Психологическое сопровождение ребенка младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Выпуск:
ART 54109
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кобыжча
Н.
С. Психологическое сопровождение ребенка младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
26–30. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54109.htm.
Аннотация. Данная работа посвящена описанию опыта работы на примере конкретного случая психологического сопровождения ребенка с задержкой психического развития. В работе подробно изложено описание проблемы, представлены результаты диагностического обследования, спланирована система работы по данной проблеме с ребенком и его семьей, описана результативность психологического сопровождения. В работу также включено теоретическое описание проблемы задержки психического развития, причин ее возникновения, описаны специфические особенности у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Работа будет интересна психологам, работающим с детьми.
Ключевые слова:
задержка психического развития, описание случая, младший дошкольный возраст, компетентность родителя.
Текст статьи
Кобыжча Наталия Сергеевна,педагогпсихолог, ГБОУдетский сад № 473, г.Москваnatasha_ko2006@mail.ru
Психологическое сопровождение ребенка младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Аннотация:Данная работа посвящена описанию опыта работы на примере конкретного случая психологического сопровождения ребенка с задержкой психического развития. В работе подробно изложено описание проблемы, представлены результаты диагностического обследования, спланирована система работы по данной проблеме с ребенком и его семьей, описана результативность психологического сопровождения.В работу также включено теоретическое описание проблемы задержки психического развития, причин ее возникновения, описаны специфические особенности у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Работа будет интересна психологам, работающимс детьми.Ключевые слова:задержка психического развития, описание случая, младший дошкольный возраст, компетентность родителя.
1. Повод обращения: В конце ноября 2011 года от воспитателя средней группы д/с №… поступил запрос педагогу психологу на поведение воспитанника Игоря (3,8 лет). Со слов воспитателя, мальчик невнимательный, гиперактивный, бьет других детей, отнимает игрушки, не интересуется занятиями, не играет с детьми, словарный запас низкий. Неоднократно воспитатели обсуждали эти проблемы с родителями, давали рекомендации по воспитанию дома, но, со слов воспитателя, родители игнорировали и уходили от продолжения разговора.Формулирование проблемы (первичная гипотеза): Ребенок с низким уровнем познавательногоразвития, с проявлениями черт гиперактивности и агрессии. Игнорирование родителями проблем развития ребенка.Гипотезы:
1. Несформированность развития психических процессов.2. Нарушение неврологического статуса ребенка. 3. Низкая родительская компетентность.2. Теоретическое описание проблемыКлиникопсихологическое изучение детей с задержкой психического развития начато сравнительно недавно. Первым значительным исследованием в этой области была монография А. Штрауса и Л. Летинен (A. Strauss, L. Lehtinen, 1947). Авторы описывали особенности психического развития детей с минимальными повреждениями мозга. В числе этих особенностей отмечались следующие: стойкие трудности в обучении, неадекватное поведение, но сохранные интеллектуальные возможности. Авторы подчеркивали, что необходимо отличать таких детей от умственно отсталых [1]. В нашей стране в конце 60х годов прошлого века появляются первые клинические и педагогические исследования проблемы ЗПР. Г. Е. Сухарева для обозначения состояний, определяющих стойкую школьную неуспеваемость, но отличающихся от легких форм умственной отсталости, предложила термины ©задержки психического развитияª и ©задержки темпа психического развитияª. Эта группа, по мнению автора, разнородна по этиологическим, патогенетическим и клиническим параметрам. Наряду с обратимыми состояниями в состав группы детей с ЗПР входят случаи с более стойкой интеллектуальной недостаточностью. Г. Е. Сухарева выделяет формы нарушений интеллектуальной деятельности у детей с ©задержкой темпа психического развитияª. Это:1) интеллектуальная недостаточность в связи с неблагоприятными условиями среды, воспитания или патологией поведения;2) интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;3)нарушения при различных формах инфантилизма;4) вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма;5) функциональнодинамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.М. С. Певзнер также рассматривала ©задержки психического развитияª вне рамок умственной отсталости, как самостоятельную группу заболеваний и состояний. В группу ЗПР она включала разные варианты инфантилизма (психофизического и психического), интеллектуальные нарушения при церебрастенических состояниях, дефектах слуха, речи, отклонениях в характере и поведении.В. В. Ковалев выделяет четыре основные формы ЗПР. Это:—дизонтогенетическая форма ЗПР, при которой недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного психического развития ребенка;—энцефалопатическая форма ЗПР, в основе которой лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза;—ЗПР в связи с недоразвитием анализаторов (слепота, глухота, недоразвитие речи и пр.) и обусловленная действием механизма сенсорной депривации;—ЗПР, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства (педагогическая запущенность).Внутри каждой формы автор выделяет различные варианты. В работах К. С. Лебединской выделяются четыре основных варианта ЗПР:—конституционального происхождения;—соматогенного происхождения;—психогенного происхождения;—церебральноорганического генеза.Каждый из этих типов может быть осложнен соматическими, энцефалопатическими, неврологическими и другими заболеваниями и иметь свою клиникопсихологическую структуру, свои особенности эмоциональноволевой сферы и нарушений познавательной деятельности.Следует подчеркнуть, что существенных различий в классификациях ЗПР по Г. Е. Сухаревой, К. С. Лебединской и В. В. Ковалеву не наблюдается. Все они построены по этиопатогенетическому принципу. Во всех представлены дизонтогенетические формы(инфантилизм) и энцефалопатические формы (ЗПР церебральноорганического генеза), выделены задержки психического развития, обусловленные педагогической запущенностью и депривацией [1].Систематизация исследований отечественных психологов и дефектологов,касающихся закономерностей развития психики детей раннего и дошкольного возраста, позволила У.В. Ульяновой [2]выделить основные группы причин, обусловливающих ее нарушения:1.Причины, обусловленные органическими нарушениями, которые задерживают нормальное функционирование мозга и препятствуют его своевременному развитию.2.Причины, обусловленные дефицитом общения, стимулирующего задержку усвоения общественного опыта.3.Причины, обусловленные дефицитом соответствующей возрасту деятельности, что лишает ребенка возможности полноценного освоения общественного опыта и, как следствие, затрудняет реализацию возрастных возможностей психического развития.4.Причины, обусловленные бедностью ближайшей среды развития.5.Причины, обусловленные травмирующим воздействием микросреды.6.Причины, обусловленные некомпетентностью окружающих ребенка взрослых.Необходимо учитывать, что неполноценное развитие психики ребенка может обусловливаться как действием одной группы причин, так и их сочетанием. Поэтому при изучении индивидуального пути развития ребенка обычно выявляется присутствие суммарного негативного воздействия как биологических, так и социальных факторов. Выделяются следующие специфические особенности у детей с ЗПР раннего и младшего дошкольного возраста [2]. Как правило, это соматически ослабленные дети, отставшие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задерживание в формировании статических функций передвижения собственного тела в пространстве. На момент обследования выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям.
