Детская литература как средство формирования природоведческих знаний у младших школьников
Выпуск:
ART 14873
УДК
373.31
:
82
:
82-96
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Савинова
С.
В.,
Леонтьева
Т.
П. Детская литература как средство формирования природоведческих знаний у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S32. – С.
11–15. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14873.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования детской художествен-ной и научно-познавательной литературы для формирования природоведческих знаний младших школьников, приводятся примеры произведений для изучения на уроках окружающего мира и для внеклассного чтения, предлагаются фрагмент урока и творческое задание по произведению детской литературы.
Текст статьи
Савинова Светлана Васильевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров
Леонтьева Татьяна Петровна,учитель начальных классов МБОУ СОШ № 57, г.Киров
Детская литература как средство формирования
природоведческих знаний у младших школьников
Аннотация.В статье рассматриваются возможности использования детской художественной и научнопознавательной литературы для формирования природоведческих знаний младших школьников, приводятся примеры произведений для изучения на уроках окружающего мира и для внеклассного чтения, предлагаются фрагмент урока и творческое задание по произведению детской литературы.Ключевые слова:природоведческие знания, окружающий мир, детская литература.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Многие психологи и педагоги подчеркивают значимость детской литературы в образовании младших школьников. Младший школьный возраст это период развития познавательной способности и социальной активности. Книга в этот период со своим богатым разносторонним наполнением может послужить средством образования ребенка.К.Д.Ушинский писал: «На каждое произведение мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни» [1]. Имея ввиду, образовательное воздействие силы примера на ребенка, он подчеркивал значимость родного языка в духовном, нравственном и интеллектуальном развитии ребенка, обращал внимание на необходимость использования народных произведений в обучении и воспитании детей. С.Г.Антонова говорит о том, чтопознавательные функции детской литературы реализуются, прежде всего, за счет усвоения содержания книги: в этом плане информационные качества книги становятся ведущими, причем основное внимание уделяется отбору данных об окружающей действительности с учетом возрастных особенностей детей [2]. Познавательная функция книги распространяется на все области знаний. Использовать художественную литературу можно в том числе и для формирования природоведческих и экологических знаний младших школьников. Анализ наиболее распространенных в городе Кирове и Кировской области УМК по литературному чтению: Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» («Школа 21 века») и В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова, М.И.Голованова «Литературное чтение» («Школа России») показывает, что данные УМК содержат произведения, которые помимо своего основного предназначения приобщения детей к литературному творчеству, реализуют задачи экологического образования.В частности, программа литературного чтения УМК «Школа 21 века» предполагает изучение следующих произведений, в которых освещаются вопросы приспособления животных к изменению температурного режима и других погодных условий (ветер, осадки и др.):Г.А.Скребицкий, В.В.Чаплина. «Как белочка зимует»; К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»;К.Г.Паустовский «Барсучий нос».Еще одна группа произведений позволяет знакомить детей с цепью питания:В.В.Бианки «Ёж спаситель».А.И.Куприн «Скворцы».М.М.Пришвин « Ребята и утята».Намного меньше подобных произведений содержит программа по литературному чтению УМК «Школа России». Здесь представлены два произведения, в которых имеются сведения о цепях питания, существующих в природе: М.М.Пришвин «Ребята и утята» и В.В.Бианки «Сова», оба произведения знакомят детей с цепью питания.Анализ программ по литературному чтению показал, что есть такие произведения, которые могли бы способствовать формированию экологических знаний о некоторых животных. Но процент таких произведений в курсе литературного чтения мал и затрагивает, с одной стороны, лишь очень маленькую группу животных, а с другой стороны минимальное количество экологических знаний в основном это знания о цепях питания, о приспособлениях к изменению погодных условий. УМК «Литературное чтение» В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой, М.