Инновационная образовательная технология обучения правовым дисциплинам с применением методики тестирования «с обоснованием»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бондаренко С. А. Инновационная образовательная технология обучения правовым дисциплинам с применением методики тестирования «с обоснованием» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 136–140. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54133.htm.
Аннотация. Автор статьи раскрывает инновационную технологию обучения правовым дисциплинам на примере гражданского права, показывает основные стадии и этапы процесса тестирования «с обоснованием» как средства обучения, виды тестовых заданий для измерения и оценивания уровня не только теоретических знаний, умений и навыков работы с нормативными правовыми актами, но и профессиональных компетенций юристов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бондаренко Светлана Александровна,кандидат педагогических наук, профессор кафедры гражданского права, АНОО ВО «Алтайская академия экономики и права», г.Барнаулbondarenko0952@yandex.ru

Инновационная образовательная технология обучения правовым дисциплинам с применением методики тестирования «с обоснованием»

Аннотация.Автор статьи раскрывает инновационную технологию обучения правовым дисциплинам на примере гражданского права, показывает основные стадии и этапы процесса тестирования «с обоснованием» как средства обучения, виды тестовых заданий для измерения и оценивания уровня не только теоретических знаний, умений и навыков работы с нормативными правовыми актами, но и профессиональных компетенций юристов.Ключевые слова:тестирование «с обоснованием», измерение, оценивание, знания, умения, компетенции, правовые дисциплины.

Эффективность деятельности преподавателя определяется тем, насколько выпускники высшей школы подготовлены профессионально,способны быстро ориентироваться в постоянно меняющемсямеханизме правового регулирования исамостоятельно пополнять свои знания. Гражданскоправовая подготовка занимает важное место в профессиональномстановлениииразвитииличности бакалавра юриспруденции. Учитывая сказанное,необходимо постоянно совершенствовать образовательные технологии и инновационные подходы к преподаванию правовых дисциплини гражданского права в частности. В настоящее время в рамках реализации Концепции развития гражданского законодательства [1] начался процесс реформирования гражданского кодекса РФ и иных федеральных законов. Поэтому сегодня важной особенностью обучения юриспруденции является применение методик, способствующих формированию иразвитию у студентов компетенций по самостоятельному толкованию и применению правовых норм при решении практических задач, умений видеть перспективу развития права и находить наиболее эффективные пути решения возникающих проблем в соответствии с действующим законодательством.

Для решения вышеуказанных задач в основу правовой подготовки по гражданскому праву нами положена методика обучения,основанная напрограммномпредъявленииучебнойинформации в виде набора тестовых заданий (упражнений), обеспечивающаяповышение уровня профессиональной компетентности выпускников и способствующая формированию позитивного отношения преподавателей к назначениютестов и увеличениюих значимости в педагогической практике. В последние годы активизировалась работа ученых по проблеме качества образования, разрабатываются новые подходы, раскрываются методологические и теоретические основы тестирования.Тестирование стало применяться и при оценке качества подготовки выпускников средней общеобразовательной школы.

Изучение характерных признаков теста, отмеченных в педагогической и психологической литературе, позволило нам уточнить определение применительно к правовым дисциплинам. Дидактическийтест

