Региональный вуз в условиях модернизации образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Федоров А. О. Региональный вуз в условиях модернизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 156–160. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54137.htm.
Аннотация. В статье определена роль регионального вуза культуры и искусств в формировании и развитии образовательного пространства республики. Рассмотрены особенности профессиональной подготовки специалистов для социокультурной сферы Чувашской Республики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Федоров Андрей Олегович,кандидат педагогических наук, проректор по учебнометодической работе, БОУ ВПО «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Минкультуры Чувашии, г.Чебоксарыaofedorov@gmail.com

Региональный вуз в условиях модернизации образования

Аннотация.В статье определена роль регионального вуза культуры и искусств в формировании и развитии образовательного пространства республики. Рассмотрены особенности профессиональной подготовки специалистов для социокультурной сферы Чувашской Республики. Ключевые слова:Чувашский государственный институт культуры и искусств, высшее профессиональное образование, художественное образование, подготовка кадров, формы обучения, студенческая наука, научноисследовательская работа вуза, международное сотрудничество, творческие коллективы.

Сегодня региональный вуз культуры выступает в роли стартовой площадки изучения проблем культуры и образования в новых интеграционных условиях. В российской школе процессы модернизации довольно динамичны, и Чувашский государственный институт культуры и искусств –не исключение. Среди других региональных вузов Чувашский государственный институт культуры и искусств держит высокую планку и является примером позитивных изменений по многим вопросам, в частности, в образовательных процессах, науке, вопросах кадровой политики. Сегодня это динамично развивающийся вуз, в котором классические традиции высшей школы сочетаются с новейшими образовательными технологиями. Институт является уникальным центром подготовки специалистов высшей квалификации в сфере культуры, искусства и образования. «Культура, основанная на знаниях» –стратегическая система приоритетов инновационного развития вуза, отражающая традиционные для России нормы жизни общества, идеи патриотизма и служения Отечеству, воспитания человека нравственного, ответственного, знающего, трудолюбивого, уважающего свою культуру и культуру других народов. Чувашский государственный институт культуры и искусств был основан в 2000 году на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 мая 2000 г. №104. Специально для вуза было построено здание, где в едином комплексе находятся учебный корпус с необходимой инфраструктурой, библиотека с читальным залом, компьютерный класс, фонотека, учебный театр на 500 мест и благоустроенное общежитие.За 13 лет своего существования институт подготовил 687 специалистов, из которых, свыше 80% выпускников работают в сфере культуры и искусства как у себя в республике, так и в других регионах Приволжского федерального округа.Так, например, в учреждениях культуры и искусств Республики МарийЭл, Татарстан, Нижегородской, Ульяновской, Кировской, Самарской областях трудоустроены 14 выпускников. 13 выпускников на сегодняшний день успешно работают солистами театров и филармоний таких городов как Москва, СанктПетербург, Пермь, Самара, ЙошкарОла, Ижевск, Нижний Новгород.На сегодняшний день в институте готовятся специалисты высшей квалификации по укрупненной группе специальностей 070000 «Культура и искусство». Подготовка ведется по 11 специальностям 070101.65 –«Инструментальное исполнительство»070105.65 –«Дирижирование хоровое»070103.65 –«Вокальное искусство»070201.65 –«Музыкальнотеатральное искусство»070209.65 –«Режиссура театрализованных представлений и праздников»070301.65 –«Актерское искусство»071201.65 –«Библиотечноинформационная деятельность»071301.65 –«Народное художественное творчество»073201.65 –«Искусство концертного исполнительства»073301.65 «Художественное руководство симфоническим оркестром и академическим хором»071401.65 –«Социальнокультурная деятельность»и 8 направлениям: 071400.62 –«Режиссура театрализованных представлений и праздников»071500.62 –«Народная художественная культура»071801.62 –«Социальнокультурная деятельность»071901.62 –«Библиотечноинформационная деятельность»073100.62 –«Музыкально театральное искусство»073400.62 –«Вокальное искусство»073500.62 –«Дирижирование»073700.62 –«Искусство народного пения»Структура подготовки кадров постоянно совершенствуется и определяется потребностью Чувашской Республики в специалистах социокультурной сферы. За последние пять лет аккредитованы специальности: «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Народноехудожественное творчество». Лицензированы направления и специальности «Искусство народного пения», «Музыкальнотеатральное искусство», ряд новых профилей в рамках лицензированных направлений. В последующие годы планируется лицензирование следующих специальностей и направлений подготовки071001.65 Живопись, 072500 Дизайн; 072700 Искусство костюма и текстиля; 074100 Театроведение; 072600 Декоративноприкладное искусство и народные промыслы; 073000 Музыкознание и музыкальноприкладное искусство.