Народное декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании детей
Выпуск:
ART 54122
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бугаева
Н.
В. Народное декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
86–90. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54122.htm.
Аннотация. Статья посвящена о назначении, традициях народного декоративно-прикладного искусства, его роль в эстетическом воспитании детей школьного возраста.
Текст статьи
Бугаева Надежда Васильевна,учитель изобразительного искусства и черчения, МБОУ «Заостровская СОШ» Приморский районАрхангельской областиnady6969@mail.ru
Народное декоративноприкладное искусство
вэстетическом воспитании детей
Аннотация: Статья посвящена о назначении, традицияхнародного декоративноприкладного искусства, его роль в эстетическом воспитании детей школьного возраста.Ключевые слова: декоративноприкладное искусство, орнамент, народные образцы, дымковская игрушка.
Тезисы:1.О возникновении, назначении, традициях народного декоративноприкладного искусства.2.Декоративноприкладное искусство хорошая основа для формирования духовного мира человека, обладающая способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы.3.Красочность, декоративность, узорчатость орнамента
характерные особенности произведений народного искусства, созвучные восприятию и пониманию детьми.4.Велика роль народного искусствав эстетическом воспитании детей школьного возраста. Необходимо отбирать подлинные народные образцы, обладающие образной художественной выразительностью, быть доступным восприятию детьми, использоваться в практике воспитательной работы школы.5.Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны. Отбор произведений народного искусства должен быть очень тщательным.6.О технике выполнения узора на Дымковской игрушке.7.О применении знаний, умений, навыков, полученных на занятиях по декоративному рисованию на уроках изобразительного искусства, возникшее в глубокой древности, существовавшее искусства. О влиянии этих знаний на эстетическое, умственное и нравственное развитие детей.8.Народное декоративноприкладное искусство –один из видов изобразительного во все эпохи и получившее новое содержание в наше время.Народное декоративноприкладное искусство призвано украшать,облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготовляя орудия труда, предметы обихода, человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму. Каждый народ под влиянием жизненныхи природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище расписными подносами и шкатулками,потому что народное декоративноприкладное искусство несет в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьем к цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то что по истине прекрасно.Народное декоративноприкладное искусство широко используется в работе с детьми. Это искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простыхформах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развить у них художественный вкус. В задушевной русской песне, в красочном рисунке мезенской прялки, в морозном узоре вологодских кружев, в наивной и радостной по цвету вятской игрушке запечатлены для нас представления народа о подлинной красоте, талантливая его мастеровитость. Вечное стремление к прекрасному.Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы.Одной характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные, цветовые сочетания отличают произведения народного мастера, делают их необыкновенно привлекательными. Большого развития в этом искусстве достигает орнамент, который широко используется в декоративном рисовании детьми школьного возраста. Он состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнаментавот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых тонах. Образы фантастических птиц, зверей и растений, изображенныхна тканях, досках, игрушках, в росписях прялок, воспринимаются детьми,прежде всего как сказочные, и вместе с тем ониузнают в них знакомых им в жизни птиц и растения. Образцы народного творчества способствуют развитию в детях умения декоративно работать с цветом. Расписывая цветами берестяной туесок, игрушку, художник творит по законам красоты. Стремление к прекрасномучерез посредство вещей, функция которых состоит не только в их утилитарной сущности, но и в равной мере в их способностиукрашать нашу жизнь, умножать в ней красоту, является духовным смыслом произведений народного искусства. Стол или стульчик, украшенные росписью, ткань с орнаментом, конькачалка с рисунком городецкой росписивсе эти вещи, не переставая служить своему практическому назначению, в доступной форме могут рассказать детям о красочном решении росписи. Простые и ясные образы прикладного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить иуважать его труд и мастерство.Важную роль народное искусство играет в эстетическом воспитании детей школьного возраста. Многочисленные наблюдения, проведенные по эстетическому восприятию детьми произведений народного декоративноприкладного искусства, беседы с ними позволяют сказать, что дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества. Яркое впечатление производят на детей красочные кистевые росписи по дереву в произведениях народных мастеров городецкой