этонекотораясовокупность стандартизированных заданий (или особым образом связанных между собой заданий), составленных на основе действующих правовых норм, которые предъявляются студентам «малыми порциями», но охватывают широкий круг вопросов, включаемых в содержание правовой подготовки, позволяющий выявить уровень правовых знаний и умений. Расширениефункций дидактических тестов в современном учебном процессе направлено на усилениесвязи между контролем и обучением, что, несомненно, представляется в определенной степени инновационным.Для тестирования по гражданскому праву характеренпереход от статических оценок, фиксирующих уровень подготовленности студентов в момент измерений, к динамическим оценкам качества подготовленности, внедряемыхв системах мониторинга качества образования. В динамическом подходе оценка качества учебных достижений строится на выявлении тех изменений в подготовке обучаемых, которые идентифицируются как улучшение знаний и умений. Тестовые исследования отличаются диагностичностью, большой точностью и объективностью, доступностью для измерения и, как показала практика, они реально могут выявить у студентов уровень информированности, умелости и др. Используя разработанную нами методику, тесты можно применять на различных этапах образовательного процесса. Основой для разработки авторскойинновационной технологии обучения правовым дисциплинам послужила методика тестирования, направленная на формирование у студентов высокого уровня правовой грамотности и основанная на использовании эффективного применения нормативных правовых актов (далее –НПА)в учебнопознавательной деятельности, которая получила название методикатестирования «с обоснованием». Использование актов гражданского законодательства при обучении является своего рода дают возможность студенту, с одной стороны, чувствовать себя увереннее, проявляя самостоятельность при «активном общении с законом», с другой стороны, приобретать навыки в сфере применения правовых норм, которые будут важным «подкреплением» в будущей практической деятельности при поиске «нужных»норм в правовых актах, регулирующих отношения всфере юриспруденции и экономики[2]. В интересах профессиональной подготовки бакалавров нами выдвигается идея включения в систему учебного процессапо гражданскому правутестирования как средства обучения, измерения и оценивания уровня не только теоретических знаний, но и умений и навыков работы с нормативными правовыми актами,что позволяет реализовать такие основные дидактические принципы обучения, как: индивидуальный характер проверки и оценки знаний, умений, навыков студентов; системность проверки и оценки достижений обучаемых; тематичность; дифференцированность оценки успешности; единство требований преподавателя к студентам; объективность. Кроме названных общих дидактических принципов обучения, тестирование «с обоснованием» по гражданскому праву дает возможность преподавателю:

сделать достоверным многоуровневыйанализ успешности обучения студентов, выявить пробелы в изучении гражданского права;

реализовать непрерывную обратную связь в процессе измерения результата, который оптимизирует действиецепочки: цель –процесс –результат –новая цель;

проводить постоянное усовершенствование тестовой методики с целью ее эволюционного развития; оценить уровень логического мышления и способствовать его развитию;

быстро проверитьглубину ознакомления студентов с рекомендованными актами законодательства и учебной литературой по теме, и оценить насколько внимательным и осознанным было это изучение;

выявить уровень умений толкования и применения НПА и навыков работы с юридическими конструкциями, тоесть уровень компетентности;

направить внимание студентов на особенно важные аспекты содержанияисточника гражданского права. Примером реализации этих возможностей может служить использование различных видов и форм тестов в процессе правовой подготовки студентов. Главная особенность закрытой формы тестовых заданий (с выборочными ответами) при обучении правовым знаниям, умениям и навыкам, это присутствие в задании одного из следующих признаков: а) альтернативность –ответы отличаются друг от друга наличием или отсутствием определенного признака, характерного для указанного правового явления; б) классификация –ответы даны по одному признаку, основанию для данной правовой категории и правильными являются те, которые относятся (или не относятся) к заданию; в) полнота –задание сформулировано так, что один ответ дополняет другой, а правильным является самый полный ответ; г) обоснованность –в ответах приводится общее правило, закрепленное в норме права, и все возможные варианты его толкования; верный ответ можно дать только при условии, что студенту известна соответствующая норма НПА. Открытая форма тестовых заданий не предполагает ответа, но делается пропуск смысловой единицы в какомлибо утверждении, и студенты его самостоятельно восстанавливают. Этотпредлагаемый тестируемым для конструирования ответ должен быть коротким и однозначным. Тестовое задание на определение соответствия заключается в том, что студентам необходимо установить соответствие между правовыми явлениями в правом и левом столбцах, причем справа может даваться заведомо избыточное количество вариантов для выбора или равное. Задание данной формы может быть сведено к нескольким тестовым заданиям закрытой формы. Тестовое задание на установление правильной последовательности предполагает определить очередность совершения перечисленных правовых действий предложенного правового явления путем проставления напротив каждого из них соответствующей цифры. С точки зрения способа выбора варианта правильного ответа, мы определили следующие типы тестов по правовым дисциплинам:

пассивный –когда даются варианты ответов и студент выбирает правильный ответ без обоснования его ссылкой на соответствующую норму права;

активный –когда ответы сформулированы, но тестируемый, опираясь на конкретные нормы права должен не только выбрать правильный ответ, но и обосновать выбор ссылкой на соответствующую статью НПА;

смешанный –возможная комбинация активных и пассивных тестовых заданий в одном тесте. По функциям в образовательном процессе тесты по правовым дисциплинам можно классифицировать следующим образом: 1. Информационные составляются в виде вопросов или утверждений по правовым категориям или понятиями направленына усвоение знаний. 2. Деятельностные

представляют собой ситуационные задачи, упражнения, в ходе выполнения которых с помощью отдельных действий (операций) вырабатываются умения и навыки работы с НПА. 3. Контролирующие –обеспечиваютвнешнююи внутреннююсвязи в процессе обучения. Заданияпозволяютпроверить и оценить качество усвоения знаний, степень сформированности умений и навыков. 4. Актуализирующие представляют собой задания, упражнения, способствующие актуализации опорных знаний, умений и навыков, используются перед изучением новой темы. 5. Диагностирующие

могут быть представлены в виде различных заданий, позволяющих обнаружить пробелы в знаниях студентов,причиныошибочности действий.6. Развивающие требуют обнаружения новых видов отношений, не указанных в условии, или способов преобразования условий, которые не известныстудентам. Решение таких тестов направлено на установление последовательности шагов, которая не может быть получена только путем вывода из имеющихся данных, потому что эти данные следует систематизировать и логически объединить в определенной последовательности. 7. Учебнотворческие тесты содержат материал в форме проблемных ситуаций и выступают в виде системы средств и условий, которые обеспечивают целостность учебновоспитательного процесса через связи его компонентов: цели, содержания, деятельностныххарактеристик. 8. Учебнотренировочные тесты составляют основу практических занятий. Задания учебнотренировочного характера предполагают упражнение студентов в формировании профессиональноориентированных правовых знаний, умений и навыков, в том числеи при самостоятельном изучении действующего законодательства. Проблема обучения практическим правовым умениям и навыкам является весьма актуальной. Непосредственным результатом практических занятий по тестовой методике «с обоснованием» является выработкаумений: а) находить соответствующую статьюв нормативном акте; б) уяснять точный смысл правовой нормы и применять ее к конкретнымпрактическим ситуациям; в) правильно определять характер и структуру правоотношения; г) осуществлять системныйи качественныйанализНПА. Одним из вариантов решения данной проблемы является разбор профессиональных ситуаций, сформулированных в виде тестов. С точки зрения уровня сложности их решения мы выделяем несколько видов тестов по гражданскому праву. Репродуктивные (тренировочные) тесты могут быть представлены как отдельные части творческих тестов обеспечивающих минимальный уровень действий, формирующих конкретные учебные умения и навыки, закрепленные ФГОС ВПО. Такие тесты можно назвать стандартными. Творческиетестынацеленынаовладениестудентамидействиямии операциями, необходимымидля решения любого теста, где ониучатся анализировать содержание, выбирать средства решения, выдвигать гипотезу, разрабатывать конкретный план и практически его осуществлять, используя дополнительную информацию, оценивать результат. Выполнение тестовых заданий с применением текстов законов, нормативных правовых актов мы относим к творческим тестам. Новая правовая ситуация формирует интерес к познавательной деятельности, дает возможность ощутить дух и познать букву закона. Нестандартныетестыпредполагают необычностьзадания или введениев задание элементов, являющихся новыми для студентов, например, судебной доктрины. Это означает использование при обосновании ответов на тест не только федерального законодательства, но и постановлений Высших судебных инстанций по соответствующему спору. Решение нестандартных тестов является важным средством не только повышения уровня профессиональной компетентности, но и активизации мыслительной деятельности,подготовки студентов для дальнейшей творческой работы. Для использования тестов в процессе правовой подготовки разработан универсальный дидактический тестпрактикум, изданный автором в виде учебнометодического пособия[3]. При подготовке тестовых заданий по гражданскому праву, следует точно определить предмет диагностирования и соблюдать ряд условий:

определить некоторую норму, позволяющуюобъективно сравнивать результаты и их достижение различными студентами. Например, тестызадания на выявление уровня сформированности умений и навыков составляются основе ФГОС ВПО, закрепляющий минимальный уровень требований к знаниям, умениям,навыками компетенциям.

использоватьновыеинформационныетехнологиив правовом образовании (в частности, компьютерныеобучающиепрограммы, тестовыеоболочки, справочноправовыесистемыи др.),предполагающиенеобходимость соблюдения, кроме обычных условий, связанных с созданием тестов, еще и дополнительных, определяемых спецификой работы на персональном компьютере. В базе данных тестов по дисциплине разработанные тестовые задания можно систематизироватькак по заданной тематике, так и по уровню сложности.

создать одинаковые условия длявыполнения студентамизадания, что позволит преподавателю объективно оценить и сравнить полученные результаты. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меруи степень освоения студентами определенного уровня знаний, умений и навыков. Она должна быть соотносима с установленными для данной категории испытуемых нормами(требованиями). Таким образом, анализ работ ученых, педагоговпрактиков и собственный опыт апробации тестовой методики при обучении гражданскому праву позволяют автору утверждать, что в процессе правовой подготовки дидактические тесты выступают не только формой контроля знаний, но и являются средством обучения, развития и прогнозирования знаний, умений и навыков (компетентности) студентов. Тестовая система может стать также частью занятий по самостоятельному изучению законодательства, обеспечить правильное планирование, организацию и контроль самостоятельной работы студентов, что является еще одной важной положительной стороной тестовой методики. Эффективно нами используется методика тестирования «с обоснованием» при обучении студентов заочной формы обучения в рамках дистанционного курса гражданского права в среде «Moodle». Такой подход к организации самостоятельной работы студентов дает возможность:

преподавателю: не только проверять приобретенные студентами знания, умения, но и определять творческий потенциал студентов, корректировать процесс их обучения;

студенту: закреплять полученные знания, вырабатывать собственные приемы и методы познания. Именно это позволяет утверждать, что тестирование «с обоснованием», выполняетне только обучающую, развивающую, диагностическуюи коррекционнуюфункции,но и выделить прогностическиметодическую функциютестирования. Данная технология обучения готовитвыпускника кэффективному использованию полученных правовых знаний в условиях принятия принципиально новых законов и иных правовых актов. Тесты с обоснованием ответов ссылкой на норму права направляют внимание студентов на отдельныеаспектыправового регулирования, отрабатывают навыки точного толкованиязакона, существенно активизируютусвоение учебной информации.

