Компетентностно ориентированное управление информационной подготовкой выпускников образовательных организаций

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Богатенков С. А. Компетентностно ориентированное управление информационной подготовкой выпускников образовательных организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54130.htm.
Аннотация. В статье приведена общая характеристика исследования проблемы разрешения противоречия между возросшей потребностью социально-образовательной практики в эффективном управлении информационной подготовкой кадров и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ компетентностно ориентированного управления, обеспечивающих его продуктивное использование в условиях динамичного образовательного процесса в образовательной организации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Богатенков Сергей Александрович,кандидат технических наук, заведующий кафедрой информационных технологий, вычислительной техники и предметных методик,ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г.ЧелябинскSerbogatenkov@yandex.ru

Компетентностно ориентированное управление информационной подготовкойвыпускников образовательных организаций

Аннотация. В статье приведена общая характеристика исследования проблемыразрешения противоречия между возросшей потребностью социальнообразовательной практики в эффективном управлении информационной подготовкой кадрови недостаточной разработанностью теоретикометодологических основ компетентностноориентированного управления, обеспечивающих его продуктивное использование в условиях динамичного образовательного процесса в образовательной организации.Ключевые слова:информационная подготовка, компетентностноориентированное управление

Внедрение информационных технологий, с одной стороны, способствует повышению эффективности профессиональной деятельности, с другой стороны, приводит к усилению угроз безопасности и росту кибертерроризма. Однако на фоне активного проникновения информационных технологий во все сферы деятельности часто наблюдаются результаты неудовлетворительной информационной подготовки кадров. Основной задачей государственной политики в области образования является подготовка человека к жизни и работе в информационном обществе на основе соблюдения принципов открытости политики, равенства интересов, социальной ориентации, системности и государственной поддержки.Анализ существующей образовательной практики позволил выявить два момента. Вопервых, наблюдается острая необходимость реализации в образовательной организации инновационного, компетентностно ориентированного управления информационной подготовкой кадров, способного обеспечить ее высокое качество. Вовторых, недостаточно разработаны теоретические и практические основы такого управления, выражающиеся в отсутствии его целостной теории, в непонимании его сущности, специфики реализации и свойств результата, в игнорировании принципов и закономерностей развития процесса информатизации профессиональной деятельности.Это, в конечном счете, приводит к стихийным результатам в информационной подготовке выпускников, не соответствующим требованиям общества и нуждам работодателей.В свете сказанного актуальностьисследования определяется:

1)эволюционными тенденциями в образовании, связанными с необходимостью повышения качества информационной подготовки специалистов;

2) возрастанием требований к управлению информационной подготовкой студентов в образовательных организациях;

3)неразработанностью концептуальных основ компетентностной переориентации предметного вида управления, отражающих диалектическое единство теоретической и технологической сторон управленческого процессаинформационной подготовки кадров;

