Выявление познавательного интереса к профессиям взрослых у детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вахрушева Л. Н. Выявление познавательного интереса к профессиям взрослых у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S32. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14879.htm.
Аннотация. В статье раскрываются значение и понятие познавательного интереса, его структура, методы выявления познавательного интереса к профессиям взрослых у детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вахрушева Людмила Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент, заведующаякафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»,г.Кировlvahr@yandex.ru

Выявление познавательного интереса к профессиям взрослых у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация.В статье раскрываются значение и понятие познавательного интереса, его структура, методы выявления познавательного интереса к профессиям взрослых у детей старшего дошкольного возраста.Ключевые слова: познавательный интерес, профессии взрослых, методы выявления интереса, старшие дошкольники.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Проблеме развития познавательных интересов посвящен ряд психологопедагогических исследований (Л.И.Божович, Л.С.Славина, Л.М.Маневцова и др.). Остановимся на характеристике некоторых из них.Значение познавательного интереса заключается в том, что формируются прочные и глубокие знания и представления у дошкольников, развивается наблюдательность, активизируются психические процессы, повышается общее позитивное эмоциональное состояние, осуществляется мотивация деятельности, обеспечивается стимулирование целеустремленности, настойчивости, стремления к завершению деятельности, положительное отношение к знаниям и учебной деятельности, обеспечивается готовность ребенка к школьному обучению. Познавательный интерес связан с деятельностью: с одной стороны, интерес выступает в качестве условия успешного выполнения деятельности и творческого отношения к ней; с другой стороны, интерес формируется в деятельности. Поэтому для формирования познавательных интересов необходимо организовать содержательную, интересную для дошкольников деятельность. Познавательный интерес связан с уровнем знаний. Эта связь проявляется в том, что с одной стороны, познавательный интерес основывается на прочных, осознанных знаниях; с другой стороны, чем активнее познавательный интерес, тем глубже, шире и прочнее знания. Познавательные интересы оказывают колоссальное побудительное влияние на процесс и результат учения. Исследования педагогов и психологов (Л.И.Божович, Л.С.Славина и др.) свидетельствуют, что одним из факторов отрицательного отношения учащихся начальных классов к учению и низкой успеваемости является слабое развитие познавательных интересов или их отсутствие [1]. Уже в начальной школе немалое количество неуспевающих составляют дети, отклоняющиеся от активного участия в мыслительной деятельности, иначе так называемые «интеллектуальнопассивные» учащиеся. Одним из факторов появления таких учащихся является несформированный познавательный интерес. Вот почему дефиниция познавательного интереса и определение педагогических условий, способствующих развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте, представляется чрезвычайно значимым, так какдальнейшее умственное развитие зависит от их проявления и активности.Кроме того, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из принципов дошкольного образования называется формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности [2]. Познавательный интерес имеет множество трактовок. Так, по мнению Л.М.Маневцовой, познавательный интерес к природе ‬это стремление к активности и самостоятельности в познании [3]. Несколько иначе понимает познавательный интерес к природе Л.Ф.