В процессе работы со студентами вуза, исходя из целей обучениягражданскому праву, были выделены типы тестов «с обоснованием»: 1. Дефинитивные тесты –позволяют акцентироватьвнимание студентов на определения различныхправовыхкатегорийи понятий. 2. Логического анализа –фиксируют внимание студентов на отличительных признакахизучаемого правового понятия и использовании их при распознавании данного понятия среди других правовых категорий. 3. На нахождение сходств и различий между правовыми явлениями –направлены на осмысление существующих признаков изучаемых правовых явлений, их связей и зависимостей среди других правовых явлений. 4. По применению норм права в решении практических ситуаций –предполагают конструирование ответов ссылками на несколько статей НПА, анализсинтез работы с правовым текстом. 5. Профессиональноориентированные тесты –рассчитаны на использование междисциплинарных связей. Главная функция этих тестов заключается в отработке у студентов профессиональных умений и навыков и применении знаний на практике. Такой подход позволяет акцентировать внимание на отдельных аспектах правового регулирования рассматриваемых вопросов, отработать точное знание закона, провести логический анализ понятий. При тестировании по правовым дисциплинам особое внимание обращается на развитие навыков работы с разнообразными нормативными источниками, анализа и толкования НПА; на формирование умения выделять проблему и находить пути ее решения на основе конкретной правовой нормы.При тестировании «с обоснованием» используются следующие формы работы студентов с НПА: 1. Работа с нормативными правовыми актами как источниками права –изучение названия, структуры, содержания того или иного акта, его действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. 2. Воспроизведение содержанияпрослушанной лекции поанализуНПА через ответы на вопросы тестовых заданий. 3. Изучение отдельных положений нормативного правового акта по представленным вопросам в тесте. 4. Самостоятельный анализ источника права или его части в соответствии с конкретной задачей, поставленной в тесте. В технологии обучения правовым дисциплинам, основанной на методике тестирования «с обоснованием», нами выделено семь элементов. Рассмотрим структуру, содержание и порядок реализации технологии обучения правовым дисциплинам, основанной на методике тестирования «с обоснованием». I.Определение целей обучения наформированиепрофессиональной компетентности. Каждаяправовая дисциплина преследует свои конкретные цели профессиональной подготовки. В содержательном плане целями обучения являются приобретаемые бакалаврами правовые знания, умения, навыки и правовая культура, уровень их сформированности у студентов является различным в зависимости от курса обучения. II.Разработка содержания знаний, умений и навыков, адекватных целям обучения. При тестировании «с обоснованием» студент выполняет процедуры, свойственные технологиям самообразования: проектирование собственной модели обучения и ее содержание, организациясвоей познавательнойдеятельности. Это сложный разноплановый процесс, включающий в себя сенсорные, интеллектуальные функции и многообразные проявления различных свойств и качеств личности. Процесс усвоения обучающимися учебного материала при тестировании «с обоснованием»ответов ссылками на соответствующие нормы права проходит, по меньшей мере, четыре фазы: 1) восприятиеипонимание информации, кратковременное запоминание; 2) осмысление и включение информации в сложившуюся систему знаний,перевод в долговременную память; 3) поиск, воспроизведение, практическое применение (использование)информации; 4) контроль, осуществляемый параллельно первым трем фазам. III.Выбор типов и видов тестов, соответствующих целям, содержанию обучения и установленным ФГОС ВПО уровням усвоения учебного материала. Можно выделитьдве группы целей контроля качества обучения:

определение уровня сформированности у студентов знаний и умений по отдельным темам учебной дисциплины;

