Проблемы формирования лидерских способностей
Выпуск:
ART 14859
УДК
316.46
:
316.6
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кривцова
М.
А.,
Сердюк
И.
И. Проблемы формирования лидерских способностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S30. – С.
41–45. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14859.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы формирования лидерских способностей. Определяются возможные пути формирования лидеров, способных проявлять личностные качества в практической деятельности.
Ключевые слова:
лидерство, лидер, способности, лидерские задатки, лидерские способности, формирование лидерских способностей
Похожие статьи
Текст статьи
Сердюк Ирина Ивановна,кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальногуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецкserdyuk. irina@rambler. ru
Кривцова Марина Андреевна,заместитель декана по учебной работе ЧОУ ВПО «СевероКавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий», г. Армавир15marina88@mail. ru
Проблемы формирования лидерских способностей
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы формирования лидерских способностей. Определяются возможныепути формирования лидеров, способных проявлять личностные качества в практической деятельности. Ключевые слова:способности, лидер,лидерство, лидерские задатки, лидерские способности,формирование лидерских способностей. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
На современном этапе развития общества, когда именно производственные условия определяют успехи науки, техники, возникает острая необходимость в людях, владеющих искусством проявлять собственную активность в производственном процессе. В любом профессиональном коллективе каждый его член может и должен влиять на успешность и эффективность труда. Особенно это актуально в различных стрессовых ситуациях [1]. Лидер способен осуществляет формальное и неформальное руководство. Лидерство–это способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидерство начинается тогда, когда образы будущего, стоящие перед мысленным взором человека и связанные с его целями, станут для него еще ярче и намного важнее, чем переживания настоящего. Эти мысленные образы называются видением. Когда человек овладевает своим видением, начинают проявляться его лидерские задатки, которые потом формируются в лидерские способности. Уже обращалось внимание на то, что среди зарубежных психологов также нет единства в понимании способностей. Большинству из них свойственно понимать способности либо как врожденные особенности индивида, определяющие все будущие достижения субъекта, либо как приобретенные навыки и умения. Оценка способностей в зарубежной психологии, в основном, связана с тестированием и математической обработкой данных. (Дж. М. Кеттел, А. Бине, Г. И. Россолимо и др.). В современной отечественной психологии выделены следующие подходы: 1.Личностнодеятельностный (Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, В. М. Мясищев, В.А. Крутецкий, А. В. Петровский, Ж. Пиаже, В. С. Мерлин и др.);2.Системностилевой (Б. Б. Коссов и др.);3.Функциональногенетический (Н. С. Лейтес, В. Д. Шадриков, Е. А. Климов и др.). Если представители личностнодеятельностного направления сосредотачивали свое внимание на внешней стороне способностей, то представители функциональногенетического подхода изучали их внутреннюю основу –соотношение способностей и психических процессов. Каждый познавательный психический процесс соответствует определенной психической функции –сочетанию сложных функциональных, операционных и мотивационных образований, характеризующих человека [2]. Лидеру необходимо обладать следующими качествами:воля –способность преодолевать препятствия на своем пути. Воля –это то, что помогает человеку идти вперед и не сворачивать. Это то, что каждый день поднимает его с постели, потому так надо. Воля хорошо развита у спортсменов, поэтому спортсмены добиваются высоких результатов в бизнесе и, наоборот;
настойчивость. На пути бизнесмена, спортсмена, да и любого другого человека часто возникают препятствия. У обычного человека есть выбор–либо остановиться, либо пойти дальше, разрушая это препятствие. У Лидера выбора нет. Он просто идет напролом и не важно, что будет препятствием. Важно то, что будет за ним. Это и есть настойчивость;
