Медико-педагогическое просвещение родителей как компонент здоровьесбережения школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Меерзон Т. И., Лутовина Е. Е. Медико-педагогическое просвещение родителей как компонент здоровьесбережения школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S26. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14805.htm.
Аннотация. В статье проанализированы проблемы формирования здоровьесбережения школьников. Выявлены педагогические условия оптимизации процесса здоровьесбережения через медико-педагогическое просвещение родителей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Меерзон Татьяна Ивановна,кандидат биологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургtmeer@eandex.ru

Лутовина Екатерина Емельяновна,кандидат биологических наук, доценткафедры безопасности жизнедеятельности и методик обучения безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургlutovina.k@yandex.ru

Медикопедагогическое просвещение родителей как компонент здоровьесбережения школьников

Аннотация.В статье проанализированы проблемы формирования здоровьесбережения школьников. Выявлены педагогические условия оптимизации процесса здоровьесбережения через медикопедагогическое просвещение родителей.Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесбережение, медикопедагогическое просвещение родителей.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Нарастание кризисных явлений в экономической и социальнополитической жизни России привело к резкому снижениюздоровья детей и подростков. Анализ заболеваемости детского населения показывает:с 1995 г.по 2013 г.увеличилась частота рождения детей,родившихся больными или у которых была выявлена патология в перинатальном периоде. В этот период заболеваемость детей и подростков увеличилась почти в два раза, уровень травматизма увеличился в 1,5раза, болезни костномышечной системы в 4,8 раза, глаза и его придаточного аппарата на 28,3% [1]. Как итог общество получает подрастающее поколение с низким потенциалом здоровья.Немалую лепту в формирование нарушения здоровья детей и подростков привносить школа. За годы обучения формируется новые группы заболеваний –дидактогенные, которые способствуют развитию психический и соматических заболеваний. Появляютсябольшие группы детей с ограничением жизненных и социальных функций, начиная от ограничений физических до ограничений профессиональной деятельности. Сохранение и приумножение здоровья учеников общеобразовательных учреждений в России стало как медицинской, таки серьезной педагогической проблемой и важнейшей задачей общеобразовательной школы. В современных проектах развития школьного образования в обязательном порядке содержатся условия улучшения и сохранения состояния здоровья нового поколения. Создание программ развития школы в ключе «Школа –территория здоровья» способствует организации совместной школьной деятельности учителей, родителей, медицинскихработников, психологов и общества в повышении уровня здоровья учащихся, окончательным итогом которой является –здоровый выпускник.

