Особенности субъективного качества жизни педагогов коррекционных школ г. Оренбурга

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фоминых Е. С. Особенности субъективного качества жизни педагогов коррекционных школ г. Оренбурга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S26. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14802.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования субъективно-оценочных составляющих качества жизни педагогов коррекционных школ г. Оренбурга. Проведен анализ удовлетворенности качеством жизни по параметру продолжительности профессиональной деятельности. Выявлены проблемные и ресурсные сферы жизнедеятельности педагогов коррекционных школ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Фоминых Екатерина Сергеевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбургfominyh.yekaterina@yandex.ru

Особенности субъективного качества жизни педагогов коррекционных школ г. Оренбурга

Аннотация.В статье представлены результаты экспериментального исследования субъективнооценочных составляющих качества жизни педагогов коррекционных школ г. Оренбурга.Проведен анализ удовлетворенности качествомжизни по параметру продолжительности профессиональной деятельности. Выявлены проблемные и ресурсные сферы жизнедеятельности педагогов коррекционных школ.Ключевые слова: качество жизни, субъективное качество жизни, качество жизни педагога, удовлетворенность.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В современном мире отмечается высокий научный интерес к проблеме качества жизни человека, анализу его составляющих. Среди множества определений обозначенного феномена можно выделить несколько ключевых, послуживших основой для измерения и оценки качества жизни в нашей стране:качество жизни–это комплекс характеристик жизнедеятельности индивида / группы / населения, обусловливающих оптимальное ее протекание, а также адекватность параметров жизни основным видам деятельности и потребностям человека –биологическим, материальным, духовным(М.В. Федоров, Е.Е. Задесенец, 2000);

качество жизни–совокупность жизненных ценностей, характеризующих созидательную деятельность, удовлетворение потребностей и развитие человека (групп населения, общества), удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой(Т.Н. Савченко, Г.М. Головина, 2006);качество жизни –это оценочная категория, обобщенно характеризующая параметры составляющих жизни (жизненного потенциала, жизнедеятельности и условий жизнедеятельности) по отношению к некоторому эталону (Г.М. Зараковский, 2009).Исследователями в области качества жизни (В.В. Звягина, 2011 [1] Т.Н.Савченко, Г.М.Головина, 2006 [2] и др.) выделяются два основных показателя качества жизни: объективный–комбинация нормативностатистических характеристик, характеризующих уровень жизни конкретного человека или общества (природные и экономические факторы, социальные институты (условия жизнедеятельности), объективные характеристики и продуктивная жизнедеятельность);субъективный–многомерное понятие, отражающее степень удовлетворения потребностей человека и ценностные структуры различного уровня, выражаемое в субъективных ощущениях, мнениях и оценках.Анализ объективных составляющих качества жизни первоначально был сфокусирован в рамках экономических направлений исследований, в которых уровень благосостояния (позднее –уровень жизни) соотносился со стандартами жизни. Субъективный аспект, находящийся в центре внимания психологической науки начиная с 60х годов XXвека, акцентировался на субъективных условиях психологического благополучия. В современных отечественных и зарубежных исследованиях наблюдается тенденция синтеза указанных показателей как равнозначных (табл. 1) [3]. Результаты указанных исследований фиксируют следующий факт: осознание индивидуального благополучия и субъективное удовлетворение в современных условиях преломляется через личностные ресурсы, в меньшей степени опосредуясь экономическими и другими факторами.Таблица 1Параметры качества жизни

АвторИсследуемые параметрыС. Крейтлер,М. Крейтлер(ТельАвив, Израиль)

Состояние здоровья;эмоциональное состояние, настроение; чувство связи с другими людьми; экономическое состояние;благополучие в повседневной жизни;благополучие в социальной жизни (в том числе трудовая деятельность)М. Тейчман,М. Мурдвее(Таллин, Эстония) и К. Сакс (Тарту)Общее психическое состояние;независимость;самостоятельность;наличие смысла жизни;физическое здоровьеФ.Пеонидис (Греция)Удовлетворенность базовых потребностей;здоровье;возможность трудитьсяГ.М. Зараковский,В.И. КулайкинЗдоровье;экономическое благополучие;социальноличностное благополучиеВ.А. Хащенко, Н.Н.Хащенко(2003)Экономическая свобода;независимость; личная успешность; позициии убеждения личности;самостоятельная деловая и экономическая активность; психологический комфорт;возможность самореализации и др.Г.М. Зараковский (2009)Преимущественно эмоциональные (чувства радости, счастья);преимущественно когнитивные (мнения, высказываемые при социологических опросах об удовлетворенности жизнью)