В институтеведется интенсивная работа по внедрению современных форм обучения на основе новых информационных технологий. Активно используются: проблемное обучение, его методы и формы; проектное обучение; тренинговое обучение с включением студентов в реальную научноисследовательскую и творческоисполнительскую среду и др. Так на кафедрах социальнокультурной деятельности и гуманитарных и социальноэкономических дисциплин реализуются учебноисследовательские проекты в рамках читаемых курсов. К занятиям, отличающимся повышенной эффективностью, относятся мастерклассы, творческие лаборатории, спецкурсы, проведимые для студентов института известными деятелями культуры, преподавателями ведущих вузов страны. За последние годы в вуз приезжали лекторы и деятели искусств и культуры из таких вузов как Московский государственный университет культуры и искусств, СанктПетербургский государственный университет культуры и искусств, Казанский государственный университет культуры и искусств, Волгоградский государственный социальнопедагогический университет; из консерваторий Казани, Саратова, Нижнего Новгорода и др. Организующим звеном в использовании информационных технологий является Учебнометодический отдел. В вузе это направление представлено следующими видами деятельности: разработкой электронных учебных пособий; созданием учебнометодических комплексов на флешносителях; использованием прикладных компьютерных программ, баз данных и информационных сетевых ресурсов, а также электронных ресурсов фондов вузовских библиотек, библиографических ресурсов библиотек России и других стран; проведением виртуальных экскурсий через посещение сайтов электронных музеев, галерей; подготовкой электронных презентаций дипломных и научных работ и др. Со времени предыдущей аккредитации значительно вырос парк вычислительной техники, созданы новые компьютерные классы. Обновленное полиграфическое оборудование позволило поднять издательскую деятельность вуза на качественно новый, высокотехнологический уровень. Институт имеет договоры по двухзвенной системе подготовки специалистов в социокультурной сфере с 4 средними специальными образовательными учреждениями (училищем культуры, музыкальным училищем, художественным училищем и музыкальным отделением педагогического колледжа) Чувашской Республики. В 2014 году планируется присоединение к вузу Чувашского республиканского училища культуры. В вузе сложилась собственная система по ведению научной деятельности. За последние годы заметно выросло число учебных пособий с грифами УМО, Министерства образования и науки РФ. Научная информация представлена в изданиях института, регулярно обновляется на сайте вуза. Для координации научных исследований был создан отдел научной и творческой работы. Успешно развивались новые научные темы, сложились новые научнопедагогические школы по следующим направлениям: формирование культуры личности специалистов в области культуры и искусства; история отечественной и зарубежной музыки; теория музыки; философия искусства; музыкальное образование; музыкальное исполнительство; психология творческой деятельности; управление библиотечным делом.В институте функционируют две творческие школы. Творческие школы актерского искусства возглавляют заслуженный артист ЧР Филиппов Ю.М. Вокальную творческую школу возглавляет народная артистка ЧР, заслуженная артистка РФ, профессор СергееваЗинкина А.В.Творческий потенциал научных школ активно реализуется в образовательной политике вуза. Научный ценз профессорскопреподавательского состава (ППС) достиг 67%. В институте должное внимание уделяется развитию студенческой науки. Ежегодно в вузе проводятся «Недели науки», конкурсы на лучшую студенческую работу, научные конференции. По результатам конференций ежегодно осуществляется выпуск научных изданий. Среди них: «Сборник студенческих работ –Мир культуры взгляд в будущее», «Вестник ЧГИКИ» и др. Существующая в вузе организационная структура научноисследовательской деятельности позволяет повысить качество профессиональной подготовки, увеличить вклад вуза в развитие фундаментальных научных исследований и распространение научных знаний, формировать профессиональную элиту, выявлять и поддерживать наиболее талантливую молодежь; эффективно использовать ресурсы –человеческие, информационные, материальные и финансовые. Научноисследовательская работа носит как фундаментальный, так и прикладной характер. В вузе выполняются исследования по следующим темам: «Совершенствование подготовки кадров для библиотечноинформационных учреждений региона».«Формирование базовой культуры личности будущих специалистов сферы культуры и искусства в процессе преподавания гуманитарных и социальноэкономических дисциплин».«Культура и искусство: традиции и современность». «Стратегии развития культуры и современная социокультурная ситуация».«Театральная критика рубежа XIXXX веков о формировании режиссуры».