Формирование социальной компетентности подростков с использованием проектных технологий

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гиенко Л. Н. Формирование социальной компетентности подростков с использованием проектных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S23. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14776.htm.
Аннотация. Работа раскрывает формирование социальной компетентности подростков с использованием проектных технологий. Описаны компетентностный и личностно ориентированный подходы. Обозначены основные преимущества проектных технологий в процессе организации работы по формированию социальной компетентности подростков. Представлен опыт работы. Уточнены алгоритм и структура работы над социально-педагогическим проектом.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гиенко Любовь Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедрыпедагогикиФГБОУ ВПО «Алтай­ская государственная педагогическая академия»,г. Барнаулlyubov.gienko@mail.ru

Формирование социальной компетентности подростков с использованием проектных технологий

Аннотация.Работа раскрывает формирование социальной компетентности подростков с использованием проектных технологий. Описаны компетентност­ный и личностноориентированный подходы. Обозначены основные преимущества проектных технологий в процессе организации работы по формированию соци­альной компетентности подростков. Представлен опыт работы. Уточненыал­горитм и структура работы над социальнопедагогическим проектом.Ключевые слова: социальная компетентность, подросток, компетентностный подход, личностноориентированный подход, проектные технологии, социальнопедагогический проект.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В процессе модернизации образования при формировании социальной компе­тентности особое внимание уделяется субъектной позиции обучающихся. Актуаль­ными в данном направлении являются проектные технологии, в частности метод проектов.На первый план выходят компетентностный и личностноориентированный под­ходы.Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности обучающегося –субъекта, признающее самобытность и самоценность его опыта, выстраивающее педагогическое взаимодействие на основе субъектного опыта обучающегося. Человек находится в центре постоянно меняющегося мира, поэтому для каждо­го значимо собственное восприятие окружающей действительности. Ребенок вос­принимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания, стремится к самопознанию и самореализации. Но взаимопонимание, не­обходимое для развития, может достигаться только в результате общения. Самосо­вершенствование и развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка всегда существенна для человека, для его самопознания, дан­ная форма оценивания работает в результате прямых или косвенных контактов.Ведущими идеями личностноориентированного обучения (по И.С. Якиманской) являются: ­развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскры­тие индивидуальности; ­обучениекак заданный норматив познаниятрансформируется на учениекак процесс; ­учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ученика; ­субъектность ученика рассматривается как изначально ему присущая; ­конструирование иреализация образовательного процесса осуществляется с учетом субъектного опыта каждого; ­усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учи­тывающее его возможности и индивидуально –значимые ценности.Иными словами,обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех ли­нию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у не­го опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развивать­ся как личность. В этом случае исходные моменты обучения —не реализация его конечных целей, а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каж­дого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовле­творения. Развитие способностей ученика —основная задача личностно ориентиро­ванной педагогики, и направление развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс [1].Компетентностный подход даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентност­ного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести подрост­ки в результате образовательной деятельности. В этом смысле целью является научить подростка решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оцени­вать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками; научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи и т.д.[2; 3]. Социальнопедагогическая деятельность в плане развития социальной компе­тентности подростков объединяет различные технологии, например, игровые, группо­вые, проектные. Ниже представлены основные преимущества каждой технологии в процессе организации работы по развитию социальной компетентности подростков.Игровые технологии:­установление позитивной взаимосвязи между членами группы; формирова­ниеопределённых умений и навыков, необходимых для практической деятельности;­необходимость индивидуального вклада в результат учения;­непосредственное взаимодействие учащихся, оказание взаимопомощи, как в интеллектуальном, так и в эмоциональноличностном плане;­наличие достаточно развитых коммуникативных навыков.Групповые технологии:­самостоятельно или с помощью учителя устанавливаются нормы общения и взаимодействия в малых группах, выбираются направления работы и средства для решения общей задачи;­формируетсяумение видеть позицию другого, оценивать её, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, иметь собственную точку зрения, отли­чать её от другой, уметь её отстаивать;­возможностьчувствоватьсебя раскованно, работатьв индивидуальном темпе;­ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективно­го труда;­формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и спо­собностей.

Проектные технологии:­мотивация учебной деятельности, создание ситуации успеха;­создание обстановки, вызывающей положительные эмоции;­организация положительных эмоций в общении;­организация самоанализа собственной деятельности.По мнению ученых, социальная компетентность развивается в процессе само­стоятельной исследовательской деятельности,поэтому проектные технологиияв­ляются важным средством воспитания школьников. Опыт работы показывает, что метод социальных проектов идеально подходит для подростковой аудитории. Экспериментальная работа проводилась на базеМуниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений «СОШ №106», "Лицей “Сигма”»г. Барнаула. В исследовании приняли участие 273 ученика.Цельопытноэкспериментальной работы–организация социальнопедагогической деятельности с использованием проектных технологий в условиях школы, направленной на формирование социальной компетентности подростков.Задачиопытноэкспериментальной работы:1)определение уровня социальной компетентности;2)разработка и реализация на основе метода социального проекта техноло­гии социальнопедагогической деятельности, направленной на повышение уровня социальной компетентности; 3)экспериментальная проверка эффективности социальнопедагогической дея­тельности, направленной на формирование социальной компетентности подростков.Практическая реализация опытноэкспериментальной работы осуществлялась в три этапа: констатирующий; формирующий; контрольный.Результаты констатирующего эксперимента дали возможность определить ко­личество учащихся, находящихся на определенном уровне социальной компетент­ности. Результаты по классам представлены в табл.1. Таблица 1Результаты по диагностике социальной компетентности подростков по уровням (%)

КлассыУровни распределенияНедопустимыйКритическийДопустимыйОптимальный70,06,163,030,980,04,972,922,390,01,371,627,1100,05,662,232,2

Данные таблицы показывают, что 6,1%–подростки 7хклассов находятся на критическом уровне, по сравнению с 9мклассом (1,3%), поэтому дальнейшая рабо­та проводилась с данной категорией учащихся. Результаты измеряемых параметров по «Шкале социальной компетентности» представлены в табл.2.