Специфика взаимодействия субъективных и объективных параметров качества жизни обусловливает своеобразие структурносодержательных аспектов качества жизни людей в одном и том же обществе [4]. В связи с этим показатели качества жизни и его субъективная оценка будут варьироваться в зависимости от ряда факторов, в частности, от рода профессиональной деятельности. Ряд отечественных исследований посвящен изучению субъективнооценочныхсоставляющих качества жизни педагогов, анализу профессиональноличностных характеристик, определяющих своеобразие их качества жизни (В.В. Звягина, 2007; У.А. Казакова, 2010; И.Е. Куприянова, Б.А. Дашиева, И.С. Карауш, 2013; Т.П.Науменко, 2011 и др.). Подчеркивается, что профессиональную деятельность педагогов отличает повышенная напряженность и ответственность, интенсивность нагрузки и общения с коллегами, учащимися, родителями; необходимость повторения работы и длительной концентрации на одной и той же задаче; ситуация расширенного рабочего,обусловливающая эмоциональное разделение между рабочими требованиями и потребностями семьи [5].В.В. Звягина определяет качество жизни профессиональнопедагогической общностикак комплекс взаимосвязанных качественноколичественных характеристик, включающий [6]:жизненный потенциал –совокупность человеческого потенциала (здоровье, образование, финансовый ресурс, семейный статус) и психологического и профессиональноличностного(педагогическая направленность, педагогическая компетентность и значимые профессиональные качества и свойства педагога);качество педагогической деятельности (результаты деятельности, профессиональное развитие и самореализация);качество условий педагогического труда (оценка качества экологогигиенических, организационноуправленческих и социальнопсихологических условий).Автор подчеркивает бинарный характер показателей качества жизни педагогической общности,складывающийся из объективных (численный, возрастной и гендерныйсостав, место жительства, образовательный уровень, социальный и семейный статус, уровень дохода и др.)и субъективных параметров (саморегуляция, оптимизм и др.) [7].

Весьма специфическими характеристиками и параметрами будет отличаться субъективное качество жизни педагогов, работающих в системе специального (коррекционного) образования, поскольку их труд протекает в своеобразных условиях, среди которых можно отметить: напряженность; необходимость эмоционального включения в коррекционный процесс при отсутствии быстро достигаемых результатов, достойной оплаты труда; медленное реформирование существующей системы коррекционного образования;озабоченность вопросами жизни учащихся, не связанных с учебой (семейные конфликты, состояние здоровья трудоустройство и др.) [8].С целью выявления особенностей удовлетворенности в различных областях жизнедеятельности педагогов коррекционных школ нами было проведено исследование на основе опросника «Оценка уровня удовлетворенности по общему индексу качестважизни». Опросник, адаптированный на российской выборке, содержит 36вопросов, отражающих удовлетворенность в различных категориях индивидуальной жизни: работа, личные достижения, здоровье, общение с близкими людьми, поддержка (внутренняя и внешняя–социальная), оптимистичность, напряженность (физический и психологический дискомфорт), самоконтроль, негативные эмоции (настроение) [9].В экспериментальном исследовании приняли участие педагоги коррекционных школ г. Оренбурга (N=23), женщины в возрасте 25–61 лет (средний возраст испытуемых 42 года), общий стаж работы в учреждении специального образования колеблется от нескольких месяцев до 40 лет. Распределение испытуемых по уровню удовлетворенности качеством жизни представлено на рис.1.