проверка готовности обучаемых к профессиональной деятельности на основе сформированных в результате подготовки профессионально значимых качеств личностии компетенций. Для каждой группы целей контроля при диагностике качества обучения можно использовать соответствующие типы и виды тестов по гражданскому праву, которые былипредставлены выше. Система,структура и содержание тестовых заданий по мере изменения законодательства в процессе обучения могут быть изменены, таким образом, технология обучения динамична.IV.Разработка критериев оценки выполнения тестовых заданий студентамис учетом выбора нормативно или критериальноориентированного подходов к интерпретации результатов тестирования. V.Выстраивание порядка проведения тестирования «с обоснованием», котороеосуществляется через «порционное» предъявление учебноправовой информации студента ивключает в себя три компонента. –поисковая ориентировка, представленная правовой проблемой. В ориентировке программируется юридический факт, который содержится в гипотезе правовой нормы, сформулированный в виде вопроса или утверждения. Ориентировка представляет собой содержательное обобщение изучаемого правового явления, позволяющее высветить направление учебного анализа НПА. –теоретический компонент, реализуемый в форме тестового изложения учебной информации. Верный ответ можно дать только при условии, что студенту известна соответствующая нормаправового акта. Такой подход позволяет отрабатывать точное знание и толкование закона, проводить логический анализ правовых понятий. –рефлексивный компонентпозволяетуправлять познавательной деятельностью обучаемых, формировать у них позитивное отношение к учебному материалу. Рефлексивный компонент реализуется посредством поэтапного пошагового изучения действующего законодательства с использованием правовых текстов. Использование текстов НПА помогает выработать навыки работы с юридическими конструкциями. VI.Процедуратестирования «с обоснованием» по гражданскому праву включает в себя несколько стадий: 1. Теоретическая. Осуществляется знакомство с рекомендованной юридической литературой,НПА, прочтение текстов законов и подзаконных правовых актов. 2. Теоретикопрактическая (деятельностная). Происходит обогащение теоретических знаний обучаемых фактическим материалом. На этом этапе деятельности студенты находят соответствующую норму права,изучают правило поведения, регулирующее предложенное отношение. 3. Аналитическая. Студенты учатся анализировать и толковать правовую норму. Правильный ответ можно выбрать только при условии, что студенту известна соответствующая норма в НПА. Работа с НПАпри тестировании является эффективным средством для правильного и сознательного усвоения изучаемых правовых категорий. Поиск правовой нормы в обоснование ответа на тестовое задание –это не только анализ, но и синтез. Укажем некоторые из видов аналитикосинтетической деятельности студентов: 1. Анализ правового текста с выделением и определением тех или иных правовых понятий и обоснование студентомответа на тест. Происходит осмысление правовых понятий и категорий, так как студент выделяет в правовом тексте существенные признаки изучаемых явлений, обосновывая правильность своего ответа, и принимает участие в формулировании выводов. Кроме того, студент применяет правовую норму к конкретной правовой ситуации. Самостоятельный аналитический разбор правовой нормы предпочтительнее объяснений, рассуждений преподавателя при работе с НПА, так как развивает умственные силы и творческие возможности студентов. 2. Правовое конструирование –поиск нескольких правовых норм в обоснование ответа на тест. Например, мысленновоспроизводя сумму признаков правового явления, по которым можно определить правильный ответ, студент подбирает статьи НПА, регулирующие соответствующие правовые отношения. 3. Анализ правовых определений (дефиниций), помогающий студентам заметить и проанализировать ошибки, неточности в предложенных ответах на тест и выбрать правильный из них. 4. Анализ понятий, позволяющий преподавателю убедиться в правильности понимания студентами содержания и структуры изучаемого правового явления. Анализ понятия проводится в плане выделения студентами главных, основных признаков, из которых состоит определение, и в обобщении признаков правового понятия на конкретных категориях юриспруденции. При знакомстве студентов с нормой права, правовой категорией, правовым явлением целесообразно использовать индуктивный способ усвоения знаний, так как он в лучшей мере соответствует естественному ходу познания, способствуя активизации логического мышления студентов. Эффективность работы с НПА при тестировании в сочетании анализа с синтезом сказалась на активности студентов в учебном процессе, на стремлении их делать самостоятельно выводы, обобщения, на умении обосновать свои ответы ссылками на соответствующие нормы права, что формирует умение в практической деятельности руководствоваться нормами права. VII.