Работа с литературными произведениями вятских авторов, направленная на формирование эстетического отношения к природе у младших школьников
Выпуск:
ART 14874
УДК
373.31
:
502
:
82
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Метелева
Е.
О. Работа с литературными произведениями вятских авторов, направленная на формирование эстетического отношения к природе у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S32. – С.
16–20. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14874.htm.
Аннотация. В статье автор предлагает приемы работы, разработанные на основе произведений вятских авторов о природе, работа с которыми направлена на формирование эстетического отношения к природе.
Ключевые слова:
эстетическое отношение к природе, произведения вятских авторов
Текст статьи
Метелева Екатерина Олеговна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с УИОП № 48, г. Киров
Работа с литературными произведениями вятских авторов,
направленная на формирование эстетического отношения к природе у младших школьников
Аннотация. В статье автор предлагает приемы работы, разработанные на основе произведений вятских авторов о природе, работа с которыми направлена на формирование эстетического отношения к природе.Ключевые слова:эстетическое отношение к природе, произведения вятских авторов. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Проблема формирования эстетического отношения к природе волновала педагогов разных эпохкак одно из приоритетных направлений эстетического воспитания. В Большой Советской энциклопедии отмечено, что эстетическое воспитание это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности, то есть его восприятие и понимание прекрасного в действительности.Оно дает о себе знать в любой творческой деятельности, в быту, в поведении людей, что проявляется в рациональноэмоциональное освоение окружающей действительности и отражает гармонию социальной и природной сущности человека. В свою очередь эстетическое отношение, как важнейший элемент эстетического воспитания включается в общую систему воспитания подрастающего поколения.Эстетическоеотношение«особое отношение человека к действительности, в процессе которого человек раскрывает и выявляет меру целостности предметов, явлений и ситуаций объективного мира, проявляет и переживает развитые в себе способности и возможности активной творческой деятельности, оценивает степень совершенства явлений действительности и степень гармонии человека и мира» [1]. Гармонию человека и мира можно проследить в произведениях о природе, знакомство с которыми может способствовать формированию эстетического отношения к природе, какзалога правильного поведения, а именно умения и потребности ценить и беречь красоту и гармонию природы.Е.В.Гончарова говорит о том, что эстетическое отношение к природе представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей ребенка с эстетическими качествами объектов природы. В эстетическое отношение входят эмоциональный отклик ребенка на прекрасное, добрые чувства, его творческая деятельность, стремление к посильному преобразованию окружающего [2]. Правильное, в то же время творческое отношение человека к окружающей природе зависит от его способности ощущать себя частью природы, т.е.переживать свою причастность к живому миру, свою неотрывность от него. Формирование эстетических отношений у детей, их приобщение к прекрасному в мире природы осуществляется в системе, в различных видах деятельности (учебной, игровой, творческой), при восприятии окружающей действительности через органы чувств и произведений искусства (изобразительного, литературного и пр.). Создание запаса эстетических знаний о природе, обогащение художественных впечатленийпервая задача учителя при формировании эстетического отношения к природе на основе произведений о природе вятских авторов. Эстетическое отношение можно формировать в образовательном процессе средствами всех учебных дисциплин, но особое место в решении этой задачи занимают уроки литературного чтения. Основой формирования эстетического отношения к природе у младшего школьника может служить изучение произведений о природе, имеющих выраженное познавательное начало и одновременно несущее в себе представление о ее красоте. Такими произведениями могут быть произведения вятских авторов о природе. Произведения вятских авторов о природе знакомят с особенностями природы родного края, достопримечательностями природных широт Вятки; способствуют формированию умения видеть ее красоту через прочувствованныйписателями и поэтами Вятки краеведческий материал. Таким образомпроисходит воздействие литературных произведений на сознание читателя и формирование эстетического отношения к природе. В процессе формирования эстетического отношения к природе учитель может использовать различные приемы работы с текстом произведений(чтение, чтение по ролям, «ситуацииуподобления», театрализация, подбор загадок, написание сочинения, словесное рисование и прочее).