Проект «Повышение уровня личностной самоактуализации обучающихся»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Трифонова Л. Б. Проект «Повышение уровня личностной самоактуализации обучающихся» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54123.htm.
Аннотация. В работе предлагается повышение уровня личностной самоактуализации школьников через реализацию системы мероприятий. Это программы тренингов по повышению уровня самоактуализации, программы, направленные на развитие и сохранение здоровья обучающихся с различными образовательными возможностями и потребностями, организация работы творческих групп по формированию российской гражданской идентичности обучающихся, по включению школьников в личностно значимую деятельность по духовно-нравственному развитию, воспитанию обучающихся и сохранения их здоровья.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Трифонова Людмила Борисовна,кандидат педагогических наук, МОАУ «СОШ № 23», г.Томскtlb@mail2000.ru

Проект «Повышение уровня личностной самоактуализации обучающихся»

Аннотация.В работе предлагается повышение уровня личностной самоактуализации школьников через реализациюсистемы мероприятий. Это программы тренингов по повышению уровня самоактуализации, программы, направленные на развитие и сохранение здоровья обучающихся с различными образовательными возможностями и потребностями, организация работы творческих групп по формированию российской гражданской идентичности обучающихся, по включению школьников в личностно значимую деятельность по духовнонравственному развитию, воспитанию обучающихся и сохранения их здоровья.Ключевые слова:Маслоу, личностная самоактуализация, ФГОС

Актуальность проблемы создания комплекса условий развития обучающихся, их личностного роста отмечается как в теоретических исследованиях, так и в практических руководствах. Она подтверждается все более явственно выявляющимися тенденциями создания авторских школ, направленных на личностное развитие ребенка (В.А. Караковский, В.В.Католиков, А.Н.Колмогоров, Е.А.Ямбург и др.); выполнением задач раннего и своевременного выявления одаренных детей (Д.Б.Богоявленская, В.А.Кудрявцев, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков и др.) Проект представляется актуальным и в связи с реализацией ФГОС, согласно которым необходимо создать общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка. В обновленных государственных стандартах духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся должны осуществляться в области творческого отношения к учению, труду, жизни, которое тесно связано с формированием самоактуализирующейся личности.В этой связи современная система школьного образования нуждается в таких механизмах, которые бы способствовали развитию у ученика способности к самоактуализации для дальнейшего саморазвития и применения собственных внутренних сил. Важно, чтобы образование, и в первую очередь школьное, в полной мере приобрело смысл поддержки саморазвития личности. В результате же предварительного исследования в МАОУ СОШ №23 также выявлено:все показатели «Опросника личностной ориентации» (PersonalOrientationInventory, POI) колеблются около 5060%, что говорит об общем низком уровне самоактуализации старшеклассников.значительные различия подростков по степени выраженности самоактуализации;отсутствие комплекса психологопедагогических условий, направленных на формирование самоактуализирующейся личности.Кроме того, следует отметить актуальность Проекта для Томской области.В настоящее время вузы г. Томска столкнулись, как с проблемой нехватки абитуриентов (на технические и естественнонаучные специальности), так и с проблемой неосознанного выбора абитуриентами направления обучения. В школе №23 функционируют профильные классы естественнонаучного и гуманитарного направления, однако около 10% школьников, поступивших в вузы, прерывают свое обучение в связи с тем, что сделанный ими выбор образовательного учреждения произошел недостаточно осознанно. Значение Проекта по повышению уровня самоактуализации школьников для Томской области состоит в том, что томские вузы должны получить абитуриентов, готовых самореализоваться в выбранном направлении. Нужно отметить, что Томская Техниковнедренческая зона испытывает потребность в специалистах, не только имеющих достаточный запас профессиональных знаний и умений, но способных к самостоятельному выстраиванию стратегии собственной жизни, умеющих «создавать» самих себя. Вне опыта продуктивного творческого решения возникающих проблем, приобретаемого уже в процессе получения среднего образования, будущему специалисту трудно осознать, что реализация его жизненных целей будет зависеть от его умения соотносить с ними свои возможности и непрерывно наращивать их. Одним из направлений Проекта является работа по повышению интереса школьников к естественнонаучным предметам, которая особенно актуальна в свете того, что переход на инновационный путь развития страны тесно связан с подготовкой специалистов инженернотехнического профиля, созданием техниковнедренческой зоны в Томской области, что и было неоднократно отмечено президентом РФ В.В. Путиным.Разработка и проведение элективных курсов:Астрономия в Томске,Атомная энергетика Томской области,Большое космическое путешествие,Механика с удовольствиемпозволит увеличить количество школьников, обучающихся в физ.мат. классах до 50%. Повышению этого показателя будет способствовать также работа вечернего физикоматематического лицея в сотрудничестве с ТПУ, ТГАСУ, ТУСУРом и организация научного общества учащихся «Архимед». Основные мероприятия Проекта:1. Разработка системы оценки качества образования по Проекту.2.Организация сетевого взаимодействия с вузами, учреждениями дополнительного образованиядля повышения качества образования.3.Расширение общественного участия в управлении образовательным процессом школы через Управляющий Совет Проекта, организацию совместной внеурочной деятельности с родителямии местным социумом.4. Разработка и внедрение в образовательный процесс:программ тренингов по повышению уровня самоактуализации, программ, направленные на развитие и сохранение здоровья обучающихся с различными образовательными возможностями и потребностями (повышение доступности)5. Организация работы творческих групп по формированию российской гражданской идентичности обучающихся,по включению школьников в личностно значимую деятельность по духовнонравственному развитию, воспитанию обучающихся и сохранения их здоровья.В настоящее время (третий год реализации Проекта) уже можно говорить орезультативности Проекта в виде повышения уровня самоактуализации школьников.

Рис. 1.На диаграмме представлена динамика уровня самоактуализации обучающихся 1011 (физикоматематического и гуманитарного) классов 20122013 года по шкалам 1.Поддержки2.Ценностных ориентаций3.Самоуважения4.Самоприятия5.Контактности6.Креативности