Захаревич: считая, что это стремление к познанию не только внешних сторон предмета или явления, но и стремление к проникновению в глубину его содержания, которое внешне остается скрытым для ребенка, попытки сопоставлять, сравнивать, вычленять, обобщать, устанавливать связи и зависимости между явлениями, видеть их развитие, проявляя при этом творческий поиск, мобилизуя свою активность [4]. В ранее опубликованных пособиях [5; 6] мы давали определения понятия познавательного интереса применительно к разным объектам: к математике, природе, социальной действительности, книжной графике. Так, с нашей точки зрения, познавательный интерес к математике ‬это избирательное, положительное, эмоциональноокрашенное отношение ребенка к математике, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, стремлении получать больше знаний по математике и использовать их в самостоятельной деятельности. Определимся с тем, что такое познавательный интерес к профессиям. Мы считаем, что познавательный интерес к профессиям ‬это позитивное эмоциональное отношение ребенка к профессиям взрослых, выражающееся в предпочтении видов деятельности, содержание которых связано с профессиями взрослых (сюжетноролевая игра, рисование, лепка и др.), стремлении больше узнавать о различных профессиях, использовать эти знания в самостоятельной игровой и продуктивной деятельности.Познавательный интерес в дошкольном возрасте имеет развитую структуру и представлен тремя основными компонентами: 1)эмоциональные проявления, 2)интеллектуальная активность, 3)проявления волевых усилий. Определим методы выявления познавательного интереса к профессиям, исходя из его структуры. Так, для характеристики эмоциональных проявлений могут быть использованы следующие методы: индивидуальная беседа с детьми, метод наблюдений, беседа с воспитателями, анкетирование родителей, метод «парных сравнений». Для определения интеллектуальной активности в структуре интереса можно применять метод беседы о профессиях, частично ‬метод наблюдений за дошкольниками в процессе непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности. Охарактеризовать проявления волевых усилий можно, используя метод наблюдений за дошкольниками в процессе занятий по познавательному развитию и самостоятельной деятельности. В качестве примераприведем характеристику некоторых методов. Одним из первых проявлений интереса выступает эмоциональноокрашенное отношение ребенка к определенному виду деятельности, в частности к профессиям, зарождающееся как эпизодическое переживание, которое может бытьобусловлено содержанием материала о профессиях и способом его преподнесения дошкольникам. Именно поэтому, прежде всего, следует применять метод индивидуальной беседы для определения любимых занятий в детском саду в области «Познавательное развитие», местасреди них занятия, связанного с профессиями взрослых. Кроме того, благодаря методу беседы будет получен материал, который может быть использован в последующем для анализа. Предлагаем содержание вопросов к индивидуальной беседе с ребенком (на основании использования картинок, на которых изображены представители разных профессий: например, шофер, почтальон, продавец, врач, воспитатель):1.Человек какой профессии изображен на картинке? 2.Чем занимаются люди этой профессии? 3.Что он использует (какие предметы, орудия и пр.) в своей работе?4.Какие профессии ты еще знаешь? 5.Кем работают твои родители? 6.Кем ты хочешь стать? Почему?7.Зачем люди работают? 8.Что было бы, если бы люди не работали?В процессе беседы можно определить не только эмоциональное отношение, но и выявить уровень представлений дошкольников о профессиях.Для выявления эмоционального отношения, а также познавательной активности и волевых усилий может быть использован метод наблюдений занятий. Кроме того, это один из методов исследования, который дает возможность проанализировать методы и приемы, используемые воспитателем с целью стимуляции познавательного интереса к профессиям. Наблюдение обеспечивает сбор фактов в их взаимосвязи, получение непредвзятых данных об особенностях проявления интересов у каждого ребенка и определенной группы детей. В ходе наблюдения за детьми во время занятияэкскурсии в «Город мастеров», где живут мастера своего дела (строитель, почтальон, продавец, врач, воспитатель) внимание может быть обращено на следующие моменты:1.