Анализ результатов дидактических тестов по гражданскому праву.На этом этапе выявляютсяпробелы как в знаниях и умениях отдельных студентов, так и определяютсятипичные ошибки всей группы и проводится коррекцияобразовательного процесса. Для этого в автоматизированном компьютерном формате на основе полученных результатов в зависимости от нормы теста учитывается дифференцированная отметка (при рейтинговой –в баллах) за тест каждому студенту, количество студентов, давших неправильные ответы на конкретный вопрос теста, и пробелыпо данной теме в целом по группе. Для анализа отклонений в умениях при работе с НПА программа фиксирует типы допущенных студентами ошибок. Такой алгоритм обработки результатов может косвенно отобразить качество работы преподавателя, помочь при решении вопроса об использовании соответствующих методических средств для ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках студентов. Новые возможности для индивидуализации учебного процесса открывают адаптивные тесты. Под адаптивным тестовым контролем за уровнем сформированных профессиональных компетенций, на наш взгляд, следует понимать компьютеризированную систему научно обоснованной проверки и оценки результатов обучения, обладающую высокой эффективностью контрольнооценочных процедур за счет генерации персонифицированного теста, состоящего из тестовых заданий различной трудности и предъявляемого каждому студенту. Таким образом, в образовательной технологии обучения гражданскому праву с применением методики тестирования «с обоснованием»можно выделить три основныестадии. Подготовительная. Разработанный нами дидактический тестпрактикум, изданный в виде учебнометодического пособия, включает четыре модуля, которое выдаются студентам. Тестовые задания оформляются на компьютере в тестовой оболочке. Для обеспечения самостоятельности выполнения студентами тестовых заданий предусмотрена работа по вариантам путем случайной выборки. Тестирование начинается с рассказа преподавателя о целях работы, условиях ее проведения, о порядке обоснования ответов ссылками на соответствующие нормы права. Перед началом самостоятельной работы внимание студентов еще раз фиксируется на особенностях предлагаемого тестового задания. Для поиска соответствующих НПАстуденты используют справочноправовые системы «Консультант Плюс» или «Гарант». Работа с Гражданским кодексом РФ проводится только с печатным изданием, что позволяет студентам лучше изучить структуру этого НПА. Все занятия проводятся в компьютерном классе. Исследовательская. Тесты «с обоснованием» являются средством как обучения, так и активизации мыслительной деятельности студентов. В процессе поиска ответов на тестовые задания студенты знакомятся с НПА и содержащимися в них правовыми нормами. Тесты предполагают индуктивный и дедуктивный способы усвоения знаний. При знакомстве студентов с нормой права и правовым понятием целесообразно использовать индуктивный способ усвоения знаний, так как он в лучшей мере соответствует естественному ходу познания, способствуя активизации логического мышления студентов –от частного к общему. Об этом свидетельствуют активная работа студентов на занятии. Заключительная. После окончания сеанса тестирования преподаватель проводит анализ результатов тестирования каждого студента и всей группы в целом, вносит коррективы в работу по повторению пройденного материала и по устранению пробелов в знаниях, умениях, навыках. Итоги тестирования обсуждаются в группе. В случае необходимости проводится коррекция процесса обучения и самих тестов. Технологияобучения гражданскому праву, основанная на методикетестирования «с обоснованием» может использоваться и преподавателями других правовых дисциплин в системе правовой подготовки, поскольку ее применение выявило ряд ее преимуществ:

существенно повышается степень усвоения изучаемого материала;

обеспечивается взаимосвязь теоретического и практического обучения в рамках непрерывной практической подготовки;

формируются умения осуществлять системный анализ нормативных правовых актов, находить правовые нормы для прогнозирования ответов на различные правовые вопросы;

роль студентов в процессе обучения приобретает активный характер;

улучшается концептуальная основа профессиональной компетентности выпускников.

Ссылки на источники1.Концепция развития гражданского законодательства: одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства // Вестник ВАС РФ. 2009. №11.2. Бондаренко С.А. Формирование правовой компетентности студентов экономических специальностей: (монография) Барнаул: Издво ААЭП, 2008. –160 с.3. Бондаренко С.А. Дидактический тестпрактикум по правовым дисциплинам(учебнометодическое пособие для студентов и преподавателей правовых дисциплин) Барнаул: Издво АКИПКРО. 2002. 152с.