Опыт взаимодействия факультета технологии и дизайна с субъектами рынка труда при подготовке специалистов легкой промышленности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Крысова В. А., Морилова Л. В., Веснова Н. С., Микрюкова О. Н. Опыт взаимодействия факультета технологии и дизайна с субъектами рынка труда при подготовке специалистов легкой промышленности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S33. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14884.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены формы взаимодействия кафедры технологии и методики преподавания технологии Вятского государственного гуманитарного университета с представителями предприятий легкой промышленности региона при подготовке студентов по направлению «Конструирование изделий легкой промышленности».
Раздел: Экономика
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Веснова Наталья Сергеевна,заместитель директора ООО «АРТЛен», г. Киров

Крысова Виктория Анатольевна,кандидат педагогическихнаук, доцент кафедры технологии и методики преподавания технологии ФГБОУВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировvika_vggu@mail.ru

Морилова Лена Валерьевна,кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедры технологии и методики преподавания технологии ФГБОУВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировlenamorilova@mail.ru

Микрюкова Ольга Николаевна,ассистент кафедры технологии и методики преподавания технологии ФГБОУВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров

Опыт взаимодействия факультета технологии и дизайна с субъектами рынка труда при подготовке специалистов легкой промышленности

Аннотация.В статье рассмотрены формы взаимодействия кафедры технологии и методики преподавания технологии Вятского государственного гуманитарного университета с представителями предприятий легкой промышленности региона при подготовке студентов по направлению «Конструирование изделий легкой промышленности».Ключевые слова:опыт взаимодействия с профильными предприятиями, сетевое взаимодействие, метод проектов, профессиональная деятельность, легкая промышленностьРаздел: (04) экономика.

В условиях внешней и внутренней конкуренции легкая промышленность России испытывает необходимость в улучшении качества изделий, в обновлении ассортимента, удовлетворяющего потребности различных категорий населения. Швейной промышленности требуются специалисты, ориентированные на эксперименты и решение проблемнотворческих задач при проектировании одежды в широком спектре профессиональной деятельности. При этом связь вуза с промышленностью позволяет предприятиям принимать участие в образовательном процессе, впоследствии решая вопрос трудоустройства студентов. Заинтересованность работодателей является лучшим показателем уровня профессиональной подготовки выпускников [1].С другой стороны, взаимодействие вуза и работодателей становится важным показателем качества и надежности деятельности вуза, одним из важнейших критериев его конкурентоспособности на рынке образования и рынке труда.Одним из механизмов, позволяющих обеспечить качественно новую структуру профессионального взаимодействия образования и производства, является партнерское сотрудничество на условиях совместного использования ресурсных потенциалов, в том числе заложенных в выпускника вуза. В условиях современного образования работодатель имеет большие возможности в выстраивании траектории практикоориентированной подготовки студентов через сетевое взаимодействие. Под сетевым взаимодействием мы понимаем совместную деятельность образовательных учреждений с профильными предприятиями региона для обучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебных, творческих и научных разработок студентов в сфере легкой промышленности. Подобное взаимодействие позволяет работодателям закладывать свои технологические «платформы», активно знакомиться с будущими выпускниками в рамках производственной и преддипломной практики и совместно участвовать в разработке и реализации проектов по своей проблематике [2].Опыт взаимодействия факультета с профильными предприятиями региона раскрывается в мероприятиях, позволяющих студенту постепенно окунуться в профессиональную среду. В тоже время организация образовательного процесса при поддержке потенциальных работодателей направлена на максимальное раскрытие личностного потенциала каждого студента.