И.Голованова («Школа России») отличается особой бедностью таких произведений. В обоих УМК для учащихся 2го класса отсутствуют произведения, которые могли бы выступить средством формирования таких экологических знаний о животных, как конкурентные отношения между животными, взаимовыгодные отношения между животными, приспособления животных к изменению количества осадков. Стоит отметить и недостаточность видового разнообразия литературных произведений, в основном это рассказы, созданные для детей, относящиеся к художественной литературе. Все это свидетельствует о необходимости дополнительного подбора как художественных произведений для формирования экологических знаний о животных, так и произведений других видов и типов, прежде всего энциклопедического характера, содержащих разнообразную информацию экологического характера о разных видах животных.На основании критериев отбора литературы для детей, предложенных Н.Н.Светловской и О.В.Джежелей [3],С.А.Чаусовой [4], С.Г.Антоновой [5] и содержащих сведения экологической направленности, можно предложить для изучения во 2м классе следующие произведения:1.Произведения, отражающие приспособление животных к жизни в природном сообществе:И.И. Акимушкин«Приматы моря» («Мой друг осьминог»);В.В. Бианки«По следам», «Дятел и малиновка»;Е.В. Дубровский«У воды» («Рак», «Щука»);О.В. Перовская«Ребята и зверята» («Мишка»);И.С. СоколовМикитов«Рассказы старого охотника» («Бобры»).Помимо произведений художественной литературы, детям можно предложить отрывки статей из энциклопедий и природоведческих журналов, например:статья «Паутина и строительство тенет» из Универсальной научнопопулярной онлайнэнциклопедии «Кругосвет»; отрывок из статьи «Плавунец и водолюб» (журнал «Почемучкам обо всём на свете». 2011. №1);отрывок из статьи «Семья дельфинов» (журнал «Животные нашей планеты». 2008. №5);БровкинаЕ..Т., СивоглазовВ.И. Отрывок из статьи «Европейский крот» из энциклопедии «Атлас родной природы.Животные луга» и др.2.Произведения, отражающие приспособление животных к температурному режиму:Е.В. Дубровский«В лесу» («Бельчонок»);Н.И. Сладков«Зимние дороги», «Сосулька» и др.3.Произведения, отражающие приспособление животных к водному режиму: АзовскийА. отрывок из статьи «Потому что без воды…» из энциклопедии для детей «Аванта+», «Экология» и др.4.Произведения, отражающие приспособление животных к световому режиму: А.А. Яхонтов«Ёж ночное животное» из книги «Зоология для учителя»и др.5.Произведения, отражающие приспособление животных к ветру: И.С. СоколовМикитов «Дикие гуси» и др.6.Произведения, отражающие конкурентные отношения между животными: Е.В. Дубровский«В лесу» («Ссора») и др.7.Произведения, отражающие взаимовыгодные взаимоотношения между животными:Н.И. Сладков«Бюро лесных услуг»;А. Чижевский«Как гуси зависят от грызунов?» из энциклопедии «Я познаю мир.Экология» и др.8.Произведения, отражающие цепи питания:О. Браун«Почему панда стоит на голове и другие удивительные истории о животных»;О.В. Перовская«Ребята и зверята» («Франтик»);Г.А. Федосеев«Меченый»;И. Ревно«Белая трясогузка»;Н.И. Сладков«Выеденное яйцо»;А.Н. Формозов«Спутник следопыта»;И.С. СоколовМикитов«Перелеты птиц»;отрывок из статьи «Чем питаются осьминоги?» из энциклопедии «Все обо всем» и др.9.Произведения, отражающие взаимодействие с человеком и влияние человека на жизнедеятельность животных:Люси Дэниелс «Ежики в холле»;А.Н. Толстой«Желтухин»;Г.А.Скребицкий«Дружба», «Сиротка»;А.Н. Пискунов«Рассказы о птицах» («Зарянка») и др.В ходе отбора произведений для формирования экологических знаний о животных у второклассников выявлено, что произведения художественнопознавательной литературы подобрать легче, чем произведения научнопопулярной литературы. Такая ситуация объясняется тем,что научный материал достаточно трудно изложить на языке понятном детям, поэтому художественнопознавательная литература и выходит на первое место. Авторы таких произведений описывают картины, где наиболее ярко запечатлелись столкновения фактов и связей, отразились закономерности и причинноследственные связи, существующие между животными. Цель авторов помочь читателю увидеть факт, событие, научный поиск и глазами персонажа, и глазами автора. Рассмотрим возможности использования данных произведений на примере фрагмента урока по окружающему миру по теме «Невидимые нити в осеннем лесу». Цель данного урока познакомиться с особенностями питания животных в зависимости от строения резцов.Учитель.Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только ктото скажет