4)недостаточной разработанностью инструментального аппарата измерения и оценивания эффективности компетентностно ориентированного управления информационной подготовкой кадров в образовательной организации.На основании анализа научных изысканий, а также в результате собственного поиска автора в указанном направлении была сформулирована проблемаисследования. Ее суть заключается в необходимости разрешения противоречиямежду возросшей потребностью социальнообразовательнойпрактики в эффективном управлении информационной подготовкой кадров,с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретикометодологических основ компетентностно ориентированного управления, обеспечивающих его продуктивное использование в условиях динамичного образовательного процесса в образовательной организации, с другой стороны.Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темыисследования: «Компетентностно ориентированное управление информационной подготовкой выпускников образовательныхорганизаций».Цельисследования –теоретикометодологическое обоснование, разработка и верификация концепции компетентностно ориентированного управления информационной подготовкойкадров.Объектисследования –информационная подготовка кадров.Главной движущей силой повышения качества информационной подготовки кадров являются педагоги профессионального обучения, т.к. они обладают бинарной квалификацией, т.е., с одной стороны, это специалисты в определенной отрасли, с другой стороны, педагогипо подготовке подобных специалистов. Поэтому представляется целесообразным решать проблему повышения качества информационной подготовки кадров на примере профессиональнопедагогического образования (ППО).Предметисследования –компетентностно ориентированное управление информационной подготовкойпедагогов профессионального обучения.Ход исследования определялся следующей гипотезой. Компетентностно ориентированное управление информационной подготовкой кадров будет эффективным при условии еговыполненияпо критерию безопасности, а именно: –будут определены требования к информационной подготовке кадров,имеющих различные уровни образования; –будет разработана классификация и сформирована система ИКТкомпетенций;–будет разработана концепция компетентностно ориентированного управления информационной подготовкой кадров для согласования системы ИКТкомпетентностей и требований к информационной подготовке кадров; –будет разработана методология проектирования информационной подготовки кадров, включающая:четыремодели, соответствующие уровням образования: среднее, бакалавриат, магистратураи аспирантура, в том числе четыре блока для каждой модели: целевой, содержательный, процессуальный, диагностический;интегрированную модель, объединяющую все уровни образования; –технологии проектирования информационной подготовки будут удовлетворять требованиям к информационной подготовке кадров;–критерии оценки уровней сформированности ИКТкомпетентности в области проектирования безопасной информационной подготовки позволят оценить иэкспериментально подтвердить эффективность разработанной системы. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачиисследования:1. На основе анализа опыта внедрения ИКТ в профессиональной деятельности определить требования к информационной подготовке кадров, имеющих различные уровни образования.2. На основе анализа компетенций образовательных стандартов для различных уровней образования разработать классификацию и сформировать систему ИКТкомпетентностейна примере профессиональнопедагогического образования.3. Разработать концепцию компетентностно ориентированного управления информационной подготовкой кадров для согласования системы ИКТкомпетентностей и требований к информационной подготовке кадров.4. Разработать методологию проектирования информационной подготовки кадров, включающую:четыремодели, соответствующие уровням образования: среднее, бакалавриат, магистратуру и аспирантуруи интегрированную модель, объединяющую все уровни образования.5. Разработать технологии проектирования, удовлетворяющие требованиям к информационнойподготовке,реализовать их в образовательной практике на примере педагогов профессионального обучения.6. Провести педагогический эксперимент, подтверждающий эффективность разработанной системы проектирования безопасной информационной подготовки в современной образовательной среде.Теоретикометодологическую основуисследования дают теории: высшего профессионального образования (С.И.Архангельский, В.В.Афанасьев, П.Я.Гальперин, В.А.Сластенин,В.Д.Шадриков, и др.);информатизации образования (Я.А.Ваграменко, А.П.Ершов, В.А.Извозчиков, О.А. Козлов, А.А.Кузнецов, М.П.Лапчик, Н.И.Пак, И.В.Роберт, Е.К.Хеннер, и др.);компетентностного подхода к профессиональной подготовке (Е.А. Гнатышина, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, Г.М.Коджаспирова, И.А.Колесникова, Дж.Равен, В.Хутмахер, А.В.Хуторской и др.);контекстного обучения, рассматривающего образовательные системы в обусловливающей связи с социальной средой (А.А.Вербицкий, В.Н.Гуров, В.С.Леднев, В.А.Сластенин, Е.М.Шишкова, Е.Н.Шиянов и др.);формирования универсальных учебных действий (А.Г.Асмолов Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова и др.);системного подхода в образовании (В.Г.Буданов, В.В.Гузеев, Э.Н.Гусинский, С.А. Зайцева, Г.П.Щедровицкий и др.).педагогической интеграции (И.Ю.Алексашина, М.НБерулава, В.С.Безрукова, И.Г.Ибрагимов, М.И.Махмутов, Ю.С.Тюников, и др.).педагогического проектирования и моделирования (А.П.Аношкин, С.И.Архангельский, B.C.Безрукова, В.П.Беспалько, А.П.Тряпицина, и др.);деятельности, интегральный подход к обучаемому как личности и субъекту деятельности (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.Т.Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин И.С.Якиманская и др.);информационного пространства: ноосферы (В.И.Вернадский), кибернетики (Н.Винер);психологические теории научения (Д.С.Брунер, Ж.Пиаже, С.Пейперт и др.), базирующиеся наинформационной обусловленности и познавательных способностях человека; информационного подхода в образовании (А.С.Архангельский, А.А.Дорофеев, Г.Н.Степанова, В.С.Степин, и др.);Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методыисследования:1. Теоретические методы: анализ философской, психологопедагогической, научнотехнической литературы по проблеме исследования; анализ образовательных стандартов, образовательных программ и других нормативных документов.2. Общенаучные методы исследования: обобщение, классификация, систематизация, сравнение, сопоставление, моделирование.3. Частнонаучные методы исследования: системноструктурный анализ целей и содержания обучения информационным и профессиональным дисциплинам, анализ и обобщение педагогического опыта, формирования содержания и классификации ИКТкомпетенций (авторский) 4. Методы эмпирического исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, собеседование, метод экспертной оценки развития ИКТкомпетентности педагогов профессионального обучения, педагогический эксперимент.5. Статистические методы обработки экспериментальных данных исследования, в частности, методы математической статистики, графическое представление результатов экспериментального исследования.Исследование осуществлялось в четыре этапа.Первый этап –(1981–1991) –включал в себя изучение специальной литературы, нормативной документации, теории и практики преподавания информационных дисциплин на механикотехнологическом факультете Челябинского политехнического института, разработку и внедрение систем автоматизированного проектирования (САПР), подготовку и защиту диссертации на соискание степени кандидата технических наук по специальности 05.02.08 –Технология машиностроения. Второй этап –(1992–1999)–включал в себя изучение специальной литературы, нормативной документации, теории и практики подготовки персонала в условиях внедрения информационноизмерительных систем на Челябинской ТЭЦ2. Опыт работы автора опубликован в журналах «Промышленная энергетика» и «Электробезопасность».Третий этап –(2000–2011)–включал в себя изучение психологопедагогической и специальной литературы, нормативной документации, педагогического опыта, теории и практики преподавания информационных дисциплин на кафедре «Информационные системы и технологии» Челябинского института (филиала) Российского государственного торговоэкономического университета. Работы автора отражают применение мультимедийных технологий в преподавании информационных дисциплин, а также инновационные процессы в торговых отношениях, связанные с практическим использованием Интернеттехнологий и широко распространенной конфигурации «1С: Управление торговлей. Версия 8». Опыт работы представлен свидетельствами на электронные ресурсы, зарегистрированными в Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование», материалами выступлений на научнопрактических конференциях, а также учебным пособием «Практикум по работе с конфигурацией 1С: Предприятие. Управление торговлей. Версия 8». Четвертый этап –формирующий (20122013)–внедрение результатов работы в практику подготовки выпускников учреждений ППО, организация опытноэкспериментальной работы и анализ полученных экспериментальных данных. Апробация результатов исследования на международных, всероссийских и региональных научных конференциях и семинарах, в центральной педагогической печати. Подготовка и публикация монографий. Подготовка материала диссертации.Научная новизнаисследования заключается в следующем:1.Выполнено комплексное педагогическое исследование процесса профессиональной подготовки студентов –будущих выпускников образовательных организаций в области информационных и коммуникационных технологий. Решена научная проблема, состоящая в разработке методологии проектирования информационной подготовкивыпускников организаций профессиональнопедагогического образования.2. На основе анализа опыта внедрения ИКТ в профессиональной деятельностисформулированы требования к информационной подготовке кадров.Требованиедидактическойбезопасности определяет способ проектирования,основанный на определении содержания и классификации ИКТкомпетентностей по следующим признакам: цели, характер компетентности профессиональных целей (общий и специальный), область деятельностиТребованиеэкономическойбезопасности предполагает использовать при проектировании способы, уменьшающие отношение цены к качеству, в том числе шаблоны рабочих программ, учебнометодических комплексов, пособий, учебников, т.к. в этом случае уменьшается трудоемкость и, следовательно, цена Требованиеинформационнойбезопасности определяет способ проектирования, обеспечивающий актуальность информации в результате применения систем реального времени, в том числе интернеттехнологий и завершающийся получением авторского свидетельства на соответствие требованиям новизны и приоритетности в результате регистрации электронного ресурса,например, в объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование».Требованияпсихологической, социальной и экологическойбезопасности предполагают при проектировании использовать технологии формирования мотивации персонала для применения ИКТ а также мультимедийные технологии, эйдотехнические и мнемонические методы представления учебной информации и контрольноизмерительных материалов. В этом случае возрастает качество усвоения и контроля учебной информации.3.Разработана классификация ИКТкомпетентностейвыпускников организаций профессиональнопедагогического образования, основанная на следующих признаках:

цели (общеобразовательные, развивающие и профессиональные);

характер компетентности профессиональных целей (общий и специальный);

область деятельности (учебнопрофессиональная, научноисследовательская, образовательнопроектировочная и т.п.);

уровень образования (среднепрофессиональное, бакалавр,магистр, аспирант);

профиль подготовки;

профилизация.Классификация обеспечила возможностьреализовать технологию планирования информационной подготовки для студентов с различным базовым образованием и профилем подготовки.4.Разработана концепциясистемы формирования ИКТкомпетентности педагога профессионального обучения, основанная на следующем положении, удовлетворяющем требованию безопасности:

выпускник станет компетентным в вопросах использования ИКТ, если весь его процесс обучения будет построен на их использованиив будущей профессиональной деятельности;

он не представляет решения своих образовательных и профессиональных задач вне информационнокоммуникационной образовательной среды. Концепция раскрывается через следующие идеи:

содержание и методика освоения средств и инструментов ИКТ во всех изучаемых дисциплинах соотносится с содержанием образования, спецификой изучаемого студентами курса и с применением методов обучения, адекватных профилю и уровню образования (дидактическая безопасность);

формирование методической составляющей ИКТкомпетентности выпускника имеет метапредметный характер, ориентированный на обучение студентов методике формирования у обучаемых универсальных учебных действий в отношении дистанционного обучения, информационной безопасности и электронного бизнеса (дидактическая безопасность);

при изучении специальных информационных дисциплин переносится акцент с формирования у студентов умений работать с конкретным программным обеспечением на развитие у них способностей самостоятельного освоения новых программных продуктов, мониторинга динамически меняющегося технологического и программного окружения квалифицированных рабочих и специалистов, адаптации своих профессиональных задач к возможностям информационнокоммуникационной образовательной среды (психологическая безопасность).Предложенная концепция основана на классификации ИКТкомпетенций и интегративном подходе, который реализуется на нескольких структурных уровнях:

на уровне педагогического образования: между средним и высшим (бакалаврами,магистрамии аспирантами);

на предметном уровне: между информационной и методической подготовкой;

на содержательном уровне: между всеми компонентами содержания (математического и естественнонаучного цикла дисциплин и блока дисциплин профессиональной подготовки);

на функциональном уровне: между целями обучения и механизмами их реализации. Концепция базируется на системе принципов:

направленности обучения студентов на активизацию их самостоятельности;

непрерывности формирования ИКТкомпетентности;

наличия системообразующего основания;

непрерывности мониторинга;

полифункциональности и контекстнодеятельностного принципа;

обучения студентов с учетом методов, отражающих специфику уровневого и профильного характера образования (авторский);

принципов безопасности (авторские) 4.На основе концепции формирования ИКТкомпетентности педагога профессионального обучения разработана методологияпроектирования информационной подготовки, включающая:

четыремодели, соответствующие уровням образования: среднее, бакалавриат, магистратураи аспирантура, в том числе четыре блока для каждой модели: целевой, содержательный, процессуальный, диагностический;

интегрированную модель, объединяющую все уровни образования 5.В соответствии с методологией разработаны и реализованы в образовательной практике технологиипроектирования информационной подготовки по критерию безопасности, включающие:

планирование траектории информационной подготовки для студентов с различным базовым образованием;

создание мультимедийной образовательной среды с помощью шаблонов, мнемонических и эйдотехнических методов;

формирование мотивации персонала для применения ИКТ в профессиональной деятельности;

деловая игра «Используй информационные технологии»;

проектирование автоматизированных систем обучения с помощью интернет;

повышение эффективности производства с помощью автоматизированных систем;

управление безопасностью работы оборудования и персонала с помощью информационноизмерительных систем.6. Выявлено влияние технологий проектирования на качествоподготовки будущих выпускников, формирование ожидаемых личностных образовательных результатов. Сформулированы методические рекомендации по применению технологий проектирования содержания информационных дисциплин в практике образования на основе опыта работы и авторских методик, зарегистрированных в объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование».Теоретическая значимостьисследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в развитие теоретических основ подготовки педагогов профессионального обучения в области использования средств информационных и коммуникационных технологий при проектировании безопасной информационной подготовки.1. Получено новое теоретическое знание о существенных характеристиках деятельности педагогов профессионального обучения в области информационных и коммуникационных технологий, на основе которого повышается эффективность процесса подготовки и формирования их ИКТкомпетентности в вопросах проектирования информационной подготовки. Раскрыта интегрирующая и системообразующая роль информационных технологий в процессе подготовки.2. В контексте исследования определен содержательный объем и дано авторское определение понятия «ИКТкомпетентность педагога профессионального обучения», выделены его функциональные аспекты: «универсальная личностная ИКТкомпетентность», «общепрофессиональная педагогическая ИКТкомпетентность», «методическая ИКТкомпетентность», «уровневая ИКТкомпетентность», «профильная ИКТкомпетентность», что позволяет уточнить сферы использования этого понятия в педагогической науке.3. Разработана классификация ИКТкомпетентностей в уровневом образовании, основанная на следующих признаках: цели, характер компетентности профессиональных целей, область деятельности, уровень образования, профиль и профилизация подготовки.Классификация позволяет минимизировать угрозы дидактической безопасности при проектировании образовательных траекторий формирования ИКТкомпетентности для студентов с различным базовым образованием и профилем подготовки.4. Сформулированы концептуальные положения и на их основе создана интегрированная модель информационной подготовки выпускника организации профессиональнопедагогического образования (ППО). Концепция обусловлена метапредметным содержанием профессиональной подготовки и основана на интегративном подходе. Доказана необходимость формирования ИКТкомпетентности студентов с опорой на специфику их методической подготовки, обусловленную уровневым и профильным характером подготовки, что приводит к пониманию ими направленности будущей профессиональной деятельности.5. Сформулированы и использованы при создании системы формирования ИКТкомпетентности педагогов профессионального обучения обоснованные и впервые примененные автором в данной сфере знания принципы безопасности обучения студентов с учетом методов, отражающих специфику уровневого и профильного образования. Обоснован и раскрыт механизм реализации принципов, уточненных применительно к подготовке выпускников учреждений ППО в вопросах проектирования информационной подготовки.6. Выделены педагогические условия реализации модели формирования ИКТкомпетентности выпускников учреждений профессиональнопедагогического образования, основанные на принципах безопасности, такие как:

непрерывное сквозное формирование данной компетентности студентов на протяжении обучения по всем уровням образования;

консолидация и подготовка преподавательского состава для решения проблем повышения эффективности образовательного процесса в вопросах проектирования содержания информационных дисциплин;

