Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ищенко Р. В. Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54129.htm.
Аннотация. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ищенко Руслана Викторовна,учитель информатики,МАОУ «СОШ №102 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Пермиruslanabolz@rambler.ru

Проектноисследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся

Аннотация.Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классноурочную систему является трудной задачей для преподавателя. Ключевые слова:методпроектов, познавательная активность, универсальные учебные действия.

Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классноурочную систему является трудной задачей для преподавателя. Я пошла по пути совмещения традиционной и личностноориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок.Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом взначительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Сначала даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение. Например, для учащихся пятых классов проекты небольшие (на один урок):5 класс –минипроект «Дизайнер», созданная с помощью графического редактора; «Анимация на свободную тему», созданная с помощью MS PowerPoint;6 класс –проект «Мой сайт», созданный в конструкторе сайтов, включающий разные виды информации.Для учащихся 7 –9 классов проекты более длительные, рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе: 7 класс –проекты:«Ожившие картины», метапредметный проект с учителями истории.«Мой город Пермь», проект содержащий информацию о достопримечательностях Перми.«Моё свободное время», включающий мониторинг свободного времени ученика в течение недели, проведение расчётов в электронных таблицах и визуализация обработанных данных с помощью диаграмм и графиков.Перед началом работы над проектной деятельностью учащихся мною была проведена подготовительная часть, изучен теоретический материал по проектной деятельности и были разработаны следующие документы:1.Анкета для выявления проектных умений.2.Этапы работы над проектом.3.Критерии оценивания проекта.4.Примерный план работы над проектом.

Проведены мероприятия:1. Анкетирование и анализ оценки учащимися уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта. 2. Выполнен проект на выбранную тему. Представлены и обсуждены результаты.Путем всеобщего обсуждения выявлены пробелы в работе над проектом:Не охвачена тема проекта;Плохо сформулирована проблема;Не выдвинуты гипотезы решения проблемы;Нет цели исследования;Недостаточный объёмный блок информации по изучаемой теме; Не проведено исследование данной темы;Не сформирован банк данных цифровых образовательных ресурсов по данному проекту для дальнейшей работы учителя.Нарушены правила оформления (отсутствие содержания, списка литературы)Размытые сроки выполнения проекта;Нет представления о критериях оценивания3. После совместно с учащимся были разработаны этапы работы над проектом приложение 2.1. (Для учителя можно использовать вариант, предложенный в приложении 2.2.)4. Следующим этапом были представлены критерии оценивания проекта (приложение 3)5. Установлены сроки выполнения проекта (приложение 4)6. В данный момент мы находимся на стадии «Поиска информации для решения проблемы» (интернет, библиотека, написание диалогов)7. Затем приступим к оформлению проекта и презентации его на уроках истории.Вся работа должна удовлетворять критериям научноисследовательской деятельности:Актуальность выбранного исследования.Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.Умение использовать известные факты и знания сверх школьной программы.Владение автором специальным и научным аппаратом.Сформулированность и аргументированность собственного мнения.Практическая и теоретическая значимость исследования.Четкость выводов, обобщающих исследование.Грамотность оформления и защиты результатов исследования.Выполнение проектов должно способствовать формированию следующих УУД:1.Личностныхсамоопределение личностное, жизненное самоопределение;2.Регулятивныхцелеполагание как постановка проблемы данной учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;планирование

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;начало прогнозирования–предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;контрольв форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;коррекция –внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действияи его реального продукта;оценка –выделение и осознание учащимся того,что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;3.Познавательныхсамостоятельноевыделение и формулирование познавательной цели;поиск и выделениенеобходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;структурирование знаний;4.Коммуникативныхпостановка вопросов–инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;разрешение конфликтов–выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;умениес достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслиПроектная деятельность учащихся ведет к активному познанию мира иовладению профессиональными навыками.

Ссылки на источники1.Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении PowerPoint«Информатика и образование». 2002. №9. 2.ГузеевВ.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.«Директор школы», №6, 1995 3.НовиковаТ.Проектные технологии науроках ивовнеурочной деятельности. «Народное образование», №7, 2000. 4.ПахомоваН.Ю.Учебные проекты: его возможности. «Учитель», №4, 2000.5.ПахомоваН.Ю.Учебные проекты: методология поиска. «Учитель», №1, 2000.