Образование для устойчивого развития – вектор инноваций

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шевченко И. А., Винокурова Н. Ф., Демидова Н. Н., Мартилова Н. В., Смирнова О. В., Бадьин М. М. Образование для устойчивого развития – вектор инноваций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 151–155. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54136.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы теории и методики геоэкологического образования как образования для устойчивого развития, стратегической целью которого является становление новой культуры личности – культуры устойчивого развития.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Винокурова Наталья Федоровна,доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой географии, географического и геоэкологического образования, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгородeco@bk.ru

Демидова Наталья Николаевна,доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой экологического образованияи рационального природопользования, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгородdemidovanngeo@yandex.ru

Мартилова Наталья Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, географического и геоэкологического образования, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгородmartilova_nn@mail.ru

Смирнова Оксана Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, географического и геоэкологического образования,Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгородgeogrovs@yandex.ru

Шевченко Ирина Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, географического и геоэкологического образования, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгородirinadzr52@mail.ru

Бадьин Михаил Михайлович,преподаватель кафедры географии, географического и геоэкологического образования, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгородfriend041@yandex.ru

Образование для устойчивого развития –вектор инноваций

Аннотация.В статье рассматриваются актуальные вопросытеории и методики геоэкологического образования как образования для устойчивого развития, стратегической целью которого является становление новой культуры личности –культуры устойчивого развития.Ключевые слова:геоэкологическое образование, устойчивое развитие, культура устойчивого развития.

В настоящее время формируется новый этап в развитии образования –образование для устойчивого развития, в котором центральное место занимает коэволюционная система ценностей и творческосозидательный характер деятельности. Важнейшей целью этого образованияявляется становление новой культуры личностикак «ключевого фактора» реализации идей устойчивого развития –культуры устойчивого развития. Культура устойчивого развития отражает основополагающие черты современной эпохи, связанные с переходом человечества на путь самоподдерживающегоразвития на базе общественного интеллекта, высоких духовнонравственных и волевых человеческих качеств жителей нашей планеты (Н.М.Мамедов)1.