наличие методического обеспечения подготовки студентов к эффективному использованию средств информационных и коммуникационных технологий в вопросах проектирования содержания информационных дисциплин.7. Обоснованы критерии оценки сформированности ИКТкомпетентности в вопросах проектирования содержания информационных дисциплин, основанные на принципах безопасности, в качестве которых выступают структурные (мотивы, ценности, знания, умения, навыки) и функциональные (процессуальные и результативные) характеристики деятельности студента по использованию средств информационных и коммуникационных технологий. На основе данных критериев определены уровни сформированности (адаптивный, конструктивный, исследовательский) ИКТкомпетентности педагогов, которые позволили оценить эффективность разработанной системы.Практическая значимостьисследования заключается в том, что основные его результаты доведены до конкретных методических разработок и рекомендаций.1. Сформулированы методические рекомендации по применению технологий проектирования информационной подготовки в практике образования на основе опыта работы и авторских методик, зарегистрированных в объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование».2. Технологии проектирования содержания информационных дисциплин базируются на анализе и систематизации опыта внедрения информационных технологий в образовании, машиностроении, энергетике и торговле. Опыт опубликован: в четырех монографиях автора «Проектирование безопасной информационной подготовки» (Челябинск, 2013), «Формирование информационной компетентности в уровневом профессиональнопедагогическом образовании» (Челябинск, 2012),«Информационные технологии в профессиональной деятельности: опыт внедрения в Челябинске»(Saarbrucken, 2012), «Электронное обучение: особенности внедрения» (Челябинск, 2006); в трех коллективных монографиях «Проектирование информационной подготовки прикладных бакалавров» (Челябинск, 2013), «Информационная подготовка кадров: образование, экономика и управление» (Челябинск, 2013), «Безопасность пространства образования Челябинской области» (Москва, 2011); в рецензируемых журналах «Информатика и образование» (2 статьи, 2013), «Профессиональное образование. Столица» (2013), «Концепт» (2 статьи, 2013),«Мир науки, культуры и образования» (3 статьи, 2012, 2013), «Профессиональное образование в России и за рубежом» (2012), «Педагогическое образование и наука» (2012), «Вестник ЧГПУ» (2 статьи, 2012), «Вектор науки Тольяттинского госуниверситета. Серия: Педагогика, психология» (2 статьи, 2012), «Промышленная энергетика» (13 статей 19961999); в журналах «Электробезопасность» (7 статей, 19961999), «Известия высших учебных заведений. Машиностроение» (1993), «Вестник международной академии авторов научных открытий и изобретений: молодежь и наука» (2002), «Научный вестник» (8 статей, 20012008). 3. Создано, внедрено в практику высшей школы и зарегистрировано в объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» 25 работ, на которые получены авторские свидетельства, подтверждающие их новизну и приоритетность, в том числе:

методика разработки мультимедийной образовательной среды;

курс дистанционного обучения «Мультимедийные технологии в преподавании информационных дисциплин»;

деловая игра «Используй информационные системы и технологии»;

шаблоны для разработки мультимедийных рабочих программ, учебнометодических комплексов, учебников. 4. Разработано и внедрено в процесс подготовки специалистов машиностроения и торговли 23 учебных и учебнометодических пособия, в том числе учебное пособие «Практикум по работе с конфигурацией 1С: Предприятие. Управление торговлей. Версия 8», за которое автор удостоен звания лауреата конкурса на лучшую научную книгу 2010 года фондом развития отечественного образования (Сочи, 2011). 5. Разработанные в ходе исследования методика формирования ИКТкомпетентности выпускника учреждения ППО, диагностический инструментарий, выявленные психологопедагогические условия формирования исследуемого качества обладают достаточной степенью воспроизводимости результатов и могут быть использованы в образовательной практике учебных заведений. Достоверность и надежность научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам; доказательностью и логической непротиворечивостью выводов; апробацией полученных данных, их сравнимостью с массовой практикой.