Курс "Я-эколог" для 5-6 класса в свете ФГОС ООО

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Миронова И. Ю. Курс "Я-эколог" для 5-6 класса в свете ФГОС ООО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 141–145. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54134.htm.
Аннотация. В школе разработана и реализуется «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» для учеников начальной школы и перехода на ступень основного общего образования. Одним из главных показателей реализации «Программы» является четкая организация внеклассной работы по различным направлениям. Одна из форм формирования экологической культуры обучающихся – это курсы по выбору и индивидуальные групповые занятия. Курс «Я - эколог» входит в программу ИГЗ как самостоятельный долговременный практико-ориентированный модуль. Предполагается, что он будет развиваться, возможно, расширяться и углубляться.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Миронова Ирина Юрьевна,учитель химии высшей категории МБОУ «СОШ №2 имени А.И. Исаевой», г. Нефтеюганскmironovairina13@yandex.ru

Курс "Яэколог" для 56 класса в свете ФГОС ООО

Аннотация.В школе разработанаи реализуется«Программа формированияэкологическойкультуры,здорового и безопасного образа жизни» для учеников начальной школы и перехода на ступень основного общего образования. Одним из главных показателей реализации «Программы» является четкая организация внеклассной работы по различным направлениям.Одна из форм формированияэкологической культуры обучающихся –этокурсыпо выбору и индивидуальные групповые занятия. Курс «Я

эколог» входит в программу ИГЗ как самостоятельный долговременный практикоориентированный модуль.Предполагается, что он будет развиваться, возможно, расширяться и углубляться.Ключевые слова: исследовательскаядеятельность, класскомплектлаборатория для экологических исследований,формирование исследовательской компетентности, экологическиймониторинг.

Мымного лет занимаемсяв школе организацией научноисследовательскойработы обучающихся. Я учитель химии, поэтому мы охватываем несколько направлений исследований: химия, экология и здоровье человека.Нашиученики в течение нескольких лет занимали первые и призовые места на городской и региональной научнопрактической конференции «Шаг в будущее». Но в основном это были учащиеся 911 классов. Работа с учениками младших классов носила эпизодический характер, хотя интерес и стремление детей 1113 лет «позаниматься химией»был очевиден.Согласно требованиям ФГОС НОО и ООО, учебный план для начальной и основной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять экологическое воспитание школьниковв большем объёме.Внеурочная деятельность является составной частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желаниюобучающихся, социальному запросу родителей (законных представителей) обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации.И,таким образом,в рамках перехода на новые стандарты, у меня появилась возможность заниматься в 5 и 6 классахс желающими детьмиисследовательской деятельностью. Для работы с детьми любого школьного возраста школойприобретен класскомплектлаборатория для экологическихисследований воды, воздуха, почвы «Экология Биология Химия» научнопроизводственного объединения ЗАО «КРИСМАС+» (сертификат №RU.ИОСО.П00110). Этот комплект представляет собой восемь портативных кейсов и чемоданчик учителя (необходимые реактивы).Он предназначен для исследованийкак в лаборатории, так ив полевых условиях. Все рабочие места снабжены учебным пособием с комплектом картинструкций «Экологический практикум». С учетом необходимого теоретического материала и вышеназванного пособия была написана программа индивидуальногрупповых занятий ИГЗ«Яэколог». Она рассчитана на учащихся 56классов и предусматривает 35 учебных часов (1 час в неделю).Цель программы: формирование у учащихся системы практических умений и навыков по изучению, восстановлению и охране окружающей среды, как важнейшего компонента экологической культуры личности,формирование исследовательской компетентности, развитие личностных качеств обучающихся.Особенностью программы для учащихся 56 классов является минимизация количества теоретического знания и преимущественная практическая направленность.Формы организации деятельности учащихся:1.самостоятельная (обработка, интерпретация и оформление результатов проведенного исследования);2.индивидуальная(выполнение индивидуальных исследовательских работ, этапов коллективных исследований);3.групповая (экспериментальная, исследовательская работы);4.коллективная (беседа, объяснение, дискуссия, экскурсия и др.).