Анализ научнопрактической педагогической литературы выявил, недостаточность развития медикопедагогической валеологической составляющей образования школьников. Одним из возможных путей решения проблемы сохранения и приумножения здоровья школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни обозначает определенный тип поведения, стиля жизни, менталитета, способствующие сохранению, восстановлению, укреплению и развитию здоровья человека. Здоровый образ жизни–это выбор человека позитивного, в отношении здоровья, стиля жизни, и предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.В содержании понятия Образ жизни можно выделить три наиболее важные категории. Уровень жизни –этопервая категория из разряда экономических и отражает степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Качество жизни–это вторая категория, социальная категория,отражающая степень комфорта, удовлетворенности материальных, духовных и культурных потребностей человека. Третья категория–стиль жизни–является социальнопсихологической категорией, и характеризует поведенческие особенности жизни человека. Здоровыйобраз жизни отражает и определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностномотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Основными компонентами, составляющимиобраз жизни, являются существующие общественные условия и конкретные формы жизнедеятельности, которые позволяют реализовывать здоровый образ жизни и система ценностных ориентации, которые ориентируют сознательную активность личности в ведении здорового образа жизни.Здоровый образ жизни учащиеся осваивают в школьном курсе Основы безопасности жизнедеятельности. Однако, рассматривая государственный образовательный стандарт основного общего образования и программное обеспечение курса «ОБЖ» основной общеобразовательной школы (5–9еклассы), следует отметить, что в нем содержатсяпреимущественно сведения о физическом здоровье, отсутствует целостное представление о здоровье человека, как системы, отсутствуют современные технологии сохранения и укрепления здоровья.Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе, где должны системно закладываться основы культуры безопасности личности, самостоятельно на этой ступени преподается не во всех школах, особенно это касается 9–11х классов. Для более полной реализации образовательной программыв преподавании ОБЖ этого уровня используется модуль интегративного обучения, то есть интегрированный урок, когда тема раскрывается педагогамипредметниками, а не педагогами организаторами БЖ. Компоненты системы знаний о здоровом образе жизни не отражены в полном объеме в содержанииразных предметов–биологии, экологии, физической культуры. В интегрированных программах общеобразовательных дисциплин преобладает познавательный аспект содержания, отсутствует ценностный и практически не представлен нормативный и деятельностный компоненты. Содержание общеобразовательных дисциплин, имеющих небольшое количество знаний о здоровье и факторах его формирующих, о здоровом образе жизни построено без системы, а потому не способствует формированию у школьников знаний о здоровом образе жизни и ответственного отношения к здоровью.В курсе ОБЖ решение задач оптимизации формирования знаний по здоровому образу жизни возможно с помощью внедрения уроков нетрадиционного содержания, использования в учебном процессе новых педагогических технологий. Вместе с тем обязательным условием формирования этих знаний является активное включение родителей школьников вздоровьеформирующую деятельность подростка.Проведенный теоретический анализ позволяют выделить в содержании здоровьесбережения основу программноинформационного обеспечения, которое связано с информированием учащихся и реализуется в практике, в их конкретных действиях. Программноинформационное обеспечение включает знания, полученные на уроках при усвоении учебного материала или на специальных курсах; знания и умения, полученные в семье, от медработников и представителей служб по охране здоровья, в процессе и самообразования.Одним из направлений в формировании здоровьесбережения как процесса является формирование системы знаний в сфере здоровьесбережения подростков, под которой мы понимаем совокупность знаний о здоровье и его составляющих, здоровом образежизни, оздоровительных мероприятиях и использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.Рассмотрение теоретикопрактических аспектов здоровьесбережения выявляет разнообразие форм, методов сохранения и укрепления здоровья учащихся, актуальность проблемы обуславливает необходимость поиска новых форм и методов.