалите ребенка даже за скромный успех и будьте при этом искренними»; «дайте ребенку возможность «спасти себя, высказаться».С целью изучения структуры социальных взаимоотношений в семье предлага­ется упражнение «Семейная скульптура». Данное задание заключается в расстанов­ке одним из представителей семьи остальных членов или персон, их символизиру­ющих, таким образом, чтобы это отражало типичные формы взаимоотношений в се­мье. Иногда «скульптуру» просят придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы его поведение, затем последова­тельно их произнести.После создания «скульптуры» семья отвечает на вопросы:1.Придумайте название вашему произведению (вопрос «скульптору»раньше всех других вопросов).2.Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших родственников? (каждо­му члену семьи).3.Знали ли вы раньше, что «скульптор» воспринимает вас именно так, как онэто изобразил? (каждому члену семьи).4.Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в «скульптуре»? (всей семье).5.Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы увидеть? Данная технология работы с родителями, активизирует воспитательный потен­циал семьи, способствует улучшению внутрисемейных отношений; определяет вы­бор оптимальной стратегии поведения в конкретных ситуациях при воспитании под­ростков. Расширяется контролируемое влияние социальной среды.В процессе практическихзанятий будущие социальные педагоги убеждаются в том, чтоони:

знают: особенности школы как открытой социальнопедагогической системы и тенденции ее развития на современном этапе, делопроизводство школьного соци­ального педагога, виды социальнопедагогических технологий, востребованных в работе с учащимися, их родителями и ближайшим окружением, педагогическим кол­лективом, их структуру, специфику реализации на различных ступенях образования;умеют: применять теоретические знания о социальнопедагогических техноло­гиях в практической деятельности с учащимися, их родителями, педагогическим кол­лективом, в ближайшем окружении школы; самостоятельно проектировать социаль­нопедагогические технологии с учетом потребностей участников и ресурсов педаго­гического процесса; владеют навыками: планирования социальнопедагогической деятельности в школе; организации социальнопедагогического взаимодействия с использованием социальнопедагогических методов, технологий и средств деятельности школьного социального педагога.В процессе исследования мы пришли к выводу о том, что специально организо­ванная подготовка будущих социальных педагогов к работе с обучающимися в усло­виях вуза и в реальной практике способствует обеспечению их успешной социализа­ции и формированию активной социальной позиции родителей.

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образо­вания по направлению подготовки «Психологопедагогическое образование».–М.: МГППУ, 2011.–34с.2.МардахаевЛ.В. Социальная педагогика.Полный курс: учеб.–5е изд., перераб. и доп.–М.: Юрайт, 2011. –797с.3.Гиенко Л.Н.Социальный педагог в школе: документация, отчетность, архивирование: учеб.по­собие / Алтайская государственная педагогическая академия, Учебнонаучноисследовательская лаборатория «Социальнопедагогические технологии». –Барнаул, 2014. –URL:http://abs.unialtai.ru/unibook/D_SP_OY2/exe.htm(дата обращения9.09.2014).

Lyubov Giyenko,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate ProfessorFederal state budgetary educational institution of higher professional education “Altai State Pedagogical Academy”, Barnaullyubov.gienko@mail.ruPolina Sheptenko,

Candidate of Pedagogical Sciences, ProfessorFederal state budgetary educational institution of higher professional education “Altai State Pedagogical Academy”, Barnaulpsheptenko@yandex.ruTraining of the social teacher for work with being trained in the conditions of schoolAbstract.Work opens features of training of students, in the direction "Psychology and Pedagogical Education", "Psychology and Social Pedagogics" profile. Types of professional activity are specified, described professional competence of bachelors. Tasks are considered. Studied disciplines are designated.Keywords:new state educational standards, bachelor, social pedagogics, students, competence, functions.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»