Остановимся на двух приемах работы, направленных на формирование эстетического отношения к природе, разработанных на основе произведений вятских авторов: прием «Бином фантазии» и «Конструирование загадок». Они направлены на развитие, активизацию устной связной речи, творческого воображения и фантазии учащихся, а также способности видеть эстетические стороны природы. Создание «Бинома фантазии» и «Конструирование загадок» о природе может восприниматься учащимися как игра, от которой младшие школьники получают наслаждение, удовольствие, неожиданно открывая для себя природу с новых сторон, переживая чувство радости. Приемы способствуют видению учащимися окружающей природы с эстетической стороны, позволят выразить свои мысли правильно и художественно. Данный вид работы может быть после прочитанного на уроке произведения, в рамках кружка внеурочной деятельности или творческого задания на дом.Прием «Бином фантазии» [3]Учитель произносит два произвольных слова, знакомых учащимся по произведениям о природе вятских авторов, и предлагает соединитьих помощью предлогов и других частей речи; найти осмысленную сюжетную связь между ними и получитьнеобычный рассказ о природе Вятского края и ее красоте.Учитель предупреждает, что рассказов может получиться много, в зависимости от того, как ученики соединят два понятия, какими «витиеватыми тропинками по Вятскому лесу пойдет ученик»… Одно из условий исходные слова подбираются далёкие друг от друга по значению. Это создает возможность получить оригинальный сюжет истории, случившийся в природе Вятского края. Например, после прочтения произведения В.Морозова «Сорочишка» учитель образовать словосочетаниеСорочишкапод кружкой. Размышляя над этим словосочетанием, ученик может представить, что турист, отдыхая в вятском лесу, увидел Сорочишку озябшего птенца.Человек решил о нём позаботиться, так как птенчик промок под дождем и был слаб. Турист положил на землю кружкуна бок, и во время дождя птенец мог укрываться под «кружкойкрышей», а в то время как он захочет пить, у нее будет возможность напиться скопившейся в ней дождевой воды. Следующая пара слов определяется после прочтения произведенийП.Маракулина «Лесная азбука». Одно из сочетаний слов«сухие листья», второе слово учитель предлагает определить через отгадывание загадки: В середине волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, каксиница.
Там собачки танцевали.. .Вы, конечно, там бывали(Цирк.)Учитель предлагает детям вспомнить, какие эмоции возникают во время посещения циркового представления, после представления, во время прогулки по парку около цирка. Учитель задает ряд вопросов учащимся: «Что вам особенно понравилось во время представления? Какое животное вызвало у вас интерес? Какое животное восхитило вас своим поведением? Почему?» После выхода из здания цирка учитель подчеркивает красоту ландшафта возле цирка (акцентирует внимание на гармонию природы, организацию жизни обитателем водоемов возле цирка). Учитель задает вопросы: «На что похожи подкинутые в воздух сухие листья? Можно ли сравнить их плавный полет с танцем воздушных гимнастов?», после чего предлагает составить рассказ о танце сухих листьев. У учащихся получился рассказ. «Дети гуляли после циркового представления в парке и начали играть сухими осенними листьями, подкидывая их. Ученики вообразили себя цирковыми артистами. Подкидывая сухие листья, дети наблюдали, как они медленно кружатся в воздухе, будто танцуют на тонкой проволоке, как акробаты, а затеми падают, словно спускаются с невидимых канатиков. Дети их вновь ловили и снова отпускали в цирковой полёт». Этот приемнаправлен на активизацию воображения, установлениемежду указанными учителем словами родства, создавая единое, возможно фантастическое целое, в котором чужеродные элементы могли бы сосуществовать (например, дом пень, опадающие листья подоконник). Прием «Конструирование загадок»Во время работы с загадкой важен и процесс её отгадывания и процесс её составления. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д. В обучении ребенка важен не только процесс отгадывания загадок, но и процесс составления (конструирования) загадки. Во время сочинения детьми загадок о природе одновременно работают два важных психических процесса, а именно логика (мышление) и воображение. Для сочинения загадок о природе учащимися учитель предлагал пользоваться следующим алгоритмом. Вопервых, учащиеся выбирают предмет или явление природы, про которое они узнали из произведений вятских авторов о природе; вовторых, отвечают себе на два вопроса «На что похоже?» и «Чем отличается?» (эту работу можно предложить выполнять, заполняя таблицу из двух столбцов); втретьих, учащиеся используют словасвязки (как, как будто, но, не и пр.), вчетвертых, они получают составленную загадку о предмете или явлении природы. Работая по данному алгоритму, учащийся осуществляет четыре операции (Д.Родари) [4]: остранение (ученики даюти предмету или явлению природы такое определение, словно видит его впервые в жизни); ассоциация и сравнение (на этом этапе объектом ассоциации являются отдельные характеристики предметов или явлений природы, в то же время для сравнения выбирается другой предмет); завершающая метафора (ученики дают предмету метафорическое определение); таинственное определение предмета (ученики придаютпривлекательную форму загадке). Учитель заостряет внимание учащихся на том, что в загадке всегда присутствует сравнение предметов. Например, еж похож на расческу, игольницу, щетку, дикобраза, раскрывшуюся шишку сосны и прочее. Такая работа помогает ученику вспомнить отдельные характеристики предмета, т.е.производить анализ (выделение в объекте природы тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.), подбирать словасравнения, осуществлять мыслительный процесс сравнение (сопоставление предметов и явлений природы,их свойств, отношений друг с другом и выявление общего или различия). Также ученики, создавая загадку, могут подбирать метафоры, которые, по мнению К. К.Жоля и других, считаются продуктом деятельности воображения, создающего новые образы, представляя какойлибо предмет таинственным [5]. После прочтения произведения Е.И.Чарушина «Тетерев и петух» учитель может предложить детям сконструировать загадку о героях, упомянутых автором, что позволит проверить, насколько внимательно учащиеся читали текст. Для развития умения сравнивать предметы и явления, учитель помогает составить таблицу, в которой отражены качества объекта и ассоциации, возникшие от этого объекта.
Качества реального объектаВозможные ассоциацииЧерный Вороной (черный) конь Красныеброви Красный огонь Крыло Щит Белое крыло Зеркальце
Возможные варианты детских загадок: 1.Чуфыкает важно конь вороной, красные брови горят, как огонь (тетерев). 2.Конь вороной крыло, как щит, представил пред собой, и в белых зеркальцах его мелькнула тень врага его (тетерев). 3.Шпорами работает в драках то и дело, красную корону подтверждая смело (петух). Описанные приемы могут способствовать получению учащимися новой информации о предметах и явлениях природы (через работу с ассоциациями, литературными художественными средствами изобразительности; активизацию мыслительных процесс: внимания, памяти, речи) в доступном для них виде; отбору материала для работы (предмет наблюдения, текст произведения или его отрывок). Учащиеся имеют возможность почувствовать затруднения в работе над заданиями, что удовлетворить потребность в пытливости, стремлении творить чтото новое. Таким образом описанные приемы работы с литературнымипроизведениями вятских авторов, могут быть направленны на формирование эстетического отношения к природе у младших школьников, на активизацию творческой сферы учащихся, не ограничивая их фантазию, научат понимать окружающие закономерности, мыслить продуктивно. Работа с описанными приемаминерегламентирована какимилибо внешними установками, более гибкая, насыщенна импровизацией, поэтому может помочь увидеть ученикам нечто новое в природе, ориентируясь на сюжет прочтенных произведений, личный опыт, воспитывая тем самым творцов природы. Приёмы «Бином фантазии» и «Конструирование загадки» могут в лучшую строну изменить мировосприятие детей, а в момент творчества дети смогут испытать положительные эмоции. Окружающий их мир может стать более яркий и привлекательный.
Ссылки на источники1.Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А.Ребера. М., 2002.2.Словарь философских терминов.URL:http://www.philosophiterms.ru/word/(дата обращения 11.10.2014).
3.Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй М.: Прогресс, 1978.4.Там же.5.Жоль К. К. Мысль, слово, метафора. Киев: Наукова думка, 1984.