Культура устойчивого развития –это способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности людей на основе формирования информационного общества и новых мировоззренческих идей.В данномконтексте система образования определена как стратегически важная, ключевая сфера человеческой деятельности, которая призвана выполнить опережающую роль в переходе к устойчивому развитию. На всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002 г.) вопросам образованиябыло уделено особое внимание и выработаны конкретные меры, обеспечивающие согласование международной деятельности в этом направлении. Начиная с 2005 года, Генеральная Ассамблея ООН объявила Всемирное десятилетие образования в интересах устойчивого развития. Важнейшим условием перехода современного общества к устойчивому развитию является осознание и реализация приоритетности методологии культуры устойчивого развития, что, в свою очередь, предполагает модернизацию всех компонентов системы образования в русле инноваций и появлению принципиально новых междисциплинарных областей научного знания, таких как геоэкология и соответствующее ей геоэкологическое образование. Геоэкология определяется как результат экологизации географической науки в контексте экологической культуры как стержневой основы культуры устойчивого развития. Результатом проявления геоэкологической культуры является геоэкологическая компетентность и экогуманистическое мировоззрение личности, что способствует развитию школьной географии в контексте ключевых задач образования для устойчивого развития.Значительный вклад в разработку проблем развития геоэкологического образования вносит научная школа геоэкологического образования Нижегородского Государственного Педагогического Университетаим. К. Минина под руководством профессора Н.Ф.Винокуровой2. Геоэкологическое образование на протяжении более чем 20 лет разрабатывается в университете на кафедре географии, географического и геоэкологического образования. Приоритетными направлениями исследований нижегородских ученыхметодистов, стали проблемы формирования и развития качеств и свойств личности, которые адекватны современным экологическим вызовам; формирования экогуманистического мировоззрения, нравственности, патриотизма и гражданственности, эстетического отношения к миру, опыта творческой деятельности, продуктивной самостоятельности, общекультурной и культурноэкологической компетентности.На современном этапе, активно разрабатывается проблема формирования геоэкологической культуры школьников средствами географии, категориальная сущность и методические основы геоэкологической культуры как цели экологизации школьной географии, придающие ей характер опережающего образования для устойчивого развития. Результатом исследований в области геоэкологического образования стали многочисленные монографии и учебные пособия, в их числеестьинформационнокоммуникативные электронныеучебнометодические разработки, представленные электронными модулями: «Мыслить глобально –действовать локально»,«Моя Родина –Россия»,«Край, в котором я живу». Модули включают электронные учебные пособия и хрестоматии, а также электронный картографический комплекс к ним. Одной из последних разработок научного коллектива явилось учебное пособие «Теория и методика геоэкологического образования»3, разработанное коллективом авторов под научной редакцией проф. Н.Ф. Винокуровой и проф. Н.Н. Демидовой4. Пособие предназначено для студентови магистров географических факультетов, обучающихся по направлению «педагогическое образование» и «география», а также для учителей географии и экологии.Данное пособие вобрало в себя новейшие идеи авторов в области теории и практики геоэкологического образования образования для устойчивого развития.Пособие состоит из пятиразделов. В первом разделераскрываются стратегические ориентиры геоэкологического образования, включающие методологические подходы и принципы в русле идей устойчивого развития. Они составляют базис методики геоэкологического образования, поэтому остановимся на них несколько подробнее.Общенаучную методологию геоэкологического образования составил ряд мировоззренческих идей, определяющих направления модернизации современного образования в контексте экологизации и культурологизации:идеи ноосферы, закономерно возникающей как высшая стадия эволюции Биосферы и отражающей ответственность человека за сохранение жизни и ее природных основ; ориентацию не столько на адаптацию к экологически опасным условиям существования, сколько на творческое решение проблем; идеи коэволюции, признающей сопряженное гармоничное развитие неживого, живого и мыслящего вещества биосферы, гармоничное развитие человека и окружающей среды, основанного на толерантности, эмпатии, ответственности; идеи устойчивого развития, которая направляет деятельность человека в русло созидания и природовосстановления.В русле обозначенных мировоззренческих идей геоэкологическое образование базируется и реализует шесть методологических подходов универсального характера, ядром которых являются такие смыслообразующие универсалии культуры как «пространство», «время», «ландшафт», «человек», без которых немыслима мировоззренческая модель реального мира. К числу таких подходов отнесены: системносинергетический, средовый, экологопсихологический, проблемноситуативный, личностнодеятельностный, компетентностный подходы.Согласно исследованиям В.С.Преображенского5геоэкология может быть рассмотрена как особая научная область междисциплинарного знания и как особый подход. Говоря о геоэкологическом подходе, важно отметить по крайней мере три его особенности: культурноэкологическую и экогуманистическую сущность; холизм в раскрытии отношений человека и вмещающей территории (ландшафта), что преодолевает известную дихотомию географического мышления «население –территория»; пространственновременная панорамность в раскрытии геоэкологических процессов, ситуаций, проблем. Соответственно геоэкологический подход реализуется на основе культурноэкологического, экогуманистического, ландшафтносредового и пространственновременного подходов. Все они всовокупности создают целостную систему мировоззренческих установок на устойчивое развитие человечества на различных территориальных уровнях в единстве с природными основами жизни и составляют конкретнонаучную методологическую основу развития геоэкологического образования. Культурноэкологический подходрассматривается как методологическое основание экологизации всей методической системы географического образования в русле экологической культуры. К числу внешних факторов реализации культурноэкологического подхода, отражающих общую стратегию развития образования, отнесены:–ориентация цели образования на становление культурного человека;–экологизация как системообразующее направление модернизации всех образовательных систем в эпоху глобального экологического кризиса;–ориентация образования на реальный «жизненный мир», многие объекты которого являются результатом «сотворчества» человека и природы и выступают культурноэкологическими феноменами.Экологизация в единстве с культурологическими идеями обеспечиваетстановление новых научных направлений и областей географического знания –геоэкологии, культурной географии, в которых объектом изучения являются рукотворные ландшафты как интегральные геосистемы, включающие в качестве компонентов природу, человека и результаты его деятельности, находящиеся в диалектических взаимоотношениях. Подобные объекты реального жизненного мира являются культурноэкологическими феноменами, что создает объективные основания реализации культурноэкологического подхода в их изучении. Данный подход обеспечивает:

холистический взгляд на человека и природу как диалектически сосуществующих частей внутри целостного современного ландшафта;

«диалог культур», поскольку рукотворные ландшафты выступают объектом «сотворчества» человека и природы, результатом культурной деятельности человека, системы ценностей различных исторических эпох, населения различных стран;

понимание управляющей роли человека в современном ландшафте, что выдвигает условия развития у населения экологической культуры как фактора окультуривания ландшафта, обеспечение гармонии человека и вмещающего ландшафта.При реализации культурноэкологического подхода в геоэкологическом образовании качественным образом изменяется вся методическая система. Целевой компонент ориентирует образование на переход от «человека знающего» к «человеку культурному». Центральное место в содержании образования должны занять такие области знания, которые изучают интегральные «человековключающие» системы, причем отбор содержания образования должен осуществляться по логике «культура –содержание –образование», то есть, используя все «языки» культуры (наука –искусство –этика и др.) в противовес жесткой детерминации «наука –содержание образования». Следовательно, в содержании образования будут выделяться познавательноинтеллектуальный, эмоциональноценностный и практикосозидательный блоки, включающие контекстноличностноориентированное содержание, поскольку культура представляет собой как общественный, так и идивидуальноличностный феномен.Важное место уделяется структуре содержания. Она: а) включает самоидентификацию личности, её причастность к тому или иному природноантропогенному объекту, культурноэкологическому феномену, например, городскому ландшафту, ландшафту сельской местности, природному и культурному наследию; б) раскрываетдиалектику взаимоотношения человека и природы как сосуществующих частей внутри целостной системы; в) имееткультурносозидательную перспективу, включая содержание об окультуривании ландшафта, создание культурных ландшафтов как «доминант ноосферы», островов спасения.Экогуманистический подходотражает генезис геоэкологического образования, которое обязано своим происхождением проникновению элементов экоцентрического сознания в гуманистическую парадигму географического образования. Реализация экогуманистического подхода в геоэкологическом образовании предполагает учёт:а) научнофилософских идей изучения действительности, суммированных в понятии «постнеклассическая наука» (новая рациональность), ключевыми положениями которой являются «человековключающие системы», «рефлексия» и «креативность», «единство логического и внелогического», «научность и бытийность»;б) психологопедагогических исследований, связанных с методологическим принципом субъектности, реализующимся в представлениях о личности как субъекте жизнедеятельности, субъектном опыте, значении и личностном смысле, многообразных отношениях человека с миром –познавательных, коммуникативных, рефлексивных, практических;в) педагогических подходов, отражающихся в переходе к культурологическим моделям образования, для которых характерны гармония общественного и личного, объектного и субъектного в динамике их превращения друг в друга; вовлечение обучающихся в мир значимых связей и идей.Содержательную основу экогуманистическогоподхода составляет идея качества жизни. Она предполагает раскрытие в содержании: а) универсальной ценности природных геосфер как компонентов системы жизнеобеспечения человечества; б) человечества не только как возбудителя природного равновесия, но и как жертвы собственного воздействия, выполняющего преобразовательную, критериальную и регулирующую функции в жизни географической оболочки в фазе ноосферогенеза; в) экологических последствий, их оценки по различным критериям; г) нравственноэкологического императива и экологической культуры; д) необходимости заботы о будущих поколениях (преодоление феномена «эксплуатации будущего»).Ландшафтносредовый подходявляется ведущим, системообразующим подходом в геоэкологическом образовании. Он призван раскрыть вписанность человека в ландшафт, актуализацию того факта, что «бытие человека ландшафтно по существу, вне ландшафта человек не мыслим» (В.С.Преображенский)6. Этот подход связан с концепциями бытийного географизма, субъективизацией ландшафта в «жизненный мир»,с учениями и теориями ландшафтоведения.Ландшафт рассматривается как реально существующая природная, природноантропогенная и антропогенная (в т.