Использование упражнений с фразеологизмами на этапе закрепления изученного материала по русскому языку в начальной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Макарова М. А. Использование упражнений с фразеологизмами на этапе закрепления изученного материала по русскому языку в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S32. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14876.htm.
Аннотация. Автор статьи рассматривает проблему использования упражнений с фразеологизмами на этапе закрепления изученного материала по русскому языку в начальной школе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Макарова Мария Александровна,аспиранткафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ВятГГУ, ассистент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. КировMariya.m8888@mail.ru

Использование упражнений с фразеологизмами на этапе закрепления изученного материала по русскому языку в начальной школе

Аннотация.Автор статьи рассматривает проблему использования упражнений с фразеологизмами на этапе закрепления изученного материала по русскомуязыку в начальной школе. Ключевые слова:фразеологизмы, закрепление изученного материала, упражнения с фразеологизмами, речемыслительная деятельность.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Язык каждого народа, по словам Н. М. Шанского, содержит определённый круг устойчивых выражений, аналогичных слову по своей воспроизводимости в качестве готовых и целостных единиц. Такие устойчивые выражения получили название фразеологизмы, фразеологические единицы, сочетания или обороты. Фразеологизмы служат в языке для называния разных явлений действительности, для характеристики тех или иных предметов, действий, свойств и позволяют выразить определённое отношение к ним: птица высокого полёта ‘знаменитость’; сломя голову ‘быстро’. В них нередко отражаются особенности культуры определённого народа, его истории, народные представления о тех или иных предметах и явлениях, национальнообусловленные стереотипы восприятия окружающего мира[1].По мнению Ф.И. Буслаева, «фразеологизмы ‬это своеобразные микромиры, которые содержат в себе и нравственный закон, и здравый смысл, выраженные в кратких изречениях, которые завещали предки в руководство потомкам», поэтому употребление их в устной и письменной речи является показателем владения родным языком.Исследователи детской речи С. Н. Цейтлин, В. К. Харченко, К. И. Чуковский и другиеотмечают, что ещё до поступления в школу у детей имеется повышенный интерес к фразеологическим оборотам. А в старшем дошкольном возрасте (перед систематическим обучением в школе) развитие мышления, восприятия, воображения, непосредственно связанных с речью, достигает достаточно высокого уровня, что находит отражение в языке ребенка. Это свидетельствует о том, что на первых ступенях обучения в школе детям становится доступно усвоение языковых средств, отличающихся образностью, наличием переносных смыслов[2].С этой точки зрения становится возможной организация работы с фразеологическими оборотами на уроках русского языка в начальной школе. Использование фразеологизмов на уроках способствует обогащению словарного запаса детей, делает их речь яркой, меткой, образной и выразительной. Абстрактный характер фразеологических оборотов требует активизации мышления младших школьников, переноснообобщённое значение фразеологизмов влияет на становление гибкости мышления. Из сказанного вышеможно сделать вывод о том, что фразеологизмы влияют на речемыслительное развитие младших школьников. Однако в современных учебниках по русскомуязыку ведётся незначительная работа с устойчивыми сочетаниями слов. Она главным образом направлена на выявление значения фразеологизмов, установления синонимичных и антонимичных пар. Между тем существуют большие возможности включения фразеологизмов в различную работу на уроках русского языка с целью активизации речемыслительной деятельности школьников. Одним из возможных путей активизации речемыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка может стать использование упражнений с фразеологизмами на этапе закрепления изученного материала. Этап закрепления изученного материала направлен на повторение и дальнейшее совершенствование изученного материала по русскому языку. Содержание этапа закрепления изученного материала могут составлять различные упражнения, проблемные и поисковые задания, в ходе выполнения которых у учащихся формируются определённые навыки по изученной теме. Этап закрепления изученного материала является важным структурным этапом урока, так как именно на нём происходит запоминание и применение знаний и умений на практике. На данном структурном этапе урока существует возможность целенаправленно формировать определённые мыслительные и речевые умения детей. И именно на этом этапе у учителя появляется возможность использовать упражнения с фразеологизмами. Упражнения с фразеологизмами ‬это упражнения, составленные на специальном образом скомпонованном фразеологическом материале. Они направлены на повторение и закрепление изученных тем по русскому языку с параллельным взаимосвязанным развитием речемыслительной деятельности младших школьников. Упражнения с фразеологизмами имеют определённую структуру, которая включает основное задание, исходный языковой учебный материал и ряд дополнительных заданий. Основное задание связано с изучаемой на уроке темой русского языка и направлено на её закрепление на новом фразеологическом материале. Основное задание может предлагаться в сформулированном учителем варианте. Возможно самостоятельное формулирование задания учащимися. Самостоятельноеформулирование заданий способствует активизации речемыслительной деятельности учащихся. Школьники проводят полный лингвистический анализ представленного исходного языкового учебного материала с учётом темы урока, ориентиров, справки с последующим синтезомих в формулировке задания. В ходе такой работы у школьников наблюдается высокая сосредоточенность внимания, наблюдательности, активизируется произвольная память. Кроме того данный приём позволяет школьникам осознавать собственную значимость в планированиии организации учебного процесса. В случае самостоятельного определения задания ответственность, осознанность и заинтересованность в его тщательном выполнении намного выше, нежели при традиционном подходе к формулированию задания. И, как правило, в ходе аналитического ознакомления с исходным языковым учебным материалом, справкой, ориентирами и пр. ещё до формулирования задания учащиеся выполняют большую часть работы в устной форме. Самостоятельно сформулированное задание служит важным показателем, который позволяет судить о наличии у школьников необходимых языковых знаний, умений (лингвистических компетенций) для его выполнения. Во время самостоятельного формулирования основного задания учащиеся опираются на тему урока и определённые ориентиры. К таким ориентирам относятся: условные обозначения, таблицы, шифры, пропущенные буквы и слоги; буквы, заключённые вскобках[3].