Ekaterina Meteleva, primary school teacher of MIDDLE school with UIOP № 48, Kirov Working with literary works Vyatka authors, aimed at the formation of the aesthetic relationship to nature in primary school Abstract.In the article the author offers techniques developed on the basis of works Vyatka authors about the nature that is directed to the formation of aesthetic relationship to nature. Key words:aesthetic attitude towards nature, works of Vyatka authors.
Рекомендовано к публикации:
Вахрушевой Л. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующей кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»
Работа с литературными произведениями вятских авторов,
направленная на формирование эстетического отношения к природе у младших школьников
Аннотация. В статье автор предлагает приемы работы, разработанные на основе произведений вятских авторов о природе, работа с которыми направлена на формирование эстетического отношения к природе.Ключевые слова:эстетическое отношение к природе, произведения вятских авторов. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Проблема формирования эстетического отношения к природе волновала педагогов разных эпохкак одно из приоритетных направлений эстетического воспитания. В Большой Советской энциклопедии отмечено, что эстетическое воспитание это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности, то есть его восприятие и понимание прекрасного в действительности.Оно дает о себе знать в любой творческой деятельности, в быту, в поведении людей, что проявляется в рациональноэмоциональное освоение окружающей действительности и отражает гармонию социальной и природной сущности человека. В свою очередь эстетическое отношение, как важнейший элемент эстетического воспитания включается в общую систему воспитания подрастающего поколения.Эстетическоеотношение«особое отношение человека к действительности, в процессе которого человек раскрывает и выявляет меру целостности предметов, явлений и ситуаций объективного мира, проявляет и переживает развитые в себе способности и возможности активной творческой деятельности, оценивает степень совершенства явлений действительности и степень гармонии человека и мира» [1]. Гармонию человека и мира можно проследить в произведениях о природе, знакомство с которыми может способствовать формированию эстетического отношения к природе, какзалога правильного поведения, а именно умения и потребности ценить и беречь красоту и гармонию природы.Е.В.Гончарова говорит о том, что эстетическое отношение к природе представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей ребенка с эстетическими качествами объектов природы. В эстетическое отношение входят эмоциональный отклик ребенка на прекрасное, добрые чувства, его творческая деятельность, стремление к посильному преобразованию окружающего [2]. Правильное, в то же время творческое отношение человека к окружающей природе зависит от его способности ощущать себя частью природы, т.е.переживать свою причастность к живому миру, свою неотрывность от него. Формирование эстетических отношений у детей, их приобщение к прекрасному в мире природы осуществляется в системе, в различных видах деятельности (учебной, игровой, творческой), при восприятии окружающей действительности через органы чувств и произведений искусства (изобразительного, литературного и пр.). Создание запаса эстетических знаний о природе, обогащение художественных впечатленийпервая задача учителя при формировании эстетического отношения к природе на основе произведений о природе вятских авторов. Эстетическое отношение можно формировать в образовательном процессе средствами всех учебных дисциплин, но особое место в решении этой задачи занимают уроки литературного чтения. Основой формирования эстетического отношения к природе у младшего школьника может служить изучение произведений о природе, имеющих выраженное познавательное начало и одновременно несущее в себе представление о ее красоте. Такими произведениями могут быть произведения вятских авторов о природе. Произведения вятских авторов о природе знакомят с особенностями природы родного края, достопримечательностями природных широт Вятки; способствуют формированию умения видеть ее красоту через прочувствованныйписателями и поэтами Вятки краеведческий материал. Таким образомпроисходит воздействие литературных произведений на сознание читателя и формирование эстетического отношения к природе. В процессе формирования эстетического отношения к природе учитель может использовать различные приемы работы с текстом произведений(чтение, чтение по ролям, «ситуацииуподобления», театрализация, подбор загадок, написание сочинения, словесное рисование и прочее).