Таблица 2Степень владения навыком социальной компетентности на этапе контрольного эксперимента (%)

НавыкПолное владение данным навыкомВладеет имотчастиНе вла­деетСамостоятельность285517Уверенность в себе116722Отношение к своим обязанностям335611Развитие коммуникативных навыков117811Организованность, развитие произволь­ности177211Интерес к социальной жизни, наличие увлечений286111

Полученные данные позволяют определить средний показатель учащихся, ко­торые не владеют определенными навыками социальной компетентности (13,8%).Учитывая полученные результаты, на формирующем этапе работы разработа­на и апробирована технология формирования социальной компетентности подрост­ков. В её основу положен метод проектов. В связи с этим в процессе организации воспитательной деятельности подрост­кам предлагаются социальные проекты различной тематики, например, «Дружба крепкая не сломается»–о ценности дружбы; «Маска! Я вас знаю»–социальные ро­ли личности в обществе; «Все работы хороши! Выбирай на вкус!» и др.Работа над социальным проектом способствует развитию умения работать в коллективе, чувствовать ответственность за принимаемое решение, позитивный настрой и т.д.

В процессе исследования установлено положительное влияние метода проек­тов как интерактивной формы работы на процесс формирования социальной компе­тентности подростков в условиях образовательного учреждения.Уточненыалгоритм и структура работы над социальнопедагогическим проектом.Алгоритм1.Проблема.2.Тема.3.Цель.4.Аудитория.5.Количество групп.6.Длительность этапов.7.Критерии оценки.Структура социальнопедагогического проекта, представленная в виде схемы (см. рис.1), наглядно представляет этапы деятельности в процессе достижения результата.Рис.1. Структура социальнопедагогического проекта

Опыт социальнопедагогической деятельности показывает, что в процессе реа­лизации социальнопедагогического проекта особое значение уделяется выбору адекватных направлений деятельности: включение подростков в социальнополез­ную деятельность, освоение диалогового общения, продуктивного взаимодействия.Реализация метода проектов гарантирует каждому участнику определенную роль. По итогам работы проводится рефлексия. Подросток включается в деятель­ность, общается со сверстниками, проявляет свою социальную активность, коммуни­кативные умения, компетентность.Анализ полученных в результате исследования данных показывает положи­тельную динамику по уровням социальной компетентности. Результаты представле­ны на рис.2.

Рис.2. Сравнительный анализ уровня социальной компетентности подростков на этапах констатирующего и формирующего экспериментов0%22%61%22%0%0%72%28%0%10%20%30%40%50%60%70%80%Констатирующий экспериментФормирующий экспериментВ результате формирующего эксперимента повысился уровень социальной компетентности подростков (было 22%–стало 28%). Отмечается высокий уровень организаторских, деловых, коммуникативных умений и навыков, например, планиро­вание деятельности, проявление творчества, инициатива, видение и оценивание ре­зультатов, умение мотивировать убеждать, эффективно решать конфликт, адекват­ная оценка личностных качеств у сверстников в коллективе, положительная эмоцио­нальная поддержка сверстников в коллективе.Современному подростку необходим определенный уровенькоммуникативных навыков, с помощью которых он сможет не только заявлять о себе, но и использо­вать знания в процессе повседневного общения, поэтому развитие социальной ком­петентности подростка решает следующие задачи:­умение взаимодействовать, общаться, отдыхать с другими людьми;­формирование способностей подростка к самоконтролю, самооценке, ре­флексии;­ориентация на выбор здорового образа жизни;­развитие индивидуальных способностей.Таким образом, формирование социальной компетентности подростков в со­временных условиях более эффективно осуществляется в процессе использования проектных технологий.

Ссылки на источники1.Якиманская И.С. Личностноориентированное развивающее обучение. –URL:http://dolgoe.ucoz.ru/publ/1106(дата обращения 7.09.2014).2.Иванов Д.А. Компетентностный подход в современном образовании // Справочник заместителя директора школы.–2009.–№ 1.–С. 85–92.3.Закон 273ФЗ «Об образовании в РФ»2014. –URL:http://www.assessor.ru/zakon/273fzzakonobobrazovanii2013/(дата обращения 27.08.14).

LyubovGiyenko,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate ProfessorFederal state budgetary educational institution of higher professional education “Altai State Pedagogical Academy”, Barnaul

lyubov.gienko@mail.ruFormation of social competence of teenagers with use of design technologiesAbstract.Work opens formation of social competence of teenagers with use of design technologies. Competencebased and personal focused approaches are described.The main advantages of design technologies in the course of the organization of work for formation of social competence of teenagers are designated. Experience is presented. The algorithm and structure of work on the social and pedagogical project is specified.Key words:social competence,the teenager, competencebased approach, personal the focused approach, design technologies, social and pedagogical project.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»