Сосредоточены ли дети? Какие условия обеспечивают сосредоточение дошкольников? 2.С желанием ли выполняют задания воспитателя? При каких условиях? 3.Задают ли вопросы воспитателю во время экскурсии и после нее? Какого характера эти вопросы? 4.Каковы эмоциональные проявления, связанные с интересом к людям разных профессий, и в связи с чем проявляются? С целью уточнения предпочтений детей видам деятельности, связанным с профессиями взрослых, можно осуществить наблюдение за детьми во время самостоятельной деятельности. В ходе наблюдения выясняется следующее:1.Какой вид деятельности предпочитают?2.Используют ли знания и умения о профессиях (о каких именно и в чем они заключаются), полученные в процессе непосредственной образовательной деятельности, виграх? 3.В какие игры, связанные с профессиями взрослых, предпочитают играть? Как часто?4.Какие игровые действия совершают, соответствующие определенной профессии?5.Какой материал используют, отражающий орудия труда? 6.Отражают ли в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, конструировании) профессии (какие именно и в чем это проявляется)?Такого рода наблюдения позволяют определить, любят ли дети играть в сюжетноролевые игры, отражая в них знания об орудиях труда, действиях, связанных с определенной профессией, полученные в процессе непосредственной образовательной деятельности, и какие условия создает воспитатель для самостоятельной деятельности детей. Устойчивость интереса к профессиям проявляется в постоянном стремлении применять имеющиеся знания и умения в сюжетноролевых играх, в продуктивных видах деятельности. Для определения предпочтения дошкольников играм, связанным с профессиями, степени устойчивости познавательного интереса можно использовать метод «парных сравнений». Составляется 10 сочетаний по три вида занятий в каждом. Все виды деятельности, в том числе и игры, связанные с разными профессиями взрослых, повторяются пять раз. Например:1)игра в стройку, подвижная игра, чтение сказок;2)рассматривание картинок, чтение сказок, подвижная игра;3)игра в магазин, рисование, конструирование;4)рисование, подвижная игра, конструирование;5)рисование, конструирование, игра в почту;6)чтение стихотворений, подвижная игра, конструирование;7)рисование, игра в больницу, рассматривание картинок;8)чтение рассказов, рассматривание картинок, конструирование;9)чтение рассказов, рассматривание картинок, подвижная игра;10)игра в детский сад, рисование, рассматривание картинок.Работа проводится индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предлагается назвать один из предложенных в сочетании видов деятельности, который ему больше всего нравится. Выбранный вид экспериментатор подчеркивает. На основании обработки полученных данных можно выделить следующие уровни:нулевой ‬нет ни одного выбора игры, связанной с профессиями;низкий ‬один раз отдают предпочтение игре, связанной с профессиями;средний ‬осуществляютдватри выбора;высокий ‬демонстрируют четырепять предпочтений.Для подтверждения объективности ответов детей и для определения познавательных проявлений интереса можно провести анкетирование родителей, в ходе которого они отвечают на следующие вопросы:1.Проявляет ли Ваш ребенок интерес к профессиям? В чем это выражается?2.Задает ли Ваш ребенок вопросы, желая узнать чтото новое о той или иной профессии?3.Знает ли Ваш ребенок, где и кем Вы работаете?4.Знает ли ребенок, в чем значение Вашей профессии?5.Знает ли Ваш ребенок, что Вы делаете на работе, чем конкретно занимаетесь, какие профессиональные действия совершаете?6.Знает ли Ваш ребенок, какие орудия труда Вы используете?7.Знакомите ли Вы своего ребенка с профессиями взрослых? Если да, то с какими и каким образом?8.Какой иллюстративный материал используете?Данные, полученные с помощью выше обозначенных и охарактеризованных методов исследования познавательного интереса к профессиям взрослых, анализируются, сравниваются, конкретизируются, что обеспечивает возможность выделить и определить обобщенные критерии и показатели уровней развития познавательного интереса к профессиям у детей старшего дошкольного возраста (таблица).