Пример упражнения по теме «Три склонения имён существительных» с основным заданием, формулируемым учащимися: Прочитай. Познакомься со справкой. Сформулируй задание.Лить воду, водить за нос, играть с огнём, душа в пятки, красной нитью, реветь белугой, облить грязью, забросить удочку, с минуты на минуту, звёздная болезнь, до седьмого пота, волчий аппетит, с тяжёлым сердцем, тишь да гладь.Справка: Iскл.: IIскл.: …IIIскл.: …Можно ли утверждать, что в именах существительных IIсклонения преобладает орфограмма проверяемый безударный гласный в корне слова. Составь и запиши цепочку из восьми слов с различными орфограммами. (пятки, удочку, реветь, аппетит, седьмого, сердцем, тишь, нитью).Укажи слова с таким же звукобуквенным составом как слово тенью.(огнём, пятки, нитью).Составь предложение, используя фразеологизм из упражнения, которым можно продолжить следующий ряд: морочить голову, обводить вокруг пальца, пускать пыль в глаза…Пример упражнения по теме «Склонение имён прилагательных во множественном числе» с основным заданием, сформулированным учителем: Прочитай. Объясни значение фразеологизмов. Какой из них можно исключить из данного ряда? Объясни. Запиши оставшиеся фразеологизмы в порядке, указанном в справке.По горячим следам, без задних ног, под горячую руку, в ежовых рукавицах, золотые руки,чужими руками жар загребать.Справка: И.п., Р.п., Д.п., Т.п., П.п.Найди фразеологизм,в главном и зависимом словах которого имеется одинаковая орфограмма. Назови не менее 3 общих признаков в словах горячую и золотые.Закончи предложение: Необходимо разобрать ситуацию с дракой сразу…