независимость и инициативность. Инициатива сродни лидерству. Без инициативы не будет лидера. Независимость–тоже важное качество лидера. Под этим словом подразумевается свобода во всем: деньги, жилье, машина. Никакого курения, алкоголя и наркотиков! Эти факторы гасят вашу независимость!адаптивность–умение приспосабливаться к новым условиям. Это очень важное качество. В свое время Чарльз Дарвин говорил по этомуповоду следующее: «Выживают вовсе не самые сильные виды, и даже не самые разумные. Выживают те, кто быстрее других приспосабливается к переменам. Такие люди выживают после эпидемий, мировых войн и массовых стихийных бедствий–потому что они могут быстро адаптироваться к данным условиям»;
самокритичность. Если вы не будете трезво оценивать себя, свои поступки, то вы либо погрязните в самолюбии, либо утонете в своей неуверенности. Самокритичность–это тот баланс, который необходим каждому лидеру для оценки своего собственного я;
требовательность к себе и другим. При этом работает правило: «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Если вы спрашиваете с других, то нужно то же самое спрашивать с себя;психическая устойчивость. Если вы–лидер, то у вас будут стрессовые ситуации всегда. Нужно быть к этому готовым и нужно уметь держать себя в руках;
надежность. Умение держать слово. Люди, работающие с вами, должны знать, что на вас можно положиться, поэтому нужно уметь держать своеслово;
выносливость. Умение работать даже в условиях перегрузок. Часто бывают ситуации, когда думаешь, что больше не можешь, что больше нет сил и ничего нельзя сделать. Выносливость–это то чувство, которое помогает разбить вдребезги все слова «нет»;
оптимистичность. Надейся на лучшее, а ожидай худшего. Это правило работает здесь. Всегда нужно быть оптимистом по жизни, но при этом не забывать, что есть и негативные стороны жизни. Нужно просто об этом помнить;
решительность. Способность самостоятельно принимать решения. Это важный пункт в развитии лидерских качеств. Это способность просто делать. Впоследнее время наметилось значительное возрастание интереса к проблеме лидерства. Лидерство–это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по своей воле стремились достичь неких целей. Лидерэто человек, который объединяет, направляет действия группы. Это наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии выделены качества, которые, являются ключевыми и наиболее полно определяют лидерство. Для этого был сформирован ряд критериев, которым должны соответствовать эти качества. Вопервых, качество лидера должно быть разделяемо большим числом исследователей, то есть быть достаточно референтным. Вовторых, качество должно быть ключевым или хотя бы значимым. Без этого качества не мог бы обойтись ни один из общепризнанных лидеров прошлого и современности. Ну и, наконец, втретьих, качество должно иметь оформленную внутреннюю структуру, чтобы была возможность указать способы его развития, разложив на составные части. Формирование готовности к лидерству понимается как целенаправленный педагогический процесс, в ходе и результате которого:создается устойчивая положительная мотивация развития лидерских качеств личности (мотивационноличностный компонент);приобретаются и применяются знания о профессионально значимых лидерских качествах (операционнодеятельностный компонент);происходит соотнесениеличностных качеств и требований к будущей профессиональной деятельности (операционноконтрольный компонент). Все лидеры ищут и находят смысл и цель своего существования, и он помогает им понять их истинную сущность. Осмысление своей личности становится основанием для понимания личной ценности и своего достоинства, а также позитивной самооценки, благодаря которой возникает уверенность. Эта уверенность подкрепляется верой в свои возможности и способностью реализовывать поставленные цели. Уверенность в сочетании с убежденностью в собственных способностях к достижению выявленной цели порождает осознание собственного предназначения. Сочетание всех этих элементов способствует развитию ранее дремавших даров и талантов, данных лидерам Создателем для достижения задач, стоящих перед их поколением. Когда все эти элементы сливаются в одно, возникает лидерство. Такое лидерство не знает границ в том смысле, что лидеры уверены, что могут сделать все необходимое для выполнения своей цели. И когда процесс становления лидера завершится, остановить такого человека будет просто невозможно. Чтобы стать лидером, вам необходимо обнаружить свое истинное «я», а для этого следует выявить смысл и цель своей жизни, ибо только они дадут вам понимание себя, как уникальной личности. Это понимание своей истинной сущности поможет родиться вашему видению. Лидерство начинается тогда, когда образы будущего, стоящие перед мысленным взором