Обнаруживается снижение ориентировочнопознавательной деятельности, внимание ребенка трудно удержать. Затруднена сенсорноперцептивная деятельность. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке, в их свойствах. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, вступают в деловое сотрудничество со взрослым и с его помощью справляются с решением нагляднопрактических задач.Дети практически не владеют речью —пользуются или несколькими словами, или отдельными фразами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но диапазон возможностей ребенка к активному использованию фразовой речи значительно сужен. Понимание простых инструкций не нарушено.Преимущественно манипулируют предметами, но им знакомы и некоторые предметные действия —они адекватно используют дидактические игрушки. А вот способы выполнения соотносящихся действий несовершенны, детям требуется гораздо большее количество проб, примериваний для решения наглядной задачи. В отличие от умственно отсталых дошкольников дети принимают и используют помощь взрослого.Общая моторная неловкость и недостаточностьмелкой моторики обусловливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются пользоваться ложкой, одеваться.Одним из основных условий эффективности работы с детьми с ЗПР является грамотно построенная система дифференциальной комплексной диагностики. Психологическое обследование ребенка проводится наряду с дефектологическим и медицинским.Для этой категории детей диагностика должна проводиться особенно тщательно. Ее целью служит дифференциация ЗПР от других нарушений, в частности:—
грубого речевого недоразвития;—
моторной алалии;—
умственной отсталости;—
легкой степени органической деменции;—
раннего детского аутизма и т. д.Традиционной и широко используемой специалистами является диагностическая программа С. Д. Забрамной. В ней представлен весь спектр методик, необходимых для выявления ЗПР у детей дошкольного возраста, кроме того, приводится четкий критериальный анализ дифференциации ЗПР от нормы и умственной отсталости. Диагностический материал, предлагаемый С. Д. Забрамной, направлен на выявление особенностей психического развития детей 35 лет [2].М. М. Семаго предлагает подробную схему анализа результатов психологического обследования ребенкадошкольника, позволяющую сделать вывод о качественном содержании дефектов в развитии.В процессе обследования М. М. Семаго предлагает обратить внимание на следующие моменты: поведение в процессе обследования, характер деятельности, работоспособность, сформированность социальнобытовой ориентировки, моторная ловкость, определение доминантности функционирования парных органов чувств, особенности внимания, особенности мнестической деятельности, гнозис, сформированность представления о пространственных и временных отношениях, конструктивная деятельность (пространственный анализ и синтез), интеллектуальное развитие, характеристики речи, развитие графической деятельности, эмоциональноличностные особенности.Выше мы называли одной из причин ЗПР –это некомпетентность окружающих его взрослых. Именно дефицит общения взрослого с ребенком ведет к различным нарушениям, в число которых входит задержка психического развития.Компетентность родителя –это сложное индивидуальнопсихологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции (Костылева Н.Е.) [2]. Компетентность родителя выражает ©единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельностиª. Семья —это родной дом,где ребенок живет, играет, учится познавать мир и людей. Будущее ребенка во многом зависит от умелого, чуткого подхода к нему, а в этом роль близких неоценима. Ребенка воспитывает все, что его окружает. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными [2]. Если у ребенка не удовлетворяются его потребности в ласке, любви, эмоциональном контакте и он переживает состояние внутреннего беспокойства, то все этозадерживает развитие личности ребенка. Без особых затруднений у ребенка формируются многие качества личности в семье, где царит доброжелательность, любовь и уважение, все члены семьи помогают друг другу. Тогда легче усваивается опыт нравственного поведения и первичного социального общения. Следовательно, воспитание ребенка должно начинаться с воспитания, самовоспитания и самообразования родителей. Они должны знать, как ухаживать за ребенком, каким образом развивать ребенка и формировать его как личность.Таким образом, можно отметить, что основным условием развития младшего дошкольникаявляется его общение с близким взрослым. Именно в общении со взрослыми происходит развитие высших психических функций, ребенок усваивает нормы и образцы поведения. Организуя взаимодействие с ребенком, взрослый берет на себя ответственность за его воспитание, развитие, дальнейшее будущее.