Для изучения и практической деятельности ученикам предлагаются следующие темы:Таблица 1Тематическое планирование ИГЗ «Яэколог»

№ занятияТема занятияКоличество часовтеоретическихпрактическихТема 1 «Теоретические основы изучения природной среды» (4 часа)1Экология как прикладная дисциплина1

2Методы экологических исследований1

3Мониторинг природной среды1

4Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС)1

Тема 2 «Мониторинг водной среды» (10 часов)5Источники загрязнения воды. Меры борьбы с загрязнением воды1

610Физикохимические методы исследования состояния водной среды141114Экологические исследования (применение экопрактикума «Кримас+», работы № 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.2)

4Тема 3 «Мониторинг воздушной среды» (8 часов)15Основные химические продукты, техногенно попадающие в атмосферу1

1622Методы мониторинга атмосферного воздуха из экопрактикума «Кримас+», (работы № 4.1.1,4.1.2, 4.1.3, 4.2)16Тема 4 «Мониторинг почвенной среды» (6 часов)23Основные загрязнители почвы, их источники1

2428Методы изучения экологического состояния почв: физические, физикохимические, (применение экопрактикума «Кримас+», работы № 6.1.1, 6.1.2, 6.2)

5Тема 5 «Мониторинг здоровья человека» (6 часов)29Экология человека1

30Биологические ритмы, их адаптивная роль в антропогенных экосистемах

131Стресс как экологический стресс0,50,532Среда рабочего помещения1

3334Методы мониторинга здоровья человека

235Итоговая конференция1

Итого: 35часов18,516,5

Все занятия проводятся в форме поисковых и научных исследований с последующейзащитой проектов. Это нравится детям, т.к. они могут проявить себя, показави научные, и творческие возможности. Здесь есть возможность усовершенствовать знание компьютера, научиться работать с цифровым микроскопом, делать снимки микропрепаратов, обрабатывать научные данные.

Участие обучающихся в исследовательской деятельности по нашей программе подразумевает не только научный компонент. Если ребенка больше привлекает творчество, он может реализовать себя как поэт, художник, певец, режиссер. Создаются группы по интересам самими ребятами, они выбирают экологическую тему и обыгрывают посвоему (сценка,стихи, баллада, статья в экологическую газету и т.д.). На основанииобучающих исследований нередко вырастают научноисследовательские проекты. Сейчас проходит второй год реализации программы.Ребята готовятся представить результаты своей работы. Этоисследовательские проекты по каждой теме мониторинга, баллада «О капле воды»,статья в школьную газету «Чистый снег?», комиксы «Путешествие по водопроводуНефтеюганска»и т.д.Самым показательным является то, что дети заинтересовали и привлекли к совместной работе своих родителей.Они с увлечением создают коллективные семейные творческие работы.Для меня,как для учителя,это самое важное. Итоги работы мы будем подводить чуть позже, анализировать полученные результаты, вносить изменения.Впереди новый учебный год. Передо мной стоит задача разработать программу ИГЗ «Яэколог» второго года обучения с учётом имеющегося оборудования, сформировать заказ на приобретение необходимых дополнительных реактивов и приборов. Надеюсь, наша работа приносит детям только удовольствие и придаёт уверенность в себе. Чем больше интересных видов внеурочной деятельности будет осуществляться в школе, тем больше будет возможностей у обучающихся определить и реализовать свои творческие, научные, спортивные возможности.

Для работы курса используется литература для учителя.1.

«Школьный практикум. Экология», В.В. Пасечник , М: «Дрофа», 1998г.2.Журнал «Школьные технологии», «Экология эстетика пришкольного участка», Н.А. Пугал, № 3, 19983.«Практические занятия по экологии». .Д. Зверев, М: «Просвещение».1998г4.«Экология» Школьный справочник, А.П. Ошмарин др., Ярославль, «Академия развития», 1998г.5.«Внеклассная работа. Биология., 38 классы»,Н.А. Касаткина, Волгоград, 2001г. «Учитель»6.«Основы экологии», сборник задач, упражнений, практических работ 10(11) .А. Жигарев и др.,»Дрофа», 2002г.7.«Экологическое право РФ» Курс лекций, Ю.Е. Винокуров, М:МНЭПУ,1997г.8.«Основы Экологии»,10(11) Н.М. Чернова и др., М:»Просвещение», 2002г.9.«Здоровье человека и окружающая среда», В.Т. Величковский и др., М: «Новая школа», 1997.10.«Среда нашего обитания» 4 тома, П.Ревелль, Ч. Ревелль,«Мир», 1995г.11.«Экология» Е.А. Криксунов др., «Дрофа», 2001г.12.

«Экология. Краткий справочник школьника»,911 кл, «Дрофа».199713.В.С. Попов. Валеология в школе и дома. О физическом благополучии школьников.СанктПетербург: СОЮЗ, 1997.14.Л.А. Дейнека. Методические указания по курсу «Экология с элементами валеологии», электронный вариант.