человека и связанные с его целями, станут для него еще ярче и намного важнее, чем переживания настоящего. Эти мысленные образы называются видением. Когда человек овладевает своим видением, начинают проявляться его лидерские задатки. Лидерство без видения невозможно, потому что лидерство существует для реализации видения. Без видения лидерство бессильно и бессмысленно. Видение является основанием лидерства, оно объясняет и обосновывает его существование. Без видения, лидер обречен на поражение, он не видит смысла в своей жизни, не имеет надежды на осуществление своих целей. Когда видение утрачивается, лидер, так сказать, умирает. Поэтому лидерство зависит от овладения видением, его совершенствования, планирования, упрощения, документирования, передачи другим, зависит от наполнения его жизнью и сохранения его благородных качеств. Чтобы стать лидером, вам нужно иметь видение будущего, которое отражает осуществление целей вашей жизни. Одно из значений слова «вдохновлять» –наполнять, накачивать. Эта концепция взята из греческой философской мысли, позаимствованной из слова «боговдохновенный». Эта идея прослеживается в библейских текстах, которые отражают тот факт, что на протяжении всех веков люди были вдохновляемы Божьим Духом. Божий Дух возвышал их, поднимая из обыденного, рутинного существования, и показывая альтернативы, ради которых стоилорискнуть всем. Чтобы стать лидером,нужно вдохновиться самим и быть способными вдохновлять других. Именно сила воодушевления способна заразить других и подвигнуть их на переоценку своих приоритетов. Она мотивирует человеческий дух на подчинение личноговидения общественным целям. Величайший компонент лидерства —вдохновение, потому что,если лидер не умеет вдохновить людей, у него возникнет искушение манипулировать ими. Но где есть манипуляции, там возникает диктат и контроль, но не истинное лидерство.Настоящие лидеры никогда не манипулируют, они вдохновляют. Лидер посвящает себя духовным и нравственным истинам, которые формируют его характер и дают ему возможность осуществить видение. Видение обладает заложенными в нем принципами и ценностями, которых следует придерживаться, если вы хотите, чтобы оно осуществилось. Поэтому истинное лидерство всегда включает в себя личный кодекс нравственности, моральные стандарты и ценности, которые формируют и защищают характер, необходимый для достижения и осуществления лидером его цели и видения. Например, видение невозможно осуществить без самопожертвования. Лидерство требует готовности принести в жертву собственные удовольствия ради достижения поставленной цели. Лидерство требует верности и посвященности принципам больше, чем получению прибыли и достижению популярности, оно ставит убеждения выше удобств, оно в большей степени озабочено эффективностью, чем выгодой. Лидерство оценивается только тем, что оно ценит. Истинное лидерство ценит человеческую жизнь, человеческое достоинство, равенство людей, человеческие права и безопасность человека. Чтобы стать лидером, вам следует посвятить себя конкретным принципам и ценностям ради развития своего характера и осуществления видения. Трудно представить лидерство без страсти. Когда настоящие лидеры терпят неудачу, они быстро восстанавливаются, потому что их страсть не дает им отступить назад. Чтобы стать лидером, вам нужно обрести страсть для своей цели, которую вы будете выражать своим образом жизни. Лидерство не может существовать само по себе. Оно существует ради того, чтобы вести людей к лучшему будущему, чтобы научить их развиваться и расти, помогая им совершенствоваться, вдохновляя их на веру в то, что все возможно. Лидерство устанавливает высокие стандарты для людей и оказывает на них позитивное влияние, давая им надежду и глубокие убеждения относительно их способностей к достижению величия. Истинное лидерство –это посвящение людям. Оно признает ценность людей, и это признание формирует отношение к ним лидера. Лидерство вкладывает время, ресурсы, энергию и опыт в обучение других. Истинные лидеры честны по отношению к другим людям, являют им пример того, чего ожидают от них, и демонстрируют то, что требуют от других. По сути, лидеры ведут за собой своим характером. Лидерство считает успех общественным достижением, и потому оно расцветает, когда люди его оценивают. Лидер знает, что нужно людям: эмпатия, уважение, любовь, признание, одобрение, воодушевление, честность, доверие и вера. Лидерство направляет людей на получение видения, созидающего будущее. Чтобы стать лидером, нужно посвятить себя на благо другим людям. Истинное лидерство