и хохломской росписи, узоры из цветов, растений и птицна северных прялках, украшенных мезенской и пермагорской росписью, насыщенные по цвету жостовские подносы, семеновская расписная матрешка.Для того, чтобы дети могли успешно использовать в декоративном рисовании образцы народного искусства, нужно сначала познакомить детей с ними. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательнойработы школы. Но, какими бы высокими художественными достоинствами ни обладали отобранные образцы, их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога, от того, как сумеет он раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства, как сумеет пробудить у детей интерес к декоративному рисованию. В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны. В декоративном рисовании интерес и увлеченность детей может возникнуть в росписи на тканях, бересте, игрушках и т.д, при оформлении помещений школы, в качестве подарка родным. Следует отметить также, что великолепные приемы художественной обработки различных материалов, выработанные народнымимастерами, позволяют достигать большой художественной выразительности достаточно простыми средствами: нанесением штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи,обучение которым вполне доступно. Некоторые приемы можно показать и объяснить детям. На материалах, выбранных для декоративного рисования, хорошо проводить сопоставления и сравнения. В свою очередь это дает возможность перенести усвоенные детьми приемы и навыки декоративной работы в декоративное рисование. Одной из интересных и увлекательных форм ознакомления с произведениями народного декоративноприкладного искусства является метод тематических творческих заданий, позволяющих органично сочетать процесс восприятия народных образцов детьми и участие их в декоративноприкладном творчестве. Сами названия творческих заданий, такие, как « Веселые узоры», где дети знакомятся с вятской народной игрушкой, затем расписывают их, «Цветущий сад», где дети знакомятся с цветочными мотивами росписи на городецких и хохломских изделиях, на жостовских подносах и северных прялках, и др., достаточно полно раскрывают образную их сторону и вызывают у детей определенные ассоциации, творчески настраивают на выполнение той или иной темы. Тематические творческие задания позволяют знакомить детей с такими выразительными художественными признаками народного декоративноприкладного искусства, как фантастичность и сказочность образов, декоративность, цветовая выразительность. В процессе выполнения тематических творческих заданий дети знакомятся с произведениями декоративноприкладного искусства в музеях и на выставках, узнают о творчестве народных мастеров из бесед, которые проводит с ними учитель. Очень важно при этом, чтобы дети знакомились с подлинными образцами, отмеченными высокими художественными достоинствами, выразительностью,сконцентрировавшими в себе коллективный опыт многих поколений талантливых мастеров. Отбор произведений народного искусства должен быть очень тщательным. Здесь не может быть места субъективным суждениям, основанным на личном вкусе и привязанности к определенным цветовым и композиционным решениям, личностному восприятию красоты изделия.Ознакомление детей с этим искусством в форме тематических заданий наиболее полно отвечает особенностям детского восприятия и тем возможностям, которые могут проявиться в декоративноприкладном творчестве детей. Важно, чтобы при выборе тем творческих заданий, в их сменяемости и чередовании присутствовали определенная логика и последовательность, принцип от простого к более сложному, к постепенному нарастанию сложности в освоении технических приемов и навыков в работе. В 5 классе общая тема 2четверти « Связь времен в народном искусстве», где идет знакомство с древними образами в современных народных игрушках.Главная задача первых уроков