3. Изучение проблемы, методы диагностикиДля полноценного изучения данной проблемы и подтверждения или опровержения гипотезы был сформирован комплекс методик для проведения диагностического обследования.1. Было осуществлено наблюдение за ребенком в игре и на занятиях в группе;2. Была проведена беседа с мамой;3. Проведен сбор анамнестических сведений;4. Было осуществлено диагностическое обследование познавательных процессов, эмоциональной и межличностной сфер. Для диагностического обследования познавательных процессов были использованы методики, разработанные Забрамной С.Д., Стребелевой Е.А., Семаго Н.Я., Семаго М.М., Павловой Н.Н. и Руденко Л.Г.4. Заключение по результатам исследованияВ результате диагностического обследования были получены следующие результаты.В ходе наблюдения за Игорем было установлено, что мальчик проявляет физическую агрессию (ломает игрушки, толкает сверстников).Когда все дети вместе, то он стремится уединиться. Уединившись, он катает паровоз или машину. Игорь мало использует речь как средство общения со взрослыми и детьми. Словарный запас у мальчика низкий.Мальчик испытывает сложности в концентрации внимания. Он часто смотрит по сторонам на занятии. Нуждается в словесном повторении инструкции по несколько раз, как назанятии, так и в свободной деятельности. УИгоря наблюдается истощаемость –встает с места и испытывает необходимость подвигаться в первой половине занятия, когда другие дети еще сидят. На основе сбора анамнестических данных и беседы с мамой было установлено, что Игорь родился от третьей беременности. Предыдущие беременности заканчивались выкидышами. Роды в срок, путем Кесарева сечения. Оценка состояния по шкале Апгар 67 баллов. Родился, когда его маме было 33 года, а папе 34 года. Маму с мальчиком выписали на четвертый день. Кормление грудью до 12 месяцев. Не ползал, а сразу начал ходить (в 1 год 8 месяцев). До трех с половиной лет мальчика кормили жидкой пищей (пока ребенок не пошел в детский сад), хотя подобных ограничений врач мальчику не устанавливал. До года Игорь не болел. После года были ОРВИ, в 2 года поставили диагноз ФИСС. Мальчик находится под наблюдением у невролога в детской поликлинике с 2 лет с диагнозом ЗРР (мама Игоря сказала, что обратилась к неврологу,когда ребенку было 2 года, потому что стала замечать, что его сверстники уже разговаривают). Со слов мамы, медикаментозное лечение Игорь не получает. До трех с половиной лет мальчик не говорил.Так же из беседы с мамой было установлено, что Игорь дома предпочитает бегать, прыгать по кровати и катать паровозик. Со слов мамы, интерес к игрушкам не проявляет, поэтому ему их редко покупают. Дома играет с папой (катают паровозик). Мама с Игорем не играет. По ее словам, она придерживается такого же стиля воспитания, что и ее родители по отношению к ней, когда она была маленькая: меньше ласки, эмоций по отношению ребенку. В раннем детстве ярких игрушек Игорю М. не показывали, над кроваткой их не подвешивали.Из результатов психодиагностического обследования Игоря было составлено психологическое заключение, из которого следует, что у ребенка имеются сложности и проблемы развития познавательной сферы.Сенсорное развитие Игоря находится науровне ниже возрастной нормы. Цвета сам не называет, но способен соотносить их. Форму не называет и не соотносит. Размер фигур различает.Мальчик продемонстрировал низкий уровень развития зрительной памяти.Нагляднодейственное мышление находится на среднем уровне. Игорь способен сложить картинку из двух частей. Из трех частей сложить не может даже с использованием всех видов помощи (вербальной, указательной, действенной).Выявлен низкий уровень нагляднообразного мышления. Игорь с трудом группирует картинки, но не обобщает их.Концентрация внимания снижена. Речевая активность у Игоря снижена. Наблюдается эхолалия.Что касается эмоциональной и межличностной сфер, то по результатам диагностического обследования, Игорь не опознает эмоциональные состояния, преобладающий эмоциональный фон –негативный. У мальчика отсутствует инициативность, играет в одиночестве, пассивно следует за остальными детьми. Выделим следующие моменты, которые повлияли на развитие Игоря. Роды путем Кесарева сечения –нарушение естественного завершения родов.
Оценка состояния по шкале Апгар 67 баллов является низким показателем. Игорь не ползал, а сразу начал ходить (в 1 год 8 месяцев), что говорит об отставании в психомоторном развитии. В 2 года мальчику был поставлен диагноз неврологом –ЗРР. При этом со слов мамы, медикаментозное лечение Игорь не получает. Ребенок до трех с половиной лет не говорил. Родители мальчика кормили его жидкой пищей, что могло повлиять на речевое развитие, так как при таком виде питания недостаточным образом развивалась артикуляция.
Мама Игоря не сразу обратилась за консультацией к неврологу, так как лишь когда мальчику исполнилось 2 года, она стала понимать, что он отстает в речевом развитии. Дома у мальчика бедная предметноразвивающая среда.Так же мама при воспитании мальчика копирует родительские паттерны. Таким образом, все вышеперечисленное привело к задержке психического развития.5. Уточнение гипотезы проблемы и план её решенияОбобщая полученные в ходе исследования данные, можно сделать заключение о том, что первичные гипотезы подтвердились:1. несформированность развития психических процессов.2. нарушение неврологического статуса ребенка. 3. низкая родительская компетентность.Работа по данной проблеме была организована следующим образом.Рекомендации воспитателям:Воспитателям были даны рекомендации посадить Игоря за первый стол, оказывать ему помощь во времязанятия, предоставлять возможность двигаться на занятиях, когда ребенок устал, устраивать физкультминутки, давать короткие повторяющиеся инструкции, хвалить его. Также было рекомендовано включать мальчика в сюжетноролевые игры детей. При этом сначала не давать ему главных ролей в играх. Предлагать дидактические игры для развития понятий цвета и формы, игры для развития мышления. Рекомендации родителям:Были даны рекомендации обратиться к неврологу (для повторной консультации и при необходимости назначения медикаментозного лечения), дефектологу и логопеду в центр психологомедикосоциального сопровождения для консультации. Также было рекомендовано играть вместе с ребенком. Выделить 15 минут в день игре на ковре с Игорем. Читать ему детские книги. Вместе смальчиком рисовать, лепить, делать аппликации, играть в мозаику, конструировать. Также были предложены игрыупражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности: в емкости с крупой (например, пшеном или рисом) прячется какаянибудь мелкая игрушка, задача ребенка —найти ее и описать, не доставая; сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам; выкладывание фигурок из круп; игры с кусочками различных материалов и тканей. Предлагать дидактические игры для развития понятий цвета и формы, игры для развития мышления. Было рекомендовано хвалить мальчика, проговаривать вместе с ним то, что он будет делать, а также последовательность действий. Работа педагогапсихолога с семьей и ребенком.