твердо стоит на принципах личной самодисциплины. Личная дисциплина подразумевает личные стандарты ради достижения благородных целей и стремление, намного более важное, чем личные удовольствия. Лидерство сосредоточено на самопожертвовании ради служения, а не личном комфорте и потакании себе, оно готово отказаться от сиюминутного вознаграждения ради будущих достижений. Лидерство не терпит серости и посредственности и предпочитает стремление к превосходству. Лидер налагает ограничения на самого себя, для того чтобы достичь более высоких результатов. Лидерство предполагает формирование себя для достижения наилучшего. Лидеры принимают решения, учитывая их последствия и влияние на поставленные цели. По сути, лидерство отрабатывает умение принимать решения, основываясь на посвящении своему призванию. Лидеры контролируют собственные решения. Это требует наивысшей дисциплины. Эффективные лидеры –всегда хорошие распорядители физических и финансовых ресурсов, за которые они отвечают, знающие, как использовать их и сделать продуктивными для получения хороших результатов. В процессе исполнения административных и координационных обязанностей лидер всегда должен внимательно следить за тремя составляющими: это кадры, финансы и планирование. Настоящее лидерство создает такие управленческие команды, которые координируют сотрудников на увеличение вклада в общее дело. Лидеры знают сильные и слабые стороны других людей и используют мудрость при распределении их по разным командам.
Ссылки на источники1.Жигимонт С. Н. Особенности организации психологопедагогического сопровождения старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ// Современные научные исследования. Вып.2.–Концепт.–2014. –ART 54493. –URL: http://ekoncept. ru/2014/54493. htm–Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 2.Сердюк И. И. Психологопедагогические условия развития математических способностей школьников средствами психологической службы: автореф.дис. … канд.психол.наук /Курский государственный университет. –Курск, 2007. –23 с.
IrinaSerdyuk, Candidate of PsychologicalSciences, Associate Professor, Branch"Kuban State University", Tikhoretskserdyuk. irina@rambler. ruMarinaKrivtsova, CHOW VPO "NorthCaucasian Institute of business, engineering and information technologies", Armavir15marina88@mail. ruProblems of formation of leadership skillsAbstract. This article discusses actual problems of formation of leadership skills. Identifies possible ways of formation of leaders who are able to demonstrate personal qualities in practice. Key words:ability, leader, leadership, leadership qualities, leadership skills, managerial abilities.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Кривцова Марина Андреевна,заместитель декана по учебной работе ЧОУ ВПО «СевероКавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий», г. Армавир15marina88@mail. ru
Проблемы формирования лидерских способностей
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы формирования лидерских способностей. Определяются возможныепути формирования лидеров, способных проявлять личностные качества в практической деятельности. Ключевые слова:способности, лидер,лидерство, лидерские задатки, лидерские способности,формирование лидерских способностей. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
На современном этапе развития общества, когда именно производственные условия определяют успехи науки, техники, возникает острая необходимость в людях, владеющих искусством проявлять собственную активность в производственном процессе. В любом профессиональном коллективе каждый его член может и должен влиять на успешность и эффективность труда. Особенно это актуально в различных стрессовых ситуациях [1]. Лидер способен осуществляет формальное и неформальное руководство. Лидерство–это способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидерство начинается тогда, когда образы будущего, стоящие перед мысленным взором человека и связанные с его целями, станут для него еще ярче и намного важнее, чем переживания настоящего. Эти мысленные образы называются видением. Когда человек овладевает своим видением, начинают проявляться его лидерские задатки, которые потом формируются в лидерские способности. Уже обращалось внимание на то, что среди зарубежных психологов также нет единства в понимании способностей. Большинству из них свойственно понимать способности либо как врожденные особенности индивида, определяющие все будущие достижения субъекта, либо как приобретенные навыки и умения. Оценка способностей в зарубежной психологии, в основном, связана с тестированием и математической обработкой данных. (Дж. М. Кеттел, А. Бине, Г. И. Россолимо и др.). В современной отечественной психологии выделены следующие подходы: 1.