«Вокальное искусство XVIIXXI вв.». «Формирование подготовленности студентов к решению профессиональных задач на основе компетентностного подхода в учебнообразовательном процессе».«Совершенствование профессиональной подготовки дирижеровхормейстеров в условиях института культуры и искусств».Продолжают успешное развитие научные и творческие школы, научные направления. В институте созданы и работают научные лаборатории: «Информационные технологии в культуре», «Музыкальное воспитание и образование современной молодежи». В условиях модернизации системы образования совершенствование научнообразовательной деятельности основано на необходимости подготовки высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, готового к эффективной работе по специальности на уровне современных стандартов, к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. На сегодняшний день в институте стабилизировался и сформировался квалифицированный коллектив. Эти кадры проводят солидную научноисследовательскую деятельность в масштабе вуза, которая соответствовала профилю подготовки специалистов в сфере культуры и искусств. Среди них ведущие специалисты республики в области музыкального искусства, культуры и образования, внесшие существенный вклад в развитие культуры и музыкального искусства Чувашской Республики: народный артист Российской Федерации и Чувашии Н.Д. Григорьев, заслуженная артистка России, народная артистка Чувашии А.В. СергееваЗинкина, народные артисты Чувашии В.В. Геворкян, Л.В.Родик, Т.П.Яфанова, заслуженные артисты Чувашии Г.Н. Пуклакова, А.Л. Суринова, М.Ф.Мокшанов, заслуженные работники культуры России и Чувашии С.А.Кондратьев, доктора наук И.А.Медведева, Л.Г.Григорьева и многие другие. Современное развитие вуза ориентировано на укрепление научного взаимодействия с учебнометодическими объединениями вузов, с государственными и общественными советами, ассоциациями вузов культуры и искусств и др. Открытое социальноэкономическое и образовательное пространство способствует активизации и проведению совместных научных проектов на международном уровне. Вуз осуществляет научное и творческое сотрудничество с Управлением культуры акимата Восточноказахстанской области (Республика Казахстан), Управлением культуры Республики Таджикистан и др.О возрастании роли института как научного центра свидетельствует участие ученых в международных, всероссийских, региональных мероприятиях и организация научных форумов. За последние 3 года преподаватели приняли участие в работе524 научных конференций, в том числе 102 международных. Одним из приоритетных направлений деятельности вуза является международное сотрудничество, которое рассматривается как один из путей расширения образовательного пространства, развития науки и культуры. Эта деятельность ведется по следующим основным направлениям: организация международных научнопрактических конференций и совместных международных изданий по актуальным проблемам развития мировой и отечественной культуры; организация учебного процесса ввузе в соответствии с международными стандартами; заключение международных соглашений о прохождении стажировок преподавателей, аспирантов и студентов в зарубежных образовательных и творческих центрах. Наши выпускники способны работать в рыночных условиях. Духовноэстетический климат вуза позитивно влияет на развитие новых направлений в творческоисполнительской деятельности, рост мастерства студентов и преподавателей; интенсифицирует учебный процесс, выводя его на качественно новый уровень художественногообщения, формирует имидж вуза как образовательной структуры, располагающей богатым художественнотворческим потенциалом, где осуществляется высокопрофессиональная подготовка специалистов. Но все это невозможно было бы в полной мере без современной материальнотехнической базы института. Стать сегодня конкурентоспособным невозможно без современных учебных корпусов, лабораторий, библиотек и т. д. Все это должно эффективно работать на цели, которые ставит перед собой вуз культуры, сумевший стать востребованным в новых условиях, продиктованных временем.Сегодня мы не должны пассивно смотреть на идущие в обществе инновационные процессы в образовании; надо признать, что они ведут к востребованности тех институтов высшей школы, которые самостоятельно делают уверенные шаги на пути своего дальнейшего развития. Мы регламентируем процессы жизни вуза, поддерживая все достойные начинания, выводящие его на качественно новый уровень. Для решения проблем, связанных с разработкой стратегии и тактики управления вузом культуры в условиях модернизации, необходимо совершенствовать работу по управлению им, создавать новые комплексные программы развития и реализовывать их. С 2013 году вуз функционирует согласно утвержденной программе развития вуза до 2017 года, предполагающей повышение качества высшего и послевузовского профессионального образования, успешное функционирование вуза в конкурентной среде. Реализация программы создаст условия для эволюционного перехода от адаптационной стратегии «консервативная» к стратегии «максимальное качество».