Желуди на нем!Дети.Это дуб, так как только на нем растут жёлуди.Если дети не называют сразу признаки, то можно спросить «По какому признаку вы определили, что это дуб?» (наличие жёлудей на дубе).Далее учитель предлагает зачитать информацию о дубе из энциклопедии «Кругосвет» (информация может быть представлена на слайде или детям можно предложить распечатанный текст).Учитель.Ребята, скажите, что интересного в этом рассказе? (В этом рассказе есть описание дуба.)А для чего ребята нужно знать, как выглядит дуб?(Для того, чтобы, когда гуляешь, отличить его от других деревьев.)Отгадайте ещё одну загадку: что уносят с дуба белка и птица сойка? Что ест под дубом лесная мышь? (Это желудь, так как и белка, и сойка и мышь кушают желуди.)Далее снова организуется работа с распечаткой:«Посмотрите, ребята, у вас на партах лежат распечатки отрывка из рассказаАлександра Николаевича Формозова«Спутник следопыта»,следите внимательно, я прочитаю вам его, а вы будьте готовы отвечать на мои вопросы» (зачитывается отрывок).После чтения Учитель предлагает вопросы детям: Как отличить, что желудь съела белка? (Если желудь съела белка, то на скорлупе остается брешь и трещина, как на рисунке.)А что бы случилось, если бы у белки не было резцов? (Если у белки не будет резцов, то она не сможет есть жёлуди, возможно, она умрет или будет есть другую еду.)После беседы учитель предлагает самостоятельно выполнить работу в рабочей тетради, опираясь на текст учебника, после чего проводится обсуждение выполненного задания: «А теперь ребята, обсудим, что у вас получилось? Дети рассказывают о том, что в упражнении необходимо было соединить стрелочками дуб и животных. Получилось, что благодаря дубу сойка, белка и мышь могут питаться жёлудями».Такие уроки проходят живо, интересно, так как детям предлагается занимательный материал, который способнее достаточно долго удерживать их внимание. Выполнение небольших практических заданий после чтения текста развивает оперативную память, мышление детей, что, в итоге, способствует появлению и развитиюинтереса к изучению природы.Еще один, очень привлекательный для детей вид работы это небольшие творческие проекты, которые дети имеют возможностьвыполнять дома, с помощью родителей это практическая работа «Перелетные и зимующие птицы». Детям необходимо было изучить внешний вид и особенности нескольких перелетных и зимующих птиц (от 2 до 5 птиц); выделить экологические особенности птиц разных видов, составить цепь питания с выбранной птицей, охарактеризовать отношения человека и перелетных птиц. Оборудование, которое необходимо для выполнения домашнего проекта, удобно прописать на листе формата А4: альбом, фотографии птиц или, если рисуют сами, фломастеры, цветные карандаши, линейка, ластик, простой карандаш. На этом же листе необходимо напечатать задания:1.Прочитай произведения из списка:В.В.Бианки «Тетерева в лунках»;А.И.Пискунов «Рассказы о птицах» («Зарянка»);Ирис Ревно «Белая трясогузка»;Г.А.Скребицкий «Дружба»;Г.А.Скребицкий «Сиротка»;Н.Н.Сладков «Зимние дороги»;И.С.СоколовМикитов «Дикие гуси».Подумай, о каких птицах идет речь? Устно, назови перелетных и зимующих птиц, о которых ты прочитал.2.Создай альбом о перелетных и зимующих птицах (от 2 до 5 птиц). Расположение материала и порядок птиц выбери сам, но обязательно должно быть: либо фотография, либо рисунок птицы, название птицы, вид (перелетная или зимующая) и краткая информация об этой птице. 3.С помощью прочитанных рассказов составь 2 цепи питания: с перелетной и с зимующей птицей. 4.В конце альбома вложи минисочинение «Как я воробушком стал и один зимовал». Информацию о птице ты можешь взять из списка прочитанных произведений, либо воспользоваться энциклопедиями, учебником по окружающему миру или Интернетом.В результате выполнения домашней работы на следующем уроке «Окружающего мира» по теме: «Перелетные и зимующие птицы», ребята предоставляют созданные ими альбомы и сочинения.Помимо использования художественной литературы на уроках окружающего мира, можно предлагать детям отрывки из разных произведений в рамках внеклассного чтения, на праздниках, и экскурсиях. Такая работа позволит создать положительный эмоциональный настрой на усвоение нового материала, стимулировать познавательную активность учащихся, стимулировать детей к самостоятельному поиску интересных фактов о жизни животных.