Личностнодеятельностный (Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, В. М. Мясищев, В.А. Крутецкий, А. В. Петровский, Ж. Пиаже, В. С. Мерлин и др.);2.Системностилевой (Б. Б. Коссов и др.);3.Функциональногенетический (Н. С. Лейтес, В. Д. Шадриков, Е. А. Климов и др.). Если представители личностнодеятельностного направления сосредотачивали свое внимание на внешней стороне способностей, то представители функциональногенетического подхода изучали их внутреннюю основу –соотношение способностей и психических процессов. Каждый познавательный психический процесс соответствует определенной психической функции –сочетанию сложных функциональных, операционных и мотивационных образований, характеризующих человека [2]. Лидеру необходимо обладать следующими качествами:воля –способность преодолевать препятствия на своем пути. Воля –это то, что помогает человеку идти вперед и не сворачивать. Это то, что каждый день поднимает его с постели, потому так надо. Воля хорошо развита у спортсменов, поэтому спортсмены добиваются высоких результатов в бизнесе и, наоборот;
настойчивость. На пути бизнесмена, спортсмена, да и любого другого человека часто возникают препятствия. У обычного человека есть выбор–либо остановиться, либо пойти дальше, разрушая это препятствие. У Лидера выбора нет. Он просто идет напролом и не важно, что будет препятствием. Важно то, что будет за ним. Это и есть настойчивость;
независимость и инициативность. Инициатива сродни лидерству. Без инициативы не будет лидера. Независимость–тоже важное качество лидера. Под этим словом подразумевается свобода во всем: деньги, жилье, машина. Никакого курения, алкоголя и наркотиков! Эти факторы гасят вашу независимость!адаптивность–умение приспосабливаться к новым условиям. Это очень важное качество. В свое время Чарльз Дарвин говорил по этомуповоду следующее: «Выживают вовсе не самые сильные виды, и даже не самые разумные. Выживают те, кто быстрее других приспосабливается к переменам. Такие люди выживают после эпидемий, мировых войн и массовых стихийных бедствий–потому что они могут быстро адаптироваться к данным условиям»;
самокритичность. Если вы не будете трезво оценивать себя, свои поступки, то вы либо погрязните в самолюбии, либо утонете в своей неуверенности. Самокритичность–это тот баланс, который необходим каждому лидеру для оценки своего собственного я;
требовательность к себе и другим. При этом работает правило: «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Если вы спрашиваете с других, то нужно то же самое спрашивать с себя;психическая устойчивость. Если вы–лидер, то у вас будут стрессовые ситуации всегда. Нужно быть к этому готовым и нужно уметь держать себя в руках;
надежность. Умение держать слово. Люди, работающие с вами, должны знать, что на вас можно положиться, поэтому нужно уметь держать своеслово;
выносливость. Умение работать даже в условиях перегрузок. Часто бывают ситуации, когда думаешь, что больше не можешь, что больше нет сил и ничего нельзя сделать. Выносливость–это то чувство, которое помогает разбить вдребезги все слова «нет»;
оптимистичность. Надейся на лучшее, а ожидай худшего. Это правило работает здесь. Всегда нужно быть оптимистом по жизни, но при этом не забывать, что есть и негативные стороны жизни. Нужно просто об этом помнить;
решительность. Способность самостоятельно принимать решения. Это важный пункт в развитии лидерских качеств. Это способность просто делать. Впоследнее время наметилось значительное возрастание интереса к проблеме лидерства. Лидерство–это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по своей воле стремились достичь неких целей. Лидерэто человек, который объединяет, направляет действия группы. Это наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии выделены качества, которые, являются ключевыми и наиболее полно определяют лидерство. Для этого был сформирован ряд критериев, которым должны соответствовать эти качества. Вопервых, качество лидера должно быть разделяемо большим числом исследователей, то есть быть достаточно референтным. Вовторых, качество должно быть ключевым или хотя бы значимым. Без этого качества не мог бы обойтись ни один из общепризнанных лидеров прошлого и современности. Ну и, наконец, втретьих, качество должно иметь оформленную внутреннюю структуру, чтобы была возможность указать способы его развития, разложив