Критерии и показатели уровней развития познавательного интереса к профессиям у детей старшего дошкольного возраста

№ п/п

КритерииПоказатели уровнейВысокийСреднийНизкий1.

Эмоциональные проявленияЯрко выражает положительное эмоциональнопознавательное отношение к различным профессиям Проявляет эмоциональнопознавательное отношение к некоторым видам профессийДемонстрирует эпизодическое эмоциональнопознавательное отношение к отдельным заданиям, связанным с изучением профессийПроявляет воодушевление, эмоциональный подъем, выразительность мимики, речи Изображает оживленность, увлеченностьПоказывает безразличие к деятельности2.

Интеллектуальная активностьПроявляет любознательность к различным профессиям. Формулирует продуктивные вопросы, проявляет интерес к наглядному материалу, отражающему особенности той или иной профессииОбнаруживает любопытство к отдельным профессиям, к некоторым фотографиям, иллюстрациям, содержание которых связано с действиями человека той или иной профессии. Время от времени задает вопросы (чаще всего репродуктивные)Выражает любопытствок отдельным заданиям, связанным с изучением профессий, красочному наглядному материалу. Вопросы не озвучиваетАктивно и правильно отвечает на вопросы, связанные с изучением профессийЕсли вопрос задают ему лично, отвечает, но не всегда верноПассивен, отвечает на отдельные вопросы благодаря помощи воспитателяСамостоятельно выполняет задания на сопоставление, например, орудий труда и действий, выполняемых людьми разных профессий Выполняет задания с незначительной помощью взрослого, который, например, применяет направляющие вопросыВсе задания выполняет только при поддержке взрослого, вынужденного использовать дополнительный показ, объяснение и пр. Обнаруживает инициативу в выполнении творческих задач, например, по поиску информации о разных профессиях и ее переработкеТворческие задания выполняет с незначительной помощью воспитателяНе может решать творческие задачиРегулярно и самостоятельно использует знания и умения в сюжетноролевых играх, благодаря чему обогащается сюжет игры, увеличивается количество ролей, которые берут на себя дети и пр. Эпизодически и при напоминании педагога применяет знания и умения в сюжетноролевых играх, продуктивных видах деятельностиНе использует знания, умения и навыки в сюжетноролевых играх, продуктивных видах деятельностиИмеет высокий уровень представлений о профессиях, старается узнать еще большеОбладает средним уровнем представлений о профессиях

Проявляет низкий уровень представлений о профессиях3.

Волевые усилия Может длительно сосредоточиться на непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности, связанной с профессиями (экскурсия, игра, рисование и пр.), отвлечений нетПроявляет сосредоточенность в деятельности, связанной с профессиями (экскурсия, игра, рисование и пр.), однако порой случаются отвлеченияНе может сосредоточиться на деятельности, постоянно отвлекается, переключается на другие делаУмеет самостоятельно справляться с трудностямиСложности преодолевает при помощи взрослогоНе справляется с трудностями, легко отказывается от задуманного

На основе критериев и показателей, разработанных нами, можно выделить три уровня познавательного интереса к профессиям у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий. Таким образом, познавательный интерес в дошкольном возрасте имеет сложную структуру. Для выявления уровней и особенностей познавательного интереса дошкольников к профессиям взрослых необходимо использовать разнообразные методы исследования, характеристика которых представлена выше.

Ссылки на источники 1.Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников. ‬М.:Издво АПН РСФСР, 1951. ‬Вып.36.2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ‬URL:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshkstandartdok.html(дата обращения 13.09.2014).3.Маневцова Л.М. Формирование познавательных интересов у старших дошкольников в процессе организации элементарной поисковой деятельности (на материалах природоведения): автореф. дис. …канд. пед. наук. ‬Л., 1975. 4.Захаревич Л.Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений у детей среднего и старшего дошкольного возраста:автореф. дис.…канд. пед. наук. ‬М., 1970. 5.ВахрушеваЛ.Н.Воспитание познавательного интереса к математике у старших дошкольников. ‬Киров, 1998.6.ВахрушеваЛ.Н.Воспитание познавательных интересов у детей 5‬7 лет.‬М., 2012.

Lyudmila Vakhrusheva,

Candidate of pedagogy, AssociateProfessor, head of Chair of pedagogy and methodology of preschool and elementary education FEDERAL VPO ‮Vyatka State Humanities University ,Kirovlvahr@yandex.ruIdentification of cognitive interest to occupations of adults with children under school ageAbstract.The article deals with the importance and concept of cognitive interest, its structure, methods of identifying cognitive interest to occupations of adults with children under school age.Keywords:cognitive interest, profession, adult, methods of identifying interest older preschoolers.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редакторм журнала «Концепт»