Были проведены консультации с мамой, целью которых было повышение родительской компетентности. Темы индивидуальных консультаций с мамой:Возрастные особенности детей 34 лет. Кризис трех лет. В ходе консультации были раскрыты особенности данного возраста (появляется осознание себя как отдельного человека, развиваются игра, речь, общение со сверстниками), основные проявления кризиса трех лет и даны рекомендации по тому, как помочь ребенку благополучно выйти из кризиса.Играем с ребенком дома.В ходе данной встречи были рекомендованы различные игры, в которые можно играть с ребенком дома.Домашние обязанности трехлетнего ребенка. В ходе консультации было рекомендованоразвивать трудолюбие. Также были определены способы его развития.Как отвечать на детские вопросы.В ходе данной встречи было отмечено, что необходимо отвечать на детские вопросы. Также необходимо отвечать так, чтобы ответ соответствовал сути вопроса и развивал бы мышление ребенка.Игры и упражнения, способствующие развитию речи.В ходе консультации были предложены игры и упражнения, способствующиеразвитию речи, такие как: игры с пуговицами, пальчиковые игры, мозаика, пазлы, игры с вкладышами, нанизывание крупных бус, рисование, игрыс язычком для тренировки артикуляционного аппарата и т.д.Время проведения индивидуальных консультаций 4050 минут.Работа педагога –психолога с ребенком:Проведение индивидуальных коррекционноразвивающих занятий с целью развития памяти, внимания, мышления, тонкой моторики рук, сенсорного развития. Занятия проводились индивидуально, 2 раза в неделю, продолжительность занятия 15 минут. Общее количество индивидуальных занятий 12. Все занятия начинались с ритуала развития тонкой моторики рук ребенка,формирование и совершенствование которой, стимулирует развитие центральной нервной системы,психических процессов, и в частности речи.В основе комплекса индивидуальных занятий были использованы игры и упражнения: Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников [3]; Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников [4];Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии [5];Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры [6]; Монина Г. Б., Гурин Ю.В. Игрыдля детей от трех досемилет [7];Светлова Е.И. Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малыша [8];Бортникова Е. Чудообучайка [9].Также мальчик был включен в подгрупповые занятия на развитие умения различать эмоциональные состояния, развитие навыков волевой регуляции, на улучшение взаимоотношений с окружающими, на снижение мышечного и эмоционального напряжения.Занятия проводились 2 раза в неделю. Общее количество подгрупповых занятий 12. Их длительность составляла 15 минут.В основе комплекса подгрупповых занятий были использованы программы, игры и упражнения: программа Хухлаева О.В., Хухлаева О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников [10];Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет [7];Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 39 лет. Психологические игры, упражнения, сказки [11];Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) [12].6. Отслеживание динамики проявления проблемы и анализ результатов работыДля определения динамики в работе и определения эффективности подобранных методов было организовано повторное обследование, в результате которого оценивался уровень развития познавательных способностей мальчика, была проведена диагностика эмоциональной и межличностной сфер, а также были проведены заключительные беседы с воспитателями и мамой. Повторная диагностика познавательной сферы показала повышение концентрациивнимания у ребенка, развитие нагляднодейственного и нагляднообразного мышления, развитие памяти, повышение речевой активности. Сенсорное развитие стало соответствовать возрасту 3х лет. Мальчик называет цвета, сличает их. Называет и соотносит форму. Повторная диагностика эмоциональной и межличностной сфер показала, что Игорь стал опознавать эмоциональные состояния. Преобладающий эмоциональный фон стал более позитивным, отошли такие реакции как ломание игрушек, толкание сверстников. Мальчик стал более инициативным, реже стал играть в одиночестве и начал играть вместе со сверстниками.Наблюдение в течение занятий за ребенком показало, что у ребенка повысился уровень концентрации внимания, он соблюдал инструкции,у него проявлялся познавательный интерес. Из консультации с мамой Игоря было понятно, что в семье стали уделять много времени занятиям с мальчиком. Родители стали играть с мальчиком, причем репертуар игр значительно расширился. Мама призналась, что за последнее время очень много узнала о том, как развивать ребенка, об особенностях данного возраста. Мама обратилась с мальчиком к частному логопеду. В результате чего словарный запас Игоря увеличился. Он стал чаще использовать речь как средство общения со взрослыми и с детьми. Воспитатели изменили свое мнение относительно Игоря, они увидели его потенциал, его стремление к познанию и обучению.Воспитатели отзываются так:мальчик стал ©адекватнымª, его поведение в детском саду заметно улучшилось, он перестал ломать игрушки и толкать других детей. Развитие познавательной, эмоциональной, межличностной сфер дало положительные результаты, но еще сохраняются сложности связанные с обобщением предметов, концентрацией внимания, истощаемостью, речевой активностью, эмоциональным фоном. Игорь иногда все же уединяется от сверстников и играет в машину или паровоз. Поэтому в следующем учебном году планируется продолжить работу по данному направлению.
Список литературы1.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006. 400 с.2.Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. —Изд. 4е. —Ростов н/Д: Феникс, 2006. —314, [1] с.: ил. —(Психологический практикум).3.Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008–60с. (Развитие и воспитание).4.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. –М.: ТЦ.5.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений.М.: Книголюб, 2007. –120 с. (Специальная психология).6.Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. –М.: ©Издательство ГНОМ И Дª, 2002.150с. (В помощь психологу)7.Монина Г.Б., Гурин Ю.В.Игры для детей от трех до семи лет. –СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.256с.8.Светлова Е.И. Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малыша. –М.: Эксмо, 2009. –160 с.: ил.9.Бортникова Е. Чудообучайка. ЛИТУР, 2005 г.10.Хухлаева О.В., Хухлаева О.Е.,Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. –2е изд. –М.: Генезис, 2007. –175 с. 11.Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 39 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. –3е изд. –М.:Генезис, 2011. –176 с.: ил. –(Психологическая работа с детьми).12.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). –СПб.: Речь; М., Сфера, 2008. –176.: ил.