Ссылки на источники1.УшинскийК.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968. С.594.2.Антонова С.Г. и др.Редакторская подготовка изданий: учеб.М.: Издво МГУП, 2002. 3.СветловскаяН.Н., ДжежелейО.В.Внеклассное чтение во 2 классе: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1983.4.ЧаусоваС.А. Для чего люди читают?URL:http://rudocs.exdat.com/docs2/index592405.html5.Антонова С.Г.Указ. соч.
Svetlana Savinova,
candidate of pedagogical Sciences, docent of the Department of pedagogy and methodology of elementarytion and primary education FGBOU VPO "Vyatka state international narcotics and paper University", KirovTatyana Leontieva,
primary school teacher of MIDDLE school № 57,KirovChildren's literature as a means of forming natural history knowledge in primary schoolAbstract.The article discusses the possibility of using children's art and educational literature for the formation of natural history knowledge of primary school pupils are examples of works to study the lessons of the world and for home reading, we offer a snippet of a lesson and creative task on the work of children's literature.Key words:natural history knowledge, the world, children's literature.
Рекомендовано к публикации:
Вахрушевой Л. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующей кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»
Леонтьева Татьяна Петровна,учитель начальных классов МБОУ СОШ № 57, г.Киров
Детская литература как средство формирования
природоведческих знаний у младших школьников
Аннотация.В статье рассматриваются возможности использования детской художественной и научнопознавательной литературы для формирования природоведческих знаний младших школьников, приводятся примеры произведений для изучения на уроках окружающего мира и для внеклассного чтения, предлагаются фрагмент урока и творческое задание по произведению детской литературы.Ключевые слова:природоведческие знания, окружающий мир, детская литература.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Многие психологи и педагоги подчеркивают значимость детской литературы в образовании младших школьников. Младший школьный возраст это период развития познавательной способности и социальной активности. Книга в этот период со своим богатым разносторонним наполнением может послужить средством образования ребенка.К.Д.Ушинский писал: «На каждое произведение мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни» [1]. Имея ввиду, образовательное воздействие силы примера на ребенка, он подчеркивал значимость родного языка в духовном, нравственном и интеллектуальном развитии ребенка, обращал внимание на необходимость использования народных произведений в обучении и воспитании детей. С.Г.Антонова говорит о том, чтопознавательные функции детской литературы реализуются, прежде всего, за счет усвоения содержания книги: в этом плане информационные качества книги становятся ведущими, причем основное внимание уделяется отбору данных об окружающей действительности с учетом возрастных особенностей детей [2]. Познавательная функция книги распространяется на все области знаний. Использовать художественную литературу можно в том числе и для формирования природоведческих и экологических знаний младших школьников. Анализ наиболее распространенных в городе Кирове и Кировской области УМК по литературному чтению: Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» («Школа 21 века») и В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова, М.И.Голованова «Литературное чтение» («Школа России») показывает, что данные УМК содержат произведения, которые помимо своего основного предназначения приобщения детей к литературному творчеству, реализуют задачи экологического образования.