сформировать понятие и выявить знания учеников о народной глиняной игрушке и ее основных видах(филимоновская, дымковская, каргопольская), формировать интерес к декоративноприкладному творчеству народных мастеров. После лепки игрушки дети переходят к раскраске. Например, прежде чем приступить к раскраске дымковской игрушки, дети должны рассмотреть все узоры. Ведь дымковскую игрушку никогда не спутаешь с другими глиняными игрушками. На белоснежном фоне наносят в свободной кистевой манере простой узор геометрического характера в виде кружков, точек, полосок, крестиков, овалов.Дети должны рассмотреть все узоры и выполнить несколько упражнений. Например, предложить нарисовать красивую дорожку для козлика. Поставить задачу: посередине полосы нарисовать ровные кружки, соблюдая расстояние между ними, украсить их черными точками, провести полосы по краям. По желанию выбрать нужные цвета и предложить нарисовать кружки одного цвета, полосы другого и т. д. Учитель должен помнить, что усвоение элементов узора–мазков, точек, полос, колец –является вместе с тем и усвоением,какого –либо технического навыка. Каждый элемент в узоре повторяется обычно несколько раз, поэтому у детей есть возможность упражняться в его выполнении. При этом повторение мазков, точек, полос в узоре должно быть равномерно.Затем можно ввести в узор новый элемент –кольцо. Предложить нарисовать клетчатый « платок» для дымковской куклы. Каждую клетку заполнить одинаковым узором: кольцо, а в середине его кружок другого цвета, украсить, который можно точками. Можно детям построить узор по новой форме –рисование дымковского узора в круге. Научить их находить и заполнять середину и края круга, располагать кружки и кольца в определенной последовательности: вверху, внизу, слева, справа. Или же дать возможность детям выбрать бумагу разной формы: полоска, круг, квадрати предложить самостоятельно придумать узор из знакомых элементов (полос, колец, кружков).После всех этих упражнений дети могут уже вполне самостоятельно нанести узор в свободной кистевой манере на глиняную игрушку.Обязательно надо рассказать детям о том, что художник, прежде чем создать узор, много наблюдает, только потом передает увиденное в своих рисунках. Надо на каждом уроке добиваться того, чтобы детипроявляли свое творчество и вносили в работу чтото свое. Все знания, умения, навыки, полученные на занятиях по декоративному рисованию, дети будут применять и на других уроках по изобразительному искусству. Любая проведенная работа по использованию народного декоративноприкладного искусства на занятиях по декоративному рисованию окажет большое влияние на эстетическое, умственное и нравственное развитие детей, поможет выполнить программные задачи, поможет воспитанию высокого чувства любви к живому миру, умению восхищаться его бесконечным многообразием и красотой, постигать законы его строения и формообразования.
Ссылки на источники1.«Народное искусство на уроках декоративного рисования» Т.Я. Шпикалова.2.«По берегам Пинеги и Мезени». М.И.Мильчик «Искусство» 1971г.3.«Основы декоративного искусства в школе»Москва. Просвещение. 1981 г.4.Серия « Мастера художественных промыслов».О.С.Попова, Н.И.Бессарабова. Москва, Госместпром 1960 г.
Народное декоративноприкладное искусство
вэстетическом воспитании детей
Аннотация: Статья посвящена о назначении, традицияхнародного декоративноприкладного искусства, его роль в эстетическом воспитании детей школьного возраста.Ключевые слова: декоративноприкладное искусство, орнамент, народные образцы, дымковская игрушка.
Тезисы:1.О возникновении, назначении, традициях народного декоративноприкладного искусства.2.Декоративноприкладное искусство хорошая основа для формирования духовного мира человека, обладающая способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы.3.Красочность, декоративность, узорчатость орнамента
характерные особенности произведений народного искусства, созвучные восприятию и пониманию детьми.4.Велика роль народного искусствав эстетическом воспитании детей школьного возраста. Необходимо отбирать подлинные народные образцы, обладающие образной художественной выразительностью, быть доступным восприятию детьми, использоваться в практике воспитательной работы школы.5.Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны. Отбор произведений народного искусства должен быть очень тщательным.6.О технике выполнения узора на Дымковской игрушке.7.О применении знаний, умений, навыков, полученных на занятиях по декоративному рисованию на уроках изобразительного искусства, возникшее в глубокой древности, существовавшее искусства. О влиянии этих знаний на эстетическое, умственное и нравственное развитие детей.8.Народное декоративноприкладное искусство –один из видов изобразительного во все эпохи и получившее новое содержание в наше время.Народное декоративноприкладное искусство призвано украшать,облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготовляя орудия труда, предметы обихода, человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму. Каждый народ под влиянием жизненныхи природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище расписными подносами и шкатулками,потому что народное декоративноприкладное искусство несет в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьем к цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то что по истине прекрасно.