Психологическое сопровождение ребенка младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Аннотация:Данная работа посвящена описанию опыта работы на примере конкретного случая психологического сопровождения ребенка с задержкой психического развития. В работе подробно изложено описание проблемы, представлены результаты диагностического обследования, спланирована система работы по данной проблеме с ребенком и его семьей, описана результативность психологического сопровождения.В работу также включено теоретическое описание проблемы задержки психического развития, причин ее возникновения, описаны специфические особенности у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Работа будет интересна психологам, работающимс детьми.Ключевые слова:задержка психического развития, описание случая, младший дошкольный возраст, компетентность родителя.
1. Повод обращения: В конце ноября 2011 года от воспитателя средней группы д/с №… поступил запрос педагогу психологу на поведение воспитанника Игоря (3,8 лет). Со слов воспитателя, мальчик невнимательный, гиперактивный, бьет других детей, отнимает игрушки, не интересуется занятиями, не играет с детьми, словарный запас низкий. Неоднократно воспитатели обсуждали эти проблемы с родителями, давали рекомендации по воспитанию дома, но, со слов воспитателя, родители игнорировали и уходили от продолжения разговора.Формулирование проблемы (первичная гипотеза): Ребенок с низким уровнем познавательногоразвития, с проявлениями черт гиперактивности и агрессии. Игнорирование родителями проблем развития ребенка.Гипотезы:
1. Несформированность развития психических процессов.2. Нарушение неврологического статуса ребенка. 3. Низкая родительская компетентность.2. Теоретическое описание проблемыКлиникопсихологическое изучение детей с задержкой психического развития начато сравнительно недавно. Первым значительным исследованием в этой области была монография А. Штрауса и Л. Летинен (A. Strauss, L. Lehtinen, 1947). Авторы описывали особенности психического развития детей с минимальными повреждениями мозга. В числе этих особенностей отмечались следующие: стойкие трудности в обучении, неадекватное поведение, но сохранные интеллектуальные возможности. Авторы подчеркивали, что необходимо отличать таких детей от умственно отсталых [1]. В нашей стране в конце 60х годов прошлого века появляются первые клинические и педагогические исследования проблемы ЗПР. Г. Е. Сухарева для обозначения состояний, определяющих стойкую школьную неуспеваемость, но отличающихся от легких форм умственной отсталости, предложила термины ©задержки психического развитияª и ©задержки темпа психического развитияª. Эта группа, по мнению автора, разнородна по этиологическим, патогенетическим и клиническим параметрам. Наряду с обратимыми состояниями в состав группы детей с ЗПР входят случаи с более стойкой интеллектуальной недостаточностью. Г. Е. Сухарева выделяет формы нарушений интеллектуальной деятельности у детей с ©задержкой темпа психического развитияª. Это:1) интеллектуальная недостаточность в связи с неблагоприятными условиями среды, воспитания или патологией поведения;2) интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;3)нарушения при различных формах инфантилизма;4) вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма;5) функциональнодинамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.М. С. Певзнер также рассматривала ©задержки психического развитияª вне рамок умственной отсталости, как самостоятельную группу заболеваний и состояний. В группу ЗПР она включала разные варианты инфантилизма (психофизического и психического), интеллектуальные нарушения при церебрастенических состояниях, дефектах слуха, речи, отклонениях в характере и поведении.В. В. Ковалев выделяет четыре основные формы ЗПР. Это:—дизонтогенетическая форма ЗПР, при которой недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного психического развития ребенка;—энцефалопатическая форма ЗПР, в основе которой лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза;—ЗПР в связи с недоразвитием анализаторов (слепота, глухота, недоразвитие речи и пр.) и обусловленная действием механизма сенсорной депривации;—ЗПР, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства (педагогическая запущенность).Внутри каждой формы автор выделяет различные варианты. В работах К. С. Лебединской выделяются четыре основных варианта ЗПР:—конституционального происхождения;—соматогенного происхождения;—психогенного происхождения;—церебральноорганического генеза.Каждый из этих типов может быть осложнен соматическими, энцефалопатическими, неврологическими и другими заболеваниями и иметь свою клиникопсихологическую структуру, свои особенности эмоциональноволевой сферы и нарушений познавательной деятельности.Следует подчеркнуть, что существенных различий в классификациях ЗПР по Г. Е. Сухаревой, К. С. Лебединской и В. В. Ковалеву не наблюдается. Все они построены по этиопатогенетическому принципу. Во всех представлены дизонтогенетические формы(инфантилизм) и энцефалопатические формы (ЗПР церебральноорганического генеза), выделены задержки психического развития, обусловленные педагогической запущенностью и депривацией [1].Систематизация исследований отечественных психологов и дефектологов,касающихся закономерностей развития психики детей раннего и дошкольного возраста, позволила У.В. Ульяновой [2]выделить основные группы причин, обусловливающих ее нарушения:1.Причины, обусловленные органическими нарушениями, которые задерживают нормальное функционирование мозга и препятствуют его своевременному развитию.2.Причины, обусловленные дефицитом общения, стимулирующего задержку усвоения общественного опыта.3.Причины, обусловленные дефицитом соответствующей возрасту деятельности, что лишает ребенка возможности полноценного освоения общественного опыта и, как следствие, затрудняет реализацию возрастных возможностей психического развития.4.Причины, обусловленные бедностью ближайшей среды развития.5.Причины, обусловленные травмирующим воздействием микросреды.6.Причины, обусловленные некомпетентностью окружающих ребенка взрослых.Необходимо учитывать, что неполноценное развитие психики ребенка может обусловливаться как действием одной группы причин, так и их сочетанием. Поэтому при изучении индивидуального пути развития ребенка обычно выявляется присутствие суммарного негативного воздействия как биологических, так и социальных факторов. Выделяются следующие специфические особенности у детей с ЗПР раннего и младшего дошкольного возраста [2]. Как правило, это соматически ослабленные дети, отставшие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задерживание в формировании статических функций передвижения собственного тела в пространстве. На момент обследования выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям.