Фразеологические обороты для упражнений отбираются согласно следующим критериям:доступность понимания значения фразеологизмов детьми младшего школьного возраста в 1‬4хклассах;соответствие лексических, фонетических, синтаксических особенностей фразеологизмов грамматическому материалу, который изучается в конкретных темах по русскому языку;коммуникативная значимость фразеологических единиц;образовательновоспитательная направленность фразеологизмов.Третья структурная часть упражнений с фразеологизмами ‬это дополнительные задания. Они направлены на отработку, расширение и совершенствование ранее изученного материала и содержат задания по разным разделам и темам русского языка: орфографии, фонетике, морфемике, морфологии, синтаксису, развитию речи. Количество дополнительных заданий от класса к классу увеличивается. В 1мклассе ‬1‬2 дополнительных задания, во 2мклассе‬до трёх, в 3‬4м классах‬до пяти. Это объясняется увеличением количества изучаемых тем в каждом классе и способностью учащихся охватить больший объём информации. Общим для основного (независимо от того, сформулировано ли оно учителем или детьми) и дополнительных заданий является такая формулировка, которая обеспечивает поисковый характер их выполнения и активизирует речемыслительную деятельность учащихся. Задания к упражнениям представляют собой явно или смутно осознаваемое учащимися затруднение, преодоление которого требует новых способов и действий. Мышление в данном случае начинается с момента осознания и формулировки проблемы, с момента принятия учащимися проблемной ситуации к решению на основе имеющегося фона знаний, умений и опыта поиска [4].Структура упражнений с фразеологизмами и их выполнение органичны и соответствуют фазам протекания мыслительного процесса:I.Осознание проблемной ситуации. II.Решение проблемы.III.Проверка предположения.IV.Вывод суждения. Осознание проблемной ситуации школьниками происходит на этапе прочтения основного задания к упражнению с фразеологизмами и ознакомлением с исходным языковым учебным материалом. Ознакомление учащихся с основным заданием к упражнению и подготовка к его выполнению предполагает два варианта. Первый вариант заключается в чтении учителем текста задания вслух с последующим чтением его учащимися. Во время чтения задания учителем, учащиеся осуществляют первичное ознакомление с заданием. Далее при самостоятельном прочтении дети осмысливают предстоящую работу; анализируют данный языковой материал, учатся логично, правильно выражать свои мысли; строят предварительный мысленный план действий. Данный способ применяется в случаях, когда у учащихся недостаточно сформулирован навык чтения (чаще в 1мклассе) и если задействованы задания повышенной трудности, требующие пояснения, дополнительной расшифровки. Второй вариант состоит в самостоятельном чтении задания учащимися и одновременном его осмыслении. По мнению психологов, чтение рассказов, описаний предполагает аналитическую деятельность мышления того же типа и той же организации, какие отличают высшие интеллектуальные процессы. Принято считать, что чтение требует больших, чем восприятие устной речи, интеллектуальных усилий и большей самостоятельности школьника в процессе умственной деятельности. Скользя глазами по строчкам, ребёнок должен правильно оценить значение каждого слова в отдельной фразе и во всём тексте; уловить, о чём идёт речь; полностью привести в соответствие оттенки мыслей, которые содержатся в каждой фразе, связать одну фразу с другой. Интонация и логическое ударение, являющиеся помощниками в устной речи, здесь не имеют места. В ходе осмысления задания к упражнению в процессе самостоятельногочтения учащиеся должны выделить ключевые слова, соединить их в правильных отношениях, придать каждому из них правильное значение, определить их степень важности. Данный способ применяется при условии владения учащимися хорошим темпом чтения [5].Второму, третьему и четвёртому этапам мыслительного процесса соответствует этап осознания представленного задания с последующим поиском решения проблемы; формулирование ответа в устной форме; проверка правильности представленного пути решения проблемы. На этом этапе активно задействуется процесс аналитикосинтетического мышления. Учащиеся проводят лингвистический анализ представленного языкового материала с целью выявления способов и путей решения проблемы и на основе операции синтеза формулируют ответ. После выполнения основного задания в устной форме следует его оформление в письменном виде. Подобные вышеописанным стадиям этапы, но в меньшем объёме, имеют место при выполнении дополнительных заданий. Исходя из этого, можно утверждать, что в ходе выполнения упражнений с фразеологизмами активизация речемыслительной деятельности происходит не менее трёх раз: в ходе выполнения основного задания и в ходе выполнения каждого дополнительного задания.Упражнения с фразеологизмами могут способствовать расширению и углублению изучаемого материала по русскому языку в начальной школе. Фразеологический материал, используемый в упражнениях, способствует повышению познавательного интереса младших школьников к изучаемым темам. Упражнения с фразеологизмами вызывают положительные эмоции со стороны детей что в свою очередь оказывает благотворное действие на эффективность изучения русского языка.

Ссылки на источники1.Крысин Л. П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: учеб. пособие для студ. филол. фак.высш. учеб. завед.‬М.: Изд.центр «Академия», 2007. ‬С. 173. 2.Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. ‬URL:http://www.dissercat.com/content/osobennostiovladeniyafrazeologizmamidetmisedmogogodazhizni#ixzz37o1gWi9V3.БакулинаГ. А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. ‬Киров: Издво ВГПУ, 2000. ‬С. 216.4.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. ‬М.: Педагогика, 1981. ‬С. 102.5.Бакулина Г. А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.‬Киров: ВГПУ, 1988. ‬С. 25‬26.

Mariia Makarova,

PhD student and assistant, the chair of pedagogic and methodology of preschool and primary school education, Vyatka State University of Humanities, KirovMariya.m8888@mail.ruUse of exercises based on idioms at stage of fixing studied material at Primary school Abstract.The author considers the opportunity of Use of exercises based on idioms at stage of fixing studied material at Primary school.Keywords:idioms, consolidation of learned material, speech and mental activity, exercises based on idioms.

Рекомендованок публикации:

Вахрушевой Л. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующей кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»