Организация экскурсий на профильные предприятия г. Кирова и области. Данная форма работы направлена на углубленное знакомство студентов со спецификой работы предприятий разной направленности. Это позволяет повысить познавательную активность студентов и сориентироваться им на рынке труда Кировской области и региона в целом. С другой стороны, открытая интересная беседа с ведущими специалистами предприятий закладывает у студента потенциальное желание трудоустроиться именно на это предприятие. А реализация этого желания начинается с учебнотворческих заданий, в том числе в рамках учебной практики. Именно с таких экскурсий началось сотрудничество с предприятиями «Артлен», фабрика игрушек «Весна», меховое объединение «Белка» и т.д.Проведение круглых столов со студентами, преподавателями кафедр и с представителями профильных предприятий г.Кирова и области. В данных мероприятиях принимают участие студенты II–IVкурсов. Здесь у студентов имеется возможность напрямую пообщаться с ведущими специалистами, узнать специфику предприятий, требования работодателей. Студенты демонстрируют практические разработки, выполненные в рамках учебных творческих заданий: макеты головных уборов, исторических костюмов, объекты декоративноприкладного творчества ит.д.Специалисты, знакомясь с данными разработками, могут предложить дальнейшее развитие темы в сотрудничестве с ними (или на базе их предприятия) в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ.Участие студентов в научных конференциях и научнопрактических семинарах с докладами по темам исследований выполняемых в рамках курсовых и дипломных работ. В течение последних четырех лет кафедрой технологии и методики преподавания технологии ВятГГУ проводится всероссийская научнопрактическая конференция по проблемам взаимодействия профильных образовательных учреждений с предприятиями легкой промышленности. К участию в конференции приглашаются представители профильных образовательных учреждений и профильных предприятий. Специалисты профильных предприятий отмечают высокий уровень и качество профильной подготовки студентов, умение ориентироваться в актуальных вопросах швейной промышленности. Данная оценка работы студентов подтверждена и актами внедрения студенческих разработок в производство швейных предприятий города и области [3]. Кроме того, подобное взаимодействие позволяет показать студенту необходимость постоянного профессионального самосовершенствования, необходимость нестандартно и креативно мыслить, при этом уметь реализовывать свои нестандартные решения.Участие студентов в конкурсах и выставках разного уровня, в том числе, организуемых предприятиями. Потенциальные работодатели, зачастую участвуя в конкурсах в качестве жюри или приглашенных в течение нескольких лет наблюдают за развитием студента и его профессиональным ростом. В последнее время наблюдается тенденция организации индивидуальныхконкурсов крупными предприятиями с целью привлечения молодой, талантливой, креативной молодежи. Участие студентов в профессиональных конкурсах различного уровня позволяет получить адекватную профессиональную оценку разработкам в сообществе индустрии моды и сформировать контакты с потенциальными работодателями.Вовлечение работодателей в образовательный и профориентационный процесс через практические занятия на основе использования кейстехнологий.Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление, то есть решать реальные производственные задачи.

Участие представителей ведущих профильных предприятий области в подготовке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ. Таким образом, кафедра технологиии методики преподавания технологии Вятского государственного гуманитарного университета имеет многолетний опыт подготовки студентов в неразрывном процессе обучения и воспитания, который опирается на активные методы обучения, моделирующими профессиональную деятельность, в тесном контакте с образовательной средой вуза, потенциальными работодателями и сообществом индустрии моды. Участие представителей ведущих профильных предприятий в художественном совете кафедры технологии и методики преподавания технологии ВятГГУ по проектированию объектов швейной промышленности. При системной подготовке студентов большое внимание уделяется методу проектов, который с учетом взаимодействия с предприятиями значительно повышает эффективность образовательного процесса. Метод проектов позволяет подготовить студентов к выполнению всех указанных в стандарте видов профессиональной деятельности, сформировать профессиональные компетенции. Результатом проектирования является конкретное изделие, которое объективно оценивается специалистами с позиции эстетичности и технологичности.Включение будущих конструкторов в проектную деятельность и создание условий, мотивирующих к самостоятельной работе и реализации профессиональнонаправленных задач, осуществляется на всех этапах обучения. Особенностью проектной деятельности студентов подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности» является интеграция художественных и технических учебных дисциплин в единый целостный процесс, в котором каждый из предметов имеет свое отражение. В учебном плане подготовки будущих конструкторов содержатся следующие дисциплины: Композиция костюма, Цветоведение, Рисунок и живопись, Конструирование изделий легкой промышленности, Технология изделий легкой промышленности, Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности и др. Небольшие проекты выполняются студентами в рамках ряда профессиональных дисциплин. Например, при изучении дисциплины «Проектирование головных уборов и аксессуаров» студентами выполняются проекты по разработке и изготовлению как современных, так и исторических головных уборов. Выполненные объекты могут быть как самостоятельными, так и быть элементами костюма в коллекциях одежды, и демонстрироваться на различных выставках и конкурсах.Следующий этап проектной деятельности –курсовой проект. Данный вид учебной работы выполняется в рамках основных профессиональных блоков: материаловедческом, конструкторском и проектировании одежды с использованием информационных технологий. В процессе курсового проектирования моделируются и решаются конкретные профессиональные задачи различных видов профессиональной деятельности. В качестве объекта проектирования в рамках квалификационной работы может быть костюм (комплект) одежды или коллекция одежды для потребителей различных половозрастных групп. Важная роль в проектировании одежды отводится прогнозированию, которое проводится в рамках научно обоснованных социальных, экономических и материальных данных. Задача прогнозирования современной формы одежды –это удовлетворение потребностей людей в эстетике и эргономике костюма. Студенты самостоятельно работают с искусствоведческой и технической литературой, проводят научноисследовательскую работу, тем самым осознанно повышая уровень сформированности профессиональных компетенций.При выполнении эскизов коллекции студенты воплощают художественные образы с учетом конструктивных особенностей моделей и материала. Многоплановость работы способствует качественному профессиональному развитию –появляются дополнительные вопросы по художественным и техническим дисциплинам, но значительно увеличивается время на консультации. Консультации проходят как художественные советы с присутствием практически всех преподавателей и сотрудников кафедры, а также с привлечением специалистов швейных предприятий. Художественный совет регулярно оценивает уровень работы студентов на каждом этапе проектирования, обсуждает вместе со студентами проблемные ситуации, а представитель предприятия помогает сориентировать студента на возможность реализации коллекции или отдельных моделей в условиях конкретного производства. Традиционно на кафедре технологиии методики преподавания технологии защита всех студенческих проектов является открытой, качество изделий объективно оценивают специалисты легкой промышленности, преподаватели и студенты. В процессе проектирования коллекции одежды, как наиболее сложного и многопланового объекта, студенты достигают более высокого уровня сформированности профессиональных компетенций. Как показывает практика, выпускники с опытом проектирования коллекций одежды более востребованы работодателями [4].Начиная с 2013 г.факультетом была аппробирована еще одна форма взаимодействия с крупными профильными швейными предприятиями города ООО «Эйс» и ОАО «Весна» –организация и проведение одной из учебных практик в экспериментальных цехах предприятий. У студентов появилась возможность не только визуально познакомиться с ассортиментом выпускаемой продукции и материальнотехнической базой предприятий, но и получить навыки работы на специализированном оборудовании и принять участие в изготовлении реальных швейных объектов. Данная форма работы, наш взгляд, очень важна для студентов, так как помогает научиться работать в коллективе, правильно выстраивать алгоритм своих действий с соблюдением временных норм при выполнении определенных технологических операций, научиться нести ответственность не только за себя, но и за коллектив в котором ты создаешь конкретный продукт. Работа с предприятиями в этом направлении особенно важна, так как образовательный процесс в университете больше направлен на индивидуальный результат, а данный опыт взаимодействия позволит более качественно сформировать такие общекультурные компетенции как«Готовность к работе в коллективе, социальному взаимодействию» и «Осознание социальной значимости своей профессии, мотивации к выполнению профессионального долга». Необходимость сделать акцент именно на эти общекультурные компетенции подтверждено результатами социологических исследований ВятГГУ «Портрет выпускника 2013» и «Требования работодателей к выпускнику 2013» (приказ № 238 от 04.04.2013 г.). Согласно данному исследованию на вопрос «Какие из указанных выше компетенций будут способствовать Вашему трудоустройству?» чаще всего выпускники отмечали именно две вышеуказанные компетенции. Кроме того, последовательное взаимодействие с работодателями в течение всего учебного процесса и всех видов практик, позволит найти общие подходы в оценке сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, а следовательно готовить не только хорошего профессионала, но и сотрудника, способного работать в команде, готового к самостоятельному и ответственному принятию решений, способного к инновациям и творчеству.