Обнаруживается снижение ориентировочнопознавательной деятельности, внимание ребенка трудно удержать. Затруднена сенсорноперцептивная деятельность. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке, в их свойствах. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, вступают в деловое сотрудничество со взрослым и с его помощью справляются с решением нагляднопрактических задач.Дети практически не владеют речью —пользуются или несколькими словами, или отдельными фразами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но диапазон возможностей ребенка к активному использованию фразовой речи значительно сужен. Понимание простых инструкций не нарушено.Преимущественно манипулируют предметами, но им знакомы и некоторые предметные действия —они адекватно используют дидактические игрушки. А вот способы выполнения соотносящихся действий несовершенны, детям требуется гораздо большее количество проб, примериваний для решения наглядной задачи. В отличие от умственно отсталых дошкольников дети принимают и используют помощь взрослого.Общая моторная неловкость и недостаточностьмелкой моторики обусловливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются пользоваться ложкой, одеваться.Одним из основных условий эффективности работы с детьми с ЗПР является грамотно построенная система дифференциальной комплексной диагностики. Психологическое обследование ребенка проводится наряду с дефектологическим и медицинским.Для этой категории детей диагностика должна проводиться особенно тщательно. Ее целью служит дифференциация ЗПР от других нарушений, в частности:—
грубого речевого недоразвития;—
моторной алалии;—
умственной отсталости;—
легкой степени органической деменции;—
раннего детского аутизма и т. д.Традиционной и широко используемой специалистами является диагностическая программа С. Д. Забрамной. В ней представлен весь спектр методик, необходимых для выявления ЗПР у детей дошкольного возраста, кроме того, приводится четкий критериальный анализ дифференциации ЗПР от нормы и умственной отсталости. Диагностический материал, предлагаемый С. Д. Забрамной, направлен на выявление особенностей психического развития детей 35 лет [2].М. М. Семаго предлагает подробную схему анализа результатов психологического обследования ребенкадошкольника, позволяющую сделать вывод о качественном содержании дефектов в развитии.В процессе обследования М. М. Семаго предлагает обратить внимание на следующие моменты: поведение в процессе обследования, характер деятельности, работоспособность, сформированность социальнобытовой ориентировки, моторная ловкость, определение доминантности функционирования парных органов чувств, особенности внимания, особенности мнестической деятельности, гнозис, сформированность представления о пространственных и временных отношениях, конструктивная деятельность (пространственный анализ и синтез), интеллектуальное развитие, характеристики речи, развитие графической деятельности, эмоциональноличностные особенности.Выше мы называли одной из причин ЗПР –это некомпетентность окружающих его взрослых. Именно дефицит общения взрослого с ребенком ведет к различным нарушениям, в число которых входит задержка психического развития.Компетентность родителя –это сложное индивидуальнопсихологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции (Костылева Н.Е.) [2]. Компетентность родителя выражает ©единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельностиª. Семья —это родной дом,где ребенок живет, играет, учится познавать мир и людей. Будущее ребенка во многом зависит от умелого, чуткого подхода к нему, а в этом роль близких неоценима. Ребенка воспитывает все, что его окружает. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными [2]. Если у ребенка не удовлетворяются его потребности в ласке, любви, эмоциональном контакте и он переживает состояние внутреннего беспокойства, то все этозадерживает развитие личности ребенка. Без особых затруднений у ребенка формируются многие качества личности в семье, где царит доброжелательность, любовь и уважение, все члены семьи помогают друг другу. Тогда легче усваивается опыт нравственного поведения и первичного социального общения. Следовательно, воспитание ребенка должно начинаться с воспитания, самовоспитания и самообразования родителей. Они должны знать, как ухаживать за ребенком, каким образом развивать ребенка и формировать его как личность.Таким образом, можно отметить, что основным условием развития младшего дошкольникаявляется его общение с близким взрослым. Именно в общении со взрослыми происходит развитие высших психических функций, ребенок усваивает нормы и образцы поведения. Организуя взаимодействие с ребенком, взрослый берет на себя ответственность за его воспитание, развитие, дальнейшее будущее.