Рис.1.Уровень удовлетворенности качествомжизни педагогов коррекционных школ

Таким образом, суммарный индекс качества жизни 57% испытуемых соответствует высокому уровню. Данные испытуемые демонстрируют выраженную оптимистичность и активность жизненной позиции, субъективную удовлетворенность в самоактуализации личностных ресурсов для преодоления личностных и рабочих стрессов. Средний уровень удовлетворенности качеством жизни характерен для 43% педагогов. Очень низкий и низкий уровни, свойственные депрессивным лицам и лицам, переживающих синдром профессионального выгорания, не выявлены.Выборка была разделена нами по параметру продолжительности профессиональной деятельности: ЭГ1 (N=10) –со стажем работы в указанном учреждении до 10 лет, возрастной состав выборкиколеблется в диапазоне 25–45 лет; ЭГ2 (N=13) –более 10 лет, возрастной диапазон –30–61 лет. Уровни удовлетворенности качеством жизни распределились следующим образом (рис. 2): ЭГ1 продемонстрировали преобладание среднего уровня, ЭГ2 –высокого.

Рис.2. Уровень удовлетворенности качествомжизни педагогов с различным стажем профессиональной деятельности

Далее нами были проанализированы сферы наименьшей (проблемные) и наибольшей (ресурсные) удовлетворенности, характерные для выборки в целом (см.табл. 2).

0102030405060Очень низкийНизкийСреднийВысокий020406080ЭГ1ЭГ2Очень низкийНизкийСреднийВысокийТаблица 2Удовлетворенность различными областями жизнедеятельности педагогов коррекционных школ

ПараметрыУровниВысокийСреднийНизкий1Работа573942Личные достижения и устремления5726173Здоровье4830224Общение с близкимилюдьми (друзья, родственники)652695Поддержка (внутренняя и внешняя)485206Оптимистичность484397Напряженность692298Самоконтроль613549Негативные эмоции224830

К числу ресурсных сфер жизнедеятельности педагогов коррекционных школ можно отнести «Общение с близкими людьми (друзьями, родственниками)», «Самоконтроль», «Напряженность», «Работа», «Личные достижения». На среднем уровне находятся сферы «Внешняя и внутренняя поддержка», а также «Негативные эмоции». Установить ярко выраженные проблемные сферы жизнедеятельности педагогов на основании общих данных мы не можем. Тем не менее, анализ полученных результатов в соответствии с предложенным ранее критерием (продолжительность профессиональной деятельности) позволяет детализировать специфическиетенденции и закономерности внутренней картины субъективного качества жизни педагогов коррекционных школ (табл. 3). Таблица 3Удовлетворенность различными областями жизнедеятельности педагогов коррекционных школ с различным стажем работы

ПараметрыУровниВысокийСреднийНизкийЭГ1ЭГ2ЭГ1ЭГ2ЭГ1ЭГ21Работа307760231002Личные достижения и устремления406950810233Здоровье306160810314Общение с близкими людьми (друзья, родственники)507740151085Поддержка (внутренняя и внешняя)40546046006Оптимистичность405460310157Напряженность607720232008Самоконтроль406950311009Негативные эмоции202330625015