При выборе педагогического обеспечения формирования здорового образа жизни школьника необходимо учитывать, чтоу подростка становится привлекательной самостоятельная форма занятий, у них реализуется потребность в признании их самостоятельности, самоутверждения, самоуважения в общении со сверстниками и родителями. Немаловажную роль в становлении личности подростка в это время играют его родители. Особенно важна их роль как идеала здорового и успешного человека. Поэтому особенное значение в формировании здорового образа жизни подростка имеет целенаправленное валеологическое медикопедагогическое просвещение родителей, формирование их знаний, поведения по здоровому образу жизни, что позволит вызвать интерес подростков к этим знаниям, аподражание родителям–принять модель здоровьесохраняющего поведения. Одним из аспектов семейного воспитания является воспитание здорового ребенка, а самыми заинтересованные люди в улучшении здоровья детей родители. Активное и заинтересованное участие родителей в организации здорового образа жизни подростка позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, их личный опыт, авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером, а их педагогическая культура, сотрудничество со школой позволяют оптимизировать учебновоспитательный процесс и эффективно проводить работу по оздоровлению школьников. Нужно отметить высокое воспитательное влияние семьи на растущего ребенка. Именно семья определяющим образом влияет на формирование его личности. Однако в большинстве современных семей выявляются «факторы риска» воспитания здорового ребенка. К ним можно отнести наличие хронических инфекционных заболеваний, нерациональное питание, низкая физическая активность, наличие вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками), тяжелый психологический климат. При этом часто в семье присутствуют несколько «факторов риска». В таких семьях не сформировано ценностное отношение к своему здоровью.Из вышеизложенноговытекает, что обязательным условием формирования знаний о здоровом образе жизни ребенка является активное включение родителей школьников в здоровьеформирующую деятельность подростка. Родители правильно, на научнопедагогической основе должны организовать воспитание детей в своем доме и сохранение их здоровья.Общеизвестно, что семья в отрыве от школы и общества не может успешно решать задачи формирования всесторонне развитой личности ребенка. Семейное воспитание осуществляется при тесном взаимодействии и сотрудничестве семьи и школы, основанных на взаимном доверии и помощи, терпении и терпимости, взаимодействии с общественностью, и предъявлении единых педагогических требований к учащимся.В современном педагогическом процессе представлены разнообразные направления и формы работы с семьей, взаимодействия педагогов и родителей. Однако, при их реализации возникают проблемы, связанные с низкой готовностью родителей к новым формам сотрудничества, низкий уровень педагогических знаний, несформированность их мотивации и потребности в формировании у детей знаний, умений, навыков в ведении здорового образа жизни.Педагогические условия формирования знаний здорового образа жизни у школьников нами определяются как обстоятельства, требования, предпосылки необходимые для воспитания ценностного отношения к собственному здоровью, основу которого составляют мотивы здоровьесбережения.В исследования были выявлены следующие педагогические условия:актуализация потребности подростков и их родителей к осуществлению здоровьесбережения; программноинформационное обеспечение здоровьесбережения подростков и их родителей;интеграция учебнопредметной работы по здоровьесбережению в валеологическое педагогическое просвещение родителей. Первое педагогическое условие–актуализация потребности подростков и их родителей к осуществлению здоровьесбережения –сосредотачивает внимание подростков и их родителей на необходимости систематического использования знаний здоровьесбережения. Термин актуализация потребности в здоровьесбережении трактуется нами как соответствие требованиям необходимости в сохранении своего здоровья, поставленным подростками и их родителями целям, которые реализуются в их желаниях, мотивах, поступках в сохранении своего здоровья. Поставив цели и задачи, субъект осознает и устанавливает необходимость их выполнения, находит оптимальные средства, приемы, способы для реализации поставленных задач и самой потребности. Реализацией поставленных целей и задач являются: желания, мотивы, побуждения, влечения.В процессе обоснования педагогического условия и актуализации потребностей подростков и их родителей к осуществлению здоровьесбережения нами выделены следующие мотивы: неудовлетворенность состоянием своего здоровья (субъективнофизиологические мотивы) и неудовлетворенность возможностью реализовать здоровьесбережение (объективносоциальные мотивы). Таким образом, актуализация потребности учащихся к осуществлению здоровьесбережения как педагогическое условие придает целенаправленность процессу формирования системы знаний в сфере здоровьесбережения, обеспечивая его целостность.Программноинформационное обеспечение процесса здоровьесбережения подростков и их родителей является вторым педагогическим условием формирования системы знаний в сфере здоровьесбережения. Для реализации внутренних мотивов участников процесса, целей, средств, способов необходимо информационное обеспечение, которое в соответствии с объектом и предметом исследования носит целенаправленный характер и ориентировано на здоровьесбережение подростков.