3. Изучение проблемы, методы диагностикиДля полноценного изучения данной проблемы и подтверждения или опровержения гипотезы был сформирован комплекс методик для проведения диагностического обследования.1. Было осуществлено наблюдение за ребенком в игре и на занятиях в группе;2. Была проведена беседа с мамой;3. Проведен сбор анамнестических сведений;4. Было осуществлено диагностическое обследование познавательных процессов, эмоциональной и межличностной сфер. Для диагностического обследования познавательных процессов были использованы методики, разработанные Забрамной С.Д., Стребелевой Е.А., Семаго Н.Я., Семаго М.М., Павловой Н.Н. и Руденко Л.Г.4. Заключение по результатам исследованияВ результате диагностического обследования были получены следующие результаты.В ходе наблюдения за Игорем было установлено, что мальчик проявляет физическую агрессию (ломает игрушки, толкает сверстников).Когда все дети вместе, то он стремится уединиться. Уединившись, он катает паровоз или машину. Игорь мало использует речь как средство общения со взрослыми и детьми. Словарный запас у мальчика низкий.Мальчик испытывает сложности в концентрации внимания. Он часто смотрит по сторонам на занятии. Нуждается в словесном повторении инструкции по несколько раз, как назанятии, так и в свободной деятельности. УИгоря наблюдается истощаемость –встает с места и испытывает необходимость подвигаться в первой половине занятия, когда другие дети еще сидят. На основе сбора анамнестических данных и беседы с мамой было установлено, что Игорь родился от третьей беременности. Предыдущие беременности заканчивались выкидышами. Роды в срок, путем Кесарева сечения. Оценка состояния по шкале Апгар 67 баллов. Родился, когда его маме было 33 года, а папе 34 года. Маму с мальчиком выписали на четвертый день. Кормление грудью до 12 месяцев. Не ползал, а сразу начал ходить (в 1 год 8 месяцев). До трех с половиной лет мальчика кормили жидкой пищей (пока ребенок не пошел в детский сад), хотя подобных ограничений врач мальчику не устанавливал. До года Игорь не болел. После года были ОРВИ, в 2 года поставили диагноз ФИСС. Мальчик находится под наблюдением у невролога в детской поликлинике с 2 лет с диагнозом ЗРР (мама Игоря сказала, что обратилась к неврологу,когда ребенку было 2 года, потому что стала замечать, что его сверстники уже разговаривают). Со слов мамы, медикаментозное лечение Игорь не получает. До трех с половиной лет мальчик не говорил.Так же из беседы с мамой было установлено, что Игорь дома предпочитает бегать, прыгать по кровати и катать паровозик. Со слов мамы, интерес к игрушкам не проявляет, поэтому ему их редко покупают. Дома играет с папой (катают паровозик). Мама с Игорем не играет. По ее словам, она придерживается такого же стиля воспитания, что и ее родители по отношению к ней, когда она была маленькая: меньше ласки, эмоций по отношению ребенку. В раннем детстве ярких игрушек Игорю М. не показывали, над кроваткой их не подвешивали.Из результатов психодиагностического обследования Игоря было составлено психологическое заключение, из которого следует, что у ребенка имеются сложности и проблемы развития познавательной сферы.Сенсорное развитие Игоря находится науровне ниже возрастной нормы. Цвета сам не называет, но способен соотносить их. Форму не называет и не соотносит. Размер фигур различает.Мальчик продемонстрировал низкий уровень развития зрительной памяти.Нагляднодейственное мышление находится на среднем уровне. Игорь способен сложить картинку из двух частей. Из трех частей сложить не может даже с использованием всех видов помощи (вербальной, указательной, действенной).Выявлен низкий уровень нагляднообразного мышления. Игорь с трудом группирует картинки, но не обобщает их.Концентрация внимания снижена. Речевая активность у Игоря снижена. Наблюдается эхолалия.Что касается эмоциональной и межличностной сфер, то по результатам диагностического обследования, Игорь не опознает эмоциональные состояния, преобладающий эмоциональный фон –негативный. У мальчика отсутствует инициативность, играет в одиночестве, пассивно следует за остальными детьми. Выделим следующие моменты, которые повлияли на развитие Игоря. Роды путем Кесарева сечения –нарушение естественного завершения родов.
Оценка состояния по шкале Апгар 67 баллов является низким показателем. Игорь не ползал, а сразу начал ходить (в 1 год 8 месяцев), что говорит об отставании в психомоторном развитии. В 2 года мальчику был поставлен диагноз неврологом –ЗРР. При этом со слов мамы, медикаментозное лечение Игорь не получает. Ребенок до трех с половиной лет не говорил. Родители мальчика кормили его жидкой пищей, что могло повлиять на речевое развитие, так как при таком виде питания недостаточным образом развивалась артикуляция.
Мама Игоря не сразу обратилась за консультацией к неврологу, так как лишь когда мальчику исполнилось 2 года, она стала понимать, что он отстает в речевом развитии. Дома у мальчика бедная предметноразвивающая среда.Так же мама при воспитании мальчика копирует родительские паттерны. Таким образом, все вышеперечисленное привело к задержке психического развития.5. Уточнение гипотезы проблемы и план её решенияОбобщая полученные в ходе исследования данные, можно сделать заключение о том, что первичные гипотезы подтвердились:1. несформированность развития психических процессов.2. нарушение неврологического статуса ребенка. 3. низкая родительская компетентность.Работа по данной проблеме была организована следующим образом.Рекомендации воспитателям:Воспитателям были даны рекомендации посадить Игоря за первый стол, оказывать ему помощь во времязанятия, предоставлять возможность двигаться на занятиях, когда ребенок устал, устраивать физкультминутки, давать короткие повторяющиеся инструкции, хвалить его. Также было рекомендовано включать мальчика в сюжетноролевые игры детей. При этом сначала не давать ему главных ролей в играх. Предлагать дидактические игры для развития понятий цвета и формы, игры для развития мышления. Рекомендации родителям:Были даны рекомендации обратиться к неврологу (для повторной консультации и при необходимости назначения медикаментозного лечения), дефектологу и логопеду в центр психологомедикосоциального сопровождения для консультации. Также было рекомендовано играть вместе с ребенком. Выделить 15 минут в день игре на ковре с Игорем. Читать ему детские книги. Вместе смальчиком рисовать, лепить, делать аппликации, играть в мозаику, конструировать. Также были предложены игрыупражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности: в емкости с крупой (например, пшеном или рисом) прячется какаянибудь мелкая игрушка, задача ребенка —найти ее и описать, не доставая; сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам; выкладывание фигурок из круп; игры с кусочками различных материалов и тканей. Предлагать дидактические игры для развития понятий цвета и формы, игры для развития мышления. Было рекомендовано хвалить мальчика, проговаривать вместе с ним то, что он будет делать, а также последовательность действий. Работа педагогапсихолога с семьей и ребенком.