Народное декоративноприкладное искусство широко используется в работе с детьми. Это искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простыхформах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развить у них художественный вкус. В задушевной русской песне, в красочном рисунке мезенской прялки, в морозном узоре вологодских кружев, в наивной и радостной по цвету вятской игрушке запечатлены для нас представления народа о подлинной красоте, талантливая его мастеровитость. Вечное стремление к прекрасному.Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы.Одной характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные, цветовые сочетания отличают произведения народного мастера, делают их необыкновенно привлекательными. Большого развития в этом искусстве достигает орнамент, который широко используется в декоративном рисовании детьми школьного возраста. Он состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнаментавот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых тонах. Образы фантастических птиц, зверей и растений, изображенныхна тканях, досках, игрушках, в росписях прялок, воспринимаются детьми,прежде всего как сказочные, и вместе с тем ониузнают в них знакомых им в жизни птиц и растения. Образцы народного творчества способствуют развитию в детях умения декоративно работать с цветом. Расписывая цветами берестяной туесок, игрушку, художник творит по законам красоты. Стремление к прекрасномучерез посредство вещей, функция которых состоит не только в их утилитарной сущности, но и в равной мере в их способностиукрашать нашу жизнь, умножать в ней красоту, является духовным смыслом произведений народного искусства. Стол или стульчик, украшенные росписью, ткань с орнаментом, конькачалка с рисунком городецкой росписивсе эти вещи, не переставая служить своему практическому назначению, в доступной форме могут рассказать детям о красочном решении росписи. Простые и ясные образы прикладного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить иуважать его труд и мастерство.Важную роль народное искусство играет в эстетическом воспитании детей школьного возраста. Многочисленные наблюдения, проведенные по эстетическому восприятию детьми произведений народного декоративноприкладного искусства, беседы с ними позволяют сказать, что дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества. Яркое впечатление производят на детей красочные кистевые росписи по дереву в произведениях народных мастеров городецкой
и хохломской росписи, узоры из цветов, растений и птицна северных прялках, украшенных мезенской и пермагорской росписью, насыщенные по цвету жостовские подносы, семеновская расписная матрешка.Для того, чтобы дети могли успешно использовать в декоративном рисовании образцы народного искусства, нужно сначала познакомить детей с ними. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательнойработы школы. Но, какими бы высокими художественными достоинствами ни обладали отобранные образцы, их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога, от того, как сумеет он раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства, как сумеет пробудить у детей интерес к декоративному рисованию. В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны. В декоративном рисовании интерес и увлеченность детей может возникнуть в росписи на тканях, бересте, игрушках и т.д, при оформлении помещений школы, в качестве подарка родным. Следует отметить также, что великолепные приемы художественной обработки различных материалов, выработанные народнымимастерами, позволяют достигать большой художественной выразительности достаточно простыми средствами: нанесением штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи,обучение которым вполне доступно. Некоторые приемы можно показать и объяснить детям. На материалах, выбранных для декоративного рисования, хорошо проводить сопоставления и сравнения. В свою очередь это дает возможность перенести усвоенные детьми приемы и навыки декоративной работы в декоративное рисование. Одной из интересных и увлекательных форм ознакомления с произведениями народного декоративноприкладного искусства является метод тематических творческих заданий, позволяющих органично сочетать процесс восприятия народных образцов детьми и участие их в декоративноприкладном творчестве. Сами названия творческих заданий, такие, как « Веселые узоры», где дети знакомятся с вятской народной игрушкой, затем расписывают их, «Цветущий сад», где дети знакомятся с цветочными мотивами росписи на городецких и хохломских изделиях, на жостовских подносах и северных прялках, и др., достаточно полно раскрывают образную их сторону и вызывают у детей определенные ассоциации, творчески настраивают на выполнение той или иной