Программноинформационное обеспечение здоровьесбережения подростков в условиях общеобразовательной школы имеет свои особенности и не носит в целом системного характера. Сведения об отдельных элементах здоровьесбережения учащихся получают в системе интегрированных уроков и на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Проблемами здоровьесбережения в школах в основном занимаются медработники и психологи. Целью программноинформационного здоровьесберегающего обеспечения является доведение до подростков и их родителей наиболее значимых сведений по сохранению, укреплениюи формированию своего здоровья. Содержание здоровьесберегающего обеспечения реализуется черезучебнометодическую, учебную, справочную и научную литературу.Литературные источники содержат информацию о методике проведения мероприятий по сохранению здоровья, описание здоровьесберегающих технологий, методик, методов и рецепты рационального питания, примеры режима дня для школьников. Интерактивные технологии позволяют успешно использовать информационные модели, графические изображения, таблицы, схемы соответствующего содержания. К средствами программноинформационного здоровьесберегающего обеспечения относят научнопопулярные, учебные видеофильмы, фрагменты художественных кинофильмов, учебные, компьютерные программы, наглядные информационные средства, анкеты, тесты по самодиагностике.Третьим условием формирования системы знаний в сфере здоровьесбережения подростков является интеграция учебнопредметной, факультативной и клубнооздоровительной работы по здоровьесбережению. Анализ показал, что в настоящеевремя в большей степени внимание здоровьесбережению уделяется при изучении учебных предметов «Биология», «Физическая культура». Анализ практики интегрирования здоровьесбережения в другие предметы из «Основ безопасности жизнедеятельности» резко снизил качественно–количественный уровень знаний здорового образа жизни у подростков. Проведенный теоретический анализ выявил, что на современном этапе одной из эффективных систем формированияздоровьебережения детей является система медикопедагогического валеологического просвещения родителей [2].Медикопедагогическое или валеологическое просвещение представляет собой процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов. Это инновационныйпроцесс и его осуществление связано с изменением отношения к здоровью родителей, ребенка и всего педагогического коллектива. Параллельно с учебным процессом, где в основном закладываются теоретические знания подростка по сохранению своего здоровья, в процессе внеклассной работыв комплексе образовательных здоровьесберегающих технологий целесообразно использовать медикопедагогические технологии просвещения родителей. Основной целью в процессе воспитания и просвещения родителей по здоровому образу жизни подростковявляется повышение уровня и систематизация знаний родителей по здоровому образу жизни, повышение активности и вооружение их практическими приемами работы с детьми в передаче опыта здоровьесбережения. Целесообразно организованное взаимодействие педагога, подростка и родителей осуществляемое последовательно и поэтапно имеет своей задачей формирование активной валеологической позиции родителей и подростка, так как правильно организованная работа носит обучающий характер. Основным условием положительной реализации такого взаимодействия являются доверительные отношения между учителями, социальными педагогами, родителями и школьниками. Взаимодействие должно строиться таким образом, чтобы у подростков возник интерес к общению, процессу усвоения здорового образа жизни, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями здорового образа жизни, в должным образом организованной деятельности будет способствовать направленности активного участия родителейв валеологическом воспитании не только на своего ребенка, но и всего класса в целом. Все методы и формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему. Рационально использовать традиционные формы работы с родителями.К ним можно отнести родительские собрания, лекции, диспуты, вечера вопросов и ответов. Учитывая разработку новых педагогических технологий, все активнее используются деловые игры и регламентированные дискуссии совместно со школьниками, обмен родительским опытом (в том числе через Сеть).Также рекомендуется для просвещения родителей школьников по вопросам здорового образа жизни подростков проводить в школах адаптационные занятия, индивидуальные и групповые встречи психолога с родителями, физкультурные мероприятия. Родительские тематические собрания по темам формирования валеологических навыков и привычек подростка в семье (круглый стол), физического развития и воспитания подростка, значения заботы родителей о здоровом питании школьника в школе и дома. Для родителей полезно организовывать беседы и конкурсы на темы «Здоровое питание», «Любимые продукты нашей семьи»,«День хорошего питания для моего здоровья»; «Овощи и фрукты–полезные продукты». На классные часы тематики по здоровому образу жизни полезно приглашать учеников. Выбор и применение различных форм работы с родителями опирается на ряд общих условий:знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств (интересы, пристрастия, ценностные ориентиры, какие трудности испытывают, их отношения с одноклассниками и педагогами);личный опыт родителей, характер отношений в семье, их авторитет, лидерские качества;уровень педагогической культуры родителей (педагогический потенциал семьи).Проведенный теоретический анализ выявил целесообразность реализации педагогических условий успешного процесса формирования системы знаний в сфере здоровьесбережения подростков через медикопедагогическое валеологическое просвещение родителей и явился основой разработки нами Программы медикопедагогического валеологического просвещения родителей «Здоровое поколение».Программа медикопедагогического валеологического просвещения родителей «Здоровое поколение» включает в себя блоки вопросов о содержании и социальной значимости здоровья, путях обеспечения в семье здоровья ребенка, структуре и влиянии школьных факторов риска, а также о роли семьи и школы в формировании физического, психического и нравственного здоровья школьника. В ней обоснованы организационнопедагогические условия формирования просвещенности родителей по вопросам здоровьесбережения детей, развития социальной активности и ответственности педагогов и родителей, актуализация сотрудничества и партнерства семьи и школы, оптимизации взаимодействия субъектов образовательного процесса.Программа позволит повысить компетентность родителей в деятельности по здоровьесбережению детей, повысить эффективность взаимодействия школы и семьи за счет единого целеполагания,обеспечить родителей информацией по направлениям и содержанию медикопедагогического самопросвещения в вопросах формирования здорового образа жизни детей.

Ссылки на источники1.Полунина Н.В. Состояние здоровья детей в современной России и пути его улучшения // Вестник Россздравнадзора. –2013. –№5.–С. 21.2.Меерзон Т.И.,Лутовина Е. Е. Взаимодействие семьи и школы в здоровьесбережении школьников // Здоровье семьи –XXI век: материалыXVII Междунар.науч.конф.27 апреля–6 мая 2013года,г. Лиссабон, Португалия. –Пермь: ОТ и ДО, 2013. –С. 200–203.

Tatyana Meerzon,Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of special psychologyof Federal state educational institution of higher professional education “Orenburg State Pedagogical University”, Orenburgtmeer@eandex.ruEkaterina Lutovina,Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of basics of life safety of Federal state educational institution of higher professional education “Orenburg State Pedagogical University”, Orenburglutovina.k@yandex.ruMedicopedagogical education of parents as a component of health care schoolchildrenAbstract.The article analyzes the problems of formation of health care schoolchildren. Identified pedagogical conditions optimize health through medicalpedagogical education of parents.Keywords:healthy lifestyle, health care, medicalpedagogical education of parents.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»