Развитие устной монологической речи учащихся на минутке чистописания в первом классе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ушакова Ю. А. Развитие устной монологической речи учащихся на минутке чистописания в первом классе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S32. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14871.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу развития устной монологической речи учащихся первого класса. Предлагается формировать у школьников умения в области построения ответа в виде монологического текста на минутках чистописания посредством использования нового вида упражнений – лингвистических иллюстративно-речевых. Выполнение подобных упражнений способствует обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, позволяет формировать навык связного изложения мыслей, строить аргументированные, обоснованные ответы. Задания к упражнениям составлены таким образом, что помимо уровня владения устной монологической речью у учащихся повышается качество овладения учебным материалом по разным разделам русского языка: фонетике, орфографии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ушакова Юлия Андреевна,аспирант кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», учитель начальных классов МБОУ СОШ № 16, г. Кировju.a_5@mail.ru

Развитие устной монологической речи учащихся на минутке чистописания в первом классе

Аннотация. Статья посвящена вопросу развития устной монологической речи учащихся первого класса. Предлагается формировать у школьников умения в области построения ответа в виде монологического текста на минутках чистописания посредством использования нового вида упражнений –лингвистических иллюстративноречевых. Выполнение подобных упражнений способствует обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, позволяет формировать навык связного изложения мыслей,строить аргументированные, обоснованные ответы. Задания к упражнениям составлены таким образом, что помимо уровня владения устной монологической речью у учащихся повышается качество овладения учебным материалом по разным разделам русского языка: фонетике, орфографии. Ключевые слова:монологическая речь, лингвистические иллюстративноречевые упражнения, минутка чистописания, модель выполнения упражнения.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Обучение первоначальному письму –одна из самых сложных задач в начальной школе. Учащиеся первого класса осваивают написание основных элементов букв. Затем переходят к письму букв, их соединений и слов. Это предполагает выполнение большого количества операций одновременно: сравнение образца с результатом письма, перевод звука в письменную букву, выбор верного соединения букв (верхнего, нижнего, среднего), соблюдение одинаковой высоты букв в строке, наклона, расстояния между буквосочетаниями и словами. Более того первоклассникам постоянно приходится следить за правильным положением туловища, ручки, тетради. Как правило, школьники прописывают указанные учителем буквы и буквосочетания, сосредоточивая свое внимание преимущественно на каллиграфии букв, на их правильном соединении между собой, что не обеспечивает условий дляактивной речевой деятельности. Пассивная роль учащихся, однообразные действия, недостаточное развитие внимания и памяти являются причинами отсутствия интереса к приобретению и совершенствованию умений каллиграфического письма.Повышению активности учащихся способствует вовлечение их в процесс планирования учебной деятельности на уроке. После знакомства с написанием буквы школьники могут самостоятельно установить, какое буквосочетание им предстоит записать. Для решения этой задачи предлагается использовать новый вид упражнений. Их можно назвать лингвистическими иллюстративноречевыми. Лингвистические иллюстративноречевые упражнения –это своего рода лингвистические задачи, направленные на овладение речевыми умениями в области порождения устных монологических высказываний и совершенствование знаний и умений младших школьников по различным разделам русского языка. Данный вид упражнений проводится на конкретном этапе урока русского языка –минутке чистописания. Цикл лингвистических иллюстративноречевых упражнений обеспечивает повышенную речевую активность учащихся. На задание, данное учителем, школьники формулируют свой ответ в виде текста. Ответ не лежит на поверхности, а достигается в результате осуществления определенных логических операций и речемыслительных действий: анализа, сравнения и классификации во время ознакомления школьников с заданием и его осознания; синтеза в процессе составления ответа. Содержание упражнений направлено на расширение учебного материала, предусмотренногопрограммой. В первом классе обогащение словарного запаса и речи школьников происходит за счёт работы с лексическим значением слов по темам, определённым иллюстративным материалом к упражнениям. Языковой и иллюстративный материал упражнений подобран так, чтобы было возможно одновременно решать ряд задач: 1)самостоятельное определение учащимися буквосочетания, предназначенного для записи на минутке чистописания;2)формирование навыка построения устного монологического высказывания;3)повторение материала и углубление знаний учащихся по различным разделам русского языка;4)совершенствование интеллектуальных качеств (внимания, памяти, мышления);5)расширение словарного запаса учащихся.Лингвистические иллюстративноречевые упражнения распределены по группам. Упражнения каждой группы объединены общей иллюстративной основой и лексической темой, но отличаются определяемыми буквосочетаниями,содержанием заданий учителя и ответами учащихся. На иллюстрациях к упражнениям написаны буквы. Их количество зависит от количества объектов на слайде. Две из данных букв входят в состав буквосочетания, которое учащиеся запишут на минутке чистописания. Для определения нужных букв учащиеся выполняют предлагаемое учителем задание, которое имеет нетрадиционный, поисковый характер. Суть его состоит в том, что учитель сообщает школьникам координаты поиска букв, входящих в состав искомого буквосочетания. Координаты соотносятся с тем или иным разделом русского языка, изучаемым в начальной школе. В первом классешкольники работают с такими группами упражнений: «Хитрый квадрат», «Солнечная система», «Избушка на курьих ножках». На данном году обучения задания предусматривают работу по углублению и закреплению знаний школьников в области двух разделов языкознания: фонетики и орфографии. Искомое школьниками буквосочетание состоит из двух букв. Учитель сообщает место положения одной из букв на слайде (например, буква находится в третьем окне первого вагона, или буква написана на изображении планеты Земля). Другая букваопределяется по координатам, которые указывают на фонетические характеристики, обозначаемого ею звука (например, буква обозначает согласный звонкий непарный мягкий парный звук в слове заповедник) или на орфограмму (например, буква обозначает парный согласный звук на конце слова остров). Координаты поиска буквыпоявляются в левой части слайда после произнесения учителем их вслух и остаются на доске до конца работы над упражнением. Слово, в котором содержится искомая буква, появляется в правой части слайда. Это позволяет облегчить процесс запоминания учащимися задания и увеличивает темп формулирования ответа. После записи буквосочетания, значение слова, в котором содержалась одна из его букв, уточняется. Группа упражнений под названием «Хитрый квадрат» представляет собой таблицу из девяти квадратов, на пяти из которых изображены иллюстрации животных, на четырёх –буквы (так, чтобы можно было чётко обозначить место расположения той или иной буквы). Иллюстрации соответствуют четырём лексическим темам: животные Северного полюса (песец, морской котик, северный олень, полярный волк, белый медведь), животные жарких стран (антилопа, кенгуру, коала, лев, гепард), обитатели фермы (лошадь, корова, гусь, собака, петух), животные Красной книги России (снежный барс, красный волк, амурский тигр, дальневосточный леопард, манул). Учитель сообщает школьникам место расположения одной из букв буквосочетания (например, буква написана под изображением пингвина или буква находится между изображениями кенгуру и льва). Пример упражнения «Хитрый квадрат» (Животные Красной книги России).