В частности, программа литературного чтения УМК «Школа 21 века» предполагает изучение следующих произведений, в которых освещаются вопросы приспособления животных к изменению температурного режима и других погодных условий (ветер, осадки и др.):Г.А.Скребицкий, В.В.Чаплина. «Как белочка зимует»; К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»;К.Г.Паустовский «Барсучий нос».Еще одна группа произведений позволяет знакомить детей с цепью питания:В.В.Бианки «Ёж спаситель».А.И.Куприн «Скворцы».М.М.Пришвин « Ребята и утята».Намного меньше подобных произведений содержит программа по литературному чтению УМК «Школа России». Здесь представлены два произведения, в которых имеются сведения о цепях питания, существующих в природе: М.М.Пришвин «Ребята и утята» и В.В.Бианки «Сова», оба произведения знакомят детей с цепью питания.Анализ программ по литературному чтению показал, что есть такие произведения, которые могли бы способствовать формированию экологических знаний о некоторых животных. Но процент таких произведений в курсе литературного чтения мал и затрагивает, с одной стороны, лишь очень маленькую группу животных, а с другой стороны минимальное количество экологических знаний в основном это знания о цепях питания, о приспособлениях к изменению погодных условий. УМК «Литературное чтение» В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой, М.И.Голованова («Школа России») отличается особой бедностью таких произведений. В обоих УМК для учащихся 2го класса отсутствуют произведения, которые могли бы выступить средством формирования таких экологических знаний о животных, как конкурентные отношения между животными, взаимовыгодные отношения между животными, приспособления животных к изменению количества осадков. Стоит отметить и недостаточность видового разнообразия литературных произведений, в основном это рассказы, созданные для детей, относящиеся к художественной литературе. Все это свидетельствует о необходимости дополнительного подбора как художественных произведений для формирования экологических знаний о животных, так и произведений других видов и типов, прежде всего энциклопедического характера, содержащих разнообразную информацию экологического характера о разных видах животных.На основании критериев отбора литературы для детей, предложенных Н.Н.Светловской и О.В.Джежелей [3],С.А.Чаусовой [4], С.Г.Антоновой [5] и содержащих сведения экологической направленности, можно предложить для изучения во 2м классе следующие произведения:1.Произведения, отражающие приспособление животных к жизни в природном сообществе:И.И. Акимушкин«Приматы моря» («Мой друг осьминог»);В.В. Бианки«По следам», «Дятел и малиновка»;Е.В. Дубровский«У воды» («Рак», «Щука»);О.В. Перовская«Ребята и зверята» («Мишка»);И.С. СоколовМикитов«Рассказы старого охотника» («Бобры»).Помимо произведений художественной литературы, детям можно предложить отрывки статей из энциклопедий и природоведческих журналов, например:статья «Паутина и строительство тенет» из Универсальной научнопопулярной онлайнэнциклопедии «Кругосвет»; отрывок из статьи «Плавунец и водолюб» (журнал «Почемучкам обо всём на свете». 2011. №1);отрывок из статьи «Семья дельфинов» (журнал «Животные нашей планеты». 2008. №5);БровкинаЕ..Т., СивоглазовВ.И. Отрывок из статьи «Европейский крот» из энциклопедии «Атлас родной природы.Животные луга» и др.2.Произведения, отражающие приспособление животных к температурному режиму:Е.В. Дубровский«В лесу» («Бельчонок»);Н.И. Сладков«Зимние дороги», «Сосулька» и др.3.Произведения, отражающие приспособление животных к водному режиму: АзовскийА. отрывок из статьи «Потому что без воды…» из энциклопедии для детей «Аванта+», «Экология» и др.4.Произведения, отражающие приспособление животных к световому режиму: А.А. Яхонтов«Ёж ночное животное» из книги «Зоология для учителя»и др.5.Произведения, отражающие приспособление животных к ветру: И.С. СоколовМикитов «Дикие гуси» и др.6.