ч. культурный, этнокультурный ландшафт) пространственно дифференцированная система, которая легко ложится на карту, является основой для ГИС и базой разработки каркаса экологической устойчивости, выступает главным объектом природопользования и природоохраны. Он является реальным жизненным миром, может рассматриваться и как образовательное пространство, как пространство возможностей самореализации, поиска способов бытия в целях достижения гармонии. Ландшафт характеризуется коэволюционной сущностью, комплексным характером связей, а культурный ландшафт материально воплощает идею «сотворчества» человека и природы, служит образцом таких способов жизнедеятельности, которые обеспечивают гармонию.Педагогическая суть ландшафтносредового подхода состоит в том, что ландшафт как вещественный фрагмент реальной действительности и как ёмкое, многомерное понятие, включающее духовнонравственные, научные и прикладные аспекты, выступает основой уточнения цели, содержания и средств образования.Ландшафт –это реальная экологообразовательная среда: окультуренный ландшафт –воспитывает, а деструктивный –разрушает личность. Окружающийучащихся ландшафт –это пространство возможностей самопознания, самовыражения, самореализации личности в целях выработки природоохранных и здоровьесозидательных способов бытия с социоприродным окружением. Его изучение предполагает как субъективное, «бытийное» восприятие, так и объективные научные подходы, имеющие ценностные аспекты: деструктивный ландшафт как зона экологического бедствия; культурный ландшафт как образец устойчивого, гармоничного развития; национальный ландшафт как «эстафета поколений», в котором передаются накопленные веками этнокультурные традиции.Учитывая отмеченные выше особенности, можно утверждать, что ландшафтносредовый подход наполняет новым смыслом мировоззренческие коэволюционные отношения учащихся –взаимное улучшение человеческих (личностных) качеств и качеств вмещающего ландшафта. Пространственновременной подходобеспечивает раскрытие экологических процессов и проблем на различных территориях и с учетом их масштабности: глобальные, региональные, локальные, индивидуальноличностные.В основе этого подхода лежит концепция о геокультурном пространстве как системе конкретноисторических, природных, экономических, духовных качеств, свойств и факторов земного пространства.Ключевыми геоэкологическими понятиями, связанными с этим подходом, являются: экологическая ситуация и зона, экологогеографическое положение, экологический каркас территории, природноресурсный потенциал территории. Названные понятия являются фундаментальными в коэволюционной концепции. Геоэкологическое образованиев контексте названного подхода реализует идеи «игры масштабами», уникальности места и «вживания» в экологическую ситуацию на основе сочетания чувственного и логического познания, способствует формированию образа территории и обеспечивает «диалог культур» на основе рассмотрения природосообразных традиций различных народов и культур.

Важнейшими принципами реализации геоэкологического образования являются: принцип субъектности и социальности, принцип мотивированности и активности,принцип ближайшего развития, принцип природои культуросообразности, принцип интеграции, принцип постнеклассичности,принцип фундаментальности, принцип междисциплинарности,принцип конструктивизма, принцип нравственноэстетической выразительности среды, принцип событийности, принцип развития конструктивноэкологической активности и духовнонравственного отношения к миру, принцип эмпатии и толерантности, принцип экологосозидательной деятельности, принцип культуропорождающей образовательной среды. Названныеподходы являются методологическим ориентиром при разработке целевого, содержательного, процессуального и результативнооценочного компонентов геоэкологического образования.Во втором разделеучебного пособия рассматриваются целевые ориентиры авторской концепции геоэкологического образования. Стратегической целью экологизации географического образования на современном этапе становится геоэкологическая культура для устойчивого развития. Геоэкологическая культурарассматривается как способ, процесс, мера и результат культурноисторического освоения человеком окружающей среды с целью адаптации, осмысления природопользовательской деятельности, окультуривания антропогенно изменённых территорий различного пространственного ранга во благо гармонии человека с природой и устойчивого развития. Взаимосвязаннымикомпонентамигеоэкологической культурыявляются:

1. Когнитивный компонент –геоэкологические знания о взаимосвязях человека с пространственнодифференцированой эволюционноразвивающейся окружающей средой на основе познавательной модели геоэкологии –геоэкосоциосистемы.2. Аксиологический компонент –коэволюционные ценности, отражающие гармонию и «сотворчество» человека с окружающей средой на разных пространственнотерриториальных уровнях; 3. Нормативный компонент, являясь формальным, внешним регулятором, содержит в себе положения экологической этики, этики природопользования в контексте императивов устойчивого развития, основы экологического законодательства, нормативные предписания и запреты природопользовательского характера;4. Поведенческий компонент, определяющий культурои природосообразные поступки в окружающей среде; 6. Творческодеятельностный компонент, задающий культурные способы освоения человеком геоэкологического пространства.Третий разделпособия посвящен содержательному и процессуальному аспектам геоэкологического образования. Основой разработки геоэкологического содержания стала установка на двухкомпонентную модель содержания(А.В. Хуторской)7,когда при её конструировании в зоне первичного внимания находятся внутренние образовательные приращения и развитие школьника. Внутреннее геоэкологическое содержание отражаетаспекты геоэкологической компетентности личности: мотивационные, информационнопознавательные, ценностнонормативные, коммуникативные, практикоориентированные. Таким образом, геоэкологическую компетентность можно определить как результат перевода внешнего геоэкологического содержания в содержание внутреннее (личностное).В контексте идей культурологической парадигмы образования внешнее геоэкологическое содержание выстроено в соответствии со структурой геоэкологической культуры. Соответственно –когнитивный компонент содержания отражает когнитивный компонент геоэкологической культуры, ценностнонормативный компонент –аксиологический и нормативный компоненты культуры, праксиологический –соответственно поведенческий и творческодеятельностный компоненты.При отборе и конструировании геоэкологического содержания учитывается, что географическая наука позволяет рассматривать экологические взаимосвязи и противоречия в пространственной организации, обеспечивая их раскрытие на различных территориальных уровнях. Таким образом, геоэкосоциосистема как модель целостного познания взаимодействия человека и природы пространственно дифференцирована и может быть представлена объектами глобального, регионального, локального уровней.Процессуальный компонент методической системы геоэкологического образования разрабатывался в соответствии со стратегической целью геоэкологического образования –формирование геоэкологической культуры. Следовательно, в основе выделения этапов процессуального компонента заложен процесс культурного освоения личностью геокультурного пространства. В этой связи механизм формирования геоэкологической компетентности включает три этапа: культурноадаптационный, культурносмысловой, культурнотворческий. Каждый из выделенных этапов способствует развитию определенного вида компетенций, однако особо следует выделить ценностнонормативную и коммуникативную, развитие которых проходит красной нитью через все этапы, но имеет свою специфику на каждом из них.Ценностнонормативная компетенция является системообразующей и имеет свой уровень развития на каждом этапе. Уровень переживания и означивания формируется в условиях культурноадаптационного этапа, уровень осмысления и осознания на культурносмысловом этапе и нормативнорегулятивный уровень на культуротворческом этапе.Коммуникативная компетенция характеризуется умением учащихся участвовать в различных видах диалога.Это предполагает участие учащихся в рефлексивном, самореализующем, смыслотворческом диалогах. Особое значение приобретает метод создания «Яобраза» в будущем как идеального психологического образамодели человека, способного к культурному освоению географического пространства и выступающего ориентиром поведения для личности.В четвертом разделе учебного пособия представлены педагогические технологии, применяемые в геоэкологическом образовании и обеспечивающие переход объективносуществующих ценностей в субъективнонормативную форму. К ним отнесены информационнокоммуникативные, диалоговые, проектные, игровые, задачные, кейсовые технологии, а также технологии модульного обучения, технология «Портфолио», технология ответственных дел, технология «Педагогические мастерские»и другие, а также подробно рассмотрены педагогические ситуации в геоэкологическом образовании. Раскрыты сущность, классификация, специфика и методика применения педагогических технологий в геоэкологическом образовании, соответствующие выделенным этапам формирования геоэкологической культуры личности.На конкретных примерах показаны механизмы использования технологий для достижения поставленных целей.В пятом разделе раскрываются критерии и методики оценки результатов усвоения компонентов содержания геоэкологического образования.В соответствии с пониманием геоэкологической культуры личности как интегрального качества, отражающего аспекты геоэкологической компетентности, мировоззренческих позиций, духовнонравственных качеств личности в контексте идей устойчивого развития, сформированностьгеоэкологическойкультуры (уровень:высокий, средний, низкий) определяют следующие критерии:

1.Показатели сформированности геоэкологической компетентности (мотивационный, ценностнонормативный, коммуникативный, информационнопознавательный, практикосозидательный аспекты). 2.Совокупность духовнонравственных качеств личности (гражданственность, патриотизм, эмпатия, толерантность), содержательно отражающие идеи устойчивого развития. 3.Мировоззренческие позиции личностиСтепень сформированностимотивационного аспекта геоэкологической культурыличности определяется по уровню развития конструктивноэкологической активности личности.Уровни сформированности субъектного опыта природои культуросообразной деятельности мы определяли на основании уровней самостоятельной активности. Сформированность диалоговых отношений учащихся выделяется по трём уровням, выделенным С.В. Беловой8: индивидуальнопознавательному; коллективноаналитическому;рефлексивнопроектировочному.

Учебное пособие «Теория и методика геоэкологического образования» имеет хорошо разработанный методический аппарат, которыйпредставлен вопросами и практическими заданиями для самостоятельной работы. Завершает учебное пособие система рейтинговой оценки, состоящая из самостоятельной рейтинговой оценки, вопросов к экзамену по курсу «Геоэкологическое образование»ивключающая методическиепрактикумы по темам параграфов.Представленное учебное пособие в настоящее время успешно апробируется в вузовской практике и является востребованным у передовых учителей географии в общеобразовательных школах Н. Новгорода и Нижегородской области.

Ссылки на источники1.Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование. / Н.М. Мамедов М., 1996.2.Геоэкологическое образование: методология, теория, методика. Коллективная монография / Под ред. Н.Ф.Винокуровой, Н.Н.Демидовой.–Н. Новгород, 2007.3.Теория и методика геоэкологического образования: Учебное пособие. Часть 1 /Под ред. Н.Ф. Винокуровой, Н.Н. Демидовой –Н. Новгород: НГПУ им. К Минина, 3013.4.Демидова, Н.Н. Формирование геоэкологической культуры учащихся в школьном географическом образовании. / Н.Н. Демидова. –Н. Новгород: НГПУ, 2011.5.Преображенский Преображенский, В.С. Поиск в географии: Кн. для учителя / В.С.Преображенский. –М., 1986. –224 с.6.Преображенский, В.С. Современные ландшафты как природноантропогенные системы / В.С.Преображенский, Л.И. Мухина // Изв. АН СССР. Сер. геогр. –1984. № 4. –С. 1927.7.Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А.В.Хуторской –СПб:, 2001.8.Белова, С.В. Диалог –основа профессии педагога: Учебнометодическое пособие / С.В.Белова. –М., 2002.