Остановимся на двух приемах работы, направленных на формирование эстетического отношения к природе, разработанных на основе произведений вятских авторов: прием «Бином фантазии» и «Конструирование загадок». Они направлены на развитие, активизацию устной связной речи, творческого воображения и фантазии учащихся, а также способности видеть эстетические стороны природы. Создание «Бинома фантазии» и «Конструирование загадок» о природе может восприниматься учащимися как игра, от которой младшие школьники получают наслаждение, удовольствие, неожиданно открывая для себя природу с новых сторон, переживая чувство радости. Приемы способствуют видению учащимися окружающей природы с эстетической стороны, позволят выразить свои мысли правильно и художественно. Данный вид работы может быть после прочитанного на уроке произведения, в рамках кружка внеурочной деятельности или творческого задания на дом.Прием «Бином фантазии» [3]Учитель произносит два произвольных слова, знакомых учащимся по произведениям о природе вятских авторов, и предлагает соединитьих помощью предлогов и других частей речи; найти осмысленную сюжетную связь между ними и получитьнеобычный рассказ о природе Вятского края и ее красоте.Учитель предупреждает, что рассказов может получиться много, в зависимости от того, как ученики соединят два понятия, какими «витиеватыми тропинками по Вятскому лесу пойдет ученик»… Одно из условий исходные слова подбираются далёкие друг от друга по значению. Это создает возможность получить оригинальный сюжет истории, случившийся в природе Вятского края. Например, после прочтения произведения В.Морозова «Сорочишка» учитель образовать словосочетаниеСорочишкапод кружкой. Размышляя над этим словосочетанием, ученик может представить, что турист, отдыхая в вятском лесу, увидел Сорочишку озябшего птенца.Человек решил о нём позаботиться, так как птенчик промок под дождем и был слаб. Турист положил на землю кружкуна бок, и во время дождя птенец мог укрываться под «кружкойкрышей», а в то время как он захочет пить, у нее будет возможность напиться скопившейся в ней дождевой воды. Следующая пара слов определяется после прочтения произведенийП.Маракулина «Лесная азбука». Одно из сочетаний слов«сухие листья», второе слово учитель предлагает определить через отгадывание загадки: В середине волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, каксиница.
Там собачки танцевали.. .Вы, конечно, там бывали(Цирк.)Учитель предлагает детям вспомнить, какие эмоции возникают во время посещения циркового представления, после представления, во время прогулки по парку около цирка. Учитель задает ряд вопросов учащимся: «Что вам особенно понравилось во время представления? Какое животное вызвало у вас интерес? Какое животное восхитило вас своим поведением? Почему?» После выхода из здания цирка учитель подчеркивает красоту ландшафта возле цирка (акцентирует внимание на гармонию природы, организацию жизни обитателем водоемов возле цирка). Учитель задает вопросы: «На что похожи подкинутые в воздух сухие листья? Можно ли сравнить их плавный полет с танцем воздушных гимнастов?», после чего предлагает составить рассказ о танце сухих листьев. У учащихся получился рассказ. «Дети гуляли после циркового представления в парке и начали играть сухими осенними листьями, подкидывая их. Ученики вообразили себя цирковыми артистами. Подкидывая сухие листья, дети наблюдали, как они медленно кружатся в воздухе, будто танцуют на тонкой проволоке, как акробаты, а затеми падают, словно спускаются с невидимых канатиков. Дети их вновь ловили и снова отпускали в цирковой полёт». Этот приемнаправлен на активизацию воображения, установлениемежду указанными учителем словами родства, создавая единое, возможно фантастическое целое, в котором чужеродные элементы могли бы сосуществовать (например, дом пень, опадающие листья подоконник). Прием «Конструирование загадок»Во время работы с загадкой важен и процесс её отгадывания и процесс её составления. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д. В обучении ребенка важен не только процесс отгадывания загадок, но и процесс составления (конструирования) загадки. Во время сочинения детьми загадок о природе одновременно работают два важных психических процесса, а именно логика (мышление) и воображение. Для сочинения загадок о природе учащимися учитель предлагал пользоваться следующим алгоритмом. Вопервых, учащиеся выбирают предмет или явление природы, про которое они узнали из произведений вятских авторов о природе; вовторых, отвечают себе на два вопроса «На что похоже?» и «Чем отличается?» (эту работу можно предложить выполнять, заполняя таблицу из двух столбцов); втретьих, учащиеся используют словасвязки (как, как будто, но, не и пр.), вчетвертых, они получают составленную загадку о предмете или явлении природы. Работая по данному алгоритму, учащийся осуществляет четыре операции (Д.