Произведения, отражающие конкурентные отношения между животными: Е.В. Дубровский«В лесу» («Ссора») и др.7.Произведения, отражающие взаимовыгодные взаимоотношения между животными:Н.И. Сладков«Бюро лесных услуг»;А. Чижевский«Как гуси зависят от грызунов?» из энциклопедии «Я познаю мир.Экология» и др.8.Произведения, отражающие цепи питания:О. Браун«Почему панда стоит на голове и другие удивительные истории о животных»;О.В. Перовская«Ребята и зверята» («Франтик»);Г.А. Федосеев«Меченый»;И. Ревно«Белая трясогузка»;Н.И. Сладков«Выеденное яйцо»;А.Н. Формозов«Спутник следопыта»;И.С. СоколовМикитов«Перелеты птиц»;отрывок из статьи «Чем питаются осьминоги?» из энциклопедии «Все обо всем» и др.9.Произведения, отражающие взаимодействие с человеком и влияние человека на жизнедеятельность животных:Люси Дэниелс «Ежики в холле»;А.Н. Толстой«Желтухин»;Г.А.Скребицкий«Дружба», «Сиротка»;А.Н. Пискунов«Рассказы о птицах» («Зарянка») и др.В ходе отбора произведений для формирования экологических знаний о животных у второклассников выявлено, что произведения художественнопознавательной литературы подобрать легче, чем произведения научнопопулярной литературы. Такая ситуация объясняется тем,что научный материал достаточно трудно изложить на языке понятном детям, поэтому художественнопознавательная литература и выходит на первое место. Авторы таких произведений описывают картины, где наиболее ярко запечатлелись столкновения фактов и связей, отразились закономерности и причинноследственные связи, существующие между животными. Цель авторов помочь читателю увидеть факт, событие, научный поиск и глазами персонажа, и глазами автора. Рассмотрим возможности использования данных произведений на примере фрагмента урока по окружающему миру по теме «Невидимые нити в осеннем лесу». Цель данного урока познакомиться с особенностями питания животных в зависимости от строения резцов.Учитель.Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только ктото скажет
Желуди на нем!Дети.Это дуб, так как только на нем растут жёлуди.Если дети не называют сразу признаки, то можно спросить «По какому признаку вы определили, что это дуб?» (наличие жёлудей на дубе).Далее учитель предлагает зачитать информацию о дубе из энциклопедии «Кругосвет» (информация может быть представлена на слайде или детям можно предложить распечатанный текст).Учитель.Ребята, скажите, что интересного в этом рассказе? (В этом рассказе есть описание дуба.)А для чего ребята нужно знать, как выглядит дуб?(Для того, чтобы, когда гуляешь, отличить его от других деревьев.)Отгадайте ещё одну загадку: что уносят с дуба белка и птица сойка? Что ест под дубом лесная мышь? (Это желудь, так как и белка, и сойка и мышь кушают желуди.)Далее снова организуется работа с распечаткой:«Посмотрите, ребята, у вас на партах лежат распечатки отрывка из рассказаАлександра Николаевича Формозова«Спутник следопыта»,следите внимательно, я прочитаю вам его, а вы будьте готовы отвечать на мои вопросы» (зачитывается отрывок).После чтения Учитель предлагает вопросы детям: Как отличить, что желудь съела белка? (Если желудь съела белка, то на скорлупе остается брешь и трещина, как на рисунке.)А что бы случилось, если бы у белки не было резцов? (Если у белки не будет резцов, то она не сможет есть жёлуди, возможно, она умрет или будет есть другую еду.)После беседы учитель предлагает самостоятельно выполнить работу в рабочей тетради, опираясь на текст учебника, после чего проводится обсуждение выполненного задания: «А теперь ребята, обсудим, что у вас получилось? Дети рассказывают о том, что в упражнении необходимо было соединить стрелочками дуб и животных. Получилось, что благодаря дубу сойка, белка и мышь могут питаться жёлудями».