Ссылки на источники1.Морилова Л. В. Оценка сформированности профессиональных компетенций студентов направления подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности» в процессе проектирования швейных изделий // Формирование открытой образовательной среды вуза как фактор повышения качества образования: материалы III Всерос. метод. конф.–Киров: Издво ООО «РадугаПРЕСС», 2014.2.Крысова В. А., МориловаЛ.В.Механизмы взаимодействия вуза и работодателей в процессе подготовки специалистов по направлениям «Конструирование и технология изделий легкой промышленности» на основе активных образовательных технологий // Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода при подготовке специалистов на основе ФГОС ВПО: материалы Всерос.метод.конф.–Киров:Издво ООО «РадугаПРЕСС», 2012.3.МориловаЛ. В., Веснова Н. С. Опыт сотрудничества кафедры технологии и методики преподавания технологии ВятГГУ и профильных предприятий региона в рамках научнопрактических мероприятий // Научнопрактическое сотрудничествосистемы профессионального образования с предприятиями легкой промышленности региона: материалы Всерос.науч.конф., 23–24 мая 2013 г., г. Киров ООО «ВЕСИ».–Киров, 2013. –С. 103–109.

Natalia Vesnova,Deputy Director, ARTLen, KirovViktoriya Krysova,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Technology and Methods of Technology Teaching, Vyatka State University of Humanities, Kirovvika_vggu@mail.ru

Lena Morilova,Candidate of Engineering Sciences, Associate Professorat the chair of Technology and Methods of Technology Teaching, Vyatka State University of Humanities, Kirovlenamorilova@mail.ruOlga Mikryukova,Assistant, chair of Technology and Methods of Teaching Technology, Vyatka State University of Humanities, KirovExperience of interaction between Technology and Design Department and the subjects of labor market during training light industry specialistsAbstract.The paper describes the forms of interaction between the chair of Technology and Methods of Technology Teaching in Vyatka State University of Humanities and representatives of light industry enterprises of the region in training students with major “Design of light industry”.Keywords:interaction with profile enterprises, networking, project method, professional activity, light industry.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»