Родари) [4]: остранение (ученики даюти предмету или явлению природы такое определение, словно видит его впервые в жизни); ассоциация и сравнение (на этом этапе объектом ассоциации являются отдельные характеристики предметов или явлений природы, в то же время для сравнения выбирается другой предмет); завершающая метафора (ученики дают предмету метафорическое определение); таинственное определение предмета (ученики придаютпривлекательную форму загадке). Учитель заостряет внимание учащихся на том, что в загадке всегда присутствует сравнение предметов. Например, еж похож на расческу, игольницу, щетку, дикобраза, раскрывшуюся шишку сосны и прочее. Такая работа помогает ученику вспомнить отдельные характеристики предмета, т.е.производить анализ (выделение в объекте природы тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.), подбирать словасравнения, осуществлять мыслительный процесс сравнение (сопоставление предметов и явлений природы,их свойств, отношений друг с другом и выявление общего или различия). Также ученики, создавая загадку, могут подбирать метафоры, которые, по мнению К. К.Жоля и других, считаются продуктом деятельности воображения, создающего новые образы, представляя какойлибо предмет таинственным [5]. После прочтения произведения Е.И.Чарушина «Тетерев и петух» учитель может предложить детям сконструировать загадку о героях, упомянутых автором, что позволит проверить, насколько внимательно учащиеся читали текст. Для развития умения сравнивать предметы и явления, учитель помогает составить таблицу, в которой отражены качества объекта и ассоциации, возникшие от этого объекта.
Качества реального объектаВозможные ассоциацииЧерный Вороной (черный) конь Красныеброви Красный огонь Крыло Щит Белое крыло Зеркальце
Возможные варианты детских загадок: 1.Чуфыкает важно конь вороной, красные брови горят, как огонь (тетерев). 2.Конь вороной крыло, как щит, представил пред собой, и в белых зеркальцах его мелькнула тень врага его (тетерев). 3.Шпорами работает в драках то и дело, красную корону подтверждая смело (петух). Описанные приемы могут способствовать получению учащимися новой информации о предметах и явлениях природы (через работу с ассоциациями, литературными художественными средствами изобразительности; активизацию мыслительных процесс: внимания, памяти, речи) в доступном для них виде; отбору материала для работы (предмет наблюдения, текст произведения или его отрывок). Учащиеся имеют возможность почувствовать затруднения в работе над заданиями, что удовлетворить потребность в пытливости, стремлении творить чтото новое. Таким образом описанные приемы работы с литературнымипроизведениями вятских авторов, могут быть направленны на формирование эстетического отношения к природе у младших школьников, на активизацию творческой сферы учащихся, не ограничивая их фантазию, научат понимать окружающие закономерности, мыслить продуктивно. Работа с описанными приемаминерегламентирована какимилибо внешними установками, более гибкая, насыщенна импровизацией, поэтому может помочь увидеть ученикам нечто новое в природе, ориентируясь на сюжет прочтенных произведений, личный опыт, воспитывая тем самым творцов природы. Приёмы «Бином фантазии» и «Конструирование загадки» могут в лучшую строну изменить мировосприятие детей, а в момент творчества дети смогут испытать положительные эмоции. Окружающий их мир может стать более яркий и привлекательный.
Ссылки на источники1.Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А.Ребера. М., 2002.2.Словарь философских терминов.URL:http://www.philosophiterms.ru/word/(дата обращения 11.10.2014).
3.Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй М.: Прогресс, 1978.4.Там же.5.Жоль К. К. Мысль, слово, метафора. Киев: Наукова думка, 1984.
Ekaterina Meteleva, primary school teacher of MIDDLE school with UIOP № 48, Kirov Working with literary works Vyatka authors, aimed at the formation of the aesthetic relationship to nature in primary school Abstract.In the article the author offers techniques developed on the basis of works Vyatka authors about the nature that is directed to the formation of aesthetic relationship to nature. Key words:aesthetic attitude towards nature, works of Vyatka authors.
Рекомендовано к публикации:
Вахрушевой Л. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующей кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»