Такие уроки проходят живо, интересно, так как детям предлагается занимательный материал, который способнее достаточно долго удерживать их внимание. Выполнение небольших практических заданий после чтения текста развивает оперативную память, мышление детей, что, в итоге, способствует появлению и развитиюинтереса к изучению природы.Еще один, очень привлекательный для детей вид работы это небольшие творческие проекты, которые дети имеют возможностьвыполнять дома, с помощью родителей это практическая работа «Перелетные и зимующие птицы». Детям необходимо было изучить внешний вид и особенности нескольких перелетных и зимующих птиц (от 2 до 5 птиц); выделить экологические особенности птиц разных видов, составить цепь питания с выбранной птицей, охарактеризовать отношения человека и перелетных птиц. Оборудование, которое необходимо для выполнения домашнего проекта, удобно прописать на листе формата А4: альбом, фотографии птиц или, если рисуют сами, фломастеры, цветные карандаши, линейка, ластик, простой карандаш. На этом же листе необходимо напечатать задания:1.Прочитай произведения из списка:В.В.Бианки «Тетерева в лунках»;А.И.Пискунов «Рассказы о птицах» («Зарянка»);Ирис Ревно «Белая трясогузка»;Г.А.Скребицкий «Дружба»;Г.А.Скребицкий «Сиротка»;Н.Н.Сладков «Зимние дороги»;И.С.СоколовМикитов «Дикие гуси».Подумай, о каких птицах идет речь? Устно, назови перелетных и зимующих птиц, о которых ты прочитал.2.Создай альбом о перелетных и зимующих птицах (от 2 до 5 птиц). Расположение материала и порядок птиц выбери сам, но обязательно должно быть: либо фотография, либо рисунок птицы, название птицы, вид (перелетная или зимующая) и краткая информация об этой птице. 3.С помощью прочитанных рассказов составь 2 цепи питания: с перелетной и с зимующей птицей. 4.В конце альбома вложи минисочинение «Как я воробушком стал и один зимовал». Информацию о птице ты можешь взять из списка прочитанных произведений, либо воспользоваться энциклопедиями, учебником по окружающему миру или Интернетом.В результате выполнения домашней работы на следующем уроке «Окружающего мира» по теме: «Перелетные и зимующие птицы», ребята предоставляют созданные ими альбомы и сочинения.Помимо использования художественной литературы на уроках окружающего мира, можно предлагать детям отрывки из разных произведений в рамках внеклассного чтения, на праздниках, и экскурсиях. Такая работа позволит создать положительный эмоциональный настрой на усвоение нового материала, стимулировать познавательную активность учащихся, стимулировать детей к самостоятельному поиску интересных фактов о жизни животных.
Ссылки на источники1.УшинскийК.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968. С.594.2.Антонова С.Г. и др.Редакторская подготовка изданий: учеб.М.: Издво МГУП, 2002. 3.СветловскаяН.Н., ДжежелейО.В.Внеклассное чтение во 2 классе: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1983.4.ЧаусоваС.А. Для чего люди читают?URL:http://rudocs.exdat.com/docs2/index592405.html5.Антонова С.Г.Указ. соч.
Svetlana Savinova,
candidate of pedagogical Sciences, docent of the Department of pedagogy and methodology of elementarytion and primary education FGBOU VPO "Vyatka state international narcotics and paper University", KirovTatyana Leontieva,
primary school teacher of MIDDLE school № 57,KirovChildren's literature as a means of forming natural history knowledge in primary schoolAbstract.The article discusses the possibility of using children's art and educational literature for the formation of natural history knowledge of primary school pupils are examples of works to study the lessons of the world and for home reading, we offer a snippet of a lesson and creative task on the work of children's literature.Key words:natural history knowledge, the world, children's literature.
Рекомендовано к публикации:
Вахрушевой Л. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующей кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»