Рис. 1

Учитель.Обратите внимание на доску. Определите буквосочетание, которое мы запишем. Первая буква написана слева от изображения манула (Б). Вторая буква –гласная. Она входит в состав первого слога слова охрана(о). Какое буквосочетание мы запишем? Дайте доказательный ответ.Дети.Мы запишем буквосочетание Бо. Заглавная буква Бнаписана слева от изображения манула. Буква о–гласная. Она входит в состав первого слогаохслова охрана. Словарный запас школьников обогащается за счёт использования в задании учителя и ответе учащихся названий животных, которые изображены на слайдах и слов, которые появляются на доске в ходе задания и служат материалом для поиска букв (например, буква обозначает согласный звонкий непарный мягкий парный звук в слове грива). При этом, каждое слово тем или иным образом связано с животным, название которого звучит в задании. Например, первая буква написана справа от изображения кенгуру, вторая буква обозначает гласный ударный звук в слове прыжок. После ответа учащегося учитель указывает на то, что кенгуру передвигаются прыжками. В ходе работы над упражнениями первой группы школьники знакомятся с







такими словами: Барбос, вода, грива, длинный, зрение, книга, копыта, крона, ласты, молоко, нюх, остров, охрана, Пегас, прыжок, пятна, скорость, степной, сумка, шкура, хищник.Когда большинство учащихся класса овладевают умением давать полный доказательный ответ, задание усложняется. При сообщении места положения буквы относительно изображений, учитель не называет животное, а даёт его краткое описание (например, буква написана слева от изображения домашнего животного с вытянутой головой, длинной шеей, округлым туловищем, высокими ногами и копытами, пушистой гривой и хвостом, которое может перевозить людей и грузы). При ответе учащиеся называют животное и по памяти воспроизводят его характеристику. Это позволяет увеличить объём устного высказывания учащихся, включить элементы монологаописания в их ответ, даёт большие возможности для развития устной монологической речи. Ответы учащихся становятся более содержательными и развёрнутыми. Примерные тексты представлены в таблице.