на составные части. Формирование готовности к лидерству понимается как целенаправленный педагогический процесс, в ходе и результате которого:создается устойчивая положительная мотивация развития лидерских качеств личности (мотивационноличностный компонент);приобретаются и применяются знания о профессионально значимых лидерских качествах (операционнодеятельностный компонент);происходит соотнесениеличностных качеств и требований к будущей профессиональной деятельности (операционноконтрольный компонент). Все лидеры ищут и находят смысл и цель своего существования, и он помогает им понять их истинную сущность. Осмысление своей личности становится основанием для понимания личной ценности и своего достоинства, а также позитивной самооценки, благодаря которой возникает уверенность. Эта уверенность подкрепляется верой в свои возможности и способностью реализовывать поставленные цели. Уверенность в сочетании с убежденностью в собственных способностях к достижению выявленной цели порождает осознание собственного предназначения. Сочетание всех этих элементов способствует развитию ранее дремавших даров и талантов, данных лидерам Создателем для достижения задач, стоящих перед их поколением. Когда все эти элементы сливаются в одно, возникает лидерство. Такое лидерство не знает границ в том смысле, что лидеры уверены, что могут сделать все необходимое для выполнения своей цели. И когда процесс становления лидера завершится, остановить такого человека будет просто невозможно. Чтобы стать лидером, вам необходимо обнаружить свое истинное «я», а для этого следует выявить смысл и цель своей жизни, ибо только они дадут вам понимание себя, как уникальной личности. Это понимание своей истинной сущности поможет родиться вашему видению. Лидерство начинается тогда, когда образы будущего, стоящие перед мысленным взором человека и связанные с его целями, станут для него еще ярче и намного важнее, чем переживания настоящего. Эти мысленные образы называются видением. Когда человек овладевает своим видением, начинают проявляться его лидерские задатки. Лидерство без видения невозможно, потому что лидерство существует для реализации видения. Без видения лидерство бессильно и бессмысленно. Видение является основанием лидерства, оно объясняет и обосновывает его существование. Без видения, лидер обречен на поражение, он не видит смысла в своей жизни, не имеет надежды на осуществление своих целей. Когда видение утрачивается, лидер, так сказать, умирает. Поэтому лидерство зависит от овладения видением, его совершенствования, планирования, упрощения, документирования, передачи другим, зависит от наполнения его жизнью и сохранения его благородных качеств. Чтобы стать лидером, вам нужно иметь видение будущего, которое отражает осуществление целей вашей жизни. Одно из значений слова «вдохновлять» –наполнять, накачивать. Эта концепция взята из греческой философской мысли, позаимствованной из слова «боговдохновенный». Эта идея прослеживается в библейских текстах, которые отражают тот факт, что на протяжении всех веков люди были вдохновляемы Божьим Духом. Божий Дух возвышал их, поднимая из обыденного, рутинного существования, и показывая альтернативы, ради которых стоилорискнуть всем. Чтобы стать лидером,нужно вдохновиться самим и быть способными вдохновлять других. Именно сила воодушевления способна заразить других и подвигнуть их на переоценку своих приоритетов. Она мотивирует человеческий дух на подчинение личноговидения общественным целям. Величайший компонент лидерства —вдохновение, потому что,если лидер не умеет вдохновить людей, у него возникнет искушение манипулировать ими. Но где есть манипуляции, там возникает диктат и контроль, но не истинное лидерство.Настоящие лидеры никогда не манипулируют, они вдохновляют. Лидер посвящает себя духовным и нравственным истинам, которые формируют его характер и дают ему возможность осуществить видение. Видение обладает заложенными в нем принципами и ценностями, которых следует придерживаться, если вы хотите, чтобы оно осуществилось. Поэтому истинное лидерство всегда включает в себя личный кодекс нравственности, моральные стандарты и ценности, которые формируют и защищают характер, необходимый для достижения и осуществления лидером его цели и видения. Например, видение невозможно осуществить без самопожертвования. Лидерство требует готовности принести в жертву собственные удовольствия ради достижения поставленной цели. Лидерство требует верности и посвященности принципам больше, чем получению прибыли и достижению популярности, оно ставит