темы. Тематические творческие задания позволяют знакомить детей с такими выразительными художественными признаками народного декоративноприкладного искусства, как фантастичность и сказочность образов, декоративность, цветовая выразительность. В процессе выполнения тематических творческих заданий дети знакомятся с произведениями декоративноприкладного искусства в музеях и на выставках, узнают о творчестве народных мастеров из бесед, которые проводит с ними учитель. Очень важно при этом, чтобы дети знакомились с подлинными образцами, отмеченными высокими художественными достоинствами, выразительностью,сконцентрировавшими в себе коллективный опыт многих поколений талантливых мастеров. Отбор произведений народного искусства должен быть очень тщательным. Здесь не может быть места субъективным суждениям, основанным на личном вкусе и привязанности к определенным цветовым и композиционным решениям, личностному восприятию красоты изделия.Ознакомление детей с этим искусством в форме тематических заданий наиболее полно отвечает особенностям детского восприятия и тем возможностям, которые могут проявиться в декоративноприкладном творчестве детей. Важно, чтобы при выборе тем творческих заданий, в их сменяемости и чередовании присутствовали определенная логика и последовательность, принцип от простого к более сложному, к постепенному нарастанию сложности в освоении технических приемов и навыков в работе. В 5 классе общая тема 2четверти « Связь времен в народном искусстве», где идет знакомство с древними образами в современных народных игрушках.Главная задача первых уроков
сформировать понятие и выявить знания учеников о народной глиняной игрушке и ее основных видах(филимоновская, дымковская, каргопольская), формировать интерес к декоративноприкладному творчеству народных мастеров. После лепки игрушки дети переходят к раскраске. Например, прежде чем приступить к раскраске дымковской игрушки, дети должны рассмотреть все узоры. Ведь дымковскую игрушку никогда не спутаешь с другими глиняными игрушками. На белоснежном фоне наносят в свободной кистевой манере простой узор геометрического характера в виде кружков, точек, полосок, крестиков, овалов.Дети должны рассмотреть все узоры и выполнить несколько упражнений. Например, предложить нарисовать красивую дорожку для козлика. Поставить задачу: посередине полосы нарисовать ровные кружки, соблюдая расстояние между ними, украсить их черными точками, провести полосы по краям. По желанию выбрать нужные цвета и предложить нарисовать кружки одного цвета, полосы другого и т. д. Учитель должен помнить, что усвоение элементов узора–мазков, точек, полос, колец –является вместе с тем и усвоением,какого –либо технического навыка. Каждый элемент в узоре повторяется обычно несколько раз, поэтому у детей есть возможность упражняться в его выполнении. При этом повторение мазков, точек, полос в узоре должно быть равномерно.Затем можно ввести в узор новый элемент –кольцо. Предложить нарисовать клетчатый « платок» для дымковской куклы. Каждую клетку заполнить одинаковым узором: кольцо, а в середине его кружок другого цвета, украсить, который можно точками. Можно детям построить узор по новой форме –рисование дымковского узора в круге. Научить их находить и заполнять середину и края круга, располагать кружки и кольца в определенной последовательности: вверху, внизу, слева, справа. Или же дать возможность детям выбрать бумагу разной формы: полоска, круг, квадрати предложить самостоятельно придумать узор из знакомых элементов (полос, колец, кружков).После всех этих упражнений дети могут уже вполне самостоятельно нанести узор в свободной кистевой манере на глиняную игрушку.Обязательно надо рассказать детям о том, что художник, прежде чем создать узор, много наблюдает, только потом передает увиденное в своих рисунках. Надо на каждом уроке добиваться того, чтобы детипроявляли свое творчество и вносили в работу чтото свое. Все знания, умения, навыки, полученные на занятиях по декоративному рисованию, дети будут применять и на других уроках по изобразительному искусству. Любая проведенная работа по использованию народного декоративноприкладного искусства на занятиях по декоративному рисованию окажет большое влияние на эстетическое, умственное и нравственное развитие детей, поможет выполнить программные задачи, поможет воспитанию высокого чувства любви к живому миру, умению восхищаться его бесконечным многообразием и красотой, постигать законы его строения и формообразования.
Ссылки на источники1.«Народное искусство на уроках декоративного рисования» Т.Я. Шпикалова.2.«По берегам Пинеги и Мезени». М.И.Мильчик «Искусство» 1971г.3.«Основы декоративного искусства в школе»Москва. Просвещение. 1981 г.4.Серия « Мастера художественных промыслов».О.С.Попова, Н.И.Бессарабова. Москва, Госместпром 1960 г.