Были проведены консультации с мамой, целью которых было повышение родительской компетентности. Темы индивидуальных консультаций с мамой:Возрастные особенности детей 34 лет. Кризис трех лет. В ходе консультации были раскрыты особенности данного возраста (появляется осознание себя как отдельного человека, развиваются игра, речь, общение со сверстниками), основные проявления кризиса трех лет и даны рекомендации по тому, как помочь ребенку благополучно выйти из кризиса.Играем с ребенком дома.В ходе данной встречи были рекомендованы различные игры, в которые можно играть с ребенком дома.Домашние обязанности трехлетнего ребенка. В ходе консультации было рекомендованоразвивать трудолюбие. Также были определены способы его развития.Как отвечать на детские вопросы.В ходе данной встречи было отмечено, что необходимо отвечать на детские вопросы. Также необходимо отвечать так, чтобы ответ соответствовал сути вопроса и развивал бы мышление ребенка.Игры и упражнения, способствующие развитию речи.В ходе консультации были предложены игры и упражнения, способствующиеразвитию речи, такие как: игры с пуговицами, пальчиковые игры, мозаика, пазлы, игры с вкладышами, нанизывание крупных бус, рисование, игрыс язычком для тренировки артикуляционного аппарата и т.д.Время проведения индивидуальных консультаций 4050 минут.Работа педагога –психолога с ребенком:Проведение индивидуальных коррекционноразвивающих занятий с целью развития памяти, внимания, мышления, тонкой моторики рук, сенсорного развития. Занятия проводились индивидуально, 2 раза в неделю, продолжительность занятия 15 минут. Общее количество индивидуальных занятий 12. Все занятия начинались с ритуала развития тонкой моторики рук ребенка,формирование и совершенствование которой, стимулирует развитие центральной нервной системы,психических процессов, и в частности речи.В основе комплекса индивидуальных занятий были использованы игры и упражнения: Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников [3]; Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников [4];Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии [5];Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры [6]; Монина Г. Б., Гурин Ю.В. Игрыдля детей от трех досемилет [7];Светлова Е.И. Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малыша [8];Бортникова Е. Чудообучайка [9].Также мальчик был включен в подгрупповые занятия на развитие умения различать эмоциональные состояния, развитие навыков волевой регуляции, на улучшение взаимоотношений с окружающими, на снижение мышечного и эмоционального напряжения.Занятия проводились 2 раза в неделю. Общее количество подгрупповых занятий 12. Их длительность составляла 15 минут.В основе комплекса подгрупповых занятий были использованы программы, игры и упражнения: программа Хухлаева О.В., Хухлаева О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников [10];Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет [7];Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 39 лет. Психологические игры, упражнения, сказки [11];Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) [12].6. Отслеживание динамики проявления проблемы и анализ результатов работыДля определения динамики в работе и определения эффективности подобранных методов было организовано повторное обследование, в результате которого оценивался уровень развития познавательных способностей мальчика, была проведена диагностика эмоциональной и межличностной сфер, а также были проведены заключительные беседы с воспитателями и мамой. Повторная диагностика познавательной сферы показала повышение концентрациивнимания у ребенка, развитие нагляднодейственного и нагляднообразного мышления, развитие памяти, повышение речевой активности. Сенсорное развитие стало соответствовать возрасту 3х лет. Мальчик называет цвета, сличает их. Называет и соотносит форму. Повторная диагностика эмоциональной и межличностной сфер показала, что Игорь стал опознавать эмоциональные состояния. Преобладающий эмоциональный фон стал более позитивным, отошли такие реакции как ломание игрушек, толкание сверстников. Мальчик стал более инициативным, реже стал играть в одиночестве и начал играть вместе со сверстниками.Наблюдение в течение занятий за ребенком показало, что у ребенка повысился уровень концентрации внимания, он соблюдал инструкции,у него проявлялся познавательный интерес. Из консультации с мамой Игоря было понятно, что в семье стали уделять много времени занятиям с мальчиком. Родители стали играть с мальчиком, причем репертуар игр значительно расширился. Мама призналась, что за последнее время очень много узнала о том, как развивать ребенка, об особенностях данного возраста. Мама обратилась с мальчиком к частному логопеду. В результате чего словарный запас Игоря увеличился. Он стал чаще использовать речь как средство общения со взрослыми и с детьми. Воспитатели изменили свое мнение относительно Игоря, они увидели его потенциал, его стремление к познанию и обучению.Воспитатели отзываются так:мальчик стал ©адекватнымª, его поведение в детском саду заметно улучшилось, он перестал ломать игрушки и толкать других детей. Развитие познавательной, эмоциональной, межличностной сфер дало положительные результаты, но еще сохраняются сложности связанные с обобщением предметов, концентрацией внимания, истощаемостью, речевой активностью, эмоциональным фоном. Игорь иногда все же уединяется от сверстников и играет в машину или паровоз. Поэтому в следующем учебном году планируется продолжить работу по данному направлению.
Список литературы1.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006. 400 с.2.Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. —Изд. 4е. —Ростов н/Д: Феникс, 2006. —314, [1] с.: ил. —(Психологический практикум).3.Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008–60с. (Развитие и воспитание).4.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. –М.: ТЦ.5.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений.М.: Книголюб, 2007. –120 с. (Специальная психология).6.Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. –М.: ©Издательство ГНОМ И Дª, 2002.150с. (В помощь психологу)7.Монина Г.Б., Гурин Ю.В.Игры для детей от трех до семи лет. –СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.256с.8.Светлова Е.И. Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малыша. –М.: Эксмо, 2009. –160 с.: ил.9.Бортникова Е. Чудообучайка. ЛИТУР, 2005 г.10.Хухлаева О.В., Хухлаева О.Е.,Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. –2е изд. –М.: Генезис, 2007. –175 с. 11.Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 39 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. –3е изд. –М.:Генезис, 2011. –176 с.: ил. –(Психологическая работа с детьми).12.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). –СПб.: Речь; М., Сфера, 2008. –176.: ил.