убеждения выше удобств, оно в большей степени озабочено эффективностью, чем выгодой. Лидерство оценивается только тем, что оно ценит. Истинное лидерство ценит человеческую жизнь, человеческое достоинство, равенство людей, человеческие права и безопасность человека. Чтобы стать лидером, вам следует посвятить себя конкретным принципам и ценностям ради развития своего характера и осуществления видения. Трудно представить лидерство без страсти. Когда настоящие лидеры терпят неудачу, они быстро восстанавливаются, потому что их страсть не дает им отступить назад. Чтобы стать лидером, вам нужно обрести страсть для своей цели, которую вы будете выражать своим образом жизни. Лидерство не может существовать само по себе. Оно существует ради того, чтобы вести людей к лучшему будущему, чтобы научить их развиваться и расти, помогая им совершенствоваться, вдохновляя их на веру в то, что все возможно. Лидерство устанавливает высокие стандарты для людей и оказывает на них позитивное влияние, давая им надежду и глубокие убеждения относительно их способностей к достижению величия. Истинное лидерство –это посвящение людям. Оно признает ценность людей, и это признание формирует отношение к ним лидера. Лидерство вкладывает время, ресурсы, энергию и опыт в обучение других. Истинные лидеры честны по отношению к другим людям, являют им пример того, чего ожидают от них, и демонстрируют то, что требуют от других. По сути, лидеры ведут за собой своим характером. Лидерство считает успех общественным достижением, и потому оно расцветает, когда люди его оценивают. Лидер знает, что нужно людям: эмпатия, уважение, любовь, признание, одобрение, воодушевление, честность, доверие и вера. Лидерство направляет людей на получение видения, созидающего будущее. Чтобы стать лидером, нужно посвятить себя на благо другим людям. Истинное лидерство твердо стоит на принципах личной самодисциплины. Личная дисциплина подразумевает личные стандарты ради достижения благородных целей и стремление, намного более важное, чем личные удовольствия. Лидерство сосредоточено на самопожертвовании ради служения, а не личном комфорте и потакании себе, оно готово отказаться от сиюминутного вознаграждения ради будущих достижений. Лидерство не терпит серости и посредственности и предпочитает стремление к превосходству. Лидер налагает ограничения на самого себя, для того чтобы достичь более высоких результатов. Лидерство предполагает формирование себя для достижения наилучшего. Лидеры принимают решения, учитывая их последствия и влияние на поставленные цели. По сути, лидерство отрабатывает умение принимать решения, основываясь на посвящении своему призванию. Лидеры контролируют собственные решения. Это требует наивысшей дисциплины. Эффективные лидеры –всегда хорошие распорядители физических и финансовых ресурсов, за которые они отвечают, знающие, как использовать их и сделать продуктивными для получения хороших результатов. В процессе исполнения административных и координационных обязанностей лидер всегда должен внимательно следить за тремя составляющими: это кадры, финансы и планирование. Настоящее лидерство создает такие управленческие команды, которые координируют сотрудников на увеличение вклада в общее дело. Лидеры знают сильные и слабые стороны других людей и используют мудрость при распределении их по разным командам.
Ссылки на источники1.Жигимонт С. Н. Особенности организации психологопедагогического сопровождения старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ// Современные научные исследования. Вып.2.–Концепт.–2014. –ART 54493. –URL: http://ekoncept. ru/2014/54493. htm–Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 2.Сердюк И. И. Психологопедагогические условия развития математических способностей школьников средствами психологической службы: автореф.дис. … канд.психол.наук /Курский государственный университет. –Курск, 2007. –23 с.
IrinaSerdyuk, Candidate of PsychologicalSciences, Associate Professor, Branch"Kuban State University", Tikhoretskserdyuk. irina@rambler. ruMarinaKrivtsova, CHOW VPO "NorthCaucasian Institute of business, engineering and information technologies", Armavir15marina88@mail. ruProblems of formation of leadership skillsAbstract. This article discusses actual problems of formation of leadership skills. Identifies possible ways of formation of leaders who are able to demonstrate personal qualities in practice. Key words:ability, leader, leadership, leadership qualities, leadership skills, managerial abilities.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»