Итак, общей чертой, характерной для испытуемых ЭГ1 и ЭГ2 является высокая оценка удовлетворенности по шкале «Общение с близкими людьми (родственниками, друзьями)» и «Напряженность»:«Общение с близкими людьми»характеризует отношения с детьми, друзьями, интимные отношения, а также переживание чувства одиночества, связанного со сменой обстоятельств. Субъективное восприятие семьи как преобладающей ценности, характерное для педагогов коррекционных школ, подчеркивается также в исследовании И.Е. Куприяновой, Б.А. Дашиевой, И.С. Карауш [10];параметр «Напряженность»включает напряжение, связанное с дефицитом времени, ощущение опасности среды, усталость, физическое напряжение и драматические события за последние 2 года жизни. Соответственно, высокий уровень удовлетворенности по данной шкале исключает значимость указанных характеристик для педагогов. Обращает внимание также шкала «Негативные эмоции». У испытуемых ЭГ1 и ЭГ2показатели смещены в сторону более низких значений: у ЭГ1 выявлен низкий уровень, уЭГ2 –средний. Данную закономерность можно объяснить высоким уровнем негативных эмоциональных переживаний, ежедневно сопровождающих деятельность педагогов коррекционных учреждений в виде чувства страха, тревоги, гнева, стыда, вины, обиды. Указанный специфический «оттенок» профессии имеет максимальную степень выраженности на ранних этапах становления специалиста, в процессе адаптации к новым условиям труда. Со временем эмоциональное состояние педагогов стабилизируется,уровень негативных эмоций снижается.По параметрам «Работа», «Личные достижения и устремления», «Здоровье», «Поддержка», «Оптимистичность», «Самоконтроль»педагоги коррекционных школ с продолжительностью профессиональной деятельности в конкретном учреждении более 10 лет (ЭГ2) демонстрируют выраженную тенденцию к преобладанию высокого уровня удовлетворенности, педагоги ЭГ1 –среднего уровня. Определить роль обозначенных шкал в механизме гармонизации/деформации субъективного качества жизни педагогов коррекционных школ затруднительно, что объясняется небольшим составом экспериментальной выборки. Однако кратко остановимся на характеристике каждой из них:«Работа»отражает соответствие выбранной профессии интересам и ожиданиям, отношения с коллегами и начальством, финансовое состояние, перспективы в плане карьерного (профессионального) роста.«Личные достижения»–отражает степень удовлетворенности достижением личных целей, соответствие жизненных ценностей и принципов реалиям действительности, понимание и уважение в профессиональной сфере. «Здоровье» характеризует основные аспекты физического здоровья как отражение внутреннего/субъективного благополучия. Именно наличие стрессоров субъективного характера обусловливает высокий риск эмоционального выгорания, психосоматические расстройства и соматическую болезненность педагогов.«Поддержка»включает широкий круг форм внешней и внутренней поддержки: духовной, религиозной, моральной и эмоциональной поддержки близких людей, а также коллег (профессиональная /деловая поддержка), личностные ресурсы. «Оптимистичность»–оптимизм, чувство юмора, жизнерадостность, эмоциональная «приподнятость», ожидание благоприятных результатов в жизни,благополучное разрешение трудных жизненных ситуаций.«Самоконтроль»–самообладание, возможность противостоять стрессовым факторам среды, успешность овладения новыми видами целенаправленной активности, контроль за ситуацией и событиями, способность самостоятельно решать нестандартные задачи и принимать решения, осуществлять деятельность в изменившихся условиях. Таким образом, основной проблемной сферой современных педагогов, работающих в системе специального образования, являются негативные эмоции, связанные с чувством страха, тревоги, гнева, стыда, вины, обиды. Доминирование отрицательного психоэмоционального фона наблюдается на ранних этапах профессиональной деятельности и имеет тенденцию к минимизации. В качестве ресурсных зон можно назвать общение с близкими людьми и возможность управлять внутренним и физическим напряжением, связаннымс трудными жизненными и профессиональными ситуациями. Несмотря на небольшой состав выборки, полученные результаты соотносятся с имеющимися в научной литературе данными. Проверкавыявленных новых закономерностей на презентативных выборках представляется перспективной.

Ссылки на источники1.ЗвягинаВ.В.Особенности качества жизни и здоровья учителей: монография // Вестник ТОГИРРО. –Тюмень, 2011. –№3(15)–180 с.2.Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. –М., 2006. –169 с.

3.Зараковский Г.М. Международная конференция «Качество жизни и психология»// Психологический журнал. –2005. –Т.26. –№ 5. –С. 110–115. 4.ЛигаМ.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности. –М, 2006. –223 с.

5.Куприянова И. Е., Дашиева Б. А., Карауш И. С. Качество жизни и педагогическое здоровье педагогов, работающих в различных системах образования (общее, коррекционное, инклюзивное) // Вестник Томского государственного педагогического университета. –2013. –№ 11(139). –С. 87–94.6.Звягина В. В. Указ. соч.7.Там же.8.Куприянова И. Е., Дашиева Б. А., Карауш И. С. Указ. соч.9.Звягина В. В. Указ. соч.10.Куприянова И. Е., Дашиева Б. А., Карауш И. С. Указ. соч.

EkaterinaFominykh,

CandidateofPsychological Sciences, Assistant professor of Special Psychology Department of Federal state educational institution of higher professional education “Orenburg State Pedagogical University”, Orenburgfominyh.yekaterina@yandex.ruFeatures of subjective quality of life of teachers correctional schools OrenburgAbstract.This article presents the results of experimental investigation of subjectiveevaluative dimensions of quality of life of teachers correctional schools Orenburg. The analysis of satisfaction with quality of life, depending on the duration of professional activity. Identified problem and resource aspects of teachers correctional schools.Key words:quality of life, subjective quality of life, quality of life of teacher satisfaction.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»