Среда обитанияОписание животного

Животные жарких странАнтилопа –небольшое, стройное животное с оригинальными рогами, коричнево бурого окраса.Гепард –животное семейства кошачьих, которое имеетгладкую, короткую шерсть жёлтого цвета с мелкими чёрными пятнами.Кенгуру –сумчатое животное с длинными задними и короткими передними лапами, передвигающееся прыжками.Коала –сумчатое малоподвижное животное с мягким густым мехом, живущее в кронах деревьев.Лев –крупное животное семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной пышной гривойОбитатели фермыГусь –дикая или домашняя водоплавающая птица с длинной шеей.Корова –крупное домашнее животное, которой даёт молоко.Лошадь (конь) –домашнее животное с пушистой гривой и хвостом, которое может перевозить животных и грузы.Петух –домашняя птица с красным гребнем на голове и пышным хвостом из перьев разного цвета.Собака –домашнее животное,которое служит для охраны домаЖивотные Северного полюсаБелый медведь –самый крупный хищник в мире, шкура которого абсолютно белого цвета.Морской котик –животное с длинным, толстым туловищем, плоской головой и ластами.Песец –полярная лисица с густым мехом белого или сероватого цвета и длинным пушистым хвостом.Полярный волк –животное с тёплыммехом

Животные Красной книги РоссииАмурский тигр –самое крупное животное семейства кошачьих, окрас которого оранжевожёлтый с чёрными полосами.Дальневосточный леопард –животное с рыжеватожёлтой пятнистой шерстью.Красный волк –животное рыжеватокрасного окраса, обитает в горах, живёт в стае.Манул –степной кот с пушистым мехом, широкой уплощённой головой, маленькими округлыми ушками.Снежный барс –животное, мех которого светлосерого цвета с кольцеобразными и сплошными тёмными пятнами

Использование упражнений группы «Хитрый квадрат» направлено на совершенствование речи, мышления, устойчивости и распределения внимания младших школьников.Учащиеся имеют возможность закрепить знания и умения по таким разделам русского языка как фонетика и орфография, получить представления о пространственных отношениях. Школьники осознают значения таких слов: справа, слева, над, под, между, выше, ниже.Упражнения групп «Солнечная система» и «Избушка на курьих ножках» имеют три этапа выполнения. С каждым новым этапом увеличивается количество объектов и букв на доске (например, изображение на доске трёх, шести, девяти планет Солнечной системы в зависимости от этапа). На каждом из объектов или рядом с ним написана буква. Критерием перехода на более сложную ступень является способность большинства учащихся самостоятельно найти буквосочетание и дать грамотно оформленный в речевом плане устный ответ в виде монологического текста без помощи учителя.Иллюстративной основой для упражнений группы «Солнечная система» является изображение Солнца и планет, движущихся по орбитам. Количество планет на слайде увеличивается от трёх до девяти. На первом этапе выполнения упражнений иллюстрация включает изображение Солнца и трёх планет: Меркурий, Венера, Земля; на втором этапе –Солнца и шести планет: Меркурий, Венера,Земля, Марс, Юпитер, Сатурн; на третьем этапе –Солнца и девяти планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Пример упражнения этой группы на третьем этапе выполнения (рис. 2).

Рис. 2

Учитель.Посмотрите на доску. Определите буквосочетание по данному слайду. Первая буква обозначает согласный мягкий звук в слове Нептун (Н). Вторая буква написана на орбите планеты Марс (и). Какое буквосочетание мы запишем? Дайте развёрнутый ответ.Дети.Мы запишем буквосочетание Ни. Заглавная буква Нобозначает согласный мягкий звук [н’]в слове Нептун. Буква инаписана на орбите планеты Марс.Выполняя упражнения группы «Солнечная система» учащиеся первого класса. имеют возможность закрепить знания о названиях планет Солнечной системы, уточнить значения таких понятий, как: орбита, спутник, теллурий.Упражнения группы «Избушка на курьих ножках» представлены изображением на доске избушки с четырьмя окнами.В каждом окне написана буква. От этапа к этапу количество объектов на слайде возрастает. Появляется труба на крыше, два дерева: берёза и ель. На каждом объекте написана буква. Пример упражнения из группы «Избушка на курьих ножках» на третьем этапе выполнения (рис. 3).

Рис. 3

Учитель.Внимательно посмотрите на доску. Определите буквосочетание, которое мы запишем. Первая буква находится в верхнем правом окне избушки (ё). Вторая буква обозначает согласный звонкий парный звук в третьем слоге слова берёза(з). Какое буквосочетание мы запишем? Дайте развёрнутый ответ.Дети.Мы запишем буквосочетание ёз. Буква ёнаходится вверхнем правом окне избушки. Буква зобозначает согласный звонкий парный звук [з]в третьем слоге заслова берёза.Выполняя упражнения группы «Избушка на курьих ножках» школьники имеют возможность уточнить значения таких слов: труба, дымоход, наличники, калитка.Все лингвистическое иллюстративноречевые упражнения имеют одинаковую модель выполнения. Модель выполнения лингвистических иллюстративноречевых упражнений по определению школьниками буквосочетания, в основе которых лежит построение текста, имеет следующий вид:1.Ознакомление учащихся с заданием по нахождению букв, входящих в состав буквосочетания, которое воспроизводится учителем один раз, т.е.без повторения.2.Осознание учащимися предложенного задания, составление ответа с помощью внутренней речи, сначала на основе данного учителем примерного плана, далее –без него.



Формулирование учащимися ответа по установлению буквосочетания в виде монологического высказывания с помощью внешней речи.Выполнение лингвистических иллюстративноречевых упражнений осуществляется при соблюдении ряда условий:1)использование упражнений должно иметь систематический характер, т.е.не менее чем на трёх уроках в неделю;2)содержание упражнений постепенно усложняется; 3)для формирования и развития у учащихся слуховой памяти и сосредоточенности внимания, учитель произносит задание к упражнению один раз; 4)в целях облегчения запоминания текста школьникам даются условные обозначения (зрительная опора) координат поиска букв (характеристики звуков, названия орфограмм, слова, в которых эти буквы находятся);5)при выполнении каждого упражнения от учащихся требуется полный, последовательный, логично построенный ответ в виде монологического текста. Первоначально ответ может быть коллективным. Постепенно учащиеся переходят к построению индивидуальных ответов.Введение упражнений в качестве компонента минутки чистописания на уроке русского языка направлено на решение важных проблем. С первыхдней обучения в школе, их использование призвано решать ряд лингвистических задач. Вопервых, у школьников расширяются знания по таким направлениям русского языка, как фонетика и орфография. Вовторых, применение упражнений обеспечивает развитие логичной,доказательной устной монологической речи, выполнение заданий требует от учащихся развёрнутого, последовательного рассуждения вслух. У школьников повышается интерес к выполнению заданий, направленных на совершенствование каллиграфического навыка. Они чувствуют себя активными участниками учебного процесса. Совершенствуется логическое мышление, сообразительность, устойчивость внимания, объём памяти, развивается кратковременная произвольная память, расширяется кругозор.

Julija Ushakova,Post graduate studentof chair of pedagogy and methodology of the preschool and school education, Vyatka State University of Humanities, the teacher of primary school #16, Kirovju.a_5@mail.ruThe development of the first graduate students’ monological speech on the minutes ofpenmanshipAbstract.The article is devoted to theproblem of development of primary school children’s oral monologicalspeech. The author suggests to form children’s skills at the sphere of construction the answer by the way of usingthe linguistic illustrativelyspeech exercises. Children have the opportunity to improve their vocabulary and grammatical structure of speech during fulfilling such exercises on the minutes of penmanship on Russian language lessons. Besides of the level of oral monological speech children improve the quality ofknowledge on the various sections of the Russian language: phonetics,orthography.

Keywords: monological speech, linguistic illustrativelyspeech exercises, minute of penmanship, model of fulfilling of the exercise.

Рекомендовано к публикации:

Вахрушевой Л. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующей кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»